Может быть они видели и слышали, что Павел узник, – тем понятнее их суждение. Под именем Суда (Δκη – Iustitia) у греков разумелась богиня, мстящая за преступления людям, дочь верховного Юпитера. – Не потерпел никакого вреда: это – без сомнения, чудо, совершившееся с великим апостолом во исполнение обетования Господа ( Мк.16:18 ): будут брать змей верующие в Христа безвредно. – Переменили мысли и говорили, что он бог: т.е. по их языческому представлению – принявший на себя образ человека один из богов (ср. 14, 11 и прим.), ибо они видели действие необычайное, превосходящее силы человека, и догадывались, что человек простой не может сделать того, что сделал Павел. – Ныне нет ядовитых змей на Мальте; у туземцев есть предание или поверье, что с тех пор, как апостол Павел стряхнул ехидну в огонь, вся эта порода ядовитых пресмыкающихся утратила свою ядовитость, – предание, свидетельствующее о пребывании Павла на этом именно острове и именно при тех обстоятельствах, о которых говорится здесь. 7. Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас, и три дня дружелюбно угощал. 8. Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе: Павел вошел к нему, помолился, и возложив на него руки свои, исцелил его. 9. После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы. 10. И оказывали нам много почести, и при отъезде снабдили нужным. Начальника острова: буквально – первого на острове человека. Первым называется Публий, без сомнения, не по роду своему или богатству, ибо в этом смысле первым был бы его отец, который был еще жив. Посему надо полагать, что первым он называется по должности, занимаемой им на острове, вероятно, он был легат претора сицилийского, к провинции которого принадлежала Мальта, управлявший островом. – Принял нас: не всех спасшихся от кораблекрушения, но – нас в тесном значении слова, т.е. Павла и его спутников – Луку, дееписателя, и Аристарха ( Деян.27:1–2 ); на это ясно указывает ст. 10, так как всем 276 людям не за что было оказывать особенные многие почести, и невероятно, чтобы всех снабдили нужным на дорогу островитяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Почему это произошло? Безусловно, по благодати Божией – не по нашей жизни. Каким бы ни был человек умным, нравственным, талантливым – без воли Божией, без Его помощи мы к Богу не сможем прийти. Только благодатью Святого Духа мы исповедуем Христа Сыном Божьим, Сыном Человеческим. Не сомневаюсь, что совершается это с нами, во-первых, потому что Россия – это особая страна, особое государство – центр православной веры во всем мире. На России покоится Покров Пресвятой Богородицы: мы знаем, что после отречения царя страстотерпца Николая Второго Пресвятая Богородица стала управлять Россией. Да, мы прошли через тяжкие испытания. Реки крови мучеников пролились. Но эта кровь дала новые христианские ростки, может быть слабые – как я. Ведь мы в полном смысле этого слова не являемся верующими людьми. Я не стесняюсь говорить об этом – я только на пути к вере. Конечно, я верующий человек по сравнению с теми людьми, которые находятся за стенами храма, которые не приходят в церковь. Однако мы, священники, совершающие Божественную Литургию, Таинство из Таинств, не являемся чудотворцами. А Господь Иисус Христос в Евангелии от Марка говорит: «Уверовших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17–18). Совершаем ли мы эти чудеса? Нет. Иисус Христос      Ко мне подходили несколько раз люди сектантствующие, баптисты или пятидесятники, пытаясь убедить в своей правоте, уличить в незнании. Беседу с ними я всегда заканчивал следующими словами: «Я очень больной человек, Господь сказал – «именем Моим вы можете исцелять людей». Вы-то – верующие, возложите на меня руки, помолитесь, чтобы я исцелился». Они отходили с глубочайшим раздражением, понимая, что совершить этого не могут. Но мы все-таки держимся – благодатью Духа Святого. И нам надо помнить о том, что без Божией помощи мы не можем в этом мире и в своей жизни ничего совершить.

http://pravoslavie.ru/106645.html

Чтобы личность была цельной, должна быть цельная семья; чтобы государство было действительно сильным, должно быть национальное самосознание, должно быть державное самосознание, должно быть православное воцерковление. ...Нация есть третье естественное начало жизни, созданное Богом. Как и все пять начал жизни человеческой, нация есть граница ответственности, очерченная рукою Бога. Созданию национальностей, как и созданию первого человека ( Быт. 1, 26 ), предшествовал Собор Святой Троицы. Сказано: «сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт. 11, 7 ). В рамках отдельно взятых наций люди должны были научиться подлинному (а не ложному «вавилонскому») единству в Боге и с Богом. В этом смысле и семья, и нация есть Школа Любви. Тот человек, который любит свою собственную семью, равно как и свой собственный народ, всегда может понять проблемы и другой семьи, и другого племени. И напротив, тот, кто не сохранил своих собственных семейных и национальных устоев, бесполезен для чего-либо более высокого. Сказано: «... Ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» ( 1Тим. 3, 5 ). Известно высказывание: «бесполезный для земного отечества бесполезен и для Небесного». В национальном вопросе мы призваны Словом Божиим и к охранительным функциям. Писание учит нас: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию...» ( Деян. 17, 26 ). «Пределы... обитанию» суть границы этнические, расовые и политические (территориальные). Никто не имеет право самочинно нарушать их... Библейский закон о «пришельцах» должен регулировать эмиграционную и миграционную политику Русских Земель. Цельный человек живет интересами Семьи, своей Нации, Царства и Церкви. И в этом и заключается целокупность его бытия (цельность Личности)». 114 Как мы видим, отец Олег говорит о том, что христианин в своем мировоззрении сочетает цельность и иерархичность. Да, все христиане понимают, что все мы странники на земле, что в свое время каждый покинет земной удел и наследует жизнь другую, уже не временную, а вечную. Однако посмертная участь каждого будет определяться именно по тому, как была прожита земная жизнь. И здесь не лишним будет вспомнить слова святителя Филарета Московского о том, что «худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rossijsk...

14–18 ст. Апостол делает нравственный вывод и назидание. «Итак, возлюбленные, ожидая этого, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа (т. е. что Он медлит прийти на суд), почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам (в посланиях к Ефесеям, Галатам и Колоссянам); как он говорит об этом (о святом провождении временной жизни в ожидании последнего суда) в своих посланиях; в них же (т. е. в Павловых посланиях) суть неудобь разумна некая, яже не научени и не утверждени развращают, якоже и прочая писания, к своей погибели им». Эти слова отнюдь не нужно понимать в смысле унижения ап. Петром. ап. Павла за недостаток вразумительности его речи. Под неудобовразумительностью надобно разуметь отнюдь не недостаток речи, а высоту и глубину Павлова учения, недоступные для людей не наученных и не утвержденных в вере. «Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников… Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя И. Христа. Ему слава и ныне, и в день вечный». Послания ап. Иоанна Сведения о писателе посланий ап. Иоанна изложены выше см. Евангелие от Иоанна. Обстоятельства написания каждого из посланий Иоанновых. Достоверных известий ни о месте, ни о времени написания Иоанновых посланий из преданий нам не осталось. По наиболее вероятному предположению, все они написаны из Ефеса, в котором апостол провел последние годы своей жизни и откуда управлял церквами малоазийскими. По содержанию первого послания можно заключить, что оно назначалось христианам в церквах малоазийских, уже давно основанных. «Пишу вам, – говорит, напр., апостол, – не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала». А что большинство христианских общин, к которым назначалось послание, составилось из обращенных язычников, – на это видят указание в заключительных словах послания: «дети! храните себя от идолов». Из содержания же послания видно, что ко времени написания умножились в Малой Азии и получили особенную силу гностические лжеучения, которые состояли в том, что:

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

162 Прообразом этого опять-таки может служить деятельность Наполеона, результатом которой явились упразднение Священной Римской империи и политическая реорганизация Европы.  «и когда придет, не долго ему быть» – седьмой царь будет управлять лишь короткое время.  «и зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи» – антихрист, будучи восьмым, произойдет из числа тех семи царей, о которых только что было сказано.  Например, можно предположить, что сначала лжемессия будет пятым или шестым мировым правителем, потом он будет устранен (см. комм. на 13, 3), потом через какое-то время он восстановится и, вторично возглавив глобальное государство в качестве восьмого правителя, реформирует его в финальное царство зверя.  Или же может быть, что в ряду мировых правителей антихрист будет седьмым, в каковом качестве он и будет сначала устранен, а затем неожиданно восстановится. Наименование же его «восьмым» в этом случае следует объяснить тем, что, исцелившись от смертельной раны (13, 3), радикально реформировав глобальное государство и (предположительно) перенеся ее столицу в Иерусалим, антихрист приобретет принципиально другой, по сравнению с предыдущим, статус, почему и может уже именоваться восьмым, а не седьмым.  Наконец, слова «из числа семи» можно понимать и просто в общем смысле: восьмой царь выйдет из той же среды, из того же круга правителей, что и предыдущие семь, не будучи буквально одним из них. Следует также отметить, что слова «зверь, который был и которого нет, есть восьмой», ясно показывают, что антихрист не есть какая-то абстрактная политическая или идеологическая сила, но он является реальной человеческой личностью – восьмым правителем.  12 И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. 13 Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. 14 Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

6:19). Они проходят службу воина под (властью) мучителя, а ты под (властью) царя. Но почему он называет службою воина это дело? Чтобы показать, что воздвигнута сильная брань вообще против всех, и особенно против учителя, что нам нужно крепкое оружие, именно трезвенность, бодрствование, неусыпная бдительность, что мы должны быть готовы на кровавые битвы, что (мы должны) ополчиться и не иметь ни малейшей изнеженности. « Чтобы ты воинствовал », — говорит, — « согласно с ними ». Подобно тому, как в войсках не все одинаковым образом исполняют службу, но в различных чинах, так и в Церкви один занимает место учителя, другой — ученика, третий — ничего несведущего, между тем ты занимаешь первое место. Потом, чтобы кто не подумал, что этого достаточно, что говорит он? « Имея веру и добрую совесть ». Учитель должен сначала научить самого себя. Подобно тому, как военачальник, если бы он прежде не был отличным воином, не был бы никогда и военачальником, так и учащий. Об этом (апостол) говорит и в другом месте: « дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным » (1 Кор. 9:27). « Имея », — говорит, — « веру и добрую совесть » — для того, чтобы ты мог таким образом управлять другими. Слыша это, не будем пренебрегать наставлениями тех, которые больше нас, несмотря на то, что мы учители. Если Тимофей, с которым мы все не должны сравнивать себя, принимает наставления и учится, и при том тогда, когда он сам был уже в звании учителя, то тем более мы (должны так поступать). « Которую », — говорит, — « некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере ». И справедливо, — потому что, когда жизнь становится достойною осуждения, тогда возникает и такое же учение. И можно видеть многих, которые ниспали от этого в бездну грехов, и совратились в язычество. Чтобы не терзаться страхом будущего, они стараются убедить себя в душе, что все наши (угрозы) ложны. И от веры некоторые уклоняются потому, что, умствуя, все подвергают исследованию, а умствование производит кораблекрушение, вера же есть в некотором смысле надежный корабль.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

6:2. …а я построил дом в жилище Тебе, [Святый,] место для вечного Твоего пребывания… Т. е., потому-то, конечно, и благоволил Ты, Господи, и пред нами теперь, как в древние времена, проявить свое присутствие обычным способом, посредством мглы, что избираешь новосозданный мною храм в постоянное место Своего обитания, – а для этой цели он и построен Тебе, Господи. Благоговейно и благодарно принимаю, как бы, так говорил Соломон, сей знак милости и благоволения Твоего, Господи!... 6:3–11. Успокоивши народ, устрашенный явлением славы Божией, Соломон, как бы, для большого успокоения, разъясняет собранию, что в случившемся событии исполнилось именно то, что обещал некогда Сам Господь отцу его Давиду, первому богоизбранному царю израильскому, первому основателю священной столицы еврейской и первому правителю народа Божия, возымевшему мысль о создании храма Иегове. Вот эти замечательные слова обетования Божия: …с того дня, как Я вывел народ Мой из земли Египетской, Я не избрал города ни в одном из колен Израилевых для построения дома, в котором пребывало бы имя Мое, и не избрал человека, который был бы правителем народа Моего Израиля, но избрал Иерусалим, чтобы там пребывало имя Мое, и избрал Давида, чтоб он был над народом Моим Израилем… …И было на сердце у Давида, отца моего, построить дом имени Господа, Бога Израилева… Заметим, по поводу этого откровения Божия, что все, не предызбранное Господом от вечности есть, как бы, не существующее пред Ним. От вечности Он предназначил Иерусалиму быть центром религии Иудейской, чтобы здесь впоследствии положены были и первые основания церкви Иисус-Христовой, этого истинного дома и истинного храма Господня. Пока же не открыто было людям о Иерусалиме, как о месте, избранном для храма – скиния и ковчег завета постоянно, как бы, странствовали по чужим местам, пока, наконец, Провидение не указало места, от вечности им предназначенного. Подобно сему, и Давид прежде всех веков предызбран был, не только как вернейший раб Господень, но и как отец по плоти Единородного Сына Божия и Богочеловека, Который столь часто на этом основании именуется в Писании сыном Давидовым, и которому надлежало быть, по выражению Ап. Павла, старшим между братьями, или перворожденным во многих братиях, или еще, по другому выражению апостольскому – главою церкви, которая есть тело Его. По сей причине, о Сауле надлежит сказать, что он не был избранником в очах Божиих, хотя и выделен был в царя народу израильскому; ибо, после, отринут за свое презорство. Даже и судьи, с таким благочестием управлявшие народом израильским и столь восхваляемые Апостолом Павлом, не были избранниками в том особенном смысле, о котором у нас речь; ибо служение их имело преходящий характер, и из племени их не суждено было родиться Мессии, к Которому, по признанию самих первосвященников и книжников Иудейских, и относились, собственно, слова Писания, что Он будет вождем, который упасет людей Своих, Израиля 783 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

6 . Но если ангелы, управляющие церквями, тревожатся, то что тогда говорить о людях, которые страшатся того, что им не удастся спастись, трудясь вместе со старательными ангелами? Я думаю, что и ангел, и человек вместе могут быть хорошими епископами церкви. В каком-то смысле они делают одно дело. Если это так, то давайте попросим Всемогущего Бога, чтобы и ангелы, и люди как епископы церквей помогли нам и узнали бы мы, что Господь судит и тех, и других за нас. Но когда их судят и при этом открывается какой-нибудь грех или оплошность, совершенные не по их нерадивости, а по нашему небрежению, тогда вина лежит на нас, и наказывают нас. И даже если они приложат все усилия, борясь за наше спасение, мы все равно не освободимся от греха. Но часто бывает, что мы трудимся, а они не выполняют своих обязанностей, и тогда вина лежит на них. 7 . Далее в Евангелии говорится: «Когда ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» ( Лк.2:15–16 ). Они поспешили – не пошли медленно, устало передвигая ноги, а поторопились – и нашли Иосифа, предуготовившего все для рождения Господа, и Марию, родившую Иисуса, и Самого Спасителя, «лежащего в яслях». Это были те самые ясли, о которых вдохновенный пророк сказал: «Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего» ( Ис.1:3 ). Вол – животное чистое, а осел – животное нечистое. «Осел [знает] ясли господина своего». Израильтяне не знали яслей Господа, а нечистое животное, находящееся среди язычников, знало. В Писании сказано: «Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» ( Ис.1:3 ). Давайте же уразумеем эти ясли, давайте постараемся постичь Господа и стать достойными того, чтобы знать Его и принять не только Его рождение и воскресение Его плоти, но также славное Второе пришествие во всем величии Того, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия 14. Евангелие от Луки 2:21–24. На отрывок от слов: «Когда надлежало обрезать Младенца» до того места, где сказано: «две горлицы или двух птенцов голубиных».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

9:13, 14). Что значит — « Духом Святым »? Дух Святый является как бы наставником для плоти Спасителя; не в том смысле, что Бог Слово бессилен управлять Своею плотью, но в том, что Духу Святому приписывается то, что делал Бог–Слово. Кто изгонял бесов? Не Бог ли Слово? Но, однако, Бог–Слово говорит: « если же Я Духом Божиим изгоняю бесов » (Мф. 12:28). Свои дела Он приписывает Духу, так как природа их едина и сила неразделима. Что Его Святое тело как бы водилось и руководилось силою Святого Духа, об этом свидетельствует Писание так: « Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню » (Лк. 3:21; Мф. 3:16; Лк. 4:1). Что значит — « поведен »? Значит плоть Его была наставляема. « Поведен был Духом в пустыню ». Так мы по подражанию Спасителю водимся, как говорит Павел: « если же вы духом водитесь, то вы не под законом » (Галат. 5:18). Поэтому Спаситель называет Себя Источником жизни, а Духа Святого водою живой. Видишь, как Он подтверждает неразделимость существа? Говорит Спаситель: « кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой » (Ин. 7:37, 38), « текущей в жизнь вечную » (Ин. 4:14), и тотчас прибавляет евангелист Иоанн, поясняя, что такое эта вода живая: « сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него » (Ин. 7:39). 4. Будьте внимательны. Если Дух Святой есть вода живая, и Его принимают верующие, почему — Ты сказал: « кто жаждет, иди ко Мне », а не сказал: кто жаждет, иди к Духу Святому? Конечно, и говоря: « ко Мне », Он сказал истину, — потому что один источник того и другого: « у Тебя источник жизни, во свете Твоем узрим свет » (Пс. 35:10). Но так как Спаситель назвал Духа Святого водою живою, то почему Он говорит о воде как живой? Чтобы ты узнал, что Она из источника Божия. Вода живая — Дух, источник воды живой — Бог, чтобы ты, когда узнаешь источник, понял, откуда вода живая. « Из чрева потекут реки воды живой ». « Сие сказал Он » — воды — « о Духе, Которого имели принять верующие ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Беседа 34 Евр.13:17 .  Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно. 1. Безначалие – везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви оно тем опас­нее, чем власть её больше и выше. Если от хора удалишь начальника его, то хор не будет строен и согласен; если у отряда воинов отнимешь предводителя, то действия их не будут совершаться в стройности и порядке; если корабль ли­шишь кормчего, то потопишь корабль, – так и здесь: если у паствы не будет пастыря, то всё извратится и уничтожится. Безначалие есть зло и причина смятения; но не меньшее зло – и неповиновение подчиненных, так как и от него происходит то же самое. Народ, не повинующийся начальнику, – то же, что народ, не имеющий его, а может быть, и хуже; там (не имеющих начальника) можно извинить за безпорядок, а здесь (имеющие его) неизвинительны и достойны наказания. Но, скажет кто-нибудь, есть ещё третье зло, – когда начальник нехорош. Знаю; это немалое зло, и даже гораздо большее, нежели безначалие, – потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурного начальника. В первом случае народ иногда подвергается опасности, а иногда и спасается; в последнем же всегда находится в опасности и увлекается в про­пасть. Почему же Павел говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны»? Он выше сказал: «и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ); а потом и говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны». А что, скажешь, когда (начальник) нехорош, – тогда ненужно по­виноваться ему? Нехорош, – в каком смысле говоришь ты? Если по отношению к вере, то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже ангел, сшедший с неба; если же по отношению к жизни, то не безпокойся об этом. Я приведу тебе пример не от себя, а из божественного Писания. Послушай, что говорит Христос: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи». Сказав о них прежде много обличительного, Он потом говорит: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» ( Мф.23:2–3 ). Они имеют, говорит, достоинство, но нечисты по жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010