—181— прежде издававшими хуления вместо восхвалений, – чтобы Сам, говорит, Отец славы дал вам Духа знания (мудрости) и откровения, то есть чтобы чрез откровение премудрости Духа познали Его. И дабы просветились 1781 очи сердца 1782 вашего, 1783 чтобы знать вам, что есть (в чём состоит) надежда превосходства призвания вашего и 1784 что (в чём) – богатство славы наследства Его, которое уготовано и блюдется святым, – и что (в чём) – безмерное величие силы Его в вас 1785 верующих, то есть в жизни вашей и в делах Духа, живущего в вас, верующих. И вот совершаются дела по силе всемогущества Его, – Он даровал силу Христу и оживотворил все концы (мира), и Сына воскресил из мертвых. Итак, о том, кого выше назвал Богом Господа нашего Иисуса Христа ради плоти, здесь сказал: воздвиг Его из мертвых и посадил 1786 Его 1787 одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, сказал о Нём по плоти. Также по плоти: все подчинил под ноги Его, и Его дал (соделал) главою над всем и над (?) Церковью, 1788 Которая есть, как говорит, тело Его и 1789 полнота Его, все во всем наполняющего. Так как Он облек Себя телом нашим, то церковь становится в конце те- —182— лом Тела Его, и таким образом всё наполняется Им и Он во всём. III Еф.3:1–12 . Ради сего я, Павел, узник Иисуса Христа 1832 за вас язычников, то есть подвергаюсь узам то от вас, то от самих Евреев, не по какой другой причине, но потому, что благовествую вам сие Евангелие, – если конечно 1833 слышали вы тайну благодати и тверды в домостроительстве не подзаконном, а духовном, – домостроительство, говорю, благодати Божией, данной мне в вас, то есть ради вас. Поскольку по откровению на пути в Дамаск известною мне стала эта тайна, как немного от сего (прежде) написал я к вам, 1834 – дабы вы могли читать и разуметь мудрость, скрытую в тайне Христовой, 1835 которая 1836 другими 1837 1838 поколениями, хотя пророки и —187— написали о ней прикровенно, однако не была поведана сынам человеческим, как ныне открыта была Апостолам Его в Духе Святом, то есть чрез дары Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5 . Когда начальник наказывает тебя словом или делом – терпи безропотно. Когда праведно наказываешься, то ты достоин этого, по своей заслуге принимаешь, зачем же и роптать? Когда неправедно, – и его претерпи, и считай, что оно причитается тебе по грехам твоим, которыми ты пред Богом согрешил. 6 . Так как начальник печется об обществе, следовательно и о тебе, и для этого требуется ему разум и в искушениях подкрепление, то как все подначальные, так и ты молись о нем, чтобы вразумил его Господь, помог и укрепил. Об этом апостол говорит: прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и без мятежную во всяком благочестии и чистоте ( 1Тим. 2, 1–2 ). От начальника счастье или несчастие общества зависит так, как от головы целость всего тела. Поэтому должно всем молиться, чтобы начальник был разумным и добрым, и тогда общество в благополучии будет. 7 . Хотя от христиан-начальников и не должно ожидать, чтобы они противное Богу и закону Божию приказывали, однако, поскольку все в мире случается, и как видим в историях, то когда начальник приказывает что-либо противное Богу, не слушай его. Ибо этому и совесть учит, и Божие слово говорит об этом: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога ( Деян. 4, 19 ). И еще: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам ( Деян. 5, 29 ). Во всем прочем крайне берегись противиться начальнику, дабы не постиг тебя тотчас суд Божий, как Дафана и Авирона и прочих их единомышленников. Начальник ли ты? Как людьми Божиими, братией твоей, управляешь? Печешься ли об их общей пользе? Искореняешь ли неправду и насаждаешь ли правду? Удерживаешь ли своевольство бесчинных и защищаешь ли неповинных? Внимай себе. Подначальный ты? Почитаешь ли начальника твоего и повинуешься ли ему Бога ради? Внимай себе. Ибо нет власти не от Бога ( Рим. 13, 1 ). Читать далее Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Посему надлежит попытаться принять в безмолвии светоносные лучи божественной красоты по священному совету богоносцев и пророков, а скорее, по [изреченному] через пророков увещанию Бога Вседержителя, а подчас и порицанию за нерадение к сему, как, например, через Исаию: »Оставили Меня, источник жизни« 1767 , а также: »Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, и народ Меня не разумеет« 1768 . Также еще: «Солгал Мне, и не помянул Меня, и не принял Меня ни в разум свой, ни в сердце своё; и Я, увидев тебя, презираю» 1769 . И через Осию: »Меня забыли« 1770 и далее: »Обручу тебя в правде и вере, и узнаешь Господа« 1771 , а также: »Ты отверг ведение, и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною« 1772 , и: »Горе им, трусливым, что отдалились от Меня« 1773 ; и опять же через Иеремию увещает Он никого ничем не хвалиться, но всякому, кто хвалится, хвалиться единственно «тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь» 1774 . И через Давида: »Помедлите успокойтесь и познайте, что Я – Бог» 1775 . Опять-таки, среди тех же самых пророков один предпочитает познание Бога всесожжению 1776 и восклицает, что «забыл Израиль Создателя своего« 1777 , а другой говорит, что »переходят от одного зла к другому и Бога не знают» 1778 . И снова: «Не захотели знать Бога» 1779 . Порой охватывает их ревность наставлять неразумных со словами: «Просветите себе свет ведения« 1780 ; и [слова] Давида: »Взыщите Господа и утвердитесь, взыщите лица Его всегда» 1781 , «приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся» 1782 , и продолжает он: «Я познал, что велик Господь« 1783 , и: »Дивно ведение Твоё для меня, – выше сил моих [постигнуть] его!« 1784 , и исповедуется Богу в том, что »буду насыщаться в узрении славы Твоей» 1785 и что «возвеселюсь и возрадуюсь в Тебе» 1786 , и возвещает созерцающим божественное и духовное опьянение от тучности дома Господня 1787 , чтобы ведали, по всей вероятности, способные к созерцанию и тем самым более побуждались [узнать], что же должны, очевидно, испытывать созерцающие Того, тучность Чьего дома обыкновенно сообщает созерцателям божественное и духовное опьянение.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Тогда Господь повелел сыну Исаака возвратиться в свою страну. Иаков сообщил своим двум женам свое желание повиноваться голосу Божию и оставить начальника фамилии, которые всегда своей отеческой привязанности предпочитал свой частный интерес. Рахиль и Лия, которых также не могли не оскорблять поступки отца с их мужем, отвечали Иакову: «Есть ли уже нам доля, или наследство в доме отца нашего? Не за чужих ли он нас почитает? Ибо он продал нас, и серебро наше съел. Все имение и богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших. Итак, делай все, что Богу повелел тебе» 76 . Лаван в это время занимался стрижкой своих овец. Только чрез три дня он узнал, что его дочери, его зять, его внуки исчезли. Стада Иакова, все его богатство следовало за беглецами. Даже идолы Лавана оставили его кров и последовали за фамилией Иакова (1783 г. до Р. Хр.). Лаван бросился в погоню. Идя по следам Иакова, он перешел Ефрат и уже настигал Иакова у горы Галаад. Здесь ему явился Бог во сне и повелел относиться к Иакову с почтением. Первые слова, с которыми Лаван обратился к своему зятю, были укоризною, впрочем, более нежною, чем строгою. «Что ты сделал?» говорил Лаван. «Для чего ты укрылся от меня, и увел дочерей моих, как будто взятых в плен оружием? Зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? Я отпустил бы тебя с веселием и песнями, с тимпаном и гуслями. Ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих» 77 . Во всяком случае Лаван не хотел мстить: Бог ему запретил это; для поспешного удаления Иакова он даже сам находил извинение в том, что Иаков нетерпеливо хотел быть в своем отечестве, где жили его отец и мать. Но для чего Иаков похитил его талисманы, которые покровительствовали его жилищу? Вот в чем обвинил Лаван Иакова. Супруг Лии и Рахили признался, что он боялся сообщить ему о своем намерении, чтоб он не отнял у него двух его жен. В этом опасении было напоминание, которое должно быть укоризною для Лавана. Что касается идолов его тестя, Иаков с негодованием отвергал всякое подозрение в их покраже. «Богов же твоих», говорил он Лавану, «если у кого найдешь, тот не будет жив» 78 . Их украла Рахиль: ее супруг не знал этого. И чем же угрожал он своей любимой супруге!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Kus...

Потом Господь, умилосердившись, касается одра. Одр ума – тело. Ибо тело есть поистине одр, гроб. Господь, коснувшись тела, воскрешает ум, делая его юным и отважным. Юноша, то есть ум этот, садится и, воскрешенный из гроба тела, начинает говорить, то есть учить других, потому что, доколе он одержим бывает грехом, он не может учить и говорить. Ибо кто ему поверит?» 1783 И кто не скажет такому учителю: «Как же ты, уча другого, не учишь себя самого?» ( Рим. 2, 21 ). Некогда в Капернауме Господь нашел «такую веру», какой не видел «и во Израиле». Веру, стоящую на истинном смирении, – ибо «не исповедание ли и смирение выражают слова: «я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой» и прочее», сказанные сотником? «Сотник же есть всякий ум, который, имея много дел в жизни, берет верх над многим злом, но имеет больного раба – неразумную часть души, разумею гнев и похотение, ибо сии поставлены быть рабами». Ум, уверовавший в Иисуса, который за веру свою получает скорое уврачевание раба своего 1784 со словами: «иди, и, как ты веровал, да будет тебе». Ум, о котором сказал Христос: «Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф.8:11 ). Некогда у колодца Иаковля открыл Господь самарянке Фотинии (одной из тех " многих, которые придут с востока и запада»: ведь самаряне с точки зрения иудеев были сродни язычникам (См.: 3Цар. 13:32, 16:32 ; 4Цар. 1:3, 13:6, 17:26, 29 ; Ис. 9:9–10, 10:10, 36:19 ; Ос. 7:1, 14:1 ; Мф. 10:5 ) – " Иудеи, – как сказано, – с Самарянами не сообщаются» ( Ин. 4, 9 )) тайну «источника воды живой» ( Иер. 2:13, 17:13 ; Апок. 21:6 ), «даром» получаемой ( Апок. 21, 6 ), пьющий которую «не будет жаждать вовек» ( Ин. 4, 10–14 ) и исполнится этой водою так, что она «реками потечет из чрева его» ( Ин. 7, 38 ). И сама Фотиния исполнилась живой водой слова Божия так, что «многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову ее» ( Ин. 4, 39 ). Видишь, душа моя, какую лествицу восхождения духовного поставил пред глазами твоими преподобный Андрей? Внимай провожатым твоим – учителям и молитвенникам твоим, полагайся на веру их, на отеческую решимость их привести тебя к Целителю твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Из этих последних слов Евангелиста уже видно и то, что и кроме указанных лиц были в Иерусалиме «ожидавшие избавления», разумеется чрез Мессию. А немного далее тот же Еванге­лист замечает, что и весь собиравшийся к Иоанну Крестителю «народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он» ( Лк.3:15 ). При этом Иудеи ожидали пришествия Христа, как некоторого избранного пророка, предвозвещенного Моисеем ( Втор.18:15 ), это видно, во 1-х, из того, что посланные от них к Иоанну узнать, не Христос ли он, «не говорят вообще, «пророк ли еси», разумея одного из многих пророков, но с прибавлением члена ( προφτης – Ин.1:21 ), т. е, – по объяснению св. Иоанна Златоуста , – как бы так говорят: «не тот ли ты пророк, о котором предвозвестил Моисей?» а, во 2-х, из того, что, после чудесного насыщения Иисусом Христом 5000 человек пятью хлебами, «люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот пророк, Которому должно придти в мир» ( Ин.6:14 ) 1782 , при чем, очевидно, разумели Мессию, на Которого в народе установился взгляд как на Чудотворца 1783 , почему они и хотели, сообразно с своими ожида­ниями и представлениями о Мессии, провозгласить Его царем ( Ин.6:15 ). Намек на нетерпеливое и напряженное ожидание народом Иудейским Мессии св. Златоуст усматривает в словах Андрея Симону: «обретохом Мессию» ( Ин.1:41 ), так как «самое выражение: «обретохом», по его мнению, показы­вает душу, томившуюся желанием видеть Христа, ожидав­шую сошествия Его свыше. Обрати внимание и на то, – заме­чает при этом св. Отец, – что и он (т. е. Андрей) говорит о Мессии с прибавлением члена. Не сказал просто: Мессию, но Мессию ожидаемого (τν Μεσσαν). Таким образом они ожидали одного Христа, не имеющего ничего общего с дру­гими (т. е. с теми лицами, которые в Священном Писании называются помазанниками в общем значении этого слова)» 1784 . Затем, когда «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и про­роки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета», то «Нафанаил смутился и пришел в недоумение, находя весть Филиппа несогласною с пророческим предсказанием, (ибо как) более Филиппа сведущий в пророчествах, знал из Писаний, что Христу надлежит придти из Вифлеема, (так как) об этом издавна предвозвестил пророк ( Мих. 5:2 ), (так что) это мнение господствовало между Иудеями» ( Мф.2:6 ; Ин.7:42 ) 1785 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

25. А в Галлии, в Марсельской провинции, распространилась болезнь, о которой я часто упоминал. Области Анжера, Нанта и Ле-Мана постиг страшный голод. Ведь это было началом болезней 1782 , о которых сказал Господь в Евангелии: «И будут глады и моры и землетрясения по местам 1783 ; и восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса на небе, чтобы прельстить избранных» 1784 . Совершенно похожее произошло и ныне. Так, одного человека из Буржской области, как он сам впоследствии рассказывал, когда он пришел в лес, чтобы срубить деревья, нужные ему для какого-то дела, облепил рой мух, отчего в течение двух лет он был безумен; из этого можно уразуметь, что порча эта исходила от диавола. После этого тот человек прошел соседние города и дошел до Арльской провинции, и там, облачившись в шкуру, молился, как святой. И, искушая его, враг рода человеческого наделил его даром прорицания. После того, все глубже погрязая в великом грехе, он переменил место. Покинув упомянутую провинцию, он пришел в город Жаволь, называя себя великим и не боясь объявить себя даже Христом 1785 . С ним была некая женщина, которую он выдавал за сестру и велел называть ее Марией. К нему стекалось множество народа, привозя с собой недужных, которым он возвращал здоровье своим прикосновением. Все те, кто к нему приходил, приносили ему золото, серебро и одежду. Он же, дабы легче совратить их, отдавал все это бедным. Распростершись на земле, он ревностно молился вместе с той женщиной, а поднявшись, понуждал стоявших вокруг него вновь поклоняться ему. Ибо он предсказывал будущее и предвещал одним болезни, другим несчастья, немногим грядущее спасение. Однако все это он совершал диавольскими ухищрениями и, не ведаю каким, волшебством. Совратил же он великое множество народа, и не только людей довольно простых, но даже служителей церкви. Последовало же за ним более трех тысяч. Между тем он начал раздевать и грабить некоторых из тех, кто встречался ему на пути; однако награбленное он раздавал неимущим. Он угрожал смертью епископам и горожанам 1786 за то, что они отказывались поклоняться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Всякий грех несет в себе боль и скорбь, скорбь и теснота всякой душе человека, делающей зло ( Рим. 2:9 ). Самые острые страдания – от греховного властолюбия, самолюбия, ревности, зависти. Люди часто не видят, что истинная причина их скорбей – в них самих; в глубине своего падения они теряют способность различать добро и зло. Таких духовнику следует не только утешать, но и увещевать, он должен с мудрой проницательностью отыскать зловредное семя греха, чутко и мягко, чтобы не ожесточить сердце согрешившего, указать на него, как на корень страдания. Святитель Тихон Задонский (1724–1783) учил: «Одним оком взирай на милосердие Божие, а другим – на правду Его». Между страхом Божиим и упованием на Его непреходящую милость и лежит единственно верный путь ко Спасению. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир ( Ин. 16:33 ). Этот завет Спасителя известен каждому христианину. Но в муках физической боли или горя утраты эти слова как бы тускнеют для человека, утрачивают свою живоносную силу. Собственно говоря, задача пастыря и состоит в том, чтобы заново возжечь их в сердце безвинно страдающего, расчистить в его душе пути для вечно текущего Источника воды живой. Кажется ли тебе, что страдание твое невыносимо, боль нестерпима? Вспомни, что Господь каждому дает по силам его, и твоя боль есть мера любви Божией к тебе. Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему ( Притч. 3:12 ). Обратись к Нему, и обретешь в себе достаточно стойкости, чтобы не только перенести испытание, но и выйти из него обновленным. «Если опасность, бедствие, скорбь колеблют твое мужество, истощают твое терпение, – помяни Матерь Божию, стоявшую при Кресте Его», – эти слова принадлежат митрополиту Московскому Филарету (1782–1867). Сам Господь Иисус Христос подъял тягчайшие скорби, за Ним – апостолы, святые и все истинные христиане. Если бы вы были от мира, то мир любил бы себе; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир ( Ин. 15:19 ). Безболезненными в этом мире остаются лишь чада его, твое же безвинное страдание есть знак твоей обрученности Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тарасово (Чухчерьма). Колокольня Ильинско-Чухчеремского погоста. Деревянная колокольня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1783. Адрес: Россия, Архангельская область, Холмогорский район, между деревнями Тарасово и Среднепогостская. Координаты: 64.274519, 41.828078 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Колокольня утраченного ансамбля церквей Илии Пророка и Василия Блаженного (тройник) построена в 1783 году. В её основании находится низкий четверик, на него поставлен восьмерик, а завершается здание массивным шатром с луковичной главкой. Стены колокольни рублены «в лапу», что нехарактерно для северного зодчества, а более типично для среднерусских деревянных сооружений. Пол яруса звона находится на уровне полиц. При ремонте в 1910-х годах на ярусе звона появились балясины, хотя первоначальное ограждение было тесовым (тесины были уложены параллельно поручню). Колокольня, относительно храмов, отодвинута вглубь берега. По материалам архива ГАУ «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» Колокольня Чухчерьмы, сооруженная в 1783 г., — восьмигранная, шатрового типа. В композиционном отношении она аналогична звонницам сел Кулига Дракованная и Цывозеро, особенно первой из них, поскольку восьмерик и в Кулиге и в Чухчерьме покоится на низком четверике (в колокольне Цывозеро его, как известно, нет). И.А. Бартенев, Б.Н. Федоров " Архитектурные памятники Русского Севера " . - Ленинград-Москва, «Искусство», 1968. Восьмигранный столп колокольни 1783 года возвышается над низким четырехгранным основанием. В противоположность глухой гладкой обшивке, скрывающей срубы церкви, поверхность открытого сруба колокольни, так же как и тесового трехрядного покрытия его шатра, очень материальна и живописна. В этом памятнике в рамках художественных и строительных традиций деревянного зодчества ясно видны следы воздействия на него каменной архитектуры. Ею подсказан, например, рисунок ажурных двойных арок с висячей гирькой яруса звона. Мы еще встретимся с каменными памятниками, весьма близкими этой колокольне, но построенными намного раньше. Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Вокруг Архангельска. — М.: Искусство, 1978. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=48383

Турецкие лазутчики в это время всячески провоцировали крымских татар на выступления и вооруженные вылазки против русских войск, но судьба Крыма была уже решена, и в 1783 году он полностью перешел во владения Российской империи, получив наименование Тавриды. 28 декабря 1783 года русский посланник в Константинополе Я. И. Булгаков получил подписанные Портой договоры, признававшие Тамань, Кубань российскими. В договоре Турция отказывалась от притязаний на Крым. Базы русского флота перемещались еще южнее, в центр Крымского полуострова. Пришло время Севастополя. В его судьбе свое веское слово сказал великий Суворов. «Подобной гавани, — писал он, обращая внимание на удобство Ахтиярской бухты и возможность строительства морской крепости, — не только у здешнего полуострова, но и на всем Черном море другой не найдется, где бы флот лучше сохранен и служащие на оном удобнее и спокойнее помещены были». «Описная партия» штурмана Ивана Батурина обследовала его в 1773 году. В Херсоне строились новые небольшие фрегаты, русские корабли, отпугивая турецких лазутчиков и усмиряя мятежных мурз, несли постоянно крейсерскую службу вдоль побережья, приглядываясь к удобной бухте. Поэтому не удивительно, что 17 ноября 1782 года в Ахтиярской бухте стал на зимовку с фрегатами «Храбрый» и «Осторожный» капитан 1-го ранга И. М. Одинцов. Это была первая зимовка русских судов в бухте. «Начало же Черноморскому флоту, — пишется в книге „Краснознаменный Черноморский флот“, — следует считать май 1783 года. В Ахтиярскую бухту (по названию небольшого селения) 2-го мая прибыла эскадра Азовской флотилии под началом вице-адмирала Ф. К. Клокачева, а 7-го в бухту вошло одиннадцать кораблей Днепровской флотилии. С этого времени морские силы на юге России стали именоваться Черноморским флотом. В честь его основания в том же году была отлита медаль „Слава России“». 11 января 1783 года Адмиралтейств-коллегии был дан следующий указ: «Для командования заводимым флотом нашим на Черном и Азовском морях повелеваем тотчас отправить нашего вице-адмирала Клокачева...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010