Глава 5. Представления о материи в Ареопагитиках и у преп. Максима исповедника 5. 1. Сакраментально-антропологический аспект учения о материи в Ареопагитиках 5. 1. 1. Краткий обзор литературы Прежде всего, хотелось бы отметить слабую разработанность выбранной нами темы в богословской науке. Прот. Георгий Флоровский упоминает о материи в учении автора Ареопагитского корпуса только в аспекте ее непричастности ко злу. «Ничто из существующего не есть зло как таковое, – не есть зло и материя. Зло есть разлад, беспорядок, ταξα; но чистый разлад невозможен, полное отсутствие вида и порядка равнозначно несуществованию. Материя не есть полный хаос, – она причастна порядку и формам. Она имеет силу рождения и сохранения. Не материя как таковая, но влечение к низшему является причиною зла в душе, – и сама по себе материя не препятствует душам устремляться ко благу» 2448 . Протопр. Иоанн Мейендорф в своем классическом обзорном труде Введение в святоотеческое богословие, в главе Псевдо- Дионисий Ареопагит вовсе не упоминает о значении материи в богословской системе Ареопагитик. В другом своем сочинении – Byzantine Theology. Historical trends and doctrinal themes – он замечает, что, поскольку Дионисий «очень строго придерживался платонических различений между интеллектуальным и материальным порядками, полагая материальное лишь отражением и знамением интеллектуального, – его учение о таинствах несет и чисто символический, и индивидуалистический характер; назначение Евхаристии, к примеру, лишь в том, чтобы знаменовать соединение ума с Богом и Христом» 2449 . При этом знаменитый богослов делает ссылку на исследование Р. Роквес (R. Roques) L’univers dionysien: Structure hiérarchique du monde selon le pseudo-Denys 2450 . Это краткое замечание о. Иоанна будет предметом нашего более внимательного обсуждения в ходе изложения полученных нами результатов, однако отметим сразу, что, на наш взгляд, нельзя согласиться с таким выводом при внимательном чтении текстов Ареопагитик. При условии постановки задачи исследования именно на выявление в богословской системе Ареопагитик учения о материи, это становится особенно очевидно. Дело в том, что это учение не имеет систематического характера в корпусе, посвященном в основном учению о Боге и Богопознании. Этот факт и объясняет легкость, с которой исследователь может впасть в ошибочное суждение по данному второстепенному для памятника (по объему материала, но не по богословскому значению) пункту учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Глава VIII В предыдущей главе даруется великое знамение для верующих: это пророчество о рождении от Девы Еммануила, которого имя удостоверяет, что никогда Бог не оставит верных Ему, какие бы бедствия и скорби они не увидели. Да помнят, что Сам Господь сказал им в имени будущего Младенца: „с нами Бог!“ В первых стихах главы VIII дается знамение для неверующих в рождении сына у пророка от законной жены его, которого грозное имя есть: магер-шелал-хаш-баз, т. е. „спешит грабеж, ускоряет добыча“. Имя это объявлено народу, при чем свидетелями, что пророчество это произнесено, являются два избранные пророком уважаемые мужи, Урия священник и Захария 504 . Это есть знамение событий земных, которое могло быть проверено живущими во дни произнесения пророчества. Прежде, нежели родившееся дитя будет в состоянии произнести первые слова ребенка, т. е. отец, мать, – Дамаск и Самария будут разграблены. В этом знамении, которого исполнение можно было видеть в течение каких-нибудь двух лет, для неверующих среди народа и для царя их даруется некоторое время испытания, не обратятся ли они к помощи Бога Израилева, вместо того, чтобы возлагать свое упование на языческого царя Ассирии. Но Господь сердцеведец (ст. 5) ведает упорство той мелкой души человеческой, которая в самомнении своем думает, что она сама мыслию своею может управлять событиями. Господь знает, что Ахаз не откажется от излюбленного им плана подчиниться царю Ассирии, чтобы посредством его погубить своих врагов.-Поэтому: „продолжал Господь говорить“. (ст. 5). В последующем за тем пророчестве Господь через Исаию раскрывает народу, что царь Ассирии, разгромивши Дамаск и Самарию и, как поток бурных вод, затопивши эти царства, затопит к Иудею, „страну Еммануила“ (ст. 7–9), – за то, что народ страны не поверил пророчеству. Далее пророчество предупреждает народы, что никто без воли Божией не может ничего сделать. В стихах 9–10 есть величественное воззвание ко всем народам земли: „Враждуйте... вооружайтесь, но трепещите!“ В этих стихах, (как позже мы увидим в Ис. 10:5 , 13и др. местах) народы, служащие наказанием Израилю, суть орудия воли Божией. Они идут и грабят, не потому что они „своею мудростию и силою могут сделать „то“ (ср. Ис. 10:13 ), а потому, что таков план Божественной мудрости; и в ту же минуту, когда Господу угодно, Он остановит их мгновенно, как Сеннахерима в стане его под Лахисом: „Господь“, как величественно восклицает Псалом 64 ст. 8 (ср. Пс. 88:10 ),-„укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов“.... „Он речет и восстает бурный ветер и высоко подымает волны пучины“.... „и Он превращает бурю в тишину и волны умолкают“. ( Пс. 106:25,29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Е.С. Марей Глава IV. Влияние концепций Исидора на соборное законодательство Толедского королевства Идеалы закона, справедливости, правосудия, сформулированные Исидором, заложили в Толедском королевстве основы правовой теории. Но епископ Севильи был не только замечательным мыслителем; кроме писательской и просветительской деятельности, он участвовал в работе церковных соборов, носивших как провинциальный, так и общегосударственный статус. Старший брат Исидора, епископ Леандр, председательствовал на III Толедском соборе 589 г., на котором готы во главе с королем Реккаредом приняли Никейский символ веры . С этого собора принято отсчитывать начало т.н. «вестготской симфонии» Церкви и королевской власти. Окончательно же она оформилась руками Исидора на соборе 633 г. Однако прежде чем на правах старшего епископа председательствовать на историческом IV соборе, Исидор провел два провинциальных синода в Севилье. 1. Исидор на II Севильском соборе (619 г.) В ноябрьские иды (13 ноября) 619 г. в Севилье в Иерусалимской базилике был созван собор провинции Бетика под председательством Исидора. Под его канонами стоит подпись девяти епископов, включая его самого, однако помимо клириков на соборе присутствовало два должностных лица: Сисискл, управляющий государственными имуществами, и Сванила, управляющий имуществами фиска (надо полагать, полномочия обоих распространялись на территорию провинции Бетика). Об их участии в работе собора нельзя сказать ничего конкретного. 846 1.1. Разрешение конфликтов между епископами Первым делом участники собора принялись рассматривать жалобы епископов друг на друга и их споры. Епископ Малаги Теодульф (о котором нет больше никаких упоминаний в других источниках) заявил, что некий приход, издревле принадлежавший его епархии, во время боевых действий был занят византийцами, а после их поражения и ухода незаконно перешел другим епархиям. 847 Примечательно, что для решения этого конфликта участники собора попытались сравнить его с аналогичным казусом, известным из римского права. В данном случае в параллель было поставлено право восстановления в правах после возвращения из плена (ius postliminii). 848 Вероятно, участники собора опирались на титул De postliminio, содержащийся в Кодексе Феодосия (C.Th. 5.7) и в Бревиарии Алариха (Brev. 5.5). Власть Теодульфа в приходе, о котором шел спор, была восстановлена.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковные либералы попытаются дискредитировать Крестный ход В Северной столице на заседании Президиума Совета православных общественных объединений Санкт-Петербурга прошло обсуждение хода подготовки молитвенного шествия 28.08.2017 1244 Время на чтение 5 минут В минувшую пятницу, 25 августа, в Санкт-Петербурге в Синем зале епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии прошло заседание Президиума Совета православных общественных объединений Санкт-Петербурга, сообщает наш корреспондент. Мероприятие провел председатель Совета руководитель Отдела по взаимодействию Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Пелин. Заседание было посвящено обсуждению подготовки к традиционному ежегодному общегородскому Крестному ходу в честь перенесения мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского, проводимому 12 сентября. В этом году Крестный ход состоится в 5 раз в новейшее время. Предыдущее заседание Президиума , посвященное Крестному ходу, прошло 5 июня 2017 года. Отец Александр Пелин сообщил, что в этом году Крестный ход возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Молитвенное шествие начнётся после Божественной литургии в Казанском соборе. С крестоходцами будет шествовать чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери. На площади Александра Невского молитвенное шествие встретит наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. После Божественной литургии в Троицком соборе Лавры на площадь малым крестным ходом будут вынесены мощи святого благоверного Великого князя Александра Невского. Священник обрисовал структуру Крестного хода. Во главе молитвенного шествия пойдет духовенство, архиереи, затем - учащиеся военных учебных заведений, казачество, представители общественных, патриотических, молодежных организаций. В начале Крестного хода будет передвижная звонница. Особо протоиерей Александр Пелин коснулся вопроса, связанного с допустимой на молитвенном шествии символикой. Разрешено использование флагов РФ, Российской Империи, Санкт-Петербурга, организаций, участвующих в Крестном ходе. Флаги общественных организаций, на которых изображены символы других государств, не допускаются. Запрещены флаги других государств и государственных образований, в т.ч. ДНР, ЛНР и Новороссии. Политические лозунги также неприемлемы.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/08/28/ce...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОЛГАРИЯ (Республика Болгария; болг. Република България), гос-во на Балканском п-ове. Территория: 110994 кв. км. Столица: София (1310 тыс. чел.- 2002). Крупнейшие города: Варна, Пловдив, Бургас, Стара-Загора, Плевен, Шумен, Русе. Гос. язык: болгарский. География. Граничит на севере с Румынией, на западе с Македонией, Сербией, на юге с Грецией и Турцией, с востока омывается Чёрным м. Население: ок. 8 млн чел. (2002). Болгары составляют 86% населения, турки - ок. 10%, цыгане - 3%. Гос. устройство: президентская республика. Основной закон - Конституция, принятая 12 июля 1991 г. Глава гос-ва - президент (избирается на 4 года всеобщим тайным голосованием). Законодательная власть принадлежит Народному собранию (240 депутатов избираются на 4 года). Для принятия новой конституции или решения вопросов об изменении формы гос. устройства предусмотрен созыв Великого Народного собрания (400 депутатов). Адм. деление страны - 9 областей; София имеет статус отдельной области. Религия Подавляющее большинство населения Б. исповедует Православие. К Болгарской Православной Церкви принадлежит 85% населения (2001). В Софии находится подворье РПЦ с храмом вмч. Пантелеимона. Римско-католическая Церковь (ок. 0,5%) представлена епархиями: Софийско-Пловдивской (кафедра в Пловдиве) и Русенской (Никопольской) (кафедра в Русе). Униатов (0,2%) представляет Софийская епархия во главе с апостолическим экзархом для верующих вост. обряда (кафедра в Софии). Католич. Церковь в Б. управляется Епископской конференцией, председателем к-рой является один из 3 епископов, избираемый на 3 года. Ок. 50 священников, 60 храмов и часовен, 10 мон-рей; католич. семинария в Пловдиве. Офиц. печатный орган газ. «Истина - Veritas». Армянская Апостольская Церковь (0,2%) представлена Болгарской епархией Эчмиадзинского Католикосата с центром в Софии. Протестантские церкви и секты (0,5%): Союз баптистских церквей Болгарии (3,5 тыс. в 2000), свидетели Иеговы, евангельские христиане, Болгарская Пятидесятническая церковь, свободные пятидесятнические церкви, церковь Иисуса Христа святых последних дней, церковь Бога Нового Завета. Мусульман - ок. 13%. Иудеев - 0,1%. История

http://pravenc.ru/text/149669.html

прот. Александр Прокопчук Третья Глава Придя в Иерусалим на праздник Пасхи, Христос совершил знамения, увидев которые 43 , многие поверили в Него (2:23). Однако Господь, ведая внутреннее состояние каждого человека, понимал несовершенство веры, вызванной лишь чудесами. Указание евангелиста на всеведение Иисуса и на недостаточность веры, опирающейся только на чудо, иллюстрируется в последующей беседе с Никодимом. Беседа с Никодимом Будучи фарисеем и членом синедриона, Никодим не решается прийти ко Христу открыто. Возможно, он не желал огласки. Но скорее всего, он хотел поговорить с Иисусом так, чтобы никто не помешал их разговору, что днём, в присутствии множества людей, постоянно окружавших Его, было просто невозможно 44 . К Христу Никодима приводит не случайное любопытство, а вера в Него. Он обращается к Нему «равви», тем самым признаёт Его своим учителем, хотя сам входил в высший иудейский религиозно–политический совет. Иисус, в свою очередь, называет его «учителем Израильским» (3:1). В том, что Иисус как учитель превосходит его, Никодим убедился, видя те чудеса, которые Он совершил в Иерусалиме. Их необычность явила Его единство с Богом, а стало быть, и божественное происхождение Его учения: «Равви, Ты от Бога пришел учителем, ибо никто не может творить те знамения, которые Ты творишь, если Бог не с ним» (3:2). На это Иисус ответил: что бы увидеть Царство Божие, необходимо родиться свыше. Одно и то же греческое наречие означает одновременно «вновь» и «свыше» 45 . Никодим понимает эти слова буквально, ему известно только одно рождение. Поэтому слова Христа его озадачивают: «Как может человек родиться, будучи стар. Может ли он вновь войти в утробу матери своей и родиться?» (3:4). Но рождение, о котором говорит ему Иисус, происходит не от женщины, а от воды и Духа. Без него человек не сможет войти в Царство Божие (3:5). Если выражение «Царство Божие» многократно встречается в первых трёх Евангелиях, то в четвёртом лишь дважды, только в начале разговора с Никодимом (3:3, 5), а дальше заменяется синонимичными понятиями – жизнь, жизнь вечная, спасение, небо. Мы можем увидеть это уже в третьей главе: если в начале беседы говорится о Возможности «увидеть Царство Божие» (3:3) и «войти в Царство Божие» (3:5), то дальше – «войти на небо» (3:12); не погибнуть, но иметь жизнь вечную (3:16); спасти мир (3:17); «увидеть жизнь» (3:36). В синоптических Евангелиях «Царство Божие» – это не только установление окончательной власти Бога после уничтожения сего мира, но и некая реальность, которая уже вошла в мир с пришествием Иисуса Христа и открывается в Его личности, проповеди и чудесах. У Иоанна же восприятие знамений и учения Спасителя через веру ещё не даёт человеку увидеть Царства. Царство – это небо, местопребывание Бога, откуда сошёл Иисус. Человеку, для того чтобы войти туда, необходимо заново родиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

протоиерей Ростислав Лозинский Глава 5. Благодать таинства священства (дары, получаемые пастырем в чинах хиротоний) 1 . Хиротония. 2 . Хиротесии и хиротонии. 3 . Первая степень священства. 4 . Сущность иподиаконского служения. 5 . Дары диаконского служения. 6 . Благодать священства. 7 . Залог пастырства. Заключение Приложения: 1. Священное писание о пастырстве; 2 . Указатель литературы. В последней заключительной главе будет говориться о дарах Благодати, полученных каждым священником при посвящении в сан. Может возникнуть вопрос: не следовало бы эту главу из заключительной поместить в предначинательную, в виде вступления к работе; ведь хиротония предшествует священническому служению. Автор работы умышленно о дарах хиротоний говорит в заключении работы, чтобы пред духовным оком пастыря прошел весь священнический благодатный путь становления, чтобы священнослужитель еще раз мог почувствовать и поразмыслить о том, каких даров удостоен от Бога в совершенных над ним хиротесиях и хиротониях. А это сознание промыслительной Руки Божией, верится, даст новые силы на несение нелегкого священнического Креста в жизни. Не своею силою человека стал священником, а Божием произволением. Господь не оставит своего избранника: укрепит и поможет. 1. Хиротония «И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом». Евр.5:4 Найти сразу свое место в жизни, любимое дело на всю жизнь – удел не всех и не каждого. Сравнительно немногие счастливцы, встав на определенный путь, не сходят с него всю жизнь. Еще меньше тех, которые подлинно счастливы на избранном однажды жизненном пути. Если для мирянина неправильно избранный путь – большое личное горе, то для священнослужителя это трагедия не только личная, но и многих, которых он должен вести по пути духовной жизни. К священству многие стремятся с детства, другие приходят позже. Апостол Павел писал, что «никто сам собою не приемлет чести (священства), но призываемый Богом». «Голос призывания» должен ясно звучать в душе кандидата священства. Призвание к пастырству есть тайна Божия, ведомая лишь глубине совести самого человека ( 1Кор.2:11 ) и открываемая проникновенному взору духовника или архипастыря, ответственного за посвящение.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 100. Утреннее назидание О чтении святоотеческих писаний Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Итак, за кафизмами (седальнами) Устав предписывает назидательные чтения! Кстати, этим самым он выполняет 17 правило Лаодикийского Собора, которое гласит, что «не должно в церковных собраниях псалмы совокуплять непрерывно один к другому, но чрез промежуток по псалме быть чтению». Это же правило касается и утреннего канона, основу которого составляют ветхозаветные песни, похожие на псалмы, так что между песнями (по 3й и 6й песни) так же полагаются чтения. Какова цель седальных чтений? Если учесть, что седальны в некоторых случаях именуются успокоительными, то очевидно, что смысл уставных поучений, состоит не столько в том, чтобы сообщить молящимся что-то интересное, сколько в том, чтобы дать отдохнуть телесно и духовно, а затем с новыми силами продолжить моление. На вопрос, «что читать» Типикон на первое место ставит объяснения текстов Свящ. Писания. В его 10й главе можно найти указания о чтении толкований на Евангелия. Естественно, выбираются толкования на тот отрывок Евангелия, из которого совершается чтение на службе. Кроме евангельских толкований там же предписываются и толкования апостольских посланий. Среди рекомендуемых толкователей, названы имена св. Иоанна Златоуста и блаж. Феофилакта, митр. Болгарского. Кроме толкований на Писание, в ней же упомянуты сборники Златоустовых наставлений вроде «Маргарита» (Жемчужины) или его же знаменитого «Шестодневника». В период Четыредесятницы рекомендуются чтения во святем Ефреме и в Лавсаице. Здесь имеются в виду покаянные поучения преп. Ефрема Сирина и собрание жизнеописаний египетских иноков еп. Еленопольского Палладия. Кроме этих книг фигурирует еще Лествица игум. Синайского Иоанна, которую «на часех чтут». И различные «Жития Святых», «Патерики» для чтения на трапезе. Впрочем, «Житие» святого, память которого совершается, читается и во время Утрени, как это видно на примере богослужения четверга 5 седмицы Великого поста, посвященного преп. Марии Египетской!

http://azbyka.ru/video/100-utrennee-nazi...

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 93. Утренняя история Появление и этапы становления Утрени Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Сегодня мы продолжим наш разговор об Утрени и обратимся к истории ее появления и формирования. Начало христианской утрени положено было еще в апостольское время по примеру ветхозаветной традиции утреннего богослужения, которое стало настолько распространенным среди христиан, что о нем на рубеже I и II столетий знали даже язычники. Вспомним проконсула Плиния… Из чего состояло утреннее славословие в первые века? Скорее всего, сюда входили ветхозаветные псалмы, где говорится об утренней молитве (напр. 62й: “Боже, Боже мой, к тебе утреннюю…” и библейские песни, как напр. песнь пророка Исаии: “От нощи утреннюет дух мой к тебе, Боже…”). Были здесь так же и новозаветные гимны, судя по тому, что ап. Иоанн Богослов, приводит целый ряд таких славословий в Апокалипсисе (напр.: “Достоин ты, Господи, принять славу и честь и силу, ибо ты сотворил все и все по твоей воле существует” (4,2); “Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь и слава и держава во веки веков” (5,13). … Ученые полагают, что в числе тех гимнов, о которых сообщает Плиний императору Траяну, было и наше современное великое славословие в его простейшем виде. Во всяком случае, вариант такого славословия дан в 47 главе VII книги «Постановлений апостольских». Самое раннее уставное изложение утрени дается в таком литературном памятнике II века как “Завещание Господа нашего Иисуса Христа”. В этом “Завещании” упоминается 3 вида утрени. Первая из них, совершаемая епископом, очевидно, была отправляема с особой торжественностью в воскресные дни. Вторую памятник называет вседневным славословием и поручает совершение ее пресвитерам в церквах. Третья называется в памятнике как “утреня вдовиц, пользующихся председательством в собраниях”. 1. Первый вид утрени состоял из двух частей: “предрассветного славословия” и “славословия конечного”.

http://azbyka.ru/video/93-utrennjaja-ist...

Типикон Книга Типикон, или Устав, главным образом содержит указания на то, в какие дни и часы, при каких божественных службах и в каком порядке должны быть возносимы молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове и, особенно, Октоихе, Минеях и Триодях. Книга Типикон разделяется по своему содержанию на три части. Часть первая (от 1 до 47 главы), которую можно назвать «общею», содержит общие указания на порядок молитвословий и священнодействий, в каком они должны быть при общественном богослужении в известного рода дни. I Так как в седмичном кругу различаются между собою главным образом службы дней недельных (воскресных), службы дней седмичных, кроме субботы, и службы дней субботних, то в чинах и последованиях Типикона находятся общие указания троякого вида, прежде всего указывается на порядок службы недельной. Служба на день недельный (воскресный) бывает иначе отправляема, если совершается всенощное бдение, и иначе, если нет бдения, в Типиконе сперва указывается на службу, когда совершается бдение, в 1-й главе находится «Чин малыя вечерни», а во 2-й – «Чин великия вечерни», т.е. бдения всенощного и утрени воскресной. Эти чины находятся иногда и в Служебнике, Октоихе и других богослужебных книгах. В сих чинах указываются молитвословия как неизменяемые, так и изменяемые упомянутых служб, но изменяемые молитвословия только такие, какие должны быть читаемы или петы в недели (воскресения), если в них не случается никакого и малого праздника. Если же в неделю (воскресение) случатся разные праздники, то бывает перемена в изменяемых молитвословиях, и об этом указывается в следующих главах, именно: 3, 4 и 5. в них указывается на изменяемые молитвословия, которые должны быть на бдении в неделю (в воскресение), если в этот день случится память святого, которому по Уставу и в дни будничные должно быть бдение (гл. 3) или полиелей (гл. 4), или случится святой, поемый на 6, не имеющий полиелея (гл. 5). В сих главах нет указаний на неизменяемые молитвословия при богослужении, ибо они указаны в 1 и во 2 главах и бывают одни и те же при всех праздниках, указанных в 3, 4 и 5 главах Типикона.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010