В праздники и воскресные дни характер службы менялся. Сразу ясно — праздник! И «силы» были те же, и служили, в основном, те же, а все-таки, праздники были торжественными, приподнятыми. С вечера уже заметны были изменения: после часовой малой вечерни, которую служили с 1б до 17 часов вечера в 18 часов начиналось всенощное бдение. На него созывала нехитрая «колокольня», где висели самые различные железки, из которых гаечным ключом извлекали вполне приличную для такого случая мелодию. Часы, например 1-й час читались в первом часу ночи и расходились все уже в сплошной тьме, которую мало помогал разогнать единственный фонарь на столбе. Звезды были высоко и к их свету над было привыкнуть, чтобы различить нужную дверь, но все рядом и теряться было негде. Утром можно было чуть позже встать — служба начиналась в 6 часов. Она включала праздничную или воскресную полунощницу, торжественный акафист Божией Матери, часы и литургию. В обычные дни нам приходилось стоять на утреннем правиле с 4-х до 6 часов. Когда просыпался репродуктор дома инвалидов и по всей территории плыла мелодия «Реве та стогне», мы шли на «послушания». Оставались в храме из богомольцев только те, кто недавно приехал. Общий порядок был таким: три дня благословляли жить и молиться, а потом или возвращаться домой, или включаться в общий труд. Остающиеся в храме обычно, если не было большого наплыва богомольцев, стоя «как положено»: справа впереди — редкие старички из приезжих, ближе к выходу и стенке — братия (потом для братии освободили и одну келью, ближайшую к храму); слева — женщины, которых всегда, на всех богомольях преобладающее большинство. Если народу был много, то уплотнялись и строгого деления не соблюдалось — лишь бы все поместились. В храме стояли благоговейно, тихо. Разговаривать старались шепотом, и только спрашивали, если что нужно было. Когда же кто-то отвлекался и забывался — о.Иоанникий, высокий монах за свечным ящиком, стучал карандашиком по деревянной стойке. Все понимали, и разговоры стихали.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4048...

19 ноября. Суббота. Лекция в Университете об общественных классах Руси в XI и XII вв., почему-то, решительно уже недоумеваю почему, кончившаяся аплодисментами. Мне же казалось, что я ее говорил довольно шершаво – такое впечатление у меня и осталось. Заходил в библиотеку за нужными для биографии книгами и, к удивлению, их нашел, что редко бывает, а книги: одна – 1697, а другая – 1705 г. У нас обедал профессор Духовной академии Ф. М. Россейкин, с которым и с Л[изой] мы отправились в заседание Исторического общества. Читал С. В. Бахрушин об Остяцком княжестве Кода в XVII в. по бумагам Сибирского приказа 581 . Реферат был очень длинный, но слушался с интересом, благодаря хорошему чтению. Составлен с обычными для Бахрушина свойствами: несколько шаржированно, слишком красочно – похоже на олеографию. Возражал А. Н. Филиппов об излишней модернизации доклада; автор находит у остяков государство, феодализм, федерацию, парламент и т. п. Глупости говорили Готье и Яковлев, почему-то считавшие нужным воскурять фимиам: Готье, в довольно шаблонных выражениях – о том, будто бы, Остяцкое княжество XVII в. подает повод к аналогиям, по мнению Готье, в Приднепровской Руси, по мнению Яковлева, у кавказских горцев. Д. Н. Егоров оба эти мнения уничтожил. С обстоятельною критикой выступил М. К. Любавский, указавший, что княжество просуществовало всего 50 лет, что до Москвы оно было во власти татар, что князья его, может быть, одичавшие татарские мурзы. Указал М. К. [Любавский] и на излишество этой красочности, к которой Бахрушин прибегает. Я не выступал, т. к. в прошлом заседании говорил слишком много. Бахрушин подходит к явлениям первобытной культуры, которые надо изучать методами этнологии. Рассматривать их для XVII в. приходится через бумаги Сибирского приказа, следовательно, сквозь призму изображения наших подьячих XVII в., едва ли подготовленных к этнологическим изысканиям, путь исследования, таким образом, очень рискованный. Мне припоминаются по поводу доклада стихи А. Толстого: «Вы скажете: станем к варягам спиной, лицом повернемся к обдорам» 582 . Заседание кончилось очень поздно, в 1-м часу ночи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Так прошла неделя. Ни г-н Белый, ни его дочь больше не появлялись в Люксембургском саду. Мариус строил печальные предположения; днем он не решался караулить у ворот. Он довольствовался тем, что ходил по ночам глядеть на красноватый свет в окнах. Иногда за стеклами мелькали тени, и при виде их сердце его учащенно билось. Когда он на восьмой день пришел под окна, огонь в них не горел. «Что бы это значило, – подумал он, – лампа еще не зажжена! А ведь совсем темно. Быть может, их нет дома!» Он ждал до десяти часов, до полуночи, до часу ночи. Свет в третьем этаже так и не зажигался, и никто не входил в дом. Мариус ушел крайне опечаленный. На следующий день – ибо теперь он жил только ожиданием завтрашнего дня, а сегодняшний для него, так сказать, больше уже не существовал, – на следующий день он никого не нашел в Люксембургском саду; но это его уже не удивило. В сумерках он отправился к знакомому дому. Окна не были освещены; жалюзи были спущены; весь третий этаж был погружен во мрак. Мариус постучался и вошел в ворота. – Дома ли господин, проживающий в третьем этаже? – спросил он привратника. – Он съехал, – ответил тот. Мариус пошатнулся и чуть слышно спросил: – Когда? – Вчера. – А где он теперь живет? – Не знаю. – Разве он не оставил своего нового адреса? – Нет. И, задрав нос, привратник узнал Мариуса. – Ах, это вы! – сказал он. – Стало быть, вы и впрямь шпион? Книга седьмая Петушиный час Глава 1 Рудники и рудокопы Во всяком человеческом обществе есть то, что в театре носит название третьего, или нижнего, трюма. Весь социальный грунт изрыт вдоль и поперек, иногда это во благо, иногда – во зло. Места подземных разработок располагаются одно под другим. Есть шахты мелкого и глубокого залегания. Есть верх и есть низ в этом мрачном подземелье, которое порою обрушивается под тяжестью цивилизации и которое мы с таким равнодушием и беспечностью попираем ногами. В прошлом веке «Энциклопедия» представляла собою почти открытую штольню. Толщи мрака, породившего мир первобытного христианства, только и ждали случая, чтобы разверзнуться при цезарях и затопить человеческий род ослепительным светом. Ибо в священной тьме таится скрытый свет. Кратеры вулканов полны мглой, готовой обратиться в пламя. Лава вначале всегда черна, как ночь. Катакомбы, где отслужили первую обедню, были не только пещерой Рима, но и подземельем мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

8 АВГУСТА. Поднялись в 2½ часа пополуночи. Днем отдыхали под диким камнем, имеющим вид дома. Остановились на ночлег в уади Хамиль. 9 АВГУСТА. Собрались в путь в 3 часа пополуночи. Кто из нас прямо сел на верблюдов, а кто шел пешком. Недолго наш караван двигался, как огляделись, что нет одного верблюда, навьюченного самыми лучшими вещами. Останавливаемся, кладем своих верблюдов, и некоторые идут между гор искать беглеца, a некоторые остаются на месте. Арабы, рассыпавшись между горами, кричат пронзительными голосами, призывая беглеца; верблюды наши, лежа на песке, ревут, как-будто, терзаемые зверями; у меня бьется сердце, как бы не прибежали откуда бедуины. Это продолжалось около часа. Не могши отыскать беглеца, мы оставили здесь двух арабов с небольшим мальчиком, а сами поехали своим путем. В полдень в самый разгар солнца, мы отдыхали в уади Эн-на. Отыскали беглеца и пригнали его к нам, когда мы уже остановились на ночлег. Отыскали безсловное животное, по зато потеряли словесное, т. е. упомянутого выше мальчика; да и те два араба, не имея при себе ни пищи, ни пития пришли к нам чуть-чуть живые. Относительно мальчика все были уверены, что он, отлучившись искать верблюда, наверно пропал между горами, томимый жаждою в такой ясный день и в этой близ экваторной жаре. Всем нам показалось удивительным то, что арабы, отыскав верблюда, не остались искать мальчика, хотя и видно было на их лицах сожаление, когда они, задыхаясь, рассказывали, каким образом от них отлучилась эта несчастная жертва. 10 АВГУСТА. Думали подняться в 1-м часу ночи, но провозились до 2-х часов. Так или иначе, собрались и поехали. Долина, чрез которую пролегал наш путь, была поросшая какими-то кустами, наподобие бурьяна. Верблюды сворачивают то по ту, то по другую сторону тропинки и осторожно срывают верхушки этих сухих кустов. Часов в 11, мы увидели перед собой такую долину, которая удивила и обрадовала нас. Зеленые лозы выглядывали из нее как будто из воды. Ну, думаем себе, напоим же здесь своих жаждущих верблюдов, переменим теплую воду на свежую и холодную, и покупаемся, сколько будет угодно. Вступаем в эту долину, проезжаем между кустарниками и, к удивлению, долго не находим и капли воды, хотя, впрочем, видно и слышно, что она была здесь еще не так давно. Песок был довольно влажный, в самой же глубине долины, в небольших выемках, даже блестела вода. Арабы, т. е. наши кораджи, прочистили руками эти выемки еще глубже и положили подле них верблюдов, которые с первого разу, потянувши как насосом, осушили все, и должно быть не утолили жажды. Мы же должны были довольствоваться старою водою, болтавшеюся в двух бочонках из Синайского монастыря; да и этой оставалось уже немного. Здесь мы ее поместили в один кожаный меток. Отдохнули, подкрепились и опять поехали в безотрадные горы, оставляя за собой эту обманчивую долину. Имя этой долины «Гарандель». Около 7 часов пополудни мы остановились в уади Ховора и, поспав до 11-ти часов, опять поднялись и поехали дальше. Дорога арабам известна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е. по 1 р. 80 к.». После пожаров, которые в XVII в. были очень нередки в Москве, певчие дьяки, лишившиеся данного дома, на месте его строили себе новое жилье на собственные деньги. Суммы, которые выдавались певчим дьякам, составляли жалование окладное, хлебное и славленое. В 1671 г. государь царь Алексей Михайлович указал «певчему дьяку Прокофию Никитину быть в 3-ей станице в путниках и в годовом денежном и в хлебном жаловании, в славленых деньгах». Годовое денежное жалование, или денежный оклад, выдавался певчим дьякам из казенного приказа, в разных размерах, соответственно станице и значению певчего в станице. Певчие дьяки первой станицы получали большее денежное жалование, последней станицы – меньшее. количество большего и меньшего жалования в XVII веке также было различно. В 1659 году больший оклад не превышал 6 р., а меньший – 3.; но, в продолжение всего полувека постоянно и постепенно возвышаясь, в 1701 году больший денежный оклад достиг до 100 руб., и меньший до 28 р. Хлебное жалование первоначально состояло из определенного количества ржи и овса. Но в 1692 году состоялось повеление выдавать певчим дьякам за хлеб деньгами. Эти деньги назывались иногда кормовыми и выдавались по окончании года. Славленные деньги собирались певчими дьяками в праздники Рождества Христова и Пасхи. Накануне Рождества Христова дьяки приходили к Государю царю, часу в 3-м ночи, вместе с патриаршими певчими дьяками, и «государь жаловал их питьем ковшами». На другой день Пасхи певчие дьяки приходили к Царю вместе с причтами придворных храмов, и после славления, «государь жаловал к руке и яйцы и уставщиков, и певцов и крестовых дьяков». Вместе с теми певчий получал славленое. В первую половину XVII в. каждый певчий получал славленое особо и в количестве, которое соразмерялось с большим или меньшим искусством в пении. «Царь давал им иногда по 5 р. человеку, а иногда по полтине, и сверх того жалования иному, даже из собственных рук рубли или два, если какой вспевак особенно отличился» 17 . В последствии дача славленого по рукам заменена была постоянною и определенною выдачею славленых денег из Приказа большого дворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Какое-то время казалось, что больному лучше, он узнал дочь и зятя, приподнялся, протянув руку, хотя и не мог говорить. Но через три дня его состояние резко ухудшилось, и 1 марта в третьем часу ночи отец Елизаветы Фёдоровны тихо скончался. Теперь она осталась круглой сиротой. Навсегда ушли в прошлое былые годы семейного благополучия, родительского тепла, прежних радостей и печалей. Отчий дом лишился хозяина, а брат и младшие сёстры потеряли главную опору. Элла же простилась не только с отцом, она окончательно расставалась с тем прежним миром, где росла и воспитывалась, где получила первые представления об окружающей жизни, где всегда ощущала любовь и где предавалась мечтам. Этот мир исчез в тот же календарный день, что ровно одиннадцать лет назад сделал сиротой и Сергея, и, возможно, столь знаковое совпадение в очередной раз говорило о тесной связи их судеб, о взаимном предназначении. Но в те дни Елизавета больше размышляла о том, что отец так и не понял её духовного выбора, не благословив переход в православие. Горько и печально… Великого герцога похоронили в парке Розенхёэ, рядом с женой Алисой. Сергей Александрович сразу после этого уехал в Москву, где было много дел, а Елизавета Фёдоровна ещё на несколько дней осталась, чтобы полностью прийти в себя, а также успокоить всех близких, и особенно сестру Алики, которую теперь чаще называли Аликс. «Бедняжечка Аликс, — писала Великая княгиня императрице Марии, — совсем убита горем, и я не уезжаю в основном из-за неё, а то она останется совсем одна… Все вели себя спокойно и мужественно, но сердце разрывается от их отчаяния. Ты знаешь, как мы все любили папа, что это было за прекрасное, благородное, любящее сердце». Подольше остаться и поговорить с младшей сестрой заставляла ещё одна причина, о которой Елизавета ни словом не обмолвилась. Это была их личная тайна, известная только четверым посвящённым. Тайна важная и судьбоносная. Подведомственный край встретил Сергея Александровича не только почестями. На плечи нового руководителя сразу легла большая проблема — неурожай в Центральной России обернулся голодом, и в Москве уже летом 1891 года начались хлебные спекуляции.

http://azbyka.ru/fiction/elizaveta-fyodo...

Повечерие назначается в келлии; на нем полагается кондак дне. Слава, и ныне – праздника. На повечерии, по уставу 49 гл. Тип., канон Логофета. В 1-м часу ночи должна начинаться утреня. Состав и порядок её следующие: Благословен Бог... Аминь. Слава тебе, Боже... Царю небесный... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас и аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Услышит тя Господь... Господи, силою твоею... Слава, и ныне. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Яко твое есть царство... Аминь. Спаси, Господи... Слава, Вознесыйся на крест... И ныне, Предстательство страшное... Ектения: Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Именем Господним благослови, отче. Слава святей... Аминь. Шестопсалмие. Во время чтения послед. трех псалмов – утренние молитвы тайно пред алтарем; а в конце – Слава, и ныне. Аллилуиа 3. Ектения: Миром Господу помолимся... Яко подобает тебе... Аминь. Бог Господь на глас 2 четырежды со стихами. Тропарь дне: Благообразный Иосиф... 1. Егда сиисшел еси... 1, Слава, Мироносицам женам... И ныне – праздника: Днесь спасения нашего... Непорочны во глас 5 так. обр.: Благословен еси, Господи, научи мя оправданием твоим. Блажени непорочнии в путь ходящии в законе Господни. Жизнь во гробе положился еси... Блажени испытающии свидения... Животе како умираеши и т. д. Слава, Воспеваем, Слове, тебе всех Бога... И ныне, Блажим тя, Богородице... Оба лика: Жизнь во гробе положился еси, Христе... На 1-й Славе, равно как 2-й и 3-й иерей кадит. Ектения: Паки и паки... Яко благословися... Аминь. Начинается статиа вторая: Достойно есть величати тя жизнодавца... Руце твои сотвористе мя... Достойно есть величати тя всех зиждителя... и т. д. Слава, Безначальне Боже... И ныне, Жизнь родшая... Оба лика: Достойно есть величати тя жизнодавца... Ектения: Паки и паки... Яко свят еси, Боже наш, иже на престоле... Аминь. Начинается статиа третья: Роди вси песнь... во глас 3. Призри на мя и помилуй мя... Снем с древа... и т. д. Слава, О Троице, Боже мой...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Общее замечание о трех архаичных Часословах: Они предвидят практику палестинских монахов, где городские службы вечерни и 2-й части утрени не играют теперешней роли или вообще отсутствуют; их заменяют пустынные бдения стражей ночи: 1-й и 4– й, как в Египте, и полунощницы, как в Каппадокии. Вечерня и 2-я часть утрени будут обогащены явлением Октоиха, Триоди и Миней. 1) – Служебные псалтыри 130 В Часослов входят некоторые выбранные псалмы, подходящие по содержанию к данному часу. Полные псалтыри, с разделениями для постоянного употребления на вечерне и утрени, или отдельно от них, появляются поздно. Самые древние литургические списки Псалтыри – IX в. Но их надо считать принадлежащими к первому периоду образования суточного цикла, как важный элемент монашеской молитвы. Самое древнее доказательство о литургическом употреблении Псалтыри – первые списки самой Библии, где сразу после 150 псалмов прибавляются 15 песен по константинопольскому песненному антифонарию 131 . О константинопольских литургических псалтырях сказанно выше (стр. 34). Самая известная нам древняя палестинская Псалтырь – это т. н. «Псалтырь Порфирия Успенского 132 . «Псалмодия, как ее поем во святом Христа Воскресении», т. е. псалтырь иерусалимского Святогробского храма. Содержание: а) 60 «слав» или статей, сгруппированных в 20-ти «кафисмах» б) 10 библейских песен: 7 песен, 1 гимн и 2 молитвы, в) отдельные элементы Часослова: Свете тихий, Слава в вышних, С нами Бог, Блаженны, разные «ямбы», молитва Манасии… Этот документ имеет исключительную важность, так как он свидетельствует об официальной монашеской практике на виду у всего Иерусалима. Приложение к Псалтыри могло бы указать на факт, что Часослов, как таковой, не употреблялся в Святогробском храме. Вероятно, монахи, служащие во Св. Гробе, дополняли промежутки между соборными службами (типа Эгерии и армянских и грузинских лекционариев-канонариев), исполняя свое псалмопение кафисм, к которым прибавлялись самые важные элементы монашеского Часослова, вероятно отсутствующие в соборных службах. В свете этой гипотезы нужно понимать участие монахов вне богослужений Триоди-Типикона Воскресения (см. выше стр. 38). Но о дополнительной роли монашествующих уже говорила Эгерия в IV в. О роли самих монахов Св. Саввы, живших недалеко от Св. Гроба и участвовавших в богослужениях см. УСП: Чин. О роли архимандрита, заменяющего самого патриарха во время латинской оккупации после 1009 г., см. М. Веневитинов, «Хождение игумена Даниила в Святую Землю в начале XII в.», ЛЗАК 7,1(1876–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

9) 281 . Предел времени вечерни, которая совершается отдельно от литургии и утрени (т. е. не на бдении), бывает от 2-х до 5-ти часов полудни, смотря по времени года. Вообще же различие есть в назначении времени для начала служб в Петербурге и в Москве. Когда вечерня предшествует литургии, тогда она совершается около 12-го часа дня. Когда вечерня отправляется вместе с утренею на бдении, тогда она, бывает в 6-м и 7-м часу пополудни, смотря но времени года 282 . Повечерие (πdειπνον) по переводу с греческого языка (a’ò – после, δεπνον – ужин) значит «после ужина», и есть служба, отправляемая после ужина, пред сном. – Малому повечерию в Типиконе указано быть «по еже вечеряти братии» (Тип., гл. 7 и 9). Великое повечерие, совершаемое в Великом посту не на бдении, бывает, по уставу, ранее малого повечерия; именно, сказано в Типиконе, что «о часе 9-м (т. е. 3-м после полудня по-нашему) свеоевжигатель биет в било 12-ть (Тип., послед. 1 седм. Вел. поста, см. повечерие). Подобает же екклисиарху и сие смотрети прилежно, да егда повечерие отпущают, быти знамению дне, сиречь прежде сомрака» (Тип., послед. понед. 1-й седм. Вел. поста, см. в конце вел. повеч.). Великое же повечерие на бдении бывает иногда в полночь, иногда же с вечера, например – на Рождество Христово. Богоявление, в уставе сказано, при 10-м часе нощи (по-нашему в 4-м после полуночи), а на Благовещение – при 1-м часе нощи (т. е. 7-м после полудня). Полунощница (μεσονυκτικν), как показывает самое название ее, совершается в полночь, и может быть совершаема во всякий час ночи до утра. В Служебнике предписывается иерею совершать полунощницу «во утреннее время, прежде осветения дне» (Извест. учит. како приготовляти себе к достойному служению). Утреня (’ρθρος) – совершается утром. В праздники более торжественные, а также летом, она бывает ранее, нежели в менее торжественные и зимою. Самая ранняя утреня совершается, обыкновенно, на день Пасхи. Службы часов назначаются Уставом в 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по счету, употребляемому на Востоке, что соответствует нашим 7-му и 9-му пополуночи, 12-му и 3-му пополудни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Западные созвездия: 15) куй, 16) лоу, 17) вей, 18) мао, 19) би, 20) цзуй, 21) цзан. Южные созвездия: 22) цзин, 23) гуй, 24) лю, 25) син, 26) чжан, 27 и, 28 чэнь. Порядок расположения сих созвездий и XII зодиакальных по отношению к часовому циклу – обратный, – первые идут от левой руки в правой, часовой круг от правой руки к левой, с севера на восток, с юга на запад. Эта установка знаков объясняется тем, что 18-е звездное деление мао, было указателем весеннего равноденствия, и следовательно первым; отсюда исходил и обратный порядок часов: созвездия 1-е по 7-е соответствовали весне; созвездия 8-e по 14-е – зиме; созвездия 15-е по 21-е осени; созвездия 22-е по 28-е – лету. Далее, 1) утро соответствовало весне, день – лету, вечер – осени, ночь – зиме. 2) фан, или скорпион, возвещал солнечным восхождением весеннее равноденствие; мао, или Плеяды, солнечным захождением означал осеннее равноденствие; син – или гидра, знаменовало летнее солнцестояние при прохождении своем в нижнем меридиане в полдень, на юге (теоретически), или своим акроническим восходом (практически); наконец Нюй (дева) и Сюй (погреб. холмы) или Водолей возвещал полночной кульминацией зимнее солнцестояние. В древнюю рассматриваемую эпоху (по зодиаку), время начинается с часа цзы, с 11-ти часов ночи, когда было и зимнее солнцестояние; часом цзы определяется истинный север, коему соответствует ву истинный юг, часу мао на истинном востоке, соответствует час ю (Yeou) на истинном западе. Час или гун-цзы имеет значение новорожденного младенца как плод сочетания неба и земли, активных и страдательных сил природы, небо есть отец, земля – матерь, а цзы-ши или цзы-гун – час рождений или дворец поколений, рождений – им означается и XI-я луна кит. года именуемая также и луною рождений, поколения, потомства; мао или открытая дверь, также – мао-ши, час отверстой двери, или ву-мао – время открытой двери, т. е. мес. март, весеннее равноденствие, зовется еще тянь-мао, время отверстой небесной двери. Этим означается ныне эпоха пробуждения сил природы; мао соответствуют созвездия Ди, фан, син, или весы и скорпион.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010