Как соотносится теоцентризм теологии с такой максимой (maxima regula), как антропоцентричность в исторической науке? В 2022 году вышло из печати учебное пособие для аспирантов-теологов. Его автор Д. В. Шмонин разработал представление о теологии как образовательной дисциплине, привлек внимание к темам: теология и мировоззрения; нормативность теологии в современном обществе; конфессиональность теологии, специфика религиозного мышления . Он предложил отнестись к теологии в новой образовательной парадигме как к творческому ресурсу и основе мировоззрения ; он же описал исторические ракурсы теологии, представляя ее как предметную область университетского образования и отрасль научного знания в Средневековье, в Новое время и в Новейшей истории. Философ посмотрел на «теологию» как на «слово Бога», творившее мир, и как на отражение этого «онтологического факта», или «метаявления» (с чередой последствий), в мировосприятии христиан , предложив тем самым двояковыпуклую модель, позволяющую работать в науке «теология» и богословам, и историкам (Церкви, культуры, философии). В центре или внутри такой модели — истина Божьего Бытия. Аристотель в «Метафизике», написал Д. В. Шмонин, «трактует теологию “в двояком смысле”: и как человеческую науку о божественном, и как науку, которой мог бы обладать Бог» . Так теология выступает способом нашего мышления о высшем разумном Первоначале и «деятельным мышлением самого этого Божественного первоначала о мире» . В этой парадигме мы и хотели бы построить наше не претендующее на глубину рассуждение о месте истории Церкви в системе теологии. К сожалению, богословие как форма мышления (т. е. познания мира) сегодня не является элементом общей культуры и климата научной среды (как это было в Средневековье в Европе и в XVIII–XIX вв. в Российской империи). И все-таки теология успешно пробивает себе путь как отрасль научного знания: по ее специальностям пишутся и защищаются диссертационные работы. Какие особенности присущи теологическому исследованию по истории Церкви? Вопрос о месте и роли Церкви остается открытым и актуальным. В данной статье, позиционируя теологию как резонансное «слово Бога» к человеку, мы будем иметь в виду теологию и как научно-исследовательскую дисциплину с присущими ей особенностями в содержании и методологии.

http://bogoslov.ru/article/6195691

На содержание домовой архиерейской конторы в С.-Петербург собиралось особо по 3/4 кои. с души, со всех крестьян, бывших за монастырями (41.594 души) и градскими церквами (315 душ) новгородской енпрхии – всего до 512 руб. Госпитали для престарелых, увечных и сирот, заведенные митрополитом Иовом, поддерживались и при Феофане. В ведомости 1736 года перечисляются набережные госпитали – два госпиталя на волховском мосту у Чуднаго креста, – два за Теговскими воротами, – на Торговой стороне у проезжих ворот, и знаменские госпитали. Во всех госпиталях в этом году было 88 человек мужеского пола, 162 женского, обоих 247: в том числе 1 со времени митрополита Корнилия – больше 35 лет, 12 со времени митрополита Иова больше 30 лет, 34 больше 25 лет, 21 больше 15, 18 больше 10 лет пользовались призрением богаделен. Феофан принимал у себя многих знаменитых лиц, посещавших С.-Петербург и Москву. Мы упоминали выше о приеме китайских послов. В 1734 году посетил его принц Бевернский, впоследствии супруг Анны Леопольдовны. В том же году он угощал у себя Гданских депутатов. В 1730 году посетила его Императрица в подмосковном селе Владыкине; а в 1733 году – в приморской мызе за Петергофом. Феофан сочинил на случай этого высочайшего посещения стихи на латинском языке, с русским, по обычаю, переводом. In adventum augustissimae Russiarum Imperatricis Annae Ioannidis, cum nos in maritima villa nostra visitaret. Parva quidem villa, liaec parvos est nacta colonos Sev vernas, humilem sev tuearis herum. Magna tamen facta est, quando te Maxima Princeps Excipit in gracilem, sorte favente, sinum. Magnus honor ruri est, magna est haec gloria nobis Tanti dignatis sors quibus est hospitis ore frui. Augeat ergo Tui Numen fastigia regni, Quae facis aspectu rura beata Tuo. На приход e. и. в. Анны Иоанновны, когда нас в приморской мызке нашей посетить изволила. Малое се жилище и жители малы Хотя б и с хозяином к оценке пристали. Но стала быть деревня велика и славна, Когда прибыл дражайший гость, Анна державна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В особенности же эта осторожность требуется в деле воспитания: maxima debetur puero reverentia (Juven. Sat. XIV, 47). Душа дитяти tabula rasa, легко воспринимающая все то, что хотят напечатлеть на ней. Главным же средством для этого служит книга. Через книгу народ и каждый отдельный человек становится таким или иным, получает тот или другой характер, те или другие воззрения, убеждения и т. под. Иудей стал тем, чем он есть, через Библию, китаец через книги Конфуция, индиец через Веды, парсы через книги Зороастра, грек и римлянин через свой мифологию, турок и араб через Коран и проч., а христиане через Евангелие. Давая же произведения языческих. писателей в руки детям, мы образуем из них язычников, хотя бы дети эти и получили в своей семье христианское воспитание, потому что последнее изглаживается через дальнейшее языческое (классическое) образование, подобно тому, как один стакан уксуса портит целую бочку хорошего вина. Также и те добрые впечатления, которые еженедельно получаются учениками на нескольких уроках закона Божия, нейтрализуются, изглаживаются через пагубное влияние ежедневных уроков по классическим языкам, подобно евангельскому семени, упавшему на землю, покрытую терниями, и заглушенному ими. Изучая в течение восьми лет произведения языческих писателей, дети усвояют их идеи, их чувства, их образ воззрений, суждений и действий. Языческое воспитание оскверняет души, искупленные кровью Христовой; это яд, который медленно и незаметно отравляет человека и пагубное действие которого узнается лишь по результатам его, по его пагубному влиянию на религиозное и нравственное состояние учеников. Оно препятствует ученикам проникать в дух христианства, уничтожает в них уважение и любовь к истинной религии, замыкает их в кругу интересов материальных и временных, внушает им вражду к Богу и Церкви и дает им ложные идеи языческого мира и принципы, противоположные христианским. Через классическое о6разование ученики получают ложное и опасное убеждение в превосходстве языческих писателей и языческой жизни и религии пред христианскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

(Павел) так что когда-нибудь предъявит иск и дочь, освобожденная из-под власти... 11 . (Павел). Существуют три рода умаления правоспособности: наибольшее, среднее, наименьшее (Capitis deminutio maxima, media, minima), ибо мы обладаем тремя (качествами) – свободой, гражданством, принадлежностью к семье. Поэтому, когда мы утрачиваем все это, т. е. свободу, гражданство и принадлежность к семье, то умаление правоспособности является наибольшим; когда же мы утрачиваем гражданство, но сохраняем свободу, та умаление правоспособности является средним; когда сохраняются и свобода и гражданство, а изменяется лишь семья, то ясно, что умаление правоспособности является наименьшим. Титул VI. В силу каких причин лица старше 25 лет постанавливаются в прежнее положение (Ex qiubus causis maiores viginti quinque annis in integrum restituuntur) 1 . (Ульпиан). Никто не может признать, что цель издания этого эдикта не является справедливейшей: ибо исправляется ущерб в праве, наступивший в то время, когда лицо прилагало свой труд на служение государству или находилось в беде... § 1. Слова эдикта таковы (Дальнейшие слова, воспроизводящие текст эдикта, изложены на древнем латинском юридическом языке и почти не поддаются точному переводу): «Если что-либо из имущества лица (Вероятно, здесь следует вставить «erit deminutum» (будет утрачено)), когда он отсутствовал вследствие страха или без злого умысла по делам государства, или находился в оковах, рабстве и власти врагов, или установлено, что срок предъявления их иска истек, также если кто-нибудь сделал что-либо, используя свое право (давности), или утратил что-либо в силу неиспользования этого права, или при наличии иска был освобожден от ответственности, так как срок предъявления иска истек, ввиду того что отсутствующий не был защищен на суде, или был в оковах, или не имел возможности участвовать в судебном деле, или когда (отсутствующий) помимо его воли не мог быть вызван в суд и не защищался, или когда решение было обжаловано перед магистратом, или было установлено, что право иска было отобрано без умысла его самого (отсутствующего); по этим делам предъявляется иск в течение года со времени, когда появится возможность обращения к суду; равным образом, если мною будет установлена какая- либо другая уважительная причина, я восстановлю в первоначальное положение, что допускалось в отношении этого лица на основании законов, плебисцитов, сенатусконсультов, эдиктов, декретов принцепсов».

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/di...

189 С этим именно добрым намерением, а отнюдь не с целью нагрубить начальству (что было совсем не в моем характере), я позволил себе эту нелепую и, в сущности, дерзкую выходку. Быть может, думал я, ректор обратит внимание на мои слова и подумает: уж если такой студент, как А. К-кий, человек отнюдь не воинственный, тихого нрава, законопослушный (я имел основание предполагать, что такое именно мнение имеет обо мне начальство), так относится к моему распоряжению, то чего же ждать от других, его товарищей, и не лучше ли отменить мое распоряжение или помедлить с его исполнением? Сознаюсь теперь, что был тогда непроходимо глуп и несообразителен. Но мое выступление доказывает вместе с тем и то, что мы тогда еще не были в курсе дела и не предполагали активного участия ректора в самом начале этого дела. В противном случае, конечно, я сообразил бы совершенную бесполезность и нелепость выступления со своим мнением. К такому выступлению располагало меня и заметное в то время расположение ко мне ректора. Преосв. Иоанникий во время своих первых, в течение сентября, лекций по догматике не раз поднимал меня для обсуждения возникавших богословских вопросов, что считалось признаком благоволения. И оно действительно чувствовалось. Но потом, после моей крайне неудачной консультации 4 октября, оно сменилось у Преосв. Иоанникия, вообще устойчивого в своих симпатиях и антипатиях, неблаговолением ко мне, которое продолжалось до окончания мною курса и отразилось, как увидим далее, на моей дальнейшей судьбе. Во всяком случае, однако, не могу не признать: mea culpa, mea maxima culpa! 190 Таков был, напр., И. Д. Делянов, впоследствии министр народного просвещения, а тогда, в 1861 г., – директ. департамента министерства нар. просв., директ. СПб. публичной библ. и потом, в том же году, попечитель СПб. учебного округа. Кажется, именно добрейшему Ивану Давидовичу наши изгнанники больше всего были обязаны устройством своей дальнейшей судьбы: Владиславлев, Ник. Ив. Соколов, И. Я. Спрогис и Ф. И. Абрамович. Все они, благодаря ему, пристроились или к мин. нар. просв., или публ. библиотеке. Слышно было, что посватал их И. Д. Делянову наш бак. М. О. Коялович, имевший уже и тогда связи в светском ученом и учебном мире. И. Я. Спрогиса порекомендовал И. Д. Делянову Вл.Вас. Стасов, который вызвал его из деревни и на первое время дал ему даже помещение в своей квартире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

И это уж одно превосходно, потому что учит покорности и терпению. Монахи более, чем кто-либо, реалисты в хорошем смысле этого слова, – они не мчатся за розовым облаком рая земного... Они если не все умом понимают, то сердцем чувствуют, что вблизи это розовое облако окажется всегда лишь серым, сырым и нездоровым туманом. IV. Полезно ли самоуправство на улице? На днях по Вержбовой улице проходила сгорбясь нищая старушка. Она хотела перешагнуть через грязь, как вдруг какой-то молодой парень простого звания, смеясь, подшиб ее ногою, и старушка упала в воду. Увидавши эту сцену, один из тех варшавских комиссионеров, которые носят красные фуражки, подскочил к молодому негодяю, схватил его и побил тут же весьма основательно. Публика (в том числе и мы, грешные) остались очень довольны этой карой, столь быстро последовавшей за подлым поступком. Теперь – философия. Во-первых, философия утилитарная. До Бога высоко, до мирового судьи далеко; городовой тоже не всегда может вырасти из земли, а великодушный человек в красной фуражке был близко. Значит – «легальность и в наше время не может еще вполне уничтожить живую правду не только на всём земном шаре, но даже и в Варшаве». Во-вторых,  философия художественно-историческая. Грязи на улице, положим, нет; пауперизма и тем более; малый ноги не подставлял, комиссионер его не бил. Публика не смеялась и не радовалась. В «Варшавском дневнике» не был бы весь этот случай описан... Что ж бы было? «Нирвана» какая-то. Абсолют! Германские мыслители говорили:  достижение абсолюта есть прекращение истории. Что значит абсолют? Уж не то ли это царство правды и сплошной любви, которую нам предлагают некоторые органы, и русские, и западной печати?.. Нет, бедная старушка, падай лучше в грязь! Нет, молодой негодяй, бери на себя, так и быть, неблаговидную роль порока!.. И ты, добрый комиссионер, бей его крепче!.. Мы предпочитаем сложность и драму истории бессмыслию земного абсолюта... Maxima miranda in minimis! V. Мы «Страну» сглазили! Только что мы позволили себе в передовых статьях наших искренно похвалить некоторые свойства этой новой и очень умной в своем роде газеты, как вдруг в ней появилась следующая выходка: «Страна», сообщая своим читателям известие о новом предприятии г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

585 Напр., о поджоге двора или дома и даже о пострнжении головы или бо­роды. Составителя, как видно, мало смущало то обстоятельство, что по рус­ской правде (акад. ст. 7, карамз. 78) последнее преступление должно подле­жать княжескому, а не епископскому суду. 586 В соловец. списке 1493 г. здесь стоить: по 60 ногат. В летописце Переяславля Суздальского значатся : по 60 гривен. В других списках гово­рятся: и на умычницех по гривне серебра митрополиту (Голубинский, I, 1, 538), или, как в „Мерилах праведных” моск. синод. библ. 524 и 525: „на умычницех пять гривен серебра епископу”. Но забудем на время эти вариации и спросим себя: если с „умычников” взыскивается особый штраф, то предыдущие-то штрафы в пять гривен золота и пр. с кого взыскиваются? 587 Так как обыкновенно пеня в пользу митрополита равняется вознаграждению в пользу обиженной, то 60 резан составитель, очевидно, считает равным трем гривнам. 590 Павлов , У Колумбана II (XIV): “si quis ruina maxima ceciderit et filium genuerit, septem annis peregrinus in pane et aqua poeniteat, tunc primum sacerdotis judicio jungatur aitario”. Речь идет здесь, следовательно, о клирике, а относительно мирянина у Колумбана есть особое правило (XIV-XXVI): “si quis laicus de alterius uxore filium genuerit, id est adulterium commiserit, thero proximi violato tribus annis poeniteat etc. Ср. Псевдорим. II, 2 и 9. В мерзебургском одна и та же статья (8-я) говорит и о мирянине, и о клирике, равно как и в славянской Псевдорим. V, 3: Si quis immissor tempestatum fuerit, VII annos paeniteat, III in pane et Псевдорим. X, 10: „Si titubaverit sacerdos super orationem dominicam, quae dicitur periculosa, ana vice XL psalmos, sequnda vice centum plagis». Ho в особенности см. Куммеана, XIII, 21: „Si titubaverit sacerdos super orationem dominieam, quae dicitur periculosa, si una vice, L plagas, secunda C, tertia superponat». Ibid. 24: „Qui communicaverit sanguinem inconscius, VII dies poe­niteat». Ibid. 25: „Quicunque alicui capitale crimen admittenti per ignorentiam communicaverit, VII dies poeniteat». Из сопоставления последних статей Куммеана с 47 Мурат. видно, каким образом статьи с совершенно ясным смыслом благодаря переписчику-редактору могли утрачивать этот смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Но и Филипп Лябб не мог отрешиться от «Collectio Romana». На этот существенный недостаток и обратил свое внимание один французский ученый Этьен Балюз (Baluze), который обладал счастливою способностью отыскивать документы наиболее ценные и был одарен необыкновенным чутьем по части издательской. Его сверка с другими рукописями существующего латинского текста убедила, что romani correctores в самой основе повредили текст и исказили смысл. Поэтому он задался целью восстановить первоначальный латинский текст, установив различие двух редакций для деяний IV вселенского собора: а) до Рустика и б) Рустика. Но так как уже до него все книжные магазины и рынки были переполнены прежними изданиями и ни один издатель не хотел принять на себя нового издания, не продав прежнего, то Балюзу и пришлось ограничиться изданием одних лишь вариантов к изданию Лябба — Коссара в 1683 г. Ему удалось выяснить характер соборов 355 г. в Милане и 359 г. в Римини, также характер карфагенской конференции 411 г. с донатистами. Егс работы по восстановлению подлинного греческого текста обнимают все документы до V вселенского собора включительно. Чаще всего в старые времена цитировалось издание Лябба, но теперь оно утратило свое значение, и если продолжают и него ссылаться, то это свидетельствует только о том, что авторы находятся далеко не в благоприятной обстановке, именно — в каком–либо провинциальном городке, где нет возможности достать более важные источники, каковыми являются труд Гардуэна и Манси. Первое из них, издание иезуита Жана Гардуэна 1729) «Conciliorum collectio regia maxima» появилось в Париже в 12 фолиантах в 1715 г., последний собор помечен 1711 г. В типографском отношении это издание отличается чистотою и ясностию и вообще обладает многими достоинствами. Однако издатель не сумел как следует воспользоваться прибавлениями Балюза и, пользуясь ими только слегка, исправлял текст, не означая даже имени автора, которым он пользовался. Фальшивую сторону этого труда и составляет особенное отношение Гардуэна к трудам предшественников, так как он, пользуясь изданием Балюза, выдает его данные за результаты своей работы. Для латинского текста дается нечто среднее между истинным его характером, с каким он является у Балюза, и тем, с каким он является у предшествующих издателей. К преимуществам издания Гардуэна следует отнести различные приложенные к нему индексы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Eximias animi dotes si cernere possis Possis foemineo corpore nosse virum. Nee satis hoc dictum est, laudes supereminet omnes, Quascunque in somnis cudere musa potest. Sola huic par laus est, Magnus quod censuit ipsam Dignam se et dignam Petrus honore suo. Expetitur conjunx Petro Gatharina Secunda, Nomen idem regum, quod fuit ante, manet. Ne timeas varios, о felix Russia, casus, Maxima constantis pignora sortis habes. 8) Без заглавия: Cernis, ut in tristi spectator papa theatro etc. 9) Без заглавия: Numen in auguriis (A. N.) sic disquiritur etc. 10) Ad lectorem incumbentem libro Kwiatkewitz. Non tibi vana fluent lustranti haec otia lector etc. 482 В Miscellanen Sacra, изданных архимандритом Давидом Нащинским в Бреславле в 1745 г., помещены между прочим: а) латинская Ода Императору Петру II-мy, на путешествие его в Москву для коронации. б) Описание местоположения Киева, латинскими стихами, в) Элегия к ученику, с увещанием о соблюдении непорочности жизни, г) Монашеская элегия от лица сына к отцу, отклонявшему его от монашеской жизни. 483 462 Дела арх. св. Синода 1730 г. 100. – Аарон скончался в 1740 г., принявши в схиме имя Алипия. (Дела арх. св. С. 1740 г. 146). 463 «Сего июля 23 (1728 г.) оный архимандрит Давид письменно мне предложил – писал Феофан в доношении Синоду 24 июля – что ныне сам себе он разсудил к такому (настоятельскому) послушанию быти не угодна, и по природе склонен признавает себя удобнейша жить в монастыре под началом, нежели к монастырскому строению. И требовал оной архимандрит, дабы уволить его в отечество его в Малую Россию». (Дела арх. св. Синода, 1728 г. 246.) 464 В Трудах Киевской академии, 1865 г., Т. I, стр. 297–330 это письмо не верно отнесено к лицу Маркелла Родышевского, вместо Давида Скалубы. 470 «In historia ecclesiastica, quam composuit, non vero edidit, doctrinam et caremonias sacras in orthodoxa primitiva ecclesia graeca ante tempora Constantini Magni usitatas recenset». (Vita Theophanis в Scherer’s Nordische Nebenstunden. Сравн: Das Nord und ostliche Theil von Europa und Asia, von Stralenkerg.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010