Введение. Откровение Божие, устное Предание и Священное Писание Часть I. Исповедание, или Символ Веры О первом члене Символа Веры а) О Боге и Его свойствах б) О Пресвятой Троице в) О невидимом и видимом мирах г) Об Ангелах д) О человеке Второй член Символа Веры. О Боге Сыне, Господе Иисусе Христе Третий член Символа Веры а) Как Сын Божий стал человеком б) Молодость и служение Христа в) Вера в Господа Иисуса Христа г) О Пресвятой Богородице Четвертый член Символа Веры. О страданиях и смерти Господа Иисуса Христа Пятый член Символа Веры. О Воскресении Господа Иисуса Христа Шестой член Символа Веры. О Вознесении Господа Иисуса Христа Седьмой член Символа Веры. О втором пришествии Господа Иисуса Христа Восьмой член Символа Веры а) О Духе Святом б) О милости Божией Девятый член Символа Веры а) О Церкви вообще б) Господь Иисус Христос является единым главою Церкви в) О свойствах Церкви 1. Церковь есть только одна 2. Святая Церковь 3. Соборная Церковь 4. Апостольская Церковь Десятый член Символа Веры. О Святых Таинствах Одиннадцатый член Символа Веры. О воскресении мертвых Двенадцатый член Символа Веры. О жизни вечной Часть II. Заповеди Божии А) Десять заповедей Божиих 1. Первая заповедь Божия а) О вере б) О надежде в) О любви г) О богопочитании д) О почитании Ангелов и святых 2. Вторая заповедь Божия 3. Третья заповедь Божия 4. Четвертая заповедь Божия 5. Пятая заповедь Божия 6. Шестая заповедь Божия 7. Седьмая заповедь Божия 8. Восьмая заповедь Божия 9. Девятая заповедь Божия 10. Десятая заповедь Божия Б) Две наибольшие и главные заповеди Божии 1. О любви к Богу 2. О любви к ближнему В) Заповеди блаженства Часть III. О Святых Таинствах 1. О Таинстве Крещения 2. О Таинстве Миропомазания 3. О Таинстве Причащения 4. О Таинстве Покаяния 5. О Таинстве Священства 6. О Таинстве Брака 7. О Таинстве Елеосвящения Часть IV. О грехе, добродетели, милостыне и монашеских обетах 1. О грехе 2. О добродетелях 3. О молитве Господней 4. О посте 5. О милостыне 6. Об обетах Часть V. О богослужениях 1. Введение 2. О храме 3. Действия при богослужениях 4. О лицах, совершающих богослужения 5. О богослужебных облачениях 6. Богослужебные книги 7. Богослужения Православной Церкви а) О Божественной Литургии б) О вечерне, утрене и всенощном бдении Часть VI. О праздниках  

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

ЦВ 15-16 (412-413) август 2009 /  22 августа 2009 г. Состав Межсоборного присутствия 1) Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — председатель Межсоборного присутствия 2) Митрополит Киевский и всея Украины Владимир — член президиума; 3) митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир — член президиума; 4) Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, — член президиума; 5) митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий — член президиума; 6) Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир — член президиума; 7) митрополит Виленский и Литовский Хризостом; 8) митрополит Одесский и Измаильский Агафангел; 9) митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней — член президиума; 10) митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор; 11) митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви; 12) митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий; 13) митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению; 14) митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий; 15) Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион; 16) Митрополит Рижский и всея Латвии Александр; 17) митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион; 18) архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии, — член президиума; 19) архиепископ Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, — член президиума; 20) архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк — член президиума; 21) архиепископ Берлинский и Германский Феофан; 22) архиепископ Хустский и Виноградовский Марк; 23) архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий; 24) архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви; 25) архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх; 26) архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон; 27) архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий;

http://e-vestnik.ru/docs/sostav_mezhsobo...

Закрыть itemscope itemtype="" > «В крови русского народа – социальная справедливость, соборный дух» В Александро-Невской Лавре состоялась стратегическая сессия «От русской идеи до суверенного будущего России» 20.10.2023 734 Время на чтение 7 минут Фото: послушник Стефан Феличи фон Райхенбах В пятницу, 20 октября, в духовно-просветительском центре Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры «Святодуховский» в рамках подготовки I Идеологического форума Всемирного русского народного собора состоялась стратегическая сессия «От русской идеи до суверенного будущего России». Ее организатором и ведущим выступил член Правления СПб отделения ВРНС, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия, член Экспертного совета ФАДН России протоиерей Александр Пелин. Соведущими стратегической сессии были наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Вениамин и член Правления СПб отделения ВРНС, Председатель совета директоров ГК «РосСтройИнвест», председатель Совета МОПД «Вечно живые», соучредитель ВПП «Земля героев» Федор Туркин. На сессии выступили: заместитель Министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий Вольвач ; доктор исторических наук, профессор, директор Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, член Экспертного совета ФАДН России Дмитрий Функ; председатель Правления РОО «Балтийский Авангард» (Санкт-Петербург) Александр Кузнецов; директор Института Хо Ши Мина СПбГУ, доктор исторических наук Владимир Колотов; член Общественного и Экспертного советов Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН России), директор АНО ДПО Институт социальных и этнокультурных исследований (Москва) Николай Григорьев; главной редактор информационно-аналитического портала «Русская народная линия», председатель Русского Собрания Анатолий Степанов; директор НИИ социальной философии Казанского инновационного университета, доктор философских наук (Казань) Олег Агапов и другие эксперты Один из организаторов мероприятия, председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии митрофорный протоиерей Александр Пелин поделился своими впечатлениями и размышлениями о прошедшей сессии в телефонном интервью «Русской народной линии»:

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/20/v_...

сост. В.В. Лобанов Краткие биографические справки Аболин Анс Кристапович (1891–1938) – советский партийный и профсоюзный деятель, латыш. Член РСДРП с 1908 г., образование среднее. Из крестьян Курляндской губ. Вел революционную работу в Латвии, Санкт-Петербурге и Москве, активный участник Гражданской войны. В 1924–1926 гг. зам. зав. Агитпропотделом ЦК ВКП(б). затем отв. Секретарь Пензенского губкома ВКП(б), 2-й секретарь Средне-Волжского обкома ВКП(б) (1926–1928). В 1929–1937 гг. председатель ЦК профсоюза работников просвещения, член Президиума и секретарь ВЦСПС. В 1937–1938 гг. директор Московского института народного хозяйства им. Г. В. Плеханова. Расстрелян, реабилитирован в 1956 г. Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич) (1854–1928) – архиерей Российской Православной Церкви, митрополит. Родился в Тульской губ. в семье священника. Окончил Московскую духовную академию (1881), кандидат богословия. В 1889 г. хиротонисан во епископа Киренского, викария Иркутской епархии. С 1893 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1897 г. – Рижский и Митавский. Архиепископ (1904) . С 1910г. архиепископ Виленский и Литовский, с 1913 г. – Ярославский и Ростовский. Член Предсоборного Совета и Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Митрополит (1917). С 1918 г член Высшего Перковного Совета. После ареста Патриарха Тихона (1922) временно принял от него патриаршие права и обязанности. Вскоре был заключен под домашний арест в Ярославле, затем переведен в тюремную камеру. В 19231926 гг. в ссылке и тюремном заключении. Согласно завешательному распоряжению Патриарха Тихона от 7 января 1925 г. второй кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола. В мае 1926 г. ради церковного мира отказался от прав на местоблюстительство. Умер в Ярославле. Прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 г. Агранов Яков Саулович (наст. имя Сорендзон (Соринсон) Янкель Шмаевич) (1893–1938) – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Родился в Могилевской губ. в семье еврея-лавочника. Член партии социалистов-революционеров (1912–1915). в партии большевиков с 1915 г. В 1918–1919 гт. секретарь СНК РСФСР. С мая 1919 г. особоуполномоченный при президиуме ВЧК. С 1921 г. секретарь Малого СНК. В 1921–1923 гг. занимал ряд руководящих должностей в органах госбезопасности. Зам. нач. Секретного отдела ОГПУ (1923–1929). В 1929–1931 гг. нач. Секретного отдела ОГПУ. Осушествлял руководство, принимал участие в следствии по важнейшим политическим делам 1920–1930-х гг: Кронштадтское восстание, крестьянское восстание Антонова, дело Патриарха Тихона. дело об убийстве Кирова, лело Зиновьева Каменева и др. В 1933–1934 гт. – зам. председателя ОГПУ СССР, в 1934–1937 гг. – первый зам. наркома внутренних дел СССР. Комиссар ГБ 1-го ранга. В апреле 1937 г. понижен в должности, затем назначен нач. УНКВД Саратовской обл. В июле 1937 г. исключен из партии и арестован. Расстрелян, не реабилитирован.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евгений, митрополит Киевский и Галицкий (Болховитинов Евфимий Алексеевич) Родился 18 декабря 1767 года в семье приходского священника. Окончил Воронежскую духовную семинарию и, как лучший ученик, был отправлен для продолжения образования в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Одновременно с занятиями в академии слушал лекции в Московском университете. По окончании образования был назначен преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В 1793 году в Воронеже рукоположен во священника. С 1796 года – префект Воронежской духовной семинарии. В 1798 году лишился троих детей, а в 1799 году овдовел. Эта потеря совершенно прервала его видимую связь с миром. Он принял монашество. В 1800 году назначен префектом Александро-Невской академии. С 11 марта 1800 года – архимандрит Троицкого Зеленецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии. С августа 1800 года и весь 1801 год исполнял чреду священнослужения в Петербурге. 27 января 1802 года переведен в Троице-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом. 17 января 1804 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского. В 1805 году избран почетным членом Московского университета; в 1806 году – действительным членом Российской академии. С 24 января 1808 года – епископ Вологодский. В этом же году избран членом Санкт-Петербургской медикохирургической академии. В 1810 году избран членом Санкт-Петербургского общества любителей наук, словесности и художеств; в 1811 году – почетным членом и – соревнователем Санкт-Петербургской «Беседы любителей русского слова», почетный член Общества истории и древностей Российских при Московском университете. С 19 июля 1813 года – епископ Калужский. С 1814 года – член Санкт-Петербургской духовной академии. С 1815 года – Московского Общества врачебных и физических наук. 7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа и назначен в Псков. Избран членом Казанского общества любителей отечественной словесности при университете. С 1817 года – член Харьковского и Казанского университетов. С 1818 года – член Комиссии составления законов империи Российской.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Очернение образа Иисуса Христа в произведениях В.А. Сидура оскорбляет христиан...» Мнение специалистов об экспонатах выставки в Манеже 26.08.2015 2261 Время на чтение 23 минут Ответы специалистов на вопросы от 25.08.2015 Вводная часть Настоящее исследование выполнено по обращению Цорионова Дмитрия Сергеевича от 16.08.2015. Данные о специалистах: Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (стаж научной деятельности - 46 лет, стаж экспертной деятельности - 26 лет), председатель Комиссии; Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор, председатель Правления Региональной общественной организации «Институт государственно-конфессиональных отношений и права», член Экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, член Экспертно-консультативного совета по вопросам свободы совести и государственно-церковных отношений при Комитете Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (стаж научной деятельности - 24 года, стаж экспертной деятельности - 14,5 лет), член Комиссии. Комиссия провела комплексное исследование представленных материалов в рамках поставленных перед специалистами вопросов. Представленные для исследования материалы Для исследования были представлены 6 фотографий (изображений) объектов: 1. Фотография гравюры на линолеуме авторства художника В.А. Сидура с изображением 7 человек и креста. 2-6. Фотографии экспонатов авторства художницы под псевдонимом Megasoma Mars (предположительно - Мария Минакова): «Beheading of St. John the Baptist #2» («Усекновение главы святого Иоанна Крестителя #2»); «Beheading of St. John the Baptist #4» («Усекновение главы святого Иоанна Крестителя #4»);

http://ruskline.ru/analitika/2015/08/27/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Е. Викторов. Гравюра. Нач. 80-х гг. XIX в. Алексей Егорович (2.02.1827, с. Студениково Мценского у. Орловской губ.- 22.07.1883, Пятигорск), археограф, историк книги, библиограф. Из семьи диакона. Учился в Орловской ДС (1841-1846), затем в МДА (1846-1850), был учеником протоиереев А. В. Горского и Ф. А. Голубинского . В 1852-1861 гг. работал в Московском главном архиве Мин-ва иностранных дел. В 1856-1861 гг. читал лекции по рус. языку и словесности в Мариинско-Ермоловском жен. уч-ще. С 1861 г. библиотекарь Московского ун-та. С 20 дек. 1862 г. до конца жизни работал в Московском публичном и Румянцевском музеях (ныне Российская государственная б-ка), где организовал Отд-ние рукописей и слав. старопечатных книг, являлся его хранителем. Одновременно состоял заведующим архивом и канцелярией московской Оружейной палаты (с 12 дек. 1868 по 1883). С 16 окт. 1853 г. действительный член Об-ва любителей российской словесности при Московском ун-те, с 1864 г. член Московского археологического об-ва, с 22 мая 1864 г. член-основатель Об-ва древнерус. искусства при Московском публичном и Румянцевском музеях, с 7 дек. 1879 г. член-корреспондент имп. АН по отд-нию рус. языка и словесности. В. является автором более 80 книг и статей. Его первая книга посвящена истории Церкви - «Великая кнг. Евдокия, во иночестве прп. Ефросинья, основательница Вознесенского девичьего мон-ря в Московском Кремле» (М., 1857, 1885, 1899). В 1858 г. В. составил алфавитный указатель к «Указателю для обозрения Московской Патриаршей (ныне Синодальной) б-ки» архим. Саввы (Тихомирова) , к-рый был его близким другом. В 1859-1860 гг. ученый опубликовал ряд работ по истории Московской Синодальной типографии и ее богатой б-ки. В 1862-1865 гг. подготовил к печати 3 выпуска альбома миниатюр греч. рукописей, хранящихся в Синодальной б-ке. В 1859-1866 гг. В. издал неск. исследований, посвященных жизни и деятельности слав. просветителей равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия и происхождению слав. письма. По мнению В., создателем кириллицы был св. Кирилл. В 1865 г. В. опубликовал исследование «Кирилл и Мефодий: Новые источники и ученые труды по истории славянских апостолов», в к-ром проанализировал сочинения отечественных и зарубежных ученых на эту тему.

http://pravenc.ru/text/158602.html

Иоанникий (Руднев) Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий. Родился 20 февраля 1826 года в семье диакона Тульской губернии с. Вышнего Суворчего. Обучался в Тульской духовной семинарии. В 1849 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия и оставлен в академии бакалавром. 11 октября 1849 года пострижен в монашество. 6 ноября 1849 года рукоположен в иеродиакона и 7 ноября 1849 года – во иеромонаха. 21 дек. 1854 г. возведён в сан архимандрита. С 1856 г. – инспектор Киевской духовной академии. С 6 окт. 1858 г. – ректор Киевской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря, а в 1859 г. – ректор акад. С 6 окт. 1860 г. – ректор СПб. духовной академии. 12 июня 1861 года хиротонисан во епископа Выборгского, вик. С-Петербургской епархии, с оставлением в должности ректора. С 12 янв. 1864 г. – епископ Саратовский и Царицынский. С 13 июля 1873 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. 14 февраля 1877 г. возведён в сан архиепископа. С 8 дек. 1877 г. – архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. С 1881 г. член Свят. Правит. Синода и почётный член Казанской духовной академии. С 27 июня 1882 г. – митрополит Московский и Коломенский. С 17 ноября 1891 года – митрополит Киевский и Галицкий. С 31 января 1892 года почётный член Московской духовной академии. 14 мая 1896 года награждён бриллиантовым крестом для ношения на митре. С 25 декабря 1898 года был первенствующим членом Св. Синода. Скончался 7 июня 1900 года в Голосеевской обители. Погребён в Кресто-Воздвиженской церкви Киево-Печерской Лавры, на Ближних Пещерах, рядом с митрополитом Арсением (Москвиным) . За время своего полувекового служения митрополит Иоанникий проявил себя человеком высокого ума, твёрдой воли и высокой христианской нравственности, Многим известны: его постническое воздержание, его удивительно широкая благотворительность, истинно-христианская скромность жизни, справедливость, простота и прямота в обращении и, наконец, молитвенное настроение духа, доходящее на общественных богослужениях до высокого вдохновения. В общественном служении он счастливо сочетал в себе зрелость и ясность понимания с видающимися способностями к широкому почину и многосторонней практической деятельности. Во всякое дело, ему вверяемое, он умел вносить редкую ясность понимания, неистощимую энергию, внимательность и трудолюбие. На учёной кафедре он был даровитым профессором, в должностях педагога-начальника примерным руководителем-воспитателем, – в епархиальном управлении всюду заводил образцовый порядок, устанавливал правильное течение дел и вызывал к жизни многочисленные просветительные и благотворительные учреждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Николай Александрович (12.04.1851, дер. Леонтьево Угличского у. Ярославской губ., по др. сведениям, с. Новое того же у.- 2.07.1919, дер. Леонтьево), канонист, историк Церкви. Род. в семье священника. По окончании Ярославской ДС в 1872 г. поступил в МДА, стал первым магистрантом практического отделения (1876). Преподавал в Костромской ДС , где подготовил дис. «Церковный суд в первые века христианства». 29 сент. 1878 г. удостоен степени магистра богословия (утвержден 9 окт. 1878) и определен преподавателем МДА. С 10 нояб. 1878 г. доцент МДА по кафедре церковного права. 21 сент. 1883 г. удостоен золотой Уваровской медали за рецензию на соч. свящ. А. Серафимова (впосл. еп. Астраханский и Енотаевский Сергий) «Правила и практика относительно присоединения к Православию неправославных христиан» (Кострома, 1882). 3 апр. 1892 г. удостоен Макариевской премии ( Голубцов. МДА в начале XX в. 1999. С. 43). В числе учеников З. был Иван Успенский (сщмч. Фаддей ), на работу к-рого «Круг деятельности и задачи пастырского служения духовенства по каноническим памятникам домонгольского периода» (1894) З. составил положительный отзыв. В 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. З. активно публиковался в журналах «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» , «Православное обозрение» , «Душеполезное чтение» . Диссертационная работа З. «О церковной власти» (Серг. П., 1894) синодальным властям представилась слишком критичной, Совету МДА при защите было указано на некорректность применения научного анализа к современности ( Сухова. 2006. С. 7-26). Однако работа была защищена, и 7 июля 1895 г. З. получил степень доктора церковного права, после чего был избран ординарным профессором МДА по соответствующей кафедре. С 1901 г. З.- действительный член имп. Общества истории и древностей российских . С 15 дек. 1903 г. заслуженный ординарный профессор МДА. Летом 1905 г. совершил паломничество в Св. землю. С 12 авг. 1905 г. член Правления МДА. С 8 нояб. 1905 по 17 мая 1907 г. являлся председателем совета Братства прп. Сергия Радонежского при МДА. С 19 нояб. 1907 г. член Совета МДА.

http://pravenc.ru/text/182557.html

3. Даренский Виталий Юрьевич , член Союза писателей России, член правления Союза писателей ЛНР, кандидат философских наук, Луганск : « Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы? »; 4. Дегтярев Кирилл Станиславович , н.с. научно-исследовательской лаборатории возобновляемых источников энергии, географический факультет, МГУ, Москва : « Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы? »; 5. Зверев Александр Сергеевич , искусствовед, культуролог, сотрудник «Православной энциклопедии», Москва: « Размышления о русской революции »; 6. Каплин Александр Дмитриевич , доктор исторических наук, профессор Харьковского университета, Харьков, Украина : « Россия и её «смертельный враг»: История и перспективы их противостояния в понимании русских мыслителей XIX - начала XXI вв. и адептов революции »; 7. Климов Алексей Григорьевич , кандидат социологических наук, заведующий кафедрой «Социологии и прикладной культурологии» Государственной академии славянской культуры, научный редактор журнала «Московский журнал. История Государства Российского», Москва: « Российская память революций и революционный опыт. Начало XXI века »; 8. Левизов Владислав Александрович , доктор экономических наук, профессор, Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Санкт-Петербург: « Существующая социально-экономическая система в РФ обречена »; 9. Маслов, диакон Илия, Козлов-Шульженко М.С., Скиженок А.В., Мальцев В.А., Гордиенко М.С., Серебрич А.А., Иванов Е.О. , аналитический центр Святителя Василия Великого, Москва: « Закончилась ли революция? - русская идентичность в 1917-2017 гг. »; 10. Можегов Владимир Ильич , публицист, Санкт-Петербург: « Консервативный социализм и будущее России, или как выковать меч для битвы с драконом революции? »; 11. Муза Дмитрий Евгеньевич , доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Крымской Академии наук, сопредседатель Изборского клуба Новороссии, Донецка я народная республика, Донецк: « Русский путь в ХХ веке: через революции - к Голгофе и Воскресению »;

http://ruskline.ru/news_rl/2017/05/03/it...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010