- Я опасаюсь слежки наших спецслужб, их воздействия на мой мозг. Что надо делать, чтобы прекратить это воздействие?  - Мы, православные христиане, придерживаемся той позиции, которую сформулировал святитель Иоанн Златоуст: никто и ничто во вселенной не может повредить человеку, если он сам не повредит себе. Вот этого надо держаться. А когда люди испытывают страх перед спецслужбами, ФСБ, ЦРУ и т.д. – это оскорбляет веру в Бога. Почему? Потому что Василий Великий писал: тот, кто людей боится – тот Бога не боится, а кто Бога боится – тот никого не боится. Т.е. надо изгонять страх человеческий страхом Божиим. Если человек имеет страх к Богу, он людей уже перестает бояться. А если он имеет страх человеческий – он Бога не боится, т.е. он поставил людей выше Бога, а это уже кощунство. Почему наша жизнь должна зависеть от каких-то экспериментов, колдунов, магов и чего только не наговорят и не придумают! В Писании сказано, что без воли Отца Небесного даже волос не упадет с нашей головы: если Господь попустит нам оказаться в лапах людей, которые будут над нами делать эксперименты – это Его святая воля. Но при этом  мы помним, что если Бог попускает нам какие-то переживания, испытания – Он никогда не посылает нам испытания сверх сил, но в самом испытании посылает нам некое облегчение. Поэтому надо больше рассуждать о божественном страхе.  Мы должны совершенно четко определиться, что этим миром управляет Бог. И бог как Вседержитель одинаково контролирует добро и зло в этом мире. Пророк Исайя 45:6-7 – здесь сказано: Дабы узнали от восхода Солнца и от Запада, что нет кроме меня. Я – Господь и нет иного, Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствие, Я – Господь делаю все это (Ис 45,6-7)». Это сказано не  в том смысле, что Бог является источником тьмы и бедствий, а в том смысле, что Бог одинаково контролирует не только добро в этом мире, но и зло, и без Его воли ничего не может произойти в этом мире. Если Он нам попускает зло, святые отцы объясняют, то только потому, что Он может любое зло обернуть в добро для нас.

http://radonezh.ru/analytics/16-11-2014-...

III. Но почему же здесь нельзя разуметь земного заместителя Христова? Во первых по связи речи. В том и торжество нашего Господа, что полагая душу за овец Своих, Он не оскудевает в своей пастырской власти и силе, но лично Сам остается Пастырем Своего неоскудевающего стада, ибо только лично Он дает овцам »жизнь вечную и не погибнут вовеки и ни кто не может похитит их из руки» Его, ибо Он и Отец одно ( Иоан. 10, 28 – 31 ). Итак, если есть у Него наместник, то пусть он говорит, что он одно с Отцем небесным. Но эта нечестивая мысль о наместнике в самый корень противоречит словам Христовым, постоянно убеждающим нас в том, что вознесшись плотью на небо, Господь не лишил нас Своего личного пребывания с нами и управления Церковью . Кроме приведенных слов нас в этом убеждает и Его обетование перед вознесением, воспеваемое Церковью в следующем распространении: «вознеслся еси во славе, Христе Боже, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступно и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы». Он всегда там, где два или три соберутся во имя Его, где совещаются о всякой вещи для Его дела ( Мф. 18, 19 ). Расставаясь с учениками, Он сказал, что пребудет в них ( Иоан. 17, 26 ), как и они в Нем; еслиже не пребудут на лозе, то высохнут, а если пребудут в Нем, то принесут иного плода ( Иоан. 15, 4 – 5 ). Он Сам, а не наместник, является Павлу и укрепляет Его надежду ( Деян. 23, 11 ). Он сам, а не наместник, диктует послания Иоанну к семи церквам и устраняет всякую мысль о каком-либо удалении Своем от Церкви: «Я есмь первый и я последний, и живый, и был мертв, и се жив вовеки веков, амин. И имею ключи ада и смерти» (Ап. 1, 17. 18). Не через посредство одного человека и не через правительственные только власти церковные управляет Господь Своей церковью. Первого рода правление было бы подобно правлению земного царя, живущего в своих верных наследниках, да и второе было бы слишком недостаточно для Пастыря – Бога. Господь правит Церковью Своей, как стяжавший всякую власть на небе и на земле ( Мф. 28, 18 ), но власть не в жалком человеческом смысле 7 , а в смысле господства над всей природой, над землей и небом, то осеняемым знамением креста для Константина, то заключаемым в бездождии для беззаконников.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

LXI. А то, что Ирод посягнул на жизнь родившегося младенца (Иисуса), этому нечего удивляться, хотя иудей у Цельса и подвергает сомнению истинность этого события. Ведь злоба соединяется с ослеплением; она чувствует себя сильнее даже Божественного Провидения 151 и старается преодолеть его. Такое именно состояние переживал и Ирод: он поверил тому, что родился царь иудейский и в то же время предпринял решение, которое находилось в явном противоречии с этой верой. Он упустил из виду, что коль скоро он – царь, то будет и царствовать, если же он не будет царствовать, то напрасно предпринимать и решение к Его убиению. И вот он захотел Его убить, проникаясь в своей злобе мыслями, которые сами себе противоречили, – и в этом случае он руководился внушениями ослепленного и лукавого дьявола, который с самого начала стал злоумышлять против Спасителя, в то же время ясно сознавая, что он есть нечто великое и что он будет таким. Поэтому-то и Ангел, охраняя последовательность событий – в которую Цельс, правда, не верит, – дал совет Иосифу удалиться вместе с Младенцем и его Матерью в Египет, а Ирод повелел перебить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, находясь при том убеждении, что он лишит таким образом жизни и новорожденного царя иудейского. Он не видел, что есть сила, неусыпно пекущаяся о тех, которые достойны попечения и охранения ради спасения людей и что среди этих (людей) первое место по чести и несравненному достоинству принадлежало Иисусу, предназначенному быть царем, – царем, конечно, не в том смысле, как это понимал Ирод, но в том, как это приличествует Тому, Кому Бог даровал царство для того, чтобы быть Ему для подвластных раздаятелем щедрот, но щедрот, если можно так выразиться, не средних, не безразличных 152 : напротив, Он должен был воспитывать и управлять своими подчиненными посредством законов истинно Божественных. Это именно знал и Иисус; Он отвергал свое царское достоинство в том смысле, как его понимает большинство, и учил об исключительном характере своего царства, когда говорил: «если бы от мира сего было царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям: но ныне же царство Мое не отсюда» ( Иоан. 18:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

«Офел» – (холм, богиня) составлял часть Иерусалима и, как кажется, представлял собою юго-восточный скат храмовой горы. На вершине Офела стояла башня (ср. Неем.3:26 ). «Дикий осел». Это животное любит одиночество пустынь ( Иов.39:5 ). Следовательно, там, где он появляется, – тихо и безлюдно, как в пустыне. И так будет в прежде кипевшем жизнью Иерусалиме! «Навсегда» – выражение, означающее иногда очень долгое время, как видно из следующего стиха (ср. Ис.63:16 ). Ис.32:15 . доколе не излиет­ся на нас Дух свыше, и пустыня не сделает­ся садом, а сад не будут считать лесом. Здесь пророк изображает будущие мессианские времена, когда положение избранного народа переменится к лучшему во всех отношениях – и в смысле нравственного, и в смысле материального благополучия. «Дух свыше». Сила, которая совершит эту великую метаморфозу во внутренней и внешней жизни народа, будет Дух, имеющий излиться на народ и страну его в чрезмерном изобилии с высоты. Этот Дух – обновляющий жизнь людей принцип, чудесная сила Божия. Об этом Духе говорил еще ранее Исаии пророк Иоиль ( Иоил.2:28 ), но у этого последнего увеличение плодородия земли обетованной предшествует излиянию Духа, тогда как у Исаии оно является результатом излияния Духа. 41 Ис.32:16 . Тогда суд водворит­ся в этой пустыне, и правосудие будет пре­бы­вать на плодоносном по­ле. Ис.32:17 . И делом правды будет мир, и плодом правосудия – спокойствие и безопасность вовеки. Ис.32:18 . Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селе­ниях безопасных, и в по­ко­ищах блажен­ных. Пророк только что (13–14 ст.) изобразил Иудею как бесплодную пустыню, следовательно, как такое место, в котором нельзя рассчитывать ни на какую безопасность, ни на какое действие обычных законов: бедуины с путниками управляются по своим собственным обычаям. Но во дни Мессии Палестина снова будет страною, где уважается справедливость и где поэтому жить будет вполне безопасно. Ис.32:19 . И град будет падать на лес, и город спустит­ся в долину. Ис.32:20 . Блажен­ны вы, сеющие при всех водах и по­сыла­ю­щие туда вола и осла.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» Часто говорят, что «на всё воля Божия». А на болезни, катастрофы, грехи преступления? 3 Ответа Грехи и преступления — следствие злой воли человека, которую Бог не сковывает. “Следовательно, Бог не ответственен за наши грехи.  Так как грех есть результат свободного выбора, соединенного с предрасположенностью к тому или другому образу действия, и так как ложные мнения часто управляют нами, а мы, по неведению или в силу нашего невежества, не пытаемся противостоять им, Бог имеет право судить нас.….…. Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели”. (Св. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры). Болезни и катастрофы — причины наших грехов. Бог посылает их для уцеломудривания людей. «Итак, посланы ли меч, или голод, или язва, или смерть, или другое что кажущееся скорбным, все сие посылается на землю для уцеломудрения и исправления, чтобы люди устремили ум свой к благочестию, потому что каждое поколение имеет нужду во вразумлении Господним посещением. Если и среди страхов иные остаются нечувствительными в деле благочестия; то, ежели вовсе не будет посещения Господня, не тем ли паче совратятся умом в безбожие и погибель?». (Св. Ефрем Сирин . О том, что не должно обольщаться еллинскими мнениями). Слова “воля Божия” могут употребляться в двух смыслах — в смысле Божьего промысла и Божьего закона. Грехи и преступления людей безусловно противны закону Божию, и, в этом смысле, противны Его воле. Но любые события учтены в Божием замысле о спасении мира и конкретных людей, так, что даже величайшая несправедливость и преступление в истории мира — распятие безгрешного Сына Божия — Бог обратил к нашему спасению. В мире не может произойти ничего, что не было бы уже известно Богу и включено в его план. Все происходящее — в том числе действия тех, кто противится Богу — Он в конечном итоге обратит к осуществлению Его благих целей. В книге Деяний Апостолы выражают эту веру в молитве, которую они возносят, столкнувшись с враждебностью и преследованиями: “Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное? Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его. Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой” ( Деян.4:25–28 )

http://azbyka.ru/vopros/na-vsjo-li-volja...

Следовательно, прежде чем говорить о библейской концепции свободы, следует постичь смысл выражения «раб Божий» и понять его смысл: чьим же «рабом» представляется человек в этом словосочетании. Не углубляясь в богословские объяснения понятия «Бог», обратим внимание вот на что. Помимо того, что Бог является Создателем мира и человека (уже только это обстоятельство оправдывает требование повиновения, ибо никого ведь не смущает послушание детей родителям), в контексте интересующей нас проблемы важно подчеркнуть совершенно тривиальную мысль: Бог нематериален. Сколь часто люди, пытаясь приспособить мысль о существовании Бога к своим эмпирическиматериальным представлениям, отождествляют Вездесущего с материальной природой. В философском смысле подобное понимание становится основой пантеизма: всё есть Бог . Намного приемлемей определение, согласно которому «Бог есть абсолютная субстанция» 18 . Но будучи абсолютной субстанцией, нематериальной абсолютной идеей, Бог является началом, упорядывающим первоначальный хаос. Акт творения был одновременно внесением в хаос порядка, закона: «И отделил Бог свет от тьмы» ( Быт. 1:3 ); «И отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом» ( Быт. 1:78 ); «И сказал Бог: «да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. [...] И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» ( Быт. 1:9 ); «да будут светила на тверди небесной [...]; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы» ( Быт. 1:14:18 ). Так что, если внимательно приглядеться к описанию актов творения, все они включают дефиницию явления с последующим определением его места и функции: это и есть законодательная деятельность. Таким образом, Бог учредитель закона в самом широком смысле. Уже актом творения Он заложил в мир и закон всемирного тяготения, и законы механики, и закон Архимеда, и закон Паскаля. Бог учреждает закон для каждого сотворенного Им явления, следовательно, и для последнего из Своих созданий человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristia...

17 . Вместо меди буду доставлять тебе золото, и вместо железа серебро, и вместо дерева медь, и вместо камней железо; и поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими – правду. Последние слова этого стиха никак не допускают буквального толкования этого стиха, как увеличение материального богатства Иудеев (как толкуют то равнины), Спб. Дух. Ак. комментарий указывает на Св. Кир. Алекс., признававшего в этом пророчестве высшее духовное воспитание, в котором медь древних умствований о законе Моисеевом заменяется воспитанием о Христе, которое уподобляется золоту. В этом же смысле он толкует и другие образы, употребленные в этом стихе. Шмидер, указывая на храм Соломонов и его построение, говорит, что храм новый будет построен из других лучших и крепчайших материалов, знаменующих его вечность. Еп. Петр (ч. II, стр. 280–281) указывает на прославление Церкви, в которой материалы будут лучше и превосходнее, чем те, которые входили в состав ветхозаветной церкви. Более всего останавливают внимание последние слова стиха, рисующие тот идеальный еще пока строй жизни общества, когда порядок в обществе охраняется не меченосцем и его слугами, а миром и правдою, то есть, когда общество будет состоять из членов, настолько развитых о Христе и проникнутых его учением, что ими будет управлять мир, дарованный Господом ученикам Его (Ин. 14и наши объяс. в изуч. Ев.) и в сердце каждого будет сиять тот луч света, который называется истиною и правдою, и который принесен на землю Господом нашим Иисусом Христом (Ин. 1и 2Кор. 3:17 ). См. следующие стихи, которым отвечает Откр. гл. XXI-XXII, глаголющее о новой земле. 18 . Не слышно будет более насилия в земле твоей, опустошения и разорения – в пределах твоих; и будешь называть стены твои спасением и ворота твои – славою. 19 . Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею. 20 . Не зайдет уже солнце твое, и луна твоя не сокроется, ибо Господь будет для тебя вечным светом, и окончатся дни сетования твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   (108, 1) По достижении цели брачного союза, жена становится помощницей мужу в надзоре за домашним хозяйством и поддержании христианской веры, (2) как об этом явственно свидетельствует апостол: «Вступившим в брак не я, но Господь, повелевает: жене не разводиться с мужем. (Если же раз­ведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем). Точно так же и муж не должен оставлять жены. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат…» и далее читай до слов «а теперь святы». (1Кор. 7:10—14) (2) Что на это смогут возразить поносящие закон и брак, как если бы только закон предписывал брачный союз, а Но­вый Завет в этом противоречил ему? Что в ответ на этот закон скажут нечестивцы, избегающие секса и деторождения? Ведь и церковью должен править «епископ, хорошо управляющий домом» и союз «с одной женой» образует дом, благословенный Господом. (109, 1) В этом смысле сказано, что «для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но оск­вернены и ум их, и совесть». (2) По поводу же бесчинного угождения плоти высказывается он так: «Не обманывайтесь: ни развратники, ни идолопоклонники, ни прелюбо­деи, ни педерасты, ни мужеложники, ни лихоимцы, ни воры, ни пья­ницы, ни злоречивые, ни хищники царства Божия не наследуют». И мы были такими, но «омылись». (1Кор. 6:9—11) Оставшись таковыми, они утопают в разврате, вместо благоразумия погружаясь в блуд, рассуждая об удовольствиях и угождении страстям, учат распущенности вместо самоконтроля, надеясь лишь на свои срамные части. Им подобные сами отлучают себя от царства Божия. Им не суждено стать верными учениками. Через то, что они лживо называют гносисом, они обеспечили себе дорогу во тьму внешнюю.    (3) «Наконец, братия, что только истинно, что честно, что спра­ведливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте; и Бог мира будет с вами». (Phil. 4:8—9) (110, 1) Петр в своем послании говорит подобное же: «Чтобы вы имели веру и упование на Бога, послушанием истине очистивши души ваши», «как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но по примеру призвавшего вас святого, и сами будьте святы во всех поступках, ибо написано: будьте святы, потому что я свят».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы. Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили» (7:51–53). Казалось бы, перед нами некоторое риторическое преувеличение: был же пророк Самуил, которого никто никогда не гнал, на чью жизнь никто не покушался, при котором, напротив, теократическое устройство в Израиле достигло своего расцвета. Но, возможно, история Самуила и самая показательная. Народ устал от почти непосредственного участия Бога в управлении государством и попросил себе царя, «чтобы он судил нас, как у прочих народов» (1 Цар 8:5). Любопытно, что еврейская монархия у самого своего основания оказывается народной, и именно в этом ее родовая травма, в этом ее неизбежное противоречие с тем идеалом, который предлагал еврейскому народу Бог. Теперь, когда народная воля получила свое политическое выражение, обрела субъектность, конфликт царя и пророка, народного «не хочу» и божественного «надо» оказался неизбежным. С этого времени пророк уже не управлял государством, проводя ту или иную политику в соответствии с божественной нормой, а только напоминал об этой норме — в те моменты, когда уж все совсем шло вразнос. Раз от раза повторялся один и тот же сценарий: норма нарушается, пророк указывает на это, государство включает «репрессивный механизм» против пророка, а потом, на новом историческом витке, заносит пророка в идеологически выверенные святцы. Этот механизм сломался на Иоанне Крестителе и Христе, поскольку новая религия заявила о своей наднациональной сущности, но убийство Господа и Его Предтечи стало логическим завершением ветхозаветных взаимоотношений Бога и народного (в сущностном смысле) государства. Насилие против праведника — это следствие духовной медлительности, когда душа не способна распознать Божью правду в тот момент, когда она является. Душа опаздывает, реагируя на уже неактуальный вызов, отвечая Богу на тот вопрос, который Он задавал вчера. Получается нелепость, на которую обращает внимание первомученик Стефан: евреи держатся за храм Соломона, который когда-то был нужен и полезен, а сейчас скорее препятствует духовному росту. Еще более емко о том же говорит Господь:

http://blog.predanie.ru/article/za-chto-...

Златоуст пишет: «каждый раз, когда Бог хочет показать разнообразие... сотворения, Он говорит о «рождении» и «чреве», а когда [хочет показать] их готовность и совершенство, изображает их внемлющими и призываемыми (ср., например, Иов. 38:34–35 ). Почему же Он изобразил Себя не художником, но Отцом? Потому что искусство природы намного превосходит труд ремесленника, потому что оно Божественное» 1016 . Итак, Бог созидает все настолько разнообразным, совершенным и прекрасным, что превосходит здесь любых – самых талантливых и вдохновенных – земных творцов-людей. В этом смысле Он почти что «Отец» для вселенной, ибо созидает ее так, чтобы предельно уподобить все творимые Им прекрасные вещи мере совершенства Собственной природы – как бы «рождая» их силой Своей творческой Премудрости из Божественных предвечных и возвышенных замыслов. Мы видим: мир, сотворенный Господом, настолько совершенен, что он порой кажется своему зрителю-человеку даже не созданным, а именно как бы «рожденным» из Источника всех совершенств – Бога; хотя на самом деле вселенная конечно же произведена Первохудожником из «ничего». Затем ( Иов. 38:31–32 ) Бог спрашивает Иова, способен ли он водрузить на небе созвездия и управлять движением небесных тел: Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? ( Иов. 38:31–32 ). Замечу, что 32-й стих 38-й главы в варианте Вульгаты отличается от его синодальной версии: Ты ли выводишь утреннюю звезду в свое время, и ты ли сделал [так], чтобы вечерням звезда поднялась над сынами человеческими ( Иов. 38:32 ; Вульгата). По убеждению святителя Григория Великого , под «утренней звездой» здесь пророчески подразумевается Сын Божий, явленный нам в Воплощении подобно утренней звезде Своим Небесным Отцом. Именно об этом событии и говорит святой апостол Павел: но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление ( Гал. 4:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010