Тропарь, гл. 8. Егда славит ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый, сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе Праведнаго Судью предает; виждь: имений рачителю, сих ради удавление употребивша: бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия; Иже о всех благий, Господи, слава Тебе. Кондак, гл. 2. Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простираешь и приемлет цену Создавшаго Своими руками человека, и неисправлен пребысть Иуда, раб и льстец. Тропарь, гл. 6. (вместо Херувимская песни). Вечери Твоем тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагам Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Туда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем. Утр. Ев. ( Лк.22:1–39; 108 зач.; Парем. 1. Иер.11: 18–23; 12:1–14; 2 . Исх.19:10–19; 3 . Иов.38:1–23; 42:1–5; 4 ) Исх.8:4–11 ; Ап. 1Кор.11:23–32; 149 зач. Ев. Мф. 26:1–20; Ин.13:3–17 ; Мф.26:21–24; Лк.22:43–45 ; Мф.26:30–75; 27:1–2). Утреня до Уставу начинается в 7-м (по-нашему, в 1-м) часу ночи. После великой ектеньи 304 , возгласа и «Аллилуиа» (см. 590 стр.) на этой угрене (а также и на утрене пятка) поется 3-ды тропарь; «Егда славнии ученицы», непосредственно после которого (чтения кафизм в четверток, а также в пяток и субботу Страстной седмицы не бывает) читается Евангелие и 50-й псалом, а за ним (чтения молитвы: «Спаси Боже люди Твоя», и проч., начиная с четвертка и до Фоминой недели не положено) следуют: канон, светилен (см. о них на 590 стр.), хвалитные псалмы, стихиры «на хвалитех», вседневное (т.е., читаемое) славословие и проч.; в конце утрени, по «Отче наш», положен тропарь Триоди: «Егда славши ученицы». На совершаемом непосредственно за утреней (после пения: «Утверди Боже») 1-м часе, вместо постного тропаря («Заутра услыши»), – «Слава», тропарь Триоди («Егда славят ученицы»), а после этого тропаря – «И ныне», богородичен 1-го часа («Что Тя наречем»); затем положены тропарь пророчества, «Вонмем», прокимен, «Премудрость», надписание чтения пареюи, «Вонмем», и читается из книги прор. Иеремии паремия, в которой предъизображены пророком вражда старейшин Иудейских против Христа, Его кротость и незлобие, с которыми Он отдает Себя в руки их; после паремии следует: «Вонмем», «Премудрость», прокимен, а вслед за ним читается молитва; «Стопы моя», и проч.; по «Отче наш» – кондак Триоди; отпуст – особый: «Грядый Господь» (см. 587 стр.). – Во всем остальном утреня и 1-й час в Великий четверток совершаются по обычному порядку вседневного Богослужения (без особенностей, свойственных «чину постному»). –

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

275 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950 (далее – НПЛ). С. 69 (6738 г., о землетрясении). 276 ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15. Вып. 1. Стб. 43 (6835 г.). Интересно, что и первоначально час (юра) как понятие об определенном времени связывался со временем торговли на рынке, от времени начала рынка и его окончания велся отсчет: «в то время, когда рынок был полон», «до того, как рынок опустел» (см.: Бибиков М.В. Астрономический час в Византии и «часы» литургические и мифологические. С. 120). 279 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 144. Ряд подобных примеров приведен в работе Н.В. Степанова (см.: Степанов Н.В. Единицы счета времени (до XIII века) по Лаврентьевской и 1-й Новгородской летописям//ЧОИДР. 1909. Кн. 4. С. 8–10). 283 Там же. С. 37–38. При комментировании данного известия, сообщающего о солнечном затмении, Д.О. Святский, критикуя интепретацию Н.В. Степанова, справедливо отмечал, что в Смоленске это знамение могли наблюдать «в 4 ч. 48 м., а в Новгороде и того позже» (Святский О.Д. Астрономия Древней Руси. М., 2007. С. 47). Но далее он, противореча своим же расчетам, утверждает, что «за начало счета часов у летописецев принимается время, близкое к нашему 6 часу утра, независимо от времени года и восхода солнца» (Там же. С. 48). 285 МурьяновМ.Ф. Хронометрия Киевской Руси//Мурьянов М.Ф. История книжной культуры России. Очерки в 2 т. М., 2007. Т. 1. С. 141–143. 286 Симонов Р.А. О географической широте, соответствующей данным о длительности дня и ночи, встречающимся в славяно-русских рукописях//Симонов Р.А. Естественнонаучная мысль в Древней Руси. С. 201–214; Его же. Использование методов компаративистики при анализе текстов о длительности дня и ночи//Там же. С. 215; Его же. Русские «пособия» XVII в. о бое часов как свидетельства наблюдений восходов и заходов солнца//Там же. С. 237, 239–240; Его же. «[О часех] по-руски ж в Новгороде в Великом»//Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009. 3 (37). С. 106–108. 288 Правда, Н.В. Степанов, а вслед за ним и Д.О. Святский писали, что русские люди, не имея часов, ориентировались на время церковных служб (см.: Степанов Н.В. Единицы счета времени (до XIII века) по Лаврентьевской и 1-й Новгородской летописям. С. 17, 20–22; Святский О.Д. Астрономия Древней Руси. С. 48). Но как же тогда узнавали время те, кто звонил к вечерне?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Novgorod...

      Прошёл ещё год в трудах на ниве Христовой. И вот пришло время ехать в Петербург за получением покровительства Братства, о чём мне напомнил владыка Евсевий, давший своё архипастырское благословение на далёкий путь. Теперь у меня был выданный министром путей сообщения Рухловым документ на бесплатный проезд в 1-м классе по всем железным дорогам Российской Империи. По прибытии в столицу я опять остановился в Александро-Невской Лавре, после чего явился к митрополиту Антонию и от него узнал, что обер-прокурор Святейшего Синода Лукьянов в отставке. Вместо него на этот пост назначен В.К. Саблер 338 . Владыка Антоний посоветовал мне побывать у него в Святейшем Синоде или на квартире. Жил Саблер на Екатерингофском проспекте, на втором этаже огромного дома. Рано утром я подымался наверх по устланной коврами лестнице. Навстречу мне спускался какой-то пожилой господин с приятным лицом и седой бородой. Он был в расшитом золотом мундире, с лентой через плечо, звездами, орденами и в парадной треуголке. – Вы к кому? – обратился он ко мне вежливо. – К обер-прокурору Святейшего Синода Саблеру, – ответил я. – А кто вы такой? – заинтересовался незнакомец. Я назвал себя и объяснил, что прибыл в Петербург по приглашению Государя Императора. – Вы очень удачно приехали! – улыбнулся мой случайный собеседник и, трижды поцеловав меня, назвался: – Я обер-прокурор Саблер!.. Но, простите, сейчас иду к Государю с докладом. Кстати, сообщу о вашем приезде. Но вас прошу прийти ко мне сегодня же, если не затруднит, к 12 часам ночи. В назначенное время я был в гостиной квартиры обер-прокурора. Здесь находились незнакомые мне архиерей, игумения и протоиерей. В первом часу ночи вошёл Саблер. Вскоре он принял меня, был любезен и предупредителен. – Садитесь, – сказал он,– я вам весьма рад. На днях вас примет Император и вручит вам покровителя Камчатского благотворительного братства. Действительно, через 2 дня, 20 августа 1911 года, мною было получено приглашение в Петергофский дворец. Я захватил с собой орденские знаки 1-й степени для членов царской семьи, а также альбом с фотографиями Камчатки в подарок покровителю братства Цесаревичу Алексию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Утреня. Во 2-м ласу ночи (по нашему, в 8-м часу вечера) начинается «Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа». 311 Подобно ученикам, с пением сопутствовавшим своему Учителю и Господу с Тайной вечери в Гефсиманский сад, верующие в ночь пятка совершают почти всю утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием полной Евангельской истории страстей Христовых, извлеченной из 4-х Евангелистов и разделенной на 12 чтений, как бы в сообразность 12 часам ночи. 312 Кончая пением (после «Аллилуиа») тропаря: «Егда славши ученицы», утреня совершается обычным порядком (см. 590 стр.); затем (кафизм не бывает) положены малая ектенья с возгласом (см. ниже) и начинается чтение 12 Евангелий. Самое чтение Евангелий обставлено некоторыми знаменательными особенностями. Пред каждым чтением Евангелия, в знак победы над адом и смертью страдавшего за нас Господа, ударяют в колокол: перед 1-м Евангелием – один раз, перед 2-м – два раза, перед 3-м – три раза и т.д. Кроме обычных на утрене пред каждым чтением Евангелия возглашений с ответным пением на них ликом («И о сподобитися», «Господи помилуй», 3-ды, и проч., кончая: «Слава Тебе Господи, слава Тебе», «Вонмем»), каждое из 12 Евалгелий соответственно содержанию заключается пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи» (см. Триодь Пост. и сн. 1 прим. на 556 стр.). Чтение всех Евангелий слушают с возожжёнными свечами, в знак пламенной любви к страдавшему Господу и подобно Евангельским девам, исшедшим в сретение Жениха своего с твердой верой, что Он не оставить их сирыми, а «изыдет из гроба к священноносным». Страстные Евангелия ко установившейся теперь почти повсеместно в России практике читают не в алтаре, а среди храма пред аналоем обратясь лицом к алтарю, причем царские врата не затворяются (и священнослужители, обыкновенно, все время утрени, кончая чтением 12-го Евангелия, остаются пред аналоем); в некоторых местах делают возвышение для аналоя и священнослужителя (см. Цер. Вест. 1890, 14, 27; сн. Рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Бяше бо блаженный всяческыми божествеными даровании украшенъ, в совте мудръ и разуменъ при всем, благодать бо Божиа свтящися на немъ. И не мощно было насытитися оку человеческому, зрящи его образа аггеловидное и ухо слышаниа чюдных его глаголъ. 610 Не достизаеть бо умъ нашь исповедати добродтельное мужа житие, ни языкъ изрещи, ни слово сказати противу подвигъ его и трудовъ. Но съ богооцемъ Давыдомъ реку: «Удиви Господь вся воля своа в немъ» 611 и украси его всми своими даровании: в живот пророчествомъ и чюдесы, и по преставлении внча его подвигоположникъ Христос не масличным и инми цвты внцем, но нетлнным и вчным, имиже внча верховныя своя апостолы Петра и Павла. И что ми много преподобнаго похвалы слов плести! Небесныйчеловекъ и земный аггелъ! Прииде въ глубокую старость, поживе бо въ своемъ манастыри, егоже труды безмрным и поты снискавъ, 30 лт и 3, и тако преставися въ старости мастит, конечными треми духновении честную свою душу в руц Богови предасть, 612 прообразуя треми духновении Святую и Живоначалную Троицу. А всх лтъ живота его въ плоти 80 лт и полътретья лта. И тако святый от здешнихъ отшед, Святй Троици предстоить, идже праведных дуси въдворяются, а чюдотворивое и цлебное тло и до сего часа исцлениа неоскудно подаваеть приходящим с врою, наипаче же тайныя душевныя язвы исцляеть. Обитель же его, яко многоцнное съкровище имат в себ чюдотворивыя его мощи, велми радуется. Мы же, отцы и братиа, сынове и раби великаго сего свтилника, просвщающаго душа наша и Господеви работати нас наставляющу и Пречистй его Богоматери, ликуимъ убо, братие, весело и празднуимъ торжество, свтло хвалу въздающе въ Троици единому Богу: Отцу и Сыну и Святому Духу нын, и присно, и в вки вком. Аминь. 607 ...за час нощи... наставши 1-му часу дни... – В Древней Руси наступление ночи определялось временем захода солнца и зависело соответственно от смены времен года. Ночь длилась от конца сумерек до первых признаков зари. Таким образом, кончина Пафнутия Боровского свершилась 1 мая примерно в 15 часов по современному исчислению, а погребен был св. Пафнутий 2 мая около 5 часов утра.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Чин В древних Часословах, на ряду с изложением последования дневных часов и иных суточных служб, встречается также иногда и изложение особого «последования ночи» (κολουθα της νοκτς), или «ночных часов», число которых доходит до 12-ти. Следовательно, часы могут обнимать не только дневные, но и ночные службы, образуя свой особый круг суточного богослужения. Естественно возникает, поэтому вопросы какие же отношения существуют вообще между часами и остальными суточными службами, и, в частности, в каком взаимоотношении с этими службами должны находиться ночные часы? 1. Круг суточных служб. Историко-литургическое понятие «часа» по объему своему гораздо шире обычного круга часовых служб. Как показывают древние литургические памятники, название «час» нередко обозначало всякую вообще службу, приуроченную к определенному времени или часу дня и ночи, т. е. всякую вообще суточную службу. Отсюда и книга, содержащая последование суточного богослужения, получила название – «Часослов», Ωρολγιον; а по-эфиопски (в издании Б. А. Тураева ) она называется «книга молитвы часов» (мацхафа цапота [?] саатат). 1 В греческих памятниках уже с 8-го века, т. е. почти со времени составления, книги суточных служб, ей усвояется название Ωρολρον 2 Это название иногда заменяется более полными названиями, еще выразительнее свидетельствующими о единстве суточного круга; каковы, например: «ρχ σν Θε τν προσευχν μερονυκτιν», 3 или– «ρχ σν Θε το ρολογον, περιχων τν κολουθαν το νυχθημρου». 4 Круг суточных служб начинается при этом или первым часом, или утреней, или же полунощницей. Первый час поставлен во главе суточных служб в древнейших и, по-видимому, наиболее типичных Часословах, как-то; в Син. 863, в Афоно-Ватопед. 350/984 (XII в.) и в эфиопском Часослове. «Чин коуросоглашения», или «чин заоутрени», предваряемой утренними молитвами, стоит первым в древнеславянских Часословах типа Син. 12 (XII–XIII в.); причем первый час в них непосредственно примыкает к утрене, а остальные часы вместе с изобразительными объединяются в особый «чин часов», или «чин обедни», «обедници»; повечерие обычно называется «мефимоном», а полунощница или совершенно опускается, или же помещается в ряду ночных часов. Наконец, Часословы обычного типа начинают круг суточных служб с полунощницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Накануне смотра полк выступил походом из Петербурга и пришел на площадку перед Большим дворцом, где и сделал репетицию. Полк ходил идеально. Вечером офицеры полка были приглашены к высочайшему столу. В одиннадцатом часу ночи, когда Государь, удостоивший милостивой беседы офицеров, уехал из дворца, Великий Князь Николай Николаевич, провожавший Государя, вернулся и передал командиру: «Государь Император хочет показать полку Его Шефа, Наследника Цесаревича. Так как погода ненадежна, Его Величество приказал смотр произвести в пешем строю, в гарнизонном манеже». Парада в пешем строю мы не репетировали, во всяком случае, готовясь к конному строю, мы потеряли «ногу». Заведующий хозяйством из экономии, чтобы не мять, поддел под шинели старые голубые мундиры и шаровары второго срока… И вот с последним поездом сотенные каптенармусы и по 10 человек от каждой сотни помчались в Петербург, всю ночь грузили мундиры и в 4 часа утра с экстренным поездом отправили в Царское Село. В 4 часа люди были подняты, накормлены, и мы занялись пригонкой обмундирования для нашего парада. В семь часов утра мы были в Манеже и в сумраке зимнего дня репетировали, добиваясь «ноги». В одиннадцать часов длинной голубой лентой вытянулся полк вдоль манежа. Чисто вымытые, с завитыми кудрями, лица казаков были свежи и румяны. Первое возбуждение скрадывало усталость бессонной ночи. Наконец, распахнулись ворота. Командир полка скомандовал: «…шай! На караул!» Дрогнули шашки, вытянулись вперед, взметнулись малиновые кожаные темляки и замерли. Трубачи заиграли полковой марш. Государь взял на руки Наследника и медленно пошел с Ним вдоль фронта казаков. Я стоял вдоль фланга своей 3-й сотни и оттуда заметил, что шашки в руках казаков 1-й и 2-й сотен качались. Досада сжала сердце: «Неужели устали? Этакие бабы!.. разморились». Государь подошел к флангу моей сотни и поздоровался с ней. Я пошел за Государем и смотрел в глаза казакам, наблюдая, чтобы у меня-то, в моей «штандартной» вымуштрованной сотне, не было шатания шашек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СТАРОПОЛЕВ ПАВЛИН ИВАНОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru На допросах отец Павлин отверг все выдвинутые против него обвинения и не признал себя виновным. 22 октября 1937 года начальник Перевозского НКВД провел допрос отца Павлина. - Вы арестованы как участник контрреволюционной церковно-фашистской шпионско-диверсантской повстанческой организации, признаете ли себя виновным? - Виновным себя в участии в контрреволюционной организации я не признаю. - Расскажите, что вам известно о поездке благочинного Страгородского в 1936 году к митрополиту Феофану - Тулякову Василию Степановичу в город Семенов. - О поездке благочинного Страгородского к митрополиту Феофану Тулякову Василию Степановичу в город Семенов я узнал впервые из письма Страгородского от 20 мая 1937 года, которое я получил, и в котором он мне сообщил дословно следующее: " 1/14 мая познакомился я с новым святителем. Принял он меня очень любезно, радушно и ласково, своими разговорами задержал до 12 часов ночи, чай пил и ужинал и в первом часу ночи послал своего послушника проводить меня на станцию. Между прочим назначил меня благочинным всего Перевозского района, присоединив ко мне еще семь приходов. Обо всем побеседуем позднее " ._ - Следствием установлено, что Страгородский рассказывал вам о контрреволюционной беседе с Феофаном, говорил вам о необходимости объединения всему духовенству с контрреволюционными и антисоветскими элементами и повести борьбу с советской властью путем шпионажа, террора, диверсий и так далее. Дайте показания по существу вопроса. - Никаких суждений по вопросам, названным вами как имевшими место при нашей беседе со Страгородским об объединении духовенства на борьбу с советской властью у нас не было. Редакция текста от: 19.11.2017 21:31:12 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13677053.h...

Глава пятая. Ночные часы I. Чин В древних Часословах, наряду с изложением последования дневных часов и иных суточных служб, встречается также иногда и изложение особого «последования ночи» (κολουϑα τς νυκτóς), или «ночных часов», число которых доходит до 12-ти. Следовательно, часы могут обнимать не только дневные, но и ночные службы, образуя как бы свой особый круг суточного богослужения. Естественно возникает, поэтому, вопрос: какие же отношения существуют между суточными службами и часами, вообще, и, в частности, в каком взаимоотношении с этими службами находятся ночные часы? 1. Круг суточных служб Историко-литургическое понятие службы – «часа» по объему своему гораздо шире обычного. Как показывают древние литургические памятники, название «час» нередко обозначало прежде всякую службу, приуроченную к определенному времени или часу дня и ночи, т. е. всякую вообще суточную службу. Отсюда и книга, содержащая последование суточного богослужения, получила название «Часослов», ρολóγιον; а по-эфиопски (в издании Б. А. Тураева ) она называется: «книга молитвы часов» (мацхáфа цалóта саатат). В греческих памятниках уже с 8-го века, т. е. почти со времени составления особой книги суточных служб, ей усвояется название ρολóγιον 266 . Это название иногда заменяется более полными названиями, еще выразительнее свидетельствующими о единстве суточного круга; каковы, например: «ρχ σν Θε τν προσευχν μερονυκτων» 267 или – « ρχ σν Θε το ρολóγιου, περιχων τν κολουϑαν το νυχϑημρου» 268 . Круг суточных служб начинается при этом или первым часом, или утреней, или же полунощницей. Первый час поставлен во главе суточных служб в древнейших и, по-видимому, наиболее типичных Часословах, как-то: в Син. 863, в Афоно-Ватопед. 350/984 (XII в.) и в эфиопском Часослове. «Чин куросоглашения " », или «чин заутрени», предваряемой утренннми молитвами, стоит первым в древнеславянских Часословах типа Син. 12 (XII–XIII в.); при чем первый час в них непосредственно примыкает к утрене, а остальные часы, вместе с изобразительными, объединяются в особом «чине часов», или «чине обедни», «обедници»; повечерие обычно называется «мефимоном», а полунощница, или совершенно опускается, или же помещается в ряду ночных часов. Наконец, Часословы нынешнего типа начинают круг суточных служб с полунощницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

«Нощи яко дни провождает» ( Сир.38:27 ). Привыкли некоторые отходить ко сну ночному не раньше часу, даже в 2–3 после полуночи: иначе и не могут заснуть. Естественно, недостаток этого сна они должны пополнить сном дневным или после обеда. Отсюда жизнь их проходит больше ночью, в темноте (исключительных случаев, которые отвлекают на целые недели от своевременного сна с вечера, во время, например, отлучек по службе, по семейным обстоятельствам, – мы не берем). Отсюда эти люди совсем почти превратили ночь в день, а большую часть дня в ночь. Что же грешного в таком порядке жизни их? – Грешное, прежде всего, то, что ими нарушаются планы Творца, то течение жизни, которое установил Господь Бог, что или установляется свой противный этому распорядок в употреблении времени. Не напрасно же Господь Бог повелел в известный час восходить солнцу и заходить: этим Он указал время для наших занятий. День Он определил нам для трудов, а ночь для отдыха. Ночью вся природа погружается в сон. В это время засыпают и животные, – не по привычке только, но потому, что ночь – то же в природе, что сон для нашего тела. Одни только лесные хищные звери не спят ночью: как наступит ночь, они выходят, чтоб найти себе пищу, с восходом же солнца, – этого общего пробудителя всей природы, – тотчас скрываются в свои места ( Пс.103:20–24 ). (К стыду человеческому, надобно сказать, что подобно этим хищным животным еще бодрствуют ночью ночные грабители и воры). Затем, искусственная бессонница ночью, ночные занятия вместо дня, дневной сон взамен или дополнение ночного, составляя отступление от богоустановленного порядка, – и неизбежно вредят. (Здесь мы не говорим о том вреде, как ночная усидчивость делает человека хилым, бледным, как долгое время бессонный походит на живой труп 51 . Думает ли кто, будто все равно: отойти ли ко сну в 9–10 часов с вечера или же в 1 и 2 ночи? О, нет! Тут есть большая разница. Сон в середине ночи бывает самый сладкий, здоровый и питательный. Этот сон гораздо скорее восстанавливает силы для новых трудов, да и сумма его требуется для здоровья и восстановления сил меньшая, так что шесть часов этого сна лучше 8–9 после полуночи, или, вообще, дневных.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010