Многие обрядовые постановления, особенно в книге Левит, прямо указывают на существование лагеря, стана («маханé»), в котором или возле которого имело место их исполнение. В главе 4-й книги Левит ( Лев.4:11–12 ) священнику делается такое предписание относительно тельца, приносимого в жертву за грех: кожу тельца и все мясо его с головою и с ногами его, и внутренности его и нечистоту его, всего тельца пусть вынесет вне стана на чистое место, где высыпается пепел, и сожжет его огнем на дровах (то же в Лев.4:21 ). Согласно Лев.6:11 , священник должен вынести пепел, остающийся от жертвы всесожжения, также вне стана на чистое место. По закону, прокаженный должен жить отдельно, вне стана жилище его ( Лев.13:46 ); для очищения священник выходит вон из стана и совершает обряды очищения; очищаемый же, после должного омовения и острижения волос, входит в стан и пребывает семь дней вне шатра своего (огель – палатка, шатер, – Лев.14:3–8 ). В день очищения ( Лев.16 ) козел, предназначенный для Азазеля 107 , отсылается с нарочитым человеком в пустыню, и кто отводил его, тот должен был входить в стан только после обычного омовения (ст. 26, ср. 27–28). В 17-й главе содержится постановление на тот случай, если кто заколет жертвенное животное в стане или вне стана и не приведет ко входу скинии собрания ( Лев.17:3–4 ). В книге Чисел в главе 19, в начале которой описывается обряд с рыжей телицей, несколько раз упоминается о лагере (то же и в гл. 5-ой). Кроме особенностей обрядового культа, связанных со скинией и лагерем, печать глубокой древности носят на себе описываемые в Пятикнижии иерархические и гражданские учреждения. Из особенностей иерархического строя возьмем один пример: срок службы левитов при скинии. После плена Вавилонского левиты должны были вступать в отправление своих обязанностей с двадцатилетнего возраста ( 1Ездр.3:8 ); тот же обычай соблюдался и при Езекии ( 2Пар.31:17 ) и вел свое происхождение от Давида, который много потрудился над организацией левитов ( 1Пар.23:25–27 ). А по книге Чисел срок левитского служения определяется с тридцатилетнего возраста 108 . Отсюда видно, что порядок, описанный в книге Чисел, во всяком случае, раньше эпохи Давида, при котором левиты привлечены были к службе с более раннего возраста; не мог он появиться и во времена Судей, когда большинство левитов, не имея возможности кормиться около центрального святилища, принуждены были вести бродячую жизнь, когда не могло быть и помину о правильной организации целого колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

При описании Палестины, как неизвестной страны, писатель постоянно поясняет местоположение: дубравы Мамре ( Быт.13:18 ), Кадеса (14:7), Сура (16:7), Ефрафы (35:19) и др. По тем же, очевидно, причинам границы обетованной земли определяются очень обще, лишь с большей ясностью определяются южные границы и то потоком Египетским, горой Син, Кадес-Варни, т.е. местностями, где проходили евреи. Восточные границы определяются рекою Иорданом, западные – Средиземным морем, а северные: от великого моря к горе Ор с разными выступами, т.е. опять местностью известной евреям ( Числ.34:1–12 ). Об определенном местоположении коленных владений, кроме заиорданских колен, ничего не говорится ни в благословении Иакова ( Быт.49 гл.), ни в благословении Моисея ( Втор.33 гл.). Совсем иначе описываются как границы обетованной земли, так и коленные владения в книге Иисуса Навина ( Нав.13:4–6; 15:1–5; 17–19 глл.). И эта разность естественно и законно объясняется разным местожительством писателей Пятикнижия и книги И. Навина и их читателей. Серьезным доказательством подлинности Пятикнижия, в его законодательных отделах, служит характер и способ изложения в нем законов – характер хронологически-летописный, а не систематический. Так, писатель как бы день за днем излагает постепенно законы, соответственно тому, как по мере надобности и нужды они открывались ему Господом, а им сообщались народу ( Исх.18; 20–23; 35 ; Лев.10; 16; 24 ; Числ.34 ). При этом видно, что некоторые законы постепенно пополнялись и выяснялись частными постановлениями, вызываемыми различными нуждами времени и обстоятельств. Например, после сообщения закона о пасхе ( Исх.12 гл.) сообщается закон об удалении нечистых во время пасхи ( Числ.9 гл.). Богохульство было воспрещено ( Исх.20:7 ), а наказание за него было определено после по особому частному поводу ( Лев.24:10–16 ). Также сначала дан закон о субботнем покое ( Исх.20:10 ), а потом по частному случаю определено наказание за нарушение его ( Числ.15:32–36 ). Также постепенно выясняется закон о земельном наследстве ( Числ.26:33; 27:1–11; 36:1–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Во все последующее время, впредь до вавилонского плена, как оно описывается в ветхозаветных исторических книгах, Пятикнижие Моисея служило законом для еврейского народа. Так, первая книга Царств начинается повествованием о первосвященнике Илии, который происходил из рода Аарона ( 1Цар.2:27–30 ), согласно закону Моисея ( Исх.28 ; Лев.7:34 ) служил при ковчеге и вместе с детьми приносил жертвы, причем дети его злоупотребляли принадлежавшей им по Моисееву закону частью жертвенных даров (mischfat kohanim et haam – 1Цар.2 ­­ Втор.18:3 ) и отношениями к женщинам, служившим при скинии ( 1Цар.2 ­­ Исх.38:8 ). Просьба евреев, обращенная к Самуилу о выборе царя, основывается и составляет даже дословное воспроизведение закона Моисеева о царе ( 1Цар.8 ­­ Втор.17:14 ). Прощальная речь Самуила ( 1Цар.12 гл.), заключая воспоминание об избрании еврейского народа Богом и спасении его по Божественной правде (zedakah), напоминает повествования и терминологию Пятикнижия и вообще составлена как бы из изречений Пятикнижия, что можно объяснить тщательным изучением последнего (ср. Исх.20:2 ; Числ.14:13–19 ; Лев.19 :,4; Втор.2:15; 6:5, 13; 16:19 ). Пятикнижие же воспроизводит и его речь к Саулу: не обратится и не раскается Святый Израилев, потому что Он не как человек ( 1Цар.15 ­­ Числ.23:19 ). Давид основывает свои мессианские надежды на призвании еврейского народа и обетованиях Пятикнижия и благодарит Бога за обетования также словами Пятикнижия ( 2Цар.7:23–24 ­­ Исх.15:11 ; Втор.4:7; 10:21; 13:16 ). И при нем, как при Илии, соблюдались законы Пятикнижия о жертвах, хлебах предложения, левитском служении, священных днях и праздниках ( 2Цар.6:17; 24:25 ; 1Цар.21 ­­ Исх.20:30; 29:39 ; Лев.6:14–16; 2:5 ). В прощальном наставлении Соломону Давид называет свою смерть путем всей земли ( 3Цар.2:2 ), характеристическим термином Пятикнижия ( Быт.19:31 ), повелевает Соломону сохранять пути, завет Господа Бога, заповеди и оправдания Его и судьбы Его и свидения Его, написанные в законе Моисеевом ( 3Цар.2:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Наиболее распространенное объяснение хорошо годилось бы, если иметь в виду обращение сердца сынов к отцам; но каким же образом отцы, давно умершие, обратят свое сердце к сынам? – да и стоят ли сыны этого? Затем и то надо сказать, что сами отцы в этом смысле – отнюдь не достоподражаемый пример, если мы примем во внимание слова 3:6: «вы, сыны Иакова, не отстаете от неправд отцов ваших». Правда, места Мал.2:6 и 3:4 и Ис.29:22 могут говорить и в пользу разбираемого толкования; но во всяком случае, его можно принять только по нужде. Остается, так. обр., толкование св. Кирилла и Орелли, – что разумеются вообще взаимные разногласия. Двоякое сочетание и , пожалуй, можно в настоящем случае приравнять сочетанию с (==λλλων, «друг друга»). Может быть, разумеются партии народные (ср. Мал.2:17; 3:15 ), может быть, – так думает Орелли, – некоторая отчужденность и враждебность старшего и младшего поколения. Велльгаузен состояние современной Малахии общины считает похожим на изображенное в Мих.7:1–6 (ср. между проч. в ст. 5–6: «не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих; ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка против свекрови: враги человеку домашние его»). Вообще же говоря, мы должны сознаться, что дать бесспорное толкования настоящего места едва ли возможно. § 191. . Союз значит «чтобы не»==греч. μ; употребляется с impf., когда раньше указано действие (предшествующее), долженствующее помешать наступлению некоторого другого нежелательного действия или явления (ср. Быт.11:4; 19:15; 3:3 ); – такой случай мы и имеем в настоящем месте: – 1 л. ед. ч. impf. каль от гл. «приходить». – 1 л. ед. ч. perf. гиф. от неупотр. в каль гл. ; – в гиф. значит «бить», «поражать», «разбивать» (ср. Исх.2:11, 13 ; Быт.19:11 ; 4Цар.16:8 ; Чис.14:12 ; Дан.8:7 ; 1Цар.17:49 ). Слово выражает довольно своеобразное понятие бесповоротного обречения, осуждения на истребление, заклятия, проклятия (ср. Лев.27:21 ; Чис.18:14 ; Иез.44:29 ; Лев.27:28 ; Лев.27:29 ; Втор.7:26; 13:18 ; Нав.6:17 сл.; 7:1, 11–13, 15; 1Пар.2:7 ; Ис.43:28 ; 1Цар.15:21 ; 3Цар.20:42 ; Зах.14:11 ; Ис.34:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

19:32–39 В этих стихах обозначена территория, данная в удел сынам Неффалима, который был шестым сыном Иакова и вторым от Валлы ( Быт. 30,7.8 ). 19 девятнадцать. Перечень, по-видимому, не полный. 19 удел. См. ком. к 1,6. 19:40–48 В этом фрагменте описывается удел колена сынов Дановых. Дан был пятым сыном Иакова и первым от Валлы ( Быт. 30,3–6 ). 19 вышел предел сынов Дановых мал для них. Другие возможные варианты перевода: «сыны Дановы с трудом взяли свой удел», «удел сынов Дановых был потерян для них». Более подробный рассказ о том, как сыновьями Дана был завоеван город Ласем (или Лаис), содержится в Суд. 18 . 19:49,50 См. ком. к 14,6–15. 19 по повелению Господню. Такое повеление Господа не зафиксировано в книгах Священного Писания (ср. ком. к 14,9; см. Чис. 14,30 ). Фамнаф-Сараи. Место, где будет погребен Иисус Навин (24,30). 19 Елеазар. См. ком. к 14,1. в Силоме. См. ком. к 18,1. пред лицем Господним. См. ком. к 18,6. скинии собрания. См. ком. к 18,1. Глава 20 20:1–9 После записи о разделе земли немедленно следует обеспечение основ правосудия на этой земле, что отражает Божию заботу как о справедливости, так и о самой человеческой жизни. Приведенная в гл. 20 концепция справедливости подразумевает адекватное возмездие за содеянные преступления и отвергает мщение, поскольку оно может обернуться несправедливостью (см. Втор. 4,41–43 ). 20 города убежища. Нарушившие закон (ст. 3) могли рассчитывать здесь на беспристрастный суд и спастись от неправедной мести. Кроме того, эти города были определены как места поселений левитов, что подразумевало обязательное исполнение Божиего Закона (21,13.21.27.32.36.38; Чис. 35,6 ). о которых Я говорил вам чрез Моисея. См. Исх. 21,12–14 ; Чис. 35,6–34 ; Втор. 19,1–13 . 20 по ошибке, без умысла . Неумышленный грех особо оговаривался в иудейском законе ( Лев. 4,2.13.22.27; 5,15,18 ; Чис. 15,22–29; 35,22 ; Втор. 4,42; 19,4 ; Иез. 45,20 ; ср. Евр. 9,7 ). мстящего за кровь. Подразумевается либо ближайший к убитому родственник мужского пола, либо должностное лицо того города, где было совершено убийство ( Чис. 35,19–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Наконец, дух и характер Моисеева Пятикнижия отразились на всем повествовании книги И. Навина: дух теократии, взгляд на историю еврейского народа как народа избранного Богом и находящегося под Его непосредственным управлением. Так, Пятикнижие служило законом для еврейского народа во времена, ближайшие к Моисею, и для священного писателя – также ближайшего преемника Моисея. То же значение Пятикнижие сохраняло и во все последующее время. По смерти И. Навина, по свидетельству кн. Судей, евреями управляли старейшины их колен, которым эта власть предоставлена была Моисеем ( Исх.18 ). Из колен преимущественно выделялось Иудино ( Суд.1:2; 20:18 ), на основании древних его преимуществ ( Числ.2:3; 10:14 ) и обетовании ( Быт.49:8 ). Название, затем, верховных правителей еврейского народа судиями соответствует названию должности, установленной Моисеем ( Втор.16:18 ). Писатель книги Судей часто ссылается на писанный Моисеев закон: об истреблении хананеев (2:1,11 ­­ Исх.23:23, 32; 34:15–16 ; Лев.26:9 ; Втор.34:4 ); об обрезании, которое отделяло евреев от хананеев; о запрещении браков с хананеями; о законах касательно левитства, назорейства, различения пищи и др. ( Суд.3, 4–6 . Руф.1:11–13 ­­ Втор.25:5 ; Исх.34:16 ; Втор.7:3 ; Суд.4 ­­ Втор.25:5 ; Суд.13:4–14 ­­ Числ.6:1–21 ). Средоточием богослужения была скиния, священство находилось в роде Аарона, жертвы приносились по закону Моисеева Пятикнижия ( Суд.20:18, 26; 21:2, 4 ). Вспоминаются нередко лицами периода судей постановления Моисеева закона с буквально точным соответствием изложению их в Пятикнижии, например, Гедеон говорит: ни я не буду владеть вами, ни мой сын, Господь да владеет вами (8:23, ср. Втор.17:14 ; Исх.19:5 ). Речи многих лиц, излагаемые в книге Судей, понятны были при общем знакомстве с Пятикнижием, например, речь Ангела евреям ( Суд.2:1–4 ­­ Исх.34:12–13; 23:32 ; Втор.7:5 ), к Гедеону и жене Маноя (6:11–23 ­­ Исх.20:2–26 ; Суд.13 ­­ Быт.16:11 ; Числ.6:1–5 ); песнь Девворы ( Суд.5:4–5 ­­ Втор.33:2; 5 ­­ Втор.32:17; 5 ­­ Быт.49:14 ) и речь пророка (6:8–10 ­­ Исх.3–20 ) изложены под ясным влиянием хорошо известного всем Пятикнижия. Священный историк вспоминает о тесте Моисея, о Халеве, о патриархах, о 40-летнем странствовании и пр. (1:11–20; 4:11; 5:4. 6:13). Тон и характер всего повествования книги Судей отражают на себе воззрения Пятикнижия: писатель имеет целью показать, что израильтяне, когда исполняли Божий закон, то благоденствовали; когда же нарушали, то подвергались бедствиям ( Суд.2:11; 3:7, 12; 6:1; 14:1 ), т.е. подтверждает основную мысль пророческих речей Моисея ( Лев.26 гл. Втор.28–31 глл.), причем заметно не мало следов и дословного сходства с последними ( Суд.2:10–14 ­­ Втор.28:15, 51 ; Лев.26:9, 16–17 ; Исх.23:23, 32; 34:16 ). Выражение: «как говорил им Господь и как клялся им Господь» (2:15) указывает на те же пророчества Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

25 Амалик. Еще один факт, опровергающий точку зрения ряда ученых, согласно которой книга Второзаконие была написана в VII в. до Р.Х. Последнее упоминание о военной силе амаликитян относится ко временам Давида, который сражался с ними после того, как Саул не послушался Господа ( 1Цар. 15 ). когда вы шли из Египта. См. Исх. 17,8–16 . Глава 26 26 начатков... плодов. О принесении первых плодов подробно рассказывается в Лев. 23,9–14 в связи с праздником Пасхи. На первый взгляд, может показаться, что этот отрывок в книге Второзаконие говорит только о единичном случае принесения первых плодов, который произойдет, когда израильтяне вступят в Ханаан. Но, вероятнее всего, данное постановление касалось обряда, совершаемого ежегодно. В Лев. 23 сказано, что закон о принесении первых плодов является вечным постановлением, другими словами, этот обряд богослужения надлежало совершать каждый год. на то место, которое Господь, Бог твой, изберет. См. 12,5. 26 странствующий Арамеянин. Несомненно, это упоминание относится к бесконечным странствиям Иакова, который спасся бегством в Месопотамию (Арам), а затем возвратился в Ханаан, скрываясь от жителей Сихема ( Быт. 35,1 ). Очевидно, упоминание о его арамейских корнях основано на повествовании книги Бытие. Последующие фразы представляют собой краткий обзор пребывания Израиля в Египте, описанного в книгах Бытие и Исход. 26 десятины. См. ком. к 14,22.28. 26 призри... с небес. Эту фразу Соломон повторил в своей великой молитве при освящении храма: «Услышь на месте обитания Твоего, на небесах» ( 3Цар. 8,30 ). 26:16–19 Заключительный раздел главы представляет собой торжественное утверждение законов Бога, данных в гл. 12–26. Израиль принимает Бога как своего Верховного Правителя, законы которого подлежат безусловному исполнению. Господь же, со Своей стороны, называет Израиль особым народом («собственным Его народом») и обещает израильтянам Свою особую благодать. Подобную же последовательность мы видим в Исх., гл. 24, где Моисей окропил кровью завета жертвенник, книгу завета и народ на горе Синай, а Израиль отвечал обещанием повиноваться Богу ( Исх. 24,7 ). Этот раздел является также Введением к торжественной церемонии утверждения закона, подробно описанной в гл. 27. Глава 27

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

—761— ности, а в «ученом дипломе», по нашему, – в том, во – 1-х, что апостолы не учились в тогдашних иерусалимских школах у знаменитых раввинов, – в том, во 2-х, что они происходили из простого народа, а не из знатных родов, кроме одних сынов Заведеовых, быть может принадлежавших к одному из священнических родов (Иебам. Иер. 59а), хотя на раввинском языке διτης называется простой священник в противоположность первосвященнику (Levy, Neunebr. und chald. Wörterbuch, 1, 453, – Buxtorfius, Lexicon Rabbinicum cet. 595 sq. и Wetstenius, Novum Testamentum к 1Кор.14:16 – для греческого термина, – и к Деян.4:13 – для γρμματοι). К πορνεα 15:20, 29 стр. 320–321 надо заметить, что с ветхозаветной точки зрения идолослужение есть πορνεα Чис.14:33 . Иер.3:1, 2, 9 , –13:29 ср. Лев.17:7 , –20:5, 6, Исх.34:15 , Втор.31:16 , – 4Цар.9:22 , Пс.72:27 , Ис.23:17 (о торговле с язычниками), Ос. 1–2 гл. 4:19, –6:10. Иез. 16 гл. 23 гл. особ. 27 ст. и 43:7, 9, – и μοιχεα – и произв. Иер.3:8, 9; 5:7; 9:9 , Иез. 23:37, 43 . Отсюда и λισγματα и εδωλθυτα суть πορνεα в религиозном отношении. Ср. 1Кор.8:1 дал. Не следует упускать из виду и того, что языческие богослужения соединялись с оргиями и развратом: ср. 1Кор.10:7–8 , где идолопоклонство соединяется с развратом, – ср. ст. 19–33. – Также и к толкованиям автора есть важная, но им почему-то неуказанная, параллель в 1Кор.5:1 , где под πορνεα подведено γυνακ το πατρς χειν. Приходится также пожалеть о том, что автор ничего не сообщил к разъяснению символики явления «разделяющихся языков как бы огня»: Деян.2:3 . Наконец на стр. 63 автор, без всякой оговорки, приводит уже издавна повторяемое ложное утверждение, будто Ап. Павел не понял речи народа на ликаонском диалекте ( Деян.14:12–14 ). Но этому противоречат как κοσαντες ст. 14 и понимание апостолом намерения жреца, так и влияние речи апостолов на народ (ст. 18). Очевидно Апостолы и народ понимали друг друга. 4) Специально-филологическая сторона работы автора, также как и текстология, основывается главным образом на новейших немецких комментариях, дополненных грам-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– «плата». – человек, получающий плату за свой труд (в отличие от раба), «наемник», «поденщик» (ср. Втор.24:14 ; Исх.12:45 ; Лев.22:10; 25:6, 40, 53 ; Втор.15:18 ). Постановление об обязательной справедливости к наемнику содержится в цитированном уже нами месте Втор.24:14 : « , не обижай наемника». Мотив этого закона и содержание самого требования указаны в Лев.19:13 : «не притесняй ближнего своего ( ) и не грабительствуй ( ); платы наемнику не оставляй у себя на ночь до утра ( )». § 134. ==«вдовицу и сироту»; оба имени подчинены тому же глаголу , что и . LXX перевели множ. числом ρφανος, а вместо подразумеваемого глагола поставили по новому глаголу пред каждым именем: καταδυναστεοντας χραν (==слав. «насильствующие вдовиц») и κονδυλζοντας ρφανος (слав. «пхающие сирыя») 1829 . В сирском пер. пред «вдовой» назван еще пришелец, – вероятно, потому, что в евр. обыкновенно называется вместе с вдовой и сиротой 1830 , – а стоящее дальше переведено: «того, кто обращается ко мне» (==прозелита). Вдовы и сироты обыкновенно – существа беспомощные, а потому и обида, наносимая им, есть одно из самых возмутительных проявлений жестокосердия. Кроме простых предписаний, запрещающих эту обиду, в законе есть и угроза за это проклятием Божиим Исх.22:21 : «никакой вдовы и сироты не притесняйте». Втор.24:17 : «не суди превратно пришельца, сироту и у вдовы не бери одежды в залог». 27:19: «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову». § 135. . Форма есть мн. ч. м. р. st. constr. прич. по виду гифиль от гл. . В каль этот гл. значит: а) «распростирать», б) «распространять», в) «склонять», г) «поворачивать». В гифиль он частью значит то же, что и в каль, частью же получает иные (причинительные) значения; между прочим – «гнуть». В этом последнем значении он нередко соединяется с , и выражение (ср. 1Цар.8:3 ; Исх.23:6 ; Втор.27:19 ; Плч.3:35 )==εκκλινειν κρισιν LXX (бл. Иер. «pervertere judicium», слав. «уклоняти суд»)==«извращать суд» значит «превратно судить». Употребляется оно и в эллиптической форме » вместо », но значение при этом остается то же (ср. Притч.18:5 ; Ам.5:12 ). Так употреблен он и в нашем случае: == ==LXX – κα τος κκλνοντας κρσιν προσηλτου (слав. «уклоняющие суд пришельца»). Мы переводим: «превратно судящих пришельца».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Господь согласуется с мнением рабов своих» (св. Злат. Слов. о свящ. 3: хр. чт. 1831 г. ч. 2 с. 10–11). «Говоришь ты: в крещении-де благодать таинственная действует? В покаянии же что? Не то же ли Божие Имя действует? Что невозможно у человека, возможно то у Бога: силен Господь отпускать нам и такие грехи, кои почитаем непростительным. Невозможно казалось, чтоб вода омыла грех. Нееман сирианин не верил, чтоб проказа его могла очиститься водою, но сие невозможное Господь, даровавый нам толикую благодать, сделал возможным. Подобным образом невозможно казалось, чтоб грехи отпущались чрез покаяние: но Христос позволил сие апостолам, от апостолов жс перешло и до священников. Итак, что казалось невозможным, то сделалось возможным». Св. Амвр. мед. О пок. кн. 1 гл. 2. кн. 2 гл. 2 л. 7 и 19 наоб. Спб. 1778. 574 «Священники иудейские имели власть очищать тело от проказы, или лучше не очищать, а только свидетельствовать очищенных (Лев. гл. 14). Но священники нового завета получили власть – не быть свидетелями очищенных, но очищать – не проказу тела, а скверну души». Св. Злат. Слов. о свящ. 3: хр. чт. ч. 42 с. 12–13. 576 Бл. Ав. Бес. 392: Ив. т. 5 с. 1054. Антв. 1700. «Многообразнос милосердие Божие до того снисходит падениям человеческим, что упование жизни вечной восстановляется не только чрез благодать крещения, но и чрез врачевство покаяния, так что те, кои не соблюли дара возрождения, получают прощение грехов, когда обвиняют себя на собственном суде. Так устроила благодать Божия, что они могут удостоиваться снисхождения Божия не иначе, как только по молитвам священников. Ибо ходатай Бога и человеков Христос Иисус ( 1Тим. 2:5 ) дал предстоятелям Церкви такую власть, что на исповедающихся они налагают покаяние, и, по очищении их спасительным удовлетворением, допускают их к евхаристии чрез дверь примирения. Св. Лев. вел. Пис. 83: тв. т. 1 с. 302. Лион, 1700. 577 Св. Амвр. м. Бес. на пс. 118: тв. т. 1 ч. 2 с. 1335. Пар. 1845. Св. Кир. ал. Толк. на Иоан. кн. 12: тв. т. 1 с. 1101.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010