225.  Бутырский Никита Иванович (1783 или 1784–1848) — один из первых профессоров петербургского университета и стихотворец, экстраординарный профессор кафедры российской словесности (1819–1835); читал курс лекций «О словесных науках вообще». 226.  Шишков Александр Семенович (1754–1841) — адмирал. С 1796 г. он был членом, а с 1813 г. президентом Российской Академии (1783–1841) — своеобразного гуманитарного центра России, учрежденного по указу Екатерины II прежде всего для создания первого толкового словаря и грамматики русского языка. А. С. Шишков приветствовал появление молодых литераторов, помогал им в публикации сочинений. В составленном А. С. Шишковым в 1818 г. уставе Российской Академии был пункт о поощрении авторов интересных работ, в частности, награждением медалями и денежными премиями. См.: Файнштейн М. Ш. «И славу Франции в России превзойти…»: Российская Академия (1783–1841) и развитие культуры и гуманитарных наук. М.; СПб., 2002. С. 51. 227. В опубликованных отчетах Российской Академии нам не удалось обнаружить каких-либо сведений о присуждении Е. Н. Шаховой «золотой медали». (См.: Труды императорской Российской академии. СПб., 1840. Ч. 1.) 228. В опубликованных отчетах Российской Академии об этом событии имеется следующая запись: «Опыты в стихах четырнадцатилетней девицы Шаховой обратили на нее внимание Академии, которая наградила ее, в 1837 г. 500 руб. в поощрение к дальнейшему упражнению» (Труды императорской Российской академии. С. 77). 229. Первая книжка стихотворений Е. Шаховой — «Опыт в стихах пятнадцатилетней девицы Елизаветы Шаховой. Писано в 1836 г.» (СПб., 1837) — была издана не Российской Академией, а в типографии К. Вингебера. За несколько месяцев до выхода в свет книжки О. И. Сенковский в своем журнале «Библиотека для чтения» впервые опубликовал стихотворение Е. Шаховой — «Видение девушки» (1837. Т. 21. Отд. 5. С. 108–112), а также объявил о появлении в литературе молодого поэтического таланта и награждении ее Российской Академией денежной премией (Там же. Отд. 6. С. 62). Сопоставление цензурного разрешения (от 3 марта 1837 г.) на вышеназванный том «Библиотеки для чтения» с цензурным разрешением на «Опыт в стихах…» (от 12 мая 1837 г.) дает возможность предположить, что книжка могла быть издана на премиальные деньги, полученные от Российской Академии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Синод приказал Московской типографской конторе с куншта, нарисованного Синодальным живописцем Алексеем Антроповым и с вырезанной в 1783 году крестьянином Герасимом Ефесниковым антиминсной медной доски сделать на земле форму, а на ней вылить доску из гарту или из олова, что за лучшее признано будет мастерами, и ее привести надлежащею расчисткою в наилучшее состояние к печатанию антиминсов. Если бы не оказалось искусных к сему мастеров в той типографии; то нанять их, за сходную цену, из вольных. Во исполнение такого приказания, типографская контора доносила Св. Синоду, что находящиеся мастера при Московской типографии грыдоровального, пунсонного и рез- ного, на грушевом дереве, художеств с подмастерьями и словописцами показали скаскою, что никто из них не может обязаться сделать форму на земле и отлить из гарта или из олова да и из других металлов антиминсную доску, за необучением их такому мастерству. Только подмастерье пунсонного художества Александр Ченцов объявил, что ежели будет отлита кем либо такая доска из гарту или из олова; то он может исправить ее расчисткою в лицах и других изображениях. Посторонних же таких мастеров типографская контора не могла отыскать, сколько ни старалась. А по справке в типографской конторе оказалось, что находится такая антиминсная доска, вновь вырезанная на грушевом дереве, которая имеет полное сходство с опробованным Св. Синодом в 1783 году кунштом и с вырезанною дворцовым крестьянином Ефесниковым доскою на меди. Этою доскою грушевого дерева можно выпечатывать антиминсы как на атласе, так на полотне и на холсте. Московская типографская контора, репортуя о сем, приложила три листа с той доски, отпечатанные типографским мастером резного, на грушевом дереве, художества Мешенниковым, для показания сходства с рисунком антиминсной доски, вырезанной, в 1783 году, дворцовым крестьянином Ефесниковым, и представляла на благоусмотрение Св. Синода, не соблаговолит ли Св. Синод приказать отправить ту антиминсную доску, вырезанную на грушевом дереве, на что типографская контора и ожидала указа; а между тем типографская контора обещалась постараться отыскать мастера к сделанию антиминсной доски из гарта или из олова.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Полное закабаление крестьян. Крестьянские волнения Во второй половине XVIII в. крепостной гнет особенно усилился: увеличился на два месяца срок так называемой летней пешей барщины (с Юрьева до Михайлова дня), пятидневная рабочая неделя превратилась в шестидневную . Жестокие условия труда порождали массовые крестьянские волнения. Волнения крестьян продолжались всю вторую половину XVIII и в начале XIX в. в Войзеку (Выйзику) (1750), в Вяймела и Рыуге (1767), в Феннерне (Вяндре) (1774), в имениях Кабала и Таали (1779). Для царского правительства и помещиков становилось все очевиднее, что необходимы реформы, и в 1765 г. первые изменения законов были сделаны, но существенно на жизни крестьян это не отразилось. Ряд реформ местного управления в Прибалтийских губерниях осуществила Екатерина II: 3 декабря 1782 г. был издан именной указ «О разделении Рижской губернии на две области: Рижскую и Ревельскую» ; 3 мая 1783 г. Эзель и другие острова, расположенные возле берегов Эстляндии, были выделены в отдельную административную область . Затем эту область разделили на два уезда, основав новый уездный город на острове Даго . С этих указов началась интенсивная законодательная деятельность, перестроившая всю жизнь Прибалтийского края: 3 июля 1783 г. Екатерина II подписала указ «Об учреждении Ревельской губернии из 5 округов, или уездов» . Указ Екатерины II от 3 мая 1783 г. о введении «подушной подати» оказался чреватым серьезными последствиями для крепостного и свободного населения прибалтийской деревни. Не столько размер этой подати, сколько способы ее взимания стали угрозой полного экономического разорения для одних и лишением свободного передвижения и выбора занятий для других. Этот указ повлек за собой массовые выступления недовольных крестьян. В Лифляндской губернии волнениями были охвачены 64 помещичьих имения. Особенно крупные столкновения произошли в Ряпине и Каруле, которые удалось подавить только при помощи войск. 15 июня 1784 г. генерал-губернатор граф Броун сообщал в Петербург: «Все клонится к всеобщему восстанию» , «почти нет деревни, которая не была бы в волнении» .

http://sedmitza.ru/lib/text/430202/

В газетах того времени писали: «Обычно бывает трудно привлечь внимание публики; но это не относится к тому, что происходит сейчас — мы видим современного живого колосса, или просто замечательного ирландского гиганта». Продолжая выступать, Бирн установил входную плату: два с половиной шиллинга «для дам и джентльменов» и шиллинг для простонародья. Надо отметить, что Вэнс и Бирн разбогатели на этой прибыли. К началу 1783 года непостоянная публика устала от ирландского гиганта. Известие о его успехе привлекло в Лондон и других высоких людей. Проблемы Бирна усугублялись его любовью к джину и виски. Он часто напивался на сцене и отменял многие спектакли. Вэнс был вынужден снизить цены, и вскоре все платили цену в один шиллинг. 23 апреля 1783 года Бирн отправился в трактир «Черная лошадь». Он уснул пьяным, и кто-то украл 700 фунтов из его карманов — это были все сбережения (не спрашивайте меня, зачем стоило таскать в карманах целое состояние — как бы то ни было, карточек в то время еще не изобрели). Морально раздавленный, он запил еще сильнее и заболел туберкулезом. В мае его здоровье ухудшилось, и он умер 1 июня 1783 года. Казалось бы, нашей истории конец, да не тут-то было. После смерти А вот тут-то и начинается самая интересная, детективная часть. Дело в том, что в то время жил блестящий хирург по имени Джон Хантер. Современная медицина многим обязана ему, а также тому, что он вскрыл огромное количество трупов, которые получил от «воскресителей» — профессиональных грабителей могил. С того момента, как Хантер увидел Бирна, он возжелал заполучить его тело для науки во что бы то ни стало. Бирн, в свою очередь, знал о замыслах Хантера и стремился помешать ему. Он распорядился, чтобы, когда он умрет, его гроб охраняли его ирландские друзья, которые должны были похоронить его в море. Последние свои средства Бирн отдал гробовщику, которому доверил осуществить задуманное. А Хантер тем временем нанял человека по имени Хауисон, чтобы тот постоянно следил за Бирном из соседней квартиры и сообщал ему обо всем, что происходит. Когда Бирн умер, в газетах написали: «Его тело должно быть вне досягаемости хирургов. 6 июня оно будет доставлено на борт судна и потоплено в 20 саженях воды в Ла-Манше». И действительно, была зафрахтована лодка, и гроб был опрокинут в море.

http://blog.predanie.ru/article/charlz-b...

В случае какого-нибудь затруднения со стороны Турецких Начальников, должны вы, учиня им протестацию, уведомить о том Действительного Статского Советника и Чрезвычайного Посланника Господина Булгакова, дабы от него надлежащие меры у Турецкого Министерства приняты быть могли для подкрепления вас в справедливых ваших требованиях. По освобождении же всех таковых подданных отсылать их к помянутому Министру, от которого они уже в отечество отправляемы будут. 8-е) Где вы можете найтится в затруднении или недоумении, там не теряя времени, имеете просить себе наставления у Полномочного Министра Господина Булгакова. 9-е) Чтоб во всем вашем поведении относительно до здешних подданных, следовали вы ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Законам и изданному в 1781-м году Уставу водоходства, коего следует здесь печатный Экземпляр вместе с печатными же Экземплярами мирного Трактата 1774-го, изъяснительной на оный Конвенции 1779-го, установленного для Российской торговли Тарифа 1782-го (с относящимися до оной Статьями из первых двух договоров) и заключённого с Портою Оттоманскою Торгового Трактата 1783-го годов, по которым долгом вашим будет недреманно предостерегать, дабы Россияне не были подвержены каким либо обидам со стороны частных людей, или самого правления в Баруте. В заключение не может ещё Коллегия оставить без примечания, что вообще поведение ваше долженствует располагаемо быть таким образом, чтоб оно, приобретая вам в месте вашем личную доверенность, совершенно соответствовало достоинству и чести высочайшего ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА двора и возложенному на вас качеству, которое даёт вам право и свободу разбирать ссоры к управе вашей добровольно приходящих Российских подданных и пользоваться всеми правостями и преимуществами, лично Консулям и домам их от Порты Трактатами 1774-го и 1783-го годов оговорёнными. Для извещения здешних Министров и Консулов о учреждении вас вице-консулем в Баруте и предписания им, чтобы они по востребованию службы ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА производили с вами надлежащую переписку, отправлена к ним Канцелярская Цидула, коей следует при сем для сведения вашего Список купно с Реестром всех в службе ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА вне Государства находящихся особ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

К 1784-1798 гг. относится 1-я документально известная самостоятельная работа К. как архитектора. В это время он совместно с др. учеником М. Ф. Казакова, И. В. Еготовым, работал в подмосковной усадьбе М. М. Голицына Кузьминки. Там осуществлялась перестройка в новых формах ц. Влахернской иконы Божией Матери, возведенной в 1759-1761 гг. И. С. Жеребцовым, вероятно, по проекту С. И. Чевакинского в стиле барокко. Компактный центрический 2-светный объем, в плане представляющий собой квадрат со скругленными углами, увенчан мощным световым барабаном на 4 столбах. Источником этого необычного типа центрической постройки был проект церкви Фонтанного подворья в С.-Петербурге П. А. Трезини (храмы такого типа часто возводили в Подмосковье и провинции во 2-й пол. XVIII в.). Изначально фасады Влахернской ц. были богато украшены лепниной в духе «стиля Растрелли». К. срубил лепнину и придал зданию более строгий классицистический облик, украсив все 4 фасада одинаковыми 4-колонными тосканскими портиками. О стиле барокко напоминают лишь круглые окна верхнего света. На место прежнего восьмерика был водружен цилиндрический световой барабан под купольной кровлей, увенчанной фонариком-беседкой с легкой колоннадой. Причем в основании барабан имел дополнительный свод, прорезанный 4 световыми арками и окулусом посередине (сложная конструкция уничтожена при переделках советского времени и не полностью воссоздана в 2000-х). Рядом с основным объемом К. возвел отдельно стоящую 2-ярусную колокольню (позднее она была соединена с храмом небольшим переходом). Цилиндрический объем, в обоих ярусах украшенный тосканскими колоннами и завершенный куполом с фонариком, аналогичным тому, что на храме, напоминает колокольню московской ц. Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б. Ордынке, построенную в 1783-1791 гг. Баженовым. Влияние Баженова на К. сказывалось не только в том, что на этом строительстве он давал своему ученику консультации практического характера (что известно документально). Уже в архитектуре Влахернской ц. и особенно в последующих постройках К. становится заметной черта, роднившая его с Баженовым в большей степени, чем с М. Ф. Казаковым,- пристрастие к ордеру, обильное использование колонн. Помимо церкви К. был причастен и к др. сооружениям в Кузьминках. В 1783-1789 гг. он реконструировал старинный барский дом (сгорел в 1916), флигеля и людскую «слободку». Им же были спроектированы хозяйственные здания т. н. садоводства. При этом все же трудно отделить работу К. от работы его конкурента Еготова, первоначально бывшего на 2-х ролях, но возглавившего работы после смерти К.

http://pravenc.ru/text/1319794.html

войск в апр. 1747 г. в Сев. Фландрию и угроза оккупации всей территории Соединённых провинций усилили позиции оранжистов. В ходе начавшихся народных выступлений выдвигалось требование передать власть принцу Оранскому, к-рого в течение апр.-мая признали статхаудером Зеландия, Голландия, Утрехт и Оверэйссел. 15 мая Генеральные штаты провозгласили принца статхаудером Соединённых провинций под именем Вильгельма IV и Верховным главнокомандующим. По Ахенскому миру 1748 г. Франция возвратила Соединённым провинциям захваченные ею территории, однако республика лишалась права размещать свои гарнизоны в южно-нидерланд. крепостях. С сер. 70-х гг. XVIII в. в Соединённых провинциях стало нарастать недовольство политикой статхаудера Вильгельма V. Его обвиняли в откровенно проангл. ориентации, недостаточном внимании к экономическим проблемам страны, выдвигали требование демократизации системы гос. управления. В республике сформировалось широкое оппозиционное демократическое движение «патриотов». Большое влияние на него оказала Война за независимость в Сев. Америке 1775-1783 гг. «Патриоты» требовали заключить союз с Францией, активно поддерживали англ. северо-амер. колонии в их борьбе за независимость, а лидер «патриотов» Й. Д. ван дер Капеллен тот ден Пол вел активную кампанию за дипломатическое признание Соединёнными провинциями США. Генеральные штаты отказали Великобритании в транспортировке войск в Сев. Америку, а с началом англо-франц. войны 1778-1783 гг. объявили о нейтралитете. Несмотря на противодействие брит. правительства, Соединённые провинции присоединились к Декларации о вооруженном нейтралитете 1780 г. Политика республики в отношении англ. северо-амер. колоний стала причиной 4-й англо-голл. войны (1780-1784). Тяготы войны обострили внутриполитическую ситуацию в стране и привели к т. н. Революции «патриотов» (1784-1787), в результате к-рой «патриотам» удалось захватить власть в центральных провинциях республики и добиться заключения ею 10 нояб. 1785 г. оборонительного союза с Францией.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Приверженность Иосифа II идеям просвещенной монархии побуждала его заботиться о развитии народного просвещения: грамотность населения в Австрии, как и в соседней католич. Баварии, была существенно ниже, чем в протестант. гос-вах, а грамотность населения в Венгрии, Хорватии и Трансильвании находилась на особенно низком для Зап. Европы уровне. Император стремился повысить и качество образования католич. духовенства, ратовал за то, чтобы образование включало изучение новейшей философии и естествознания, чтобы оно было открыто научным достижениям протестант. библеистики, патрологии и церковной истории. 20 окт. 1781 г. Иосиф II запретил распространять Индекс запрещенных книг в своих владениях - впредь духовенство могло читать все, что не было запрещено гос. цензурой. Папская курия и австр. епископат не могли принципиально возражать против инициатив императора, однако имели иное представление о направленности духовного образования, поэтому отстаивали незыблемость тридентийской неосхоластики в духовных школах, опасаясь за конфессиональную чистоту богословских воззрений кандидатов священства. Имп. Иосиф поднял образовательный ценз для священнослужителей: запретил рукополагать лиц без богословского образования и ввел конкурс на замещение вакантных церковных должностей. 3 февр. 1783 г. император основал коллегию (Collegium germanicum et Hungaricum) в подчинявшемся ему итал. г. Павия взамен прежней Германской коллегии (Collegium germanicum) в Риме, в к-рой выходцы из герм. аристократии, избравшие духовную карьеру, обучались и проходили подготовку для занятия высших церковных должностей, включая и епископские кафедры. Новая коллегия не находилась под безраздельным влиянием папской курии, подобно прежней. Актом от 1 нояб. 1783 г. имп. Иосиф учредил в ряде городов подведомственные правительству генеральные семинарии, к-рые заменяли епископальные семинарии и были призваны воспитывать кандидатов священства в духе гражданской верности императору и преданности интересам своего гос-ва. Постановка обучения и идейная направленность воспитания студентов в новых семинариях вызывали глубокое недовольство Римского престола, и после смерти Иосифа II, при имп. Леопольде II, они были закрыты.

http://pravenc.ru/text/578232.html

части РСФСР) (апостольская конституция «Pro vidi quae Decessores Nostri» - AAS. 1991. Vol. 83. N 7. Р. 545-547) и в Новосибирске (для азиат. части РСФСР; ей была подчинена также территория Владивостокского католич. еп-ства) (апостольская конституция «Iam pridem Decessor Noster» - Ibid. Р. 544-545); в Казахстане - подчиненная Папскому престолу апостольская администратура с центром в Караганде (апостольская конституция «Cum propter populorum» - Ibid. Р. 547-548); в Белоруссии Могилёвская и Минская кафедры объединены в рамках единого Минско-Могилёвского католического архиеп-ства (апостольская конституция «Ex quadam praeteritorum temporum» - Ibid. Р. 540-541), а также создано Гродненское католич. еп-ство (апостольская конституция «Qui operam damus» - Ibid. P. 541-542), к-рое вместе с Пинским еп-ством вошло в Минско-Могилёвское католич. архиеп-ство (апостольская конституция «Quia ob rerum eversionem» - Ibid. Р. 542-543). Могилёвские архиепископы-митрополиты Станислав Богуш-Сестренцевич (1783-1826); Каспер Казимир Цецишовский (1828-1831); Игнатий Павловский (1841-1842); Казимир Дмоховский (1848-1851); Игнатий Головинский (1851-1855); Вацлав Жилинский (1856-1863); Антоний Фиалковский (1872-1883); Александр Гинтовт-Дзевалтовский (1883-1889); Симон Мартин Козловский (1891-1899); Болеслав Иероним Клопотовский (1901-1903); Ежи Шембек (1903-1905); Аполлинарий Внуковский (1908-1909); Викентий Ключинский (1910-1914); Эдуард фон Ропп (1917-1939). Ист.: Litta L., archiep. Actus ad Ecclesiam metropolitanam Mohileviensem aliasque Catholicas cathedrales ecclesias Latini ritus in Imperio Rossiaco spectantes… [Poock], 1798; Акты и грамоты об устройстве и управлении Римско-католической Церкви в Империи Российской и Царстве Польском. СПб., 1849; Белоголов И. М. Акты и док-ты, относящиеся к устройству и управлению Римско-католической Церкви в России. Пг., 1915. Т. 1; Radwan M. Inventarium documentorum et actorum ecclesiae Mohiloviensis ac Minscensis: (1783-1917). Minsk, 1998. 7 vol.; idem.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Впрочем, в следующем 1783 г., и императрица Екатерина повелевала не умножать мечетей без нужды. На донесение генерал-поручика Каменского, от 30 декабря, было отвечено 28 января 1783 г. следующее: 1) что касается до свободы подданным нашим закона магометанского строить в селениях их мечети, где прежде оные были, и где они по числу людей необходимо нужны, також наблюдения, дабы те мечети без надобности в тягость их собственную умножаемы не были, в том поступать по прежним законам (второй пункт следует о избрании ахунов) 51 . Но не желая умножать мечети в одних местах, Екатерина II особенно старалась об устройстве мечетей, школ и караван-сараев среди киргизов. В 1784 г. 2 мая она подтверждала прежнее повеление о скорейшем окончании мечетей для народов магометанского закона, позволяя, ежели еще где-либо оные построить нужно, ей (Екатерине II) представить 52 . Сентября 4 дня 1785 г. она писала барону Игельстрому: „видев из донесения вашего от 6 августа, что построенные для подданных наших магометанского закона мечети в крепости Троицкой и в Оренбурге открыты, не сомневаемся, что таковое сооружение мест публичной молитвы привлечет и прочих в близости кочующих или обитающих к границам нашим; сие и может послужить со временем способом к воздержанно их от своевольств лучше всяких строгих мер. Вследствие того нужно есть 1) при помянутых мечетях построить татарские школы по примеру казанских и тут же завести караван-сараи или гостиные дворы каменные для выгоды торгующих магометан; 2) мечети обвести каменным забором, осведомляясь от татар, как то пристойнее по их обычаю; 8) где же вновь следует построить мечети и особливо в таких местах, кои удобнее других посещаемы быть могут, стараться оные так расположить, чтобы хотя и до 1500 человек в них вместиться могло, считая напр. пространство их до 20 и до 25 сажен; о людях потребных для татарских школ, не оставьте снестися с нашим генералом и казанским генерал-губернатором, князем Мещерским 53 . В следующем, 1786 г. Екатерина II, говоря о необходимости разделения степи для киргизов на три части, снова упоминала о полезности и необходимости мечетей, школ и гостиных дворов для главнейших киргизских родов 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010