Вязьма. Монастырь Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Предтечев монастырь, 2 класса, в Вязьме. Основан в 1534 году старцем Герасимом (см. о Болдином монастыре). Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В конце 1535 года преподобный Герасим со своим учеником Симеоном поставил келью в западной части города Вязьмы на высоком холме правого берега реки Бебри. Собрав вокруг себя благочестивых людей, готовых к иноческому подвигу, в 1542 г. преподобный Герасим получает благословение и грамоту у метрополита Макария и позволение у царя Иоанна IV для основания обители. Трудами братии и поселян был построен деревянный храм во имя Иоанна Предтечи. В 1566 году Предтечев монастырь посетил царь Иоанн IV Грозный. Проезжая в Смоленск для осмотра строящейся крепости, в 1598 году в обители останавливался царь Борис Федорович Годунов. При игумене Гурии в 1630-е годы был построен каменный корпус для братии. В 1654-1655 годах монастырь неоднократно посещал живший в городе царь Алексей Михайлович с семейством и Патриарх Никон. В начале XVIII века по указу императора Петра I обитель давала приют раненым и престарелым воинам. В Отечественную войну 1812 года монастырь разграблен и сожжен французами. После ухода неприятеля остались только обгорелые стены. С огромным трудом братия исправила Знаменский, а затем Вознесенский храмы. Все постройки обители сильно пострадали в ходе боев за Вязьму в 1941-1943 годах. В 1989 году монастырь передан епархии. Решением Священного Синода в 1990 году здесь вновь открыт Вяземский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II посетил монастырь 3 мая 1993 года. Монастырь неоднократно посещал митрополит Кирилл. В августе 1995 года решением Священного Синода Иоанно-Предтеченский монастырь преобразован в женский. Набор открыток " Вязьма Православная " Расположен в западной части города, на высоком холме над долиной р. Бебрь. Основан в 1535 г. иноком Герасимом, положившим начало Болдину монастырю под Дорогобужем. Уже в сер. 16 в. здесь существовали две деревянные церкви - Иоанна Предтечи и Вознесения, с деревянной же оградой вокруг них. После Смутного времени (монастырь был сожжен и разграблен отрядами Жолкевского и Ходкевича) на вклады царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича строятся каменные Одигитриевская церковь с приделом Иоанна Предтечи (1630-е гг.) и надвратная церковь Вознесения (сер. 17 в.). Видимо, к концу 17 в. облик Вознесенской церкви сильно изменился. К сер. 18 в. монастырь имеет также каменные настоятельские и братские палаты, палаты для обучения школьников, разделенные воротами, корпус неизвестного назначения и каменную ограду. Около 1770 г. построили Никольский (Знаменский) храм. После пожара 1812 г. монастырь оставался невосстановленным до строительных работ 1832-36 гг.

http://sobory.ru/article/?object=00467

Поярково. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественская церковь Карта и ближайшие объекты Первые сведения о селе Поярково восходят к 1581 году. В писцовой книге того времени читаем: В Монаньине и в Коровине и в Быковском стану… митрополичье село Поярково на реке Клязьме… " . Ранее там стояла деревянная церковь Георгия Страстотерпца, но уже к началу XVII века она была по неизвестным нам причинам уничтожена. После разорения села польско-литовскими интервентами пустошь Поярково принадлежало дьяку Федору Апраксину (1619-1624), затем стряпчему Михаилу Ларионову (1629-1648), думному дворянину Богдану Федоровичу Нарбекову (1650-1651). В 1651 году по обменному акту село переходит во владение стрелецкого полковника Артамона Сергеевича Матвеева, который в 1662-1665 годах у большого пруда с островом и построил на свои средства упоминаемую нами каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы. С именем Артамона Матвеева, известного государственного деятеля XVII века, связаны наиболее интересные страницы истории села Пояркова. Родился он в семье обыкновенного дьяка, а стал одной из самых известных личностей России, другом царя Алексея Михайловича Романова. Некогда в его доме воспитывалась будущая вторая жена государя Наталья Кирилловна Нарышкина. Особых успехов Артамон Матвеев добился на дипломатическом поприще. В 1654 году он входил в состав русской делегации на Переяславской раде, в 1655-1657 годах - в состав посольства в Польшу. С1669 года он возглавил Малороссийский приказ, считая своей основной задачей присоединение к России всей Украины. В 1672 году во время переговоров с Польшей он добивается закрепления за Россией Киева. С 1671 года Артамон Матвеев руководил одновременно Посольским приказом и рядом других центральных государственных учреждений. После смерти царя Алексея Михайловича при Федоре Алексеевиче, с возвышением Милославских, Артамон Матвеев был сослан в Пустозерск. Был возвращен в Москву в 1682 году, но вскоре во время стрелецкого мятежа стал одной из первых жертв восставших.

http://sobory.ru/article/?object=00502

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98. История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его окрестностях, по синодику, умерло 41698 человек. Тогда по совещанию духовных и светских властей было решено принести в город чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери, который находился в то время в Седмиозерной Богородичной пустыни. В трех километрах от города икона была встречена митрополитом Казанским и Свияжским Корнилием I, при большом стечении народа. Во время пребывания чудотворного образа в Казани смертельная болезнь отступила. Тогда было решено ежегодно приносить эту икону в Казань. На том месте, где была встречена святыня, водрузили святой крест, в знак того, что встречи и проводы этой иконы должны проходить именно здесь. Это событие можно считать первым моментом зарождения будущего монастыря. В 1687 году на казанский край снова обрушилась страшная эпидемия, в народе именуемая «трясавичной болезнью». Бедствие это продолжалось около года. Видя страдания своей паствы, митрополит Казанский Адриан (будущий Всероссийский Патриарх), вспомнил о девяти святых мучениках, в городе Кизике подвизавшихся и имеющих дар исцелять от этой злокозненной болезни, и обратился к общему городскому совету с предложением поставить церковь в честь девяти святых мучеников на месте встречи чудотворной иконы, что и было поддержано всеми с величайшей радостью. Житие девяти мучеников Кизических Город Кизик находился в Малой Азии на берегу Мраморного моря. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и Девять святых мучеников – Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф; занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению истинной веры.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. Часть 1. История раскола Источник Часть 2 → Содержание Введение. Общий характер русского сектантства. Каноническое определение раскола Часть первая. История старообрядческого раскола Глава 1. Происхождение раскола Спор в Пскове о двоении аллилуйя Спор о хождении посолонь и другие недоуменные вопросы Разности и погрешности в богослужебных книгах Попытки книжного исправления Преподобный Максим грек, как книжный справщик Преподобный Дионисий, как книжный справщик Исправление богослужебных книг по принятым приемам со времени Стоглавого собора до п. Иосифа включительно Начало нового направления в патриаршество Иосифа Патриарх Никон: его характер и стремление к реформам Возвращение Арсения Суханова с востока и его «Проскинитарий» Начало обрядовых исправлений и первые противники патриарха Собор 1654 года; сношение с константинопольским патриархом и послание п. Паисия Осуществление дела книжного исправления на новых началах. Взгляд русских на греков и западно-руссцев Прибытие в Москву антиохийского патриарха Макария и сербского Гавриила: соборныя заседания в 1655–56 годах: утверждение и введение исправленных книг. Вопросы о перстосложении и о приеме латин. Начало раскола Взгляд на книжные исправления как на введение ересей латинских Размолвка Никона с царем и влияние этого обстоятельства на усиление раскола Соборы 1666 и 67 годов Глава II. Состояние раскольнической общины при жизни первых расколоучителей Взгляд раскольников на православную церковь Происхождение раскольнического учения о наступлении царства антихристова Определение понятия об антихристе первыми расколоучителями Практическия отношения раскольников к православной церкви Отношения раскольников к власти гражданской. Челобитные, их содержание и тон Возмущение в Соловецком монастыре Возмущение стрельцов в Москве Указ 1685 г. и следствия этого указа в положении раскола. Кратковременное применение указа и колонизация раскольников Глава III.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Через два месяца по прибытии в Москву 18 мая 1662 г. Паисий подал царю по делу патр. Никона свое письмо, к которому присоединил еще другое о дозволении ему заниматься греческими рукописями. Это последнее было следующего содержания: «вертоград, заключенный от алкающих и источник запечатленный от жаждущих, по справедливости почитаются несуществующими. Я говорю сие к тому, что давно уже известно о собрании вашим величеством из разных книгохранилищ многих превосходных книг; почему нижайше и прошу дозволить мне свободный вход в ваши книгохранилища для рассмотрения и чтения греческих и латинских сочинений. (Fama jam pridem innotuit, vestram majestatem serenissimam selectos libros in variis bibliothecis adeptam fuisse; propterea supplico instanterque precor, ut mihi liber aditus concedatur, eos tam graecos, quam latinos codices revisendi atque revolvendi)» 452 . Честь открытия этого письма Паисия Лигарида А. И. Соболевский напрасно приписывает себе (говоря: «нам посчастливилось найти известие»...), так как оно лет 70 тому назад напечатано (в IV томе Собрания Госуд. Грамот и Договоров) и с 30-х годов стало уже указываться исследователями в различных специальных работах. Так его не раз приводит И. М. Снегирев , касаясь греческих рукописей Патриаршей библиотеки, о нем говорит даже Тремер в своих статьях о библиотеке царя Ивана IV, помещенных в Московских Ведомостях 453 . Но все исследователи, которые только касались сего письма, утверждали, что речь в нем идет о греческих рукописях, хранящихся ныне в Синодальной библиотеке, что о дозволении заниматься ими именно и просит Паисий Лигарид. А. И. Соболевский держится в этом случае особого мнения. Он говорит, что «нет никакой возможности видеть в этих рукописях те греческия книги, которые по поручению Никона были приобретены в 1654–1655 годах Арсением Сухановым на Афоне и в других местах Востока», которые ныне хранятся в Патриаршей библиотеке; Паисий говорит здесь о принадлежащих царю издавна греческих и латинских рукописях (codices)» 454 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Святая икона явилась в городе Шуе в самый разгар свирепствовавшего морового поветрия в 1654-1655 годах 15 ноября. ПРАВМИР. Церковь празднует память Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери. Святая икона Божией Матери Одигитрия, именуемая Шуйская, явилась в городе Шуе Владимирской епархии в самый разгар свирепствовавшего морового поветрия в 1654-1655 годах. Население города в этой беде прибегало к молитве, собиралось в храмах, прося у Господа милости. Один благочестивый прихожанин Воскресенской церкви посоветовал своим согражданам собрать средства и заказать список со Смоленской иконы Божией Матери и поставить ее в храме, что и было сделано. Икона была написана в 7 дней, во время которых жители Шуи постились и совершали усердные молитвы к Божией Матери. Причастившись Святых Таин, они во главе со священником внесли вновь написанную икону в церковь. С того времени моровая язва прекратилась. В 1831 году заступлением Богоматери прекратилась в Шуе и эпидемия холеры. От этой святой иконы получил исцеление от беснования отрок Иаков и многие другие больные. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 19 декабря, 2020 4 декабря, 2020 24 декабря, 2023 31 декабря, 2022 7 декабря, 2022 14 января, 2022 20 июня, 2021 4 мая, 2021 26 апреля, 2021 19 декабря, 2020 4 декабря, 2020 24 декабря, 2023 31 декабря, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-pamya...

Вязьма. Церковь Рождества Христова (Дворцовая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Христова (Дворцовая) находилась там, где сейчас расположен дом по улице 25 октября. В 1654 году по Руси свирепствовала чума, а в городе Вязьме ее не было, и сюда приехал царь Алексей Михайлович с семьей и с патриархом всея Руси Никоном, для них на окраине города был построен деревянный дворец около новой Калужской дороги (дворец находился на том месте, где сейчас расположен памятный камень Алексею Михайловичу) и прожил он в городе Вязьме около года. В 1655 году в знак благодарности Алексей Михайлович приказал близ дворца построить деревянный храм во имя небесного покровителя царя митрополита Алексия. В народе же эта церковь называлась Дворцовой. В 1740 году деревянная церковь была разобрана и на ее месте в 1745 году на средства купца Ивана Михайловича Лютова был построен двухэтажный каменный храм с двумя престолами: на втором этаже теплый Колочской иконы Божией Матери, на первом этаже - холодный придел Рождества Христова. В это же время вокруг церкви строится каменная ограда с трехарочными воротами и двумя каменными сторожками. Также была построена каменная часовня Колочской иконы Божией Матери. Часовня находилась на углу улиц 25 октября и Дворцового переулка (Верхнее Калужской ул. и Дворцовой ул.). Указом Св. Синода от 30 ноября 1821 года церковь Рождества Христова была приписана как безприходная к Богоявленской (Введенской) церкви. 10 февраля 1888 года, по распоряжению Епархиального Начальства, справлять богослужения в Дворцовой церкви было поручено Соборному причту. В 1934-35 годах в храме располагался кружок планеристов, с 1937 года в нем был организован «Дом малютки», в котором находились дети от 3 до 5 лет. http://www.vyazmablago.ru/unsaved/6 В 1654 г. по Руси свирепствовала чума, а в городе Вязьме ее не было и сюда приехал царь Алексей Михайлович с семьей и с патриархом всея Руси Никоном. Им на окраине города был построен деревянный дворец около Калужской дороги (сгорел в 1812 г.), прожил он в городе Вязьме около года, и тогда считалась Вязьма негласной столицей всей Руси. В 1655 г. в знак благодарности он приказал вблизи дворца построить храм во имя Рождества Христова, в народе эта церковь была названа Дворцовой. Храм был срублен за 3 месяца. В 1677 г. царь Алексей Михайлович подарил образ иконы Колочинской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=34402

Питирим, патриарх Московский и всея Руси Был уроженцем города Суздаля, постриженником Спасо-Евфимиева монастыря. С 1650 года – архимандрит Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. В 1654 году переведен в Московский Новоспасский монастырь. В начале 1655 года хиротонисан во епископа Сарского и Подонского (Крутицкого) с возведением в сан митрополита. Когда в 1656 году по случаю объявления войны шведам царь Алексей Михайлович выезжал из Москвы к своему войску, готовившемуся к военным действиям на западных границах, в его свите находился новопоставленный Крутицкий митрополит Питирим. В Полоцке произошла его встреча с Симеоном Полоцким , который выступил перед царем и его свитой с торжественным стихотворным приветствием. В этом сочинении к митрополиту Питириму были обращены следующие строки: И твое святительство хвалим, Буди Питириме Освященный митрополите всегда и ныне, Яже на сей войне всячески потрудился ecu, Всегда утверждая воинство сладкими словесы, Дабы несумненно шли воевати за веру, Ты же о сем приносил всегда святую оферу. По обычаю, как митрополит Крутицкий, он в течение шести лет (с 10 июля 1658 по 5 августа 1664 года) был местоблюстителем патриаршего престола после самовольного оставления его патриархом Никоном . С 6 августа 1664 года – митрополит Новгородский и Великолуцкий. В 1666–1667 годах выступал на Соборе, низложившем патриарха Никона и осудившем старообрядчество. Собору предшествовала торжественная встреча прибывших в Москву восточных патриархов Макария Антиохийского и Паисия Александрийского. Митрополит Питирим говорил им приветственную речь при встрече в Кремле у Успенского собора. 7 июля 1672 года, уже в преклонных летах, был избран патриархом Московским и всея Руси, и через десять месяцев после этого он скончался. В том же году крестил в Московском Чудовом монастыре будущего императора Российского Петра I. В 1673 году по благословению патриарха Питирима основан Тверской Осташковский женский монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». За два дня до кончины, 17 апреля 1673 года, написал духовное завещание.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Разделы портала «Азбука веры» Как молиться о умершем крещеном, но попавшем к свидетелям Иеговы? 643 03.01.2023 Молитва Христианка попала к Свидетелям Иеговы. Очень боголюбивая и добрая. Но, будучи в преклонных годах, боялась потерять ту веру которая есть, не решилась вернуться. Теперь она умерла. Можно ли подавать записки о заблудшей и какие? 8 Ответов Нет, никаких поминаний за отпавших от Церкви не подают. Молитесь своими словами, но не о упокоении и Царстве Небесном, а просто просите Бога быть милостивым к ее душе и облегчить ее участь. С уважением, Не рискуйте молиться за неё, это может быть опасным, кроме случаев прямого родства. Риск в том, что она может находиться в лапах демонических сил. Они не собираются её никому отдавать, особенно тем, кто не имеет к ней никакого отношения. В книге «Скрижаль», одобренной Московским собором 1656 г. и Большим Московским собором, о проскомидийном поминовении приводятся слова свт. Симеона Солунского : «…Не подобает нам приносить частицы за еретиков или поминать их. Здесь нет места неверным и еретикам. “Что общего у света с тьмою?” Сказано, что “Ангелы возьмут злых от среды праведных”. Поэтому иерей вообще не должен приносить просфору или частицу ни за инославного, ни за тех, кто явно и нераскаянно грешит. Потому что приношение служит им к осуждению, как [в осуждение служит] и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел» (Скрижаль. Акты соборов 1654, 1655, 1656 годов. СПб., 2013. С. 93). Можно использовать келейно: Молитву преподобного Льва Оптинского о умершем без покаяния (может также келейно читаться о некрещёных и самоубийцах) . Никак. Она уже сделала свой выбор, увы, не в пользу Христа. Можно молиться об облегчении участи, но не об упокоении Церковь не молится за отступников от Христа, которые умерли в таком состоянии. В житии  Апостола Фомы есть момент, когда он получал деньги от царя на постройку дворца, но на самом деле раздавал их нищим. И когда временно умер брат царя, умершему был показан очень красивый дворец, в котором он пожелал пребывать, но ему сказали, что дворец приготовлен самому царю за труды Фомы. Тогда брат царя ожил и все рассказал. Т.е. даже для  нехристианина (на тот момент) в раю был приготовлен дворец за милостыню, которую другой человек творил от его имени.

http://azbyka.ru/vopros/kak-molitsja-o-u...

Иоанно-Предтеченский Вяземский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Предтеченский Вяземский монастырь был основан в 1535 году преподобным Герасимом Болдинским. Содержание История [ править править код ] Начало было положено в 1535 году Герасимом Болдинским. В 1542 году Герасим Болдинский получил благословение и грамоту у митрополита Макария и позволение у царя Иоанна Васильевича на основание мужской обители. Первая деревянная церковь — во имя Иоанна Предтечи, что и дало название монастырю — была поставлена в том же году. При игумене Симеоне, ученике Герасима, был построен второй деревянный храм — церковь Вознесения Господня. В 1566 году в монастыре побывал Иван Грозный; в 1598 году — Борис Годунов; 1619 — митрополит Ростовский и Ярославский, будущий патриарх Филарет; в 1654, 1655, 1656, 1657 годах — царь Алексей Михайлович; 1656 — патриарх Никон. В годы Смуты монастырь неоднократно подвергался разграблению польско-литовскими отрядами. Но уже в правление Михаила Федоровича на территории храма начинается активное каменное строительство. На месте деревянной церкви в 1630—1638 годах был возведён трёхшатровый каменный храм Божией Матери Одигитрии с приделами в честь Иоанна Предтечи и Симеона Богоприимца. В 1650 году при архимандрите Пахомии построена новая каменная надвратная церковь Вознесения Господня с трапезной. С 1665 по 1742 гг. монастырь имел подворье в Москве в приходе церкви Космы и Дамиана. В 1692 году, в грамоте Иоанна и Петра Алексеевичей, игуменом монастыря был упомянут архимандрит Феодосий. В XVIII веке в монастыре была организована семинария (1739—1744), переведённая по именному указу императрицы Елизаветы Петровны от 21 июня 1744 года, в Москву на Крутицкое подворье. После перевода семинарии в обители было создано Духовное училище, просуществовавшее до 1918 года. В 1750 году при архимандрите Венедикте был построен храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1812 году монастырь был разграблен, восстановление шло медленно.

http://azbyka.ru/palomnik/Предтеченский_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010