1) в день Святой Пасхи; 2) во дни Святой Четыредесятницы, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров; 3) в день навечерия Рождества Христова; 4) в день навечерия Богоявления; 5) в Великую Субботу; 6) в день Пятидесятницы. Литургия обязательно должна совершаться во все воскресные и праздничные дни, а также по средам и пятницам Великого Поста (Литургия Преждеосвященных Даров). Место совершения Божественной литургии Местом совершения Литургии является освященный архиереем в соответствии с Канонами храм. Литургия не может совершаться в храме, оскверненном убийством, самоубийством, пролитием крови, вторжением язычников или еретиков. По особому благословению архиерея, Литургия может быть совершена на освященном антиминсе в жилом доме или другом пригодном для этого помещении, а также под открытым небом. На одном Престоле (в одном храмовом приделе) в один день может быть совершена только одна Литургия. Объясняется это тем, что Крестная Жертва Господа Иисуса Христа одна на все времена до скончания века. Священник не может совершать две Литургии в день. Также он не может участвовать в соборном служении второй Литургии. Евхаристический пост Человеку, желающему причаститься, нужно соблюсти перед этим так называемый евхаристический пост. В настоящее время та его часть, что относится к телесному посту представляет собой воздержание от скоромной пищи (мяса, молока, масла животного происхождения, яиц, рыбы) в течение нескольких дней. Чем реже человек причащается, тем дольше должен быть телесный пост, и наоборот. Семейные и социальные обстоятельства, такие, как жизнь в нецерковной семье либо тяжелый физический труд, могут быть причиной ослабления поста. Кроме качественных ограничений в пище, должно уменьшить и количество съедаемого, а также избегать посещения театра, просмотра развлекательных фильмов и передач, прослушивания светской музыки, других мирских удовольствий. Вместо всего этого рекомендуется посвятить свободное время богомыслию, размышлениям о своей жизни и совершенных грехах, а также путях их исправления. Супругам в течение поста необходимо воздерживаться от телесного общения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Литургия св. Василия Великого была принята всем православным Востоком. Но вскоре св. Иоанн Златоуст, снисходя все к той же немощи человеческой, произвел в ней новые сокращения, которые касаются впрочем, главным образом, лишь тайных молитв. Особенности литургии св. Василия Великого, по сравнению с литургией св. Иоанна Златоуста, суть следующие: Евхаристическая и ходатайственная молитвы гораздо длиннее, вследствие чего и напевы в это время употребляются более протяжные. Евхаристическая молитва литургии св. Василия Великого отличается особенной догматической глубиной, вдохновенностью и высотой созерцания, а ходатайственная своей поразительной всеобъемлемостью. Иной текст и у некоторых других тайных молитв, начиная с молитвы об оглашенных. Слова установления таинства Евхаристии произносятся возгласно вместе с предшествующими им словами: Даде святым своим учеником и апостолом рек: Приимите, ядите… и затем: Даде святым своим учеником и апостолом рек: Пийте от нея вси… После призывания Святого Духа, слова над Святыми Дарами — над Св. Хлебом: Хлеб убо сей, самое пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Над св. чашей — Чашу же сия, самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И затем: Излиянную за живот мipa. И далее обычно. Вместо песни Достойно есть: поется: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь:, которая в праздничные дни, Вел. Четверток и Вел. Субботу заменяется задостойником. Литургия св. Василия Великого в настоящее время совершается только десять раз в году: 1. и 2. В навечерия Рождества Христова и Богоявления, а если эти навечерия приходятся в субботу или воскресение, то в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, 3. в день памяти св. Василия Великого — 1 января, 4, 5, 6, 7, и 8, первые пять воскресных дней Великого поста, начиная с недели Православия, 9, и 10, Великий четверток и Великую субботу на Страстной седмице. Во все прочие дни года, за исключением немногих дней, когда не полагается никакой литургии или полагается литургия Преждеосвященных Даров, в настоящее время совершается литургия св. Иоанна Златоустого. 4. Литургия Апостола Иакова

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Василия Великого (1-го января). Кроме того, совершается литургия св. Василия Великого в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления Господня. Но в навечерия сих праздников она только в таком случае бывает, когда эти навечерия случаются в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток, т. е. случаются в те дни, в которые совершаются царские часы. Но если навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня бывает в субботу или в Неделю, когда не положено совершать царских часов, тогда в навечерие (с часами обыкновенными) совершается литургия Златоустого. Литургия же св. Василия Великого совершается в самый праздник (также с обычными часами). Литургия Преждеосвященных даров совершается только в седмичные дни Великого поста и притом – кроме субботы, именно: 1) В среду и пяток 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы. 2) В четверток 5-й седмицы. Но если в этот четверток будет Благовещение (когда совершается литургия Златоустого), то во вторник 5-й седмицы, т. е. в день чтения великого канона. 3) В понедельник, вторник, среду Страстной седмицы, если только не случится в эти дни праздника Благовещения, ибо в таком случае бывает литургия св. Иоанна Златоустог о. 4) В дни памяти святых с полиелеем (24 февр. и 9 марта), и в дни праздников храма (Тип., храм. гл. 34, 35, Служебн. Лит. Преждеосв. даров), случившиеся в понедельник, вторник, четверток, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста. Есть дни в году, в которые не положено совершат литургии, именно: 1) В среду и пяток сырной седмицы. 2) В понедельник, вторник и четверток 1-й седмицы Великой Четыредесятницы. 3) В понедельник, вторник и четверток 2-й, 3-й, 4-й, -й и 6-й седмиц Великой Четыредесятницы. 4) В Страстный пяток. Но из указанных четырех случаев в три бывает литургия, если в упомянутые дни случится известный праздник, именно: A. Литургия св. Иоанна Златоустог о бывает в среду и пяток сырной седмицы, если в эти дни случится праздник Сретения, день храма (Тип., 2 февраля, храм. гл. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Но не «неразсудно» поступил и Никон в рассматриваемом нами постановлении. Водоосвящение накануне праздника Богоявления, как остаток того водоосвящения, которое с древних времён Церкви совершалось в навечерие Богоявления для крещения оглашенных 903 , существовало в древности в Церквях восточных, как видно из древних церковных уставов. Но другое водоосвящение, совершающееся в самый праздник, получило своё начало в Церкви иерусалимской, и даже в 5 и 4 столетии совершалось только в ней одной, где было обыкновение выходить в день Богоявления на Иордан, и здесь воспоминать крещение Спасителя 904 . Поэтому, о нём и упоминается не во всех древних уставах восточных, но только в иерусалимских. Вероятно, Никон имел под руками при исправлении богослужебных книг один из таких уставов, где положено совершать водоосвящение только однажды, и на этом основании сам сделал такое же постановление. По крайней мере, не без основания же Никон говорит: «Древний св. восточныя Церкве чин точию в навечерие Богоявления водоосвящение творити повелевает». Но, отменив эти два постановления Никона, великий собор непреложно утвердил все прочие пастырские труды Никона для благоустройства Церкви. В слове в день Рождества Христова того же 1666 г., несколько дней спустя после осуждения Никона, патриархи Паисий и Макарий увещевали народ и царя «взыскать премудрости» 905 . «Видим, – говорили патриархи, – яко во мнозех от вас не имеет премудрость места, идеже главу приклонити. Скитается она, якоже Христос, премудрость Божия в Вифлеемсте вертепе, и несть взыскаяй ея... Оставивше греческий язык и небрегуще о нём, оставили есте и мудрость, и аки оземствовавасте (изгнали) ю. Взыщите же ея (премудрости) толь мощне, якоже искаху ея велиции вселенныя учители: Василий великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоустый , Афанасий великий , Дионисий Ареопагит , Иоанн Дамаскин и инии многочисленнии светильницы Церкве». И, обращаясь к самому царю, архипастыри говорили: «Положи отныне в сердце твоём так греческая, яко славенская и иная назидати; спудеов (учеников) милостию си и благодатию умножати, учители благоискусныя взыскати, всех честьми на трудолюбие поощряти. То абие узриши многия учения тщатели, а в мале времени приимеши, даст Бог , плод стократный и полныя рукояти от сих семен».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

   Литургия св. Василия Великого была принята всем православным Востоком. Но вскоре св. Иоанн Златоуст, снисходя все к той же немощи человеческой, произвел в ней новые сокращения, которые касаются впрочем, главным образом, лишь тайных молитв.    Особенности литургии св. Василия Великого, по сравнению с литургией св. Иоанна Златоуста, суть следующие:    Евхаристическая и ходатайственная молитвы гораздо длиннее, вследствие чего и напевы в это время употребляются более протяжные. Евхаристическая молитва литургии св. Василия Великого отличается особенной догматической глубиной, вдохновенностью и высотой созерцания, а ходатайственная своей поразительной всеобъемлемостью. Иной текст и у некоторых других тайных молитв, начиная с молитвы об оглашенных.    Слова установления таинства Евхаристии произносятся возгласно вместе с предшествующими им словами: Даде святым своим учеником и апостолом рек: Приимите, ядите… и затем: Даде святым своим учеником и апостолом рек: Пийте от нея вси…    После призывания Святого Духа, слова над Святыми Дарами — над Св. Хлебом: Хлеб убо сей, самое пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Над св. чашей — Чашу же сия, самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И затем: Излиянную за живот мира. И далее обычно.    Вместо песни Достойно есть: поется: О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь:, которая в праздничные дни, Вел. Четверток и Вел. Субботу заменяется задостойником.    Литургия св. Василия Великого в настоящее время совершается только десять раз в году: 1. и 2. В навечерия Рождества Христова и Богоявления, а если эти навечерия приходятся в субботу или воскресение, то в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, 3. в день памяти св. Василия Великого — 1 января, 4, 5, 6, 7, и 8, первые пять воскресных дней Великого поста, начиная с недели Православия, 9, и 10, Великий четверток и Великую субботу на Страстной седмице. Во все прочие дни года, за исключением немногих дней, когда не полагается никакой литургии или полагается литургия Преждеосвященных Даров, в настоящее время совершается литургия св. Иоанна Златоустого.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие — о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны». Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12). Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа — обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17). Вечерня в день Навечерия праздника Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13. После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После б-й паримии — припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-v-...

хр. гл. 34, 35) или святый с полиелеем (уст. 24 февр. и 9 март.), или один из высокоторжественных дней, (как сказано будет ниже в § 46); кроме того, как увидим далее, совершается литургия преждеосвященных даров еще в четверток или во вторник 5-й седмицы поста, т. е. в день чтения канона св. Андрея Критского (пособ. к изуч. уст. Богослуж. правос. церкви, Никольского стр. 144), по уставу. (Сравн. ниже, отдел. § 167). § 45. Есть в нашей церкви также и особые дни, когда служение ранней литургии не полагается, таковы: 1) день великой субботы; 2) канун или навечерие Рождества Христова, 3) навечерие Богоявления и 4) день Пятидесятницы. В тех же местах, где ранняя литургия служится в день Пятидесятницы, то она совершается без вечерни, отправление коей относится к поздней литургии. Также без вечерни (предшествующей) совершается ранняя литургия в день Благовещения, когда оно случится в такие дни Великого поста, когда по уставу совершение литургии должно быть соединяемо с вечернею, и в другие дни. § 46. Что до высокоторжественных дней, как-то: дней рождения и тезоименитства 1) Государя Императора и 2) Государыни Императрицы, также 3) Наследника Цесаревича и 4) Его Супруги, 5) восшествия на престол и 6) коронации Государя Императора, и 7) воспоминания чудесного избавления Государя Императора от опасности 4 апреля 1866 года, то празднование их совершается, в какой бы день оные ни случились, за исключением: 1) Первой седмицы великого поста, когда по уставу отправление их отлагается до недели православия и 2) Страстной недели и первого дня Пасхи, когда отправление это переносится на понедельник светлый. Во вссе остальные дни года, хотя бы который из указанных дней пришелся даже в среду или пяток сырный, или в который-либо из дней четыредесятницы, когда, по уставу, полной литургии не полагается, каждый из них должен быть празднуем в свое время неотложно, и тогда в среду и пятницу сырную должно быть совершаемо всенощное бдение и обедня (Златоустого) в свое время по обычаю, а в остальные дни великого поста к этому еще должно быть присоединяемо служение всенощного и обедни (Златоустовой) по Марковым благовещенским главам, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Познал тогда русский народ и исповедал, что бедствие постигло его за грех отступления от Бога, за пренебрежение к отеческим преданиям и стремление подражать народам иноземным в их безбожных и развращенных обычаях. Кому они тогда хотели подражать, через тех и были наказаны. Россияне! Будем помнить урок, данный нам двенадцатым годом. Будем бояться нарушать церковные и старые отеческие обычаи, помня мудрое изречение старых людей: той земле не устоять, где начнут обычаи ломать. Народ наш всегда благоговейно чтил праздники Господни. В старину не бывало того, чтобы идти в дома увеселений, когда Церковь зовет в храм, как это делается теперь. Бывало ли в старину, чтобы в навечерие праздников народ устраивал игрища, как это бывает теперь? У нас в городе и ныне предназначены разного рода увеселения в вечер наступающего воскресения и в навечерие Нового года. Когда одни пойдут в храмы, чтобы начать новое лето покаянием и молитвой, другие будут увеселять себя зрелищами, провожать старый и встречать новый год. Не по христиански это последнее, не по церковному и не по старорусскому обычаю. Братья, теперь ли нам так беспечно вести себя, как будто у нас не о чем погоревать, не в чем каяться, не о чем помолиться, как будто у нас все обстоит благополучно? А войны, возмущения повсюду, а недород хлеба и другие бедствия – все это разве не стоит того, чтобы подумать и усердно молиться? Ужели мы приблизились к тому состоянию, в каком некогда оказался народ израильский, которому изречены были пророком грозные слова упрека и призыва к покаянию: смех ваш в плачь да обратится, и радость в сетование ( Иак.4:9 )? Не пора ли и нам начать покаяние исправлением нашей жизни, возвращением к искренней вере в Бога, к послушанию Церкви, к добросовестному исполнению наших обязанностей в отношении к Помазаннику Божию, к богоучрежденному пастырству и к делам нашего служения государственного или общественного? Будем, возлюбленные, молиться, да не лишит Господь нас мира, воспетого сегодня Ангелами, да дарует Он нам Свое спасение, купленное Его пришествием к нам, бедным; да утвердит благословение Свое на благочестивейшем императоре нашем Николае Александровиче, да подаст в державе его пастырям – святыню, правителям – суд и правду, народам – мир и тишину, законам – силу и вере – преуспеяние, заблуждающим – обращение, неверующим в Бога – богопознание и всем верным – вечных благ восприятие. Поворот в христианском мире к язычеству. Слово в день Рождества Христова

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Тропарь и кондак имеют здесь иное значение. Это как бы особая, маленькая служба, которая изумляет душу своей торжественной неожиданностью и вместе с тем заставляет внутренне встрепенуться. Обычное построение церковных служб здесь, пред особо великим праздником, нарушается, и этот заключительный аккорд богослужения навечерия предвещает что-то особенное, чего душа, привыкшая к обычному построению церковных служб, не ожидает. Праздник еще не наступил, но вот-вот наступит. И ожидание его, начавшееся задолго до этого дня, при первых звуках рождественских ирмосов «Христос раждается, славите» теперь достигло высшего предела. Душа затрепетала, ожидая, что вот сейчас наступит рождение в мир Господа. Этот трепет удивленной души уносит с собой христианин из храма в свою домашнюю церковь. Подготовленные службами навечерия, собираются верующие в храм в трепетном ожидании радостных, ликующих стихир рождественской службы. После возгласа священника слышится чтение покаянных псалмов великого повечерия: «Сынове человечестии, доколе, тяжкосердии, вскую любите суету и ищите лжи?» (Пс. 4). «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене. Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: исцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело» (Пс. 6). Что это значит? Почему вопреки времени дня, так как повечерием обычно не начинается, а заканчивается день, празднование великого дня рождения на земле Господа Иисуса Христа начинается покаянной службой? Почему богослужение, посвященное встрече Солнца правды – Христа, начинается с чтения ветхозаветных псалмов и молитв повечерия? Причина этого именно в том, что служба Рождеству Христову должна быть для нас встречей грядущего на землю Христа, а не просто воспоминанием Его пришествия в мир. Если бы мы приходили в храм Божий только для того, чтобы вспомнить о Рождестве Христовом и еще раз услышать евангельское повествование о нем, то нам не нужно было бы проходить чрез великое повечерие. Но Святая Церковь призывает нас не к этому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

1213. Сборник песнопений на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 14 лл., поморским полууставом XIX в., с недурною разрисованною буквою, без переплета. Состав: стихи из псалмов: 1, 103, 116, 129, 140 и 141, «Свете тихий», прокимны седмичные и в неделю и «достойники на воскресной полунощнице на осм гласов», последние не все: рукопись оканчивается началом «достойника» 5-го гласа. 1214. Службы двунадесятых праздников на линейных нотах , в четвертку, 387 лл., московским полууставом конца XVII в., в дощатом с тисненою кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 59, 67 и 258. На 225 л. киноварная запись латинскими и греческими буквами: «Трудившися дому Премудрости слова Божиа святыя восточныя апостольския церква клирик Георгий Карпов сын Земцов». Служба Рождеству Богородицы без начала; служба Успению Богоматери без конца. На лл. 108 об.–119 об. и 157–168 царские часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления Господня. 1215. Службы двунадесятых праздников на линейных нотах , в четвертку, 175 лл., начала XVIII в., с гравированною на 1-м листе рамкою, в верхней части которой медальон с изображением Рождества Богородицы, а с боку имя гравера: Василий Андреев, (см. Ровинский: «Русские граверы», первое издание, стр. 380), в дощатом переплете с застежкою; 152 лист чистый. За службами двунадесятых праздников помещены песнопения четверга, пятницы и субботы Страстной седыицы и неполная служба положению Ризы Господа Иисуса Христа в 10-й день июля. Пред службами Рождеству Христову и Богоявлению находятся последования царских часов в навечерия этих праздников. 1216. Стихиры на малой и великой вечернях на дни Сретения Господня, Введения во храм и Рождества Пресвятыя Богородицы и Воздвижения Креста Господня, в лист, 40 лл., поморским полууставом XIX в., без переплета; чистые листы: 5, 8, 17, 18, 26, 38–40. На обороте 8-го листа помета: 26/7 июня 1855 г. Часть стихир (1– 4, 9) на крюковых нотах. 1217. Славник , в 16-ю долю листа, 13 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете; 2-й лист чистый. На первом листе заглавие: «Сей Славник Полиевта Кузнецова собственой. 1840 года».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010