Далее следуют поэтически изречённые антиномии: Время рождаться, и время умирать; Время насаждать, и время вырывать посаженное; Время убивать, и время врачевать; Время разрушать, и время строить; Время плакать, и время смеяться; Время сетовать, и время плясать; Время разбрасывать камни, и время собирать камни; Время обнимать, и время уклоняться от объятий; Время искать, и время терять; Время сберегать, и время бросать; Время раздирать, и время сшивать; Время молчать, и время говорить; Время любить, и время ненавидеть; Время войне, и время миру. Что пользы работающему от того, над чем он трудится? Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том. Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца ( Еккл. 3:1–11 ). Из каких глубин сердца философа родился этот гимн?! В нём вся мудрость жизни, в нём божественный взгляд на дела земные. Странствующий философ, стареющий царь сам не ожидал, что внезапно через него родится такое. Теперь будут проходить века, будут проходить тысячелетия, а любая фраза, любое изречение гимна будут в эпиграфах и афоризмах. Философы и поэты, политики и мудрецы, богословы и проповедники будут без конца цитировать по самым разным случаям эти слова. Не зря так долго мотало философа по кругу, чтобы наконец родилось такое! Обратим внимание на построение гимна. Здесь не просто поэтический параллелизм антиномий (диполи): время рождаться и время умирать, время насаждать и время вырывать посаженное и так далее, всего четырнадцать противопоставлений. 14=7 х 2. Число сугубой полноты мудрости жизни. Четырнадцать антиномий группируются в семь четверостиший, семь парных антиномий. В библейском тексте это чётко соответствует разбивке на стихи. Эту смысловую разбивку на пару антиномий мы не можем проследить только в шестой паре и не вполне очевидно в четвёртой. Причём в четвёртой и седьмой парах принцип не симметрии, а асимметрии – эта непоследовательность придаёт ещё больше смысловой поэтичности слову.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

—409— лизать псы кровь твою и блудницы будут мыться в крови твоей“ ( 3Цар.21:19 ). И ещё вслед затем: „вот что говорит Господь: вот наведу на тебя зло и сожгу за тобой, и истреблю Ахавова мочащегося к стене, и заключённого и оставшегося в Израиле, – и отдам дом твой как дом Иераваама сына Наватова и как дом Вассы сына Ахиина за оскорбления, коими ты прогневал Меня и ввёл Израиля в грех. И Иезавели изрёк, говоря: псы съедают её в предградии Израиля, и мертвеца Ахавова в городе съедают псы, и мертвеца в поле съедают птицы небесные“ ( 3Цар.21:21–24 ). Когда Владыка всяческих угрожал совершить всё это и непременно навести, Ахав разорвал одежду и, войдя в дом свой, как написано ( 3Цар.21:27 ), сокрушался, проливал горькие слёзы и опоясал чресла свои вретищем. И так как Бог стал питать жалость к нему, пришедшему в такое настроение, то начинает смягчать гнев Свой и, как бы узду какую полагая на немедленное проявление его, говорит пророку: „ты видел, как сокрушается Ахав от лица Моего? Не наведу этого во дни его, но во дни сына его наведу бедствие“ ( 3Цар.21:29 ). При ком же исполнено это, вот что следует узнать. От Ахава родился Озия, который „творил, говорится, зло пред Господом и ходил путём отца своего Ахава и путём Иезавели матери своей“ ( 3Цар.22:52, 53 ). Но и от Озии, сказано, родился Иорам, о коем также написано, что ходил „в грехах дома Иеровоамова“ ( 4Цар.1:18 ). Но и от Иорама царствовал третий Охозия, о коем также сообщает историческая книга, что „творил зло пред Богом, как дом Ахава“ ( 4Цар.8:27 ). Так как уже настало время для должного наказания дома Ахавова, не пре- —410— кратившего нечестия против Бога до четвёртого потомка, то помазуется наконец царём над Израилем Иосафат, сын Намеси 1759 , который истребляет Охозию и с ним Иезавель, истребляет и других семьдесят сынов Ахава, исполняя до конца гнев Божий, за что и получает честь и благодать. В самом деле, что говорит к нему Бог? „За то, что ты заблагорассудил совершить правое в очах Моих, – и всё, что на сердце Моём, совершил дому Ахава, – сыны четвёртые (до четвёртого роду) будут сидеть у тебя на престоле Моём“ ( 4Цар.10:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– 9-я глава, 13-й стих: «Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу? [Поэтому решать эти вопросы: что угодно, что неугодно. Вот это младостарчество так развилось, что они безапелляционно, как будто вот на Небе побывали и знают всё, что Богу угодно. А вот он говорит: “кто может уразуметь, что угодно Господу?”. И мы должны поэтому отвечать на эти вопросы, как Игнатий Богоносец . Спрашивают по какому-то : “Откроет Господь – скажу, не откроет – не скажу”]. Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная Храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал?» Кто исследовал, кто может проникнуть? Вот в одной воронке лежат два воина, попадает снаряд – от одного ничего, другого и царапина не задела. Как объяснить, что это: случай, Промысл или что? и почему вот так происходит? На многие вопросы мы не ответим. Да и не нужно отвечать. Придёт время – Господь Сам откроет и Сам уяснит. Как и было с Иовом – вы думаете, вот, он высказал – в книге-то своей – ? Откройте в книге Иова 42-ю главу, последнюю. И вот, в этой главе речь идёт о том, что он отвечает Господу на Его вопросы. Три круга речей прошло, выступил четвёртый Елиуй – и всё на одну и ту же тему, и всё не могут прийти ни к какому результату. Зависает над ними облако, и из этого облака раздаётся голос Божий, и голос Божий это всё сводит к одному. Вы посмотрите: цена всем нашим рассуждениям. Откройте 38-ю главу и посмотрите, 1-й стих: «Когда Елиуй [это четвёртый молодой друг ] перестал говорить, Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла» – Вот цена всем нашим рассуждениям и богословию: Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? – Вот цена всех наших рассуждений. Теперь смотрите 42-ю главу. «И отвечал Иов Господу и сказал [вот после тех вопросов, которые Господь задавал Иову из окружающего творения ]: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено [и вот этот следующий 3-й стих нужно читать вот так, ударяя перстом себя в грудь]. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя [он увидел лик Христов], поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В пророческом созерцании он видел четырёх зверей, означающих четыре царства; видел, что царство четвёртое будет покорено неким царем, в котором узнается Антихрист. Видел после этого царство Сына человеческого, под Которым разумеется Христос, и затем говорит: вос трепетал дух мой во мне, Данииле, в наружности моей (habitudine mea) 958 и видения головы моей смутили меня. И подошёл, продолжает, к одному из предстоящих и спросил у него о истинном значении всего этого (7:15–16). Затем, что услышал от того, у кого обо всем этом спрашивал, он передаёт как бы словами рассказавшего ему следующим образом: четыре зверя – четыре царя восстанут от земли, и когда возьмутся, примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством во веки веков (7:17–18). И вопросил, продолжает, подробнее о звере четвёртом, который был отличен от всех зверей и весьма страшен: зубы его железные и когти его, медные; [который] поедал и сокрушал, остатки же попирал ногами своими; и о десяти рогах его, которые на голове его, и о другом, взошедшем и вытолкнувшем из первых три: в роге же том были глаза и уста, говорящие великое, и вид его был более прочих. Видел, и вот рог этот творил брань со святыми и укрепился на них, доколе не пришел Ветхий днями и дал царство святым всевышнего Бога; и пришло время, и царство приняли святые (7:19–22). Об этом, говорит Даниил, он спрашивал. А что он получил в ответ, то сообщил вслед за этим, говоря: сказал, то есть отвечал, тот, у кого он спрашивал: зверь четвёртыйчетвёртое царство будет на земле, которое возобладает над старыми царствами, и пожрёт всю землю, и попрет, и  сокрушит её, И десять рогов его – десять царей восстанут, и после них восстанет иной, который превзойдет злодеяниями всех прежних, и трёх царей смирит, и против Всевышнего будут произносить слова и угнетать святых Всевышнего; и возмечтает переменить времена и закон, и [они] преданы будут в руку его до времени и времён и полувремени. И воссядет судилище и отнимет у него власть губить и истреблять до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

Тут мы находим также ещё лишнее свидетельство о значении добрых дел для спасения, отрицаемых протестантами (ст. 6–13). Взглянув на небо, св. апостол увидел сидящего на облаке Сына Божия в золотом венце и с серпом в руке. Ангелы возвестили Ему, что жатва готова и созрел уже виноград. Тогда «поверг сидящий на облаке серп Свой на землю, и земля была пожата». Под этой «жатвой» надо разуметь кончину мира (ср. Мф. 13:39 ). В то же время Ангел поверг серп свой на землю и обрезал грозды винограда, «и бросил в великое точило гнева Божия». Под «точилом гнева Божия» разумеется место наказания, уготованное дьяволу и его ангелам. По множеству мучимых в нём оно называется «великим». Под «гроздами» разумеются враги Церкви, беззакония которых возросли до крайности («созрели на нём ягоды»), так что мера преступлений их переполнилась (ст. 14–20). «И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий». Здесь намекается на город Иерусалим, вне которого – на масличной горе – много было точил, в которых выжимали маслины и виноград (ср. Иоил. 3:13 ). Обилие виноградной жатвы определялось тем, что вино вытекало на землю в таком обилии, что достигало до узд конских. Употреблённое здесь св. Тайновидцем гиперболическое выражение показывает, что поражение врагов Божиих будет самым ужасным, так что кровь их будет течь как бы реками. 1600 стадий – число определённое, взятое вместо неопределённого, и означает вообще обширное поле сражения (ст. 20). Глава пятнадцатая. Четвёртое видение: семь Ангелов, имеющих семь последних язв Этою главою начинается последнее, четвёртое видение, обнимающее собой восемь последних глав Апокалипсиса (гл. 15–22). Св. Иоанн увидел «как бы стеклянное море, смешанное с огнём; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море» и под аккомпанемент гуслей прославляют Господа и агнца «песнью Моисея, раба Божия» и «песнью Агнца». «Стеклянное море», по толкованию св. Андрея Кесарийского , означает множество спасаемых, чистоту будущего покоя и светлость святых, добродетельными лучами которой они «просветятся, подобно солнцу» ( Мф. 13:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Тем не менее, все они сбылись вплоть до малейших подробностей». Сидон Писания и датировка Иезекиилю принадлежит также пророчество, касающееся Сидона – города, во многом похожего на Тир. (592–570г. до Р.Х.) Иезекииль 28: 22 . «...И скажи: вот, Я на тебя, Сидон, И прославлюсь среди тебя, И узнают, что Я – Господь, Когда произведу суд над ним И явлю в нём святость Мою»; 23. «И пошлю на него моровую язву И кровопролитие на улицы его, И падут среди него убитые мечем, Пожирающим его отвсюду; И узнают, что Я – Господь». Предсказания и их истолкование Мы имеем дело с тремя предсказаниями. 1. Ничего не сказано о разрушении Сидона. 2. Кровопролитие на улицах (28:23). 3. Меч, «пожирающий его отвсюду» (28:23). В своей книге «Исполнение пророчеств и достоверность Библии» Джордж Дейвис удачно отмечает всю разницу в судьбах Тира и Сидона: «Пророчество о Тире гласило, что он будет разрушен, превращён в голую скалу и никогда вновь не отстроен. Что до Сидона, то в пророчестве говорится о кровопролитии на улицах, об убитых, падающих в городе, и о мече, разящем со всех сторон. В то же время ничего не говорится, как в случае Тира, о том, что Сидон обречён разрушению». В течение многих столетий Тир и Сидон играли разные политические роли. Историк Филипп Ван Несс Манере в учебнике для средней школы и колледжей отмечает, что «с одиннадцатого до четвёртого века до Р.Х. почти полная власть Тира над делами Финикии практически не оспаривалась Сидоном. В течение этого периода предприимчивость мореходов и энергия торговцев из Тира распространили славу маленькой островной столицы Финикии по всему миру. Этот город был настоящим королём Средиземноморья». Флойд Хамилтон пишет о событиях четвёртого века до Р.Х., когда «в 351 г. жители Сидона, которые были вассалами царя персидского, восстали и успешно защищали свой город от бывшего повелителя. В конце концов, однако, их собственный царь, спасая свою жизнь, сдал город неприятелю. Хорошо зная мстительность царя персов, сорок тысяч жителей города заперлись в своих домах и подожгли их, предпочитая гибель в огне плену и пыткам своих врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

б. Царская дорога и параллельная ей Дорога пустыни идут через Заиорданье с юга на север: от Елафа на южной оконечности карты через Едом, Моав, Аммон, Галаад и Васан к Дамаску. Покорение За- иорданья Давидом дало Соломону контроль над этим маршрутом. 3. Царствование Соломона: налоги, подати и торговля, 3 Царств 4 Подчёркнутые синим названия регионов и синие стрелки, идущие со всех сторон к Иерусалиму, представляют торговлю, налоги и подати. Контролируя международные маршруты и регионы, через которые они проходили, Израиль при правлении Соломона достиг пика процветания и мира. Иуда и Израиль, многочисленные, как песок у моря, ели, пили и веселились. Соломон владел всеми царствами от реки Евфрат до земли филистимской и до пределов Египта. Они приносили дары и служили Соломону во все дни жизни его... Он владычествовал над всей землёй по эту сторону реки, от Типсаха до Газы, над всеми царями по эту сторону реки, и был у него мир со всеми окрестными странами. И жили Иуда и Израиль спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницей своей, от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона ( 3Цар. 4:20–25 ). Строительство храма, хронология В это время процветания в Иерусалиме был построен храм Яхве ( 3Цар. 5–6 ). В него был принесён ковчег завета, и слава Господня наполнила храм. В 3Цар. 6:1  строительство храма хронологически связано с исходом Израиля из Египта: В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли египетской, в четвёртый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу. Связав библейскую хронологию с ассирийскими записями, можно установить, что это был 966 год до Р.Х., четвёртый год правления царя Соломона (Thiele 67–78). Поэтому библейская дата исхода, произошедшего 480 годами ранее, – это 1446 год до Р.Х. Эта дата подтверждается дополнительными доказательствами, представленными в Суд. 11:26  и в 1Пар. 6:33–37 . 4. Правление Соломона: торговля, налоги и подати, 3 Царств 9:26–28; 10:22–29

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Эта историософская истина имеет и огромное практическое значение, потому что она даёт мужественное отношение к ужасам истории, ибо они ведомы Христу, Который говорит нам: «не бойтесь». Третий всадник на коне вороном, имеющий меру в руке своей, означает голод. О нём делается «посреди животных» (6) аллегорическое предвозвещение: «хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий» (6) (что исторически и археологически означает дороговизну, 32 вызывающую голод). Эта враждебная человеку стихия также попущена в плане Божием, хотя ей и поставлена граница: «елея же и вина не повреждай». Что бы ни означала эта аллегория: относится ли она к физическому питанию или же к духовному (таинства церкви), но она говорит о путях Промысла в сохранении человечества от гибели даже при наличии голода. Эта грань вносит провиденциальную черту в грядущие бедствия от голода, им ставится определённая мера. Наконец, четвёртый всадник также предвозвещается четвёртым животным повелением или, по крайней мере, разрешением: «иди», как и три предыдущих: «конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть, и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвёртой частью земли – умерщвлять мечом, и голодом, и мором, и зверями земными». Это есть совокупное действие всех предыдущих испытаний (меча и голода), к этому же ещё присоединяются и мор, и звери, очевидно, как следствие предшествующих опустошений. Здесь также обращает внимание, что даже это бедствие, имя которому смерть и ад, попущено, а в этом смысле и предначертано в путях Божиих, и даже больше того: ему «дана власть» (8) над четвёртой частью земли. Это есть одновременно и разрешение или попущение, но и ограничение, поставление бедствия в известные границы. Итак, эти четыре всадника знаменуют собою общую картину исторических судеб человечества с их светлыми и мрачными сторонами; это есть как бы художественно-аллегорический конспект земной истории со стороны её судеб (однако, очевидно, ещё не полный, как это явствует из дальнейших глав). Снятие пятой печати относится к тому, что происходит уже в мире загробном; здесь говорится о душах убиенных за слово Божие и за свидетельство о нём «под жертвенником» (9), куда происходит в Ветхом Завете излияние жертвенной крови.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве Сборник работ св. Михаила Новосёлова о Православии, католичестве и протестантстве.  Книга «Догмат и мистика  в православии, католичестве и протестантстве» составлена из отдельных выпусков «Религиозно-филосовской библиотеки», вышедшей в 39 выпусках и издаваемой М. А. Новоселовым с 1902 по 1917 года. Новосёлов разбирает основные догматические различия трёх конфессий, особенно акцентируя внимание на вопросах спасения и искупления. Анализирует типы мистического опыта в Православии, католичестве и протестантстве. Этот разный опыт предопределил и разницу догматик. Михаил Александрович Новосёлов Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростию все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Книга Екклесиаста, или Проповедника, 1:13   В фигурных скобках указывается номер начала страницы Книга 1. Догмат, этика и мистика в составе христианского Вероучения Связь догмата, этики и мистики Идет спор о христианстве. Одни утверждают, что христианство адогматично; другие — что оно мистично; третьи — что в нем существенно нравоучение; четвёртые — что оно догматично и мистично, но вовсе не этично (безразлично к добру и злу, аморально), пятые — что оно прежде всего догматично, а затем этично. Это выделение лишь некоторых черт из целостного образа истины порождает странные недоразумения. Так, например, усиленное подчеркивание в христианстве этического элемента одними со стороны других вызывает протест как ригоризм, как «толстовщина», плоды которой достаточно, дескать, известны. Но ведь только однобокое выдвигание этики может подать повод к смешению этики христианской с моралью графа Толстого. Отстаивание догмата вызывает упреки в сухости и мертвенности; упоминание о мистике часто не удостаивается даже серьезного возражения, как речь о чем-то фантастическом, нереальном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Легенда о Четвертом Волхве Евангельское повествование о Рождестве Христовом вот уже две тысячи лет вдохновляет художников, поэтов, музыкантов создавать авторские произведения искусства, посвящённые главному событию истории человечества. Одним из центральных произведений в творчестве Эцарда Шапера является «Легенда о Четвертом Волхве», в которой четвёртым волхвом оказывается... русский князь! Прорываясь сквозь толщу времён, автор описывает путь христианина, следование за Христом даже до смерти. Перевод и контекстуализация — диакон Августин Соколовски. Статья Эцард Шапер – один из наиболее значимых христианских церковных писателей. Автор «Легенды о четвертом волхве», в которой описываются странствования русского князя, Эцард Шапер сам провел жизнь в вынужденных странствованиях и бесконечных переездах с места на место. Писатель родился в 1908 году в Острово (прусская провинция Позен, ныне Польша), умер – в 1984 г. в швейцарском Берне. Ему пришлось долгое время жить в Эстонии, затем в Финляндии, Швеции и, наконец, в Швейцарии. Дважды заочно приговоренный к смерти немецко-фашистским, а вскоре и советским военным судом, Эцард Шапер пересекал границы разных стран, находясь между жизнью и смертью. Его жизнь была как бы повторением слов святого апостола Павла: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (1 Кор.12, 9-10). Эцард Шапер – автор множества художественных произведений, романов, повестей и рассказов, в которых он смело выражает свою позицию писателя и христианина, призывает к следованию евангельским заповедям. Наибольшую известность принес писателю роман-дилогия «Разрушающаяся церковь» (1935) и «Последнее Рождество (1949), о жизни и трагической гибели православного священника отца Серафима и его общины, о новой надежде, рождающейся в Церкви страданием мучеников (1935).

http://bogoslov.ru/article/1365094

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010