Приехал на место. Церковное начальство трепещет. Упрятали меня на Верховину, подальше, в самый медвежий угол на приход. Ну, вот и конец, и слава Богу. На следующий день рано утром до литургии батюшка Иов учинил блудному Ивану бесоизгнание. Батюшка вместе с церковным старостой - здоровенным мужиком-лесорубом завели Ивана в церковный притвор. Вскоре оттуда раздались такие жалобные вопли, такой визг, как будто на Рождество кабана резали. Потом был покаянный плач, и еще с полчаса все было тихо. Наконец, шатаясь, вышел Иван, взъерошенный, потный, красный, но притихший и смиренный. Он вытирал ладонью слезы и бормотал: - Чтобы я когда - ни Боже мий. На вики все. Да, чтоб мене Бог побил. Завтра запишусь в монахи. Спрашиваю, а вышел ли бес? - О-го-го, еще какой! Велыкий, та вонячий, косматый, як горилла. - А что делал батюшка? - Та всэ робив. Молитву читал, плетью менэ учил, святой водой кропил, ладаном кадил, вэликой иконой давил. Целый день пробыли в Малой Угольке. Иван ничего не ел, только пил святую воду и заедал просфорой. На женщин не глядел, отворачивался от них, как набожный иудей от свинины. Когда стемнело, к церкви пришло много народу из соседних сел. Был день памяти убиенных турками монахов и погребенных здесь, на горе. Народ зажег свечки, они замелькали, как светлячки. Вынесли хоругви, иконы. Впереди, с посохом, батюшка Иов. Светел он был ликом, в скуфье, с серебряной бородкой и седыми локонами по плечам. Все воспели акафист и стали подниматься вверх, в гору. И батюшка Иов постепенно исчез в сумраке. И я больше никогда его не видел. Вскоре Бог взял его праведную многострадальную душу во Свои святые селения. Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, рабу твоему, архимандриту Иову и сотвори ему вечную память! Путешествие в Псково-Печерский монастырь Это было в сытое, благословенное время застоя, когда мы еще не знали ни мафии, ни рэкета, ни безработицы, когда не брезговали наклониться, чтобы поднять с земли весомую копейку, когда на прилавках грузно лежали полуметровые кругляки столг. излюбленной народом дешевой " докторской " колбасы, и бутылки с хлебной очищенной не вредили тогда здоровью, если, конечно, в меру. А вступивший только что на престол генсек Горби уже вынашивал злую мыслю о перестройке и ускорении. Партия КПСС в это время как-то одряхлела, ожирела, про тухла и лежала на боку в параличе, а народ бездумно и лениво отбывал повинность жизни, зачем-то строил дорогу в никуда, название которой звучало как удар по подвешенной рельсе. Еще шла какая-то странная и бесконечная война в Афганистане, откуда через всю страну неслись в поднебесье оцинкованные наглухо запаянные гробы. И народ жил без Бога, без покаяния и как-то бездумно. Про что батюшка Иоанн Миронов сочинил стишок, который часто с сокрушением произносил с амвона:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

Сильвестр, епископ см. Сильвестр (Братановский), архиепископ 416 Симеон (Канарский), обн. архиепископ 284, 420, 956 Симон (Ивановский), архиепископ 593 Симон (Шлеев), единоверческий епископ, свмч. 203, 471 Симон, архиепископ Челябинский см. Симон (Ивановский), архиепископ Синезий, епископ 521 Синельников Леонид, обн. протоиерей, ключарь Воскресенского храма в Сокольниках 557–559, 577 Скворцов В. М., публицист 183 Скобелев Тимофей, обн. диакон 208, 209 Слободской В., обн. священник Рязанской епархии 242 Смелов Василий см. Василий (Смелов), обн. митрополит Смидович Петр Гермогенович, член ВЦИК 25 Смирнов А. П., протоиерей, отв. секретарь ред. ЖМП 597 Смирнов Д., обн. протоиерей 243 Смирнов Иван, осуждённый по петроградскому процессу 251 Смирнов Константин, проф.-прот. см. Константин (Смирнов), обн. епископ Смирнов Н И., проф. 496 Смирнов Феодор, осужденный по петроградскому процессу 251 Соболев А., обн. протоиерей Ярославской епархии 570 Соболев Алексий, протоиерей 576 Соболев Николай, протоиерей см. Николай (Соболев), обн. архиепископ Соколов А. В., обн. протоиерей г. Тулы 239 Соколов Василиий , прот., свмч. Соколов Иван Иванович , проф. 183 Соколов Л., проф. 509 Соколов С., осуждённый по петроградскому процессу 251 Соколовский Сергий, обн. протоиерей 88 Сокольский Василий, петроградский протоиерей 280 Соловьев Владимир Сергеевич, русский религиозный философ 19, 98, 315, 440 Соловьев Илья Владимирович, церковный историк 26, 31, 32, 34, 54, 64, 609 Софроний (Арефьев), обн. архиепископ 274, 275, 616, 716, 717, 894, 956–958 Софроний (Старков), епископ 958–959 Софроний (Яскевич, Яцкевич, Яськевич), обн. архиепископ 531, 959–960 Софроний, епископ см. Софроний (Арефьев), обн. архиепископ Союзов М. Ф., протоиерей, осуждённый по петроградскому процессу 251 Сперанцев И. Н., обн. священник, член ПЕУ 237 Стадник (Стадников) Стефан Я., обн. псаломщик 70, 110, 212 Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович, Генсек ЦК КПСС 11, 24, 46–48, 50, 52, 59–62, 571–573, 986, 992, 1018 Стеллецкий, проф. 386, 404

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

старые обряды и на придерживающихся их» (т.е. на староверов), определивший сбалансирован­ный подход по отношению к «Русской Право­славной Церкви Заграницей» (т.н. карловчанам), принявший ряд других заявлений и обращений; активно велась работа по подготовке к Всеправославному Собору; состоялись важные встречи нового Патриарха с другими Патриархами Православного Востока; произошёл ряд других событий. Но на жизнь периферии, в частности, на течение церковной жизни в Литовской епархии события эти заметного влияния не оказывали и здесь, по-прежнему, был «мёртвый сезон». Правящие архиереи Гермоген (1971–1972), Анатолий (1972–1974), Герман (1974–1978) инициативной деятельностью не отличились ввиду кратковременности и временности своего пребывания на Литовской кафедре, а архи­епископ Викторин (1978–1989) – ввиду преклон­ного возраста, зависимости от посторонних лиц и чрезмерного послушания местному уполномо­ченному. Оживление произошло лишь в конце XX века в связи новыми политическими переме­нами в жизни страны. ВЕСНОЙ 1985 г. политическим руководи­телем СССР стал М.С.Горбачёв, вошедший в историю как «архитектор ПЕРЕСТРОЙКИ» – провозглашённого процесса обновления советс­кого общества, происходившего под лозунгом «демократия и гласность». «Демократизация политической системы, широкое освящение в печати беззаконий 30–50-ых годов, в результате которых тяжело пострадала Церковь , озабочен­ность широких общественных кругов проблемой духовного оздоровления народа создали обста­новку, в которой для Русской Православной открылись новые возможности» (50). Со сторо­ны государства и общества наметился новый более позитивный подход к Церкви. Особенно заметно это стало после встречи Святейшего Патриарха Пимена и членов Священного Синода РПЦ с Генеральным секретарём ЦК КПСС М.С.Горбачёвым, которая состоялась 29 апреля 1988 г. в Кремле. «Мы ясно видим, – сказал на этой встрече Генсек, – всю глубину наших миро­воззренческих различий, но вместе с тем реалис­тически учитываем ситуацию. Верующие – это советские люди, трудящиеся, патриоты, и они имеют полное право достойно выражать свои убеждения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но всё пошло не так: 31 августа 1948 на Валдае А. Жданов от инфаркта завершает свой жизненный путь, а через 25 месяцев, 1 октября 1950 года, по так называемому “Ленинградскому делу” были расстреляны А.А. Кузнецов, Н. Вознесенский, М. Родионов и другие. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО ЖДАНОВА И ВОЗНЕСЕНСКОГО Между тем, к концу 1947 года ситуация в верхних эшелонах власти в СССР стала радикально меняться. Выражаясь современным языком, сталинский политический режим пришёл в точку бифуркации, когда система власти уже не может пребывать в прежнем состоянии и находится либо под угрозой распадения на отдельные фрагменты, либо вынуждена меняться, чтобы сохранить свою целостность. Ни того, ни другого выхода из создавшегося состояния не просматривалось. Колоссальное напряжение военных лет исчерпало, в основном, интеллектуальные и психологические возможности вождя. Осенью 1945 года он пережил вначале микроинсульт, а следом и микроинфаркт и был вынужден взять на несколько месяцев отпуск, уехав на юг, оставив в Москве вместо себя вначале “четвёрку”, потом “пятёрку”, а потом присоединил к ним Николая Вознесенского. Но атмосфера диктатуры “Хозяина”, созданная им в предыдущие годы, приводила к тому, что с проблемами управления страной не справлялись ни “пятёрка”, ни “шестёрка”. Победивший гитлеровскую Германию народ ожидал от власти ослабления давления на материальные условия своего существования, а власть не умела (и не хотела) адекватно отвечать на эти чаяния. И сам Сталин, и его ближайшие сподвижники в своих действиях продолжали руководствоваться нормами военного времени: народ обязан терпеть любые лишения во имя победы над внешним врагом, место которого к 1947 году вместо гитлеровской Германии заняли США. В таких вот условиях Генсек приходит к выводу, что пришло время задуматься о том, кто может сохранить созданное им государство после его смерти. В хранящихся в РГАНИ (бывший совершенно секретный архив ЦК КПСС) неправленых мемуарах Хрущёва, а потом и в мемуарах А. Микояна содержатся глухие упоминания (других источников на этот счёт, к сожалению, нет) о сомнениях со стороны вождя: “Вот придёт время, и я уйду, как вы будете управлять страной без меня?! Вас же передушат, как котят!”

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/14/...

Согласна, что выводы даже на мой благосклонный взгляд хромают, но всё же пока ещё ничего страшного не произошло. Мне очень импонирует Ваша въедливость и проницательность (профессионал!). Вот я согласилась с ЭМИГРАНТОМ по поводу того, что/... католическая церковь признала, что неправильно целую тысячу лет пыталась заниматься прозелитизмом, она признала неправильность проекта с униатами.../- да, шаг хороший, но дальше-то что?! Обещаний-то никаких не дано... А " ревнители " разные бывают..., потому и в кавычках написано. Мне, например, приходят послания хорошо знакомых людей, вполне адекватных, не неофитов даже, с разъяснениями и предостережениями... и даже мольбой не ходить больше в храм и не причащаться. А уж сколько ссылок! Честно скажу - читать перестала после первой же... Я довольно часто пишу, что НА ВОЛЯ БОЖИЯ! и головой понимаю, что это так, но ВЕРЫ не хватает, маловерка я! (И на ум приходит аналогия: Ю.В.Андропов (если кто не знает - Генсек ЦК КПСС, перед Горбачевым, а перед этим - глава КГБ СССР) спохватился, что ОНИ, т.е. власть, НЕ ЗНАЮТ общества, которым управляют! А реформы (перестройку), тем не менее, затеяли... Чем всё это закончилось и какие плоды принесло - всем известно). Вот. Простите! Ольга 17 февраля 2016, 15:34 Антон (17.02.16, 11.00) почитайте арх. Рафаила (Карелина) о невозможности частичной благодати. Из того, что такое учение о частичной благодати содержится в Концепции (принятой кстати относительно недавно) никак не следует что оно истинно. Сейчас вот приняли новую декларацию за подписью патриарха. Но это абсолютно не означает, что ее текст принимают все православные, если видят, что в ней имеются противоречия Писанию и Преданию. Да и как вообще можно думать, что еретикам возможно спасение (якобы частичной благодатью), если Дух Святой устами апостола Павла ясно сказал, что " ереси... Царствия божьего не наследуют " . (см. Гал. 5:19-21) Лариса Воронина 17 февраля 2016, 14:13 Антон17 февраля 2016, 11:00 1) Кто такие " недоучившиеся господа и их помощники " ? 2) Что конкретно имеется в виду под " трансляцией мрака в комментариях " ? И кто определил критерий " мрака " ? 3) Кто куда должен переходить по Вашей логике?...

http://pravoslavie.ru/90518.html

Считаю, что должна быть государственная программа по созданию при всех религиозных объединениях площадей для социального служения. И создавать их надо столько, сколько необходимо.  Между Русской Православной Церковью и властями должно быть соработничество на основе взаимодополняемости. Церкви и государству необходимо трудиться над излечением российского общества от застарелой социальной болезни - элитизма (от слова " элита " ). Эта болезнь сопровождает Россию с начала ее существования. Существует класс избранных, выделенных, обособившихся, присвоивших себе право руководить, распоряжаться, господствовать (царь, бояре, дворяне, генсек, члены КПСС, " новые русские " , члены правящей партии и т.д.).  А народ - сам по себе, он безучастен в делах. Сейчас реставрируется, строится, восстанавливается много храмов и других культовых сооружений. Кто это делает? Тот, кто имеет средства и распоряжается ими по своему усмотрению. Вот пример: в Кронштадте возрождается Никольский морской собор. Это делается при участии " Единой России " и государства, а население голосует на выборах за ЛДПР. Почему?! Да потому, что реставрируется собор без участия населения, этим занимается " элита " .   Если бы средства на восстановление здания в той же мере выделялись и на социальную сферу служения прихода (школу, богадельню, спортзал), результаты были бы другие. Правды ради надо сказать, что в Санкт-Петербурге существует три православных школы. Ежемесячный взнос в них - 26, 8 и 7 тысяч рублей за одного ребенка.  Владимир Путин неоднократно повторяет мысль о необходимости возвращения долга Церкви, которой государство в годы богоборчества нанесло " мощный ущерб " . Что нужно сделать на высшем уровне, чтобы эти слова не остались декларацией, а на смену воинствующему атеизму не пришел все более нарастающий " антиклерикализм " ? Там, где люди замечают дорогие автомобили духовенства, позолоченные купола, но не видят заботы о народе, школ для православных детей, богаделен, нарастает " антиклерикализм " . 

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=205...

С.Г. Петров Список сокращений агипропотдел, агитпроп, агитотдел – отдел агитации и пропаганды агиткампания – агитационная кампания агитпропсекция – агитационно-пропагандистская секция АК I – Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . 1922–1925 гг./Издание подготовили Н. Н. Покровский , С.Г. Петров. М.; Новосибирск, 1997. Кн. 1. АК II – Архивы Кремля: Политбюро и Церковь . 1922–1925 гг./Издание подготовили Н. Н. Покровский , С.Г. Петров. М.; Новосибирск, 1998. Кн. 2. АОН – Академия общественных наук при ЦК КПСС АПРФ – Архив Президента Российской Федерации АРК – Антирелигиозная комиссия (Комиссия по проведению отделения церкви от государства) при ЦК РКП(б) Верхсуд – Верховный Суд при Президиуме ВЦИК Верхтриб – Верховный революционный трибунал при Президиуме ВЦИК ВКП(б) – Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) Всетатчека – Всетатарская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности ВЦИК – Всероссийский центральный исполнительный комитет ВЦСПС – Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов ВЦУ – Высшее церковное управление ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем и преступлениями по должности ГАНО – Государственный архив Новосибирской области ГАРФ – Государственный архив Российской Федерации генсек – генеральный секретарь Главмузей – Главный комитет по делам музеев и охране памятников искусства, старины и природы при НКП РСФСР Гохран – Государственное хранилище ценностей РСФСР-СССР ГПО – государственный политический отдел ГПУ, Госполитуправление – Государственное политическое управление при НКВД РСФСР губисполком – губернский исполнительный комитет губком – губернский комитет губкомиссия – губернская комиссия губмузей – губернский музей губотдел – губернский отдел губпартком – губернский партийный комитет губревтрибунал – губернский революционный трибунал Донком – Донской областной комитет РКП(б) завагитпроп – заведующий отделом агитации и пропаганды замзав – заместитель заведующего

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Главная ошибка либералов всех времен - и это прекрасно показали авторы «Вех» - отделение личности от Бога и государства. Личность ведь не просто самодовлеющая юридическая единица, своего рода Робинзон в окружении дикарей, претендующих на его священные права. Личность в православно-русской цивилизации есть индивидуальное преломление «симфонического» (по выражению Л.П.Карсавина) образа народа. Точно так же народ не сводится к своей этнической, биологической составляющей. Исторический народ (суперэтнос) - это нация, обладающая религиозным и культурным самосознанием, По существу, именно об этом твердили все сколько-нибудь чуткие к своеобразию своего отечества мыслители XIX - ХХ веков, причем как традиционалисты, так и либералы. Именно К. Кавелину - теоретику русского либерализма - принадлежит глубокая формулировка (правда, со ссылкой на славянофила Ю.Самарина): «В идеале русском представляется самодержавная власть, вдохновляемая и направляемая народным мнением. Сама история заставляет нас создать новый, небывалый своеобразный политический строй, для которого не подыщешь другого названия, как - самодержавной республики». Вот в этом всё дело. Русское государство - это всегда Царство, не только в форме истинной народной монархии, но даже в превращенной форме советской власти или нынешней псевдоморфозе «демократической» России. В отличие от Запада, где гражданин и государство суть равноправные юридические лица (государство как «ночной сторож»), русский человек не столько независимый гражданин («Смит против Соединенных Штатов»), сколько воин («мобилизованный и призванный») своего соборного церковно-государственного целого. Воин-солдат, в отличие от гражданина, дает присягу («прежде думай о Родине, а потом о себе), поэтому эмиграция в другие, неправославные по своему устроению, страны издавна квалифицировалось на Руси как предательство, бегство с поля боя. Национальная государственность сознательно (и ещё больше подсознательно) воспринималась (и до сих пор воспринимается) народом как воплощение Удерживающего от тайны беззакония, грядущей в мир. В традиционном народном представлении Царь, Генсек, Президент - это сакральные религиозно-политические фигуры, стоящие рядом с Патриархом (симфония властей) в деле спасения Святой Руси, а не просто «регуляторы рынка», как это оказалось в Европе после буржуазных революций XVII - XVIII веков. Смысл знаменитой Декларации митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года и заключался в констатации этого факта, по сути признанного теперь Зарубежной Церковью, воссоединившейся с Церковью в Отечестве. По этой причине Сталин восстановил в 1943 году патриаршество, и даже секретарь обкома КПСС Ельцин стал Президентом России при поддержке Патриарха всея Руси Алексия Второго.

http://bogoslov.ru/article/462438

Закрыть itemscope itemtype="" > Сталин. Судьба и эпоха Интервью с гендиректором издательства «Достоинство» Владимиром Долматовым 06.05.2011 1624 Время на чтение 3 минуты - Владимир Петрович, перед 9 мая, что само по себе символично, в вашем издательстве вышел фотоальбом «Сталин. Судьба и эпоха». Но об «отце народов» выпущено столько книг... Будет ли интересна читателям ещё одна? - Насколько я знаю, ни при жизни вождя, ни, тем более, после его смерти фотоальбомов о Сталине не издавалось. Это уникальное издание. Сосо, Коба, Сталин... Главы фотоальбома - словно вехи его судьбы. Молодой семинарист, юный поэт, революционер-романтик, политик, рвущийся к власти - таким предстает И.Джугашвили вначале альбома. Конец 20-х годов - Сталин на вершине власти. В стране тогда шли на равных два экономических процесса, опирающиеся на разные политические и культурные традиции. Крестьянский серп и пролетарский молот, они ведь, объединенные в гербе, на самом деле были в разных пространствах. Это неизбежно вело к кризису и конфликтам. И мы попытались через иллюстрации показать Сталина в этих сложных условиях, не скрывая и трагических страниц эпохи: раскулачивание, расстрельные списки с подписью вождя... Завершается альбом фотографиями с похорон Сталина. - А война? - Ей отведена большая глава - сюжетные фотографии, оперативные записки Сталина, оценка его действий соратниками... Фронт, тыл, вооружение, кадры, союзники - главные темы его повседневных забот представлены в альбоме. Символично, что в эти огненные годы (12 сентября 1943) в стране по инициативе вождя прошли выборы Патриарха Русской Православной Церкви. Не цари, а генсек ЦК КПСС возродил Патриаршество! Было ли это со стороны Сталина движением души или тактическим компромиссом - мы не узнаем, да и не важно. Главное, что с выбором Патриарха гонимая, израненная Церковь собралась воедино, обрела стройную, строгую иерархическую структуру. Обрела духовного лидера. - Где вы брали фотографии для альбома? - В архивах. Прежде всего, в личном архиве Сталина. В частных и семейных коллекциях. В альбоме использованы 300 иллюстраций, в том числе и факсимильные записки Иосифа Виссарионовича.

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/07/...

Михаил Горбачев подарил родительский дом Привольненскому храму Ставрополь, 11 августа 2005 г . Михаил Горбачев направил администрации родного села Привольное Ставрополья уведомление о том, что передает родительский дом в бессрочное пользование Привольненскому храму. Последний было около полутора десятилетий назад построен на средства, также выделенные бывшим президентом СССР из полученной им Нобелевской премии, передает ИТАР-ТАСС . В переданном доме, как сообщили сегодня в администрации Привольного, поселится семья местного священника. Ранее земляки Горбачева не раз предлагали создать в пустующем доме музей его имени. Переданный храму дом был построен, когда будущий Генсек еще учился в Привольненской школе. Постройка добротная - из нескольких комнат, с летней кухней во дворе и приусадебным участком. На днях экс-президент Советского Союза завершил трехдневную поездку в Привольное, где он родился. Там еще в школьные годы, работая помощником комбайнера, получил свою первую правительственную награду – орден Трудового Красного Знамени. Сюда же вернулся после окончания юридического факультета МГУ, возглавлял краевую комсомольскую организацию, затем был избран первым секретарем крайкома КПСС. За 3 дня пребывания на Ставрополье Горбачев побывал в родительском доме, на кладбище села поклонился могилам отца и матери, посетил Привольненскую церковь. Затем он совершил поездку по возведенным еще в его бытность первым секретарем крайкома КПСС промышленным и сельскохозяйственным объектам, поныне определяющим экономику края. Горбачев съездил также поездку на курорты Кавказских Минеральных Вод 11 августа 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/14242.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010