свщмч. Гермоген (Долганов) Толкование на «Откровение» Иоанна Богослова Скачать epub pdf Глава 1 Первая глава содержит свидетельство св. Иоанна к читателю, что он видел и слышал: «блажен читающий и слушающий слова пророчества сего и соблюдающий написанное в нем; ибо время близко». Глава 2 Вторая глава содержит обличение Иисусом Христом седьми Церквей; все эти обличения исполнились, но вторая глава имеет характеристику поведения христианина каждого из времен и мест. Глава З Третья глава содержит продолжение второй главы. Каждая Церковь имеет Епископа в одном городе, под властью которого находилась. Глава 4 Четвертая глава содержит видение св. Иоанна. Он видел Престолы и сидящих на них и 24 старцев, стеклянное море, четырех животных, семь светильников, горящих перед Престолом. Глава 5 В пятой главе св. Иоанн видит: Сидящего на престоле и в деснице Его книга, запечатанная семью печатями. Св. Иоанн плачет, что никто не может раскрыть сию книгу. До Рождества Христова эта книга была запечатана, но после Его смерти и Воскресения книга стала постепенно раскрываться и продолжать будет раскрываться до скончания века; каждая печать раскрывает событие и перемену жизни на земле. Глава 6 В шестой главе св. Иоанн видит Агнца, снимающего печати, одну за другой, последовательно. После снятия первой печати св. Иоанн видит белого коня и Всадника, имеющего лук, и дан Ему венец и вышел Он, как Победоносный. Белый конь и Всадник означает: Иисус Христос Сидящий, а также все верующие, которые победили мир Евангельской проповедью, которые означены луком и увенчались славою. Второй конь – рыжий, означает языческий мир, который обрушился на христианский мир своею ненавистью и пролил множество крови. Конь рыжий выступает на всех порах, именно когда христианство вступает с проповедью в темные царства. Вот тут и начинается война, как и Сам Христос предсказал, что будут разделяться в одном доме: отец против сына, сын против отца... Один – верующий во Христа, а другой – нет. Такое разделение наблюдается во все времена существования Христианской Церкви, до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Скачать epub pdf Глава 5. Хлеб жизни Вслед за рассмотренной выше беседой с иудеями в Евангелии от Иоанна рассказывается о чуде умножения хлебов ( Ин.6:1–15 ). Об этом чуде повествуют также три синоптических Евангелия ( Мф.14:15–21 ; Мк.6:34–44 ; Лк.9:12–17 ). Таким образом, умножение хлебов – единственное чудо Иисуса, о котором повествуют все четыре евангелиста. Далее Иоанн повествует о том, как Иисус пришел к ученикам по воде ( Ин.6:16–21 ). Этот рассказ имеется также у Матфея и Марка ( Мф.14:22–27 ; Мк.6:47–51 ). Оба чуда были рассмотрены нами в книге «Чудеса Иисуса» 221 . За повествованиями об умножении хлебов и буре на море в Евангелии от Иоанна следует пространная беседа о небесном хлебе, являющаяся одним из кульминационных пунктов четвертого Евангелия. Эта беседа и станет объектом нашего внимания в настоящей главе. Поскольку значительная часть беседы построена на ветхозаветном рассказе о манне, которую Бог послал с неба народу израильскому, представляется необходимым сначала остановиться на этом рассказе. 1. «Хлеб с Неба» в Ветхом Завете В 16-й главе книги Исход повествуется о том, как вскоре после выхода израильского народа из Египта, когда народ находился в Синайской пустыне, возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! Тогда Господь сказал Моисею: Вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет. Вечером налетели перепелы, и народ наелся мяса, а поутру лежала роса около стана; роса поднялась, и вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле. И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу. Каждому полагалось по гомору на человека 222 , при этом не разрешалось оставлять запас на следующий день. В канун субботы выпадала двойная норма, чтобы на следующий день народ мог соблюдать заповедь субботнего покоя. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна 223 ; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом. Сыны Израилевы питались манной сорок лет, пока не пришли в землю обетованную ( Исх.16:1–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Глава 6. НЕЧИСТОТА РОДОВОЙ ЖИЗНИ Ветхозаветное учение и его истолкование в христианстве Две теории в христианской письменности: отрицание нечистоты родовой жизни в древнейшее время и ее признание в более поздних памятниках морального, канонического и литургического характера Духовная нечистота как единственный источник физиологической Односторонность индивидуалистической точки зрения и значение наследственности Из предшествующей главы мы видели, что христианство безусловно положительно относится к физиологической стороне родовой жизни. Но в то же время общеизвестны многочисленные и довольно сложные предписания Ветхого Завета о нечистоте родовых физиологических процессов, наряду с предписаниями о нечистоте известных видов пищи, тел умерших и некоторых болезней (например, Исх. 10, 10–15 ; Лев. 11, 24–38 и мн. др.). А если взять канонические и литургические предписания Православной Церкви, то и здесь мы найдем целый ряд предписаний, по-видимому, исходящих из идеи субстанциальной нечистоты родовой жизни, по ее физиологической стороне. Ввиду этого возникает сомнение, правильно ли выяснено в 5 главе нашего исследования христианское воззрение на физиологию родовой жизни, и, чтобы устранить это сомнение, мы в этой, 6 главе прежде всего попытаемся выяснить, как смотрела древняя христианская Церковь на ветхозаветное предписание о нечистоте родовой жизни, а затем попробуем раскрыть и истинные мотивы аналогичных предписаний Православной Церкви. В древней христианской письменности мы встречаем различные объяснения происхождения ветхозаветных предписаний о нечистоте брачной жизни. Довольно часто древние христианские писатели объясняют эти предписания моральными или прообразовательными целями. Такое объяснение находим, например, в толкованиях канонов Феодора Вальсамона и у повторяющего Вальсамона Властаря в его Афинской Синтагме. «Хотя законом Моисея, – пишет Властарь, – семяточивые признаваемы были за нечистых, но он образно чрез телесные страсти показывал душевные недуги и чрез невольные (грехи) преследовал вольные, ибо если естественное считается нечистым, то тем более сознательная похоть; ибо закон сени телесными предметами предобучал иудеев, как детей, чтобы сделать их способными к восприятию духовных и более совершенных заповедей» 362 . И еще много ранее Климент Александрийский высказывает мысль, что Ветхий Завет требует омовения после известных процессов не потому, что гнушается ими, а предвозвещая другое омовение – в крещении 363 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Скачать epub pdf доклад на Андреевских чтениях, Москва 11–13 декабря 2004г. К основным фигурам, символизирующим в Книге Откровения богопротивные силы на земле, относятся два неких зверя. Впервые они появляются в 13-й главе книги. Один зверь выходит из моря, а второй – из земли. Кроме этих апокалиптических зверей в 17-й главе изображена также некая жена, сидящая на звере багряном. Имя ей – «тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным» ( Откр.17:5 ). Прежде краткого описания этих символических фигур Откровения дадим несколько кратких предварительных замечаний общего характера о самой книге. Тайновидец Иоанн (и вместе с ним читатель) восхищается в небо: чтобы увидеть этот мир в небесной перспективе ( Откр.4:1–2 ). Взор Иоанна очищается, и он теперь способен видеть, что в реальности происходит в его время и там, где он находится. А находится он «на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа» ( Откр.1:9 ), то есть в ссылке за Евангелие, которое Апостол возвещал в римской провинции Асия при императоре Домициане в середине 90-х годов I века. Иоанн переносится в запредельный мир не только в пространстве (в небо), но и во времени, в конец истории, так что может видеть настоящее в эсхатологической перспективе. Эффект видений Иоанна – протяжение мира читателя и в пространстве (небо) и во времени (эсхатон), то есть раскрытие мира в божественную трансцендентность. Рамки и узы, наложенные римской властью и идеологией, прорываются, и мир становится открытым в великую цель его Творца и Господа. Этот мир, видимый оттуда в апокалиптическом видении – новый, символический мир, в который попадают читатели. Но реально это не другой мир, но наш мир, увиденный с неба и из эсхатона. Задача такого взгляда – противостоять ложному, иллюзорному взгляду на действительность. Создается целый символический мир, в который читатель погружается так полно, что изменяется его восприятие окружающего мира. Далее, важно сравнить ( Откр.22:10 ) с концом книги пророка Даниила, аллюзиями на которую насыщена книга Откровения. Ангел говорит Даниилу: «Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» ( Дан.12:4,9 ). Даниил жил во времени, отдаленном от эсхатона. Его пророчество – тайная книга, которую люди поймут только в конце века сего. Иоанну же Ангел дает прямо противоположное повеление: «Не запечатывай слов пророчества книги сей, ибо время близко» ( Откр.22:10 ). То есть пророчество св. Иоанна имеет непосредственное отношение к его современникам (и к нам, его читателям). Оно относится не к отдаленному будущему, но к настоящей ситуации, в частности, к ситуации тех церквей в Асии, которым книга и была предназначена. Это их (и наша) ситуация эсхатологична.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Скачать epub pdf Пережив Смутное время, Россия постепенно начинает возрождаться. Свидетельством этого является начавшееся каменное строительство в русских городах. Так, например, в 1620 – 1621 годах в Ярославле строится храм Святителя и Чудотворца Николая, называемый храмом Николы Надеина. Его строителем был купец Епифаний Андреевич Светешников, которого в обиходе называли Надея. Это имя вошло в название выстроенного им храма 1 . Росписи ярославского храма Николы Надеина были выполнены в 1640 – 1641 годах. Возглавлял артель, которая расписывала храм, Иоаким Елепенков. На южной стороне церкви указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе» 2 . Как отмечает А. И. Успенский , «расписывали Николо-Надеинскую церковь лучшие в то время художественные силы Оружейной палаты» 3 . Ниже он замечает: «Николо-Надеинские фрески являются великолепным памятником, характеризующим письмо царских иконописцев первой половины XVII века» 4 . Предполагается, что москвичи во главе с нижегородцем Иваном Муравьем выполнили «росписи нижних ярусов центрального храма» 5 . В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палешан. Тематика стенных росписей в Никольском храме – прославление Святителя Николая и его чудес. Наряду с греческими событиями в росписях представлены сюжеты о заступничестве Святителя Николая в славянских землях. «Третий “исторический” ярус открывает история царевича Стефана (Стефан Дечанский, правитель Сербии, живший в XIV веке)» 6 . Представлены здесь и события русской истории. «Наиболее примечательным в третьем ярусе росписи является последний цикл композиций – “чудо о пяти иконах в Ругодиве”. Исторические факты, лежащие в основе Ругодивского чуда, относятся к событиям 1558 года – первого года Ливонской войны» 7 . Можно говорить, что перед началом работ по росписи храма мастера-иконописцы во главе с И. Муравьем несомненно изучали исторические материалы с целью выявления чудес Святителя Николая. О Стефане Сербском они могли узнать из Хронографа, а о нарвских событиях – из Никоновской летописи и Степенной книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf Утреня по современному уставу русской церкви В современном богослужении русской церкви имеется три вида утрени: 1) полиелейная, 2) с великим славословием и 3) вседневная. Утреня полиелейная составляет особенность воскресного богослужения и праздников со знаками в уставе Å, È и . Совершается она или в соединении с великой вечерней, образуя вместе с последней всенощное бдение, изложенное во второй главе типикона, или в отдельности от вечерни, в соответствии с 7 главой типикона. Вопросу соединения бденны и полиелейных праздников с воскресной службой посвящены 3 и 4 главы типикона, а соединению тех же праздников с субботой – 15-я. Утреня с великим славословием совершается в дни памяти святых с красным знаком в уставе (. Кроме того она совершается в дни отдания двунадесятых праздников, хотя бы в эти дни не было памяти празднуемого святого, например, 23 августа или 31 декабря. Великое славословие также полагается в субботы: сырную, 5 седмицы великого поста, Лазареву и Великую, в преполовение пятидесятницы, в отдание пасхи и в день Святого Духа. Специальной главы в уставе, где бы излагался этот вид утрени полностью, нет, так как до пения хвалитных псалмов (“Всякое дыхание да хвалит Господа”) в части последования чина она совершается как вседневная, с пения же этих псалмов – как полиелейная. Утреня вседневная совершается в дни памяти святых с черным знаком в уставе (  или без всякого знака. Порядку отправления этого вида утрени посвящена 9 глава типикона, а для субботнего дня – 12-я. Кроме того, в части переменного состава песнопений даются обстоятельные указания в “Указе о службах всея седмицы” и в “Указе о службе субботней”, помещенных в конце 1 и 2 части октоиха. Постоянный состав песнопений всякой утрени вообще содержится в часослове при псалтири следованной, а ектении и иерейские молитвы – в служебнике. Указания, касающиеся отдельных песнопений, даны в специальных главах типикона: в 11 главе о каноне, в 16 – о светильнах, в 17 – о кафизмах, в 18 – о том, когда следует отправлять канон праздничным порядком (“Поем Господеви”) и когда вседневным (“Господеви поем”); в 19 о рядовой катавасии, в 20 – о днях, когда поется “Честнейшую”, о пении тропарей гл.52. Отдельные частные указания содержатся на ряду в синаксарной части типикона, в минеях, октоихе и триодях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Содержание Устава довольно хорошо раскрыто церковно-исторической литературой, правда, лишь в виде более или менее подробного пересказа. В этой связи нужно отметить прежде всего труды священника Н. А. Булгакова, магистра русской словесности И. П. Хрущова, святителя Московского Макария (Булгакова) и профессора МДА Е. Е. Голубинского 224 . Книга состоит из предисловия и четырнадцати глав. Предисловие написано в форме лирического монолога об обязанности игумена наставлять свою братию и об особой ответственности монахов перед Судом Божиим. Кстати замечу, что современный исследователь А. Ю. Григоренко ошибочно, на мой взгляд, считает основной темой предисловия, как и всего Устава, тему «бессловесного послушания» 225 . На самом деле в тексте предисловия указанного словосочетания даже и нет, а говорится об особой ответственности настоятеля монастыря перед Богом как пастыря, обязанного отсекать обличением и запрещением свою паству от зла, а также – о встречной обязанности монахов ввиду памяти о Страшном Суде никогда не забывать, чего ради они отверглись мира и Христу обещали «терпети всяку скорбь и тесноту иноческого жития и смирения и послушания и христоподобную нищету имети». Констатируя мирские порядки и обычаи, распространенные среди монахов, Иосиф призывает их помнить о смертном часе и, соответственно, поступать по евангельским заповедям и святоотеческим преданиям и писаниям 226 . Первые девять глав книги посвящены общим для всей братии без разделения по рангу правилам жизни в ограде монастыря. Здесь речь идет: о благочинии во время богослужения (1-я), о поведении за трапезой (2-я), о личном имуществе и одежде (3-я), о келейной жизни в вечернее время (4-я), о порядке выхода за стены родной обители (5-я), о трудническом послушании и рачительстве в соборной и особной молитве (6-я), о грехе пьянства и о недопустимости хмельных напитков в монастыре (7-я), о закрытости монастыря от женщин (8-я) и «отрочат голоусых» (9-я). В 10-й главе излагаются аргументы в пользу необходимости для настоятеля поучать подвластных ему иноков не только устно, но и письменно; кроме того, примерами из истории русского подвижничества подтверждается тезис о неизменности правил, установленных основателем обители. 11-я глава представляет собой размышление об игуменском служении. В 12-й главе тезисно воспроизведено содержание первых девяти глав в виде девяти кратко сформулированных правил иноческого поведения и монастырского чина в целом. 13-я глава – довольно обширная – содержит общее поучение об обязанностях настоятеля, а также старейших и соборных старцев, относительно «монастырского и иноческого устроения» и девять параграфов, или «преданий», в которых эти обязанности расписаны по темам применительно к содержанию вышеизложенных правил. 14-ю главу составляют девять совершенно исключающих самоуправство «запрещений», или предписаний начальствующим по поводу пределов их власти и по поводу епитимий за разные дисциплинарные нарушения.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Сост. А.Н.Стрижев Раздел второй. ПАЛОМНИКИ. Сергей Александрович Нилус Служка Божией Матери и Серафимов (Симбирский совестный судья Николай Александрович Мотовилов) Последние слова последней беседы батюшки о. Серафима со мною были следующие: «...так-то, ваше Боголюбие, укоряеми – благословляйте, гоними – терпите, хулими – утешайтесь, злословими – радуйтесь! Вот наш путь с тобою, и претерпевый до конца той спасется! Грядите с миром в Воронеж!» Сказаны они мне были 5 сентября 1832 г. при отправлении моем в первый раз в жизни в Воронеж. (Из записок Н. А. Мотовилова) Серафим! О святое и дивное имя! Как велик ты, великий преподобный, у Господа! О имени твоем скрежещут зубами беси и... трепещут!.. И велик же был их скрежет зубовный! С того священного дня, как Боголюбивый Государь, Божий Помазанник, исполненный и водимый Святым Духом, воплотив в своем лице всю народную веру, одномысленно с Православною Церковью преклонил свои колена со всем своим многомиллионным народом у раки новоявленного угодника Божия, Серафима Саровского , – с того самого дня весь полк сатанинский, во главе со своим миродержителем и князем злобы поднебесной, восстал против того, кто еще в немощном человеческом теле одолел исконного врага человеческого рода. Не стану поминать всей бешеной ярости, которая бессильно и бесплодно обрушилась на святые дни, на незабвенные июльские Серафимовы дни, единодушно пережитые всем православным миром во главе с его Богоданным Главой: ярость эта памятна всем, кто вблизи или вдалеке принимал участие в покаянной народной молитве у гроба и у раки преподобного Серафима, кто «среди лета пел» с народом «Пасху». Господь посрамил сатанины замыслы: в дым разлетелось все их злоухищрение. Будущее покажет во всю ширь и мощь все значение для жизни русского духа недавно пережитых, перечувствованных и передуманных Саровских торжеств. Но и настоящее уже таково, что ясно стало видно исконным врагам России, как далеко ей при условии подъема веры до той преждевременной смерти, которую они уже, казалось, с победным кличем торжествовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Уже давно сознавалась нужда в учреждении в городе Костроме такого общества, которое поставило бы своей задачей изучение церковно-религиозной жизни в пределах Костромской епархии в ее прошлом и настоящем, исследование, охранение и собирание памятников местной церковной древности и истории, также распространение в обществе, и по преимуществу в духовенстве, церковных историко-археологических сведений, устройство выставок и публичных чтений церковно-историко-археологического характера. И вот в удовлетворение таковой епархиальной нужды назначена преосвященнейшим Тихоном в конце марта 1911 года комиссия из инспектора классов епархиального женского училища священника П. Алмазова и преподавателей духовной семинарии И. Баженова и И. Студитского для выработки проекта устава предположенного к учреждению церковно-археологического общества. Означенной организационной комиссией в мае того же года представлен на усмотрение Его преосвященства проект устава Костромского церковно-исторического общества, каковой и был представлен преосвященным Тихоном Святейшему Синоду на утверждение. Определением Святейшего Синода устав общества утвержден, и 3 июня в 7 часов вечера в актовом зале епархиального женского училища совершилось торжественное открытие преосвященным Тихоном Костромского церковно-исторического общества в присутствии около 200 лиц. Торжество это почтили своим присутствием преосвященный викарий Кинешемский Арсений, архимандриты монастырей Макарьевского Иов и Ипатьевского Платон, во главе с начальниками корпорации духовной семинарии, женского епархиального училища, мужского духовного училища, отец смотритель Кинешемского духовного училища и учитель оного С. Нарбеков, отцы законоучители гимназий, женской учительской семинарии, отцы протоиереи и священники города Костромы и благочинные 5[-го] Юрьевецкого округа протоиерей В. Панов и 4[-го] Нерехтского округа священник А. Виноградов , 7[-го] Костромского округа священник И. Успенский, 8[-го] Нерехтского округа священник К. Островский, директор народных училищ И. Виноградов и инспектор из 1[-го] Костромского округа Е. Орлов, воинский начальник В. Токмачев, генерал-майор А. Маргаритский, художник-архитектор Д. Милеев (производитель реставрационных и ремонтных работ в Ипатьевском монастыре), городской архитектор Н. Горлицын, полицеймейстер С. Моисеев и другие лица из местной интеллигенции, также учительницы и воспитательницы женского епархиального училища во главе с начальницей Л. Поспеловой, попечительница образцовой при женском училище школы Е. Божукова и другие. Торжество открытия церковно-исторического общества началось молебствием в Покровской церкви епархиального училища, совершенным преосвященным Тихоном в сослужении отца ректора семинарии протоиерея В. Чекана, кафедрального протоиерея П. Крутикова, ключаря кафедрального собора протоиерея Н. Краснопевцева и инспектора классов училища священника Н. Виноградова . Пред молебствием Его преосвященство с следующим словом обратился к присутствовавшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

18. Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 5-й. Мчч. Севастиана и дружины его. Свт. Модеста, архиеп. Иерусалимского. Прп. Севастиана Сохотского, Пошехонского. Прославление прав. Симеона Верхотурского (службу зри 12 сентября) . Сщмч. Фаддея, архиеп. Тверского . Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых отец (по Марковой главе Типикона под 18 декабря: «Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец»). Служба Недели пред Рождеством Христовым, святых отец, находится в Минее 18 декабря . Примечание. Рядовая служба Минеи (мчч. Севастиана и дружины его) может быть перенесена на повечерие в пятницу вечера (ср.: Типикон, 11 декабря, Маркова глава). На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные (Октоиха), глас 5-й – 6, и отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира: «Явися мира концем...» – дважды). «Слава» – отцов, глас тот же: «Даниил, муж желаний...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3. На литии стихира храма и стихира отцов, глас 1-й: «Лучами облиставшеся...». «Слава» – отцов, глас 3-й: «Праотцев собор...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без семене от Божественного Духа...». На стиховне стихиры воскресные (Октоиха), глас 5-й. «Слава» – отцов, глас 2-й: «Радуйтеся, пророцы честнии...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «О, чудесе новаго...». По Трисвятом – «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь отцов, глас 2-й: «Велия веры исправления...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 2-й: «Велия веры исправления...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся паче смысла...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные (Октоиха) . Полиелей. «Ангельский собор...». Ипакои гласа (Октоиха). Седален отцов по полиелее, глас 8-й: «Авраама, Исаака же и Иакова...». «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Благодарственное похваление...». Степенны и прокимен – гласа (Октоиха). Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше...». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов...». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-31/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010