26. Помни, не забывай слов св. ап. Павла к Тимофею: «Ты же злопостражди, яко добрый воин». Или: «Проповедуй слово Божие благовременне и безвременне; настой, обличи, укори, умоли, запрети», т. е. все меры употребляй для пробуждения людей Божиих от сна греховного. Будь душелюбец и можешь умирать спокойно; иначе бойся грозного Судии и слов Его, осуждающих на вечную муку ленивых и лукавых рабов. 27. Самое дорогое — преданность св. воле Божией, хотящей спасти всякого человека; она внедряется в душе не вдруг; об этом надо молиться. Да и что в духовной жизни достигается без молитвы? Молитва — ключ ко всему доброму, ценному, чистому и святому. Потому ревнующий о спасении души ревновать должно непрестанной, сердечной, искренней, глубокой молитве и о припадании к Всевидящему Господу. 1 ноября. Каждый христианин должен на земле нести усердно свой крест, чтобы удостоиться тех благ, кои произошли чрез Животворящий Крест Господень. А мой священнический крест каков? Мне думается, это — труды по проповеданию слова Божия и совершению св. таинств для спасения людей. Смотри же строго за собой, душа моя, под крестом ли ты находишься или на свободе? Знаешь, что кратковременна настоящая наша жизнь, а мы, ленивые, не радим о своём вечном благополучии. Оттуда, душа моя, уже нет возврата, нет и прощения, ни покаяния. 5. Слава Тебе, Богу нашему! Сегодня на исповеди человек до 40, и в храме молящихся немало. Слава Тебе, Господи, привлекающему Своей любовью к Себе простые и добрые сердца! Но почему же другие, видя на своих глазах людей, усердствующих о устроении спасения, не только их примеру не ревнуют, но даже иногда и молящихся осуждают? Вспоминается горькая правда притчи о сеятеле; сердца людские различны до противоположности. Выжечь надо в нас дух гордыни и нетерпения, в чём бы он ни проявлялся: всему корень — себялюбие и своеволие. 8. Хочешь угождать Богу, хочешь жить по духовному, радуйся всякой обиде, действительно наносимой или только кажущейся; ищи случая послужить для ближнего, сделать по-видимому лишнее против своих обязанностей. Но у нас является тягота, обидчивость, недовольство, озлобление. Как глубоко укоренилась в нас злоба и нетерпение! Узнай же, человек, себя самого, как ты немощен, и научишься прощать чужие погрешности и ошибки. Очисти, Господи, всю скверну мою и людей, моих ближних.

http://bogoslov.ru/article/6173894

Кроме того, оба прилагательные употреблены здесь с членом без существительного, и имеют значение не определений, но эпитетов. Отроку Иисусу усвояется высшая святость и высшая праведность, не как случайная, но как характерные качества Его личности. Противоположность Отроку, Святому и Праведному, составляет νρ φονες, «муж убийца» (разумеется, конечно, Варавва, Лк.23:19 , ср. Ин.18:40 ). Убийство – высшая степень и нечестия, и беззакония. Вина иудеев в том, что они первому предпочли второго: Иисуса отверглись, а Варраву испросили «дати» им. «Дати» по-гречески χαρισθναι (от χαρζω, χρις) даровать, одарить, как-бы обрадовать подарком 369 . Отпущение разбойника Вараввы – приятный подарок иудеям. Далее, об Иисусе Апостол свидетельствует, как о «Начальнике жизни», ρκηγς τς ξως. Слово ρκηγς имеет троякий оттенок: а) ρκηγς=первый, начинающий какое-либо дело, начинатель 370 (начало внешнее по времени или по порядку); б) основатель чего-либо, виновник 371 (начало причинённое, – Vulgata: princeps); в) начальник, господин 372 (определение по власти и чести). В каком из этих смыслов Отрок Иисус назван здесь «Начальником жизни»? Первое значение не подходит; «Начальник жизни» – здесь нельзя объяснить по связи с словами: «Егоже Бог воскреси от мертвых»; нельзя толковать, будто Христос назван Начальником жизни, как «начаток умершым» ( 1Кор.15:20 ), как «первый от воскресения мертвых» ( Деян.26:23 ), будто бы Он сделался Начальником жизни только в воскресении. Такое понимание прямо противоречит тексту: сказано, что иудеи «убили Начальника жизни», и что «Бог воскресил Его»; следовательно, «Начальником жизни» Христос был ещё и до убиения и до воскресения; речь вообще ведётся не о том, чем сделался Иисус, но о том, что Он есть, и что сделали Ему другие. «Начальник жизни» – это постоянное свойство личности Христа, которым владел Он и до воскресения 373 . В чём же оно? Смысл его, кажется, лучше всего исчерпывается вторым значением: ρκηγς τ. ξως – виновник жизни 374 , причина её.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rechi-...

И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: " познайте Господа " , ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более " (ст. 33, 34). Сказав о ветхом завете, который Он дал, сказав и о новом, который Он намерен дать, Он описывает также красоту его, показывает черты его и полагает друг за другом признаки, чтобы ты знал, как велико различие нового в отношении ветхого, - различие, не противоположность, - как велико преимущество, как велик блеск, как велико сияние даров и благодати. 4. Итак, в чём черты нового? " … Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его " . Ветхий закон был написан на каменных скрижалях, и, когда первые скрижали были раз­биты, Моисей иссёк опять другие и, там начертав письмена, сошёл со скрижалями, по природе сродными безчувствию принимающих. А новый не так, - потому что не были иссечены скрижали, когда давался новый завет, - но как и каким образом? Слушай повествующего Луку: " При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе " , - говорит - " И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать " (Деян. 2:1-4). Видишь ли, как пророк ясно предвозвестил это издавна, сказав: " … Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его " . Благодать Духа, данная Богом, чтобы она обитала в мыслях их, сделала их живыми столпами ... и прикрывает мысль эту Своею славою; потому и говорил (апостол), что он послан был проповедывать " … не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова " (1 Кор. 1:17), - и опять: " … Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие " (ст. 20)? - здесь всюду говорить о крести. " Ибо " , - говорит " , - " и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков " (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Но мудрейший из людей грозит нам пальцем: Смотри на действование Божие: ибо кто может выпрямить то, что Он сделал кривым? В этом мире действует Бог. Успокойся и смирись! Да, Он многое сделал кривым . Ты хочешь выпрямить? Ты хочешь исправить то, что, как тебе кажется, испортил Бог ? У тебя ничего не получится. Ведь так благоволил Бог. Мудрец средневековья Фома Аквинский утверждал, что Бог выбрал лучший из миров. Геометрия прямых линий и плоских фигур скучна, всё ожило, когда появились кривые, именно им обязана красота. Будучи студентом, автор встречался с замечательным математиком, написавшим свою диссертационную работу о кривизне линий. Как же совершенный Творец, творя красоту, творя χσμος (=красоту, порядок, вселенную), не обошёлся без кривых? Блж. Августин видел мироздание Божие, как мозаичную картину, о чём писал в своём сочинении «О порядке» с. 307–308]. Нельзя судить о картине в целом, рассматривая только фрагмент. Поэтому всякий, кто «станет обозревать всё в целом, не найдёт ничего беспорядочного, но, напротив, увидит всё распределённым и расположенным по своим местам» с. 308, О порядке, II, п. 4]. Кривое , столь безобразное в жизни, в цельной картине мира Божия, которую здесь под небом никто не видит, служит только ещё большей красоте и совершенству. Прямое и кривое – это те противоположности, посредством которых, говорит блж. Августин , Создатель «украсит ряд веков, как какой-нибудь превосходнейший стих, своего рода как бы антитезами… Итак, как взаимное сопоставление противоположностей придаёт красоту речи, так из сопоставления противоположностей, из своего рода красноречия не слов, а вещей, образуется красота мира» кн. 11, гл. 18]. Замечательно восполняет Екклесиаста другой премудрый: Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы её в его произволе… Как напротив зла – добро, и напротив смерти – жизнь, так напротив благочестивого – грешник. Так смотри и на все дела Всевышнего: их по два, одно напротив другого ( Сир. 33:13–14 ). Дальше мудрый философ научает нас ходить по искривлённым путям этой жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

земное, а «новое». Второе слово – гораздо непостижимее: почему это Царство называется – Царством Отца? Господь Иисус Христос говорил с учениками как Человек, а все Божественное, Небесное Он относил к Отцу Своему; для евреев это было приемлемее – в противоположность земному. Следовательно, это «Отца Моего» – то же, что «Царство Божие», не земное, а Божественное, присносущное, сверхъестественное. А таковое всё исходит – от Бога Отца: от Него рождается и Сам Сын и исходит Святой Дух. Тем более – для человека: всё изливается от Него же. Под Богом, конечно, разумевается вся Троица, но прежде всего – Бог Отец: источник, корень Божества и всего бытия. Поэтому Господь Иисус Христос всё, в конце концов, относил к Отцу Своему. Но и это не уясняет нам содержания понятия «Царства Божия». Пока мы негативным (отрицательным) путём пришли к тому, что не есть Царство Божие. Царствие Божие, говорит св. Григорий Палама, не создано. Тварь вся создана, есть сотворена, а Царство Божие – не создано, присносущно, как сущее в Боге, как неотъемлемое от Него, как свет и тепло – неотъемлемы от солнца. Но если мы пожелаем конкретнее понять теперь, что же оно есть, то вот какие мысли приходят мне и какие открыты нам святыми отцами. А. Прежде всего условимся в мыслях, что это Царство действительно есть, истинно существует. Бог есть. И следовательно, Его Царство с Ним существует. После Страшного суда Господь скажет праведникам: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 34). Б. В чём же оно состоит? На этот вопрос мы должны ответить себе, что оно – никак не просто, не скудно, не бледно, как можем мы воображать себе его, живя на земле и не зная его. Наоборот, оно необычайно сложно, так сказать, – чрезвычайно богато, непостижимо разнообразно. И не может быть иначе: если Бог сотворил мир таким разнообразным, то тем более должно быть многообразным Царство Божие. В. В чём же состоит это многообразие, мы не вполне можем сказать – это нам неизвестно, – но лишь отчасти. Апостол Павел говорит: «Мы отчасти знаем, и

http://pravmir.ru/molitva-gospodnya/

А увидев небо, он раскидывает крылья свои ему навстречу, и тогда ничто не удержит его и никто не настигнет. Могучи размахи крыльев, и, кажется, само солнце несётся ему навстречу. Древние верили, что он может даже взирать на дневное светило без ущерба для своих глаз. Он роднится с порывами ветра, играя с ними и соревнуясь в полёте. Орел летящий – он недосягаем, величественен, прекрасен и священен. Он в небе царствует. Что можно противопоставить орлу летящему? – Змея ползающего. Нет большей противоположности! Змей на животе своём ползает на земле, не имея возможности даже ходить. Он никогда не отрывается от земли. Ползая по земле, он и питается прахом ( Быт.3:14 ). Он ядовит и отвратителен. А орёл весь в полёте. Небо, ветер и высота – стихия его. Между орлом и змеёй вражда. Мифология многих древних народов содержит сюжет борьбы орла и змея. Так, например, у южноаравийских племён в борьбе орла и змия орёл олицетворяет солнечное божество, а змий – смертоносное начало, связываемое с луной. А в эпосе Гильгамеша 9 орёл связывается с вершиной Мирового Древа, а змий – с его корнями. «И четвёртое животное подобно орлу летящему» ( Откр.4:7 ). Это символ четвертого Евангелиста Иоанна Богослова, который изображает Господа как Сына Божия, Его предвечное бытие и Божество. Св. Иоанн открывает внутренний, сокровенный духовный смысл учения Христа, проникает в тайны Царствия Божия. В неотмирные высоты уносит Евангелист своих читателей и даёт им созерцать их. И даёт им созерцать Христа, как божественного Орла, летящего в Небесах. Святой тайнозритель, подобно Орлу летящему, «увидел Ангела, летящего посередине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле» ( Откр.14:6 ). Замрём же и мы на краткое время и устремим взор свой в небесные глубины, чтобы увидеть там Христа – Орла летящего, чтобы проникнуть в тайны Страданий Его, в Муки страждущего Орла. В чём же Страдание могучего Царя птиц небесных, Божественного Орла летящего? Страждет Он о птенцах рассеявшихся С Елеонской горы спускается Господь, сопровождаемый ликующим множеством народа, вниз к Иерусалиму. Они радуются, а Он плачет. С горных высот слетает Орёл в долину на вольные Страдания. С каким ликованием встречал Его в Тот День Иерусалим! А Он, «смотря на него, заплакал о нём и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих... Ты не узнал времени посещения твоего» ( Лк.19:41–44 ). И плакал Сын Божий, неузнанный... «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» ( Мф.23:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вот скажите мне: каждый должен вести свой отсчёт духовной жизни, своего возрождения, когда он стал иным человеком. И вот давайте этот отсчёт и вести, и посмотрим, как мы возрастаем с того дня, как познали благодать Божию в истине. Возросли мы, или остались на том же уровне, или, наоборот, скатились неизвестно ещё куда. Ведь вера – это не статичное что-то: она или возрастает и восходит от силы в силу, или убывает и превращается в свою противоположность. Нет статики здесь: или мы лучше, или мы хуже. Так, надо каждому отсчитать, когда он познал благодать Божию и как он возрастает с того времени. Дальше 9 стих: « Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить [вот каждый пастырь должен знать, что просить для своей паствы], чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном [вот воля-то Божия, она ведь не открыта. А он призывает нас исполняться познанием воли Его! Конечно, это даётся через молитву и благочестивую жизнь], чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая [опять], в познании Бога [как он озабочен этим!]». Ведь Объект нашего познания безконечен. Нет предела этому богопознанию, и на вопрос: что такое вечная жизнь? – Господь и дал . он в духе Христовом говорит, что сказал Господь о жизни вечной, что такое вечная жизнь. Ответ дан в 17-й главе Евангелия от Иоанна. Откройте 17-ю главу Евангелия от Иоанна. И вот там есть ответ. Но чтобы понять, нужно прочесть в контексте с 1-го стиха: «После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего [а вот что составляет славу Сына? И я тоже не понимал: «прославь Сына Твоего». А славу-то Сына, оказывается, составляет Крест – вот Его слава. Иисус ещё не был прославлен, потому и Духа Божия не было. И вот Иоанн Златоуст , как гениально, ну вот на одном дыхании, как бы между прочим: Не было ещё Креста. Крест составляет Его славу. Вот Он о чём молится: прославь Меня через крестную смерть, а не просто через славу. Какую славу, когда Он этой славой обладает прежде бытия да и Сын Твой прославит Тебя [своей смертью], так как Ты [Бог-Отец] дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную [приобщит к вечной жизни; а дальше ответ:]. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин. 17:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Именно в этом ключе мы и подойдём к теме книги пророка Иеремии. Красота обетования, или основные черты Нового Завета в книге пророка Иеремии Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет ; вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня ; потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более (Иер 31:31–34). Обетование книги Иеремии бесконечно прекрасно, поскольку благоухает вечной жизнью. По этой-то причине блаженный Августин назвал его пророчеством о небесном Иерусалиме 24 . Наслаждаясь ароматом благоухания пророчества Иеремии, святитель Златоуст сказал, что пророк описывает и “красоту его, показывает черты его и полагает друг за другом признаки, чтобы ты знал, как велико различие нового в отношении ветхого, — различие, не противоположность, как велико преимущество, как велик блеск, как велико сияние даров и благодати. Итак, в чём черты нового?” 25 . Этот вопрос Святитель предложил своим слушателям. Этот же вопрос станет предметом рассмотрения и для нас. 1. Я вложу закон Мой им в сердце, в их сердцах его начертаю 26 Вот первая характерная черта обетования — в том, что здесь — вновь закон, но закон совсем иной. “Ветхий закон был написан на каменных скрижалях и, когда первые скрижали были разбиты, Моисей иссёк опять другие и, там начертав письмена, сошёл со скрижалями, по природе сродными бесчувствию принимающих. А новый не так, — потому что не были иссечены скрижали, когда давался новый завет”, — слышим мы голос святого Златоуста 27 . Как видим, здесь нет места камню, потому что камень не способен вместить обещанный закон. Этот закон, или “закон Духа”, по Феодориту 28 , предназначен для сердца. Именно оно может и должно стать хранилищем, где будет обитать закон, ибо сердце — бездна. Только оно способно вместить Божие, Бога, поскольку бездна бездну призывает (Пс 41:8). К сердцу Адама говорил Бог, и сердце Адама отвечало Ему. “Уставы Нового Завета пишутся не на каменных, но на плотяных скрижалях, как говорит Господь чрез Иеремию, давая тем разуметь, что Церковь примет новый закон в самые внутренние и мысленные хранилища сердца, и заповедей его восхощет зело”, — пишет святитель Афанасий 29 .

http://pravmir.ru/novyiy-zavet-v-knige-p...

Ин. 8:23, 5:37 ; 1Ин. 4:6 . Кто из вас обличит Меня в неправде, – собственно – во грехе ( μαρτα)? Господь указывает иудеям на Свою совершенную нравственную чистоту, святость, безгрешность в доказательство того, что Он в учении Своём говорит им совершенную истину. Чтобы оправдать своё неверие Его слову, пусть они укажут хотя на одно пятно в Его нравственной деятельности, потому что святость и истина служат ручательством одна за другую, истина есть противоположность лжи и есть достояние святости, ложь же есть грех и с понятием о святости несоединима. Итак, если никто не может обличить Меня в грехе, то из этой нравственной чистоты и святости Моей несомненно следует, что Я говорю истину, что учение Моё истинно; а ежели Я говорю истину, то почему вы не верите Мне? Ответ выше, ст. 43. Заключение то, что своим неверием иудеи сами показывают, что они дети лжи или лжеца, т. е. дьявола. Это изречение Господа служит несомненным доказательством Его безгрешности, – Кто от Бога и пр.: связь речи такова: неверием своим истине Моего учения вы ясно показываете, что вы не от Бога, потому что кто от Бога, тот слышит слова Божии, которые Я изрекаю. – Слышать здесь употребляется в смысле принятия слов в сердце, в смысле веры в слова. Слова Божии означают вообще учение божественное, проповедуемое Господом. – Быть от Бога означает состояние расположенного, к Богу, любящего Бога и вследствие сего получающего Его помощь и просвещение духа человеческого, при чём в нём необходимо рождается расположение к учению Христову, как божественному, и любовь к Самому Христу, как проповеднику божественного учения (ср. ст. 42–43). 48. Ин. 8:48 . На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Ин. 7:20 ; Мф. 10:25 . Не правду ли мы говорим и пр.: по поводу упрёка Господа иудеям, что они ищут убить Его, они раз уже сделали Ему упрёк, что Он одержим бесом ( Ин. 7:20 ), но упрёка Ему с их стороны, что Он самарянин, не видно из Евангелий, хотя несомненно, что они называли Его так, ибо сами в этом сознаются в рассматриваемом месте (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Не нарушить пришёл Я, но исполнить» (Мф 5:17) — эти слова являются ключом к пониманию Ветхого Завета и в то же время задают тон всему Евангелию. Евангелие есть исполнение того, о чём говорится в Ветхом Завете, — без Ветхого Завета Новый теряет всякий смысл. В 13-й главе говорится, в общем, о том же: «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое» (13:52). Что значит «Новый» и что значит «Ветхий Завет»? Новый — не в смысле его противоположности Старому Завету, как мы часто думаем, а Новый (греч. кайнос или лат. novus) в смысле — всегда новый. Не случайно слова Спасителя во время Тайной Вечери: «Сия есть кровь Моя Нового Завета» — на латинский язык переведены как: « Hic est enim canguis mens novi et aeterni testamenti» («Это Моя кровь Нового и Вечного Завета»). Латинское слово novus уже не вмещает того, что на греческом выражено словом кайнос, так что переводчику приходится прибегнуть к замене одного слова двумя: «новый» и «вечный». Я бы перевёл на современный язык это слово как «вечно новый»: «Сия есть кровь Моя вечно Нового Завета», «неустаревающего Завета». Сам термин «Старый», или «Ветхий», как мы обычно говорим, в достаточной мере условен. Лучше всё-таки говорить не Ветхий, а Моисеев Завет (данный при Моисее), или Завет, заключённый с отцами, но во всяком случае не Ветхий, потому что ничего ветхого в нём нет. Завет, данный отцам, и Завет, данный нам, — в этом вся разница двух Заветов. «Не нарушить пришёл Я, но исполнить» — это первый момент Нагорной проповеди, присущий только Евангелию от Матфея. Второй — о клятве, когда Спаситель обращается к Нам с такими словами: «…не клянись вовсе: ни небом, потому Что оно Престол Божий; ни землёю, потому что она подножие Ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным. Но да будет слово ваше: " да, да " , " нет, нет " , а что сверх этого, то от лукавого» (5:34-37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010