В 1686 г. Константинопольский патриарх отпустил Киевского митрополита из–под своей юрисдикции и окончательно признал его принадлежность к Московскому патриархату  . Меньшая часть территории Киевской епархии находилась на правом, бóльшая — на левом берегу Днепра, охватывая приблизительно позднейшие Черниговскую и Полтавскую губернии. Кроме того, на территории Польши имелось некоторое количество церквей и монастырей, принадлежавших к Киевской митрополии и в документах XVII и XVIII вв. именовавшихся «заграничными монастырями и общинами». Назначенный в 1700 г. с резиденцией в Переяславле викарий–коадъютор Киевского епископа управлял большей частью епархии на днепровском Левобережье и вскоре обнаружил стремление к самостоятельности, т. е. к непосредственному подчинению Святейшему Синоду  . С 1743 г. Киевские епископы снова получили сан В 1751 г. митрополит Тимофей Щербацкий (1748–1757) счел необходимым подать ходатайство в Святейший Синод о восстановлении всех своих привилегий. Однако Святейший Синод объявил себя высшей инстанцией во всех делах церковного управления и суда и, следовательно, лишил Киевского митрополита гарантированного ему договором права вынесения безапелляционных (т. е. не подлежащих обжалованию) приговоров. «Таким образом, к половине XVIII в. Киевский митрополит по своим правам окончательно сошел на степень обыкновенного епархиального архиерея»  . Для «заграничных» монастырей и церквей, т. е. рассеянных на широком пространстве некогда существовавших епархий (Пинской и др.), в 1785 г. было учреждено Слуцкое епископство, подчиненное непосредственно Святейшему Синоду. Тем самым эти части Киевской епархии оказывались de facto отделены от нее  . Со времени митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770) и Гавриила Кременецкого (1770–1783) Киевское епархиальное управление шаг за шагом перестраивалось по великорусскому образцу. Этот процесс был завершен при митрополите Самуиле Миславском (1783–1796)  . Под давлением правительства и Святейшего Синода постепенно исчезали и те особые привилегии («вольности»), за которые так упорно держалось и высшее и низшее киевское духовенство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

119–134); он не упоминает о печатном Большом Катехизисе. Притом он, при рассмотрении Катехизиса, делает извлечения из состязания, находившегося в его экземпляре Катехизиса; а состязание обыкновенно помешается только в рукописных Катехизисах. Писатель же Бесед к глаголемому старообрядцу, указывая на Большой Катехизис, имел под руками одно из Гродненских изданий, как можно удостовериться из сличения с ними глав и листов, указываемых им в означенных местах. В 1846 году г. Ундольский писал о себе, что он видел два экземпляра Катехизиса, напечатанного при Патриархе Филарете, именно в Преображенском и Рогожском кладбищах, в Москве; но жаль, что он сообщил слишком мало подробностей об этих экземплярах. Чт. Общ. Ист. и Древ, год 1-й. 3. 90 Мы не можем прейти молчанием одного предания, устно сохраняемого между любителями старых книг. По этому преданию, Катехизис Лаврентия был напечатан при Патриархе Филарете; но по напечатании святейший Патриарх Филарет послал два экземпляра на рассмотрение православных Восточных Патриархов. По рассмотрении Катехизис не был одобрен Вселенскими Патриархами. Почему все напечатанные экземпляры, по распоряжению святейшаго Патриарха Филарета, были сожжены. Остались только дефекты. Из сих дефектов собрано в последствии пять экземпляров, между которыми впрочем ни одного нет полного. Эти экземпляры существуют до ныне: два из ним находились еще недавно в Москве, в бывшем Преображенском и Рогожском кладбищах. (Их-то, без сомнения, видел г. Ундольский, если только справедливо приведенное нами предание. См. предыдущее примечание). Два очевидца, сообщившие нам это сведение, свидетельствовали вместе с тем, что в бумаге и в характере письма виденных ими дефектов находятся несомненные признаки того, что Катехизис был напечатан в начале 17-го столетия. Предание достойное внимания. 91 Мы имеем под руками три Гродненских издания: одно 1783-го года в лист, другое 1787 в большую 4-ю долю и третье 1788 года в лист. Все они между собою сходны, даже количеством листов и слов на каждой странице, исключая того, что в издании 1783 года (вероятно это первое издание в Гродно) после 168 листа поставлено на следующем не 169, а 118, и с этого числа опять в последовательном порядке идет счет листов до самого конца книги; почему на последнем листе в этом издании стоит число 346, а в изданиях 1787 и 1788 года число 395.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Буди Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! – Третье: благодетелям моим, которые мене при нужде и немощи моей не оставляли, но по своей любви и милости, благими своими снабдевали; много благодарствую. Да воздаст им Господь в день он, в котором всем по делам их воздастся! – Четвертое: всем, которые меня как-нибудь обидели, простил я и прощаю; да простит им и Господь Бог Своею благодатию! Прошу и меня простить, ежели кого чем обидел, яко человек. Оставите и оставится вам, глаголет Господь. – Пятое: пожитков, как у меня не было, так и не осталось по мне. Прошу убо с тех, которые при мне жили и служили мне, ничего не взыскивать. Простите, возлюбленнии, и Тихона поминайте». На подлинном подписано собственноручно: Ваш доброжелатель Тихон, недостойный Епископ. Во время чтения сего завещания, и сам читавший, и слушатели прерывали оное рыданием, а при начавшемся после чтения последнем целовании тела, народ поднял плач и вопль. Потом тело преставленного, на Священнических руках вынесено в, находящийся под алтарем Соборной церкви, погреб, где поставлено в обложенный камнем в земле склеп, глубиною не более одного аршина, и заложено, по надлежащему, с выводом томбы над оным. Сей погреб, усердием поминающих почтенную память сего добродетельного Пастыря, и тщанием Задонского Игумена Тимофея обделан и расписан благолепно: а на томбе положена медная доска 17 с надписью, сочиненной Преосвященным Тихоном 3-м, заключающейся в следующих строках: Здесь скончался, 1783 года Августа 13 дня Преосвященный Тихон, Епископ прежде бывший Кексгольмский, а потом Воронежский, рожденный 1724 года, Епископствовавший с 13 Мая 1761 года, пребывавший на обещании с 1767 года по смерть, показавший образ добродетели словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою, 1783 года Августа 20 погребен здесь. Многие из почитателей преставившегося, сочиняли, также по усердию, надписи ему, хотя и нигде они не помещены. Из оных предлагается одна следующая, сочиненная Господином П. Читатель! Монумент сей гроб в земле скрывает, В котором Пастырь стран сих телом почивает, А духом о Христе благ горних ко странам С надеждою отшел, пример оставив нам, Да и в след Христов течем; творя любви законы, Прслестну мира сласть, и плоть презрев с препоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

18 Виланд Кристоф Мартин (1733–1813) — немецкий писатель; исповедовал идеалы Просвещения. 19 Ницше Фридрих (1844–1900) — немецкий философ, филолог, поэт. 20 Достоевский Федор Михайлович (1821–1881) — прозаик, публицист. 21 Ибсен Генрик (1828–1906) — норвежский драматург. 22 Тэн Ипполит (1828–1893) — французский философ-позитивист, литературовед. 23 Гобгауз Джон Кэм (1786–1869) — британский политик и знаток литературы. 24 Шелли Перси Биши (1792–1822) — английский поэт-романтик, друг Байрона. 25 Бреммель Джордж Брайан (1778–1840) — английский дэнди. 26 Стендаль псевд. Анри Мари Бейля; (1783–1842), французский писатель. 27 Чарльз Мэттьюс (1776–1835), актер и антрепренер. 28 Роузбери Арчибальд Филип Примроуз (1847–1929) — английский государственный деятель; автор биографии Наполеона. 29 Гурго Гаспар (1783–1852) — французский военачальник, историк; сопровождал Наполеона в изгнании. 30 граф де Монтолон — личный адъютант Наполеона прибыл с супругой на остров Св. Елены, чтобы разделить с Наполеоном его участь. 31 Бертран Анри Гратье (1773–1844) — французский военный инженер, генерал, друг Наполеона; дважды был вместе с ним в ссылке. 32 Бисмарк Отто фон Шенхаузен (1815–1898) — первый рейхс-канцлер германской империи в 1870 — 1890-е гг. 33 Аракчеев Алексей Андреевич (1769–1834) — государственный деятель, генерал; в последние годы царствования Александра I участвовал в управлении государством. 34 Меттерних-Виннебург-Байлштайн Клеменс Венцель Непомук Лотар, Фурст (принц) фон (1773–1859) — австрийский политический деятель, министр иностранных дел, консерватор; способствовал объединению разных стран против Наполеона I. 35 Голицын Александр Николаевич (1773–1844) — князь, государственный деятель. 36 Марат Жан Поль (1743–1793) — французский революционер, вождь якобинцев. 37 Робеспьер Максимильен (1758–1794) — якобинец; возглавил революционное правительство. 38 Местр Жозеф Мари де (1753–1821) — французский политический деятель, публицист; с 1802 по 1817 г. посланник короля Сардинии в Петербурге.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=190...

Безродов Василий Вас. В1766 г. обучался в грамматике Безсонов Фёдор. Состоял певчим. В 1783 г. уволен, во Владимирское наместническое правление. См. выше, стр. 129). Бережков Ефим Козьм. 1788 г. обучался в синтаксеме, 1789 г. из риторики произведен в пономари в с. Бережки (Арх. Суз, кон. 1789 г., 983). Березин Иван Ив, 1771 г. из инфимы определен в с. Березники, Юр. у., пономарём «для лучшаго пропитания» (утверждено место); 1774 г.– дьячкомъ (Арх. Суз. кон. 1774 г., «для пропитания». Березин Никита Ив. В 1755 г. обучался в грамматике. Благовестов Иван. Состоял певчим. В 1783 г. уволен во Владимирское наместническое правление. См. выше, стр. 129. Благовещенский Александр. 1788 г. обучался в инфиме. 1792 г. из риторики исключён за малоуспешность (Арх. Суз. конс. 1792 г., 118) Бланшев Василий. 1779 г. из синтаксимы дьячком к церкви Живоносного Источника г. Суздаля (Арх., Суз, кон. 1779 г., 7). Богдановский Дмитрий Никит. В 1764 г. характеризован: «Studet diligenter et mores probos servat» 1776 г., как слушатель богословии, священ, в с. Тейково (Арх. Суз. кон. 1767 г., Богданов Артемий Гавр. Поступил в семинарию 1763 г. В 1769 г. обучался в школе синтаксимы. Богданов Василий. 1788 г. обучался в школе аналогии. Богданов Иван. 1786 г. обучался в аналогии. Богданов Пётр. 1781 г. обучался в аналогии. Богданский Фёдор. 1786 г. обучался в аналогии. Боголепов Иван. В 1774 г. взят в семинарию. 1781 г. из риторики определен священ. Троицкой церкви г. Суздаля (Арх. Суз. кон. 1781 г., 207). Боголепов Стефан Ив. В 1771 г. обучался в классе аналогии. Боголюбов Алексей, 1774 г. поступил в семинарию, 1776 г. определен дьячком к Источниковской церкви г. Суздаля (Арх, Суз. кон. 1776 г., 18). Боголюбов Алексей Петров. 1781 г. из риторики в приказные Суздальского уездного суда (Арх. Суз.кон. 1781 г., 337). Богоявленский Яков. В 1788 г. учился в грамматике. В 1790 г. из синтаксимы пономарём в с. Заполицы (Арх. Суз. кон. 1790 г. Оп. 2, 66). Браденский Иван. В 1786 г. обучался в школе поэзии, 1787 г. – свящ. в с. Алексино (Арх. Суз.кон. 1787 г., 385).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы вернулись к проблеме, с которой сталкивались в 18 веке. Николай Новиков в «Краткое описание нынешнего состояния Турции» (1783) писал : «Народ беспрестанно притесняемый государем, пашами и их подчиненными, оставляет в запустении прекрасную землю и не хочет приобретать себе собственности, которая не осталась бы у него, но перешла бы в руки деспотических его владельцев. Нация, знающая свое невольничество, становится ленива и ослабевает». Любое усилие государства способно уничтожить себя само, если не решает вовремя возникающие проблемы. Думаю, ответ на поставленный в нашей статье вопрос прост - без духовной основы не спасут никакие инновации и технологии. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 1. 1783 Почти 250 лет назад высказана Новиковым мысль : " Нация, знающая своё невольничество, становится ленивой и ослабевает. " Возразить нечего. Актуально. Есть только важная особенность, которой в чистом виде в истории России ещё не было. Власть имеющие делают всё возможное, чтобы развратить народ, сделать его ленивым, вороватым, глупым. Цель власть придержащих? Можете доказать что не уничтожение России? Я нет. Тот случае, когда терпение ко лжи недопустимо, равносильно предательству, предательству самого главного что у нас есть. Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2016/12/21/...

В 1773 – 1777 гг. Левицкий написал для императрицы Екатерины II семь портретов, а точнее, аллегорических картин воспитанниц Смольного института благородных девиц. За внешней манерностью образов изысканных, театрально костюмированных девушек, танцующих, музицирующих, разыгрывающих пасторали, как усматривают ценители живописи, художник сумел разглядеть настроение и в некоторой степени даже характер каждой из них. Этот цикл портретов смолянок отличают богатство цветового построения, благородство оттенков жёлтого, зелёного, розового. Вместе с тем Левицкий порой позволял себе относиться к портретируемым с известной долей юмора. Екатерину Великую мастер изображал неоднократно, и все портреты превосходны. Мы приведем здесь два: в красном державном камзоле (1782) в год празднования двадцатилетия вступления императрицы на престол и в женском платье с орденом Андрея Первозванного (1794). Портреты Екатерины Великой кисти Левицкого Приведем «Станс к Дмитрию Григорьевичу Левицкому», который сочинил в 1783 г. Ипполит Богданович в связи с завершением работы живописца над портретом Екатерины II – «законодательницы»: Левицкий! начертав российско божество, Которым седьм морей покоятся в отраде, Твоею кистью ты явил в Петровом граде Бессмертных красоту и смертных торжество. Желая подражать парнасских сестр союзу, Воззвал бы я, как ты, себе на помощь музу Российско божество пером изобразить; Но Аполлон его ревнует сам хвалить. Второй период славы Левицкого относят как раз к 1778–1783 гг., когда художник отдавал предпочтение бюстам, где плотная живопись покрывалась лессировками, дававшими поверхности эмалевый оттенок. «Зеленоватые тени, тонкая лепка кружев, игра света на лицах, шелковых платьях и лентах, коварные или благодушные улыбки, белые точки на кончиках носов, выпуклые рачьи глаза с твердыми большими веками, “стрелки”, образуемые бровями и линией носа, плотно запудренные волосы» – типичные признаки портретов Левицкого. К этому периоду относят, в частности, портрет М.А. Дьяковой-Львовой (1778), шедевр русского протрета, и картину «Священник» (1779) – утверждают, что это портрет отца, в коем угадывают даже нечто рембрандтовское.

http://ruskline.ru/opp/2020/03/16/dmitri...

д. Даже в настоящее время греки, особенно в Турции, поют подобным образом (Κpατματα), как например, при благословении хлебов на святой горе Афонской пение: «Богородице Дево радуйся», вследствие повторения, продолжается около часа. 145 Hierüber siehe die Ausgabe des Propstes Nikolski: Ueber Gottesdienste der Russischen Kirche, welche sich in den alten gottesdienstlichen Büchern befinden. Petersburg, 1885. 146 См. о них в издании Прот. Никольскаго: «О службах рус. церкви, бывших в прежних печатных Богослужебных книгах». СПб. 1885 г. 151 Diese Vertheilung fand im Jahre 1656 etwas später, kurz vor dem Besteigen des Esels durch den Patriarchen statt. 155 Im Jahre 1671, wo in Wologda eine Missernte stattfand, wurde diese Handlung zu dem specieilen Zwecke vollzogen, durch das Bild des letzten Gerichtes die Herzen der Reichen zur Barmherzigkeit zu bewegen. 156 В голодный для Вологды 1671 г. чин сей был совершён с целью побудить, через изображение картины Страшного суда, богатых к призрению и попечению неимущих, что и имело громадное значение и самые благие результаты. 161 Ritus der in der Mariä-Himmelfahrts-Kathedrale beobachteten heiligen Handlungen und Gebräuche. Petersburg 1795. A. Lewschin, Historische Beschreibung der Mariä-Himmelfahrts-Kathedrale zu Moskau. Moskau 1783. 162 Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемых в большом Успенском соборе (СПб. 1795); А. Левшин, История, описание Московского Успенского собора. (Москва 1783.) 163 So z. B. die Bewohner der neu erbauten Stadt Karpow baten 1648 den Zaren Alexeij Michailowitsch, ihnen das heilige lebendig machende Kreuz mit Reliquien zu senden, zur Wasserweihe und zur Heilung von allen Krankheiten und Trübsalen, welcher Bitte der Zar auch entsprach. 164 Так жители новопостроенного города Карпова в 1648 г. и просили Царя Алексея Михайловича отпустить им животворящий крест Господень с мощами для освящения воды и исцеления всяких болезней и скорбей, что и было исполнено Государем. 165 Im Sluschebnik, welcher 1755 zu Petschajew erschien, ist vermerkt, dass dieser Ritus vorzunehmen ist, wenn die Noth erfordert, eine Liturgie in einem Hause zu halten, welches alsdann mit diesem Weihwasser zu besprengen ist.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

В 1781 г. дьякон нижнеудинской деревянной Архангельской церкви Михаил Лахин просил у Красноярского духовного правления разрешения совершать сбор денег по красноярскому ведомству, а также почтовой подводы для передвижения между населенными местами. Строительные работы на площадке Воскресенской церкви активно развернулись весной 1782 г. В это время нижнеудинский священник Евдоким Елизарьев, надзиравший за стройкой, сообщал в Красноярское духовное правление о деятельности подрядчика Злыгостева С.К.: «... теску заготовленного кирпича апреля месяца в последних числах с нанятыми ево работниками вступил, которую теску уповательно недели через две во окончание на удобное ныне число привести может и по окончании хочет вступить в кладку стен». Это обстоятельство позволяет предположить, что фундаменты Воскресенской церкви были выполнены в течение строительного сезона 1781 г., а возведение конструкций надземной части здания началось не ранее весны 1782 г. Согласно церковным приходно-расходным книгам, в марте - июне 1782 г. Злыгостеву С.К. и Фунтасову А.Л. были выплачены деньги за работу на Воскресенской церкви. Первому из них - подрядчику Злыгостеву С.К. было выдано «в число договорной по заключенному с ним контракту суммы» - 433 руб. 50 коп. Фунтасову А.Л., видимо, за поставку извести было отпущено 28 руб. 30 коп. Из «доношения» С.К. Злыгостева, направленного им в ноябре 1783 г. в Удинскую комендантскую канцелярию, становится известно, что между прихожанами во главе со строителем Абалаковым и енисейским мастером возник конфликт, следствием которого стала полная остановка строительных работ. Злыгостев С.К. жаловался на церковного строителя и прихожан за нерадивость в обеспечении стройки материалами и денежными средствами, а также за нарушения условий контракта и различные «препятствия» к его исполнению. По словам Злыгостева С.К., вынужденно проживавшего без дела в Удинском остроге, отсутствие оплаты привело его в «крайнее разорение и нищету». Этим же обстоятельством Злыгостев С.К. объяснял невыплату им «крепостной» пошлины с заключенного контракта. Прихожане же во главе с церковным строителем Спиридоном Абалаковым обвиняли подрядчика в «непорядочных поступках» при определении стоимости работ. Из документов следует, что за несколько месяцев до этого Злыгостев С.К. был отстранен от работы, и вместо него в Красноярске прихожанами был подряжен другой мастер – енисейский мещанин Козьма Месников. С ним осенью 1783 г., во время его приезда в Удинский острог, был заключен контракт на строительство Воскресенской церкви по более низкой цене.

http://sobory.ru/article/?object=39413

Защищать этот год, как начало царства антихристова в нашей православной церкви, было нельзя, потому что справедливость слов Пешехонова была совершенно очевидна и понятна каждому. Отказаться от этого года значило отказаться от самого основания, на котором зиждется учение раскольников об антихристе. Как ловкий и изворотливый человек, писатель книги: «свидетельство от Божественного писания», избег обеих этих крайностей, избрал средину и решился доказать, что словами книги о вере: «кто весть, аще в сих летех 1666...» не прямо высказывается мысль, что по исполнении 1666 лет наступит царство антихриста, но указывается только, что около этого времени оно начинается, как и случилось на самом деле, и этою хитрою уловкой не только, по-видимому, избежал противоречия с книгою о вере, но и опроверг или, лучше, показал ничего незначащим возражение Пешехонова против 1666 года, и таким образом разрешил все недоумения раскольников, возбужденные его ответами. После мы увидим, можно ли так понимать слова писателя книги о вере о 1666 годе, а теперь заметим, что, на основании всего сказанного доселе, мы думаем, что книга об антихристе: «свидетельство от Божественного писания», написана после ответов Пешехонова и вызвана именно ими, тем более, что сам Пешехонов ясно говорит в своих ответах, что беспоповцы считают началом царства антихристова 1666 год, да и сами беспоповцы в своих вопросах (89) Пешехонову прямо указывали этот год, следовательно, мнение о том, что свидетельство книги о вере касательно 1666 года нужно понимать не строго, явилось между беспоповцами уже после того, как написал им свои ответы Пешехонов, то есть после 1783 года. К этому же убеждению, наконец, приводит и то, что в книге о скрытии священства, написанной не прежде 1783 года, потому что и в ней приводится одно свидетельство из «Макариевой Богословии», напечатанной первый раз в этом году, еще защищается 1666 год, как год, с которого будто бы началось антихристово царство в православной Церкви, и только высказано то начало, на основании которого писатель книги: «свидетельство от Божественного писания», утверждает, что антихрист – дух общества, именно высказана мысль, что антихрист – диавол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/o...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010