Г. изобрел печатный станок, с созданием к-рого был механизирован печатный процесс. Первые опыты Г. по книгопечатанию относятся, видимо, к 1440 г.- в Страсбурге появилась «Латинская грамматика» Элия Доната (IV в.). После возвращения в Майнц (в 1445-1447) Г. издал календарь и переиздал «Латинскую грамматику». Одной из первых проб подвижных букв (1445/46), выполненных в готическом рукописном стиле, считается шрифт Г. (размер 21½ пункта), к-рым напечатан найденный в 1892 г. в Майнце листок из «Сказания о Страшном Суде» (Fragment vom Weltgericht). Позднее был отлит усовершенствованный шрифт, «календарный», получивший название по шрифту, к-рым был напечатан астрономический календарь на 1448 г., а также 12 экз. нового издания «Латинской грамматики», воззвание о походе христиан против турок, о возвращении взятого в 1453 г. К-поля (1454) и булла папы Каллиста III от 1456 г. Исследователь Г. Цедлер обнаружил в рукописи XV в. выступавший фальц (сгиб) пергамена, составлявший одно целое с внутренней оклейкой переплета, на к-ром был напечатан фрагмент календаря. Этот фрагмент впосл. был идентифицирован как астрономический календарь на 1448 г., изданный Г. Типографский способ печати, изобретенный Г., использовался для массовой печати индульгенций. Известно 7 изданий индульгенций, сохранившихся по 1 или неск. экземпляров (всего 23), схожих по набору шрифтов и представляющих собой листовки с печатью только на одной стороне 2 новыми шрифтами (ок. 20 и 12 пунктов). В тексте оставлены пустые места, чтобы вписать имя получателя и дату получения. Гутенбергова Библия Лист из кн. Бытие. Гутенбергова Библия. Лейпциг, 1913–1914. Л. 5а (РГБ) Лист из кн. Бытие. Гутенбергова Библия. Лейпциг, 1913–1914. Л. 5а (РГБ) (или 42-строчная Библия - В42), первое полнообъемное печатное европ. издание, в своих формальных элементах (рисунок шрифта, формат и т. д.) имитирующее готические средневек. рукописные книги. Работа над Библией была начата ок. 1450 г. и закончена к 22 авг. 1455 г. Библия переплетена в 2 тома (in folio): в 1-м - 648, а во 2-м - 638 страниц (ок. 3,4 млн печатных знаков). Набрана литерами, отличавшимися от тех, к-рые использовались при печати «Латинской грамматики» (более мелкими - размер ок. 18 пунктов). При подготовке к изданию Библии было изготовлено множество шпаций (кусочков металла, заполнявших промежутки между словами). Набор осуществлялся одновременно по 2 страницы. Библия была напечатана в типографии Фуста и Шеффера уже после разрыва с Г.

http://pravenc.ru/text/168436.html

«номофилаком и диаконом» Львом Атрапесом, деятелем, весьма известным в историографии. 590 В тексте дарственная названа самим дарителем «моя настоящая собственноручная грамота» ( τ παρν οκειχειρον μου γρμμα), не упомянуты ни писец, ни нотарий, а, напротив, подчеркнуто самим дарителем, что он, «собственноручно написав, подписал». Оригинал дарственной, следовательно, не был официальным нотариальным актом, это был чистой воды хирограф. Списав его, номофилак воспроизвел и подпись Феодора Ватаца, а также датировку месяцем и индиктом. После этого в копии следует запись Атрапеса о том, что документ «содержит собственноручное благочестивое дарение архоита Ватаца, которое, будучи (им самим) написано на пергамене, и подписано им, а после этого пергамен содержит и следующее», далее списывается дополнительная клаузула, которая рукой Ватаца была добавлена внизу основного текста оригинала дарственной на том же куске пергамена, не будучи датированной, но явно сделанной вскоре после 15 октября 1445 г., ибо, как об этом правильно замечают издатели, 591 в противном случае была бы обозначена новая дата. Этот документ – оригинал, который в обеих своих частях оформляет дарение post mortem, как уже отмечалось, утерян. Но в июне 1447 г. он еще существовал, так как номофилак Лев Атрапес, списав и вторую часть, известную нам по другим источникам формулу о сличении копии с оригиналом, об идентичности текстов, о дате записи (июнь 1447 г.), помимо своей подписи, дал подписаться (причем первому) дарителю Феодору Ватацу, который, следовательно, присутствовал при снятии копии. Издатели наших документов считают, что «имя номофилака и диакона Льва Атрапеса, который, должно быть, руководил всей этой операцией, фигурирует в конце документа А, но не как подпись, а как вписанное рукой того (не его ли?), кто писал текст». 592 Своим восклицанием «не его ли?» издатели показывают, что у них мелькнула мысль о принадлежности текста документа руке Льва Атрапеса, но, не будучи «в курсе» его известных теперь автографов, они и не продвинулись в правильном направлении; не способствовал этому и тот факт, что эта подпись Льва Атрапеса была сделана не монокондилом, как на втором документе, а его обычным почерком, которым написан и весь текст документа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тем являя, яко кийждый, иже со благим дружество имеет, во всяких напастех на оборону и надежду имеет. Ибо несть ничтоже человеку дражайши друга верна и нелицемерна в день скорби и беды. Таковое лукавство сотвори Антоний 1438 Октавию-ипату, 1439 иже велий друг Цицерону бяше. Ибо егда сей Антоний различными образы тайно тыцася оного Октавия убити, но не возможе сие сотворити, прииде к нему лестный сердцем и нача ему любезне глаголати, да приимет его в дружество свое, зане зело желаше дружества таковаго славнаго и храбраго мужа. Октавий же, лукавство его виде, рече к нему: «О Антонии! Вижду, яко дружества моего не требуеши. И увеждь, яко и аз тя друга имети не хощу, но имам друга верна Цицерона, и той един ми довлеет». – Плутарх. 1440 57. О мравии и мухе 1441 Бысть мухе со мравием великое прение. Муха житие свое зело хвалити нача, глаголющи, яко выну пребывати ей в полатах царских и насыщатися пищами сладчайшими, мравии же уничижаше, яко тии всегда, подобне волам и ослам, в лете в работе тяжкой пребывают. Мравии же рекоша: «Аще мы в лете труждаемся, обаче в зиму плодами трудов своих насыщаемся, вам же тогда от глада погибающим». Посем прииде зима. Тогда велеречивая сия муха от глада погибе, мравии же питашеся уготованною себе пищею. 1442 Тем научая, яко кийждому человеку подобает, доньдеже не приидет зима старости его, уготовати себе пищу рукоделия: да препитает себе, егда приидет старость, – зане ленивым николиже Господь Бог благословение и преуспение подаст. Подобне рече Максимиан-кесарь 1443 Диоклитиану: 1444 яко полезнее жити воедине, вне града на селе, кроме всякаго попечения 1445 , зане таковыя николиже имут опасения живота своего. Диоклитиан же, сие слышав, остави престол свой и иде во едино убогое место и во убожестве живяше. 1446 . Прииде же некогда к нему Максимиан (иже посем царство приим) и похвали себе, яко живет во изобилии, Диоклитиану же насыщающу себе брашнами грубыми. Отвеща же Диоклитиан, яко он доволен сим малым есть, обаче велицыи никогда известны живота своего. – Куспиниан 1447 58. О орле и скорьпии 1448

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Немецкий хронист Ламберт Герсфельдский, говоря о событиях 1043 г. (посольство Руси к императору Гehpuxy III) 1441 и 1075 г. (приезд к Гehpuxy IV Изяслава Ярославича с богатыми дарами, посольство Бурхарда, пробста трирского, к Святославу Ярославичу в Киев) 1442 , называет королями (reges) великих князей Ярослава Владимировича Мудрого, Изяслава и Святослава Ярославичей. Следует иметь в виду, что Ламберт был современником описываемых им событий: свои «Анналы» он закончил в 1077 г. Норманский хронист Гильом де Жюмьеж, писавший во второй половине XI b., упоминает короля Руси Юлия Клодия 1443 . Как показал М. Л. Алексеев, здесь речь идет о великом князе Ярославе Мудром 1444 . Немецкие хроники сохранили многочисленные свидетельства о дочери великого князя Всеволода Ярославича Евпраксии-Адельгейде, жене императора Гehpuxa IV 1445 . Современные ей авторы «Августанских анналов» (составлены в 1104 г.) 1446  и первой части хроники Эккехарда (завершена в 1106 г.) 1447 называют эту киевскую княжну в записях под 1089 г. «дочерью русского короля» (Rutenorum regis filia). Из второго труда соответствующий отрывок заимствовал более поздний автор – Анналист Саксов, сохранивший это определение 1448 . В «Хронографии» Сигберта из Гемблу (ок. 1030 – 1112 гг.) королем назван киевский великий князь Игорь (Inger rex Russorum), а также великие князья Святослав и Изяслав Ярославичи. Древнерусское государство в глазах современника хрониста было отнюдь не конгломератом княжеств, а «королевством русов» (regnum Russorum) 1449 . Польский автор Галл Аноним 1450 в своей хронике, написанной около 1113 г. 1451 , рассказывая о походе польского князя Болеслава Смелого на Русь в 1069 г., характеризует Киев как «столицу русского королевства, выдающийся город» 1452 . В латинском памятнике англосаксонского происхождения – комментариях к законам короля Эдуарда Исповедника, написанных незадолго до 1134 г. 1453 , сохранилось ценное свидетельство о пребывании при дворе Ярослава Мудрого Эдуарда (989 – 1017 гг.), сына короля Англии Эдмунда Железнобокого 1454 . Здесь фигурирует «король земли ругов, которую мы зовем Русией» (terra rugorum, quam nos vocamus Russeiam) по имени Malesclodus 1455 . М. П. Алексеевым доказано, что автор этого памятника имел в виду Ярослава Мудрого 1456 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Процесс конкретизации приводит эту живую субстанцию смысла к тому, что она объемлет все и в то же время сохраняет величайшую простоту 1417 в содержании. Понятие при всем своем богатстве остается «ясным» и «прозрачным» 1418 и при всей своей простоте абсолютно сложным и глубоким. Оно являет собою ту великую простоту всекачественности, которая предносилась древним мыслителям в их первооснове. Достигая этой высоты, Понятие получает звание Идеи, что означает его «адекватность», 1419 или, если угодно, полноту его объективности и реальности. 1420 Идея есть высший status Понятия, 1421 до которого оно доводит себя самостоятельно. И этим оно обнаруживает, что оно есть само Абсолютное, 1422 или Божество. Понятие, по себе и для себя, есть Бесконечное и Абсолютное. 1423 Нет ничего, что было бы реальнее его, выше его, совершеннее его; оно есть высшее и последнее. Все из него и через него; все есть оно. «Понятие есть все», 1424 или, обратно, «все есть Понятие». 1425 Абсолютная идея есть «вся истина», 1426 или, иначе: «всякая определенность» в её истинном составе есть само Понятие. 1427 Понятие есть не что иное, как «знание себя» и знание «всего как себя». 1428 В этом его абсолютность и субстанциальность, ибо «Абсолютное есть всеобщая и единая идея», превращающая себя путем самодеятельных «перворазделов в систему определенных идей». 1429 Именно в этих свойствах своих Идея есть само Божество. «Бог есть в существе своем мысль, само мышление»; 1430 он есть «высшая мысль», 1431 или, иначе: он есть «последняя глубина мысли, абсолютное Понятие», сам «Предмет». 1432 Эта абсолютная мысль, совпадающая с самою реальностью, 1433 эта ритмически живущая стихия смысла божественна. Бог един; 1434 он не только «субстанция», но и «субъект»: 1435 он есть нечто «живое», 1436 и жизнь Его состоит в самодеятельном откровении. 1437 «Бог есть деятельность, свободная к самой себе, относящаяся и у себя остающаяся деятельность». 1438 Осуществляя её, Божество открывает, манифестирует себя, 1439 или, иными словами, «показывает себя», 1440 «излагает себя». 1441 Этим и определяется «содержание Абсолютного»: 1442 «изложение его есть его собственное дело», 1443 и в его спокойном самосозидании обнаруживается «активность» самой субстанции. 1444 Бог есть самодеятельная мысль; он свободен потому, что он есть «сила», способная оставаться собою. 1445 Следуя «абсолютной необходимости» своего самоопределения, 1446 Божество как творческая мысль творит себя в функции самопознания 1447 и тем утверждает свою духовность. 1448 Бог есть Дух; 1449 он больше, чем живой субъект, 1450 он есть мыслящая себя Всеобщность, 1451 бесконечное и вечное 1452 Понятие, возводящее себя на ступень «конкретной тотальности». 1453

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

В сборнике «Апокрифы древних христиан» (M., 1989) И.С. Свенцицкая и М.К. Трофимова опубликовали основные гностические произведения (в русском переводе), ставшие доступными в результате археологических работ в районе Мертвого моря. Некоторые социально-экономические проблемы, связанные с генезисом христианства, рассмотрены ими в монографии «Рабовладельческие отношения в ранней Римской империи» (M., 1971). Значительная работа по изучению общей истории Церкви была проделана отечественной школой медиевистики. Важный вклад в изучение историко-церковной проблематики внесли труды Ольги Антоновны Дóбиаш-Рождественской (1874–1939) – выпускницы курсов, первой в России женщины-магистра (1915) и доктора всеобщей истории (1918), пожизненного профессора Ленинградского университета, первой женщины – члена-корреспондента АН СССР (1929). Концентрируясь на проблемах западноевропейского Средневековья, она особое внимание уделяла различным аспектам истории Крестовых походов 1444 . В то же время ее самостоятельные научные исследования как историка-медиевиста начались именно с историко-церковной проблематики 1445 . Кроме того, O.A. Добиаш-Рождественская впервые ввела в России преподавание латинской палеографии и других вспомогательных дисциплин средневековой истории. В 1923 г. вышла ее книга Акад. А.И. Соболевский «История письма в средние века» – первое учебное пособие по палеографии в русской исторической литературе (2-е изд. – 1936). Отдельно отметим также палеографические исследования на греческом материале, предпринятые академиком Императорской Академии наук (с 1900 г.) и AH СССР Алексеем Ивановичем Соболевским (1857–1929) 1446 , братом известного филолога-классика С.И. Соболевского. Крупный вклад в изучение историко-церковных проблем в советское время внесла Нина Викторовна Пигулéвская (1894–1970) – крупный востоковед-сиролог, ученица O.A. Добиаш-Рождественской, известного семитолога академика П.К. Коковцóва, И.М. Гревса, Ф.Ф. Зелинского, A.B. Карташёва, специалист по истории раннехристианской и византийской Церкви, чл.-корр. AH СССР. Она впервые оценила важность сирийских источников для истории христианской Церкви, осознала и продемонстрировала, что многие культурные и идеологические явления Чл ко AH СССР      многонационального христианского мира уходят корням в сирийскую почву 1447 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Грех ради ваших, имиже согрешаете пред Богом, отведетеся в Вавилон пленени [ 1444 ], писал Пророк по повелению Божию и от лица Божия к иудеям, которых переселял Навуходоносор, царь Вавилонский, из Иерусалима в Вавилон. Вшедше убо в Вавилон, будете тамо лета многа и время долго, до седми родов: потом же изведу вас оттуду с миром. Ангел бо Мой с вами есть, сей взыскует душ ваших [ 1445 ]. В то время, когда подвижник оставлен по видимому Богом; в то время, когда по видимому Бог покрылся облаком, да недойдет к Нему молитва [ 1446 ] бедствующего Израиля; в то время, когда, по наружности, Израиль поражен слепотою, отринут, повергнут в среду людей [ 1447 ], то есть страстей и демонов: в это время попущения и наказания, благодать Божия, скрывая свое действие, не прекращает действия. Она доставляет служителю Божию существенное преуспеяние. Не примечая преуспеяния, особливо в начале, борясь с волнами и вихрями моря сердечного, находясь ежечасно в опасности погибнуть в кипящей пучине, служитель Божий изощряет силы, научается искусству борьбы с грехом, нисходит в глубину смирения, там обретает сокровище духовного разума и ощущения, духовным разумом и ощущением возносится на небо. Рабы Божии! не унывайте, не расслабляйтесь в подвиге благочестивом. Соградите храмины в стране пленения вашего, и вселитеся, и насадите вертограды и ядите плоды их, и поимите жены и чадотворите сыны и дщери, и приведите сыном вашым жены и дщери вашя дадите за мужи, и да раждают сыны и дщери, и умножайтеся, а не умаляйтеся [ 1448 ]. Страждущий по воле Божией, яко верну Зиждителю, да предадят души своя во благотворении [ 1449 ]. Рабы Божии! во время попущаемых вам напастей, извне от человеков, внутри от возмущения страстей, предавайтесь воле Божией, укрепляйтесь, окрыляйтесь верою в Бога. В это блаженное время прилагайте особенное тщание о совершении всех боголюбезных добродетелей. Возделанная железными орудиями и удобренная согнившими веществами земля особенно способна к плодородию: так и сердце, возделанное скорбями, напоенное уничижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели. Время напастей есть время преимущественного памятования о нас Бога; время напастей есть то время, в которое Бог зиждет души наши. Блажен не только тот, кто безвинно подвергается искушениям [ 1450 ]; блажен и тот, кого Господь наказует за грехи и вытесняет скорбями с широкого пути на путь заповедей Божиих [ 1451 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Синод. 14 марта утром митрополит Антоний (Вадковский) получил письмо самого К. П. Победоносцева и при нем копию письма Победоносцева С. Ю. Витте, извещающие об этом решении. Согласно «Исторической записке», утром 15 марта состоялось заседание Синода, на котором «в виду важности и неотложности дела» 1445 первое заседание по вопросу о церковных реформах было решено провести в этот же день вечером в покоях митрополита Антония (Вадковского) . Возможно, такая «неотложность» диктовалась изначальным стремлением восстановить «канонический строй» Православной Церкви (то есть ввести патриаршество) одновременно с объявлением Манифеста о веротерпимости. В этом первом заседании вечером 15 марта были зачитаны представленные митрополитом Антонием (Вадковским) «Вопросы о желательных преобразованиях в постановке у нас Православной Церкви», записка Витте – Белявского «О современном положении Православной Церкви», «Соображения по вопросам о желательных преобразованиях в постановке у нас православной Церкви», поданные К. П. Победоносцевым 1446 , записка И. С. Бердникова «Необходимые реформы в Высшем управлении русской Православной церкви», поданная митрополиту Антонию еще осенью 1903 г. В том же заседании Синода была рассмотрена и переданная митрополиту Антонию утром того же дня (15 марта) записка группы столичных священников «О необходимости восстановления канонического строя в русском церковном управлении», которую митрополит (с согласия членов Синода) «признал благовременным опубликовать в печати» 1447 . В следующих заседаниях Синода, 18 и вечером 22 марта, было принято решение ходатайствовать перед Императором Николаем II о созыве Церковного Собора в Москве в апреле–мае 1905 г. и составлен «Всеподданнейший доклад Св. Синода о преобразовании управления Российской Церковью на соборных началах» 1448 . Кроме того, члены Синода пожелали выразить Николаю II благодарность «в особливом адресе», который вместе с иконою Спасителя предположено было поднести через Первенствующего члена Синода, т.е. Антония (Вадковского) . Как писал автор «Исторической записки», в этом адресе от 18 марта 1905 г. члены Синода заявляют, что «они сами никак не решились бы в настоящее тяжелое время отягощать Его Величество возбуждением нового сложного вопроса, благодарят Государя за то, что Он Сам ради блага Церкви повелел Синоду рассудить о том, какие преобразования от нас требуются каноническим строем Церкви и современными нуждами духовенства и паствы, и излагают, что насущная нужда Российской Церкви заключается в восстановлении теперь не действующего соборного начала, при котором патриархи или митрополиты стараются о том, чтобы обычное течение церковной жизни продолжалось в строгом согласии с соборными постановлениями» 1449 . Присутствовавшему на заседаниях В. К. Саблеру поручено было доложить об этом обер-прокурору «для испрошения Высочайшего соизволения на принятие через Первенствующего Члена Синода адреса и при нем иконы» 1450 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Погост в то же время был и элементом феодальной государственности, так как оба эти начала – домениальное и государственное – тесно переплетались и в практике, и в юридическом сознании средневековых людей» (Рыбаков Б. А. Киевская Русь... С.366). На наш взгляд, историк наделяет «первоначальные погосты» такими свойствами, каких они не имели. 1439 Свердлов М. Б. Из истории системы налогообложения в Древней Руси//Восточная Европа в древности и средневековье/Отв. Ред. Л. В. Черепнин. М., 1978. С.146. 1442 «Размеры дани-окупа, – замечал М. А.Дьяконов , – определяются уже с древнейшего времени: иначе не могло, конечно. и быть». – Дьяконов М.А. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси. СПб., 1912. С.184. 1444 О связи оброка с данью свидетельствует финское слово «арчакка» – измененное в соответствии с финским произношением русское слово «оброк» и означающее «дань».-См.: Шаскольский И.П. Емь и Новгород в XI-XIII веках//УЗ ЛГУ. Сер. истор. наук. Вып.10. Л ., 1941. С.102; Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1978. С.106. 1445 История первобытного общества. Эпоха классообразования/Отв.ред. Ю. В. Бромлей. М., 1988. С.424. 1446 В этой связи, кроме приведенных фактов (см. с.407–411 настоящей книги), вспоминается свидетельство Повести временных лет По Ипатьевской летописи о том, что Ольга, взяв древлянский Искоростень, «старейшины города ижьже» (ПСРЛ. Т.П. Стб.48). То и было, несомненно, ритуальное жертвенное сожжение знатных людей врага. О предании огню старейшин Искоростеня сообщает и летописец Переяславля Суздальского. – ПСРЛ, Т. 41. С. 17. 1447 Есть основания полагать, что убийство Игоря было не просто казнью, а ритуальным умерщвлением, или жертвоприношением (Фроянов И.Я. Древняя Русь... С.55–56). По словам Ю.М. Кобищанова, киевского князя древляне подвергли «жестокой ритуальной казни», привязав к стволам двух священных берез (Кобищанов Ю.М. Полюдье... С.250). Ритуальные мотивы улавливает здесь и В.Я.Петрухин. – Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Зarpeбckuй Rad VIII, 143fin.). 328 Современные свидетельства о сем имеются: от первой четверти XIII в. (1232 – 48 г.), см. Teйhepa Monumenma Hungarica I, 123, 204, 297; от первой четверти и от половины XIV b.,ibid. I, 463 sqq, 517, его жe Monumenma Slav. Merid. I, 265, Райнальда ап. 1369, n. 12; от половины XV b., Farlami Illyricum Sacrum IV, 257 sqq (nokaзahue 1244 г. говорят, е. kamoлuчecmba) zelamores vel culmores; по показанию 1369 г. по показанию 1445 г. патарены составляли такой процент населения, что изгнать их значило бы страшно обезлюдить страну (cм. Rad’a VIII, 152 fin. и 153 нач.). 329 В 1236 г. папа Григорий IX писал к одному боснийскому боярину, остававшемуся католиком, что Райнальда ап. 1236, n. 67, Teйhepa Monum. Hungar. I, 147); в 1447 г. папа Николай V писал к таковому же боснийскому Teйhepa ibid. II, 235). О принадлежности к патаренству в конце XIV и в первой половине XV столетия самых первых боснийских бояр и боярских родов см. в статье Фр. Paчkaro Bogemili i Pamareni, напеч. в загребском жyphaлe Rad VIII, 136. 330 Небольшая заметка о манихеях или патаренах боснийских читается у современного писателя Енея Сильвия Пикколомини (с 1458 г. папы Пия II), который говорит: «в Боснии имеют великую силу еретики манихеи, которые признают два начала вещей – одно злых и одно добрых... Их монастыри или скиты (coenobia) расположены на крутых вершинах гор. Подвергающиеся болезням женщины дают обещание, если выздоровеют, послужить в них известное время святым мужам, и если выздоравливают, то, с дозволения мужей, исполняют обеты – живут вместе с монахами известное время» (у Крузия в Turcogr. р. 60 при  μθ). – В венецианской библиотеке Св. Марка есть латинская рукопись конца XIV века, в которой находятся две статьи, посвещенные учению боснийских патаренов, и из которых одна начинается: hic sunt omnia puncta principalia et auctoritates extractae de disputatione inter christianum et patarenum bosnensem, а другая: isti sunt herrores, quos communiter parateni de Bosna credunt et tenent (Загребск. Rad I, 249 fin.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010