Часть III. О Богослужении в период времени пения триоди Цветной Отдел I. О пасхальном богослужении Глава 1. О богослужении первого дня Пасхи Богослужение накануне первого дня Пасхи Литургию Великой субботы, по Типикону, л. 346 на об., надобно оканчивать во 2 часу ночи, т. е. по нашему в 8-м вечера. По отпусте литургии и по совершении обряда благословения хлеба и вина братия входят в трапезу. Здесь чтец глаголет начало, или, по выражению Триоди Постной, л. 492 на об., предисловие к чтению, т. е. «Деяний св. апостол чтение»; иерей стих: «Молитвами св. апостол, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас»; чтец: «Аминь» и начинает чтение книги Деяний св. апостолов. Братия в это время вкушают пищу. По окончании трапезы бывает клепание (звон), а братия переходят в церковь 829 . Чтение Деяний св. апостолов продолжается попеременно разными чтецами и оканчивается к 4-му часу ночи, т. е. по нашему к 10 ч. вечера. В указании Триоди Постной, л. 492 на об., есть некоторая особенность. В ней сказано, что вслед за окончанием литургии и совершением обряда благословения хлеба и вина в самой церкви, но не трапезе, должно быть вкушение пищи, сопровождаемое чтением книги Деяний св. апостолов. По окончания чтения параекклисиарх (Тип., л. 347), или кандиловжигатель (Тр. Поста, л. 492), вжигает все кандила и, приняв от настоятеля благословение, ударяет в било (Типик.) или клепало (Тр. Поста.). Начинается и отправляется полунощница в таком порядке: Благословен Бог наш... Аминь. Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш. Яко Твое есть царство... Аминь. Господи, помилуй 12. Слава, и ныне. Приидите поклонимся 3. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже... Поется канон Великой субботы: Волною морскою..., ирмос по 2, тропари на 12. со стихами песней 830 ; на катавасию – ирмос того же канона оба лика вместе. По 3 песни – седален: Гроб твой, Спасе... Слава, и ныне, тот же. Читается Слово Епифания Кипрского : Что сие днесь безмолвие... По 6 песни – кондак: Бездну заключивый... и икос. Читается толкование Златоуста на сказание евангелиста Матфея или же Иоанна о воскресении Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Часть III. СУТОЧНЫЙ БОГОСЛУЖЕБНЫЙ КРУГ Глава 1. ВРЕМЯ СОВЕРШЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ СЛУЖБ Как правило, богослужение в церквах совершается ежедневно, особенно в дни Великого поста, чтобы предоставить верующим возможность исповедаться и причаститься Святых Таин. В больших приходах часто совершается две литургии – ранняя и поздняя. В сельских храмах богослужение обычно совершается лишь по воскресным и праздничным дням. В Церковном уставе указано время совершения каждодневных церковных служб. Так, Божественная литургия, за исключением определенных дней в году, не может служиться ни «прежде свитания дне, нижé по полудни». Вседневная вечерня бывает «пред вечером мало»; малая – прежде солнечного захождения; великая – «по еже зайти солнцу мало». В зависимости от времени года вечерня, совершаемая отдельно от утрени и Божественной литургии, бывает от 2 до 5 часов пополудни; совершаемая вместе с утреней – в 6-м – 7-м часу пополудни; и совершаемая вместе с Божественной литургией – около 12-го часа дня. Малое повечерие начинается «по еже вечеряти братии». О великом повечерии, совершаемом в Великий пост не на бдении, в Уставе в начале последования говорится: «о часе 9-м свещевжигатель биет в било», то есть в 3-м часу пополудни; а в конце последования замечается: «подобает и сие смотрети прилежно, да егда повечерие отпущают, быти знамение дне, сиречь прежде сомрака». Великое повечерие на бдении по Уставу бывает: на Рождество Христово и Богоявление – «при 10-м часе нощи», то есть 4-м пополуночи; на Благовещение – «при 1-м часе нощи», то есть 7-м пополудни. По служебнику полунощница совершается «во утреннее время, прежде осветения дне». Вообще она может совершаться во всякий час ночи до утра. Утреня раньше всего совершается на день Пасхи. Хотя и нет строгого запрещения совершать церковные службы раньше или позже определенного для них времени, сообразуясь с характером праздника, временем года, местными условиями и потребностями верующих, не допускается произвола, так как по своему внутреннему содержанию и назначению каждая из них приурочена к определенному времени дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тринадцатое мая – замечательный день в жизни академии: в этот день академию посетил и совершил в академическом храме богослужение Его Блаженство, Блаженнейший Григорий IV, патриарх Антиохийский 1 . В седьмом часу вечера Блаженнейший патриарх прибыл из Москвы и на вокзале железной дороги был встречен преосвященным ректором академии епископом Феодором, а в святых вратах лавры встречен был отцом наместником и высшим духовенством лавры. Иноки вышли навстречу патриарху с крестом и иконами. Целые толпы народа заняли все место от святых врат до Троицкого собора. Умилительное было зрелище, когда патриарх в предшествии икон и патриаршего креста, под оглушительный звон лаврских колоколов, среди двух стен народа проходил по устланной красным сукном дорожке от святых врат до собора. Вспоминалась древняя Русь, с великим одушевлением и любовью и нередко встречавшая вселенских патриархов, наместников апостольских... После молебствия у раки преподобного Сергия и краткого отдыха уже в восьмом часу Блаженнейший патриарх пожаловал ко всенощному бдению в академическую церковь . Академическое духовенство во главе с преосвященным ректором вышло навстречу патриарху в академический сад. Лишь только Блаженнейший патриарх подъехал к академическому саду и вышел из кареты, на него была надета мантия, и преосвященный Феодор обратился к нему со словом приветствия. Речь преосвященного ректора Ваше Блаженство! Вместе с прочими сынами Православной Русской Церкви и мы сердечно целуем Вашу святыню и посещение Ваше приемлем как милость Божию нашему духовному вертограду. Туда, на Восток, откуда Вы пожаловали в нашу страну, постоянно устремляются наши сердца, неизменно влечется наша душа, обращаются и телесные и духовные наши очи. Не потому только, что там восходит солнце, отгоняющее мрак ночи и веселящее светом своим всю тварь земную, потому, главным образом, что там воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, разогнавший мглу греха и воссиявший нам светом вечной истины и жизни. Смотрите, туда, на Восток, неизменно [обращены] всегда Святая Святых наших храмов – алтари церковные, туда обращаются всегда и лица наши в молитве. В частности, наша Московская академия издавна имела и имеет теплое сердечное влечение своими глазами видеть святыни Востока и целовать места, освященные памятью великих священных событий. Мы свято храним память и о том, с какой любовью Ваше Блаженство принимали у себя паломников-студентов нашей академии во главе с ее бывшим здесь ректором преосвященным Арсением (ныне архиепископом Новгородским). Теперь мы счастливы принять Вас у себя и лично благодарить Вас за Ваше гостеприимство. Примите нас в любовь свою, благословите нас и помолитесь, чтоб духовный наш вертоград приносил всегда плоды, достойные великой и святой десницы Божией, которая его насадила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Часть 3. Антропологический и космологический контекст единения с Богом на примере текстов службы великого канона 1. Космологический контекст В четверток пятыя недели святых постов, клеплет в четвертый час нощи. И собравшымся нам в церковь бывает начало от иерея, по обычаю. И глаголем шестопсалмие, и поем Аллилуиа, и Троичны гласа... И чтем житие преподобныя Марии... Таже псалом 50... и абие начинаем Великий канон косно, с сокрушенным сердцем и гласом, творяще на кийждо тропарь метания три... припевая: помилуй мя, Боже, помилуй мя. В четверг пятой недели святого поста в четвертом часу ночи звонит колокол. И когда соберемся в храм, священник начинает утреню как обычно. И по шестопсалмии, пропев Аллилуйя и Троичны. И читаем житие преподобной Марии... Затем псалом 50... И сразу начинаем Великий канон – неспешно, с сокрушением сердца, на каждом тропаре делая по три земных поклона... произнося: помилуй меня, Боже, помилуй меня. Указания Триоди описывают не только чинопоследование, но и общую атмосферу службы Великого канона 415 . Определяются самые условия, при которых молитва бывает подлинна, действенна и плодоносна, то есть те рамки, которые могут помочь человеку сосредоточить все силы своего существа – ум, волю, сознание, душевные и телесные чувства, самое тело – на Боге, возводя их через это «притрудное припадание» к Нему к очищению, собранию воедино и просвещению, а тем самым и к полной отдаче Ему и единению с Ним. Пробуждение в «четвертом часу» (около полуночи), собрание в церковь , благословение священника, шестопсалмие (время чтения шестопсалмия прообразует ожидание Страшного суда, в храме гасится свет, и царит полная тишина), сразу за ним радостное ликование от присутствия Триединого Бога твари (Аллилуйя с троичными песнями) и, наконец, чтение Псалтири, подобно трубному звуку призывающей верных к великой всенощной битве 416 , – все это перестраивает наше обычное восприятие времени и пространства, и создает другие, не менее реальные условия, наиболее подходящие для деятельности по преимуществу человеческой – молитвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nellas-Panajot...

Устав пустынной местности, именуемой Фиваида, находящейся на Святой Афонской Горе, в пределах Крумицы, принадлежащей Русскому общежительному монастырю святого великомученика Пантелеимона 1. О церковной службе В общей церкви, освященной во имя всех святых отцов Афонских, службы церковные исправлять все неизменно по уставу церковному, как бдения и литургии, так и вечерни и повечерия. От Святой Пасхи начинать бдения по восточному исчислению с вечера в первом часу ночи 28 . Утрени начинать в 7 часов ночи, воскресные и праздничные – в 6 часов. Литургии начинать в 11 или в 12 часов утра. Вечерни – в 10 часов вечера, воскресные и праздничные – в 9 часов. Повечерия – в 12 часов вечера, а во Святую Четыредесятницу великие повечерия начинать в 10 часов дня. Таким образом службы церковные отправлять во весь год до Святой Пасхи. 2. Об исповеди Отцы и братия, готовящиеся ко приобщению Святых Христовых Таин, по положенному закону церковному, наперед должны исповедаться у духовника своего. Без исповеди же не должно дерзать приобщаться, ибо сие законом запрещено. Если же кто мнит о себе, что он не имеет, что исповедать духовнику своему, тот пусть хотя по чину со смирением примет благословение от него и выслушает общую разрешительную молитву и потом уже пусть приобщается. Так должно делать, дабы не составилась греховная привычка – ради лености или тщеславия дерзать без исповеди приобщаться и тем пред братиями выказывать себя безгрешными. При этом всякому должно строго смотреть за собою, чтобы с злопамятством на кого-либо не дерзать приобщаться Святых Таин, ибо это весьма душевредно есть. Для искоренения из сердца этого великого зла положена искренняя исповедь пред духовником, которая разрешает и уничтожает всякую злобу. Также отцы и братия должны с любовию принимать от духовника за свои погрешности выговоры или обличения или епитимии и не оскорбляться за то на него. Тем более чтобы по капризу и гневу не оставлять его и не переходить к другому духовнику, ибо так делать законом запрещено. 3. О причащении Святых Христовых Таин

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Октябрь 1 октября 1. Покров Пресвятой Богородицы . Испокон веку Церковь прославляла Пресвятую Богородицу как Покровительницу и Заступницу рода христианского, Своими ходатайственными молитвами умилостивляющую Бога к нам, грешным. Не счесть всех явных проявлений помощи Пресвятой Богородицы как отдельным людям, так и [целым] народам; как в мирное время, так и на войне; как в монашеских пустынях, так и в многолюдных городах. Событие, ныне вспоминаемое и торжественно отмечаемое Церковью, лишь доказывает и удостоверяет сие постоянное покровительство Пресвятой Богородицы христианскому роду. В правление царя Льва Мудрого (или Философа) 1 октября 911 года (по другим источникам – 910 года. – Пер.) во Влахернской церкви в Царьграде совершалось всенощное бдение. Храм был переполнен народом. Вдали от алтаря стоял святой Андрей юродивый со своим учеником Епифанием. В четвертом часу ночи над народом явилась Пресвятая Богородица с распростертым омофором на руках, как бы осеняя им верующих. Облечена Она была в благолепную порфиру золотистого цвета и вся блистала несказанным сиянием. Ее окружали Апостолы, святители, мученики и девы. Святой Андрей, созерцая сие явление, указал [на него] рукой блаженному Епифанию и спросил его: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всяческих, молящуюся за весь Епифаний ответил: «Вижу, отче, и ужасаюсь!» В ознаменование этого события был установлен сей праздник, дабы напоминать нам и о самом явлении Пресвятой Богородицы, и о Ее неустанном о нас заступничестве – ибо защищает Она нас и осеняет Своим покровом, когда бы мы к Ней ни обращались [а особенно] в трудных обстоятельствах. 2. Св. апостол Анания . Один из семидесяти Апостолов. Был епископом в Дамаске. Повинуясь Божию откровению (Деян. гл. 9), крестил Савла, будущего апостола Павла. Наперекор всем гонениям смело проповедовал Евангелие, за что был побит камнями в городе Елевферополе. Его святые мощи были перенесены в Дамаск, а впоследствии в Царьград. 3. Преп. Роман Сладкопевец . Родом из сирийского города Эмеса. Служил пономарем сначала в Бейруте, а затем – в правление патриарха Евфимия (490–496) – в Царьграде, при соборной церкви. Был неграмотен и не обучен церковному пению, за что некоторые образованные клирики над ним посмеивались. Святой Роман слезно молился Пресвятой Богородице, и Она явилась ему во сне, протянула некий свиток (именуемый кондаком) и сказала проглотить его. На следующее утро [совершалось торжественное богослужение в честь] Рождества Христова, и сей Роман, выйдя на амвон, ангельским голосом пропел «Дева днесь...». Все изумлялись как содержанию этого песнопения, так и голосу певчего. Приняв от Пресвятой Богородицы поэтическое дарование, преподобный Роман составил и исполнил более 1000 кондаков. В сане диакона великой церкви упокоился он около 556 года в Царьграде и был сопричтен к хорам ангельским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНТЕЛЕИМОНА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Находится близ г. Хуст Закарпатской обл. (Украина). Основан в 1934 г. иером. Мелетием (Рущаком (в схиме Лука)); 26 авг. 1902 - 30 сент. 1983), пострижеником Русского во имя великомученика Пантелеимона монастыря , духовным чадом прп. Алексия (Кабалюка). После возвращения с Афона в июне 1934 г. с благословения еп. Мукачевского и Пряшевского Дамаскина (Грданичкого ; впосл. митрополит Загребский) иером. Мелетий поселился в 5 км от города, в урочище Колесарево (Камень), в небольшой пещере, выкопанной на склоне горы. Вскоре местный житель Василий Росоха, хозяин этого участка, передал в дар буд. обители полгектара земли. Иером. Мелетий обратился в епархиальное управление за разрешением на устроение мон-ря и получил его 13 июля 1934 г. ( Сергий (Цьока), иером. 1960. С. 385), после чего начал строительство небольшой кельи и часовни во имя вмч. Пантелеимона. 9 авг. 1936 г. он освятил часовню и служил в ней 1-ю литургию. В П. м. поступили неск. молодых послушников. Иером. Мелетий ввел в обители афонский устав (сохр. до наст. времени), согласно к-рому богослужение начиналось в 12-м часу ночи и продолжалось до утра, а в праздник - с вечера до утра, трапеза полагалась 2 раза в день. К кон. 30-х гг. XX в. в скиту была построена ц. во имя вмч. Пантелеимона (ГА Закарпатской обл. Ф. Р-1490. Оп. 4д. Д. 14. Л. 46). Церковь вмч. Пантелеимона. 30-е гг. XX в. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Ю. В. Данилец Церковь вмч. Пантелеимона. 30-е гг. XX в. Фотография. 50-е гг. XX в. Фото: Ю. В. Данилец В 1941 г. в П. м. поступил иером. Серафим (Шандра), с дек. 1946 г. он стал настоятелем обители. Несмотря на полученное в кон. 1944 г. запрещение принимать новых послушников, братия ежегодно увеличивалась на 1-2 чел. В 1950 г. в П. м. числились 6 монахов и послушник, некоторые из них служили на приходах (Там же. Л. 41). Насельники обители занимались домашним хозяйством и различными ручными работами.

http://pravenc.ru/text/2578880.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – октябрь 2020 33 мин., 15.10.2020 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — – 2020.         FOMA.RU 1-я страница обложки:  В пасмурный день, на фоне затянутого облаками горизонта, у края водоема, отражаясь в воде, едет тепло одетый велосипедист (фото Александра Кукринова).  Над фото текст, напечатанный без отступов между словами: ХОЧУДОВЕРЯТЬ (ХОЧУ ДОВЕРЯТЬ), при этом в общем ряду букв красным цветом выделено несколько знаков, образующих слово «ЧУДО». Внизу обложки  обозначена тема: ВЕРИТЬ В ЧУДЕСА: СТЫДНО ИЛИ ПРАВИЛЬНО? См. рубрику «Вопрос номера» (С.14-21), в разделе «Вера» - материал М. Журинской «Чудеса и отношение к ним» (С.32-37), в разделе «Люди» эссе А. Захаровой «Было страшно точно узнать...» (С.36-37). Пролог : Николай Заболоцкий . Осенний клен («Осенний мир осмысленно устроен ... »).Стихотворение. 1955//Фома. - – октябрь 2020. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: октябрь //Фома. - – октябрь 2020. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 1 4 октября . Покров Пресвятой Богородицы. [Х век. К Константинополю подступили войска варваров. Жители византийской столицы с ужасом         ждали, что к утру они могут проститься с жизнью. Священники города      молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи юродивому Андрею во Влахернском храме Константинополя было видение: на небе по воздуху шла Богородица. Она «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на пречистой главе Своей и, держа его с великой торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем          стоящим народом». Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров. Это событие и вспоминается в праздник Покрова Богородицы. Ил.: Икона «Покров Пресвятой Богородицы». - С.4; 8 октября. День памяти Преподобного Сергия Радонежского. [Преподобного Сергия (+ 1392) называют «игуменом всея Руси». Почему?   Более 20 монахов, его непосредственных учеников, основали в целом около 40 монастырей! Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих  общин. В итоге за XIV-XVI века весь Север Руси покрылся  густой сетью малых и больших обителей]. Ил.: Преподобный Сергий Радонежский. Павел Рыженко. 2013. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-10-210...

1908 год Благослови, Господь, Твою Церковь в сем году миром и преуспеянием! 1/14 января 1908. Вторник. Праздник Обрезания Господня и памяти Василия Великого . Литургию служили без меня; болезнь горла еще не дает мне выходить. Попросил ректора Семинарии Ив. Ак. Сенума принять гостей вместо меня после службы и угостить чаем в редакционной комнате. Тихо и грустно прошел Новый год. Сидел взаперти; от приходящих поздравителей только приносили карточки; одну подали от военного Министра, Генерала виконта Терауци; с ней был и оставил так же свою карточку полковник Ватанабе, секретарь Министра; это в ответ на посланную мною в японский Новый год карточку министру. Занимался также отчетами, но вяло и неохотно. Чем то будет для Миссии и Японской Церкви этот год? Много тяжелой думы. Но Божье дело делаем – все примем как Божью волю, лишь бы хранил нас Бог от личных ошибок. Помоги Бог трудиться! Иподиакон Моисей Кавамура опять отправился в Мацуяма, продолжать наблюдение над постройкой храма. 2/15 января 1908. Среда. Целый день усердной работы по приведению в порядок счетов для отчетов. Ответил также на несколько приветственных с праздником писем и телеграмм. Пересмотрел с секретарем накопившиеся приветствия из Церквей; оказалось поздравительных с праздником Рождества Христова и с Новым годом: телеграмм – 30, почтовых листков – 99, писем – 80. В нынешнем году больше, чем в прошлом. На телеграммы отвечается из канцелярии непосредственно по получении их; на прочее – общею благодарностию и взаимным приветствием в ближайшем номере «Сейкёо-Симпо». В Семинарии и Женском училище сегодня, как и всегда, начались классы. Когда писал это, в 11 часу ночи, было довольно сильное землетрясение. Невольно заставляет всегда перекреститься. Вот беда, которую избыть нет человеческой силы. 3/16 января 1908. Четверг. Вернувшийся с праздников из Оота, провинции Мито, ученик Катехизаторской школы умолял послать туда катехизатора; многие просят учения, а учить некому; о. Игнатий Мукояма, в Мито, болен, поблизости катехизатора нет. Но послать совсем некого – все нужны на своих местах, свободных – никого. И вот недобрый результат сокращения числа катехизаторов на прошлогоднем Соборе!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Октябрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 октября Праздник Покрова Пресвятой Богородицы В первой половине X века в Царьграде жил великий подвижник Андрей Юродивый, сподоблявшийся чудных духовных видений и великих откровений. Однажды он пришел в знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Богоматери с Ее омофором и частью пояса. Омофор — это покрывало, которым иудейские женщины покрывали голову и которое спускалось до ног. Блаженный Андрей пришел в храм отстоять всенощную. Его сопровождал юный почитатель его Епифаний, бывший впоследствии, с именем Полиевкта, патриархом Константинопольским. Блаженный Андрей обыкновенно подолгу оставался в церквях и после окончания службы. На этот же раз всенощное бдение продолжалось долго. В четвертом часу ночи Епифаний увидал Пресвятую Богородицу, идущую от царских врат в великой славе. Ее поддерживали Иоанн Креститель и апостол Иоанн Богослов. Окружало Пресвятую Богородицу множество святых в белых и сияющих одеждах, и все они пели духовные гимны. Пресвятая Владычица приблизилась к амвону. Думая, не есть ли это видение искушение для него, блаженный Андрей спросил Епифания: — Видишь ли Госпожу и Царицу мира? — Вижу и ужасаюсь, — отвечал Епифаний. Между тем Пречистая Богородица преклонила колена и долго молилась, и слезы стекали по ланитам Ее. Богоматерь прошла в алтарь и долго еще там молилась за народ. Затем Она вышла оттуда, сняла бывшее на Ней головное покрывало и, торжественно держа его в руках, распростерла над всеми молящимися, как бы покрывая им их. За всем этим следили св. Андрей и Епифаний, пока видение не исчезло. Андрей передал о нем народу, и рассказ его произвел сильное впечатление.

http://sedmitza.ru/lib/text/440308/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010