1674 г., в ноябре, «была у Великаго Государя, в селе Преображенском, комедия, и тешили его Великаго Государя иноземцы, как Алаферна царица царю голову отсекла 148 ) , и по арганам играли немцы, да люди дворовые боярина Артамона Сергеевича. Матвеева»; тогда же, «была у Великаго Государя, в селе Преображенском, другая комедия. А с ним Великим Государем, была государыня царица и государи царевичи и государыни царевны. И тешили Великаго Государя немцы ж, да люди боярина ж Артамона Сергеевича Матвеева, как Артаксеркс велел повесить Амана по царицину челобитью и по Мордахеину наученью 149) ; и в арганы играли и на фиолах 150) и в страменты, и танцовали»; в том же году, ноября 4-го, в селе Преображенском, «была у Великаго Государя потеха, а тешили его, Великаго Государя, иноземцы немцы, да люди боярина Артамона Сергеевича Матвеева, на арганах, и на фиолах и на страментах, и танцовали, и всякими потехами разными»; 1675 г., февраля 11-го, в четверг на маслянице, «была у Великаго Государя комедия в 5-м часу ночи (т. е. в 5-м часу по захождении солнца или, по нашему, в 10-м часу вечера); а тешили его, Великого Государя, иноземцы, да люди боярина Артамона Сергеевича Матвеева, всякими разными играми. А отошла комедия у Великаго Государя до света за три часа (по нашему, в 4-м часу ночи или утра)» 154 . Соблюдение древних порядков московского царского быта, которого, несмотря на новизны Матвеева, продолжали держаться даже в тесном дворцовом кружке, выражалось тем очевиднее в случаях публичных. Одним из таких случаев было торжество 1 сентября 1674 г; – в этот день тогдашнего новолетия, государь объявил старшего сына своего, 13 летнего царевича Федора, которого он, при отправлении действа (церковной церемонии), на Красной площади оказывал всему московскому государству и иноземцам. После «действа» царевич поздравлял отца и патриархас новым годом и говорил речь, а за ним другую речь – царю, царевичу и патриарху – произносил боярин князь Юр. Ал. Долгорукий. В тот же день смотрели царевича, в Архангельском соборе, иноземцы: сыновья малороссийского гетмана Самойловича и посланник литовский, к которым государь посылал боярина Хитрово объявить царевича и сказать: «Вы видели сами государя царевича пресветлыя очи и какого он возраста, так пишите об этом в свои государства нарочно» 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

В музейных архивах сохранились воспоминания участников штурма, которые утверждают, что первые группы советских воинов смогли ворваться в здание рейхстага только в десятом часу вечера 30 апреля. В ходе кровопролитных боёв за рейхстаг десятки солдат – кто по приказу командиров, а чаще по собственной инициативе – несли самодельные штурмовые флаги, флажки или просто куски кумачёвой материи. Каждый хотел водрузить свой флаг на германском парламенте, и в итоге от главного подъезда и до крыши здание было расцвечено алым светом. Вот что сказано о Знамени Победы в документальном четырёхтомнике «История Великой Отечественной войны 1941 1945 гг.» : «Красный флаг за вошедший в историю как Знамя Победы, был установлен полковыми разведчиками сержантом М. Егоровым и младшим сержантом М. Кантария, которых сопровождал замполит батальона лейтенант А. Берест, в третьем часу ночи по местному времени 1 мая на восточной стороне здания на конной скульптуре императора Вильгельма. В то время в пылающем здании рейхстага продолжался тяжелый бой. Лишь к вечеру 1 мая немцев удалось загнать в подвалы и начать переговоры о сдаче. В седьмом часу утра 2 мая остатки гарнизона рейхстага сложили оружие. Во второй половине дня 2 мая по распоряжению командира полка Егоров и Кантария перенесли штурмовой флаг уже в статусе Знамени Победы, на стеклянный купол рейхстага. Сделать это было непросто. Путь к вершине купола требовал немалой сноровки и физической силы. Ведущая туда металлическая лестница была частично разрушена, разведчикам приходилось карабкаться по каркасу, где было много осколков стекла, некоторые перемычки были разрушены или еле держались, рискуя оторваться под тяжестью тела. Не раз знаменосцы рисковали сорваться с огромной высоты: младший сержант М. Кантария, чудом остался жив, зацепившись телогрейкой за торчащий крюк. Тем не менее, им удалось установить знамя на самой макушке рейхстага». 9 мая 1945 года Знамя Победы было передано на хранение в политотдел 150-й стрелковой дивизии. Между тем приближался исторический Парад Победы и 19 июня из Москвы в Берлин пришло распоряжение: доставить полотнище в столицу.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/19/...

293 411 Славгородок 465 – Пожня 209 468 Печины 429 573 Ницаха 509 318 Люджа 584 416 Верхолюджа 752 425 Каменецкая 549 412 Катанская 444 312 Рябовка 6 26 Добреньское 159 561 Порозок 413 250 Верхопожня – 277 Солдатское 581 1173 Мезиновка 1 374 Крамское 146 364 Обратеница (Александровка) 25 302 По ведомости генерального межевания в Казачей (Вольном) 1133 муж. 1161 жен., 4345 дес.земли. Кроме того в Стрелецкой и Пушкарной 4385 дес. земли. Вольновцы старого времени обязаны были постоянно стоять на стороже против татар и поляков. Особенно в начале освования г. Вольного татары сильно домогались прогнать русских с Вольного кургана. В 1640 г. они три раза подступали под город. О последующем времени кое что находим в Чугуевской перешиске. Так 24 апреля 1647 г. воевода Никифор Леонтьев писал с Вольного в Чугуев: «прибежали сторожи с Мокрой Прости; на утренней заре за р. Ворсклом объявились огни и люди и в 3 часу дни оказались в степи люди, человек до 100 и больше». Июня 3 Леонтьев извещал, что посланные им станичники «на сагайдачный шлях, за р. Боровою», июня 1 за час до вечера встретились с татарами, которые «гонялись за ними». В 1646 г. августа 11 «в ночи прибежали в город на Вольное сторожи с мельницы и сказали: были, они на карауле у надолоб; в 1 часу ночи приезжали к надолбам воинские люди татары. Харьковский полковник Лаврентий Шидловский писал: «в 711 г. с полком был я. на приступе под Вольным городом, в котором сидели воры и изменники Запорожские казаки, и оный город взят штурмом». В 1810 г. в овраге Вольновского кургана, на правом берегу р. Ворскла, после сильных дождей, найдено массивное кольцо чистого золота, весом в 3 1/2 фунта. Оно представляло круглый, по краям расплющенный жезл, который свит в два кольца, расплющенные и в виде змеиных головок изваянные оконечности сходятся под внутренним кольцом. Назади головок на плоском месте вытеснены изображения оленя, рыси и вепря, а за ними чешуя. На нижней стороне против этих изображений начертаны какие-то буквы, но которых никто не разобрал. По всей вероятности это памятник язычества – принадлежность идольского жреца. СЕЛО СОЛДАТСКОЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1. «Последние дни последнего царя» (1921). Статья «Последние дни последнего царя» известна широкому читателю по ее публикации в сборнике 1921 г.; к слову сказать, именно в этом качестве она использовалась белогвардейским следователем Н.А. Соколовым в ходе расследования цареубийства. Тем не менее, относительно недавно стало известно, что в бывшем Партийном архиве Свердловской области (ЦДООСО) хранится черновик статьи П.М. Быкова, который отличается от опубликованного варианта. Автор этих строк провёл сравнительный анализ редакций статьи и пришёл к выводу о том, что наибольшее количество изменений при публикации было внесено в раздел, посвящённый сокрытию и уничтожению останков Царской семьи. Так, например, в публикации статьи говорится: «Около часу ночи трупы казненных были отвезены за город в лес, в район Верх-Исетского завода и дер. Палкиной, где и были на другой день сожжены». Однако в подлиннике этот фрагмент звучит иначе: «Около часу ночи трупы казненных были сложены в грузовики и увезены в лес, за город, в район Верх-Исетского завода и дер. Палкиной. С большой дороги на телегах, надежные товарищи из В. Исетских рабочих, перевезли их дальше в лес и временно опустили в шахту. На другой день все трупы из шахты вновь были вынуты, отвезены еще дальше в лес, облиты серной кислотой, керосином и сожжены на костре. Безформенные ничтожные остатки костей были отвезены еще дальше и зарыты глубоко в землю». Разница очевидна и даже не нуждается в особом комментарии. Но возникает логичный вопрос: откуда, из каких источников взял П.М. Быков эти сведения о судьбе останков? Ведь сам он не был участником их сокрытия или уничтожения, следовательно, получил информацию от иного лица (лиц). Ответ на этот вопрос дает сравнительный текстуальный анализ двух текстов – черновика статьи П.М. Быкова 1921 г. и воспоминаний цареубийцы П.З. Ермакова 1928(?) г. В литературе уже отмечалось известное сходство этих произведений, однако из этого безапелляционно делался категорический вывод о том, что сведения о сожжении останков Царской семьи Ермаков почерпнул из работ партийного историка. Тем не менее, от внимания исследователей ускользнул факт, что воспоминания Ермакова во многом совпадают именно с неопубликованным черновиком статьи, а не с ее публикацией. Следовательно, куда более логичным выглядит предположение о том, что Быков использовал устные воспоминания Ермакова в качестве источника по вопросу о судьбе останков.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/15/su...

А году и о месяце и числе, в котором Его Величество вел. государь царь Алексей Михайлович родился, того хотя и ищут, но поныне найти такого известия не могут; чего ради я принужден в запас в других местах, где такому известию подлежит быть, справляться и когда такое известие откуда получу, пришлю впредь. Что же принадлежит до журнала, сочиненного Гизеном и оной рассматривают и ежели по рассмотрении что годного ко известию о царе Алексее Михайловиче найдется, то оной по силе вышеупомянутого указа при оказии отправлю». – К этому донесению приложены: 1) «копия с надписи, какова над гробом государя царя Алексея Михайловича на камени, списана в Архангельском соборе»: «лета 7184-го генваря в 29 де на память святого священномученика Игнатия Богоносца с субботы на воскресение в четвертом часу ночи в первой четверти преставися благоверный и христолюбивый вел. государь царь и вел. князь Алексей Михайлович всея великой и малой и белой России самодержец, и погребен на сем месте генваря в 30 де». И 2) «Выписано из Синодика, имеющегося в Архангельском соборе»: «184-го генваря против 30-го числа и против мясопустной недели в 4-м часу ночи преставися благоверный государь царь и вел. князь Алексей Михайлович, всея великой и малой и белой России самодержец, царствовал 30 лет 6 месяцев 20 дней; а всех лет жития его 46 лет 10 месяцев 21 день». При донесении от 22 мая 1735 г., Семен Иванов послал в Коллегию выписку «о житии и действах» царя Алексея «из книги, имеющейся в Архиве, истории о начатии 4-х монархий и прочая», присоединив пояснение, что «о дне рождения и о преставлении» царя Алексея «во оном житии и действии не упоминается». А при донесении от 29-го мая, Семенов послал выписку из журнала барона Гизена. «Хотя во оной книг», писал он в донесении, «а именно в 1700-м году имеется между начала бывшей с Швецией войны описание о житии и о прочих поведениях бывших во время государствования… (царя Алексея), однакож только на двух тетрадях, а оная книга истории не малая, а того описания немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

   До поездки в Кагосима и теперь несколько ознакомился с Нагасаки. Поражает множество храмов. Сига говорит, что их больше ста; вся нагорная сторона города — как бордюром — обведена беспрерывною цепью храмов, и все великолепные храмы; я был утром в Сувася, откуда прекрасный вид на все Нагасаки, с Сигой — в храмах Монтосиу и Зенсиу, — все редкостно богатые и весьма красивые. Должно быть, присутствие иностранного элемента реактировало на религиозное чувство японцев, чтобы поставить оплот вторжению, — бесплодно, впрочем. Остатки католичества ожили, и все Ураками — католические; в городе также, говорят, много католиков. Протестантов — епископалов — также немало (около сотни, говорят), есть и другие секты. Видны храмы: католический, два — влево от него и три на Десима (90 шагов ширины, 360 шагов длины); школы христианские тоже всех сект. Нужно бы и нам в Нагасаки катихизатора, но серьезного, немолодого, который бы не потерял авторитета и при иностранных миссионерах. Сига очень просит и говорит, что будет содействовать ему. На Соборе нужно будет предложить о сем.    На пути из Кагосима пред входом в Нагасакский рейд — ряд островков, между прочим, Такасима, на котором дымится труба машины угольно-копийной; островок крошечный, копи идут на большое пространство под морским дном.    В Нагасаки застал три русские судна — «Герцог Эдинбургский», «Пластун» и «Вестник», — На первом был в воскресенье у обедни. — Вечером перебрался на «Роккоомару», идущее в Кумамото. В двенадцатом часу ночи снялись, в седьмом часу утра в понедельник были на месте; ходу между Нагасаки и Кумамото обыкновенно 6—7 часов. Цена первого класса 3 ены, третьего класса — 1 1/2 ены. (Между Нагасаки и Кагосима: 1-го класса — 5 J/2 ен, 3-го класса 3 1/2 ены: от Тоокёо до Нагасаки — 1-го класса 27, 3-го класса 12 1/2 ен.) Подходя к Кумамото, направо виден остров Амакуса, налево — Симабара в Хизен. Прибрежье Хинго очень мелко; пароход останавливается далеко от берега, и пассажиры на шлюпках переезжают (целый час пути) до берега. У берегов — целый лес хворосту для разведения ракушек, идущих на удобрение. Берег весь защищен от моря каменною набережною — гигантское сооружение князей Хосокава. Шлюпка останавливается по реке, недалеко от устья, в деревне Хяккан; если же прилив, то может пройти еще милю по реке до деревни Такахаси. От Хяккан 2 ри до Кумамото, от Такахаси — 1 ри. Мы сошли в Хяккан и заплатили по 45 сен за тележку до Кумамото.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3733...

Болезнь Петра Васильевича стала принимать угрожающий характер после нынешней Пасхи. Развертывавшиеся современные события исстрадавшейся России сказывались на нем, он с каждым днем все более и более слабел и с трудом переходил с места на место, придерживаясь за окружающие его предметы, но лежать в постели не хотел; значение медицинской помощи в своем возрасте и при своей болезни не признавал. Однако ни ему, ни окружавшим его близким людям не казалось, что близка развязка. Совсем плохо почувствовал себя Петр Васильевич в ночь на 28 апреля. С ним случился легкий удар, когда он ложился в постель. Послали за профессором И. М. Покровским ; последний застал Петра Васильевича в 12-м часу ночи лежащим в постели, но в полном сознании, и ничто не предвещало близкого конца... На следующий день ему стало лучше... Петр Васильевич встал, пил чай, кушал, читал и беседовал... 29 апреля он пожелал видеть всю семью профессора Покровского, шутил с его детьми и даже был благодушен, хотя чувствовал слабость. Когда дети уходили от больного и пожелали ему скорого выздоровления, то Петр Васильевич твердым голосом ответил: «Рад стараться». 30 апреля положение его не улучшалось и не ухудшалось. На предложение профессора Покровского пригласить доктора больной отвечал: «Бесполезно. Умирать я не собираюсь». И действительно, можно было ему поверить. 1 мая он встал, кушал чай... Сыну профессора Покровского, посланному справиться о здоровье Петра Васильевича, ответили, что ему лучше. «И слава Богу!» – облегченно сказал справлявшийся и занялся срочными академическими делами – чтением курсовых студенческих сочинений... Вечером Петра Васильевича навестил К. В. Харлампович , но застал его в постели. Окружающие Петра Васильевича лица, несмотря на наказ профессора Покровского известить его немедленно, во всякое время дня и ночи, если больному будет хуже, не видели нужды делать это ночью, когда Петр Васильевич спокойно уснул... Утром 2 мая, в 8-м часу утра, пришел к нему посол, но с печальной вестью: «Петр Васильевич скончался». Профессор Покровский быстро собрался и нашел Петра Васильевича еще не охладевшим трупом; он совершенно спокойно лежал в постели и как будто спал. Даже близкие к Петру Васильевичу лица, ухаживавшие за ним и не оставлявшие его более как на пять-десять минут, не видели, как скончался он. Кончина была совершенно спокойная и мирная, каковую просят себе все верующие христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Следовательно, нам надлежит поститься до девятого часа. Отвечаю: как уже было сказано (1), соблюдение поста определено к искуплению и избеганию греха. Это вызвало необходимость каким-то образом отягчить общепринятый обычай и при этом не слишком обременить природу. Затем, у людей принято есть в шестом часу – как потому, что к этому времени, похоже, завершается процесс пищеварения (поскольку в ночное время из-за наступившей прохлады естественная теплота оставляет нутро) и выделения через члены телесных жидкостей (обусловливаемое тем дневным зноем, который порождается солнцем в зените), так и потому, что именно в это время, когда прогретый воздух иссушает телесные жидкости, природа человеческого тела более всего нуждается в поддержке. Поэтому для того, чтобы постящиеся во искупление своих грехов ощутили некоторую скорбь, для приёма пищи был установлен девятый час. Кроме того, этот час согласуется с тайной страстей Христовых, совершившейся в девятом часу, когда Он, «преклонив главу, предал дух» ( Ин. 19:30 ). В самом деле, постящиеся, подвергая тяготам свою плоть, сообразуют себя со страстями Христовыми, согласно сказанному [в Писании]: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5:24 ). Ответ на возражение 1. Состояние Ветхого Завета сравнивается с ночью, а состояние Нового Завета – с днём, согласно сказанному [в Писании]: «Ночь – прошла, а день – приблизился» ( Рим. 13:12 ). Поэтому при Ветхом Завете надлежало поститься до ночи, а при Новом Завете – нет. Ответ на возражение 2. Соблюдение поста требует установленного часа, но не точного, а приблизительного. Время же около девяти часов без труда может определить каждый. Ответ на возражение 3. Немного больше или немного меньше не может причинить большого вреда. Но интервал времени между шестым часом, в который люди имеют обыкновение есть, и девятым часом, который установлен для постящихся, невелик. Поэтому установление такого времени никак не может причинить кому-либо большого вреда. Однако если это окажется тяжким бременем для человека в связи с болезнью, возрастом и тому подобным, то его надлежит либо освободить от соблюдения поста, либо дозволить немного сдвинуть это время вперёд.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Пересмотрим теперь ряд событий Чугуевских, татарских нападений, грабежей, битв, потерь и побед, по Чугуевским бумагам. О нападении татар на Чугуев в 1640 году известно только по грамоте от 12 октября 1641 года, которою боярскому сыну Артемону Кучину прибавлено жалованье «за Татарский бой, за убийство мужика 148 (1640) года». В 1641 году князь Горчаков доносил царю: «в нынешнем 150 году октября 16 (1641 году) в 1 часу ночи прибежал ко мне на Чугуев Чугуевский пушкарь Ивашка Дмитриев, а в расспросе мне сказал: ходил он, Ивашка, за реку Донец к Татарскому перевозу, от Чугуева версты с 3, того же, Государь, числа в 7 часу дня пришли на Таганку речку и за ним, Ивашкою, гонялись, и он, Ивашко, от них ушёл через Донец вплавь. А того ж, Государь, числа стояли на стороже от города версты в 2 Чугуевцы дети боярские Филипп Лелеков да Яков и тех детей боярских на стороже скрали, в полон взяли. А которые, Государь, Чугуевские жительские люди ездили для сена и дров на реку Таганку: и они, Государь, Татарове тех Чугуевских людей всех поймали. И я, холоп твой, послал Станичников разъезжать Татарские сакмы, и станичники сакму разъездили и в расспросе мне сказали: приходили те Татарове с верху речки Таганки, и были на Таганском перевозе и пошли опять тою сакмою; а по смете тех Татар на сакме человек с полтораста; а чаять, Государь, тех Татар от больших людей. А в поход мне за теми Татарами послать некого. Которые были Чугуевские служилые люди, дети боярские и казаки, и они разбежались. А кого, Государь, Чугуевских людей поймали Татарове, и тому я послал тебе, Государь, роспись под сею отпискою». Вследствие такого положения, воевода удержал в Чугуеве 300 стрельцов, с двумя сотниками, которых по Царской грамоте надлежало возвратить в Москву, и донёс о том Царю. В 1642 году Горчаков писал к царю: «В нынешнем 150 (1642) году приходили под Чугуев с ногайской стороны из-за реки Донца Татары, человек 150 и больше. И под городом, Государь, с твоими Московскими стрельцами и со всякими Чугуевскими, служилыми и жилецкими людьми, был бой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Так, Божественная литургия, за исключением определенных дней в году, не может служиться ни «прежде свитания дне, ниже по полудни». Вседневная вечерня бывает «пред вечером мало»; малая – прежде солнечного захождения; великая – «по еже зайти солнцу мало». В зависимости от времени года вечерня, совершаемая отдельно от утрени и Божественной литургии, бывает от 2 до 5 часов пополудни; совершаемая вместе с утреней – в 6-м – 7-м часу пополудни; и совершаемая вместе с Божественной литургией – около 12-го часа дня. Малое повечерие начинается «по еже вечеряти братии». О великом повечерии, совершаемом в Великий пост не на бдении, в Уставе в начале последования говорится: «о часе 9-м свещевжигатель биет в било», то есть в 3-м часу пополудни; а в конце последования замечается: «подобает и сие смотрети прилежно, да егда повечерие отпущают, быти знамение дне, сиречь прежде сомрака». Великое повечерие на бдении по Уставу бывает: на Рождество Христово и Богоявление – «при 10-м часе нощи», то есть 4-м пополуночи; на Благовещение – «при 1-м часе нощи», то есть 7-м пополудни. По служебнику полунощница совершается «во утреннее время, прежде осветения дне». Вообще она может совершаться во всякий час ночи до утра. Утреня раньше всего совершается на день Пасхи. Хотя и нет строгого запрещения совершать церковные службы раньше или позже определенного для них времени, сообразуясь с характером праздника, временем года, местными условиями и потребностями верующих, не допускается произвола, так как по своему внутреннему содержанию и назначению каждая из них приурочена к определенному времени дня.    В состав общественного богослужения входят троякого рода молитвословия, песнопения и чтения: одни посвящены Церковью событиям, приуроченным к определенным часам суток, другие – к дням седмицы, третьи – к дням года. Поэтому церковные богослужения подразделяются на суточные, или дневные, седмичные и годичные. Совокупность каждого вида служб составляет так называемый круг. Круг суточных служб совершается в течение суток и затем повторяется снова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010