Паримия из книги пророка Ионы, в Великую субботу В сей паримии, заключающей в своем составе все четыре главы книги пророка Ионы, содержится повествование о посольстве Ионы в Ниневию для возвещения гнева Божия на Ниневитян. Ион.1:1–2 . Бысть слово Господне ко Ионе сыну Амафиину, глаголя: востани и иди в Ниневию град великий, и проповеждь в нем, яко взыде вопль злобы его ко Мне. Наименование Ионы сыном Амафииным указывает на тожество его с Ионою, также сыном Амафииным, о котором упоминается в повествовании 4-й книги Царств о царствовании Иеровоама II, царя Израильского. По свидетельству этой книги, Иеровоам II расширил пределы Израильского царства от входа Емафскаго (долина между горами Ливаном и Антиливаном) до моря Аравского (Мертвого), по глаголу Господа Бога Исраилева, егоже глагола рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, иже от Гефаховера ( 4Цар. 14:25 ), города в колене Завулоновом, в Нижней Галилее ( Нав. 19:3 ). Здесь идет речь об исполнении пророчества Ионы о восстановлении границ Израильского царства вследствие удачной войны Израильтян с Сирийцами, или о возвращении отнятых Сирийцами областей. Но когда произнесено было самое пророчество об этом, – неизвестно, в царствование ли Иеровоама II, продолжавшееся 41 год (835–791), или до вступления его на престол. Во всяком случае Иона является продолжателем деятельности пророка Елисея, по слову которого Иоас, отец Иеровоама II, победил Сирийцев в трех сражениях, но не поразил еще их окончательно ( 4Цар. 13:14–23 ). Последнее выпало на долю Иеровоама II, по слову пророка Ионы. Господь царь Израилев есть вместе царь всех народов. Избранный народ был предметом особенного Его попечения; но Он не несвидетельствованным Себя оставил и прочим народам, в качестве вседержавного Царя и Владыки, как это открывается между прочим из посольства Ионы в Ниневию. Господь повелевает Ионе идти в Ниневию, град великий. Ниневия, столица Ассирийского царства, основанная Нимвродом ( Быт. 10:11 ), находилась на левом берегу Тигра при слиянии его с рекою Ликом. Ниневия названа великим градом отчасти по необыкновенной громадности занимаемого ею пространства, о чем будет речь ниже ( Ион. 3:4 ) отчасти по многолюдству, отчасти по богатству, по обширности торговли, в ней процветавшей ( Наум. 3:16 ). – Господь посылает Иону в город Ниневии затем, чтобы возвестить ему: яко взыде вопль злобы его ко Мне. Как во всех богатых городах, так и в Ниневии господствовала злоба, т.е. великое развращение нравов. Пророк Наум обличает Ниневитян в кровожадности, вероломстве, хищничестве, чрезмерной роскоши, страсти к волшебству и гаданиям ( Наум. 3:1–4 ). Выражение: вопль злобы дошел до Господа означает, что грехи Ниневитян, умножаясь все более, наконец сделались вопиющими, т.е. такими, которые достигли крайней степени и громко, без слов, требовали праведного суда Господа, отмщения Его (сл. Быт. 18:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Православные христиане Туркменистана отметили 130-летие Александро-Невского храма в Ашхабаде 17 сентября 2012 г. 17:12 С 10 по 16 сентября состоялась очередная архипастырская поездка епископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта в Туркменистан. Управляющий Патриаршим благочинием приходов Русской Православной Церкви в Туркменистане посетил столицу страны Ашхабад, где возглавил торжества по случаю 130-летия храма в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, а также гг. Балканабад и Туркменбаши, сообщает сайт Пятигорской епархии . 11 сентября, в день Усекновения главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна, епископ Феофилакт совершил освящение вновь построенной крестильной церкви на территории Александро-Невского храма. Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери стала четвертым храмом в Туркменистане, освященным владыкой Феофилактом менее чем за четыре года управления приходами Патриаршего благочиния. По благословению архиерея в Казанской церкви будет совершаться не только Таинство Крещения (для этого внутри храма устроен стационарный баптистерий), но и Божественная литургия. В этот же день в Ашхабаде под председательством епископа Феофилакта состоялась пастырская конференция, посвященная обсуждению проектов документов, предложенных к общецерковному обсуждению Межсоборным присутствием . Вечером 11 сентября и 12 сентября, в день памяти святого благоверного великого князя Александра Невского, в Ашхабаде прошли торжества по случаю престольного праздника и 130-летия Александро-Невского храма. За всенощным бдением архиерей, поздравляя многочисленных прихожан, напомнил, что Александро-Невский храм пережил годы гонений и разрушений. «Но даже в самые тяжелые времена государственного атеизма, разбитый и разграбленный, занятый посторонними, храм оставался храмом, — подчеркнул архипастырь. — Так ведь и с человеком бывает: он может заболеть, может связаться с дурной компанией, но остается человеком, сохраняя возможность вернуться к полноценной жизни. Так случилось и с нашим храмом, когда после десятилетий запустения его начал восстанавливать протоиерей Петр Копач. Сегодня дело отца продолжает протоиерей Иоанн Копач. Приезжая к вам, раз за разом вижу только поступательное движение, только развитие. Жизнь поистине жительствует в вашем приходе».

http://patriarchia.ru/db/text/2475193.ht...

преподобный Нил Синайский 3. УВЕЩАТЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ (ч. 2, 233 и далее) 1. Имей страх Божий и любовь к Богу и поступай со всеми по чистому свидетельству совести. 2. Веруй, что Сам Бог предстоит тебе при всех делах, какие каждодневно ты делаешь. 3. Бегай похвал, но стыдись и укоризн. 4. Радуйся, когда делаешь добродетель, но не превозносись, чтоб не случилось крушения в пристани. 5. Чем более преуспеваешь в исполнении закона, тем более признавай себя далеким от совершенства. 6. Всякого дела конец исследуй прежде его начинания. 7. Ночью и днем взирай на последний свой день, и никакая любовь к настоящей жизни не привяжет тебя к земле. 8. Не связывайся с тем, кем, как видишь, гнушаются добрые. 9. Делаешь ли что, или говоришь, или любомудрствуешь, старайся никому не быть во вред. 10. Не увеселяйся цветами жизни; это – цвет травный; как только коснешься его, увядает. 11. В скорбях благодари, – и легче станет грехов твоих бремя. 12. В искушениях будь тверд; ибо они многих и из великих обличили (в нетвердости или неблюдении себя). 13. Не порицай Божия долготерпения; ибо оно – общее врачевство. 14. Возненавидь нестроение жизни (людской), но не вини в ней Бога. 15. Будем внимать себе, – тогда не станем осуждать других; ибо в нас самих много такого, за что осуждаем других. 16. Псалом молитвенный да будет всегда в устах твоих; ибо одно произнесение имени Божия в бегство обращает демонов. 17. С трезвением да будет молитва наша, чтоб не просить у Бога того, чем Он недоволен бывает. 18. Памятуй всегда о Боге, – и небом сделается ум твой. 19. Обуздывай око; потому что, если не присмотришь за ним, оно кружится туда и сюда. 20. Береги язык; ибо он часто выносит наружу то, что лучше было бы утаить. 21. Возделывай ум поучением в законе; потому что непрестанное поучение в нем искореняет худые помыслы. 22. Добродетели скрывай, но старайся иметь многих свидетелей жизни своей. 23. Возненавидь услаждения плоти; потому что они с телом и душу делают нечистою. 24. Давай плоти одно то, что потребно, а не то, чего желает она по похоти.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

проф. Я. Амфитеатров Вместо предисловия Не считаю нужным подробно объяснять, почему чтения мои о церковной словесности изложены так, а не иначе. Надеюсь, что читатели мои, – если они будут, – сами увидят, и по Христианскому долгу и снисхождению укажут как совершенства, так и недостатки моего сочинения. А потому вместо предисловия я повторю только древнее, благочестивыми нашими предками оставленное. Слово к читателям «Возлюблении о Христе отцы, братия, и честнии господие, прочитающии сию книгу! аще что обрящете поползновенно или безместно быти, Бога ради молим, покрыйте вашей мудростию, и исправите, якоже вас умудри святый Параклит. О потрудившемся же в деле сем молите всеблагаго Бога, и простите, a не клените; да и сами прощения и благословения сподобитесь от Вседержителя, Его же поспешеством сия книга начася и совершися: Ему же честь, слава и держава в безконечныя веки веков. Аминь». Цветная Триодь. Чернигов, 1685 г. Введение в гомилетику I. Предварительные понятия о церковном собеседовании §§ 1. Основание для Гомилетических занятий. 2. Содержание главы. 3. Понятие о церковном собеседовании. 4. Понятие о храмах в отношении к церковному собеседованию. 5. О проповедниках. 6. Библейский взор на человечество невозрождённое. 7. Отрицательная главная цель собеседования. 8. Библейский взор на возрождённое человечество. 9. Положительная главная цель собеседования церковного. 10–11. Частные цели оного. 12. Средства. § 1. В Христианской Церкви существует древний досточтимый обычай – в храме Божием, при общественных собраниях, предлагать народу слова духовные, или собеседования об истинах веры Христовой. В первые времена Христианства значительнейшая часть общественных молений именно состояла из чтений Писания и поучений 1 ; а потому и обычай предлагать сии поучения народу был постоянным законом, одною из главнейших и существеннейших обязанностей, усвоенных Пастырям словесного стада Христова ( Мф.28:19 . Деян.20:28–32 , 1Тим.4:13–16 ). Св. Апостолы и их великие преемники лучшую славу и достоинство служения своего преимущественно полагали в том, чтобы преподать человечеству новую Божественную Религию Спасителя нашего, сказать человеку всю волю Божию, и образовать из верующих род избранный, язык свят, людей обновления ( 1Пет.2:9 . Деян.20:20, 21, 24, 26 . 1Кор.9:2, 3, 16 . Кол.1:24, 25, 28:29 ). Так было прежде; так должно быть и всегда. И здесь лежат основание и причины, заставляющие заниматься если не теорией, по крайней мере, руководством к церковному собеседованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

Пятый отдел. Неканонические книги Сверх книг Ветхого Завета, находящихся в еврейском составе свящ. Ветхозаветного канона и признанных Православно-восточною Церковью каноническими, есть целые книги или значительные дополнения в книгах, существующие в греческом и других древних переводах Библии, а из них перешедшие и в наши славянский и русский переводы и в делаемые в России издания славянской и русской Библии. В русских православно-богословских трудах: митрополита Макария, арх. Михаила, проф Сольского и др. эти книги и отделы называются неканоническими, у протестантов апокрифами, у католиков девтероканоническими и апокрифическими. Цельные неканонические книги следующие: книга Товита, Иудифь, Послание Иеремии, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Соломона, 1, 2 и 3-я Маккавейские, 2 и 3-я Ездры и Варуха. Неканонические добавления находятся в следующих книгах: в книге Есфирь: 1:1; 3:13; 4:17; 5:1; 8:12; 10:3 (в вульгате и древних славянских изданиях Библии все эти вставки помещались как отдельные главы, как бы дополнение к книге Есфирь: 11 16 гл.), в книге Даниила: 3:24–90, 13 и 14 гл., Псалом 151, 2Пар. 36 гл. (после 23 ст.), Иова 42:17. Общее православно-богословское суждение о неканонических книгах и отделах может быть выведено из следующих церковно-исторических свидетельств. В 85 апост. правиле книга «Премудрости многоученого Сираха» назначается для изучения «юным», три Макав. книги признаны «чтимыми и святыми». Более раздельно говорит Ориген о неканонических книгах: «книги Товита, Иудифь, Премудрость Соломона и Сираха, следует читать оглашенным, потому что они не могут употреблять твердой пищи, заключающейся в таинственных богодухновенных писаниях» (Нот. 27 in Питег.). Легкость духовной пищи, доставляемой неканоническими книгами, зависит от того, что они не подлежат таинственному и многотрудному аллегорическому изъяснению, коему подлежали канонические богодухновенные писания, заключавшие высший смысл, соединяемый Св. Духом с их буквою. Такое же назначение неканоническим книгам дает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 29 июня 2024 года 16. Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского (службу зри 10 января) . Свт. Тихона, еп. Амафунтского. Прп. Тихона Калужского. Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца. Прп. Моисея Оптинского . Совершается славословная служба отдания праздника Пятидесятницы (по Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Феофана, Затворника Вышенского, в соединении со службой отдания праздника Пятидесятницы (по 1й Марковой главе Типикона под 25 мая: «Аще ли случится Обретение главы Предтечевы… в субботу пред Неделею Всех святых, во отдание праздника Пятьдесятницы») (Б) . Примечание. Службы святых, память которых пришлась на субботу Пятидесятницы и на Неделю Всех святых, переносятся: «поем единаго напреди, а другаго в настоящий пяток, на повечерии» (см. Типикон, гл. 50, «В понедельник Святаго Духа на полунощнице», 1е «зри»). Впрочем, это предписание Типикона не распространяется на святых полиелейных и выше (см., напр., 25 мая, 1я и 2я Маркова глава). А. На вседневной вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 1й и глас 2й – 6 (см. в самый день праздника). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Приидите, людие…». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 6й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 8й: «Языцы иногда…». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 8й (единожды). Отпуст: «Иже в видении огненных язык…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16я и 17я . Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 1й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия Пятидесятницы: «Божественным покровен…» (ирмосы 2го канона праздника). По 3й песни – седален праздника, глас 8й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – сентябрь 2018 17 мин., 16.09.2018 1-я страница обложки. На белом фоне надпись: СУЕВЕРИЯ. В чем соль примет и почему Церковь в них не верит. Ниже на фото: соль, высыпающаяся из керамического горшка. См. рубрику «Вопрос номера. Суеверия» (С.18-24). Пролог :   Семен Кирсанов . «Уже светает поздно…». Стихотворение //Фома. - – сентябрь 2018. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3.   Даты месяца : Даты месяца: сентябрь //Фома. - – сентябрь 2018. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 11 сентября.   Усекновение главы Иоанна Предтечи . – С.4; 14 сентября . Начало индикта — церковное новолетие. – С.4; 27 сентября. Воздвижение Честного и Животворящего Креста        Господня. – С.5; 23 сентября . 125 лет назад родился Алексей Лосев [философ, переводчик, писатель, профессор, доктор филологических наук,        мыслитель-энцеклопедист]. – С.5; 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы. Цитата из проповди   митрополита Сурожского Антония на Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября 1981 года. – С.5. Колонка главного  редактора:   Владимир  Легойда .  Каково население России, или О правильном образовании.   Фото свящ. Игоря Палкина и lori.ru//Фома. - – сентябрь 2018. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »). этой колонки  смотрите на телеканале «Царьград» (tsargrad.ru)   См. также: 3 вопроса о «Фоме» . Отвечает генеральный директор службы заказов Obed.ru Владимир Орлов //Фома. - — сентябрь 2018. - С.98-99/3-я стр. обложки/. - (рубрика « Эпилог »).   Интервью номера:  Алексей Варламов : Вера в Бога не дает тебе никаких автоматических преимуществ перед другими . [Беседа с писателем, ректором Литературного института имени А. М. Горького Алексеем Варламовым о его новом романе «Душа моя Павел», который посвящен собственной молодости,  и о  личных переживаниях автора,  стоящих за этой книгой]. Беседовал Виталий Каплан . Фото свящ. Игоря Палкина, Михаила Джапаридзе/ТАСС, Л. Самсонова и Михаила Джапаридзе/ТАСС//Фома. - – сентябрь 2018. – С.8-17. – (рубрика « Интервью номера »). На врезке к материалу краткая аннотация « О чем новый роман Алексея Варламова » (С.10).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-185-...

Скачать epub pdf Протокол заседания Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием клира и мирян, 4/17 августа 1938 года В 5 час. 30 мин. веч. заседание открывается пением молитвы Святому Духу. I. Высокопреосвященейший Митрополит Анастасий зачитывает ответ Собора на приветствие Августейшего Главы Дома Романовых. Собрание стоя выслушивает это приветствие. Председатель, Высокопреосвященнейший Владыка Анастасий объявляет, что поступило много приветствий Собору, некоторыя с различного рода пожеланиями, каковыя требуют того, или иного разрешения, почему и должны поступить на  обсуждение Епископского Совещания. Он предлагает ограничиться наименованием в настоящем собрании организаций, пославших свои приветствия. Оглашается список приветствий: 1. Т елеграмма Епископа Браничевского Вениамина. 2. А рхиепископа Западно-Американского Тихона. 3. Е пископа Бразильского и Сан-Паульского Феодосия. 4. Е пархиального Совета Западно-Американской Епархии. 5. К орпуса Императорской Армии и Флота. 6. Н ачальника Русского Обще-Воинского Союза. 7. С остоящего под Высочайшим Покровительством Е. В. Короля Nempa II Общество памяти Императора Hukoлaя II. 8. С оюза Русского Сокольства. 9. С овета Старейшин Общества Русское Согласие. 10. П равления Союза Русских Офицеров и солдат запаса. 11. О кружного Совета Высшего Монархического Совета в Королевстве Югославии. 12. Р усской Православной Церковной Общины в Новом Саду. 13. О бщества распространения Русской Национальной и Патриотической литературы. 14. К омитета по изданию истории Царствования Императора Hukoлaя II. Общества распространения Русской национальной и патриотической литературы. 15. П редставителей Русских православных церквей в Аргентине. 16. О бъединенных Общественных организаций в Аргентине. 17. П редставителей Русских организаций в гор. Сараеве. 18. Н астоятеля Русской церкви в Тунисе. 19. 1 25-ти русских людей живущих в г. Загребе. 20. Б ратства Св. Животворящего Креста. 21. С оюза Молодая Россия. 22. Л иги и Главного Совета Зарубежного Союза Русских Педагогов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание 1. Приготовление рода человеческого к принятию Искупителя. Вот и доказательства Божественного Иисуса Христа 2. Предсказания пророков о Мессии в точности исполнились на Иисусе Христе 3. Безгрешный характер Иисуса Христа 4. Поразительное влияние Иисуса Христа на людей 5. Свидетельство Христа о Себе 6. Свидетельство о Христе св. апостолов 7. Свидетельство святых мучеников 8. Свидетельство о Божестве Иисуса Христа вселенской Церкви 9. Божественность учения Христова 10. Спасение мира, совершенное Иисусом Христом, говорит о Нем, как о Боге 11. Воскресение Иисуса Христа служит новым доказательством Его Божественности 12. Явления Иисуса Христа по воскресении снова убедительным образом доказывают Его Божеское достоинство 13. Факт существования жития святых в христианской Церкви доказывает Божественность Основателя и Главы церкви – Иисуса Христа 14. Чудеса, совершенные святыми силою Господа нашего Иисуса Христа, как новые доказательства Божества Его 15. Сила молитвенного призывания имени Иисуса Христа 16. Сила крестного знамения указывает на божественную силу Распятого на кресте Иисуса Христа 17. Могущественное влияние Евангелия на душу человека 18. Победа христианства над его врагами, невозможная по законам естественным, указывает на Божественное его происхождение 19. Благотворное влияние христианства на культуру (образование), семейную общественную и государственную жизнь народов     Кто был Христос? (Разбор мнений неверующих о Его личности). Доказательства Божественности Иисуса Христа: «Что вы думаете о Христе, чей Он Сын?» ( Мф.22:42 ). Этот вопрос снова сделался религиозным вопросом настоящего времени, особенно после соблазна, произведенного среди верующих кощунственными измышлениями гр. Льва Толстого, стремящегося поколебать веру в Иисуса Христа, как Сына Божия. Мы с уверенностью предугадываем результат возобновившейся борьбы: в конце концов истина всегда восторжествует; как бы распинаемая на кресте и погребаемая от времени до времени, она всегда опять восстает из мертвых, торжествует над всеми заблуждениями, сбрасывает опутывающие ее узы, и нередко самых отъявленных врагов, подобно Савлу из Тарса, превращает в преданнейших друзей.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dok...

Старая Слобода. Церковь Казанской иконы Божией Матери. Свято-Казанская церковь Карта и ближайшие объекты Из листка, распространяемого в храме: Небольшая историческая справка о Свято-Казанском храме в с. Старая Слобода Александровского района. Село Старая Слобода с незапамятных времен было дворцовым, принадлежащим великокняжескому двору. Здесь со времен Переяславского Залесского княжества находилась летняя резиденция русских великих князей. В состав великокняжеской усадьбы с названием Александрова Слобода входили: большой деревянный теремный дворец, деревянная церковь, большая конюшня и каретник, а также другие хозяйственные постройки. Усадьба была исключительно удобна по расположению: от нее пути вели и в Переяславль Залесский, и в Дмитров, и в Москву, и в Суздаль и Владимир. Поскольку центром здешней земли был Переяславль Залесский, то в усадьбе Александровой Слободы перебывали все переяславские князья, в том числе Великий князь Александр Невский. Основание усадьбы и церкви предполагается во второй половине 12 века. Предположительно, первоначальная деревянная церковь была освящена во имя Святителя Николая Чудотворца. Здешняя усадьба потеряла свое главное значение в начале 16 века, когда в декабре 1513 года царская - великокняжеская усадьба переместилась в Новую Александрову Слободу, на месте которой сейчас стоит Александровский Успенский женский монастырь . На прежнем месте осталось дворцовое село Старая Слобода. Летом 1689 года село оказалось в центре событий, связанных с маневрами так называемых потешных войск, которые проводил здесь юный царь Петр Алексеевич и генерал-англичанин Патрик Гордон с Преображенским и Семеновскими полками. По указанию царя Петра Первого, по его обещанию и по заверенной воле брата его, только что, в январе 1696 года умершего, царя Иоанна Пятого, 10 августа 1696 года в Старой Слободе рядом с прежней обветшавшей церковью заложили новую кирпичную церковь, строительство которой было завершено 4 мая 1698 года. Строителем храма был духовник Великого Государя о. Феофан Феофилактович, Протопресвитер Благовещенского собора Московского Кремля. Основной престол в холодной церкви - во имя Казанской иконы Божией Матери. Одновременно с ним строился левый (северный) придел вот имя Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. Более поздний - правый (южный) придел св. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=03537

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010