Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ [серб. Ucaja] (Исаия Серрский; † не ранее 1375], серб. книжник, переводчик на славянский язык корпуса «Ареопагитик» , автор пространного лит. рассказа о сербско-тур. сражении на р. Марице в 1371 г. В научной лит-ре (прежде всего сербской) И. отождествляется с соименным игуменом Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне, но болг. исследователи эту гипотезу не поддерживают, т. к. в сохранившейся части Жития игум. Исаии (повествование доходит до 1375) о его лит. трудах не упоминается. Согласно Житию, И. (светское имя неизв.) род., судя по продолжительности жизни и известным фактам биографии, ок. 1300 г. (в лит-ре есть маловероятные предположения о его рождении между 1310 и 1315 - Podskalsky. 2000. S. 414), «при благочестивем и христолюбивем самодрьжци всее Срьпские земле и Подунавские и Поморские и Арбанашкие светом крали Уроше» (см. Милутин Стефан Урош II, св. кор.). Местом рождения названа «епархия, глаголемая Лиман», под к-рой, вероятно, подразумевается «Липлян», епископия на Косовом поле с центром в мон-ре Грачаница (недостаточно оснований считать, что речь идет о долине р. Лим). И. происходил из знатной семьи, его родителей звали Георгий и Калина. Юноша получил хорошее образование, и ему прочили придворную карьеру. Но, собираясь стать монахом, он недолго оставался при дворе и принял постриг в Осоговском мон-ре . Очевидно, до 1330 г. И. ушел на Афон в мон-рь Хиландар . Неск. лет спустя он навестил родителей и уговорил их принять постриг под именами Герасим и Феодосия. Между 1345 и 1348 гг. И. стал послушником старца Арсения, бывш. игумена Хиландара, к-рый представил его приехавшему в 1347 г. с семьей на Афон серб. царю Стефану IV Душану ; впосл. И. стал другом и советником правителя и его жены Елены (см. Евгения , прп.). После смерти наставника И. удалился в пуст. прп. Павла Ксиропотамского вместе с учеником Сильвестром и с «советником и сподвижником» Дионисием (последний в серб.

http://pravenc.ru/text/674842.html

Изображение иконы делалось с помощью обычного сканера в высоком разрешении, доска, на которой написана икона, немного выгнута, поэтому по краям изображение слегка размыто. Помогите, пожалуйста, определить. Икона предположительно будет реставрироваться или переписываться, поэтому очень важно знать, что это за икона и кто на ней изображен. И может есть подобные иконы, где все видно, желательно укажите ссылку на подобную икону. Спасибо [Добавлено 2012-05-07 07:22:02]: P.S. На сайте есть ограничение изображений на 2 Мб. Есть скан этой иконы в более высоком разрешении и соответственно более тяжелый, если это поможет делу, могу и его приложить. [Добавлено 2012-05-07 07:49:09]: P.S. На сайте есть ограничение изображений на 2 Мб. Есть скан этой иконы в более высоком разрешении и соответственно более тяжелый, если это поможет делу, могу и его приложить. [Добавлено 2012-05-07 10:30:52]: P.S. На сайте есть ограничение изображений на 2 Мб. Есть скан этой иконы в более высоком разрешении и соответственно более тяжелый, если это поможет делу, могу и его приложить. [Добавлено 2012-05-07 12:32:31]: P.S. На сайте есть ограничение изображений на 2 Мб. Есть скан этой иконы в более высоком разрешении и соответственно более тяжелый, если это поможет делу, могу и его приложить. Ответов: 7. Последний ответ: Вот похожее Добавлено на опознание: 2012-05-02 20:57:09 Владелец: Anna Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: прошу помочь в опознании сюжета)надписей увы не сохранилось,в каждом клейме изображена богоматерь с младенцем христом,заранее спасибо!) Ответов: 3. Последний ответ: спасибо вас большое!)вы мне очень помогли) Добавлено на опознание: 2012-04-29 23:40:19 Владелец: Maija33 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: [Добавлено 2012-04-29 15:44:44]: У меня дома есть икона. Она выполнена на деревянной фреске слегка закругленной формы. Хочу узнать ее происхождение название и возраст.Помогите, кто что знает об этом. Ответов: 4. Последний ответ: Уточнение: Святой Иоанн Предтеча с Младенцем Христом Добавлено на опознание: 2012-04-13 16:31:54 Владелец: jack0328 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Доброго времени суток! Прошу Вас помочь мне в опознании ИКОНЫ.

http://pravicon.com/unknown/111

Т. 25. 18428). В дек. 1798 г. Нижегородский еп. Вениамин (Краснопевков) передал старообрядцам на территории Нижегородского кремля Свято-Духовскую ц. при бывш. нижегородском Свято-Духовом муж. мон-ре, упраздненном в 1764 г. Посетивший Н. Новгород в окт. 1836 г. имп. Николай I настоял на изъятии у единоверцев храма, в 1836-1837 гг. преобразованного в домовый храм губернатора. 31 мая 1839 г. единоверцы получили Симеоновский храм (бывш. военный) также на территории кремля. Вторым единоверческим храмом в Н. Новгороде стал Спасо-Преображенский, построенный в 1834-1843 гг. на территории закрепленного за единоверцами Ошарского кладбища. Троицкая ц. Керженского Благовещенского мон-ря. 1868 г. Фотография. 1897 г. Троицкая ц. Керженского Благовещенского мон-ря. 1868 г. Фотография. 1897 г. В нач. XIX в. в единоверие перешли старообрядцы-поповцы, жители нескольких деревень. Присоединялись и беспоповские общины: прихожанами единоверческой часовни в с. Нагавицыне, приписной к приходу с. Ворсма Горбатовского у., были бывш. поморцы . Число единоверческих храмов росло: в 1888 г. их было 19, в 1893 г.- 27, в 1917 г.- 35. Приходы относились к 2 благочинническим округам, центр первого находился при Симеоновском храме в Нижегородском кремле, центр второго - при Богоявленском храме в с. Павлове Горбатовского у. К 1917 г. действовали единоверческие Керженский Благовещенский мужской мон-рь (с 1856), Медведевский Покровский жен. мон-рь (с 1858) и Осиновский Крестовоздвиженский женский мон-рь (с 1850(1856?)). В. Г. Пидгайко Духовное образование и просвещение до 1917 г. Единоверческий Осиновский Крестовоздвиженский мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. В нач. 20-х гг. XVIII в. в Н. Новгороде были открыты эллино-греческая и славяно-российская школы, для обучения в к-рых были собраны 200 детей священнослужителей ( Морохин. 2009. С. 197). Основатель духовных школ в Н. Новгороде - еп. Питирим (впосл. архиепископ) содержал их за счет собственных средств. В соответствии с «Духовным регламентом» в школах преподавали Закон Божий, чтение, пение, скоропись и уставное письмо на русском и греческом языках, а также арифметику, геометрию, историю и политику.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Горкомхоз мусор из них так и не убрал. В алтарной части Введенской церкви начали ломать потолочные балки… Музей бессилен что-либо сделать там сам. На неоднократные по радио объявления о сдаче зданий под общежитие и под склады никто не отзывается» (Там же). В сер. 60-х гг. XX в. в здании Воскресенской ц. находилась автошкола. Территория бывш. мон-ря была завалена битыми старыми машинами и списанной военной техникой. Во 2-й пол. 60-х гг. в зданиях разместилась спортивная школа. В Воскресенской ц. был устроен боксерский ринг, где проходили спортивные соревнования вплоть до кон. 80-х гг. Введенскую ц. использовали под хранение спортивного инвентаря. До кон. 60-х гг. на территории бывш. кладбища еще стояли надгробия. Впосл. могилы были уничтожены. 26 сент. 1998 г. в Воскресенском храме по благословению архиеп. Владимирского и Суздальского Евлогия (Смирнова) настоятель муромского Преображенского муж. мон-ря игум. Кирилл (Епифанов) совершил 1-е богослужение. 20 нояб. 1998 г. постройки М. В. м. были официально переданы Церкви. Первоначально вновь открытая обитель была приписана к муромскому Троицкому мон-рю. Решением Синода от 7 марта 2000 г. М. В. м. стал самостоятельным. Настоятельницей была назначена бывш. насельница муромского Троицкого мон-ря мон. Иулиания (Подолянко). В нояб. 2003 г. настоятельницей стала игум. Елена (Богдан). В 2015 г. в М. В. м. проживали 15 сестер. Полностью восстановлены Введенский храм с колокольней и сев. часть ограды. В мон-ре находятся святыни: чтимый образ Богородицы «Всех скорбящих Радость», Феодоровская икона Божией Матери, икона свт. Николая Чудотворца, освященная на его мощах в г. Бари (Италия), ковчег с частицами мощей Владимиро-Суздальских и др. русских святых, икона свт. Митрофана Воронежского с мощевиком. С 24 сент. 2016 г. после реставрации возобновились богослужения в Воскресенском храме. Восстанавливается монастырское хозяйство: строятся сестринские кельи, возводятся хозяйственные постройки, заведены приусадебное хозяйство и скотный двор.

http://pravenc.ru/text/2564380.html

27 июля 1868 г. М. был возведен в сан архимандрита бывш. Полтавским еп. Александром (Павловичем) , совершавшим паломничество на Афон. Престарелый схиархим. Герасим, игум. Пантелеимонова монастыря, назначил М. своим преемником «как способнейшего в духовном и внешнем управлении». 15 окт. 1869 г. на собрании старшей братии М. был официально признан преемником игумена (РНБ ОР. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 207. Л. 1 об.). В 1874-1875 гг. М. находился в К-поле как участник т. н. греко-русского пантелеимоновского процесса, в ходе которого «многие из греков, братий монастыря, заявили свои исключительные права на Русский монастырь» (Русский монастырь. 1886. С. 190). Выяснялись права и положение греческой и русской частей братства Пантелеимонова монастыря и условия дальнейшего их проживания и деятельности в обители. Разногласия и споры были вынесены на суд Протата и К-польского патриарха Иоакима II (Коккодиса) . Они прекратились после кончины схиархим. Герасима († 10 мая 1875), после чего «нареченный преемник» М. был избран игуменом большинством голосов братии. Ввиду сложности ситуации голосование проводилось дважды; повторное голосование совершалось под наблюдением патриарших экзархов и уполномоченных Протата. Избрание М. подтверждено в сент. 1875 г. сигиллионом патриарха Иоакима II. 26 сент. 1875 г. М. был «произведен во игумена» в присутствии патриарших экзархов митрополитов Никейского Иоанникия (Константинидиса) и Деркского Иоакима (Крусулудиса), членов Протата и священноначалия афонских обителей. При М. в Пантелеимоновом мон-ре велась разносторонняя созидательная деятельность. Продолжилась разработка земель метоха (имения) Крумица под виноградники и сады, велось строительство хозяйственных служб и помещений для братии, которая к сер. 80-х гг. XIX в. насчитывала до 100 чел. Сооружен большой храм в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1882 бывш. Пентапольским митр. Нилом), выстроен кладбищенский храм в честь икон Божией Матери Иерусалимской и Смоленской (1886). На земле Крумицы в 1880 г. начато строительство отшельнических калив и основана пуст. Нов. Фиваида, где при материальной помощи и покровительстве Пантелеимонова мон-ря селились беднейшие афонские пустынники (сиромахи) и рус. афонцы-келлиоты. В 1884 г. в пустыни был введен устав внутренней жизни, разработанный старцем Иеронимом и подписанный М. К кон. 80-х гг. XIX в. насчитывалось до 220 иноков-фиваидцев, часть из них вела образ жизни отшельнический, часть - общежительный. В пустыни сооружены храм во имя всех преподобных Афонских (освящен в 1883 митр. Сербским Михаилом (Йовановичем) в сослужении М.), корпуса келий, в т. ч. корпус с параклисом в честь Вознесения Господня (освящен М. в 1882), больничный корпус с параклисом во имя святых Пантелеимона и Артемия (освящен в 1886 бывш. Пентапольским митр. Нилом), др. постройки и хозяйственные службы; земля разработана под огороды.

http://pravenc.ru/text/2561400.html

Участники собрания, игнорируя поступавшие в Москву сведения о переходе высшей церковной власти к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию, образовали ВВЦС, председателем к-рого стал архиеп. Григорий. Провозглашалось, что этот коллегиальный орган церковного управления РПЦ находится в каноническом и молитвенном общении с Патриаршим Местоблюстителем и имеет ближайшей задачей подготовку «канонически правильного» Собора РПЦ. Заявлялось о решимости не вступать ни в какие отношения ни с одним из течений обновленцев и твердо соблюдать каноны правосл. Церкви. Образование ВВЦС объяснялось его создателями желанием исправить «нестроения и бедствия», появившиеся при единоличном управлении Патриаршего Местоблюстителя митр. Петра, когда «вся воля Святой Церкви как бы затмилась единой человеческою волей». В состав ВВЦС кроме архиеп. Григория вошли присутствовавшие на совещании в Донском мон-ре архиеп. бывш. Могилёвский Константин (Булычёв) , Ульяновский еп. Виссарион (Зорнин) , викарные епископы Можайский Борис (Рукин) и Каменский Иннокентий (Бусыгин) , временно управлявшие епархиями епископы Переяславский сщмч. Дамиан (Воскресенский) и Усть-Медведицкий Тихон (Русинов) . На совещании также присутствовали и подписались под принятыми документами епископы бывш. Омский Иоанникий (Соколовский) , бывш. Егорьевский сщисп. Вассиан (Пятницкий) и Уразовский Митрофан (Русинов) . В кон. 1925 - нач. 1926 г. ВВЦС признали Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) и Елабужский еп. Ириней (Шульмин) . ВВЦС, заявивший о полной лояльности к советской власти и законопослушности, при содействии ОГПУ 2 янв. 1926 г. получил в НКВД РСФСР разрешение на деятельность. Офиц. регистрация была представлена организаторами ВВЦС как долгожданное установление нормальных отношений Церкви с гос. властями. Однако создание группой епископов при активной поддержке ОГПУ органа, претендующего на управление РПЦ, а также обращение к властям с просьбой о его регистрации без ведома и согласия самой Церкви и ее иерархии являлось прямым нарушением церковных канонов и содействием усилиям врагов веры.

http://pravenc.ru/text/166503.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВРЕМЕННЫЙ ВЫСШИЙ ЦЕРКОВНЫЙ СОВЕТ (ВВЦС), коллегиальный орган григорианского раскола (по имени архиеп. Екатеринбургского Григория (Яцковского) ). Возникновение ВВЦС представляло собой попытку захвата высшей церковной власти, учреждение и работа его осуществлялись при активной поддержке ОГПУ. После ареста 10 дек. 1925 г. Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) временное исполнение обязанностей Местоблюстителя (согласно завещанию митр. Петра) возложил на себя Нижегородский митр. Сергий (Страгородский , впосл. Патриарх Московский и всея Руси). К этому моменту ОГПУ подготовило самочинную группу епископов во главе с Екатеринбургским архиеп. Григорием и Можайским еп., вик. Московской епархии Борисом (Рукиным) , ведшим переговоры с ОГПУ еще до ареста митр. Петра. Они взяли на себя инициативу по созыву собрания епископов и, обратившись с этой просьбой к власти, получили на это разрешение. По приглашениям в Москву прибыло только 10 архиереев; остальные либо отказались, либо не были поставлены в известность. 22 дек. 1925 г. в Москве, в Донском мон-ре, состоялось совещание, на к-ром группа архиереев, основываясь на неправильно понятом принципе соборности, решила узурпировать высшую церковную власть, сосредоточив ее в руках группы епископов. Создание ВВЦС было прямым нарушением церковных канонов, а при наличии законных преемников Патриарха Тихона - захватом высшей власти в РПЦ. Первоначально в состав ВВЦС, также именовавшегося Малым собором епископов, вошли 7 архиереев из числа присутствовавших на совещании: Екатеринбургский архиеп. Григорий - председатель, бывш. Могилёвский архиеп. Константин (Булычёв) , Можайский еп. Борис (Рукин), Симбирский еп. Виссарион (Зорнин) , Переяславский еп. сщмч. Дамиан (Воскресенский) , Каменский еп. Иннокентий (Бусыгин) , Усть-Медведицкий еп. Тихон (Русинов) . Остальные епископы - сщмч. Вассиан (Пятницкий) , бывш. Егорьевский, Митрофан (Русинов) , Уразовский, и Иоанникий (Соколовский) , бывш. Омский,- признали и подчинялись ВВЦС. В кон. 1925 - нач. 1926 г. к ВВЦС присоединились еще 5 архиереев: Донской митр. Митрофан (Симашкевич) , Минский еп. Мелхиседек (Паевский) , Екатеринославский архиеп. Владимир (Соколовский-Автономов) , Чебоксарский еп. Симеон (Михайлов) , Елабужский еп. Ириней (Шульмин) .

http://pravenc.ru/text/155434.html

18 июня, в день мч. Леонтия, совершался крестный ход вокруг мон-ря, 1 окт. крестный ход шел из Б. м. в бывш. Покровский мон-рь на Нерли. После 18 июня чудотворную Боголюбскую икону приносили в храмы Владимирской губ., кроме того, в сопровождении неск. монахов весь год «ходили» по епархии зимой с 2, а летом с 4 иконами. Крестные ходы были запрещены в 1924 г. В янв. 1643 г. по пути на богомолье во Владимир Б. м. посетил Патриарх Иосиф , в янв. 1653 г.- Патриарх Никон . Они присутствовали на богослужении и одарили братию милостыней (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Кн. 15. Л. 514-516; Кн. 34. Л. 110-115). По пути во Флорищеву пуст. в 1690 г. в мон-ре останавливался царь Феодор Алексеевич , вклад царя - драгоценный наперсный крест - украсил оклад Боголюбской иконы. В 1717 г. в Б. м. на богомолье приехала бывш. царица Евдокия Лопухина, встреченная игум. Аверкием по «царскому достоинству» с благовестом и звоном. За прием, оказанный бывш. государыне, а также за поминание ее за богослужением как царицы игумен мон-ря в 1720 г. оказался в застенках Тайной канцелярии. 10 авг. 1837 г. обитель посетил цесаревич Александр Николаевич (впосл. император). 5 июня 1908 г. в обитель прибыли греч. королева Ольга Константиновна и вел. кн. Константин Константинович с августейшими детьми, они осмотрели древние княжеские палаты и место, где лежало выброшенное убийцами тело кн. Андрея Боголюбского. По пожеланию вел. кн. Константина на этом месте вместо деревянной часовни была построена каменная. В 1913 г. в ходе торжеств, посвященных 300-летию Дома Романовых, Б. м. посетила семья последнего рус. имп. св. Николая II . Земельные владения и материальное обеспечение Наиболее ранним известным вотчинным документом мон-ря является жалованная подтвердительная грамота вел. кн. Иоанна III 1495/96 г. игум. Феодосию на села Боголюбово и Ославское с деревнями, известная по пересказу ее в «Летописи» игум. Аристарха. В XVI-XVII вв. вел. князья и цари в основном подтверждали права Б. м. на старинные земельные владения, поступления новых вкладов были незначительны.

http://pravenc.ru/text/149505.html

XVI в. руководили ростовские мастера. Архитектурный ансамбль отличается стилистическим единством: 8 из 11 храмов возведены в кон. XV-XVI в. За летний сезон (5 месяцев) 1496 г. (по др. сведениям, 1497) мастер из Ростова Прохор с 20 каменщиками построили 3-е по счету здание соборной ц. в честь Успения Пресв. Богородицы (первоначальная деревянная церковь, 1397), к-рая стала 1-й каменной постройкой в обители, самым вместительным монастырским храмом Московской Руси в кон. XV в. Архитектурные формы Успенского собора соответствуют московской строительной традиции рубежа XIV-XV вв., прежде всего Троицкому собору Троице-Сергиева мон-ря: компактный кубический объем здания без подклета, массивный и приземистый, с 3 полукруглыми апсидами. Вост. пара столбов почти сливается с межапсидными стенками, и фасадные формы приобретают декоративный характер. По верху стен проходят пышные орнаментальные пояса из кирпича (бегунец, поребрик) и терракоты. Троицкий монастырский собор был сооружен в Павловом Обнорском мон-ре к югу от Вологды (1521, не сохр.). Возможно, наиболее близким аналогом этому 3-главому 4-столпному 3-апсидному храму с позакомарным покрытием был Спасский собор в Ярославле, строившийся в те же годы. Одним из ранних примеров присоединения храма к трапезным в общежительных мон-рях Др. Руси является Введенская ц. Кириллова Белозерского мон-ря (1519) - кубическая, башнеобразная, на высоком подклете, с 3-гранным алтарем. Следующая теплая трапезная церковь на Вологодчине была построена в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Ферапонтовом мон-ре (1529-1531), возможно ростовским архит. Григорием Борисовым. Ему и Пахомию Горяинову приписывают сооружение столпообразной Успенской трапезной церкви-колокольни в Спасо-Каменном мон-ре (частично разрушена). Ц. во имя арх. Гавриила в Кирилловом Белозерском мон-ре (1531-1534) была построена при поддержке Василия III (престолы освящены во имя небесных покровителей его и Елены Глинской). В ее архитектуре отразилось влияние итал. ренессанса (элементы ордера, зальный принцип построения внутреннего пространства).

http://pravenc.ru/text/155162.html

Такие изображения, свидетельствующие о высоком положении Д. С. в иерархии святых, сохранились в составе росписей ряда македон. храмов: Успения в мон-ре Трескавец (между 1334 и 1343); вмч. Димитрия в Марковом мон-ре (ок. 1376); св. Николая Шишевского в Нире близ Скопье (ок. 1380); в нек-рых памятниках XVI-XVII вв., напр. в росписи кафоликона монастыря Преображения в Метеорах (1483) - с надписью: Ο Μγας Δοξ; на шитой епитрахили 2-й пол. XVI в. в Иверском мон-ре на Афоне; на молдав. иконе кон. XVI в. (Музей икон в Рекклингхаузене) - с небольшой фигуркой предстоящего мч. Нестора; в росписях сер. XVI в. храмов Сучавы и Арборе, Румыния. Этот вариант иконографии оказал воздействие на многочисленные балканские произведения поствизантийской эпохи, на к-рых Д. С. изображался фронтально, вместе с др. мучениками или отдельно: на иконе Д. С. и вмч. Георгия (XVII в., мон-рь Дохиар на Афоне), на иконе Д. С. (1-я пол. XVII в., собрание митрополии в Фессалонике); в афонских росписях, напр., в трапезной мон-ря Ксенофонт (1498), в кафоликоне мон-ря прп. Дионисия (1547), в притворе старого кафоликона монастыря Ксенофонт (1564), в парекклисионе св. Архангелов в мон-ре Хиландар (1718), в храме скита св. Анны (1757) и др. В этих памятниках Д. С. часто представлен в 2 хитонах разной длины, иногда - в подбитом мехом кафтане и плаще, с тростью в руке; в XVIII-XIX вв. под воздействием западноевроп. иконографии мучеников такие изображения могут дополняться пальмовой ветвью. В искусстве XIV в. и более позднего времени также известен вариант, совмещавший черты воина и мученика. Такова фреска ц. вмч. Георгия «ту Вуну» в Кастории, Греция (ок. 1385), где святой, представленный рядом со свт. Николаем Чудотворцем, одет в мученические одежды, в правой руке держит крест, в левой - поднятый рукоятью вверх меч, уподобленный кресту как духовному оружию; в более ранних росписях храмов - ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия (1296), и ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314) - присутствуют сходные изображения.

http://pravenc.ru/text/178231.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010