Совершать литургию может только правильно поставленный священнослужитель – епископ или пресвитер. Диакон или другой клирик не имеет на то права. Литургию не дозволяется служить в часовнях, келиях, домах; но она должна быть совершаема непременно в освященном храме, где устроен престол и где находится антиминс, освященный архиереем. На одном престоле в один и тот же день не могут быть совершены две литургии, хотя бы и разными священниками. И священник (равно и епископ) в один день не может совершить более одной литургии. В Православной Церкви совершаются три литургии, именно: святого Иоанна Златоуста , святого Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Молитвословия, песнопения, чтения и их порядок в литургиях святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста весьма сходны; литургия святого Василия Великого отличается от литургии святого Иоанна Златоуста главным образом только молитвами, читаемыми тайно иереем. Постоянные, неизменяемые молитвословия и песнопения литургии находятся для священника и диакона в Служебнике, а для певцов – в Ирмологионе; а изменяемые содержатся в Октоихе, Минее, Триодях. Чтение же из Апостола и Евангелия бывает по книгам этих названий. Литургия совершается в следующие дни: литургия Василия Великого непременно десять раз в году, а именно: пять раз в Великую Четыредесятницу – в 1, 2, 3, 4 и 5 недели (воскресения) Великого поста, дважды в Страстную седмицу – в четверток и субботу, в день памяти святого Василия Великого (1 января), в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления Господня. Но если навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня бывает в субботу или в неделю, то в навечерие совершается литургия Златоуста. Литургия же Василия Великого совершается в самый праздник. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста, и притом кроме субботы, а именно: 1) в среду и пяток седмиц Великой Четыредесятницы: 2) в четверток 5-й седмицы – в день чтения великого канона; 3) в понедельник, вторник, среду страстной седмицы. Если в указанные дни случится праздник Благовещения, то литургия тогда святого Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– А что можно сказать о практике чтения паремий в течение Святой Четыредесятницы? – Чтение паремий во времена, когда не были столь доступны книги, носило учебный характер, особенно это касается паремий, читаемых Великим постом. Начиная с IV века, Святая Четыредесятница была временем подготовки оглашенных ко крещению, и они как бы прослушивали курс: читалась Книга Бытия, Притчи Соломоновы – как правила нравственной жизни, и Книга пророка Исаии – как пророчество о Христе. «Дидактический курс», если так можно выразиться, продолжается и на Страстной седмице, однако книги здесь уже берутся другие: книга Иезекииля на 6-м часе, книги Исхода и Иова на вечерне. В нашем богослужении все эти византийские паремии сохранились и являются рудиментом древней традиции оглашения. – Что можно сказать о количестве паремий на отдельно взятом богослужении? – В целом же количество паремий на отдельно взятом богослужении может иметь следующие значения: все числа от 1 до 8, далее 13, 15 и 20. Если говорить о праздниках, то у нас есть три праздника, богослужение которых содержит большое число паремий, тогда как остальные великие и двунадесятые праздники включают по три паремии. А так статистика может выглядеть следующим образом: 1 паремия – на сырной седмице в среду и пятницу 2 паремии – в седмичные дни Святой Четыредесятницы 3 паремии – на большинство праздников 4 паремии – если полиелей в четверг или субботу сырной, а также в день Благовещения в седмичный день поста. 5 паремий – накануне Благовещения (часто) 6 паремий – при совпадении праздника подвижного с неподвижным (например, вмч. Георгия Победоносца на Преполовение Пятидестяницы) 7 паремий – Благовещение в 3-ю – 6-ю субботы Великого поста 8 паремий – навечерие Рождества Христова, Благовещение в Неделю Ваий и в Великую Субботу 13 паремий – навечерие Богоявления 15 паремий – Великая Суббота 20 паремий – накануне Кириопасхи (Пасха в совпадении с Благовещением) – Давайте поговорим о том, в какой степени тексты праздничных паремий связаны с событиями соответствующих праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня большей частью совершается сряду за часами и за нею – литургия. В день, когда литургия совершалась после вечерни, повечерие бывает одно, без вечерни. Великое повечерие вообще совершается на дни великой Четыредесятницы на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы, в прочие дни – повечерие малое. Накануне праздников, например, Благовещения пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Вечерня Вседневная Великая В дни года, кроме Великой Чстыредссятницы В дни Великой Четыредесятницы Отдельно от утрени В соединении с утренею, т.е. на бдении Совершается только пред бдением, которое начинается вечернею, но не повечерием. Совершается на всякий день, в который не случается праздника с полиелеем или бдением. Также – на праздники с полиелеем (21 февраля) или бдением (30 января, в четверток сырной недели), если они случатся в седмицу сырную. Совершается в неделю (воскресение), понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы, т.е. в те дни, когда вечерня не соединяется с литургиею. Соверш ается: 1) накануне тех дней (от недели св. ап. Фомы до недели мясопустной), в которые на утрени поется полиелей (Также на день преполовения, на 1 и 13 сентября, хотя на утрени и не положено полиелея); 2) в день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы и в неделю (воскресение) св. ап. Фомы; 3) в самые господские дванадесятые праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня; 4) в навечерия Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу. Совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (Тип., гл. 6). Устав о малой вечерне находится в Типиконе, в 1 главе; иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1 янв. Молебен в 12 ч. ночи после вечерней службы, вечерняя служба началась в 9 ч. веч. Народу было много 1 . 6 янв. Навечерие Рождества Христова. Служба (Часы) в 8 ч. литургия Василия Великого в 10 ч. утра. 7, 8 и 9 Все три дня Рождества Христова по 2 литургии. 3 й день Рождества Христова был в воскресенье. Кроме того была ночная служба в 4 ч. утра. Нужно начинать в 5 ч. утра удобнее для народа. Служил ночную службу о. Александр . На Рождественские каникулы был приглашён студент 4 го курса академии о. Алексий Глушаков . Уплочено ему до 20 января 1700 р. Служил хорошо о. Алексий. Все остались довольны. Один из старейших клириков Московской епархии прото­ие­рей Александр Михайлович Державин (19 ноября 1871 — 23 апреля 1963) более тридцати лет прослужил в Знаменском храме. Родился отец Александр в селе Никольском Угличского уезда Ярославской губернии, в многодетной семье священника. Окончив Ярославское духовное училище, а затем Ярославскую Духовную семинарию, с 1892 по 1897 год состоял в должности надзирателя Угличского духовного училища. В сентябре 1897 года Александр Михайлович был рукоположен в сан священника и в течение десяти лет служил в сельских храмах Ярославской епархии, а затем в Успенском соборе Ростова Великого. С 1907 года отец Александр служил в родном селе Никольском, являясь одновременно законоучителем земской и церковно-приход­ской школ. В 1910 году он поступил в Киевскую Духовную академию, по окончании которой был оставлен при академии профессорским стипендиатом на кафедре истории Русской Церкви. Через год его назначают на должность наблюдателя церковно-приходских школ Московской епархии. Ещё в семинарии отец Александр начал писать стихи. Его стихотворения публиковали в журналах “Русский паломник”, “Божия нива”, “Душеполезное чтение”. В 1907 году в Петербурге вышел сборник стихов “Под кровом Церкви”. Печатались его стихи в Москве, Киеве, Ярославле, Самаре. В 1917 году отец Александр был назначен священником в московский храм Святой Троицы на Капельках. После закрытия храма в 1929 году отец Александр перешёл в храм Знамения Божией Матери, что в Переяславской слободе.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

Успенский пост С 14 августа (1 августа старого стиля) по 27 августа (14 августа старого стиля) Рождественский (Филиппов) пост С 28 ноября (15 ноября старого стиля) по 6 января (24 декабря старого стиля) О трапезе в праздники По церковному Уставу: в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет; в Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом; в праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба. Однодневные посты Среда и пятница В течение всего года, за исключением сплошных недель и Святок Крещенский сочельник (навечерие Богоявления) 18 января (5 января старого стиля) Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября (29 августа старого стиля) Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня 27 сентября (14 сентября старого стиля) Сплошные недели Святки С 7 января (25 декабря старого стиля) до 18 января (5 января старого стиля) Мытаря и фарисея Неделя, начинающаяся за 21 день перед началом Великого поста Сырная (Масленица) Последняя неделя перед началом Великого поста Пасхальная (Светлая) Со дня Пасхи до Светлой Субботы (субботы первой недели по Пасхе) Троицкая С понедельника первой недели по Пятидесятнице Дни особого поминовения усопших Суббота мясопустная Последняя суббота перед сырной неделей Суббота 2-й недели Великого поста Суббота 3-й недели Великого поста Суббота 4-й недели Великого поста Радоница Вторник недели, следующей за Светлой неделей Поминовение усопших воинов 9 мая (26 апреля старого стиля) Суббота Троицкая Последняя суббота перед Днем Святой Троицы Суббота Димитриевская Установлена в честь победы русского войска на Куликовом поле Последняя суббота перед 8 ноября (26 октября старого стиля), праздником святого Димитрия Солунского

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сердечно приветствую Вас, дорогой владыка Антоний, как представителя братской Сербской Православной Церкви , желаю помощи Божией в Вашем служении и прошу передать наши рождественские приветствия и благопожелания Святейшему Патриарху Сербскому Иринею . Хотел бы приветствовать Вас, Ваше Высокопреподобие архимандрит Серафим, как настоятеля этого святого храма и представителя Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а также поздравить Вас и всех прихожан с праздником Рождества Христова. Этот праздник всегда приходит к нам для того, чтобы обновить наше чувство близости к Богу и напомнить нам о том, как Господь Своей милостью призрел на род человеческий и восхотел воплотится, стать беспомощным младенцем, а затем прожить человеческую жизнь, пострадать и умереть за род человеческий, как Он захотел через все это спасти всех нас и каждого из нас, открыть нам путь к вечной жизни. Рождество мы празднуем в течение всего периода, который начался вчера и будет продолжаться в течение святок, вплоть до навечерия Богоявления. На второй день Рождества Христова мы совершаем Собор (то есть священное, евхаристическое собрание) в честь Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии. Церковь установила этот праздник, чтобы напомнить о том, без чего не могло бы состояться Боговоплощение. Мы знаем, что есть воля Божия, которая действует в мире. Но ведаем также, что есть воля человеческая, которая иногда содействует воле Божией, а иногда противодействует ей. Читая ветхозаветную историю, мы видим, что в некоторых случаях воля человеческая содействовала Богу, и тогда Он совершал на этой земле дела, которые хотел совершить. Но в некоторых случаях воля человеческая противодействовала, и тогда Бог как бы отступал, потому что Он долготерпелив и ждет, пока человек благорасположится к Нему. Вся история Ветхого Завета была, с одной стороны, историей послушания некоторых людей воле Божией, как, например, Авраама, Моисея, ветхозаветных пророков, а с другой стороны — историей борьбы человека с Богом и против Бога. Когда пришла " полнота времени " (см. Гал. 4:4), как говорит апостол Павел, когда Господь возжелал, чтобы в этот мир пришел Его Сын, нужно было для этого человеческое содействие. И оно было обретено в лице Пресвятой Богородицы — Той, Которая была воспитана при храме, впитала сердцем Своим словеса Божественного Писания. Ее Дух Святой предуготовал для того, чтобы Она стала Матерью Божией, чтобы через Нее родился и пришел в мир Господь наш Иисус Христос. И поэтому вполне естественно, что вчера мы возблагодарили Господа за неизреченный дар Его присутствия среди нас, а сегодня за это же мы благодарим вместе с Господом и Пресвятую Богородицу.

http://patriarchia.ru/db/text/4330235.ht...

А вот и изображение святой воли Его, – это книга заповедей Божиих и закон, вечно пребывающий (4:1 637 ). Обратись же, Израиль, и храни этот закон: ты не забыт у Господа, а сам забыл Его; за это и несешь наказание (4:2–17 638 ). Но кто навел на тебя зло, тот может и освободить от зла; уповайте на Господа, дети Израиля; терпеливо переносите бедствие и молитесь; освобождение ваше несомненно (4:18–29 639 ). Не теряй надежды, несчастный Иерусалим; посмотри на восток – вот оттуда в радости возвращаются дети твои, коих ты отпускал со слезами (4:30–37 640 ); сними одежды сетования; оденься в благолепие славы; во всей поднебесной явится светлость твоя, и пленников твоих вернет к тебе Бог возносимых со славою, как царских сыновей (5:1–9). Итак Варух показал Иудеям, что обретенный ими в Вавилоне путь покаяния низведет на них прежнее небесное благоволение и несомненно возвратит их в отечество. 26. Происхождение, место и время написания и отношение к книге Иеремииной В Апостольских Постановлениях (Lib. V, сар. 18) упомянуто, что книгу Варуха вместе с книгой Плача Иеремии евреи читали в день очищения или в праздник Киппурим [Вероятно, здесь Варуховой книгой названа книга Иеремии по имени ее писца или составителя свитка, так как и наоборот у Климента Александрийского Варуховы изречения называются Иеремииными, очевидно, на основании старинного взгляда, записанного Тертуллианом : coepit magistrornm. videri, qnae disciptdi promulgarnnt. Adv. Marcion. lib. IV, cap. 5.]. У некоторых отцов и церковных писателей, напр. у Св. Иринея (Gontra haeres, lib. V, сар. 35), Климента Александрийского (Paedag. lib. I, сар. 10; lib. XI, сар. 3) приводятся некоторые изречения из книги Варуха; но большей частью под именем Иеремии. В постановлениях Лаодикийского собора (прав. 60), у Афанасия Великого (в послании о праздниках) и у Святого Кирилла Иерусалимского книга Варуха присоединена к книге Иеремии. Но отдельно от книги Иеремии она нигде не значится. Даже читаемая из ней паримия в навечерие Рождества Христова ( Вар 3:36–38 ; 642 4:1–5 643 ) возглашается, как пророчество Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

205. Шестоднев , в четвертку, без начала и конца, 383 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–4 приписки позднею скорописью: 1) «Архангельской церкви что в Коробове», 2) Шесто .... Федор Васильев по прозвищу Пердун ис Киршювские слоботки Пантелею Офтоманову сыну а взял с алтыном десеть и подписал своею рукою». Состав: 1) воскресныя службы восьми гласов (1–233 об.); служба первого гласа начинается стихирами на «Господи воззвах»; на 32–41 л.л. евангельския стихиры; 2) службы на каждый день седмицы (233 об.–344 об.); 3) апостольския и евангельския чтения общия святым (344 об.–359); 4) паремии из служб общих пророку единому, апостолу единому и святителю единому (359– 367 об.); 5) утренния воскресныя евангелия (369 об.–380) 6) воскресныя евангельския чтения на литургии «на восемь гласов», т. е. из служб Октоиха (380–383 об.): рукопись оканчивается началом евангелия из службы 6 гласа. 206. Шестоднев , в четвертку, 177 л.л., неполный, полууставом XV в., в поломанном дощатом переплете. Листы: 2, 8, 17 и 175 писаны скорописью. На полях листов 1–13 и на л. 2 об. приписки скорописью: 1) «Сия книга Шестоднев церкви великомученика Георгиа, что в Красном Раменье подписал Борис Матееев»; 2) «Сий Шестоднев церковной Георгиевской Обнорския волости в Дебрине лета 7119 (1611) июля в 21 день; починил сии воскресные каноны Егорьевской поп Иосиф а от починки дал Андрей Киселевской a дневныя переплел особ книгу». Состав: 1) псалмы 120, 121 и начало 122 (1); 2) последование часов в навечерие Рождества Христова (2–32); 3) указание особенностей службы 26 декабря (32 об.–34 об.); 4) воскресныя службы восьми гласов (35–175); от службы в неделю вечер 8 гласа уцелело только начало (174–175); 5) светильны воскресные и евангельския стихиры (176–177 об.). 207. Шестоднев , в четвертку, без начала и конца, 244 л., полууставными почерками XV и XVI в.в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете (без верхней крышки). Порваны с ущербом для текста листы: 1–3, 14, 17, 18, 20, 27, 29–34, 58, 89, 113, 146, 157, 167, 173, 203, 204, 230, 231, 241–244; некоторые листы подклеены и загрязнены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

296. Минея Общая , в восьмушку, без конца, 568 л.л., полууставом конца XVI в., в порванном кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 11–13. На 1–2 листах оглавление. На полях внизу листов 18–21 приписка позднею скорописыо: «Архангельской церкви что в Коробове». 297. Минея Общая , в четвертку, без конца, 410 лл., полууставом XVI–XVII в.в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете (без нижней доски); 1–3 листы писаны в конце XVII в. Порваны с ущербом для текста листы: 11, 32, 33, 95 и 115. На полях внизу листов 114 приписка: «Сия книга Минея Общая Вологодс уезда от церкви великомученика Георгия что в Заднем селе». 298. Минея Общая , в четвертку, неполная, 256 лл., полууставом разных почерков XVI–XVII в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 14–23 приписка: «Сия книга глаголемая Минея святаго Прилуц монастыря села». Состав: 1) службы Общей Минеи (1–119 об.); 2) паремии пророку Илии (119 об.–129); последования царских часов: в навечерия: 3) Рождества Христова (130–151 об.); 4) Богоявления (152–171 об.) и 5) в великую пятницу (172–210 об.); каноны: 6) Ангелу хранителю (211–216 об.); 7) на плач Богородицы (216 об.–223); 8) на Боготелесное погребение (223–232); 9) на исход души, Андрея Критского , только начало (232 об.–233); 10) коленопреклонныя молитвы на вечерне в день Пятьдесятницы (234–249 об.); 11) отпусты на каждый день седмицы и праздничные (250–255); 12) молитва Святому Духу патриарха Филофея, без конца (255 об.–256). 299. Минея Общая , в четвертку, без конца, 310 л.л., полууставом XVII в., в дощатом с остатками кожи переплете. На полях внизу листов 1–16 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Минея Общая от церкви Воскресения Христова что на Усть реки Глушицы»; 2) полууставом: «Сию книгу Общую Минею продал в дом Воскресенью Христову Глушиц монастыря вотчины Леонтьевской поп Денис Иванов взял денег двацать пять алтын а купил староста церковный Филимон Дмитреев Билнивской а подписал сам своей рукою». Рукопись имеет следующее заглавие: «Последование Мении по уставу Иерусалимского святаго и преподобного отца нашего Саввы Освященного, избрание в всегодище празднуемым святым, которому по полиелеосе или бесполиелеоса». На лл. 310–310 об. Поучение о троичном пении, без конца. Начало: «Верующе в Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа в единици и разумевающим Божественная писания».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Ветхом Завете описаны события от начала сотворения мира до I века до Рождества Христова. На каком основании мы называем Завет «Ветхим»? Выражение «Ветхий Завет» имеет основания в Священном Писании. Оно встречается в Послании апостола Павла к Коринфянам ( 2Кор.3:14 ), где связывается с Моисеевым Законом. В аллегорическом сопоставлении Сарры и Агари ( Гал.4:22-26 ) апостол Павел противопоставляет Синайский Завет Новому Завету, подразумевающему свободное и осознанное стремление человека к единению с Богом. Касательно раннехристианской литературы можно отметить, что, например, во II в. понятие «Ветхий Завет» (др.-греч. Παλαι Διαθκη), в отличие от Нового Завета (Καιν Διαθκη), использовали Мелитон Сардийский и Ориген (См. по этому поводу: «Эклоги» ). Что касается выражения «Новый Завет», то основанием для его употребления является, в частности, пророчество Иеремии о заключении Нового Завета: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь» ( Иер.31:31-32 ). Используется ли Ветхий Завет в церковном богослужении? Ветхий Завет широко используется в православном богослужении. Например, псалмы употребляются как постоянная основа ежедневных служб: «вечерний псалом» ( Пс.103 ) за вечерней; шестопсалмие ( Пс.3, 37, 62, 87, 102, 142 ) и хвалитные псалмы ( Пс.148, 149, 150 ) во время утрени; по три псалма на каждом часе; «благодарственным псалмом» ( Пс.33 ) заканчивается Литургия, в начале же Литургии слова мы слышим «Изобразительные» антифоны ( Пс.102, 145 ) и так далее. Кроме того, вся Псалтирь разделена на двадцать частей – кафизм, которые читаются еженедельно за вечерней и утреней. Во время Великого Поста вся Псалтирь прочитывается два раза каждую неделю. Опять же, во время Великого поста практикуется чтение других ветхозаветных Книг. Еще одной составляющей православного богослужения, связанной с использованием Писания Ветхого Завета, является чтение паремий – фрагментов Библии, предназначенных для чтения в особых случаях. Паремии читаются в навечерие ряда больших (или храмовых) праздников, в дни Великого поста, а также при совершении некоторых треб. Не будем забывать и о Великом покаянном каноне, автор которого, св. Андрей Критский , для обзора перечисляемых грехов рассматривает Библейскую историю, при этом в первых восьми песнях канона он обращается преимущественно к Ветхому Завету. Для удобства изучения можно ли разделить Ветхий Завет на своего рода блоки по содержанию?

http://azbyka.ru/vetxij-zavet

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010