Скачать epub pdf Имеяй произвестися архимандрит приводимь бывает старшим из иерейского чина и протодиаконом ко архиерею среди церкве, идеже архиерей стоит во время входа со Евангелием, и покланяется олтарю и архиерею, по сем же приклоняет главу. И глаголет протодиакон велегласно: Преосвященнейший владыко. Архиерей же знаменует производимого во архимандрита рукою по главе, трищи. И полагает на главу его руку, протодиакону глаголющу: Господу помолимся. Архиерей же глаголет: [Егда архимандрита ставят во обители:] Господи Иисусе Христе, Царю предвечный, Пастырю добрый, Началовождь словесныя паствы, душу полагаяй за овцы Своя, рекий: «Идеже аще еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их», Сам и ныне посети нас благодатию Пресвятаго Твоего Духа, и раба Твоего сего имярек игумена [или:] иеромонаха, проручествуемаго во архимандрита, искусна и изрядна брата [поправка митрополита Минского Вениамина: «искусна и изрядна брата (или отца, если поставляемый игумен)»] святыя дружины сея покажи; исправи пути его, просвети его помышления и божественный страх Твой всади в сердце его, яко да непорочно и по воли Твоей святей жительствует, и имать крепость еже всем приключающымся предпочитати верное и истинное служение нуждам святыя обители сея; душу же его и тело от нападения вражия сохрани, и сотвори его наследника Царствия Твоего. [Аще ли же вне обители:] Господи Иисусе Христе, Царю предвечный, Пастырю добрый, Началовождь словесныя паствы, душу полагаяй за овцы Своя, рекий: «Идеже аще еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их», Сам и ныне посети нас благодатию Пресвятаго Твоего Духа, и раба Твоего сего имярек игумена [или:] иеромонаха, проручествуемаго во архимандрита, искусна и изрядна служителя святыя Церкве Твоея покажи; исправи пути его, просвети его помышления и божественный страх Твой всади в сердце его, яко да непорочно и по воли Твоей святей жительствует, и имать крепость еже всем приключающымся предпочитати верное и истинное служение нуждам Церкве Твоея; душу же его и тело от нападения вражия сохрани, и сотвори его наследника Царствия Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О церковном поминовении христиан неправославных Так как во все времена при служении в Православной Церкви всегда поминались о упокоении души усопших только православных христиан, — потому в постановлениях церковных и не пишется о непоминовении иноверцев, ибо нигде их не поминали. Выписываем из церковных постановлений, как поминались и ныне поминаются отшедшие о Господе. На проскомидии : «Таже (т.е. потом) взем иерей пятую просфору, глаголет: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных и благочестивых царей и благочестивых цариц, блаженных создателей святыя обители сея (и других усопших поминает по имени и конечне глаголет) и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, человеколюбче Господи». На сугубой ектении , во время вечерни, утрени и литургии: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных патриарсех православных, и благочестивых царех и благоверных царицах, и создателях святыя обители сея, или храма сего, и о всех прежде почивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных». На литии во время бдения : «Еще молимся о успении, ослабе, блаженныя памяти и оставлении грехов всех прежде отшедших отец и братий, зде лежащих и повсюду, православных». На полунощнице : «Помолимся о всякой души христиан православных, ублажим благочестивые цари, православные архиереи и вся преждеотшедшие отцы и братию нашу, зде лежащия и повсюду, православныя». На литургии . Прежде освящения Даров иерей говорит: «Мир всем». Лики поют: «Милость мира жертву хваления». Иереи в алтаре в знамение взаимного мира и единомыслия, дают друг другу целование о Господе (в шею, или в руку. В древние времена то же делали все христиане). По освящении же Даров, иерей, в знамение единства Церкви, поминает в вере почивших праотцев, патриархов, пророков и апостолов, мучеников и преподобных и всех святых. А диакон читает диптихи, т.е. помянники усопших верных, отшедших с надеждою спасения и воскресения (Нов. Скриж. И Служеб.). Если же открывалось, хотя по времени, как видно это из церковной истории, что кто-нибудь из записанных на этих таблицах оказывался замешанным в ереси, то имена таких всегда исключали. Причину сего выставляет св. Дионисий Ареопагит, говоря так: «Невозможно, чтобы к Единому вместе приводимы были, и миротворного единения с Единым были причастниками люди, разделенные между собою» (св. Дионисия о Церковн. Иерархии гл. 3, отд. 8. Изд. 1854).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2675...

Arhiva Mitropolitul de Volokolamsk Ilarion a svârit Liturghia la mnstirea Hilandari din Muntele Athos 11 octombrie 2012 16:43 10 октября 2012 года председатель ОВЦС   митрополит Волоколамский Иларион , совершающий во главе паломнической группы поездку на Святую Гору Афон, в сослужении епископа Дмитровского Феофилакта , а также прибывших вместе с архиереями паломников в священном сане и братии Хиландарского монастыря совершил Божественную литургию в соборном храме сербской на Афоне обители. По окончании службы гости приняли участие в братской трапезе, во время которой митрополит Иларион обратился к братии монастыря с приветственным словом: «Отец иеромонах Мефодий с братией святыя обители сея, дорогие отцы и братья! Хотел бы всем вам передать благословение и приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. С радостью я вновь посещаю Хиландарский монастырь, в котором впервые побывал 20 лет назад — в 1992 году. С тех пор очень многое изменилось и в моей жизни, и в жизни монастыря, и в жизни окружающего мира; большинство братии монастыря сегодня составляют люди, которых не было в этой святой обители два десятилетия назад. Хотел бы всех вас поблагодарить за молитвы и призвать к тому, чтобы вы усердно молились за вашу многострадальную Родину — Сербию. Мы искренне сочувствуем тому, что происходит в Сербии, с большой болью воспринимаем те притеснения и гонения, которые испытывают христиане в Косово и Метохии. Я дважды посещал Косовский край и видел, в каких тяжелых условиях живут там ваши собратья-монахи в древних монастырях Высоки Дечаны, Грачаница, как трудно живут матушки в Печской Патриархии. Конечно, они нуждаются в вашей особой молитве. Господь вас призвал на Святую Гору, чтобы вы, прежде всего, спасали свои души. И уклад монашеской жизни — ночные бдения, постная трапеза, и окружающая природа способствуют тому, чтобы вы в своих сердцах созерцали Бога. Но помните и о том, что Господь от каждого из вас ожидает сочувствия к вашим ближним, которое, прежде всего, выражается в сострадании к ним и в молитве за них, а также и в гостеприимном добром отношении к ближним, когда они приходят сюда.

http://patriarchia.ru/md/db/text/2521590...

В день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского архиепископ Петергофский Амвросий совершил Литургию в Иоанновском монастыре на Карповке 15 июня 2017 г. 12:33 14 июня 2017 года, в день прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского, Божественную литургию в  Иоанновском ставропигиальном женском монастыре  на Карповке в Санкт-Петербурге возглавил ректор Санкт-Петербургской духовной академии   архиепископ Петергофский Амвросий . Его Высокопреосвященству сослужили духовенство обители, клирики Санкт-Петербурга и священнослужители из других городов. За богослужением молились настоятельница монастыря игумения Людмила (Волошина) с сестрами обители, прихожане и паломники. Церковные песнопения исполняли сестры обители, а также женский хор Санкт-Петербургской духовной академии. Литургия завершилась молебном святому праведному Иоанну Кронштадтскому и крестным ходом вокруг обители. По окончании богослужения владыка Амвросий поздравил молящихся с праздником: «Ваши Высокопреподобия и Преподобия, досточтимая матушка-игумения Людмила с сестрами святыя обители сея, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас с днем памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, пресвитера, чудотворца, Всероссийского пастыря! Сегодня мы молитвенно торжествуем день его прославления. Сегодня здесь служили и молились не только люди, прибывшие из Петербурга, но и из разных епархий и даже из других государств. Это вновь и вновь подчеркивает то значение святого праведного Иоанна Кронштадтского, которое он имеет в жизни многих и многих людей, а значение это выстраивается не на пустом месте. Это говорит о том, что молитва, с которой люди обращаются за помощью к святому праведному Иоанну Кронштадтскому, всегда получает ответ. Нынешний день не только Иоанновская обитель, но и наша Духовная академия так же молитвенно соторжествует, поскольку именно она воспитывала в своих стенах будущего праведника. Когда Иоанн Сергиев прибыл в Санкт-Петербург и поступил в Духовную академию, через некоторое время после обучения он заработал какое-то количество денег и первым делом, которое он осуществил, стало приобретение творений святителя Иоанна Златоуста, его толкований на Священное Писание. Юноша погрузился в златые словеса константинопольского святителя и не мог оторваться. Он вместе со слушателями, которые в свое время рукоплескали архипастырю Константинопольской кафедры, внутренне сердечно рукоплескал святителю Иоанну и учился у него правильному пониманию Священного Писания. Сегодня день, который особенно дорог и значим для священнослужителей, потому что это праздник пастырства, праздник, который указывает нам, служителям алтаря Господня, какими мы должны быть предстоятелями у Престола Божия, молитвенниками за Божий народ.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В праздник Иверской иконы Божией Матери митрополит Крутицкий Ювеналий совершил Литургию в Новодевичьем монастыре г. Москвы 29 октября 2019 г. 12:32 26 октября 2019 года, в праздник Иверской иконы Божией Матери, 25-летие со дня возрождения монашеской жизни в Богородице-Смоленском Новодевичьем женского монастыре , Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме обители. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Видновский Тихон , епископ Серпуховской Роман , епископ Зарайский Константин и епископ Луховицкий Петр , секретарь Московского епархиального управления протоиерей Михаил Егоров, сотрудник Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Мелхиседек (Артюхин), благочинные церковных округов Московской областной епархии и клирики обители. За богослужением молились игумении монастырей Московской областной епархии, вице-губернатор Московской области — руководитель администрации губернатора Московской области А.А. Чупраков, первый заместитель председателя Московской областной Думы Н.Ю. Чаплин, заместители министра образования Московской области И.А. Каклюгина и Е.А. Михайлова, глава Лыткаринского городского округа Е.В. Серегин, директор предприятия «Щелковохлеб» И.В. Ларин. Проповедь перед причастием произнес благочинный монастырей Московской областной епархии игумен Евмений (Лагутин). По окончании Литургии были совершены благодарственный молебен ко Господу Иисусу Христу и славление Божией Матери перед Ее иконой «Иверская». По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился со словом к духовенству и мирянам: «Дорогие братья архипастыри, пастыри! Матушка игумения Маргарита! Всечестные игумении, сестры святыя обители сея! Возлюбленные отцы, братья и сестры! Много сегодня на сердце мыслей, которыми хочется с вами поделиться. Мы сегодня прославляем икону Божией Матери " Иверская " . Много поколений прибегали к ней — и архиереи, и священники, и миряне — и получали просимое. Мы радуемся, что через Свои иконы Царица Небесная показывает нам видимый знак Своей любви и предстательства перед Богом.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В Великий вторник Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре 10 апреля 2012 г. 13:26 10 апреля 2012 года, во вторник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме преподобного Сергия Радонежского в Высоко-Петровском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. Его Святейшеству сослужили: митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, наместник обители; епископ Подольский Тихон, председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; архимандрит Тихон (Шевкунов) , наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; насельники Высоко-Петровского монастыря в священном сане; духовенство г. Москвы. На богослужении присутствовали президент Российской академии образования Н.Д. Никандров, заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи Р.А. Шлегель, депутат Государственной Думы ФС РФ В.Е. Деньгин, сотрудники Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, прихожане и паломники. На малом входе за усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил ряд клириков г. Москвы богослужебных наград. Права ношения палицы были удостоены: Права ношения набедренника были удостоены: По окончании Литургии Святейшего Владыку приветствовал наместник обители митрополит Меркурий, преподнесший Его Святейшеству Первосвятительский посох: «Ваше Святейшество, Святейший Владыка, милостивый отец, Священноархимандрит святыя обители сея! С благодарением Господу Богу и Спасителю нашему мы встречаем сегодня Вас, своего Первосвятителя и милостивого отца, преподающего нам свое Первосвятительское благословение в дни Страстной седмицы. За плечами Святая Четыредесятница — особое время, время духовного трезвения, время молитв, время духовных размышлений о жизни.

http://patriarchia.ru/db/text/2152634.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в канун Великой среды в Крестовоздвиженском Иерусалимском монастыре 1 мая 2013 г. 09:28 Вечером 30 апреля 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь в Домодедовском районе Московской области, где принял участие в вечернем богослужении в канун Великой среды. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью. Ваше Преподобие, матушка Екатерина! Дорогие отцы, братия и сестры! Сестры святыя обители сея! Я хотел бы выразить глубокое чувство радости и удовлетворения тем, что имею возможность молиться сегодня вместе с вами. Сейчас мы совершили богослужение, которое называется утреней Великой среды. День Великой среды, то есть завтрашний день, посвящен замечательному событию — тому, как Господь накануне Своих страданий посетил дом человека по имени Симон (см. Мф. 26:6-13). И вот во время вечерней трапезы в этот дом пришла женщина плохого поведения и, разбив сосуд с драгоценным миром, возлила его на Господа и Спасителя. Обычно миром помазывали царей на царство. Эта жидкость стоила огромных денег — может быть, все, что скопила эта женщина, она вложила в то, чтобы это миро приобрести. С точки зрения здравого смысла — поступок безрассудный. Недаром Иуда, который был человеком скупым, нечестным, который запускал руку в ящик, куда складывались общие деньги всех апостолов, вознегодовал, — потому что совершенное женщиной не соответствовало его внутренним жизненным установкам. Но Господь, обращаясь к апостолам, сказал: «То, что совершила эта женщина, будет известно всему миру, везде, где будет проповедано Евангелие». И сегодняшним богослужением мы прославляли этот поступок, прославляли заблудшую женщину, которая через свое жертвоприношение получила оставление грехов. Грехи были прощены ей, она душу свою очистила, помазав тело Спасителя, идущего на страдания и смерть. Нам иногда кажется, что в жизни всё следует делать исключительно разумно, подчиняя свои поступки логике, рациональному подходу к проблемам, с которыми мы сталкиваемся. Однако живущие по такому принципу люди нередко осознают к концу жизни, что многого лишены — лишены внутренней радости, мира, покоя. Эти люди порой достигают больших успехов в карьере, в бизнесе, когда результатом работы является получение прибыли, — они не разбивают драгоценных сосудов с миром, они складывают деньги для чего-то другого.

http://patriarchia.ru/db/text/2941704.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIV в.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель череповецкого мон-ря в честь Воскресения Господня. Вкладная запись 1567 г. в одной из рукописей мон-ря сообщает о первых храмах и об основателях обители: «Сия книга святыя обители сея Воскресения Христова, и святыя Живоначальныя Троицы, и святых преподобных чудотворцев Сергия и Никона и начальников святыя обители сея преподобных отец наших Феодосия и Афанасия» (ИРИ. Т. 6. С. 657-658). Из того факта, что одна из первых церквей череповецкого мон-ря была освящена в честь Св. Троицы и преподобных Сергия и Никона Радонежских, Амвросий (Орнатский) делал вывод, что А. Ч. пришел на берег р. Ягорбы из Троицкого Сергиева мон-ря. Прп. Афанасий Череповецкий. Фрагмент иконы «Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие». Кон. XIX в. (ЧерМО) Прп. Афанасий Череповецкий. Фрагмент иконы «Преподобные Афанасий и Феодосий Череповецкие». Кон. XIX в. (ЧерМО) В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) в числе святых «града Устюжны Железныя» назван «преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный Посох, ученик бысть святаго Сергия Чудотворца, преставися в лето 6900 (1392)» (в дате, приведенной в «Описании», очевидно, недописаны цифры десятков и единиц лет, кончину А. Ч., по-видимому, следует отнести ко времени после 1392). «Описание» по списку Савваитова ( Барсуков. Стб. 67) называет др. дату преставления прп. Афанасия Железного Посоха - 1388 г. Эти сведения «Описания» традиционно относят к А. Ч., хотя Н. П. Барсуков различал 2 святых: прп. Афанасия по прозванию Железный Посох, подвизавшегося в Устюжне-Железной, и А. Ч.- основателя череповецкого мон-ря. Малообоснованной представляется т. зр. И. Ф. Токмакова, к-рый считал А. Ч. уроженцем Устюжны-Железной, подвизавшимся как юродивый при ц. Рождества Христова в Устюжне до своего прихода на Ягорбу.

http://pravenc.ru/text/77034.html

Служебник аналойный. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. 14 августа 2006 г. 15:02 Издательский Совет Русской Православной Церкви выпустил в свет новый Служебник большого формата. Так же, как в Служебнике карманного формата, изданном в 2004–2005 годах, в текст аналойного Служебника внесены исправления, сделанные по предложению Синодальной Богослужебной комиссии и одобренные Архиерейским собором в 2004 году: 1. В анафоре на Литургии святителя Василия Великого восстановлено поминовение государственной власти, сокращенное в советские годы, и отредактировано таким образом: «Помяни, Господи, благоверных и христолюбивых правителей, ихже оправдал еси правити на земли: оружием истины, оружием благоволения венчай я, осени над главами их в день брани, укрепи их мышцу, возвыси их десницу, удержави их правление, покори им вся варварския языки, брани хотящия: даруй им глубокий и неотъемлемый мир: возглаголи в сердцах их благая о Церкви Твоей и всех людех Твоих, да в тишине их тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте». 2. Молитвы антифонов на Литургии Преждеосвященных Даров напечатаны не после, а до их возгласов: первая молитва до 1-го возгласа, произносимого после мирной ектении, вторая - до 2-го, произносимого после первой малой ектении, третья - до 3-го, произносимого после второй малой ектении. Возглас 4-й, произносимый после третьей малой ектении, своей молитвы не имеет. 3. На Литургии Преждеосвященных Даров в диаконском возглашении перед ектенией о просвещаемых, в котором просвещаемые приглашаются к молитве, заменено ошибочное слово «изыдите» словом «приступите»: «Елицы оглашеннии, изыдите: оглашеннии, изыдите: елицы ко просвещению, приступите: помолитеся, иже ко просвещению». 4. В сугубой ектении на Литургиях добавлено прошение из чина вечерни и утрени, как это принято в церковной практике: «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея)». В новое издание Служебника также вошли исправления, уже сделанные по благословению Святейшего Патриарха в аналойном Служебнике, выпущенным Издательским Советом в 2003 году: 1) диаконское прошение «Спаси, Боже...» и священническая молитва «Владыко Многомилостиве...» пополнены именами особо чтимых в народе святых, прославленных в последние годы; 2) исправлен диалог священника и диакона после Великого входа в Литургии. Диакон обращается к священнику, как к совершителю Таинства, со словами: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя», - на что священник отвечает: «Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего». Месяцеслов Служебника дополнен именами святых, прославленных в последние годы. Служебник в одном томе, в твердом переплете, текст отпечатан крупным шрифтом в две краски, украшен буквицами и традиционными орнаментами. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/132499.htm...

Приложение I Тропарь (Глас 3) преподобному Евфимию, суздальскому чудотворцу Яко светозарная звезда, пришел еси от востока на запад, оставль отечество твое Нижний Новград, и дошед богоспасаемаго града Суздаля, в нем обитель сотворил еси, и собрал еси монахов множества: и прием дар чудес от Бога, Отче Евфимие, был еси о Христе собеседник, и спостник преподобному Сергию, с нимже у Христа Бога испроси Благоверному Императору нашему Николаю Александровичу здравие и спасение, и душам нашим велию милость. Кондак (Глас 2) Волнений множество неблажно преходя, безплотныя враги струями слез твоих погрузил еси, богомудре Евфимие преподобне: тем и чудес дар приял еси: моли непрестанно о всех нас. Молитва преподобному Евфмию суздальскому чудотворцу Преподобне, преблаженне Отче наш Евфимие, не забуди нас грешных и недостойных рабов твоих, но поминай нас всегда у Престола Вседержителева во святых своих и благоприятных молитвах, помяни стадо свое еже паставил еси: и непрестай присещати чад своих: аще бо и преставился еси от нас телом, но духом пребываеши с нами. Сохраняй убо и соблюдай нас всегда многомощными твоими молитвами от неприязненных прелестей, от враг видимых и невидимых, от всяких скорбей и напастей. Моли всемилостиваго Бога нашего о Благочестивейшем, Самодержавнейшем Великом Государе нашем Императоре Николае Александровиче всея России, о покровении святыя обители сея, града сего и живущих в них; моли о всех верою и любовию чтущих тя и молящихся тебе. Молися, святый отец угодниче и праведниче Господень, Христу Богу, Спасителю нашему, о прощении и оставлении грехов наших, о избавлена нас от вечнаго осуждения, и да сподобит всех нас препроводити время живота нашего в покаянии, умилении и соблюдении святых его повелений, и сотворит, по велицей милости своей, быти нам небеснаго Своего царствия участниками, со угодившими ему праведниками, во веки веков. Аминь. Читать далее Источник: Слова и речи преосвященного Серафима (Чичагова), ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом, с приложением составленных им: Летописного очерка Зосимовой пустыни и Жития преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца. – Кишинев : Епарх. тип., 1911. – 232 с.; 24. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010