В пределах одного списка И. редко встречаются разные версии распева одних и тех же ирмосов, среди исключений - 2 распева ирмоса 6-й песни 8-го гласа «Из чрева адова вопля моего» (РНБ. Солов. 277/295. Л. 153 и 153 об., нач. XVII в.), где 2-й распев сопровождается ремаркой «мастерской». Иногда в И. показываются разводы фит и отдельных знаков. В XVII в. появляются многоголосные И. для строчного пения . От XVIII-XIX вв. сохранились монодийные И. знаменного распева (напр., РНБ. Q.I.1051, кон. XVII - нач. XVIII в.; 1044, 50-60-е гг. XVIII в.; РНБ. Тит. 1736, 1738, оба - XVIII в.; 1545, 1812 г.; РНБ. Q.35, 1734 г.) и единичные И. греческого распева (РНБ. Тит. 3564, XVIII в.) (см.: Захарьина. 2003. С. 58, 60, 64, 69). Известен список 4-голосного партесного знаменного И. XVIII в. (БАН. 16.15.13) (см.: Захарьина. 2003. С. 58, 60, 64, 69, 121). Прибавления к И. Ирмологий. Кон. XVII – нач. XVIII в. (ГЦММК. Ф. 283. 169. Л. 1 об.– 2) Ирмологий. Кон. XVII – нач. XVIII в. (ГЦММК. Ф. 283. 169. Л. 1 об.– 2) Раздел «розники» (начало: «Месяца Декабря. В 21-й день. В навечерие Рождества Христова») содержит ирмосы канонов и трипеснцев, исполняющихся на повечерии предпразднеств Рождества Христова и Богоявления. Все они являются парафразами аналогичных ирмосов И. и относятся только к 6-му гласу. Почти всегда «розники» идут непосредственно за И. и лишь в крайне редких случаях выписываются отдельно (РНБ. Кир.-Бел. 662/919, сер. XVI в.) или даже вообще без И. (РНБ. Солов. 621/663, кон. XVII в.). Ирмосы в розниках в отличие от основного корпуса ирмосов следуют порядку канонов. В них сохраняется структура трипеснца (ирмосы всех 3 песней выписаны последовательно) и полного канона (ирмосы всех 9 песней, кроме 2-й, также выписаны последовательно). Мн. ирмосы указанных повечерий повторяют ирмосы, включенные в основную часть И., в этом случае в розниках они представлены в виде ненотированного инципита. Каждому инципиту предшествует указание, в каком разделе И. он расположен. В отдельных случаях в состав И. включены ирмосы канона св. равноап. кнг. Ольге 5-го гласа (созданного, вероятно, Григорием Черноризцем из Киево-Печерского монастыря на рубеже XI и XII вв.). Иногда эти ирмосы входят в корпус И. с соответствующими ремарками (РНБ. Кир.-Бел. 681/938), иногда выписываются в виде самостоятельного цикла после основного корпуса ирмосов (РНБ. Солов. 619/655, нач. XVIII в.). Цикл может иметь название «Княгини Ольги, бабы великаго князя Владимира» (РГБ. Ф. 299. 154, 1647 г.). Содержание ирмосов в каноне кнг. Ольге соответствует общему содержанию песней нотированного И.

http://pravenc.ru/text/674073.html

Письмо епископу Виталию (Щепетеву): «Вы требуете от меня увещания Новоспасскому, а сами представили его к награждению за Симоновский строительный комитет, в котором он был мало, ничего не делал и только затруднял других то отсутствием, то сомнениями. Не лучше ли от того принято будет увещание, от кого оказана избыточествующая милость?» (Письма. 1887. С. 55). 9 февраля. Письмо N. N.: «На вопрос ваш: для чего в навечерии Рождества Христова учрежден, так именуемый, сочевник? Устав церковный не дает особеннаго ответа; но вашему любознанию полезнаго могут удовлетворить соображения. Образец поста пред Рождеством Христовым есть пост пред Пасхою. Образец сочевника Рождественскаго есть великая суббота. Протяженный пост великия субботы, купно с великим пятком, есть точное исполнение слов Господних: егда отымется от сынов брачных жених, тогда постятся, в тыя дни. При том протяженный пост предпраздничнаго Дня полезен для того, чтобы вступить в духовное торжество праздника, в воскрилении духа, а не в тягости плоти. По сей последней причине день пред Рождеством Христовым устроен по дню великой субботы, тем более кстати, что в оба дни, в древния времена, многие были крещаемы, и для них благопотребна была прилежная молитва и пост церкви общий; да и Богослужение, распространенное таинством крещения, так пополняло дни, что время принятия пищи посему приходилось в вечер. Наши предки, чтобы продолжить пост сочевника и тогда, когда Богослужение окончилось довольно рано, благочестиво вспоминали звезду, благовестницу Рождества Христова, и изрекли правило: не вкушать до появления звезды» (ЧОЛДПр. 1872. Кн. 7. С. 136. – Материалы). 10 февраля. Резолюция на консисторском определении об обязанности приходских священников докладывать обо всех вновь рожденных детях от солдаток или солдатских дочерей: «Ответствовать, что требуемого определения дать не можно, во-первых, потому, что прочие Земские Суды не находят сего нужным; во-вторых, потому, что налагать новые обязанности на священников можно только по предписанию высшего начальства; в-третьих, потому, что как дело идет о младенцах незаконнорожденных, то, дабы не подвергались они опасности умирать без крещения, нужно, чтобы родившие обращались к священникам с доверенностью, не боясь доноса и оглашения» (Резолюции. Т. 4. С. 195–196. 9447).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Подробнее сего описано бывшее в 1687 году, когда навечерие Рождества Христова было в субботу, тогда «по отпуске вечерни певчие, пропев «Ис полла», пели тропарь, «Слава и ныне», кондак, и налой без пелены пономарь поставил мало наискось, прямо к святейшему лицу; Святейший со всеми властьми стоял у Спасова образа, и нача архидиакон многолетие кликать царей с царевною, и потом цариц и царевен по именам, и потом Святейший с степени сошел, и царь к нему прииде, и поздравлял Святейший и государю. Святейший на своем месте стоял, и государь отшел на место, и боярин князь Никита подшел к государю со всеми боляры, и говорит титло, и потом архидиакон святейшим Вселенским Патриархом именами кликал, Дионисию царю Греческому, Парфению Александрийскому, Досифею Иерусалимскому, и особно святейшему нашему Патриарху, и государь сошел с места, и Святейший к нему такожде, и Государь здравствовал, потом поклонились Патриарху митрополит и черные власти и боляре и подошли, и князь Никита говорил титла Святейшему, и по обычаю откликав, и певчие пропев «многа лета», Государь прикладывался ко трем иконам, и принял благословение, и иде в дом, Святейший в олтарь пошел и как разоблачился, и надел мантию, и Протопоп с соборяны поздравляли Святейшему» (Там же, стр. 140–141). 876 Славление на дому удовлетворяет религиозному чувству православных христиан, желавших, чтобы в день праздника освящен был дом их молитвой, а иногда и святою водою от священнослужителя церкви. Славление на дому совершалось на Руси с давнего времени. В Патриаршей грамоте 1650 года – читаем: «И на Святой Недели во вся дни и в Господьские и Богородичны праздники и великих святых велел обедни служить; а на святой Неделе попом велел литургию служить по дням; для доходу, чтоб никто из них не был изобижен, а товарищи его попы с образы ходили; а где у которой церкви один поп и он бы служил в Светлое воскресение, да в понедельник, а после того с образы пошел по приходу» (Акад. Арх. Эксп., т. 4, 326). Но были указы, чтобы священно- и церковнослужители ходили в дома для славления только по приглашению. Император Петр Великий, 1724 года августа 16-го, будучи при освящении в Сарской мызе церкви, указал: как из монастырей, так и от приходских церквей всего государства священникам со освященною водою и для славления, кроме праздника Рождества Христова, незваным в дома не ходить (Полн. Собр. Закон., т. VII, 45–49). Что побудило Императора к изданию такого повеления – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Начало праздника Богоявления восходит к временам апостольским. Во II веке о нем упоминает церковный писатель Тертуллиан , а в IV он представляется повсеместным, как видно из поучений: святого Григория Богослова († 389 г.), святого Григория Нисского († 396 г.), святого Прокла Константинопольского († 446 г.), святого Иоанна Златоустог о († 404 г.), святого Амвросия Медиоланского († 397 г.) и др. В церковных песнопениях праздник Крещения Господня прославляется так же, как и праздник Рождества Христова: «Ясен убо мимошедший праздник, славнейший же настоящий день: во он Спасу волсви поклонишася, в сем же Владыку раб славен крести; тамо пастырие свиряюще видевше и чудяхуся, здесь же глас Отчий Единороднаго Сына проповеда» 156 . Подобно празднику Рождества Христова, навечерие Богоявления называется сочельником и имеет богослужебные особенности – Царские часы и Литургию святого Василия Великого , соединяемую с вечернею (кроме случаев, указанных в Уставе). Утреня начинается великим повечерием и утреннее Евангелие ( Мк. 1:9–11 ) благовествует о священном событии, так же как и Евангелие, читаемое на Литургии ( Мф. 3:13–17 ), а чтение из Послания святого апостола Павла к Титу ( Тит. 2:11–14, 3:4–7 ) говорит об освящении нашей жизни спасительною благодатью Божиею. Каноны праздничной службы составлены святыми Космою и Иоанном Дамаскином , а стихиры – тем же Космою, Феофаном, Германом и др. Предпразднство Богоявления начинается 2 января, а отдание совершается 14 января. Обетование Господа о созерцании славы Царства Божия, исполнившееся впоследствии над всеми апостолами, видевшими чудное распространение Евангелия по всей земле, до пределов вселенной (см.: Мк. 9:1 ; ср.: Деян. 6:7 ; Рим. 10:18 ), ближайшим образом совершилось над тремя довереннейшими учениками Его. По согласному толкованию святых отцов, Петр, Иаков и Иоанн были те мужи, о которых Господь сказал, что они не имут вкусити смерти, дóндеже видят Сына Человеческаго, грядуща во Царствии Своем, и царствие Божие, пришедшее в силе 158 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

4 . Пречистое Материнство. 5 . Небо – вертеп. (Слово на Рождество Христово). 6 . Издалече пришли мы. (Слово на Рождество Христово). 7 . Дары волхвов. 8 . Знамение пещеры Вифлеемской. 9 . Вечность и время. (Слово на Новый год). 10 . Угль пламенеющий. (Слово в день памяти преп. Серафима Саровского ). 11 . Вода, скачущая в жизнь вечную. (Слово в Навечерие Богоявления). 12 . Разводящиеся небеса. 13 . Сретение Господа в храме. 14 . Неделя о Страшном Суде. 15 . Двери покаяния. 16 . О светлой печали. (В преддверие Великого поста). 17 . Архангельский глас. 18 . Страстное Благовещение. 19 . Крестное воцарение. (Слово в день Входа Господня в Иерусалим). 20 . Благословен Грядый, Царь Израилев. (Размышления в день Входа Господня в Иерусалим). 21 . Сия есть благословенная Суббота. (Размышления перед Святой Плащаницей). 22 . Веселимся Божествение! Христос Воскресе! 23 . Смертию смерть поправ. 24 . Радость разлучения. 25 . Пятидесятницу празднуем и Духа пришествие. 26 . Зов апостольства. 27 . Велелепная слава ( 2Петр. 1, 17 ). 28 . Слово в Неделю пятнадцатую. 29 . Сотница молитв. Некоторые проповеди не вошли в этот сборник и публиковались порознь, чаще всего в «Сергиевских листках». Духовнический дар отца Сергия был изумительным. Он имел много духовных детей – в Париже и за его пределами, и даже вне Франции. Обладая большим мистическим опытом, редкой глубиной души, богатым интеллектом, широким историческим и жизненным кругозором, отец Сергий являлся мудрым и чутким духовным отцом, понимавшим с полуслова самые сложные события, ситуации, переживания. Сколько раз он спасал своих духовных детей от непоправимых проступков, от отчаяния и даже от смерти. Он не требовал послушания, предоставлял своим духовным детям свободу, но умел с такой мудростью повести их за собой, призвать, зажечь, что они сами, в духовной свободе, выбирали наилучшие христианские пути. Зато и любовь к нему его духовных детей была поистине безмерной и неугасающей до конца жизни. Великую любовь, ответственность, доброту и чуткость вкладывал протоиерей Сергий Булгаков и в выполнение всех церковных треб, приходившихся на его долю. И хотя (например, во время молитв об исцелении больных или при поминовении усопших) слова отца Сергия в конце его жизни – из-за отсутствия голосовых связок – были недостаточно разборчивы, однако излучавшиеся из всего его облика любовь и духовная радость приносили молящимся глубокое утешение и мир. 21. Трагичные стороны в священстве протоиерея С. Булгакова

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Можно сказать, что Апостол здесь так или иначе коснулся почти всех пунктов христианского догматического и нравственного учения. И все это обобщено им тем частным отношением, которое вытекало из его назначения – сказать последнее слово веры и убеждения о христианстве пред приверженцами еврейства, имевшего тогда решительное значение для христианства, выступавшего в мир в лице лучших сынов Израиля, из коих был и Сам Спаситель ( Ин. 1:11 ) и его ревностный проповедник Апостол Павел. Но так-как самый существенный предмет в христианстве есть Христос (обещанный Мессия), то учение о Нем и раскрывается здесь более всего и преимущественно с точки зрения Еврейской, т. е. с приведением доказательств и свидетельств, которые могли быть особенно дороги для Евреев, как наприм., пророчества. Таковое раскрытие учения о Христе прежде всего дается, начиная с первой главы, где приводятся важнейшие мессианские пророчества в приложении ко Христу Иисусу, Который однако долго не называется Его именем, а только Сыном Божиим. В представлениях о Мессии понятие о Нем, как Сыне Божием, было одним из главнейших. Вот почему Ап. Петр, на вопрос Иисуса Христа о том: за кого они Его почитают? ответил: «Ты еси Сын Божий» ( Мф. 16:16 ). С сего-то дорогого имени и начинает проповедь свою Евреям Ап. Павел. И только уже в половине 2-ой главы он именует Его Иисусом. Великая важность и высокое достоинство послания к Евреям, свидетельствуется его церковно-богослужебным употреблением во Вселенской Церкви. В православном Богослужении послание к Евреям читается в таком порядке: Гл. 1, ст. 1–12 в 1-ую субботу поста и в навечерие Рождества Христова. 10–14 и Гл. 2, ст. 1–3 во 2-ое воскресение поста. 2–10 ноября 5 – Архангелам. 11 –18 в день Благовещения и в великий пяток на 6-м часе. Гл. 3, ст. 1– 4 на освящение храма. 5–11 и 17–19 в понедельник 29-ой недели. 12–16 в субботу 2-ой недели поста. Гл. 4, ст. 1–13 во вторник 29-ой недели. 14–16 и Гл. 5, ст. 1–6 в 3-е воскресение поста. 4–10 священномученикам. 11 – 14 и Гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

205. Шестоднев , в четвертку, без начала и конца, 383 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–4 приписки позднею скорописью: 1) «Архангельской церкви что в Коробове», 2) Шесто .... Федор Васильев по прозвищу Пердун ис Киршювские слоботки Пантелею Офтоманову сыну а взял с алтыном десеть и подписал своею рукою». Состав: 1) воскресныя службы восьми гласов (1–233 об.); служба первого гласа начинается стихирами на «Господи воззвах»; на 32–41 л.л. евангельския стихиры; 2) службы на каждый день седмицы (233 об.–344 об.); 3) апостольския и евангельския чтения общия святым (344 об.–359); 4) паремии из служб общих пророку единому, апостолу единому и святителю единому (359– 367 об.); 5) утренния воскресныя евангелия (369 об.–380) 6) воскресныя евангельския чтения на литургии «на восемь гласов», т. е. из служб Октоиха (380–383 об.): рукопись оканчивается началом евангелия из службы 6 гласа. 206. Шестоднев , в четвертку, 177 л.л., неполный, полууставом XV в., в поломанном дощатом переплете. Листы: 2, 8, 17 и 175 писаны скорописью. На полях листов 1–13 и на л. 2 об. приписки скорописью: 1) «Сия книга Шестоднев церкви великомученика Георгиа, что в Красном Раменье подписал Борис Матееев»; 2) «Сий Шестоднев церковной Георгиевской Обнорския волости в Дебрине лета 7119 (1611) июля в 21 день; починил сии воскресные каноны Егорьевской поп Иосиф а от починки дал Андрей Киселевской a дневныя переплел особ книгу». Состав: 1) псалмы 120, 121 и начало 122 (1); 2) последование часов в навечерие Рождества Христова (2–32); 3) указание особенностей службы 26 декабря (32 об.–34 об.); 4) воскресныя службы восьми гласов (35–175); от службы в неделю вечер 8 гласа уцелело только начало (174–175); 5) светильны воскресные и евангельския стихиры (176–177 об.). 207. Шестоднев , в четвертку, без начала и конца, 244 л., полууставными почерками XV и XVI в.в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете (без верхней крышки). Порваны с ущербом для текста листы: 1–3, 14, 17, 18, 20, 27, 29–34, 58, 89, 113, 146, 157, 167, 173, 203, 204, 230, 231, 241–244; некоторые листы подклеены и загрязнены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9. Т.е. речь его была приправлена мудростью, как бы солью, без которой кушанья не вкусны. См. Кол.4:6. 10. Т.е. хорошие обычаи и нравы часто портятся от участия в дурных обществах и праздных разговорах. См. 1Кор.15:33. 11. Т.е. полевые, дикие лилии. 12. Дебрь — долина, низина, покрытая густым лесом, или же пространство, стесненное скалами. 13. Т.е. сколько обыкновенно пешеход проходит в день. 14. Вероятно, в пустыне иудейской. 15. Ангелы, по слову Св. Писания, славословят Бога непрестанно. Пс.21:4. 16. См. притчу о сокровище, сокрытом в поле. Мф.13:44. 17. Фекуя — древний иудейский город, находившийся не далеко от Вифлеема. 18. Спуд — мера сыпучих тел, которою иногда покрывали на ночь светильник, не желая тушить его; под спудом — сокровенно. 19. Здесь, очевидно, разумеются те деревянные башенки, какие палестинские пастухи устраивали для наблюдения за стадами своими, рассеянными по обширному пастбищу. 20. Стоять одесную — значит быть оправданным Богом. Мф.25:33. 21. Т.е. всё принадлежит Богу, всякий кусок земли. Пс.23:1. 22. Мощи — тело умершего христианина вообще, а затем, в особенности, святые останки прославленных угодников Божиих. 23. Около 350 года по Р.Х. 1. Пророк Варух преставился в Египте, вероятно в 12 году по разрушении Иерусалима Навуходоносором, след. в 595 г. до Р. Х. С именем сего пророка известна в Св. Писании особая книга. Цель написания этой книги, как можно видеть из ее содержания заключалась в том, чтобы показать иудеям, что все бедствия, постигшие их, Господь послал на них за грехи предков их и их самих, и чрез то вызвать в них чувство сердечного сокрушения и раскаяния; вместе с тем дать им среди постигших бедствий утешение обетованием предстоящей свободы от плена и еще более наступлением благодатных времен мессианских. Книга пророка Варуха считается как бы дополнением или прибавлением к книге пророка Иеремии и отдельно от нее нигде не встречается. У свв. отцов церкви она нередко прямо соединяется с книгою пророка Иеремии под одним названием последней. Даже паремия, положенная из этой книги в навечерие Рождества Христова (Вар.3:36-38; 4:1-5) читается под именем пророчества Иеремии, а не Варуха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

4 . На службах часов, повечерия, полунощницы священник возглашает: Молитвами святаго владыки нашего Господи Иисусе Христе и пр. 5 . На литургии, пред чтением евангелия, диакон берет благословение у иерея, но, взяв св. Евангелие от св. трапезы, идет к епископу и испрашивает от него благословение. Епископ сам молитву глаголет и благословляет главу его. Иерей, стоя сзади св. трапезы, зря к людям, возглашает: «Премудрость прости» (Служебник Петра Могилы . – Пособие к изуч. устава богослуж. Изд. 1900 г., с. 847). 6 . По прочтении евангелия, диакон идет к епископу с Евангелием; епископ лобызает Евангелие. Диакон, поклонившись ему, отходит к царским вратам. Иерей же, придя от горняго места к царским вратам, приемлет св. Евангелие, тихо говоря: Мир ти благовествующу (по служебнику П. Могилы; ibid.). 7 . При пении Херувимской песни, входя в алтарь, священник поминает архиерея: архиерейство твое да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков. 8 . После приобщения св. Таин, священник или диакон подносит архиерею аптидор и теплоту. 9 . По окончании службы, священник принимает от архиерея благословение и разоблачается по его выходе из храма или не иначе, как с разрешения владыки. 2 В позднейших изданиях «Пособия»… приводятся оба возгласа – первый в тексте, второй в примечании (Изд. 6, стр. 202). 3 См. напр., слово бл. Августина на день «Богоявления Господня». У армян и после пр. Рождества Христова и Богоявления соединяются воедино. 4 В Уставе прямо сказано: «аще ли в Пяток, прежде навечерия Богоявления, когда поются часы, зри Указ Декемврия в 24-й день». 5 Опущение в богослуж. книгах величания на Покров Божией Матери, по мнению некоторых литургистов, сделано в 17 в. справщиками Московского печатного двора, которые не придавали большого значения службе Покрова Пресвят. Богородицы, как не находящейся в греч. богослуж. книгах (Р.д.С.П. 1885 г. 6 «Елицы во Христа» поется вместо «Святый Боже», очевидно, потому, что апостольское и евангельское чтения беруться дневные и, таким образом, как бы некоторая часть пасхальной литургии входит в состав чина священнического погребения, или, точнее, еще раз повторяется в чине. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

24/6 Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник). Преподобномученицы Евгении и иже с нею (ок. 262). Строгий пост. Тропарь предпразднству в навечерие Рождества Христова, глас 4 Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,/чревоносящи безсеменное Рождение:/наста же время рождества,/и место ни едино же бе обиталищу,/но, якоже красная палата,/вертеп Царице показашеся:/Христос раждается прежде падший воскресити образ. Кондак предпразднству, глас 3 Дева днесь Превечное Слово в вертепе грядет родити неизреченно;/ликуй, вселенная, услышавши,/прослави со ангелы и пастырьми/хотящаго явитися Отроча Младо, Превечнаго Бога. Тропарь преподобномученице Евгении, глас 4 Агница Твоя, Иисусе... (общий мученице). Кондак, глас 2 Благородия нравом тя, честноподобне, украсив обоживый Господь,/в рабии образе от Девы нам соединися,/иже тя в лик дев свещеносиц вчини/и с мученики сочета, Евгение,/яко воистину благородия Божественныя славы венец улучи. Величание Величаем тя,/страстотерпице Христова Евгение,/и чтим честное страдание твое,/еже за Христа/претерпела еси. Читать далее Источник: Полный тропарион : Тропари, кондаки и величания на праздники Господни, Богородичны, святых угодников Божиих и икон Божией Матери на каждый день года/[Сост.: Т. С. Олейникова]. - М. : Ставрос (Тип. АО Мол. гвардия), 2003-./Кн. 1. 2003. – 429 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010