Это не будет таинство елея – но таинство исцеления. Все случаи исцеления от помазания святым елеем, священник должен зарегистрировать. Святая вода. Вода освящается по великому чину: 1) в навечерие Крещения (агиазма) и в самый день на реке; 2) перед совершением крещения, под Рождество Христово, в великую субботу и навечерие Пятидесятницы, и среди года, для этой же цели. По малому чину: 1) 1-го августа, в память крещения Руси, 2) в преполовение, 3) в храмовые праздники, 4) при освящении домов, кораблей, колодцев и так далее. Антидор. Антидор раздается всем присутствующим в храме, по окончании литургии, при подхождении ко кресту – диаконом. За всенощной благословенный хлеб и вино разносится иподиаконами. О требнике. Требник Петра Могилы должен быть взят в основу и пополнен особыми молитвословиями на благословение железных дорог, вагонов, локомотива, локомобиля; паровых и других машин, горнов и труб, воздушных шаров и аэропланов, телеграфов и телефонов, подводных лодок и так далее. Только не оружия. О кладбищах. Кладбища должны непременно освящаться и каждая могила кропится святой водой. Лишаются погребения в освященном кладбище только отлученные и нераскаянные грешники и, конечно, все не принадлежащие к Кафолической Церкви. Таковых ни в храм, ни в ограду кладбища не пускают. Часть четвертая Церковный суд Церковный суд ведает следующие дела: 1 . Вопросы о правах и обязанностях, а также о компетенции власти клириков и мирян, как членов прихода и церкви. 2 . Преступления клириков, заслуживающих извержения и мирян, подпадающих отлучению. 3 . Споры и апелляции клириков между собой или с мирянами. 4 . Конфликты между монахами и клиром или мирянами. Область пенитенциарная и дисциплинарная до суда не касается. Власть судебная неразрывна с епископской и компетенция её расширяется с увеличением значения архиерея, так что инстанция её возвышается с возвышением инстанции архиерейской кафедры. Церковный суд действует самостоятельно от гражданского. Объяснение: Оправдательный вердикт какому-нибудь убийце или святотатцу не может заставить Церковь раскрыть этому человеку свои объятия, раз он не выражает раскаяния и желания искупить свою вину. Наоборот, обвинительный приговор или кассирование прокурором оправдания, не может понудить Церковь лишить этого человека общения, если с церковной точки зря он того не заслуживает (например, уклонившийся от военной службы).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Правила воздержания, предписанные Церковию в Рождественский пост, столь же строги, как и в Апостольский пост. В понедельник, среду и пятницу Рождественского поста запрещаются уставом рыба, вино и елей, и дозволяется довольствоваться сухоядением, после вечерни; в прочие дни запрещается одна рыба, на которую разрешается в субботы, воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресв. Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, напр., 16, 25 и 30 ноября, 4, 5, 6, 9, 17 и 20 декабря, если сии числа случатся во вторник и четверток. А если придутся в понедельник, среду и пятницу, то разрешение положено только на вино и елей. От 20 числа декабря до 25, т. е. со дня предпразднества Р. X., «аще и суббота и неделя случится, не разрешаем на рыбу» 162 . Последний день Рождественского поста называется обыкновенно сочельником или сочевником от сочива, которое уставом положено есть на трапезе в сей день 163 . Сочиво (σαυκς, siccus, по Еврейски: кали, калуй) есть то же, что коливо, т. е. скудное кушанье ( Руф.2:14 , 1Цар.17:17 ). Буквально сочиво означает кушанье сушеное, из сухих зерен пшеницы, гороху, чечевицы, ячменя; что размочив водою едят – или с медом, или просто без всего 164 ; оно же называется кутией 165 , есть сочиво в навечерие праздника Р. X. вероятно принято из подражания посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых пред праздником Р. X., которые питались от семен земных, чтобы не осквернитися от трапезы языческой ( Дан.1:12 ), – и согласно со словами Евангелия, произносимого иногда в навечерие праздника: подобно есть Царствие Небесное зерну горушичну, еже взем человек всея на селе своем ( Мф.13:31–36 ). В сочевники у православных христиан сохраняется благочестивое обыкновение не есть ничего до вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на Востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа, – обыкновение, внушающее, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника Рождества Христова. По мнению некоторых, Рождественский сочевник установлен был вначале для крещения оглашенных и приготовления верующих к празднику 166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

– А что можно сказать о практике чтения паремий в течение Святой Четыредесятницы? – Чтение паремий во времена, когда не были столь доступны книги, носило учебный характер, особенно это касается паремий, читаемых Великим постом. Начиная с IV века, Святая Четыредесятница была временем подготовки оглашенных ко крещению, и они как бы прослушивали курс: читалась Книга Бытия, Притчи Соломоновы – как правила нравственной жизни, и Книга пророка Исаии – как пророчество о Христе. «Дидактический курс», если так можно выразиться, продолжается и на Страстной седмице, однако книги здесь уже берутся другие: книга Иезекииля на 6-м часе, книги Исхода и Иова на вечерне. В нашем богослужении все эти византийские паремии сохранились и являются рудиментом древней традиции оглашения. – Что можно сказать о количестве паремий на отдельно взятом богослужении? – В целом же количество паремий на отдельно взятом богослужении может иметь следующие значения: все числа от 1 до 8, далее 13, 15 и 20. Если говорить о праздниках, то у нас есть три праздника, богослужение которых содержит большое число паремий, тогда как остальные великие и двунадесятые праздники включают по три паремии. А так статистика может выглядеть следующим образом: 1 паремия – на сырной седмице в среду и пятницу 2 паремии – в седмичные дни Святой Четыредесятницы 3 паремии – на большинство праздников 4 паремии – если полиелей в четверг или субботу сырной, а также в день Благовещения в седмичный день поста. 5 паремий – накануне Благовещения (часто) 6 паремий – при совпадении праздника подвижного с неподвижным (например, вмч. Георгия Победоносца на Преполовение Пятидестяницы) 7 паремий – Благовещение в 3-ю – 6-ю субботы Великого поста 8 паремий – навечерие Рождества Христова, Благовещение в Неделю Ваий и в Великую Субботу 13 паремий – навечерие Богоявления 15 паремий – Великая Суббота 20 паремий – накануне Кириопасхи (Пасха в совпадении с Благовещением) – Давайте поговорим о том, в какой степени тексты праздничных паремий связаны с событиями соответствующих праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Так положено при 3-м и 4-м тропарях. За сим после возглашения чтеца «Слава» и после «И ныне» поется певцами тот же конец первого тропаря. По сем глаголет чтец весь тропарь и поет сам конец его. После 8-й паремии сряду следует малая ектения и возглас иерея: «Яко свят еси, Боже наш...» Возглас оканчивается словами «ныне и присно». Диакон обычно возглашает: «Господи, спаси благочестивыя», и певцы поют «Трисвятое» (Типикон, 25 декабря). Затем продолжается литургия св. Василия Великого . Вместо «Достойно...» поется «О Тебе радуется...» В навечерие Рождества Христова, если оно случится в субботу или в неделю (воскресение), то поста не бывает и царские часы не поются. Но царские часы отправляются в пяток (Типикон, последование 24 декабря, замечания пред последованием часов; Типикон, последование 25 декабря, см. аще случится навечерие в субботу). В этот пяток литургии не бывает. Особенность царских часов в тот день, т.е. пяток, в который литургия не совершается, та, что на них после «Лик небесных ангел...» читается « Символ веры » и в конце часов псалом «Благословлю Господа...» (Типикон, последование 25 декабря, 2-е см.). Литургия в тот пяток не совершается. Литургия Иоанна Златоуста в свое время, потом особо в 7-м часу дня (по-нашему, в 1-м) бывает великая вечерня: на ней читается вся первая кафизма; в воскресенье только 1-й антифон. Вход бывает с Евангелием. Молитву же входа иерей читает – входа вечерни. «Прокимен дне». Во субботу вечером прокимен «Господь воцарися...» Вечерня в этот день всегда с чтением 8-ми паремий, Апостола и Евангелия. По чтении первых трех произносится тропарь чтецом, читающим паремии; конечные слова тропаря поют певцы, как указано выше. После такого пения, по прочтении 8-й паремии, следует малая ектения и возглас «Яко свят еси Боже наш, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и присно, и во веки веков» (Типикон, 25 декабря); прокимен, Апостол (к Галатам, зачало 207) и Евангелие (от Матфея, зачало 53). После чтения Евангелия сряду следует ектения «Рцем вси...»; «Сподоби, Господи...»; ектения «Исполним вечернюю молитву...»; за сим возглас: «Премудрость», «Благослови» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

286 Мирянам надо выслушать пред началом поста особую молитву (из Требника, малого. Ч. 2. гл. 4: Молитва на Рождество Христово сыном духовный. М., 1906). Про монашествующих митрополит Киприан в ответном послании игумену Афанасию между прочим писал: ...Чернцем же не надобны мирскыя молитвы, зане же всегда в церковных правилех дневнех и ночных суть; егда ли же будет им время причаститесь, и он уставленыя молитвы св. причастию прочетши и себе управивше, и так к святому приступает причастию» (Акты Исторический Т. 1. 253). 287 Житие его издано Палестинский Обществом. См.: Палестинский Патерик. Вып. 1. Четьи-Минеи, под 5 декабря. 288 Сочевником (в просторечии сочельником) навечерие Рождества называется потому, что по Уставу, в какой бы день оно ни приходилось, на трапезе полагается только «сочиво (чечевица) обварено» и «кутья с медом», иначе «коливо». Мед  –  символ сладости духовных даров и будущего райского блаженства, получаемых верными. Поэтому-то кутья в особенности делается при погребении усопших, ибо напоминает окружающим о той духовной сладкой пище («обеде», ρτον, буквально «хлебе»: Лк.14:15 ), которая  –  блаженны вкушающие ее!  –  предназначена праведникам. Зерна риса, пшеницы, а также чернослив, изюм и прочее, из коих делается кутья, говорят о будущей воскресении, по объяснению Самого Господа: Ин.12:24 . 289 Если навечерие падает на субботу и воскресение, то, по Уставу, между литургией ( Иоанна Златоуста ) и вечерней есть промежуток, в который дозволяется верующим съесть «по уломку хлеба». После же вечерни поставляется полная трапеза, т. е. Варево. Это вкушение пищи два раза (да после еще с маслом) уже постом по Типикону не называется, хотя на теперешний взгляд и ничем не отличается от поста. 290 Понятно, эта восточная пища может соответственно заменяться нашими огурцами. капустой, картофелем, хлебом и т. п. без мяса. Но кажется, кутья, хотя бы и простенькая, только потому у нас не принята, что ею «не наешься», чем обличается, скорее, наше чревоугодие, чем бедность.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

    На литургии: тропари на «Блаженны» — воскресного канона, на 4, праздника (1-го канона, песнь 9-я), на 4, и святых (песнь 6-я), на 4. По входе – тропарь воскресен, праздника и святых. «Слава» – кондак святых, «И ныне» – праздника. Прокимен праздника: «Вся земля да поклонится Тебе...» и святых: «Дивен Бог во святых Своих...». Апостол – к Галатам, зач. 200-е. «Сказую Вам благовествование...» Евангелие – от Матфея, зач. 4-е. «Отшедши волхвом..» Причастен: «Хвалите Господа...» и праздника. «Святки»    Двенадцать дней после праздника Рождества Христова (с 25 декабря по 6 января) обыкновенно называются «Святками», т.е. святыми днями, потому что эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Празднование их было в древности короче, поскольку праздники Рождества Христова и Богоявления были соединены в один день. После же их разделения празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря по 6 января, составляющие как бы один день праздника.    Эти дни называются еще «Святыми вечерами», потому что христиане, по древнему обычаю, свои дневные занятия прекращали вечером, может быть, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или вечернее время.    Церковь с древних времен стала святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова. Упоминания об этом имеются в беседах св. Ефрема Сирина, св. Амвросия Медиоланского, св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование «Святок» подтверждается также уставом преп. Саввы Освященного († 532 г.). Согласно этому уставу, в дни «Святок»: «никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях» и возбранено совершать таинство Брака. Таким образом, в дни «Святок» (до Навечерия Крещения, т.е. до 4 января включительно) поста не бывает ни в среду, ни в пятницу.    Дни «Святок» древние христиане проводили с особым благоговением, уделяя из своих средств на милостыню бедным – как бы в умножение света духовного, именем которого называются добрые дела (Мф. 5:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В Апостольских постановлениях говорится о празднике Рождества следующее: «Храните, братия, дни праздничные, и во-первых, день Рождества Христова, которое да празднуется нами в 25 день десятого (decembri, декабря) месяца» (кн. 4, гл. 12), в который «нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова от Девы Марии на спасение миру» (кн. 8, гл. 33). В первые три века в Церквах иерусалимской (и до VI века), Антиохийской, Александрийской (до V в.) и Кипрской праздник в честь Рождества Христова соединялся с праздником Крещения Господня (6 января) под общим названием Богоявления (св. Григорий Богослов , св. Иоанн Златоуст , св. Амвросий, блаж. Августин), вероятно, по тому мнению, что Иисус Христос крестился в день Своего Рождения (св. Златоуст). Памятником такого древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления служит доселе в Православной Церкви совершенное сходство в отправлении этих праздников: чин богослужения в навечерии обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков, различен только по предмету; тому и другому празднику предшествует так называемый сочевник, с одинаковым народным благочестивым преданием, что в сочевники должно поститься до самого явления звезды. Полагают, что на установление праздника Рождества Христова в 25 день декабря имело влияние языческое празднование 25 декабря как дня поворота солнца с зимы на лето: Церковь противопоставила языческому празднику dies natalis solis inviacti – день Рождества Иисуса Христа, Который называется Солнцем правды ( Мал.4:2 ), Востоком свыше ( Зах.6:12 ; Лк.1:78 ). Более достоверно то, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения (25 марта) 80 . День Рождества Христова издревле Св. Церковью причислен к великим и двунадесятым праздникам согласно со свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, чудесным и всерадостнейшим– ( Лк.2:10–20 ). По представлению богомудрых отцов Церкви, праздник Рождества Христова служит началом и основанием для прочих праздников; он является матерью всех праздников (св.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

Входный стих – праздника: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседекову». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника, глас 4-й, «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» , и ирмос: «Любити убо нам...» (и до отдания праздника Рождества Христова). Отпуст в конце Литургии – как на утрене. По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Примечание. От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений – ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»). «Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду, или пяток: Разрешаем убо миряне на мясо, монаси на сыр и яица, и ядим убо от Рождества Христова по вся дни, до навечерия Святаго Богоявления» (Типикон, 25 декабря). Вечером в день Рождества Христова после 9-го часа служится великая вечерня . С 26 по 30 декабря – попразднство Рождества Христова. 31 декабря – отдание праздника Рождества Христова. 1 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри». 3 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику... Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие...» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-07/

Понедельник посвящен ангелам. Дни богослужения изд. 1858. ч. 2. стр. 221–2. Вторник св. Иоанну Предтече и пророкам, стр. 222. Среда и Пятница– кресту и страданиям И. Христа, 223–5 стр. Четверг св. Апостолам и св. Николаю там же; Суббота–поминовению усопших стр. 225–6. Священные воспоминания дней седмицы. Воскр. Чт. 1855. 35. Воскресный день Дни богослужения, ч. 2. стр. 155– 160. В. О священных временах годовых О праздниках вообще. Дни богослужения, ч. 1. стр. 3–16. День Рождества Христова, там же, стр. 17–31. Амвросия Медиоланского о том, как должно сретать день Рождества Христова. Воскр. Чт. 1853. 36. Льва папы Римского, слово на Рождество Христово, там же 37. Праздник Рождества Христова. Христ. Чт. 1849. Декабрь. О приготовлении к празднику Рождества Христова. Воскр. Чт. 1852, 38. Письмо о праздновании святок. Воскр. Чт. 1851, 39. Паримии праздника, Воскр. Чт. 1857. 38. Обрезание Господне. Дни богосл. ч. 1. стр. 32–36. Дух. Бес. за 1858 г. 1-я ч. Сретение Господне. Дни богосл. ч. 1, стр. 37–40. Обряд принесения во храм младенца в 40-й день по рождении, по образу принесения во храм Господа нашего И. Христа. Воскр. Чт., 1843. 43. Сретение Господне. Дух. Бес. 1858 г., 5. Ныне отпущаеши раба твоего Владыко. Воскр. Чт. 1844. 45. Крещение или Богоявление Господне. Дни богосл. ч. 1. стр. 40–51. Паримии в навечерие Богоявления, или образы крещения. Воскр. Чт. 1843. 38. Крещение Господа нашего И. Христа. Воскр. Чт. 1840. 42. Преображение Господне. Дни богосл. ч. 1, стр. 52– 55. О явлении Моисея и Илии на Фаворе и о гласе Бога Отца: Сей есть Сын мой и пр... Воскр. Чт. 1850. 16. Богослужение праздника. Воскр. Чт. 1349, 20. Вход в Иерусалим. Дни богосл. ч. 2, стр. 87–90. Праздник Пасхи. Дни богосл. ч. 2, стр. 132–159. Как совершалась пасха в ветхом завете. Дмитрев. стр. 11. Блаженного Августина , почему Пасха есть подвижный праздник. Воскр. Чт. 1843. 3. О времени празднования Пасхи в древней христ. церкви. Воскр. Чт. 1854. 3. Письмо о христианских визитах в день св. Пасхи, там же 1. О начале обыкновения дарить в Пасху друг другу красные яйца. Воскр. Чт. 1843. 1. Празднование первого дня воскресения Христова св. Апостолами и мироносицами и наше воспоминательное празднование. Воскр. Чт. 1856. 1. Рассуждение Константина Экономида о начале употребления красных яиц во время Пасхи. Перевод с греческого 1826-го года. Ночь накануне Светлого Христова Воскресения. Воскр. Чт. 1851. 52. Евангелие на литургии в 1-й день Пасхи. Воскр. Чт. 1941. 2. Мученическое празднование св. Пасхи. Воскр. Чт. 1845. 1. Отдание Пасхи. Воскр. Чт. 1845, 6. Благословение яств в Пасху. Скриж. ч. 4, стр. 152. Артос. Воскр. Чт. 1837. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иеремии и писал со слов его (Иер XXXVI).    Ими заменяются два первые обычные псалма 6 часа.    Ими заменяются два первые обычные псалма 9 часа.    Если навечерие в субботу или в воскресный день, то совершается Литургия св. Иоанна Златоустого, в обыкновенное время, без соединения с вечернею, которая бывает в 2 часа по полудни. В Прологе сохраняется поучение на предпразднество Рождества Христова, вероятно произнесенное на литургии навечерия. Это поучение начинается словами: " Братис, в сий день пост пред праздником Р. X. в оньже с любовию и чистотою соберитеся в шестый час на молитву " и проч.    Стихир, на литии, 25 декабря.    В V песне.    От нашестгия 700 000 войска, составленного из разных народов, с 1300 орудий. См. Истор. Устрялова.    Слова из паремии, читаемой на молебне.    Слова из отпуста молебного.    Епиф. в изложении веры. 22. Leon. mag. epist. 93 ad Turribium, с. 4.    ren. advers. haeres. I, 26; 3, 2. n. I; V, 1. n. 3. Евсевий. Церковная история, кн. 3, гл. 27, 28.    Так названы они от греческого слова бохеш — мню, кажусь.    Тертул. de carne Christi, с. 5.    От один и естество.    Богослужебные каноны, 1 канон на Р. X., 1 песнь.    25 декабря. Слово св. Афанасия александрийского на Рождество Христово. См. также в Прологе 26 декабря Собор Пресвятой Богородицы.    В слове о том, как должно сретать день Рождества Христова.    Constit. Apostol lib. VIII, cap. 33. Cod. Justin, lib. Ill, tit. XII, 1. VII.    В 1 слове на день Рождества Христова.    Иакова Рейтенфельса de rebus Moscoviticis.    Богослужебные каноны на русском языке, 1 канон на Р. X. песнь 4.    См. выше на стр. 25.    Лк 2:8, св. Златоуст, 37 беседа на Крещение, 2.    XII sermo de natali Domini.    Constant. Porphyrogennet X sacc. de caere?moniis aulae Byzant., lib. I, cap. 83.    Церковн. Уст. декабря 25.    Прав. XVII.    Ambros. sermo. VII. Втор. Турон. Собора прав. 17.    61 и 62 правила.    Свод Закон., 14, ч.4. 33—34    In libro sacramentorum de circulo anni.    Sermo VII de kalendia ianuariis, no изданию Бенедиктинцев, том.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010