Итак, вследствие этого желания и просьбы вашей и в силу того долга, который мы имеем, именно–помогать повсюду святым церквам и священнейшим престолам, защищать и содействовать им, насколько возможно, мы решили, что должно, в виду всецелой необходимости, собрать во-едино священный и совершеннейший собор и устроить заседание относительно этого предмета, как подлежащего решению кинота церковного всеединства и благочестия. И вот, когда состоялось рассмотрение и точное обсуждение, когда были предложены канонические голоса в нашем святейшем патриаршем престоле, в присутствии, по решению и одобрению пребывающих в Константинополе блаженнейших и святейших патриархов – антиохийского кир Афанасия и иерусалимского кир Хрисанфа, во Святом Духе возлюбленных и превожделепных братьев и сослужителей нашей мерности, и заседающих вместе с нами преосвященных собратьев наших архиереев и пречестных, в присутствии также весьма известного и благороднейшего архонта великого драгомана державного царства, кир Григораска, во Святом Духе возлюбленного и превожделенного сына нашего, славнейших архонтов капу-кехагья, почтеннейших клириков нашей великой Христовой церкви и благороднейших архонтов столицы городов, то по общему голосованию, решению и одобрению всех был всем остальным предпочтен и избран достойным и способным для того, чтобы принять кормило патриаршего Александрийского престола, прежде его занимавший, как патриарх Александрии, кир-кир Косьма, во Святом Духе возлюбленный и превожделенный наш брат и сослужитель и уже находящийся в честном монастыре святой и богошественной горы Синая, – как муж богобоязненный и почтенный, благоприличный и благонравый и по внешнему своему виду, и по душевным качествам, обогащенный образованием и познаниями и хорошо воспитанный в божественном, от юных лет облеченный в монашеский образ, отличающийся кротостью, благоразумием и достойной уважения жизнью, заявивший себя и отношениями к другим, приличествующими патриаршему сану, и вообще достойный такого предстоятельства. В силу всего этого, Косьма по божественному руководительству и помощи вполне способен патриаршествовать среди вас и благоугодить Богу и людям, канонически и богоугодно привести разумную свою паству к спасительным делам, путеводящим православных христиан к небесной обители и к наслаждению божественными блаженством, – не только посредством своего увещания и наставления, но и в образе прекрасного и христианского своего жития и духовного управления, – так как он будет действовать в кротости и благоприличии, в благочестии и благочинии и достоинстве своих нравов, соответственно надлежащему значению патриаршего сана, и находящихся под его архипастырским руководительством он может сделать благоугождающими Богу. И поэтому мы, по общему синодальному избранию, решению и одобрению, восстановили (’αποκα- τεστσαμεν) его на святейшем патриаршем и апостольском престоле Александрии и объявили истинным, законным и каноническим патриархом, духовным предстоятелем и пастырем для всех вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/i...

Больше того, часто приходится священнику слышать сетования по поводу того, что не удаётся доброй жене «исправить» своего упрямого мужа . Часто такая женщина прибегает к брани, скандалу, «пилит», что называется, своего мужа, в надежде как-то повлиять на его поведения. Но такое усердие имеет зачастую обратный эффект – мужчина озлобляется, «уходит в себя» и либо перестаёт воспринимать близко к сердцу бесконечные «нотации», либо отвечает бранью или даже побоями, демонстрируя греховное поведение… Потому что ни один человек не любит, когда его «переделывают», а мужчина всегда подсознательно чувствует свое право на главенство, первенство в отношениях с женщиной… Даже самый последний и опустившийся мужичонка чувствует это своё первенство, потому что оно заложено Богом в самой природе мужчины. Помните: «Не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11, 9). Но женская сила возрастает многократно, когда она обретает иное – нравственное – измерение. Мужчина так устроен, что главное его призвание – это служение Богу тем делом, к которому он, мужчина, призван и которым занимается. Вот когда женщина, что называется «становится на своё место», не в смысле «кто в доме хозяин?!» , а в том лучшем смысле, к которому она призвана Богом, когда она становится кроткой, смиренной и послушливой не по внешнему своему виду только, но по глубинному отношению к жизни, к Богу – вот эта её внутренняя красота способна творить по отношению к «дурному» мужу поистине великие чудеса. Об этом говорит апостол Петр, увещевая жен повиноваться «непокорным» мужьям с молчаливостью и кротостью, «чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» , когда увидят их чистое, богобоязненное житие (1Петр. 3, 1-2). Кротость, искренняя любовь с состраданием и молчаливостью могут сделать неизмеримо больше, чем самая «справедливая» и неистовая брань. Но, вспоминая житие и праведную кончину святого Пророка, мы видим, что эта внутренняя сила, исключительная сила женщины, теряя нравственную основу, может иметь и разрушительное, страшное действие и влияние на мужчину.

http://pravmir.ru/sila-zhenshhiny/

   - А что же вы своему батюшке любимому собор не построили, к вашему сведению его за штат хотели отправить. Не беспокойтесь, порядок будет, все проблемные вопросы решим.    И точно, в считанные месяцы обустроили еще один предел ниже этажом в честь священномучеников  Вениамина и Серафима Петроградских, где всем стало удобнее и просторней. Привел данный пример не для того, чтобы навести критику на приснопоминаемую  рабу Божию Евгению, а подчеркнуть её ревность и заботу  не о себе, о ближних, о батюшке, о прихожанах, да и дело в конце- концов несомненно подстегнул тот разговор.    Многие, зная ушковскую  энергичность, горячность и неравнодушность, её готовность откликнутся на помощь то и дело просили – «Евгения, займись, организуй, а дальше - цели разных мероприятий православного направления: либо акафист святому, либо молитвенное стояние, крестный ход, паломничество, сбор денег на похороны или поминки… И Евгения Николаевна без раскачки «давала полный ход» своим действиям – активно  агитировала, призывала, убеждала, стремилась сама везде поспеть и внести свою лепту.    Глядя на нее внешне невысокую, худощавую было удивительно откуда у Ушковой столько энергии и подвижности, горячности отклика на богоугодные дела. Для полноты её внешней личности прибавим  активную  жестикуляцию руками и быструю ходьбу, не забыв и о таком громком голосе, что  её нет-нет  да и останавливали:     - Евгения, потише. Евгения, дай другим сказать. Евгения, да уймешься ли ты наконец и выключишь свою иерихонскую трубу…     Да, она была из разряда тех  редких людей, которые везде на виду, всегда заметны. Она никогда не лукавила, говорила «правду-матку» не взирая на ранги и чины, если видела с их стороны факты беззакония, безчестия и лжи.  Ну а уж если кто  на  пути встречался по её нраву и по душе – могла облагодетельствовать безмерно. Очень показательно проявилось по отношению к творчеству писателя Николая Агафонова. Рассказы его так полюбились Ушковой, что она непременно захотела их  записать на радио, для с подкрепления добиться желаемого благословилась у батюшки. Радийный дебют Ушковой оказался ошеломляющим. После первого прозвучавшего в эфире рассказа знакомые и подруги стали её хвалить, просить «записать еще». И надо сказать, успех  был не без основания, читала она рассказы с выражением, с чувством вдохновения, получались  они образными, проникновенными и запоминающимися. Её чтение нравилось всем, и отцу Иоанну тоже:

http://ruskline.ru/analitika/2022/08/04/...

Все духовные требы, в особенности соединенные с совершением таинств, также дневные богослужения, православные обязываются исправлять для себя в церквах, а не в домах, исключая особенные, уважительные причины, как то–немощи, преклонность лет, или когда самое молитвословие, по роду и по предмету своему, относится к домашнему быту и в доме должно быть совершаемо (VI всел. 59. VII всел, 10). 6 2. Частные постановления А) о священных местах богослужения. Христианский православный храм есть не только дом общественной молитвы ( Лук. 19, 45 ), по и место совершения тайн Божиих ( 1Kop. I I , 20. 22 след.), в которых верующие имеют духовное общение между собою (I О,16. 17), теснейшим образом соединяются с главою своею,–Иисусом Христом ( Иоан. 6, 56 . Матф. 18, 20 ) и, в общении с Церковию небесною, представляют Церковь видимую, на земле. От того и самый храм получает название церкви (1 Коринф. 14, 23. 28. 55. 11, 18. 22). Этой главной идее христианского храма должно соответствовать не только внутреннее устройство его, определенное впрочем положительными правилами, но древнейшему преданию Церкви, но и внешнее устройство его (архитектура ц цр,), в этом отношении, как и в других случаях, весьма важно соблюдение священной древности, отличавшейся строгостию вкуса и соответствием наружного вида храмов их внутреннему значению. К этому направлены многие из наших отечественных постановлений. Наши законы также имеют в Виду, чтобы сооружение новых храмов служило к сохранению и распространению только православной веры, а не к усилению каких либо еретических или раскольнических общин, чтобы построение и поддержание храмов было обеспечено достаточными средствами, чтобы все устройство их было благоприлично и сообразно их священному назначению.–Таковы следующие постановления. 1) Православные церкви строятся не иначе, как с ведома духовного начальства и с разрешения или св. Синода, или самих епархиальных архиереев 7 . 2) Епархиальные Начальства представляют На разрешение св. Синода о . построении церквей в городах (и на городских кладбищах), также о распространении невместительных и перестройке обветшавших городских церквей 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Если человек не думает о том, свежим он дышит воздухом или угарным, это не значит, что качество воздуха не отразится на его здоровье. Нечто подобное происходит и с духовным здоровьем человека. Не учитывая законов духовной жизни, пренебрегая ими, мы тем самым не делаем их несуществующими и бездейственными. Они влияют на нас так же, как законы физические. Знаем мы или не знаем о законе всемирного тяготения или законах электричества, но они действуют. И если мы коснемся оголенного провода, то почувствуем удар тока, даже не понимая того, как это произошло. Если мы нарушаем какие-то физические законы, за этим обязательно следуют негативные явления, и мы учитываем это в своем житейском опыте. Нечто подобное должно быть и в духовной жизни. Поэтому духовные законы нам знать необходимо. Откуда мы узнаём эти законы? Конечно, из Евангелия и творений святых отцов. Хотя отцы пользуются своеобразной терминологией, выработанной на протяжении столетий, это не значит, что их учение является новым по отношению к Евангелию. Святые отцы, желая четко, ясно и последовательно изложить евангельское учение для своих современников, вынуждены были прибегать к языку философов. Они перенимали язык древних философских школ: платоников, последователей Аристотеля, стоиков с их учением о нравственности, конечно раскрывая понятия с христианской точки зрения, не искажая изначального апостольского предания. Кроме того, нужно иметь в виду, что святые отцы, особенно когда они вели речь о нравственном учении, говорили из собственного опыта исполнения Евангелия. Поэтому, хотя их учение внешней стороной и отличается от евангельского, а иногда даже не содержит ссылок на Евангелие и цитат из него, по сути своей является опытным евангельским учением. Христианские подвижники излагали свой опыт так, чтобы он был понятен другим, часто в систематической форме. Например, преподобный Иоанн Лествичник придал своему учению систематическую форму. В упорядоченной форме учение о страстях, выделив восемь главных из них, изложил святой Григорий Синаит , а у нас в России – преподобный Нил Сорский . Созданные ими системы условны, термины этих святых тоже условны, но суть их учений остается прежней и неизменной – это святое Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Ольга, добро от зла отличается не только по внешнему виду, но также, а может и в первую очередь, по мотиву. Можно помочь человеку, даже пожертвовав чем-то своим, т.к. имеешь к нему блудное влечение, влюбленность, а можно, т.к. видишь в нем образ Божий, поступаешь по заповеди Бога о любви к людям и ставишь свои интересы ниже интересов других. Это 2 разных мотива. Если человек достиг этого второго мотива в большой степени, то для него все люди будут равны или близко к этому. Это истинная, духовная любовь, бесстрастие. А оно вытесняет все страсти, в т.ч. блудную. Тогда человек не будет различать мужчин и женщин. Если человек уже достиг этого состояния без брака, то жениться бессмысленно, т.к. цель брака — достижение (через много десятилетий) именно такой любви. Разве что ради рождения детей. Но я не припомню, чтобы в Житиях Святых ктон, достигший бесстрастия, потом женился ради рождения детей. Есть много других семей, и детей достаточно. А бесстрастных единицы. Люди выбирают, на ком жениться, т.к. они если и достигли любви к ближнему, то в очень маленькой степени, и могут не выдержать постоянно идти на жертву ради чужого человека. Если супруги имеют что-то общее, подходят друг другу, им будет удобнее жить вместе, чтобы не развестись. Человек же достигший любви, в т.ч. в степени любви к врагам, может жить и с врагом. В этом смысле, как Вы и пишете, тому, кто достиг степени истинной духовной любви даже к врагам, будет все равно, с кем жить. Здравствуйте! Если вы говорите о супружеской любви как о добродетели, то она действительно уникальна. Апостол Павел писал: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. То есть христианин мужчина выбирает одну женщину с тем, чтобы любить ее до готовности самопожертвования. Не к каждому ближнему есть такие обязательства. Как и не каждому ближнему мы обязаны хранить пожизненно уважение, верность, делить совместно горести и радости, и нести непосредственную ответственность за эти отношения. Есть также телесный аспект этой любви, который уникален.

http://azbyka.ru/vopros/v-chem-raznica-m...

Церковь имеет самостоятельное существование и не определяется полностью своими задачами, как бы они ни были высоки. По отношению к ней эти задачи являются вторичными, из нее вытекающими. Существо Церкви в том, что она – Тело Христово, богочеловеческий организм. Это внутреннее мистическое основание Церкви, которое находит и должно находить свое выражение в эмпирически существующей церкви. Поэтому деление на видимую и невидимую Церковь порочно в том отношении, что разрывает единое Тело Христово, лишает эмпирическую церковь ее внутреннего таинственного содержания. Церковь видима и невидима, как все в мире, где мы за эмпирической стороной, т.е. видимой, прозреваем таинственную мистическую, нами невидимую сущность. «Невидимость» Церкви зависит не от нее самой, а от ее членов. Чем глубже врастание членов Церкви в ее Тело, тем видимее становится для них сама Церковь, тем яснее открывается ее мистическое существо. Протестантизм несет уже возмездие за свое учение о видимой и невидимой Церкви: сама видимая протестантская церковь становится невидимой. Поскольку православие приняло это учение, постольку и оно начинает ощущать на себе его последствия. Церковь как мистическое Тело Христово видима и реально находит свое выражение в союзе верующих во Христа, таинственно соединенных со Христом и между собой. Церковь есть общество и по своему внешнему виду не отличается от всякого иного человеческого общества. Будучи им подобна, она в то же время им и противоположна, так как природа Церкви как общества, иная, чем природа других общественных союзов. Все человеческие общества суть только человеческие, Церковь – богочеловеческое. Поэтому «созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Церковь есть общество, созданное Христом, Его общество среди других общественных союзов, которые не Его. Церковь сознавала себя отделенным и совершенно самостоятельным союзом не только в первые века христианства, но и во все последующие века. Чтобы усмотреть это, надо только предварительно отказаться от протестантского взгляда на Церковь как общество святых.

http://azbyka.ru/deti/o-tserkovnom-vospi...

В особенности большое внимание на организацию общин обращает Св. ап. Павел в своих т.н. пастырских посланиях, писанных под конец его жизни, в виду начавших сильно развиваться к тому времени еретических учений среди малоазиатских общин 1983 . Верующим преподаваемы были наставления и относительно богослужения, в особенности в языко-христианских общинах. По свидетельству кн. Деяний (2:42 ср. 46), верующие во Христа во Иерусалиме «постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах“ по домам, а вместе с тем посещали и Иерусалимский храм и синагоги ( Деян. 2:46; 3:1, 2; 5:70, 25 ; Иак. 2:2–5 ). Относительно-подробные сведения о богослужении среди языческих общин содержатся у ап. Павла в посл. 1Кор. 10–14 гл.– Вследствие особого подъема духа, энтузиазма, личного воодушевления, у первенствующих христиан идивидуальные проявления душевной, религиозной настроенности нуждались в упорядочении, в урегулировании; а иначе они производили безпорядок, замешательство при богослужении. Апостол со всею внимательностью относится к этим нежелательным явлениям и стремится устранить их ( 1Кор. 14:11, 25 ). Как общее принципиальное правило для христианского богослужения, он преподает: «Вся же благообразно и по чину да бывают“ ( 1Кор. 14:40 ). Значит, уже и у апостольских христиан, при господстве среди них различных харисм, необычайного подъема духа, начала создаваться система положительных, твердых предпосылок, порядков, обычаев и повиновения поставленным над ними руководителям – пастырям, учителям. Им преподавались положительные указания и о том, как новое Христово учение должно отразиться на их частной, обыденной жизни в этом мире,– и о том, как относиться к неверующим и язычникам и т.π. ( 1Кор. 1–12 гл).– Как бы то ни было, но апостолам не пришлось дать основанным общинам полной внешней организации. Да они и не спешили с такою организацией, как справедливо говорит Роте 1984 , «согласно основному своему правилу – не устанавливать для христианской общины никакой внешней формы и ни в какое другое время, как и когда она будет намечена уже в собственной жизни христиан, чрез взаимодействие, с одной стороны, сознанной насущной потребности, лежащей в самом сердце христианской жизни, а с другой – особых отношений внешней жизни, в которых находились первые верующие, так что они утверждали всё то, что являлось как самое насущное и глубоко сознанное дело христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

В виду такого отношения «я» ко всему содержанию душевной жизни, ко всему человеку вообще, также и особенно в виду его неизменности, постоянства, единства и тожества среди всех бесчисленных изменений и превращений в душевной и телесной жизни, огромное количество психологов в прежнее время и весьма многие в настоящее видели [и] усматривают в самосознании и идее «я» прямое и непосредственное восприятие духом или душою человеческою своей метафизической, нефеноменальной сущности, лежащей в основе всех явлений душевных и их производящей, в конце концов. Потому на явлении сознания и свойствах идеи «я», или просто – «я», главным образом основывались и основываются отчасти доселе так называемые доказательства бытия и субстанциальности души человеческой. Но в последнее время явился целый ряд исследований явления самосознания и личности – «я» со стороны психологов феноменалистического и, главным образом, материалистического направления, – в которых этот простой взгляд разрушается и отвергается, по-видимому, на основании очевидных фактов опыта. Идея «я» оказывается возникающею постоянно, как все другие идеи о внутреннем и внешнем (чего, впрочем, не отрицают и психологи); по своему составу она оказывается не только сложною, но одною из самых сложных; единство личности, сознаваемое в этой идее – есть единство сложной ассоциации, единство организованного агрегата, каких много в душевной жизни – следовательно – иллюзия; притом же это единство постоянно нарушается особенно при болезненных расстройствах, – личность уделяется, утраяется и т.п.: тожество личности, данное в её идее – есть тожество отвлечения, или общего понятия, объединяющего в себе все сходное во всех душевных состояниях и естественно олицетворяемое, – следовательно, опять иллюзия, и весьма часто нарушается и разрушается в болезнях, когда человек забывает всю свою прошлую жизнь и сознает себя другим существом. Из всего этого делается вывод, что идея «я» – личности не только не есть непосредственное восприятие лежащей в основе душевной жизни особой духовной сущности и не доказывает бытия её, но прямо говорит противное и делает эту сущность не нужною и излишнею.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Если ваш родственник, ранее очень скупой на проявление чувств, вдруг неожиданно становится очень ласковым, воспылав желанием постоянно обниматься, чмокать вас в щечку – это также повод задуматься. Кроме того, насторожить должна двигательная и речевая расторможенность, которые иногда переходят в полное безразличие ко всему. Изменения характера наблюдается почти у всех наркоманов. Ранее общительные и энергичные становятся замкнутыми и пассивными, и, напротив, молчаливые и подавленные вдруг внезапно проявляют такие черты характера, как чрезмерная болтливость, раскованность. Внешность, привычки Многие наркоманы невнимательно относятся к своему внешнему виду. Ранее аккуратные люди начинают допускать небрежность в одежде, позволяя себе выйти в мятой или грязной футболке. Они не следят за своей прической, реже моются. Внезапное пристрастие к рубашкам с длинными рукавами даже в теплое время года может указывать на желание скрыть следы от инъекций. После приема наркотиков глаза у наркомана становятся «стеклянными», зрачок расширяется или, наоборот, резко суживается. Зная об этом, ваш близкий человек может постоянно «прятаться» за темными очками. Общение За короткий срок у наркомана обычно полностью меняется круг общения. Старые отношения разрываются без сожаления. Новые друзья могут настораживать странным поведением, при этом ваш близкий человек будет пытаться скрыть интересы, которые их связывают. Разговоры по телефону, как правило, происходят за закрытой дверью, а непосредственное общение – вдали от посторонних глаз. Прежние увлечения перестают интересовать наркомана. Подростки, страдающие наркотической зависимостью, начинают прогуливать школу, у взрослых возникают серьезные проблемы на работе, поскольку наркотики негативно отражаются на памяти и трудоспособности. Семейные отношения Семейные проблемы наркоманов не интересуют. Подросткам становятся безразличны болезнь родителей, их переживания. Взрослые люди, страдающие пристрастием к наркотикам, не замечают проблем своих партнеров, проявляя эмоциональное безучастие в любых ситуациях. И мужчины, и женщины зачастую испытывают снижение сексуального влечения.

http://azbyka.ru/zdorovie/kak-raspoznat-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010