б) частым повторением одних и тех же мыслей. Эта особенность однако же не делает речи пророка однообразными или монотонными, как некоторым кажется; напротив, повторяя мысли, уже раньше высказанные, пророк всякий раз сообщает им новую форму выражения, так что у него при тождестве мысли замечается большое разнообразие и богатство в оборотах речи. Эта особенность изложения сообщает речам пророка особую силу убедительности и является необходимою потребностью, вызываемою современными условиями служения пр. Иеремии: среди крайнего и всеобщего развращения народа и полного невнимания к голосу Божественных посланников, очевидно, нельзя было ограничиваться простым сообщением воли Божией, но необходимо было об одном и том же повторять многократно и настойчиво, нужно было, так сказать, толкать и стучаться в двери сердца слушателей. в) частыми заимствованиями из других пророков, например: Исаии, Осии, Моисея. Эта особенность показывает, что пр. Иеремия внимательно изучал писания этих пророков и содержание их глубоко запечатлелось в его памяти. Наиболее часто встречающиеся в книге пр. Иеремии заимствования из закона Моисеева объясняются особенным, исключительным обстоятельством, которое имело место в 18-м году царя Иосии. В этом году первосвященник Хелкия, очищая и возобновляя запустевший храм Иерусалимский, нашел в нем величайшую драгоценность – книгу закона, написанную рукою Моисея. Об этой находке немедленно дано было знать царю, который сам лично прочел эту книгу (или по крайней мере некоторые отрывки из ней) всенародно при храме и, напомнив народу забытые им благословения Божии исполнителям закона и проклятия отступникам от него ( Втор. 28 гл.), возобновил древний завет с Богом ( 4Цар. 22:8–11; 23:1–3 ). Начатое царем великое дело поддерживал и продолжал пр. Иеремия. Книга закона была мало известна целым поколениям и поэтому необходимо было, чтобы народ ознакомился с нею, так как это было единственное средство достигнуть разумного исполнения закона. Вот почему пророк, объясняя смысл и значение возобновленного завета с Богом, и убеждая народ жить согласно сему завету, так часто напоминает слова закона Моисеева ( Иер. 34:13–14 ср. Исх. 21:1–6 ; Втор. 15:12 ; Лев. 25:39–43 ; Иер. 11:2–6 ; ср. Исх. 19:5–8 ; Быт. 15:13–21 ; Иер. 2:3 ср. Исх. 19:6; 23:19 ; Лев. 22:10, 15–16 ). Впрочем во всех случаях, когда пр. Иеремия повторяет слова пр. Моисея и других пророков, он является вполне самостоятельным и даже оригинальным: все заимствования или повторения из других пророков у него изложены проще и удобопонятнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Можно перевести как отпечаток. Прим. Ред. 2. Комментарии относятся к греческому оригиналу. Прим. Ред. 3. Слов и поставил его над делами рук Твоих нет в греческом тексте бл. Феофилакта. 4. Слова из вас у блж. Феофилакта опущены. 5. У блж. Феофилакта читается: μη συγκεκραμνους. Это согласовано у бл. Феофилакта не с λγος, как в нашем тексте, а с εκενους. Замечательно, не сказал: не согласившихся — но: не смешавшихся (μη σογκεκροιμνους) (Числ.11:30-31), чтобы обозначить высшую степень единения. 6. В слав. переводе вместо: «остается некоторым» читается: «лишены нецыи»: но св. Златоуст и бл. Феофилакт читали: «остается некоторым». 7. Комментарий относится к греческому оригиналу. — Прим. ред. 8. «То есть принесение собственного Его тела в жертву за наши грехи» — по другому чтению блж. Феофилакта. 9. Ср. Лев.гл.16, Числ.гл.19. 10. У блж. Феофилакта читается: «Духом вечным». 11. У блж. Феофилакга читается: вечной жизни и наследию. 12. По славянски «отнюдь», в русском переводе — «почти». Прим. Ред. 13. По тексту блж. Феофилакта: могут. 14. У блж. Феофилакта вместо одесную Бога читается: одесную Отца. 15. У блж. Феофилакта и св. Иоанна Златоуста читается так: который вновь открыл нам путем новым и живым. 16. Т.е. слово «живой» употреблено как синоним слову «недавний», т.е. новый, цветущий. Прим. ред. 17. В русском переводе: «Озлобившийся брат неприступнее крепкого города». Прим Ред. 18. Новатиане. См. блж. Епифания, еп. Кипрского Против ересей. 39 или 49: том I. 19. Свт. Иоанн Златоуст: «Что тебе пришло на мысль сделать приношение, это похвально; а то, что ты несправедливо разделил (избрал плоды на жертву), это послужило причиной того, что принесенное тобою отвергнуто» (In Gen. 18,6). 20. Слово Богу у блж. Феофилакта опущено. 21. Слова, поставленные в скобках, у блж; Феофилакта не чйтаются. 22. После перепиливаемы в русском синодальном переводе читаем: подвергаемы пытке, но последние слова у блж. Феофилакта опущены. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Итак, устное исповедание грехов пред священником, имея основание и начало в ясно выраженной воле Божией о кающихся грешниках, существовало и по неложному обещанию Господню («кому простите грехи, тому простятся») должно существовать всегда в Церкви Христовой, как необходимое условие для получения прощения грехов от Самого Господа. Тексты Св. Питания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение: 2  Цар. 12:13; Лук. 5:21 ; 1Иоан. 2:1 ; Иак. 5:16 ; Мф. 6:12 ; Иер. 17:5 ; Мк. 2:5 . Тексты Св. Писания, опровергающие лжеучение сектантов. В таинстве покаяния– христианин получает разрешение от грехов, совершенных после крещения: Иоан. 20:21–23 ; Мф. 18:18 ; Деян. 19:18 ; 1Иоан. 1:8–9 ; Мф. 3:6 ; Сир. 4:30 ; 2Цар. 12:13 . Покаяние или исповедь существовала еще в Ветхом Завете: Лев. 5:5–6 ; Числ. 5:7 ; Притч. 28:13 ; Пр. Сол. 11:24; Числ. 12:11–13 ; 2Цар. 12–13 ; Ездры 10:10–11; Неем. 1:6–6 ; Ионы гл. 3-я. Пропов. о покаянии: Иоан. Креститель: Мф. 3:2–6 ; Мк. 1:5 . Христос обещал апостолам дать власть прощать или разрешать людям их грехи; Мф. 16:19, 18:18 , а по воскресении даровал им эту власть: Иоан. 20:21–23 . Св. апостолы пользовались этою властью прощать и связывать грехи: 1Тимоф. 1:20 ; 1Кор. 5 гл.; 2Кор. 2: 8–10 . Апостолы передали эту власть своим законным преемникам, пастырям Церкви: Иак. 5:14–16 ; 1Тимоф. 5:18–20 ; Ефес. 4:11 ; Иуд. ст. 22 – 23, ибо Христос сказал им: Матф. 20:20 . Без исповеди человек не может наследовать вечной жизни: Откр. 21:27 . 6. О ТАИНСТВЕ БРАКА. Сектанты не признают брака за благодатное установление, а только за священный обряд. Православная же Церковь , согласно с словом Божиим признает и учит, что брак есть таинство. И Св. Писание ясно указывает нам, что брак есть таинство. В книге Бытия находим свидетельство, что брак благословил Сам Бог (1, 28). Господь Иисус Христос, бывший на браке в Кане Галилейской, Своим присутствием благословил и освятил брак ( Иоан. 2:1–11 ). Когда к Христу Спасителю обратились фарисеи с вопросом: «позволительно ли разводиться мужу с женою» ( Мк. 10:2 ). Он дал истинное понятие о браке, как таинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Примечания. 55,56 Плотник был основным подрядчиком в строительных работах, и его старший сын обычно наследовал профессию отца. Братья и сестры (дети Иосифа и Марии после рождения Иисуса) Иисуса известны лишь по именам, за исключением Иакова, который позднее стал одним из руководителей церкви. 58 О связи между чудесами и верой для сравнения см.: 8:10– 13; 9:2,22,28,29. 14:1–12 Реакция Ирода Антипы (см.: Мк. 6:14–29 ; Лк. 9:7–9; 3:19,20 ). Ирод четверовластник – это Ирод Антипа, правитель Галилеи и сын Ирода, во время царствования которого родился Иисус (гл. 2). Рассказы о чудесах, совершенных Иисусом, в сочетании с тем, что сам Ирод в глубине души сожалел о своем приказе убить Иоанна Крестителя (отданном по слабости), привели его к странной мысли о том, что это он воскрес из мертвых. Последний раз Матфей упоминает об Иоанне в 4:12; 11:2 (когда он находился в заточении), а теперь объясняет, что произошло. Ирод, в нарушение иудейских законов ( Лев. 18:16 ), женился на жене своего сводного брата, хотя и Ирод, и Иродиада развелись со своими прежними супругами, чтобы вступить в этот брак. Однако это был не только политически неверный, но и скандальный с точки зрения религии шаг, а потому его публичное осуждение Иоанном губительно сказывалось на репутации Ирода среди иудеев. Поэтому Иоанн не только доставлял неприятности Ироду, но также (как пишет Иосиф Флавий) представлял угрозу его политической безопасности. Сообщая Иисусу о смерти Иоанна, ученики Иоаннатш самым показывали, что признают Иисуса его истинным «последователем», как уже отмечалось в 11:17–19 и как далее (в 21:23–32) подтвердит Сам Иисус. Последующий уход Иисуса (13) позволяет полагать, что Он знал об опасности этой Его «связи» с Иоанном в глазах Ирода. 14:13–21 Чудо насыщения голодных (см.: Мк. 6:32–44 ; Лк. 9:10–17 ). У Луки говорится, что уединенным местом была Вифсаида, расположенная на северном, противоположном берегу озера, на территории, не подвластной Ироду Антипе. Тот факт, что множество людей поспешило пойти за Иисусом, показывает, как и в Ин. 6:14,15 , что это было не случайное сборище, но организованное движение народных масс с целью побудить Иисуса принять политическое решение (см. коммент. к ст. 21 ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Манна была сокрыта от взоров и не иначе, как по отверзтии кивота, могла быть видима: блаженство во Христе есть тайна для верующих, и оно откроется только тогда, когда узрим Господа лицем к лицу ( 1Ин. 3:2 ). Манна хранилась в ковчеге всегда и не подвержена была повреждению: вечное блаженство во Христе есть такое сокровище, которого ни червь, ни тля тлит ( Мф. 4:20 , Лк. 12:33 ). Кивот Завета покрыт был златым очистилищем, и над ним устроены были херувимы с распростертыми крылами. Иисус Христос есть очищение (λασιρηον) грехов наших и покровение наших неправд. ( Рим. 3:25 , 2Кор. 5:19 ) 353 Очистилище в день очищения было окропляемо кровию, при чем первосвященник испрашивал от Бога прощение грехов себе и всему народу ( Лев. 16:14–18 ): так всякий, прибегающий с верою к Господу, пострадавшему и воскресшему, получает оставление грехов. ( Кол. 1:14 ) Очистилище изображало престол Иеговы, с которого изрекал Он Свои повеления народу, и к которому народ обращался с молитвою (Иис. Нав. 7:6 , 1Цар. 3:15 ): верующие с дерзновением могут приступать к престолу благодати, да милость приимут и благодать обрящут во благовременную помощь 354 , ( Евр. 4:16 , Ин. 14:14–15, 16:16, 23:24 ) Изображение Херувимов над очистилищем означает как служение всего воинства небесного Царю царей, Господу Иисусу ( Евр. 12:22 , Апок. 9:11 , Дан. 3:54, 7:10 ), так и то, что Ангелы желают приникнути (παρακψαι) в тайны царствия Христова. ( 1Петр. 1:12 ) 355 Б. Храм Соломонов Храм Соломонов, по своим принадлежностям, совершенно сходен с Скиниею, и отличается от нее только неподвижностию, обширностию и великолепием. Посему, нет нужды объяснять составные части храма; следует только заметить некоторые особенности в его устроении. Что храм иерусалимский был образом таин новозаветных, – это видно из Писаний Ветхого и Нового Завета. Когда Пророки предрекали о будущей славе Христовой Церкви, – они указывали на обширность и великолепие храма Соломонова, как образа Церкви Христовой. Напр. в видении Иезекииля гадательно изображается слава Храма новозаветного именно под образами, взятыми с храма иерусалимского (гл. 41–44, слич. Захар. 6:12–13 ). Еще в предречении Пророка Нафана, данном Давиду, – что Соломон, сын его, созиждет дом имени Иеговы ( 2Цар. 7:13 ), – можно видеть указание на устроение Христом Церкви новозаветной, тем более, что и пророчество содержит в себе черты, относящиеся к Мессии, и Соломон был образом Спасителя. Сам Иисус Христос, предрекая о Своей смерти и воскресении, указует на храм иерусалимский, как образ церкви тела Своего ( Ин. 2:19, 21 ) 356 . Апостолы, говоря о Церкви Христовой, употребляют слова: ικος Θεο, νας Θεο ( 1Тим. 3:15 , 1Кор. 3:16, 17 и т. п.); a сии выражения указуют на единственный храм народа иудейского – храм иерусалимский.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

См. об этом празднике у Winer‘a, Bibl. Realwöcterbuch, 2 Bd., 3 Aufl. S. 289 ff., Art. «Purim»; у Алексеева в его «очерках домашней и общественной жизни евреев», 2-е изд. Новгород, 1891, стр. 146 и сл.; а также в лекциях по Библейской Истории Побединского-Платонова, Душеполезное Чтение, 1874 г., май, стр. 62 и сл. 58 Напр., блаж. Феофилакт, в толков, на Деян. гл. 2; синаксарь на день пятидесятницы; митроп. Филарет в начатках христианского учения (в истории о Синайском Законодательстве); также преосв. Михаил в толковом апостоле (в толков, на Деян. гл. 2); из еврейских толкователей Маймонид (см. Herzog, cit. op. S. 482). По иудейскому преданию, израильтяне подошли к Синаю 3-го июня (по нашему счислению), а 6-го июня был дан закон. См. Властова, «Свящ. Летопись» т.2 стр. 123. 62 Все Пятикнижие Моисеево разделено евреями на 50 или 54 отделений, называемых парашами (п а р а ш а г означает собств. – сказание, исторический рассказ), и по одной параше читается в синагогах по субботам, так что продолжении года прочитывается все пятикнижие. 63 Слова третьей заповеди: «не возмеши имени Господа Бога твоего всуе» ( Исх.20:7 ; Лев.19:12 ; Втор.5:11 ) евреи понимают как запрещение не только употреблять имя Божие всуе, но и произносить имя Иегова, как Оно было произнесено Самим Богом Моисею в несгораемой купине ( Исх.3:14–15 ); почему это имя и называется νεχωνητον, ρρητον, ραστον (Филон, de vita Mosis, III, 519, 529; см. Gesenii Hebr. Handwört. S. 324). По иудейским преданиям, это страшное имя Господа произносилось так, как было произнесено Самим Богом, только один раз в год, именно первосвященником в день очищения, когда он входил с жертвенной кровью во Святая Святых; но и тогда громко трубили в трубы, чтобы никто из народа не слыхал этого имени. Обыкновенное произношение Иегова есть измененное. Для этого слова заимствованы гласным от имени Божия а‘д о н а й, а если оно встречается в соединении с этим последним словом, то произносится с гласными имени э‘л о г и м, так что оба слова произносятся а‘д о н а й j е г о в и. Как же было изречено это Имя Самим Богом, – неизвестно. – В ночь на пятидесятницу евреям запрещалось при чтении книг Священного Писания произносить и Иегова, а требовалось употреблять какие-либо иные гласные. 65 Иецирах («книга творения») и Зогар («свет») – каббалистические книги, особенно уважаемые евреями. Из них первая содержит в себе каббалистическое изъяснение творения мира, а вторая – толкование на книги Священного Писания, также в каббалистическом духе. Обе эти книги появились не раньше 13 века. См. об этом: «Религиозные секты евреев по Иосту». Мскв. 1864, стр. 147; и у Алексеева в «очерках жизни евреев», 2-е изд. Новгород, 1891, стр. 95.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

8. Преподобный Арсений Новгородский, Христа ради юродивый. Память 8/21 мая, 12/25 июля 9. Иван Васильевич (Иоанн IV), по прозвищу Грозный (1530 — 1584) великий князь всея Руси (1533-1547), первый русский царь (1547-1584). 10. Блаженный Николай Салос Псковский, Христа ради юродивый (+1576). Память 28 февраля/12 марта. 11. В феврале 1570 года, после опустошительного похода с опричным войском на Новгород, царь Иоанн Грозный двинулся на Псков, подозревая измену и готовя ему участь Новгорода. Как свидетельствует Псковская летопись, «прииде царь… с великою яростию, яко лев рыкая, хотяй растерзати неповинныя люди и кровь многую пролити». Весь город молился об отвращении царского гнева. Жители вышли на улицы, и каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома, вынеся хлеб и соль для встречи царя. 12. «Истории государства Российского», том 10, гл. 4. Николай Карамзин (1766 — 1826), русский историк, создатель одного из первых обобщающих трудов по истории России, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма, прозванный «русским Стерном». 13. Александр Пушкин (1799–1837) русский поэт, драматург и прозаик. Драма «Борис Годунов» (1831) посвящена Пушкиным Карамзину: «Драгоценной для россиян памяти Николая Михайловича Карамзина сей труд гением его вдохновенный, с благоговением и благодарностию посвящает Александр Пушкин». 14. Блаженный Иоанн Московский, Большой колпак, чудотворец (+ 1589). Память 12/25 июня и 3/16 июля. 15. Субъектность (лат. subjectum — подлежащее) свойство индивида быть субъектом активности. Применительно к человеку, «быть субъектом» — значит быть носителем идеи Я, а это, в свою очередь, означает, что человек мыслит, воспринимает, переживает и осуществляет себя в качестве причины себя самого. 16. Прп. Серафим Саровский, чудотворец (1759 — 1833). Память 2/15 января и 19 июля/1 августа 17. Схиигумен Кукша Одесский, в миру Косьма Величко (1875 — 1964). Память 16/29 сентября и 11/24 декабря. 18. Патриарх Сербский Павел, в миру Гойко Стойчевич (1914 — 2009). Предстоятель Сербской Церквис 1990 по 2009.

http://radonezh.ru/analytics/bog-izbral-...

ЕВАНГЕЛИСТА МАТФЕЯ И 6 ГЛ. ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ (21–36 СТ.) Святоотеческие толкования 1) Св. Григорий Нисский о блаженствах. «Творения свв. отцов». Тв. Григория Нисского . 2) Св. Лев, Папа Римский. Изъяснение изречений о блаженствах. «Воскресное чтение», 1807. 3) Св. Василий Великий о кротости. В ком она есть? Плоды оной; Как с кротостию совместно негодование? 4) Св. Иоанн Златоуст . Смерть души. «Духовная беседа». 5) На ст. 20; Преп. Максим Испов. «Воскресное чтение», 1833. 6) Преп. Исидор Пелусиот . на тот же стих. «Творения свв. отцов». 7) Св. Григорий Богослов . Гнев позволителен нам на одного диавола. 8) Исидор Пелусиот на ст. 23; «Творения свв. отцов». 9) Его жена ст. 28. «Творения свв. отцов», т. 35 и т. 36. 10) Его же. на ст. 29–30; Как должно разуметь сказанное: аще око твое или рука твоя соблажняют тя. 11) Его же о том, что душа бессмертна; «Творения свв. отцов», т. XXXV. Его же на ст. 11. 12) Его же о том, что Евангельское учение не противоречит ветхозаветному законоположению. 13) Преп. Исидор Пелусиот о клятве. 14) Св. Григорий Богослов . И давать клятву, и требовать оной значит оскорблять правду. 15) Св. Василий Великий . Не должно доводить людей до клятвы. Давший клятву в злом деле должен принести в этом покаяние и не поддерживать худого намерения под предлогом клятвы. Наказание клятвопреступнику. 16) Преп. Исидор Пелусиот об ударяемом в ланиту, ст. 39. 17) Его же на слова: бьющему тя в десную ланиту подаждь и другую. Лк. 6:29 . 18) Преп. Максим Исповедник . Учение о совершенной любви. «Воскресное чтение», 1821. 19) Св. Дмитрий Ростовский о любви ко врагам. 20) Св. Иоанн Лествичник . О кротости. Лествица, сл. 24. Новейшие толкования в духовных журналах 21) Митр. Гавриил. О блаженствах. «Христианское чтение», 1837. 22) О 8 блаженствах (ст. 3–10). «Христианское чтение», 1825. 23) Евангельские блаженства (ст. 3–12). «Христианское чтение», 1853. 24) Архиеп. Анатолий. Слова о 9 евангельских блаженствах (ст. 3–12). «Христианское чтение», 1855. 25) Прот. Нечаев. Блаженны в литургии оглашенных (ст. 3–12). «Душеполезное чтение», 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

8:24–25 сильных... многих. Пророк говорит о праведных иудеях. Владыки владык. Так Даниил называет Бога. но будет сокрушен не рукою. Антиох IV Епифан не был убит и не погиб в сражении, а умер от физического или нервного расстройства в 164 г. до Р.Х. Описание его смерти см. в 1Мак. 6,1–16 и 2Мак. 9,1–28 . 8 сокрой это видение. Букв.: «запечатай». ибо оно относится к отдаленным временам. Походы Александра Македонского (333–323 гг. до Р.Х.) имели место почти через двести лет после данного видения Даниила, относящегося приблизительно к 550 г. до Р.Х. В свою очередь, Антиох IV Епифан царствовал еще полстолетия спустя, в 171–164 гг. до Р.Х. Глава 9 9:1–27 Даниил повествует о полученном им откровении. Откровение следует за молитвой пророка, в которой тот исповедал грех народа Божиего, признал справедливость опустошения Иерусалима и просил милости Божией ради восстановления города и храма. 9 В первый год Дария, сына Ассуирова. См. ком. к 5,30.31 и 6,1. Слово «Ассуир» следует, скорее всего, рассматривать не в качестве имени собственного, как один из титулов царя. Первый год Дария соответствует 539 г. до Р.Х. 9 семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. Относительно того, что считать началом и концом этого семидесятилетнего периода, и следует ли выражение «семьдесят лет» понимать как обозначение срока человеческой жизни или видеть в нем указание на определенный период, мнения специалистов расходятся. Одни предполагают, что данный период начинается с 586 г. до Р.Х. (с год разрушения Иерусалима Навуходоносором) и длится до завершения восстановления храма Зоровавелем в 516 г. ( Езд. 6,13–18 ). Другие начинают его отсчет от того года, когда сам Даниил был уведен в плен (605 г. до Р.Х., см. ком. к 1,1); в таком случае очевидно, что Даниил осознавал близость окончания семидесятилетнего срока. 9:4–19 В молитве Даниила воплотилось понимание им заветных отношений между Богом и Его народом, предусматривающих благословение за послушание и наказание за отступничество (ст. 5, 7,11,12,14; Лев. 26,14–45 ; Втор. 28,15–68; 30,1–5 ). Сходная молитва приводится в Неем., гл. 9. Данный отрывок делится на четыре части: обращение (ст. 4), исповедание греха (ст. 5–11), признание того, что Бог справедливо покарал беззаконие Своего народа (ст. 11–14), просьба к Богу быть милостивым к Израилю ради имени, царства и воли Его (ст. 15–19). Проникнутая духом раскаяния и смирения (ст. 3), молитва Даниила служит образцом того, какой должна быть всякая молитва .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Святого Василия Великого : «исповедывать грехи необходимо пред теми, кому вверено домостроительство Таин Божиих. Так находим, что и древние каявшиеся делали сие пред святыми” 229 ( Мф.3:6 ; Деян.19:18 ). Святого Иоанна Златоуста : «кто размыслит... тот ясно увидит, какой чести удостоила священников благодать Духа... Люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам, ибо не им сказано: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). Земные властители имеют власть связывать, но только тело, а эти узы связывают самую душу и проникают в небеса; что священники совершают на земле, то Бог довершает на небе, и мнение рабов утверждает Владыка... Какая власть может быть больше этой? Отец весь суд отдал Сыну ( Ин.5:22 ); а я вижу, что Сын весь этот суд вручил священникам». 230 Опровержение возражений Сектанты говорят: 1) Каяться нужно в душе перед Богом (ср. Пс.31:5 ; 231 50:3 232 ), а не перед священником – грешным человеком.. В указанных псалмах говорится о покаянной молитве царя Давида, который, однако, каялся пред пророком Нафаном, посланным к нему Богом ( 2Цар.12:1–14 ). Таинства покаяния (разрешения грехов) в Ветхом Завете не было. Если и существовало тогда покаяние и исповедание грехов ( Лев.4–6 гл., 16:21 и др.), то оно не давало прощения грехов, так как не было еще искупительной Христовой жертвы (ср. Рим 3:25–26 ; Евр.10:1–4 ), а только ради этой жертвы каявшиеся избавлялись от наказаний, определенных судом Божиим (ср. 2Цар.12:13 ; 3Цар.21:27–29 ; Ион.3:10 и др.). Человека безгрешного никогда не было на земле, нет и не будет (ср. 1Ин.1:8, 10 ; Иак.3:2 и др.), только один Бог без греха ( Откр.15:4 ). Совершив искупление Господь по любви к людям благоволил дать апостолам и их преемникам власть прощать или удерживать грехи, и верующие должны не только в душе каяться пред Богом, но и приходить к ним и исповедывать свои грехи (ср. Деян.19:18 ) для получения прощения. В раскаянии только пред Богом нет еще надлежащего смирения, нет глубокого сознания своего недостоинства. В истинно кающемся естественно желание унизить себя, отдать свои поступки на суд духовного врача, который обличил бы его, найдя в нем недостаток сокрушения о грехах, и утешил бы, когда грешник предался «чрезмерной печали» (ср. 2Кор.2:7 ). Напротив, нежелание открыть пастырю Церкви грехи есть признак того, что они еще привлекательны душе, что к ним еще не чувствует она отвращения, что скорбь о вине пред Богом еще не искренна, не полна и не глубока. 233 Вот почему, нам кажется, сектанты и отвергают таинство покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010