«Очи мои истаяли ( ожидая ) спасения Твоего и слова правды Твоей» ( Пс.118:123 ). Опять здесь словом называете обещание. Постоянно, говорит, я думаю о Твоем спасении и жду исполнения Твоего обещания. Сказал: истаивают очи мои, показывая напряженность ожидания. Это и выше он показал словами: «истаевает душа моя (ожидая) спасения Твоего» ( Пс.118:81 ). Какое же спа­сение? То, о котором Симеон, держа в объятиях Господа, говорил: «видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов» ( Лк.2:30–31 ). Итак, пророк молится, чтобы спасение его вместе со всем родом человеческим совершилось скорее. А слова: «истаевает душа моя» не иное что означают, как напряженное жела­ние. «Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей и оправданиям Твоим научи меня» ( Пс.118:124 ). Стоявший на верху добродетели просит о ми­лости и умоляет о спасении; он не требует награды, но обращается к человеколюбию. И хотя он преуспевал в добродетелях, однако просит себе милости Божией. Так и мы, братие, если и сделаем какое добро, будем просить Бога содействовать нам и спасти нас Своею милостью. " Я – раб Твой: научи меня, и у знаю откровения Твои» ( Пс.118:125 ). По природе все люди рабы Божии, по расположению же – только те, которые искренно принимают владычество Божие. Пророк называет себя рабом во втором смысле и просит о том, чтобы удостоиться разума для познания откровений Божиих. " Время действовать Господу: уничтожили закон Твой» ( Пс.118:126 ). Господь, всем управляю­щий мерою и весом, очень долго сносит грехи людей; когда же уви­дит, что порок от долготерпения умножается, тогда посылает на­казание. Об этом именно и говорит здесь пророк: время восстать Тебе, о, Владыка, на защиту обижаемых: враги слишком уже по­прали закон Твой. И апостол Павел говорит о времени прише­ствия Господа нашего: «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» ( 2Кор.6:2 ). Тогда и для иудеев было время уверовать, но они сделали противное: не поверили и отвергли евангелие. Вот что значит: «уничтожили закон Твой».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Племена и народы, о которых говорится здесь – это язычники. Но и еврейский народ не в полном составе примет участие в этом суде и владычестве над народами, а только оставшиеся верными Иегове, отступники же «понесут наказание» (10 ст.), ибо только мудрость и благочестие ведут к господству ( Сир. 4:15 ). Мы находим здесь, таким образом, известную мессианскую надежду о восстановлении и вечном потом существовании истинной теократии, которая сменит господство угнетавшей евреев языческой власти (см. Дан. 7:18, 22, 27 ; Пс. 149:4–9 ; 1Кор. 6:2 ). Прем.3:9 . Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его. 9 . «Надеющиеся на Него познают истину». В этих словах экзегеты нередко стараются найти платоновскую мысль о том, что души праведных и мудрых по смерти, освободившись от земных несовершенств, идут к Богу и в общении с Ним достигают высшего знания и истины (Федон. п. 81). Хотя это мнение не чуждо книги Премудрости Соломона (см. Прем. 5:15, 6:19 ), но в данном случае здесь выражена не эта мысль, как видно из того уже, что речь идет не о времени по смерти, а о настоящей жизни здесь на земле когда явятся дела праведных. Поэтому истину которую познают праведные, нужно понимать не в общем смысле, а специальном: праведные узнают ту истину, которая лежит в отношениях Бога к своим чтителям, это будет познание божественного плана, по которому Он управляет святыми (ср. Прем. 2:22 ). «Верные в любви пребудут у Него». Любовь без дальнейших определений ее всегда означает свойство субъекта (а не любовь, как божественное начало), поэтому здесь говорится о любви человека к Богу, а не о пребывании человека в любви Божией. Прем.3:10 . Нечестивые же, как умствовали, так и понесут наказание за то, что презрели праведного и отступили от Господа. 10 . «Нечестивые же как умствовали, так и понесут наказание», которое есть естественный плод их настроения и убеждений. Об умствованиях этих нечестивых писатель подробно говорил выше ( Прем. 2:2 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По занятии Ханаана евреи совсем не имели постоянного органа управления. Так называемые судьи выступали лишь в отдельные моменты, во времена великих народных бедствий, да и в это время не брали на себя обязанностей полновластного управления народом. Израильтяне говорили Гедеону: „владей нами“, но он отказался от соблазнительного предложения, сказав: „ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь владеет вами ( Суд.8:22–23 ). Сын Гедеона Авимелех, более властолюбивый, чем его отец, задумал объединить в своих руках всю власть и образовать царство. Он говорил сихемлянам: „что лучше для вас, чтобы владели вами все семьдесят сынов Иеровааловых (т. е. Гедеона), или чтобы владел один?“ Сихимлянам показалось почему-то, что последнее лучше; и они воцарили над собой Авимелеха, который начал с того, что для упрочения своего положения умертвил всех своих братьев, за исключением одного – Иофама. Узнав об этом Иофам предостерегал Сихемлян от их опасного шага такой притчей. Задумали дерева помазать над собой царя и сказали маслине: царствуй над нами. Но маслина ответила им: оставлю ли я масло, которым чествуют богов и людей, и пойду ли скитаться по деревам? Предлагали смоковнице и виноградной лозе, но и эти отказались от власти, не желая расстаться с своими добрыми плодами. Лишь терновник изъявил своё согласие принять царскую власть и покоить —567— своей тенью подданных. Предостережение Иофама не возымело силы. Авимелех воцарился, но скоро был наказан Богом за своё чрезмерное властолюбие (Суд. гл. 9). При отсутствии постоянного органа правления в период судей народом еврейским, собственно говоря, управлял сам народ. Все важнейшие дела, касающиеся судьбы и интересов всего народа, решались на общенародных собраниях, на которые весь Израиль являлся, как один человек (ср. Суд.1:1; 8:22; 11:17, 19; 20:8 ; 1Цар.8:19 ). Менее важные вопросы подлежали ведению старейшин народа ( Суд.11:5 и д,; 1Цар.4:3; 16 , и др.). Последние, не будучи в собственном смысле выборными людьми, являлись естественными главами фамилий, родов, племён и представительствовали собой народ по праву первородства. Так как воля народа по идее должна была определяться волей Божией, выраженной через жребий (урим и туммим) или через прямое повеление, то форму правления за время судей можно назвать теократическим народовластием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Под первыми разумеются искусно составленные речи, затем притчи, под вторым – загадки в собственном смысле ( Суд. 14:12 ). Уменье разбираться во всем этом составляло необходимое качество восточного мудреца, этим, как известно, славился Соломон ( 3Цар. 5:12 ; Сир. 48:15–17 ; Npumч. I ). «Предузнает знамения и чудеса…» Ср. Прем.10:16 ст. «Последствия лет и времен…», слова имеют то же значение, что и предшествующее выражение «угадывает будущее» (ср. Деян. 1:7 ; 1Сол. 5:1 ). Прем.8:9 . Посему я рассудил принять ее в сожитие с собою, зная, что она будет мне советницею на доброе и утешеньем в заботах и печали. 9–16 . Писатель до этого говорил о существе премудрости вообще. Теперь от лица царя Соломона он высказывает, какие надежды у него лично соединялись с приобретением премудрости. Через нее он надеялся обеспечить успех своей общественной деятельности (9–15) и счастье семейной жизни (16 ст.). Прем.8:10 . Через нее я буду иметь славу в народе и честь перед старейшими, будучи юношею; 10 . Ср. 3Цар. 5:11, 14, 10:1, 6–7 ; Сир. 5:13, 38:24 . Прем.8:11 . окажусь проницательным в суде, и в глазах сильных заслужу удивление. 11 . Ср. 3Цар. 3:16–28 . Прем.8:12 . Когда я буду молчать, они будут ожидать, и когда начну говорить, будут внимать, и когда продлю беседу, положат руку на уста свои. 12 . Ср. Иов. 19:9, 40:4 ; Притч. 30:32 . Прем.8:13 . Чрез нее я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня. 13 . Ср. Прем.1:15, 3:4 . Прем.8:14 . Я буду управлять народами, и племена покорятся мне; Прем.8:15 . убоятся меня, когда услышат обо мне страшные тираны; в народе явлюсь добрым и на войне мужественным. 14–15 . Содержание этих стихов не соответствует характеру исторической личности Соломона, который не был воинственным царем и не покорял чужеземных народов. Писатель, очевидно, идеализирует личность Соломона, он выводит его в своем сочинении, как живого носителя мудрости, поэтому приписывает ему все качества, какие должны быть в такой идеальной личности. Прем.8:16 . Войдя в дом свой, я успокоюсь ею, ибо в обращении ее нет суровости, ни в сожитии с нею скорби, но веселие и радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Подобным образом Бог не любит одни вещи более других, ибо Он любит все актом воли, которая едина, проста и всецело неизменна. С другой стороны, с точки зрения самого блага, которое желается объекту любви. В этом смысле мы говорим о большей любви к одному, нежели к другому, когда первому мы желаем большего блага, хотя в обоих случая сила нашего желания одинакова. С этой стороны нам надлежит утверждать, что Бог любит одни вещи более других. Ведь коль скоро (о чем уже было говорено выше (2)) любовь Божия суть причина благости вещей, то ни одна из вещей не была бы лучше другой, если бы Бог не пожелал одним вещам большие блага, нежели другим. Ответ на возражение 1. О Боге говорится, что Он одинаково помышляет обо всех, не потому, что Своим помышлением Он наделяет все одинаковыми благами, но потому что Он управляет всем с одинаковой мудростью и благостью. Ответ на возражение 2. Приведенный аргумент относится к силе любви со стороны акта воли, которая суть [то же, что и] божественная сущность. Но то благо, которое Бог желает для Своих тварей, отнюдь не есть божественная сущность. Следовательно, [в данном случае] нет никаких оснований отрицать наличие каких-либо степеней. Ответ на возражение 3. Знание и воля обозначают единый акт и не содержат в своем определении того множества объектов, о которых можно было бы сказать, что Бог знает их или желает в большей или меньшей степени, как это было сказано о Божией любви. Раздел 4. Верно ли, что Бог любит лучшее более (остального)? С четвертым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Бог не всегда любит лучшее более [остального]. Ведь очевидно, что Христос, будучи одновременно Богом и человеком, был лучшим из всех людей. Но Бог любил человечество более, нежели Христа, ибо сказано [в Писании]: «Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас» ( Рим. 8, 32 ). Следовательно, Бог не всегда любит лучшее более [остального]. Возражение 2. Далее, ангел лучше человека. Потому-то и сказано о человеке: «Не много умалил Ты его пред ангелами» ( Пс. 8,6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

После дней творения Бог не оставил мир на произвол. Для поддержания порядка во всех областях бытия Бог установил различные виды власти. В этом смысле всякая власть от Бога. Она хранит мир от губительного неустройства. Опыт показывает, что наиболее тяжелыми для народа периодами всегда являются времена безвластия – так называемые смутные времена. «Многовластие же порождает партии, а партии – причина разделения и разложения» (преп. Феодор Студит . Подвижнические монахам наставления. Слово 41). Не только вождям и правителям избранного народа Господь дает полномочия управлять подданными, но и языческим монархам. Так, например, Навуходоносор был поставлен по воле Божией над всем ближним Востоком ( Иер. 27:6 ; Дан.2:37 ). Однако из этого не следует, что все деяния власть предержащих угодны Богу. «Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Внимайте, обладатели множества и гордящиеся пред народами! От Господа дана вам держава, и сила – от Вышнего, Который исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, – и строг суд над начальствующими» (Прем. Сол.6:1–5). При утверждении, что нет власти не от Бога ( Рим. 13:1 надо точно различать власть прямо установленную Богом и власть попущенную Им. «Потому вправе мы сказать, что самое дело, разумею власть, т. е. начальство и власть царская, установлена Богом, чтобы общество не пришло в неустройство. Но если какой злодей беззаконно восхитил сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему … изблевать все свое лукавство, как фараону, и в таком случае понести крайнее наказание» (преп. Исидор Пелусиот . Письма, ч.2. К Дионисию). Даже помазание на царство не исключает тяжелые ошибки и преступления, не угодные Богу. Достаточно вспомнить библейскую историю. Известны примеры также из истории Византии и России. Каждый имевший и имеющий власть над людьми (Божиим творением) даст на Страшном Суде ответ Богу за свои дела и будет либо оправдан, либо осужден.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Псалом 66 В еврейской Библии псалом в надписании не имеет имени автора; Семьдесят же и Вульгата указывают Давида. Связь содержания этого псалма с предыдущим в самом тоне хвалебно-торжественном, равно как приглашение всех народов к прославлению Бога, одинаково находящееся в обоих псалмах, да и самое сходство содержания с обстоятельствами жизни Езекии, когда он после чудесного избавления от ассириян ( Пс.66:5–6 ), получил через пророка Исаию обетования великого урожая ( Пс.66:7 ст.), см. Ис. 37:30 , все это заставляет считать писателем псалма царя Езекию или кого-либо из его современников, воспевавших Господа именем царя. Излей на нас, Господи, свои милости, чтобы все народы узнали Тебя и восхвалили (2–4). Да радуются все племена, и да восхваляют Тебя, как праведного Судию всех народов (5–6). Ты ниспослал великую милость; земля дала обильный урожай. Да продлит на нас Господь свои милости и да благоговеют пред Ним все концы вселенной (7–8)! Пс.66:2 .  Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим, «Свет» – символ блага. «Осветить... лицем» – обратить лице благоволения, ниспослать милость. Пс.66:3 .  дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое. «Познали... путь Твой» – не в смысле изучения закона и путей нравственного совершенствования, но изучений дел Божиих, показывающих, что Он – единый и истинный Бог, от Которого одного зависит спасение. Пс.66:5 .  Да веселятся и радуются племена, ибо Ты судишь народы праведно и управляешь на земле племенами. «Ибо Ты судишь народы» – указание на факт гибели ассирийского войска под стенами Иерусалима, который (факт) стал известен всем обитателям Малой Азии. В этом факте обнаружился справедливый суд Господа над недостойными Его посмеятелями и в нем же указание, что Бог управляет всеми народами. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 3: Исторические книги. Учительные книги. - 960 с./Псалтирь. 190-536 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Раздел 2. Насколько приемлемо приведенное обоснование сотворения светил? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что приведенное обоснование сотворения светил неприемлемо. Ведь сказано же [в Писании]: «Не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» ( Иер. 10,2 ). Следовательно, небесные светила не были сотворены для знамений. Возражение 2. Далее, знаки противопоставлены причинам. Но светила являются причинами происходящего на земле. Следовательно, они не являются знаками. Возражение 3. Далее, различие времен и дней началось с первого дня. Следовательно, светила не были созданы «для времен, и дней, и годов», то есть для их различения. Возражение 4. Далее, ничто не делается ради низшего, поскольку «цель предпочтительнее средств» 408 . Но светила возвышеннее земли. Следовательно, они не были созданы для того, «чтобы светить на землю». Возражение 5. Кроме того, о новолунии никак нельзя сказать как об «управляющем ночью». Но так, очевидно, и было сделано в самом начале, поскольку люди ведут свой отсчет от дня новолуния. Таким образом, луна не была создана «для управления ночью». Этому противоречит авторитет Священного Писания. Отвечаю: как уже было говорено выше (65,2), телесную тварь можно рассматривать как созданную или ради собственных действий, или ради других тварей, или ради всей вселенной, или ради славы Творца. Из всех указанных подходов Моисея интересовал тот, который был связан со служением всего созданного людям и при этом оберегал людей от идолопоклонства. Поэтому и сказано: «Дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну, и звезды, и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им, и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам» (Вт. 4, 19). Итак, в начале книги Бытия он объясняет это служение трояко. Во-первых, светила служат человеку как вспомоществующие зрению, которое играет важную роль в его делах и в смысле восприятия является главнейшим из чувств. В связи с этим он говорит: «Да будут светила на тверди небесной для освещения земли».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Следовательно, со стороны пророка было вполне уместно выражать подобную просьбу. И притом в особенности тяжела клевета людей гордых и сильных, потому что неправда, опираясь на силу, приносит большой вред. « Очи мои истаяли (ожидая) спасения Твоего и слова правды Твоей » (ст. 123). Опять здесь словом называете обещание. Постоянно, говорит, я думаю о Твоем спасении и жду исполнения Твоего обещания. Сказал: истаивают очи мои, показывая напряженность ожидания. Это и выше он показал словами: « истаевает душа моя (ожидая) спасения Твоего » (ст. 81). Какое же спасение? То, о котором Симеон, держа в объятиях Господа, говорил: « видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов » (Лк. 2:30, 31). Итак, пророк молится, чтобы спасение его вместе со всем родом человеческим совершилось скорее. А слова: « истаевает душа моя » не иное что означают, как напряженное желание. « Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей и оправданиям Твоим научи меня » (ст. 124). Стоявший на верху добродетели просит о милости и умоляет о спасении; он не требует награды, но обращается к человеколюбию. И хотя он преуспевал в добродетелях, однако просит себе милости Божией. Так и мы, братие, если и сделаем какое добро, будем просить Бога содействовать нам и спасти нас Своею милостью. « Я — раб Твой: научи меня, и узнаю откровения Твои » (ст. 125). По природе все люди рабы Божии, по расположению же — только те, которые искренно принимают владычество Божие. Пророк называет себя рабом во втором смысле и просит о том, чтобы удостоиться разума для познания откровений Божиих. « Время действовать Господу: уничтожили закон Твой » (ст. 126). Господь, всем управляющий мерою и весом, очень долго сносит грехи людей; когда же увидит, что порок от долготерпения умножается, тогда посылает наказание. Об этом именно и говорит здесь пророк: время восстать Тебе, о, Владыка, на защиту обижаемых: враги слишком уже попрали закон Твой. И апостол Павел говорит о времени пришествия Господа нашего: « теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения » (2 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Это оправа для драгоценного камня. Надо восстановить и вот эти все, так сказать, служения. Но на примере истории, какую мы рассматриваем, мы видим, что и никакие монархии не удерживаются, когда монархи отступают от Бога. Вот книга Царств – она и свидетельствует о том, о тех словах, которые были сказаны пророку Самуилу, когда народ требовал в лице старейшин поставить им царя, как у прочих народов. Давайте вспомним. Откройте 1-ю Царств, найдите 8-ю главу, и в 8-й главе мы читаем следующее – 4-й стих: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму [город его], и сказали ему: вот, ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак поставь над нам царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов. И не понравилось слово сие Самуилу глава. Читаю с 4-го стиха: И не понравилось слово сие Самуилу], когда они сказали: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня ». Чистая теократия, как было замыслено: государство Моисеево – это чистая теократия. Теократия – это значит Богоправление. В собственном смысле государством управлял Бог через Своего представителя, а таким представителем был пророк. Но пророческим взором своим Моисей предвидел, что народ не устоит на этом уровне, потребует себе царя, и он сказал, на каких основаниях можно утверждать монархию. Во-первых, царь должен быть из своего народа (см. Втор. 17:14–15 ); во-вторых, он должен руководствоваться в своих действиях книгой Закона Божия, не уклоняясь от неё ни направо – не конституцией, а книгой Закона Божия, Пятикнижием (см. 1Цар. 12:14 ; Втор. 17:18–20 ). Вот, если бы цари руководствовались этим Евангелием – конечно, было бы и несокрушимо и царство. Как начинается подкоп под теократию, так за этим подкопом идут все так называемые свободы; а свобода – это в первую очередь свобода от Божией опеки – жить по собственным похотям и страстям. Вот она и приводит к богоборчеству. А когда на знамя возносится вот это богоборчество, тогда всё идет прахом. И смотрите, что говорит: «ибо не тебя они отвергли, но Меня, чтоб Я не царствовал над ними; как они поступали с того дня, в который Я вывел их из Египта, и до сего дня, оставляли Меня и служили иным богам, так поступают они и с тобою; итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними». А эти «права царя» – это права восточного деспота, который закабалит всех. Всех! Введёт воинскую повинность, лучшие земли заберёт, обложит всех данью – и попробуй пикнуть: оскорбление царского величества каралось смертью!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010