Устав определял перечень наук, к-рыми должна была заниматься академия: высшая математика, механика, астрономия, химия, зоология, физика, минералогия, ботаника, физиология, история, политическая экономия и статистика. Высшее управление делами АН было вверено Мин-ву народного просвещения. Число ординарных академиков увеличилось до 18, адъюнктов - до 20 (нек-рые из них получили звание экстраординарных академиков, т. е. статус членов-корреспондентов АН). Избранные в академики и адъюнкты утверждались (по представлению министра народного просвещения) императором. Не требовали утверждения выборы почетных членов и членов-корреспондентов. 30 янв. 1830 г. издано «Дополнение» к Уставу 1803 г. Академические науки делились на 3 класса: математический (чистая математика, прикладная математика, астрономия, география и навигация), естественный (физика, общая химия и технологическая химия, приспособленная к художествам и ремеслам, зоология, ботаника, минералогия, сравнительная анатомия и физиология) и класс исторических и политических наук (политическая экономия и статистика, история древностей российских, греч. и рим. древности, история словесности и азиатских народов). Состав АН определен в числе 21 академика и 10 адъюнктов. По новому уставу от 8 янв. 1836 г. в число специальностей АН были включены греч. и рим. словесность (с греч. и рим. древностями) и вост. словесность (с вост. древностями). 19 окт. 1841 г. к АН была присоединена Российская академия по изучению рус. языка и словесности, учрежденная по проекту Е. Р. Дашковой указом императрицы Екатерины II 24 янв. 1783 г. (открыта 23 окт. 1783). Первым ее директором, затем президентом стала Дашкова (1783-1796), впосл. президентами являлись П. П. Бакунин (1796-1801), А. А. Нартов (1801-1813) и А. С. Шишков (1813-1841). По Уставу 1783 г. в этой академии насчитывалось 60 членов. В их числе в кон. XVIII - нач. XIX в. были известные писатели и поэты Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин , Я. Б. Княжнин, П. А. Вяземский , И. А. Крылов, В. А. Жуковский , И.

http://pravenc.ru/text/63760.html

Между протестантскими и католическими историками до сих пор идет спор о том, кому больше обязан своим происхождением этот акт; протестантам, или католикам? Католические историки утверждают, что акт принадлежит католикам, так как «общее собрание», постановившее его, состояло из католического большинства, из одиннадцати католиков и трех протестантов (Murray, р. 140; Shea, р. 32). Но глава протестантских историков Банкрофт говорит, что собрание состояло из шести членов, из которых трое были протестанты и трое католики, и из представителей мариландскаго населения, из которых пять были католики, причем главным двигателем этого дела был протестантский губернатор провинции Стон (Bancroft, Vol. I гл. VII, р. 193). Но факты склоняют заключение скорее на, сторону католиков. 198 Shea, History, 33 Банкрофт менее резкими чертами описывает эту нетерпимость протестантов. History, гл. XXI, vol. II 199 Journals of the American Congress from 1774 to 1788. 4 Vols Washington 1823. Vol.I p. 11, § 10. 201 Catholic World, Vol, ХХ.Ш, p. 730; Shea, History, p. 43, The Address to the people of Great Britain см. в «Journals of American Congress», Vol. I, pp, 26–31. 207 16 член конституции штата Виргинии. См. The Constitutions of the Thirteen states, Philadelphia, 1783. 209 1 член конституции Делавары, 1 section, 1 article. The Constitutions of the Thirteen states, p. 121. Philadelphia 1783. 211 56 член конституции Георгии; ibidem, р, 724. Конституция того же штата, от 30 мая 1798 г., полнее определяет тот же принцип: «Никакое лицо в этом штате ни под каким предлогом не должно быть лишаемо неоценимой привилегии поклонения Богу таким способом, который наиболее приятен его собственной совести, или быть принуждаем присутствовать в месте богослужения противного его вере или суждению, и никогда не должно быть обязываемо платить десятины, налоги или какие другие пошлины на построение или поправку какого-либо места богослужения, противно тому, что оно считает правым или добровольно согласилось делать. И никакое религиозное общество не должно быть устанавливаемо в этом штате в предпочтение другому; и никакое лицо не должно быть лишаемо пользования его гражданским правом только из-за его религиозных принципов, См. Constitutions of the Thirteen states. Конституция Георгии, IV art., 10 section, p. 207. Это издание конституции первоначальных тринадцати штатов в каталога Mercantile Library помечено 1783 годом. Но оно, очевидно, позднее. Заглавный лист затерян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

Орлов был покровителем Ломоносова, Фонвизина и других выдающихся русских людей и принимал участие во многих либеральных начинаниях Екатерины. Вместе с Р.И.Воронцовым и И.И.Таубертом, библиотекарем императрицы, создал общество с целью «распространения в народе полезных и нужных к земледелию и домостроительству знаний», названное сначала Патриотическим, потом Экономическим и, наконец, Вольно-экономическим. Для общества он предоставил свой дом, в котором и состоялось 15 июня 1765 г. первое заседание старейшего из всех русских научных обществ. В комиссию 1767 г. он был избран депутатом от Петербургской губернии, отказался от избрания в маршалы комиссии, но принимал участие в заседаниях, являясь самым горячим поборником облегчения участи крестьянства, поддерживая и защищая крестьянские хозяйства. Он же подал мысль об освобождении греков. В большую заслугу ставили Орлову усмирение Москвы в чумный мятеж 1771 г. В Русско-турецкой войне он не участвовал, но был отправлен полномочным послом для переговоров о мире в Фокшаны. Турки затягивали переговоры, а в это время новым фаворитом Екатерины стал А.И.Васильчиков. Орлов самовольно с поспешностью вернулся в Петербург. Ему было приказано, не въезжая в столицу, поселиться в Гатчине. Впоследствии он появился в Петербурге и внешне примирился со своим положением. Императрица не лишила его ни званий, ни поместий, но придворное и административное влияние Орлова было утеряно. Он скончался в 1783 г. Также сегодня мы вспоминаем медальера, скульптора, рисовальщика и живописца графа Фёдора Петровича Толстого (1783-1873). Он родился 10 февраля 1783 г. в семье графа П.А.Толстого. С рождения был записан сержантом в Преображенский полк. Фёдор учился в полоцком Иезуитском коллегиуме, затем в Морском кадетском корпусе. Еще учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В 1804 г. подал в отставку и начал карьеру художника. В 1809 г. Толстой создал свою первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого». В том же году он был избран почетным членом Академии художеств. В 1810 г. получил назначение в Петербургский Монетный двор. После победы в Отечественной войне 1812 г. художник выпустил серию медальонов, пользовавшихся широкой известностью, использованных в варианте проекта Александровской колонны.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/26/de...

Жертвенник находился с левой стороны престола: он тоже вырубался в скале в виде прямоугольника, иногда с нишею над ним, может быть, для помещения в ней священных сосудов, а иногда выдалбливался в самой скале в виде ниши. 496 Вместо канделябр и подсвечников служили каменные колонки с гладкою или с просверленными углублениями поверхностью, на которую ставили стаканчики с деревянным маслом или восковые свечи. Последние выделывались в семьях женщинами и зажигались большею частью во дни поминовения усопших. При храмах же устроялись иногда и усыпальницы, – оттого и теперь находят около них черепа и другие части человеческого скелета. Но встречаются на южном берегу, наприм. в Аутке, и отдельные могильные памятники в виде ящика, сложенного из четырех грубо вытесанных плит в длину иногда до 2 саженей. Многие из них, если не все, уже осмотрены и разграблены или взяты на постройку набережной Ялты. 497 Меры к сохранению древних храмов Храмы начали пустеть и приходить в разрушение в Крыму с тех пор, как христиане стали терпеть от татар и турок гонения и притеснения, и особенно число их значительно должно было уменьшиться в 1779 г., когда не только православные греки, но и армяно-григориане и армяно-католики ушли из Крыма в екатеринославскую губернию. Сколько же оставалось храмов в Крыму к 1783 г., когда он был присоединен к России, с точностью определить трудно. По плану Феодосии, составленному в 1782 г., в одной Феодосии было 11 греческих церквей. По отзыву барона Игельстрома, в 1783 г. было в Крыму 40 целых и 31 разрушенных греческих и армянских церквей. 500 По статистической ведомости, составленной по приказанью князя Потемкина, в 1783 г. было в Крыму только 51 храм, в том числе 30 целых и 21 совершенно разрушенных. Из мировых ведомостей за 1883 г., мною рассмотренных, видно, что до 1800 г. были в Крыму следующие храмы: в Керчи – Иоанно-Предтеченский, построенный не позже Х века и существующий доселе, в Судаке – построенный еще в 1424 г., в Бияссалах – построенный в 1586 г., в Феодосии – Введения Божией Матери, построенный ранее 1776 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Указом от 17 (28 н. с.) янв. 1782 г. имп. Екатерина II самовольно учредила М. к. а. в границах всей Российской империи, назначив главой архиеп-ства Богуша-Сестренцевича (он был освобожден из юрисдикции Юстиц-коллегии и напрямую подчинен Сенату). После напряженных дипломатических переговоров папа Пий VI буллой «Onerosa pastoralis officii cura» от 15 апр. 1783 г. подтвердил полномочия архиепископа и дал согласие на создание в России М. к. а. С миссией в С.-Петербург был отправлен нунций Дж. А. Аркетти , который декретом «Pastoralis sollicitudo» от 19 дек. 1783 г. канонически признал проведенные императрицей преобразования (были определены границы М. к. а., собору Успения Пресв. Девы Марии в Могилёве присвоен статус кафедрального), а декретом «Ad majorem fidei catholicae» от 21 дек. 1783 г. утвердил Богуша-Сестренцевича в достоинстве архиепископа Могилёвского. 18 (29 н. с.) янв. 1784 г. ему был вручен паллий. Епископом-коадъютором Могилёвского архиепископства стал Ян Бениславский; 8 (19 н. с.) февр. 1784 г. состоялась его епископская хиротония, он получил титул епископа Гадарского in partibus infidelium. Декретом Аркетти «Pastoralis sollicitudo» было утверждено создание в Могилёве кафедрального капитула (подробнее см.: Попов, Ганчар. 2012. С. 111-126). Этим же документом разрешалось основать в архиеп-стве 2-ю ДС (в 1776-1784 подготовкой католич. священников для восточнобелорус. приходов занималась Краславская ДС, где преподавали члены конгрегации лазаристов ; после основания Могилёвской ДС часть преподавателей была переведена туда). 24 авг. 1788 г. состоялось торжественное открытие католич. Могилёвской ДС (размещена в бывш. мон-ре кармелитов при кафедральном соборе). 30 окт. 1843 г. она была объединена с Минской ДС. После того как в 1869 г. территория Минского католич. еп-ства отошла под управление Могилёвского католич. архиепископа, семинария была закрыта, а семинаристы переведены в Вильну. Однако в марте 1873 г. деятельность Могилёвской ДС была возобновлена в С.-Петербурге (до 1918) (см.: Там же.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Все материальные расходы, соединенные с вступлением кир-Киприана на патриарший александрийский престол, были произведены из средств попечительного его геронта, патриарха Матфея. В частности, валено ответить, что и получение султанского берата (τ το χερατου), в котором указывались права и привилегии нового представителя александрийской церкви, сопровождалось денежными расходами – в пользу турецких чиновников, от которых зависело выполнение различных формальностей, связанных с этим важным делом. 74 Получивши султанский берат, патриарх Киприан отправился в Александрию, где должна была совершиться его интронизация. Наконец, нужно отметить ошибочность сведений в некоторых дополнительных источниках по рассматриваемому вопросу: Сергий Макрей неправильно относит избрание и хиротонию Киприана к месяцу маю 1767 года, а Комнин Ипсиланти неверно называет Киприана «диаконом» в момент избрания его на александрийский престол. Но два каталога александрийских патриархов, опубликованные в труде епископа Порфирия Успенского , правильно говорят о рассматриваемом церковно-историческом предмете. Итак, в факте избрания александрийского патриарха Киприана особенностью является отречение от престола в его пользу со стороны бывшего патриарха Матфея, совершенное по предварительному соглашению с паствою и с вселенскою патриархиею, а вместе с тем – признание и осуществление порядка «наследования – διαδοχ» патриаршего престола. Факт вносит новый – сравнительно с другими конкретными примерами – элемент в процесс патриарших выборов – волю правящего первоиерарха Александрийской церкви, на ряду с волей духовенства и народа и с участием в выборах, по их просьбе, константинопольского патриарха и его священного синода. VΙ Об избрании Диадоха блаженнейшего Киприана, патриарха Герасима III Каклика (1783–1788 г.), в исторической литературе сохранились не вполне согласные данные. Так, «Патриарший каталог александрийских патриархов» сообщает, что Киприан, «отказавшись от престола], избрал Герасима в 1783 году», а сам скончался в Египте в 1786 году» 75 . Греческий ученый Константин Сафа, вслед за своим руководителем Завира, говорит, что Киприан, после семнадцатилетнего управления александрийским престолом, «отказался в 1783 году в пользу Парфения (sic) и, отправившись в Константинополь, скончался здесь в 1787 году» 76 . Русский ученый X. М. Лопарев также сообщает, что Киприан «отрекся от престола и умер в Египте в 1786 году» 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Русский навигатор. Часть 4 Данила Самойлович Жаркий август 1783-го. По дороге на Херсон не протолкнуться. Скрипят колеса бричек, колымаг, возков… Гужевой транспорт всех родов тянется навстречу отряду Ушакова. Давка, шум, плач и крики о помощи. По обочинам разложены костры из дров, соломы, смолы и навоза. Едкий густой дым вперемешку с дорожной пылью завесой скрывает беглецов от крадущегося по пятам неприятеля. Сражаться в городских условиях остались адмиралтейские чиновники, флотский и военный люд и горстка лекарей. Имя неприятелю – чума. Страшнее бедствия в XVIII веке не знали. Черная смерть выкашивала население огромных территорий. Во время эпидемии 1771–1773 годов Москва потеряла 80% своего населения. В Херсон она десантировалась с палубы купеческого корабля. «Судов иностранных приходило разных много, по Днепру стояли», – вспоминает в записках «Род и происхождение мое» офицер Иван Полномочный, очевидец событий. «Карантинов не было, и пропущали суда просто», – отмечает он. И в конце концов делает вывод: «Турецкие суда нам привезли зло и заразу». Как раз в это время в османской провинции Анатолии свирепствовала «сия зараза». Турки могли воспользоваться имеющимся в наличии бактериологическим оружием. За июнь-июль 1783 года по ведомости «о числе умерших заразою» числится «служителей (военных. – Д.И.) 385 человек». Смертность среди вольнонаемных рабочих и гражданского населения еще не подсчитывали. Позднее сделают оценки: чума унесла более 10 тысяч человеческих жизней. Среди умерших – герой Чесменского сражения, первый кавалер ордена святого Георгия среди русских моряков и первый командующий Черноморским флотом Федот Алексеевич Клокачев. Осенью 1783 года, когда херсонцев ежедневно хоронят десятками, прекращаются работы на судостроительных верфях. Лишь дым противочумных костров коптит остовы недостроенных кораблей. Вырвавшись из Херсона, моровое поветрие вскоре охватит весь малороссийский юг, достигнет Лубен и гоголевской Диканьки . «Дай мне знать о продолжении, или утешении, или пресечении язвы; сия меня страшит, опасаюсь все, чтоб не прокралась паки внутрь России», – пишет в тревожном письме графу Потемкину Екатерина. Светлейший князь бьет в набат! «Я уже писал в Медицинскую коллегию о скорой присылке в Херсон медицинских чинов. По-крайнему, у Вас во оных недостаток», – читаем в письме Потемкина к генерал-поручику графу де Бальмену, командовавшему одним из стоящих в Херсоне военных подразделений. На призыв откликается лучший специалист империи по «моровой язве» – так тогда называлась чума – Данила Самойлович.

http://pravoslavie.ru/54257.html

По возвращении в Россию с 1766 г. служил в сане архимандрита настоятелем мон-рей Новгородской епархии: Вяжищского, Валдайского Иверского (с 1770) и Юрьева (с 1775). 24 янв. 1783 г. еп. Виктор «отправился для посещения епархии» в Каргополь. 22 сент. 1783 г. назначен епископом Владимирским и Муромским. Последним епископом Олонецким и Каргопольским стал ректор Новгородской ДС архим. Амвросий (Серебренников). Его архиерейская хиротония состоялась 26 дек. 1783 г. Уже 1 янв. следующего года в присутствии императрицы он произносил новогоднюю проповедь в Большом соборе Зимнего дворца. 18 марта 1784 г. ему велено иметь пребывание в С.-Петербурге. В 1784-1785 гг. еп. Амвросий неоднократно проповедовал в придворных церквах, в т. ч. в день именин императрицы. В марте 1784 г. он безуспешно пытался предотвратить самосожжение старообрядцев (до 50 чел.) в дер. Фофановской Ребольского погоста Повенецкого у., командировав для их увещания, «яко к тому способного», протопопа петрозаводского Петропавловского собора Григория Фёдорова. Однако «скопище раскольническое» сожгло себя до приезда увещевателя. При еп. Амвросии, в 1784 г., Олонецкая провинция была преобразована в наместничество и объединена с Архангельским наместничеством под управлением Архангельского и Олонецкого генерал-губернатора Т. И. Тутолмина. В дек. 1784 г. епископ находился в Петрозаводске для участия в мероприятиях, связанных с открытием Олонецкого наместничества, 1-м правителем к-рого был Г. Р. Державин . Епископ служил торжественные литургии в Петропавловском соборе и говорил «приличные сему проповеди» 15 дек. (в день приведения к присяге прибывших для выборов дворян) и 17 дек. (в день открытия губ. присутственных мест). 28 нояб. 1786 г. по усмотрению Екатеринославского и Таврического генерал-губернатора кн. Г. А. Потёмкина еп. Амвросий был назначен епископом Славянской и Херсонес-Таврической епархии, переименованной при этом в Екатеринославскую и Херсонес-Таврическую, с возведением в сан архиепископа. Ему предстояло готовиться к встрече императрицы, в янв.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Думать же, как некоторые действительно и полагают 81 , что книги 1783 г. и Пуфендорфова 1726 г. – одно и тоже сочинение, лишь только при Екатерине II-й переизданное (хотя-бы и с поправками и вообще изменениями), нельзя. Чтоб убедиться в этом, достаточно сличить между собою сравниваемые книги хотя бы бегло. Одна (1726 г.) – философского склада и ученого вообще характера, а другая (1783 г.) назначена для «народных городских училищ»; одна издана по «благословению Святейшего Синода», а другая признана «изложенною по философским началам, всегда слабым»... 82 Книга Пуфендорфа в два раза больше книги 1783 г. (в первой 537 стр., во второй – по изданию 1786 г. – 250). В сочинении первом две части или «книги»: в одной 17 глав, в другой 18. Общее содержание первой части или книги таково: «что есть должность..., о совести..., свободе..., о вменении» (глава 1) 83 ; «о правиле действий человеческих или о законе общем и о правде» (гл. 2); «о законе естественном» (гл. 3); «о должности человека к Богу или о Богопочитании естественном» (гл. 4), «о должности человека к себе самому» (гл. 5), «о должности всякого ко всем и первые еже не обидити других» (гл. 6), «о должности всякого ко всем, и второе – о познании естественного равенства между человеки» (гл. 7), «о должностях всякого ко всем, и третье – о творении взаимных человекоприятных должностей» (гл. 8), «о должностях договаривающихся, то есть, согласующих между собою, на собственных некиих положенных правах или договорах (пактах)» (гл. 9), «о должности разглагольствующих, то есть, речь между собою имущих» (гл. 10), «о должности присягающих» (гл. 11), « о должности в притяжании владения над вещми или о должности в приобретении господствования на вещех» (гл. 12), «о должностех, которые от владения вещей чрез себя происходят, в первых – о правильном владетеле» (гл. 13). «о цене» (гл. 14), «о контрактах, которые цену вещей предлагают, и о должностях, оттуду происходящих» (гл. 15), «о способах, когда разрешаема бывают обязательства, из договоров происходящая» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

В декабре месяц 1783 года на имя Тихона, еп. Суздальского, послан был указ из Св., Синода. В указе говорилось, что по справкам, наведенным в ведомостях о Суздальской семинарии за 1782 г., оказалось, что в ней преподается только философское учение; между тем на содержание Суздальской семинарии «особливая положена сумма», в виду чего и постановлено подтвердить указом еп. Тихону «о непременном учреждении в означенной семинарии школы богословии». Распоряжением преосв. Тихона от 10 февраля 1784 года в Суздале открыт был постоянный богословский класс, хотя на первых порах для него и трудно было набрать учеников, так что в 1784 году приходилось одновременно одним и тем же ученикам преподавать начала философии и богословия. 152 Поименованные классы назывались ординарными, главными. Кроме них, в курсе Суздальской семинарии, особенно с 80-хъ годов, когда усилились просветительные ваяния Екатерининской эпохи, появляется насколько предметов, размаривавшихся, как второстепенные, не особенно важные, но тем не мене занявших прочное место. Таковы французский и греческий языки и арифметика. О преподавании французского языка в Суздальской семинарии встречаем упоминание еще в 60-х гг. Устойчивое положение этот предмет вместе с греческим языком получил в 1783 г. Этому содействовало появление в Суздале подготовленных к преподаванию языков учителей. В августе 1783 года Пётр Лебедев и Дмитрий Тихомиров , обучавшиеся в Троицкой семинарии, подали прошение о зачислении их в Суздальские учители. В прошении просители упоминали о своих занятиях в Лаврской семинарии по французскому и греческому языку. Еп. Тихон определил Лебедева учителем пиитического класса с тем, чтобы он обучал «тоя же школы и прочих способных учеников греческому языку», а Тихомирова – синтаксимы и грамматики, а вместе и французского языка для тех, кто окажется к тому способным. 153 Впоследствии класс греческого языка и французского подвергся подразделению: на низший (начатки) и высший. Классы греческого и французского языков не совпадали с обычным учебным временем. Французский язык преподавался до уроков, а греческий после обеда по окончании ординарных классов. Зимой занятия по этим предметам производились при свечах. 154

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010