городах. В 1987 г. нидерланд. мон. Мария (Хусклер), постриженная в гаагском мон-ре в 1965 г. и проживавшая с 1973 по 1986 г. в мон-рях Югославии и Греции, вернулась в Н. и после 3 лет пребывания в скиту прор. Илии в 1989 г. основала мон-рь Рождества Пресв. Богородицы в Астене. В монастыре на основании греческих подлинников редактировались богослужебные переводы, сделанные в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Гааге. В 2013 г. мон-рь Рождества Пресв. Богородицы участвовал в разработке нового совместного перевода литургии на нидерланд. язык, получившего благословение в К-польском Патриархате, Московском Патриархате и Западноевропейском Экзархате рус. приходов К-польского Патриархата. В 1988 г. духовный сын архим. Софрония (Сахарова), прот. Силуан Оссейл, создал в г. Эйндховене приход свт. Нектария Эгинского. С 2014 г. действует приход К-польского Патриархата в Тилбурге, с 2016 г.- в Зандаме и Венло, с 2017 г.- в Гааге. В настоящее время также действуют приходы в Горинхеме и Неймегене (годы основания неизв.). В 1972 г. прот. Иоанн Хавеман, бывш. настоятель ц. в честь Преображения Господня в Гронингене, основал общину святых Иоанна Златоуста и Серватия в Маастрихте. В 1974 г. она перешла из юрисдикции Московского Патриархата в Западноевропейский Экзархат русских приходов К-польского Патриархата (далее - Экзархат). В 1972 г. Пахом ван Неервен, бывш. католик, перешедший в Православие и проведший неск. лет в гаагском мон-ре св. Иоанна Крестителя, приобрел небольшой сельский дом в Синт-Хюберте (пров. Сев. Брабант). Он поселился в доме и обустроил в нем церковь, основав по благословению еп. Роттердамского Дионисия (Лукина) скит в честь св. прор. Илии. В том же году в обустроенной им церкви 1-ю службу провел прот. Иоанн Хавеман. В 1974 г. Пахом был пострижен в монахи и рукоположен во иерея архиеп. Георгием (Тарасовым) в соборе св. Александра Невского в Париже; т. о. скит св. прор. Илии перешел в юрисдикцию Экзархата. Благодаря проповедническому таланту иером. Пахома вокруг скита возник небольшой приход, официально признанный архиеп.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Для такой т. зр. есть основания, поскольку З. находился в Кирилловом Белозерском мон-ре в то время, когда там подвизался прп. Нил Сорский, тогда же в мон-ре, по-видимому, жил Вассиан (Патрикеев) . В эти годы насельники Кириллова мон-ря вели полемику с прп. Иосифом Волоцким, главным пунктом которой был вопрос об отношении к покаявшимся еретикам. Критика аргументов прп. Иосифа в пользу необходимости казнить всех еретиков, как упорствующих, так и раскаявшихся, поскольку покаяние последних было вынужденным, содержится в написанном ок. 1504/05 г. «Ответе кирилловских старцев». Авторы данного произведения считали, что «некающихся еретиков и непокаряющихся велено заточити» (нет речи о возможности смертных казней для упорствующих еретиков), в то время как «кающихся еретиков Церковь Божиа приемлеть прострътыма дланма». В «Ответе кирилловских старцев» содержатся пристрастные и полемически заостренные обвинения прп. Иосифа в жестокости ( Казакова, Лурье. 1955. С. 511-513). С протестами против казней покаявшихся еретиков-жидовствующих также выступил Вассиан (Патрикеев). Можно с большой долей уверенности предположить, что эти выступления, в первую очередь «Ответ кирилловских старцев», связаны с пребыванием З. в Кирилловом Белозерском мон-ре. У бывш. митрополита было много поводов опасаться за свою судьбу в период, когда шли следствие и казни еретиков. Историки считают, что имя З. фигурировало на Соборе 1504 г., осудившем жидовствующих на суровые казни, в т. ч. на сожжение; имя бывш. митрополита встречается в ряде списков анафематствованных на Соборах. В этих обстоятельствах для З. было жизненно важно противопоставить жесткой позиции прп. Иосифа требование снисхождения к покаявшимся еретикам (свидетельством покаяния З. мог служить сборник РГБ. Троиц. 122 (1829), содержащий антииудейские статьи). Если предположение о причастности З. к появлению «Ответа кирилловских старцев» справедливо, то необходимо признать, что сложившееся в историографии понимание нестяжательства (по крайней мере в ранний период существования явления) объединяет в этом течении людей с разными взглядами (а в случае с З., как представляется, включает в него деятелей, не имевших определенного мировоззрения).

http://pravenc.ru/text/200033.html

В том же году число «непоминающих» священнослужителей пополнили бывш. клирики Гомельской обновленческой епархии иером. Зосима (Павлов) и иеродиак. Иероним (Андрейко), принесшие покаяние в грехе раскола и получившие назначение на приходское служение в с. Новоселки и дер. Кунторовка Ветковского р-на. Итогом тесного взаимодействия с укр. «иосифлянами» стал переезд в 1928-1929 гг. в Гомельский окр. бывш. насельников киевского Златоверхого мон-ря иеромонахов Анатолия (Иваненко) и Феоктиста (Ганжи). Первый возглавил «непоминающие» общины в мест. Чечерск и дер. Глубочица Чечерского р-на, второй - общины в с. Речки и дер. Хизова Гута Ветковского р-на. В течение неск. месяцев после переезда в БССР иером. Анатолий (Иваненко) основал 5 «непоминающих» общин в Чечерском р-не, установил тесные контакты с «иосифлянами» Могилёвской обл. Неоднократно к нему на приход приезжали для говения бывш. насельницы Буйничского Свято-Духова мон-ря во главе с игум. Рафаилой (Загоровской), находившиеся на нелегальном положении. К 1928 г. относится возникновение нелегальной монашеской общины из насельниц закрытого Успенского жен. мон-ря, располагавшегося в дер. Чонки Гомельского р-на. Поселившись в нескольких частных домах в Новобелице (ныне район Гомеля), монахини негласно сохраняли монастырский уклад. Уже в 1928 г. все бывш. насельницы Чонкской обители были разделены на группы «левашовцев» (сторонницы прот. Павла Левашова) и «сергиевцев» (сторонницы митр. Сергия (Страгородского)). Впосл. «сергиевскую» часть общины окормлял свящ. Фома Конашевич, расстрелянный в 1937 г. В 1930 г. иером. Феоктист (Ганжа) перешел под омофор жившего в Харькове Старобельского еп. Павла (Кратирова) . Важным шагом в процессе самоорганизации «непоминающих» Гомельщины была перепись сторонников «иосифлянства», проведенная в сент. 1929 - февр. 1930 г. иером. Зосимой (Павловым) по благословению жившего в Киеве схиархиеп. Антония (Абашидзе) . В результате тайного опроса верующих выяснилось, что в пределах Гомельского окр. БССР насчитывалось 884 сторонника «правой» церковной оппозиции. В 1930 г. Гомельский оперсектор ОГПУ инкриминировал местным последователям митр. Иосифа (Петровых) «усиление контрреволюционной активности» и причастность к контрреволюционной организации «Истинно православная церковь». В ходе разгрома «иосифлянской» оппозиции в Гомельском окр. прот. Павел Левашов и свящ. Феодор Рафанович были приговорены к высылке из БССР, иером. Антоний (Манин) и свящ. Елисей Назаренко - к 5 годам ИТЛ, иером. Зосима (Павлов) и иеродиак. Иероним (Андрейко) к 10 годам ИТЛ, иером. Герасим (Каешко) был расстрелян.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Шептицкого от 24 янв. 1941 г. и утверждены папой 18 апр. 1942 г. Создание экзархатов держалось в тайне от гражданских властей, поэтому объединение униат. приходов Волыни и Холмщины в юрисдикции еп. Чарнецкого именовалось как «апостольская визитатура УГКЦ для Волыни, Холмщины, Полесья и Подляшья». В 1939-1941 гг. значительная часть неоуниатского духовенства перешла в православие. В частности, с правосл. Церковью воссоединились свящ. Андрей Викторовский в с. Дубечно (ныне Старовыжевского р-на), игум. Гамалиил (Перчеклей) из с. Краска Ратновского р-на, игум. Илиан (Гук) из с. Озютичи (ныне Локачинского р-на) и др. Отдельные неоуниат. храмы (в Ровно, в с. Гумнище Гороховского р-на, в Любешове Волынской обл.) в 1939-1941 гг. во избежание закрытия регистрировались в советских органах власти как римско-католич. костелы, хотя их настоятели продолжали служить по вост. обряду. С началом войны бывш. неоуниат. духовенство возвращалось под власть еп. Чарнецкого, уже в УГКЦ, хотя прежний адм. порядок в ряде регионов, особенно на Волыни и на Холмщине, сохранялся. В июле-авг. 1941 г. еп. Чарнецкий находился в Ковеле, где начал восстанавливать Юрьевский храм бывш. мон-ря редемптористов, пытаясь создать епархиальный центр для управления униат. приходами Волыни (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Л. 118). Восстановленный в 1941-1942 гг. храм являлся кафедрой Чарнецкого. В 1941-1942 гг. в унию перешли священники Зиновий Бачинский (с. Овлочин, ныне Турийского р-на), Леонтий Тиховский (с. Добрятин Млиновского р-на), Николай Гарвасюк (с. Онишковцы Дубенского р-на), Кондрат Лавренчук, ставший настоятелем прихода в с. Гнойном (ныне Красностав Владимир-Волынского р-на). Из лат. обряда в унию вернулись бывш. неоуниат. клирики: игум. Нифонт (Медведь) из с. Жджары (ныне Заставное Иваничевского р-на), свящ. Иосиф Гадуцевич из с. Заставье Корецкого р-на, свящ. Серафим Яросевич из с. Жабче Гороховского р-на. На Холмщине и Подляшье власть еп. Чарнецкого признавали свящ. Николай Сыроед, настоятель униат. прихода, открытого в 1941 г. в Холме (ныне Хелм, Польша) и свящ. Александр Никольский, настоятель униат. прихода в Тересполе (ныне Люблинского воеводства, Польша). Приходы бывш. Полесского воеводства (Торокань, Бобровичи) перешли в новообразованный Белорусский экзархат. Не все волынские униаты признавали власть Чарнецкого. Так, униат. приход в Луцке, к-рый возглавлял неоуниат. свящ. Василий Артемьев, продолжал числиться как община греко-слав. обряда и в 1942 г. подчинялся непосредственно римско-католич. еп. Шелёнжеку (Там же. Оп. 2. Д. 228. Л. 60).

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Явление прп. Зосимы Досифею. Миниатюра из «Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких». Кон. XV в. (ГИМ. Вахр. Л. 83 об.) († после 1514, Соловецкий мон-рь?), игум. Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря , агиограф, заказчик и вкладчик рукописей. Д. стал насельником Соловецкой обители при жизни своего наставника прп. Зосимы . После кончины последнего (17 апр. 1478) Д. жил в одной келье с прп. Германом Соловецким († 1479 или 1484), к-рый вместе с прп. Савватием первым поселился на Соловках. О том, что Д. в течение нек-рого времени являлся игуменом Соловецкой обители, известно из монастырской описи от янв. 1514 г. (бывш. игум. «Достофей» назван среди участников описания на 1-м месте, среди «лудчих старцев»), из записи бывш. митр. Спиридона (Саввы) в Житии преподобных Зосимы и Савватия (в записи Д. назван бывш. соловецким игуменом - Минеева. Рукописная традиция Жития. Т. 2. С. 45) и из рассказа «О явлении преподобнаго Зосимы» в Житии преподобных Зосимы и Савватия, переданного со слов Д. («бывшу мне некогда игуменом на Соловках» - БЛДР. Т. 13. С. 110). Настоятельство Д., к-рое, по-видимому, было недолгим, не поддается точной датировке. Существует мнение, что Д. мог быть игуменом Соловецкого мон-ря между 1479 и 1484 гг. ( Досифей (Немчинов). С. 64; Дмитриева. Досифей. С. 198; Панченко О. В. Коммент.//БЛДР. Т. 13. С. 770). В рассказе «О явлении преподобного Зосимы» сообщается о молитве игумена Д. перед образом прп. Зосимы, что могло иметь место не ранее 1508 г., когда были написаны первые иконы преподобных Зосимы и Савватия (в Житии преподобных сообщается, что соловецкие иноки 30 лет после кончины основателей Соловецкого мон-ря не решались написать их образы - Там же. Т. 13. С. 102; мнение архим. Досифея (Немчинова) , что Д. был автором 1-й иконы прп. Зосимы ( Досифей (Немчинов). С. 64), лишено оснований). Сообщение об игуменстве Д. не ранее 1508 г. противоречит записи митр. Спиридона (Саввы), свидетельствующей, что к 1502/03 г. Д. уже покинул этот пост. В качестве настоятеля Д., очевидно, почти не занимался хозяйственной деятельностью. Помимо упомянутых источников, его имя не представлено ни в одном монастырском документе ни в должности настоятеля, ни в качестве бывш. игумена.

http://pravenc.ru/text/180327.html

В окт. 1918 г. католическим епископом Виленским был назначен литовец Юргис Матулайтис (Ежи Матулевич). Виленская епархия к тому времени являлась суфраганией Могилёвской митрополичьей архиепархии. У Матулайтиса возник конфликт с клиром Вильно, где доминировали поляки. Если архиерей положительно относился к властям независимой Литвы, был сторонником примирения Польши с Литвой и сохранения единства Виленской епархии, то Виленская кафедральная капитула и Виленская епархиальная семинария были настроены антилитовски, почти все польск. священники в Вильно активно боролись против независимости Литвы, выступая за присоединение к Польше. К нач. 1922 г. вслед. ревиндикаций в Виленском, Белостокском и Новогрудском воеводствах (в пределах Виленской архиепархии) были отняты у православных и обращены в костелы по меньшей мере 54 бывш. римско-католических или униатских храма (в 1-й пол. XIX в. относились к православным Виленской или Гродненской епархиям). Иногда у православных отнимали и те храмы, к-рые были построены на месте бывш. костелов или униат. церквей (в 1-й пол. XIX в. относились к правосл. Виленской или Гродненской епархиям). В собственность римо-католиков перешли бывшие мон-ри базилиан: Раковский, Друйский, Вольнянский. В результате земельной реформы 1922 г. католич. Церковь в Литве получила значительную часть недвижимости, утраченной ею в результате конфискации правительством Российской империи. В 1923 г., несмотря на требования властей Литвы, Ватикан не стал выделять 6 деканатов бывш. Виленской архиепархии, отошедших в 1920 г. Литве, в отдельную епархию, создав для них генеральное вик-ство при архиепископе Виленском. В февр. 1925 г. Ватикан заключил конкордат с Польшей, по которому Виленское архиеп-ство было причислено к Польской церковной провинции, Виленский еп. Ю. Матулайтис по требованию польских властей был отозван. В марте 1925 г. литовцы в знак протеста разгромили резиденцию папского нунция в Каунасе. Ватикан вынужден был пойти на уступки и создал для Литвы отдельную апостольскую администрацию. 4 апр. 1926 г. в пределах Литовской Республики папа образовал Литовскую церковную провинцию (митрополию) с центром в Каунасе, упразднив ранее существовавшую Жямайтскую (Жмудскую) епархию. Действовала также апостольская администрация для бывш. деканатов Виленской архиепархии, отошедших от Польши Литве в 1920 г. Тогда же в составе Литовско-Каунасской митрополии были образованы 4 суфраганные епархии с центрами в Кайшядорисе, Панявежисе, Тельшяе и Вилкавишкисе. В сент. 1927 г. был подписан конкордат Литвы с Ватиканом. В 1926 г. в Ковенской Литве служили 919 ксендзов.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

В 20-х гг. у православных было отнято не менее 1,5 тыс. га земли, все лесные угодья, озера, хозяйственные постройки, приходские дома, нек-рые церкви. Католики вернули себе 14 бывш. костелов, ставших в XIX в. православными храмами. 12 бывш. армейских церквей были закрыты или отошли католикам. Переход еще 15 бывш. правосл. церквей католикам объяснялся тем, что после войны православных в Литве осталось немного. Приходские общины не могли иметь в собственности более 80 га земли. Право на приобретение земли имели приходы с не менее чем 2 тыс. прихожан; такой приход в Литовской Республике был один - в Каунасе. С 1930 г. до 4 га земли получили все «старинные приходы». После переворота в дек. 1926 г., когда к власти пришел лидер националистической партии А. Сметона, экономическое положение православных несколько улучшилось. Им были возвращены 3 храма, при поддержке властей построены 7. Правительство выделило значительные средства на возведение Благовещенского кафедрального собора в Каунасе рядом с Воскресенской ц., строительство завершилось в 1935 г. (освящен 22 сент. 1935). Настоятели 10 приходов получали пособие из гос. бюджета, жалованье выплачивалось также архиеп. Елевферию. В 1927-1939 гг. правосл. Церкви в Литве ежегодно из бюджета выделялось ок. 46 тыс. лит. Дополнительно на Каунасские богословские курсы, организованные архиеп. Елевферием для подготовки кандидатов в священство (действовали в 1930-1932), выделялось по 30 тыс. лит в год. Курсы окончили 8 чел., из них 7 стали священниками, 1 - псаломщиком. В 1928 г. архиеп. Елевферий и епархиальный совет получили из Московской Патриархии «Удостоверение» от 14 мая 1928 г., подтверждающее их статус в разделенной Литовской епархии. В документе устанавливалась преемственность епархии, возглавляемой архиеп. Елевферием, по отношению к дореволюционной Литовской епархии и преемственность Литовского епархиального совета по отношению к бывш. Литовской консистории. О состоянии Литовской епархии в 1928 г. говорилось: «Юрисдикция Литовского архиепископа должна простираться на все православные приходы, находящиеся на территории Литовского государства» (Голос Литовской православной епархии.

http://pravenc.ru/text/2110577.html

При приходах организованы катехизаторские школы и молодежные центры, на Леросе открыта иконописная школа, на Калимносе - школа визант. музыки с отд-нием на Леросе. В Л., К. и А. м. ведется активная благотворительная деятельность. Организованы Общая благотворительная касса при митрополии и приходские кассы, на Астипалее с 1829 г. существует Церковная благотворительная касса. На Леросе действуют дом престарелых, благотворительная орг-ция, оказывающая помощь нуждающимся, в т. ч. нелегальным мигрантам, орг-ция, занимающаяся сбором гуманитарной помощи, на Калимносе - приюты для мальчиков и девочек, дом престарелых, летние лагеря, 2 бесплатные столовые, пункт раздачи гуманитарной помощи при ц. Пресв. Богородицы Евангелистрии, группа женщин-добровольцев, осуществляющая помощь на дому. Особо почитаемые святые и иконы На Леросе - иконы Божией Матери «ту Кастру» и прп. Матроны Хиосской, святые вмц. Марина (покровительница острова) и прмч. Иона († 1561), на Калимносе - иконы Божией Матери «Кира-Псили» и «Галатиани», икона вмч. Пантелеимона, покровитель острова - прп. Савва Калимносский, на Астипалее - икона Божией Матери «Портаитисса», покровитель острова - прп. Анфим Кефалинийский. Леросские (Лернские) епископы Иоанн (упом. в 553); Сергий (упом. в 787); Иосиф (упом. в 869/70); Константин (упом. в 1158); Констанций (упом. в 1187); Нил (50-е гг. XIII в.); Каллист (не позднее 1577-1584); Симеон (?-1603); Филофей Синкеллопул (?-1635); Пахомий (1635-1643; бывш. митрополит Родосский); Симеон (упом. в 1717, 1720-1730); Игнатий (1756-1800 или 1801); Игнатий (1800 или 1801-1809 или 1818); Иеремия (1818-1844); Дионисий с Калимноса (1844-1863); Игнатий (1863-1870); Макарий (1870-1875); Даниил (Кефалианос; 1875-1888). Митрополиты Леросские и Калимносские Хрисанф (1888-1894; бывш. митрополит Неврокопийский); Анфим (Цацос; 1894-1895; бывш. митрополит Корицкий; впосл. патриарх К-польский Анфим VII); Софроний (Христидис; 1895-1897; бывш. митрополит Фессалоникийский; впосл. митрополит Никейский); Иоанн (Хадзиапостолу; 1897-1903; впосл. митрополит Кассандрийский); Герман (Феотокас; 1903-1918; ранее митрополит Эносский и Траянопольский); Апостол (Кавакопулос; 1918; ранее епископ Олимпийский). Митрополиты Леросские, Калимносские и Астипалейские

http://pravenc.ru/text/2463585.html

Причина его последнего ареста такова. Летом 1929 г. нелегально прибыли из заграницы в Ленинград два бывш. офицера и вывезли из СССР графиню 3…у. ее духовный отец Михаил знал о предстоящем нелегальном отъезде и служил напутственный молебен. По прибытии в одну из Западных столиц она всем рассказала детали своего бегства, что советская агентура передала в ОГПУ. Осенью 1930 г. было арестовано около 40 лиц из ее прежних знакомых. Несколько дней со мной в камере находился старичок бывший лицеист Николаевский, который обвинялся в том, что доставал графине доллары у каких то маклеров. После единственного допроса отец Михаил мне говорил, что следователь его предупредил, что его бывшего «смертника» теперь безусловно ждет расстрел. Я был поражен, с каким спокойствием говорил маститый протоиерей о предстоящей казни: – «Мне шестьдесят три года; прожита жизнь не всегда легкая. Дети уже выросли и мне надо радоваться, что Господь посылает мне этот конец, а не старческий недуг и многолетние страдания на одре болезни» – «Вы еще молоды», продолжал он, «а меня Господь к себе призывает таким благословенным путем». Вскоре его днем перевели в другую камеру, и только спустя несколько недель были расстреляны по этому делу шесть человек: отец Михаил Чельцов , духовник графини; Федорицкая, у которой она ночевала последние 2–3 дня перед бегством; офицер Гвардии Добрышин; мичман фон-Беренгоф, у которого жили без прописки, прибывшие за графиней лица; бывш. лицеист Николаевский; бывш. лицеист и редактор-издатель журнала «Старые годы» Петр Петрович Вейнер, отбывший 3 года ссылки на Северном Урале (1925–1928 г.). В концлагере на Беломорском строительстве мне довелось встретить прекрасного религиозного юношу Юрочку Николаевского (сына расстрелянного бывш. лицеиста). Горестно поведал он мне о расстреле своего отца, узнав, что я видел его во время следствия. Сам он в 20 лет был арестован через несколько недель после свадьбы своей. Порадовался я, узнав в 1933 г. летом, что он освобожден досрочно по случаю открытия Беломорканала, где он работал чертежником. Но будучи в ссылке, я через 4 дня после убийства Кирова услышал 5-го декабря переданный по радио список расстрелянных за него заложников. Среди них я с горечью услышал имена Юрочки Николаевского и его младшего брата Вадима. Зачем понадобились эти две юные жизни духовных детей отца Михаила Чельцова – Ты, Господи, веси.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

В Вологде В. вел аскетический образ жизни, совершал тайные богослужения дома. К нему приходило множество людей за советами и наставлениями, В. также лечил гомеопатическими средствами физические недуги. К архиепископу часто приезжали священнослужители, жаловавшиеся на невыносимые условия, в которые поставила их советская власть, и просившие благословения оставить священнослужение и пойти на светскую работу; таким В. настоятельно советовал терпеть до конца и службы не оставлять. В. окормлял бывш. насельниц закрытых мон-рей. Многие из его духовных чад в Вологде, Житомире, Гомеле, Орле и др. городах, объединившись по 2-3 чел., селились в одной квартире и вели монашеский образ жизни. В Вологде под рук-вом В. были созданы небольшие монашеские общины под управлением бывш. игум. жен. мон-ря в Орле Евгении (Тимашевой), игум. Серафимы (Чичаговой), бывш. насельницы жен. монастыря в Риге, дочери митр. сщмч. Серафима (Чичагова) . В. наставлял своих духовных детей в письмах, которые доставлялись до адресатов членами тайных общин. Архиерей рекомендовал своим духовным чадам не участвовать в общественной жизни, не читать советской лит-ры, не посещать кинотеатров, театров, регулярно бывать в храме, больше молиться, читать религ. литературу. В. составлял для своих духовных чад подборки поучений и выписок из имевшихся у него святоотеческих книг, эти подборки («О любви и дружбе», «Как сохранить веру», «Краткие правила жизни» и др.) переписывались вологодскими последователями В. Архиерей стремился поддерживать репрессированных за веру: в 1937 г. послал одну из духовных дочерей в Сыктывкар для помощи сосланному бывш. Вологодскому еп. Стефану (Знамировскому) , помогал деньгами и вещами епископам Варсонофию (Лузину) , Евгению (Кобранову), Иоасафу (Удалову), прот. Константину Гриневичу (впосл. архиеп. Варсонофий ), игум. Корнилию (Афанасьеву) и мн. др. 11 нояб. 1940 г. В. был арестован в Вологде, заключен во внутреннюю тюрьму УНКВД. При обыске у него были изъяты 330 книг, обширная переписка, архиерейское облачение и др.; книги были уничтожены сразу, все остальные предметы - по окончании следствия. В. обвинялся в том, что создал и возглавил на территории Вологодской обл. «широкоразветвленную контрреволюционную орг-цию церковников... Главной целью их была непримиримая борьба с советской властью с целью свержения ее и восстановление монархического строя». 26 авг. 1941 г. судебная коллегия по уголовным делам Вологодского областного суда приговорила В. к расстрелу, постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 25 нояб. 1941 г. расстрел был заменен на 10 лет ИТЛ. В. скончался в тюрьме 1 Вологды.

http://pravenc.ru/text/154207.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010