И вера в Промысл, управляющий жизнью мира и человека, и наглядный пример того, как эта вера осуществляется в действительности, в лице Иоакима и Анны и Пречистой Девы Марии, явившихся в храм, – всё это громогласно проповедует человеку о том, что религиозно-нравственное начало жизни – вот что должно проницать и как бы пропитывать собой всю совокупность действий человеческих, всё направление и настроение жизни. То, что сделали Иоаким и Анна, – не случайность и не их прихоть. Как в цепи отдельные кольца и звенья только кажутся отдельными, на самом же деле они связаны, и потянуть одно кольцо, значит – тронуть и двинуть всю цепь: так в жизни человека, если она не исполнена безумия и бессмыслия, отдельные явления её стоят между собой в связи. И, взявши одно из них, вдумчивому и наблюдательному исследователю можно и даже неизбежно нужно дойти до основной почвы, на которой построена вся духовная жизнь. Бесконечно разнообразна пища для тела: но одинаковы законы её усвоения организмом, одинаковы законы телесного питания и возрастания. И в мировой физической жизни, наряду с бесчисленными мелкими явлениями, разнообразными и преходящими, мы, несомненно, знаем и открываем величественные длительные законы, основные и устойчивые, в полном смысле мировые и относительно вековечные. То же самое значение духовной жизни имеют вера в Бога, в Его Промысл, и в возможность общения человеческого духа с Божеством, в бессмертие этого духа; в области же нравственной и связанной с ней жизни семейной, общественной и государственной, как в области прикладной и вытекающей из веры, такое же значение имеет религиозное начало, которым окрашивается и направляется, осмысливается и возвышается вся деятельность человека. Тот, кто не имеет его, – тот совершенно не в состоянии дать своей собственной жизнедеятельности разумных устоев; с другой стороны, он не в состоянии понять чужую жизнь, если она покоится на религиозном начале. Никакими искусственными мерами нельзя усвоить себе такого строя жизни: здесь нужны собственные глубокие религиозные переживания, собственный духовный опыт. Так, нельзя думать, что можно питать собственное наше тело тем одним, что другой человек употребляет сытную пищу... " Ибо кто, – спрашивает апостол, – кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно. Но духовный судит обо всём, а о нём судить никто не может» ( 1Кор. 2:11, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день. И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему, и по душе Моей; и дом его сделаю твердым; и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни. И всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба, и скажет: причисли меня к какой-либо левитской должности, чтобы иметь пропитание» ( 1Цар. 2:27–36 ). В этом предсказании слышится явное указание на Самуила, который отселе явственно предназначался для религиозного служения своему народу. В нем объявлялось Илию, что первосвященство в его роде прекратится, как это и действительно случилось впоследствии, когда первосвященническая должность опять перешла к старшей линии Ааронова первосвященства, именно к роду Елеазара; но вместе с тем здесь нельзя не видеть и указания на более великого служителя религии, чем Самуил или потомки Елеазара. Самые термины пророчества указывают дальше непосредственного будущего, заключающиеся в них обетования величественнее, чем какие могли осуществиться на обыкновенном человеке. Простое перенесение первосвященства от одной лиши к другой, более достойной, и ограничение вечного священства, обещанного первому Финеесу ( Чис. 25:12, 13 ), каким-нибудь выдающимся верным представителем рода, едва ли было бы выражено в столь восторженных словах. Мы должны смотреть дальше, и известно, что сами иудеи склонны были видеть здесь предсказание о более величественном будущем, о божественном Самуиле, о священнике, отменившем первосвященство Аароново, именно о Мессии, как о первосвященнике, пребывающем во век. Здесь опять можно заметить, что пророк, как и Анна в своей молитве, имел также в виду осуществление царской власти в Израиле. Верный священник будет ходить пред помазанником Божиим во веки. Но если это предсказание в первоначальном своем смысле и указывало на то, что Самуил и его преемники будут главными руководителями духовно-религиозной жизни в государстве, управляемом помазанным царем, то несомненно оно также указывало и на Мессию, в котором объединилась царская должность с первосвященническою.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми. Решать Вам. Здравствуйте! Есть один важный момент в этой ситуации. Он — в том, что Вы только начинаете путь христианина. Это обычно для этого периода и у всех возникают подобные вопросы. А в этом случае надо несколько разделить жизнь и веру. Живите пока как можете, изучайте православную веру, привыкайте к жизни Церкви, Богослужениям, Таинствам. Участвуйте по мере сил. Молитесь молитвами, купите православный молитвослов, но начинайте со знакомых или небольших. Читайте Евангелие, жития святых (для начала общеизвестных преподобных), книги о жизни церкви (не художественные). Лучше пусть они будут изданием до 2000х годов. Постепенно, за год-два у Вас появится понимание происходящего в Вас, в Церкви, в вере. И постепенно все решите. С нечестно нажитым (по Вашему мнению) поступают следующим образом: по мере возможности раздают очень нуждающимся, а за неимением их просят Бога вразумить как поступить. Именно такими словами: Господи, вразуми в таком-то деле! И Бог постепенно вас тем или иным образом вразумит. Но помните — Бог всегда управляет так, как нам полезно. Поэтому не спешите — все дастся (в смысле — отнимется). Относитесь к этому: Бог дал, Бог взял. И благодарите Его. О баптистах пока не беспокойтесь — в свое время изучите Православие и поймете разницу. Основное, что Вам надо знать — другие конфессии сформировались исторически позднее и не несут всех знаний Церкви. А Церковь в первую очередь нужна для передачи Учения Христова последующим поколениям. Новым конфессиям неоткуда взять учение кроме как создать. И понятно, что это от них самих. Помощи Божией! Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+

http://azbyka.ru/vopros/podderzhivaet-li...

И ничего уже не будет проклятого. Анафему, то есть отлучение, можно понимать в двух смыслах: или предоставленное одному Богу и недоступное для многих, или же как не касающееся твари и святых сил, а сказанное диаволу и отнесенное к нему ради его окончательного отчуждения от добра. Мы думаем, что здесь " анафема " употреблена в усиленном смысле, ибо сие не возлагается, а отлучается, будучи подчиненым диаволу, и осуждается на попрание. Такого проклятия в городе не будет. Но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. Соделавшиеся престолами Божиими, по упокоению на них Владыки, будут жить в этом городе и увидят Его лицом к лицу не в гаданиях, но, по свидетельству великого Дионисия, в том виде, в каком Его видели апостолы на горе Фавор. Они будут иметь вместо золотой дщицы (пластинки с надписью: " Святыня Господня " , которая прикреплялась к головному убору - Ред.) древнего первосвященника (Исх 28,36) начертание имени Божия не только на челе, но и в сердце, то есть любовь к Нему твердую, непреложную и дерзновенную. Ибо начертание на челе означает дерзновение. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. Праведники, по слову Христа, будут сиять подобно солнцу (Мф. 13,43), и для них, имеющих своим просвещением и Царем Господа славы, Которым они, воцарившись С Ним, будут управляться вечно, не нужен будет свет светильников или солнца. Статья шестьдесят девятая О том, что Христос есть Бог пророков и Владыка ангелов И сказал мне: сии слова верны и истинны. Верны и истинны потому, что их произносит Сама Истина. Указав все виденное и изъясненное как бы через ангела, теперь Он говорит от Своего лица. И Господь Бог святых пророков послал ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре. Если Бог пророков есть Христос, пославший ангела Своего показать рабам Своим будущее чрез блаженного Иоанна, созерцавшего это видение, то очевидно лишь применительно к домостроительству апостол говорит впереди, что Откровение дано Сыну ради плоти. Так как неужели Бог пророков, Который посылает ангелов в качестве служебных духов для открытия рабам Своим будущего, не знает ни дня, ни часа кончины и только теперь узнает от Отца, Он, имеющий, как Бог, сокровища тайные премудрости и разума? От лица Его евангелист дальше говорит:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

Именно к таковым относятся слова из Слова Божия: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил…» ( 1Тим.4:1–3 ). Семья не может являться препятствием для духовного роста, ибо само Священное Писание почитает семью быть «домашнею… церковью» ( 1Кор.16:19 ). Да и сама первая (по времени ниспослания) заповедь, данная роду человеческому, еще в Раю, призывает к браку. Сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте…» ( Быт. 1, 27–28 ). Нации не нужна апология импотенции и извращения «под видом благоговения» (Правило Святых Апостол, 5-е). Подлинное монашеское воздержание возможно для немногих: «Кто может вместить, да вместит!» ( Мф.19:12 ). Напротив, нужно здоровое библейски выверенное православное учение о браке, емко выраженное в следующих словах из Писания: «Соединен ли ты с женою? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит» ( 1Кор.7:27–28 ). Нация – есть третье естественное начало жизни, созданное Богом. Как и все пять начал жизни человеческой, нация есть граница ответственности, очерченная рукою Бога. Созданию национальностей, как и созданию первого человека ( Быт.1:26 ), предшествовал Собор Святой Троицы. Сказано: «сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого» ( Быт.11:7 ). В рамках отдельно взятых наций люди должны были научиться подлинному (а не ложному «вавилонскому») единству в Боге и с Богом. В этом смысле и семья, и нация есть Школа Любви. Тот человек, который любит свою собственную семью, равно как и свой собственный народ, всегда может понять проблемы и другой семьи, и другого племени. И напротив, тот, кто не сохранил своих собственных семейных и национальных устоев, бесполезен для чего-либо более высокого. Сказано: «…Ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» ( 1Тим.3:5 ). Известно высказывание: «бесполезный для земного отечества бесполезен и для Небесного». В национальном вопросе мы призваны Словом Божием и к охранительным функциям. Писание учит нас: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию …» ( Деян.17:26 ). «Пределы… обитанию» суть границы этнические, расовые и политические (территориальные). Никто не имеет право самочинно нарушать их… Библейский закон о «пришельцах» должен регулировать эмиграционную и миграционную политику Русских Земель.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Итак, в первый день сотворена первооснова всего – свет. День второй «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так» (Быт.1:6 и 7). Стоящее в подлиннике слово «ракия», переведенное словом «твердь», означает поверхность какого-либо предмета; может означать и предмет, ограниченный поверхностью (например, шатер или покрышку). Итак, «второй день» — это возникновение пространственных физических тел. Словом Своим создал Бог вещественное (не духовное) небо — космос, и дал ему законы, управляющие веществом и его движением. Второй день — это период образования космических тел, в том числе и нашей планеты. В нашей солнечной системе этот процесс был завершен в четвертый день. Творческое действие этого дня можно представить так: в неизмеримо громадной, не имевшей определенного очертания массе первозданного вещества совершилось разделение на части, т.е. на тела неба и земли, причем положены были пределы и самому делению их. Пространство, образовавшееся между частями разрозненного целого, стало их твердью, в том смысле, что в этом пространстве начавшие образовываться мировые тела получили благоустроение последующего своего движения. В этот день получило отдельное существование в определенном очертании и объеме и наша планета – земля; но она все-таки еще представляла собою «воды под небесами или под твердью», как другие тела – «воды над твердью». День третий «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево плодовитое, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий» (Быт.1:11—13). Как видим, «день» третий творческим глаголом разделяется на два «момента». Первый «момент» — это возникновение «стихийных» процессов, то есть неживой природы, состоящей из «воды» и «суши». Второй «момент» — возникновение процессов, происходящих в живой природе, жизни в растительной форме, которая служит основой жизни вообще. Но возникновение и тех, и других процессов отнесено к одному «дню». Тем самым библейское Откровение предостерегает нас от ошибочных представлений о принципиальном различии между процессами «мертвой» и «живой» природы.

http://azbyka.ru/katehizacija/vvedenie-v...

Когда Исаия, вопросивши Езекию узнает, что царь показал в припадке тщеславия посланным все богатства свои, он произносит пророчество, которое указывает Езекии, как близорук человек, не возлагающий все упование свое на одного Всемогущего. „И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господне: „Вот приидут дни, и взято будет все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь“. „Из сынов твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь 171 , возьмут и будут они евнухами во дворце царя Вавилонского“. Езекия отвечает: „благо слово Господне“.... и продолжает: да будет мир и благосостояние во дни мои. Езекия произносит слова эти с сознанием, что он согрешил увлекшись человеческими соображениями при приеме послов Вавилова. Очевидно, что он ожидал наказания Господня во дни свои. Слыша же, что Господь не назует его лично, а только открывает ему будущее, он не может удержаться от чувства радости, что бедствия, предназначенные Господом, не обрушатся на царство его во дни его. И в этом ему суждено было отчасти ошибаться, хотя бедствие его миновало при втором нашествии на Иудею и Египет Сеннахерима, но тем не менее он пережил много тяжелых дней во время посылки Рабсака 172 . Но пророчество ему объявленное имело важнейшее значение. Оно не отменяло слово, сказанное ему о спасении града в его время, но оно раскрывало уму его далекие горизонты будущего, с указанием законов Божиих, управляющих миром. И пророк и Езекия понимают, что пророчество о Вавилоне ему объявленное не есть последствие греха Езекии, а есть раскрытие будущего в разъяснение ему тщеты человеческих рассчетов. Если можно считать это пророчество наказанием Езекии за проявленное им тщеславие, то только в том смысле, что он мог умереть в покое, не ведая о тяжелом будущем, ожидающем его род и родину, но за грех его ему открыто это будущее. Давиду оно не было открыто; он не знал о несчастии царства своего и рода своего, потому что он всегда памятовал, что Единый Всемогущий ему Покровитель. Езекии открыто будущее, за то, что он понадеялся на силу человеческую, причем ему указано, что именно эта сила и погубит царство его.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Но не надо идти этим путем. Православное христианство , или, точнее, Бог и Его Христос здесь, чтобы дать нам свидетельство. Возможность для людей осуществить свободу быть чадами Божиими им дана, сохраняется, гарантируется и осуществляется живым Богом, Который привел людей в этот мир, как сказал преподобный Максим Исповедник , по Своей милости, которой Он и является по своей природе... если только они имеют глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, и разум и сердца, чтобы понимать. Часть 2 Всякий раз, когда истинный и живой Бог опытно познается, это происходит через Его Слово и Его Дух. Этому нас учит Священное Писание и святые: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин. 1, 18 ). «Никто не знает Сына, кроме Отца, и Отца не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть» ( Мф. 11, 27 ). Когда бы, где бы и как бы ни познавался Бог , Он может быть познан только посредством Его Сына и Его Духа. Даже закоренелый атеист или человек, который никогда не слышал об Отце, Сыне или Духе, который в высшей степени недоверчиво относится ко всему доброму, красивому и истинному, имеет в этом смысле – согласно православной традиции – некоторое знание о Боге, а это возможно лишь посредством Его Сына, который есть Его Слово и Образ, и посредством Его Святого Духа. Человеческая природа, по определению, есть отражение Бога. Она разумна и духовна; она сопричастна Божественному Слову и Духу. Каждый человек имеет на себе печать образа Божия и вдохновлен дыханием Божиим (см. Быт. 2, 7 ), чтобы явить образ Божий среди твари. Человеческие личности могут познавать и трудиться, созидать и управлять в силу своей общности со своим Создателем. Где бы и кем бы ни обреталась истина, там пребывает и Бог со Своим Словом, Которое есть Истина, и Его Духом Истины. Где бы и в ком бы ни была любовь или любой вид добродетели, или красоты, или мудрости, или силы, или мира… или любые из качеств и свойств, которые в совершенстве принадлежат Богу, там присутствует и Сам Бог, в Своем Слове (Сыне) и Своем Божественном Духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/bog...

Она есть дыхание силы Божией ( τμς τς το θεο δυν μεως) и чистое излияние славы Вседержителя ( π ρροια τς το παντοκρτορος δ ξης ελικριν ς); посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба» 580 . Несомненно, Премудрость Божия представляется здесь особым существом и «эманацией» ( π ρροια) трансцендентного Бога, как бы Его активной творческой стороной по отношению к миру. Другой пример сочетания библейской религиозной и эллинской философской мысли в вопросе отношения Бога к миру мы находим у иудейского философа и перипатетика Аристовула, жившего в Александрии в первой половине II в. до н. э. и служившего, предположительно, при дворе царя Птолемея VI (181–145 гг.) 581 . Он впервые высказал идею о том, что древнегреческие поэты, писатели и философы, такие как Гомер, Гесиод, Орфей, Пифагор и Платон, заимствовали мудрость из книг Моисея, т.е. из Библии, которая намного древнее их всех 582 . У Аристовула, так же как и у еще одного иудейского мыстеля II в. до н. э., известного как автор «Послания Аристея к Ксенократу» (или Псевдо-Аристей) 583 , наряду с Богом встречается понятие «Божественная Сила» ( θεα δναμις, δναμις το θεο), отличающаяся от Бога. Посредством этой Силы Бог объемлет все, проницает все, управляет всем и пребывает над всем 584 . По словам отечественного исследователя, «разливаясь по всему миру и проникая во все вещи, эта сила таким образом ставит трансцендентно самозаключенное Божество в имманентно-действенные отношения к миру» 585 . Подобным образом и упомянутый ранее Псевдо-Аристей 586 учил «об одной посредствующей между самозаключенным Божеством и миром Силе, усвояя ей при этом прохождение и проникновение всех вещей в стоическом пантеистическом смысле» 587 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

От берега к берегу Ходит река, Я слышу ее журчание. В ней — те же луна, луга, облака, То же мироздание. Александр Яшин (стихотворение «Босиком по земле») И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной (для освещения земли, и) для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый ( Быт. 1:14–19 ). Обратимся к лекциям протоиерея Александра Сорокина: «В древневосточном мифологическом эпосе обожествляются светила: Солнце и Луна. Это были имена божеств. Поэтому библейский рассказчик называет их “светило большее” и “светило меньшее”, указывая на их утилитарное назначение: “чтобы…”. “Ни солнцу, ни луне, ни звездам, которые в Вавилоне и повсюду считались формами явления богов, не подобает поклонение. Они суть лампы, помещенные Богом на тверди небесной, чтобы они светили на землю и служили для составления календарей ( Быт. 1:1419 ). Примечательно, что рассказчик не именует солнце и луну, ибо их имена были именами звездных божеств. Поэтому Израилю запрещено делать подобия чего-либо тварного “наверху на небе” или “внизу на земле” или “в воде под землею” (ср. Исх. 20:4 )» . «“Для знамений и времен”. Этот древнееврейский текст может быть переведен и так: “для знамений, обозначающих времена”. “Для управления”. С движением небесных тел связано чередование светлого и темного периодов суток. Светила “управляют” днями и ночами только в этом смысле» . «Вообще… рассказ о творении мира в Быт. 1 имеет очень сильную антиязыческую, антимифологическую направленность» . Склонность человечества к поклонению идолам проявляется практически с самого момента первого грехопадения. Это находит свое отражение в самых различных сферах жизни.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010