В целом принятие О. было частью сложной системы взаимоотношений мон-рей со своими соседями-землевладельцами и с властными институтами. Контакты между родителями и родственниками О. и мон-рями, принявшими посвященных Богу детей, не заканчивались после принесения на алтарь грамоты с petitio. Обычно мон-рь оказывал ответную помощь членам семьи, проявлял по отношению к ним гостеприимство и т. п. Из О., как правило, формировали монастырские хоры (schola cantorum). Именно О. предпочитали возводить в пресвитерский сан, поскольку они считались более чистыми нравственно и ритуально по сравнению со взрослыми монахами (средневек. авторы ссылались на предложенную еще Марком Теренцием Варроном (116-27 гг. до Р. Х.) этимологию лат. слова «puer» (ребенок) от «purus» (чистый) - см., напр.: Censor. De die natale. 14. 2; Isid. Hisp. Etymol. XI 2. 10). 21-й канон Ахенского Собора (817) запрещал О. даже в случае болезни вкушать мясную пищу. Им доверяли приготовление облаток для мессы ( Theodulfus, ep. Aurelanensis. Capitulare primum. 5//MGH. Capit. episc. T. 1. P. 107). В XI в. даже сам обряд oblatio puerorum претерпел нек-рые изменения: у клюнийцев, чтобы подчеркнуть особую чистоту О., к алтарю их приносили уже не сами родители, а один из монахов (см.: Lahaye-Geusen. 1991). О. участвовали в большей части монастырских церемоний, но, согласно обычаям, всегда отделялись от основной массы монахов (во время процессий шествовали либо первыми, либо последними, всегда сидели отдельно в рефектории (трапезной) и т. д.). Они принимали участие в заседаниях капитула, но не имели права голоса. Тех из О., кто оставались в мон-ре, было принято называть nutriti (вскормленные) в противоположность тем, кто пришли в мон-рь, будучи совершеннолетними (conversi - обратившиеся; см. Конверсы ) ( Eadmeri Liber similitudinibus. 78//PL. 159. Col. 649). Из числа О. впосл. формировалась интеллектуальная элита мон-рей, бывш. О., как правило, занимали высокие посты в монастырской иерархии, часто становились аббатами.

http://pravenc.ru/text/2578057.html

При К. в 1768-1778 гг. были перестроены здания бывш. севского в честь Преображения Господня монастыря, в к-рых располагался архиерейский дом, в 1774 г. обновлен монастырский собор, построены каменные ограда с башнями, надвратная колокольня, келейный корпус, духовная консистория и просфорня. В архиерейском доме проживал не только К., но и его родные - мать и сестра с детьми. Вероятно, решением К. в 1767 г. была закрыта Борщёвская во имя свт. Николая Чудотворца пустынь Севского у., а братия и монастырское имущество переведены в соседний Площанский в честь Казанской иконы Божией Матери мон-рь . Вслед. рапорта (6 июня 1770) архиерея в Синод в 1774 г. была упразднена Белобережская брянская пустынь . По инициативе К. в 1768 г. чтимая Глинская «Рождество Пресв. Богородицы» икона была перенесена в кафедральный собор г. Севска. По преданию, образ чудесным образом троекратно возвращался в Глинскую пустынь. Тогда К. повелел вернуть чтимую икону в пустынь и стал заботиться о возобновлении обители: в 1770-1781 гг. его повелением была построена монастырская каменная ц. в честь Рождества Богородицы. В Одрином во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре К. «ободрал» жемчуг и др. украшения с чтимого резного образа свт. Николая для украшения своей митры, омофора и др. При К. были возведены обширный Успенский собор (1776-1779) в Каменском Успенском мон-ре, теплая Никольская ц. (1772) в Климовском Покровском мон-ре, Тихвинская ц. (ок. 1770) в орловском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре и др. При К. в г. Севске построили деревянный Никольский храм (1774) и ц. в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (ок. 1775-1778) на новом кладбище, а на месте городской Пятницкой ц. в 1774 г. заложена каменная Скорбященская; в Брянске достроена и освящена ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1755-1769), возвели орловские церкви в честь Смоленской иконы Божией Матери и во имя свт. Николая Чудотворца («на Песках»; 1775-1790). В 1769 г. был отстроен сгоревший Никольский храм с. Батогова (ныне Лесное). Также были сооружены: ц. арх. Михаила (1771) в с. Бойтичи, храм Преображения Господня (1772) в г. Мглине, 2-этажный храм свт. Николая Чудотворца и прор. Илии (1772) в с. Высоком, 2-этажная ц. в честь Вознесения Господня и Покрова Пресв. Богородицы (1772) в с. Угривище (ныне Угревище), 2-этажный храм вмч. Георгия Победоносца (24 марта 1778 освящен самим преосвященным) в с. Добрунь и др. Были заложены Богоявленский храм (1770-1789) в г. Стародубе и ц. Рождества Пресв. Богородицы (1768-1779) в с. Кабаличи. По благословению К. в 1778 г. деревянный Богородице-Рождественский храм в с. Кропотове был перенесен на новое место, на 90 саж. к северу.

http://pravenc.ru/text/Кирилл ...

Вашурово сообщается в духовной старца Елисея Бибикова 1580 г., но и эта деревня отсутствует среди земельных владений мон-ря в 1-й трети XVII в. Неизвестна история приобретения и причины утраты мон-рем небольшого владения XVI в. в Сурожском стане Московского у. сельца Ивановского Высокого, бывш. вотчины кн. Ивана Лобанова-Ростовского. После Смутного времени из хозяйственного оборота монастыря оказалось выведенным значительное владение в Рузском у.- 4 села с деревнями, а также запустело большинство из населенных в XVI в. мест в Волоцком у.- село, 5 селец с деревнями. По данным переписных книг, за Л. м. в 1653-1661 гг. числилось всего 24 крестьянских двора, а в 1678-1700 гг.- 37, тяглое население которых платило оброк вначале Л. м., а затем Новоиерусалимскому монастырю. Величина и формы оброка до XVII в. неизвестны, хотя, судя по поздним документам, по-видимому, он носил смешанный характер: денежный, а также натуральный - поставка в мон-рь ржи, овса, масла, яиц, грибов, ягод и орехов. Это не исключало и другие повинности. К нач. XVIII в. мон-рь уже не имел собственной запашки и все доходы с крестьян, взимавшиеся в денежной форме, составляли 145 р. О средствах, получаемых мон-рем за церковные требы, впервые упоминается в духовных 1503-1521 гг. князей волоцкого, рузского и князя угличского Дмитрия Ивановича Жилки, брата вел. кн. Василия III Иоанновича. В основном это разовые денежные поминальные вклады; в грамотах в качестве вклада числятся также домашние животные, земельные владения. Наличие в мон-ре синодика, утраченного к XIX в., свидетельствует, что поминальные вклады др. лиц были неоднократными в течение всего времени существования обители. Документы о расходовании средств на содержание и благоустройство Л. м. неизвестны. В частности, неясно, когда и на средства какого вкладчика выстроены не позднее XVI в. 2 каменных храма. О материальном положении насельников известно лишь по описи 1764 г. К сер. XVIII в. иноки не получали ни денежного, ни хлебного жалованья, «стояли на пашне», обрабатывая выделенные им 12 четв.

http://pravenc.ru/text/2463331.html

1890. 1. С. 2-17). 16 окт. 1890 г. открыл при Подольской ДС миссионерские курсы и миссионерский комитет для борьбы со штундизмом и др. религ. течениями. 13 дек. того же года назначен на Литовскую и Виленскую кафедру с возведением в сан архиепископа и настоятелем виленского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . Много внимания уделял миссионерской деятельности среди евреев. Активно участвовал в организации IX археологического съезда в 1893 г. в Вильне и был его председателем. 30 апр. 1894 г. Д. был переведен на Донскую и Новочеркасскую кафедру. Прибыл в Новочеркасск 26 мая того же года, уже будучи больным, и сразу объявил пастве, что просил Святейший Синод дать ему отпуск на 2 месяца, а вместо себя оставил управлять епархией викария, Аксайского еп. Иоанна (Митропольского) . Из-за прогрессирующей болезни 12 нояб. 1894 г. по прошению был уволен на покой, жил в Угрешском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре . Д. был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1868), той же степени, украшенный имп. короной (1871), 1-й степени (1884); св. Владимира 4-й (1878) и 3-й (1881) степени. Погребен в Угрешском мон-ре под жертвенником Преображенского собора. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 338; Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 433. Л. 45. Соч.: Поучения, сказанные в г. Гродне. Гродна, 1882-1883. 4 вып. Лит.: Прощание высокопреосв. Доната, бывш. еп. Подольского и Брацлавского, с Подольскою паствою//Подольские ЕВ. 1891. 2/3. С. 18-61; Отъезд высокопреосв. Доната из Вильны//Литовские ЕВ. 1894. 21. С. 178-179; К-в А. Прибытие в Новочеркасск высокопреосв. Доната, архиеп. Донского и Новочеркасского//Донские ЕВ. 1894. 11. С. 427-431; Высокопреосв. Донат, архиеп. Донской и Новочеркасский//Там же. 14. С. 508-511; Малышкин И. Высокопреосв. Донат: Ист.-биогр. очерк его жизни и деятельности. Рига, 1895; Архиеп. Донат: [Некролог]//СПбДВ. 1896. 17. С. 324-325; Княгницкий Н. К характеристике архиеп. Доната//ИВ. 1900. 9. С. 936-944; Казем-Бек А. Рижский кафедральный собор//ЖМП. 1959. 11. С. 41-45; Римский С. В. Правосл. Церковь и гос-во в XIX в. Р.-н/Д., 1998. С. 308-309; Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 281-299. С. В. Римский Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/178919.html

Монахи Н. И. м. тоже просили дикастерию позволить им переехать в новопостроенную часть Измаила, но получили отказ. В 1819 г. через суд благодаря поддержке митр. Кишинёвского и Хотинского Гавриила (Банулеску-Бодони) Н. И. м. добился возвращения земельных угодий, захваченных светскими лицами. В том же году Успенский монастырь, пришедший в окончательный упадок, стал приписным к Н. И. м. В 1841 г. на пожертвование (8 тыс. р.) патриарха Иерусалимского Афанасия V в Успенском мон-ре была построена новая каменная Успенская ц. В 1852 г. в Н. И. м. рядом со старым был построен новый кирпичный Никольский храм; вскоре старую церковь снесли и на ее месте поставили небольшую часовню (не сохр.). В 1834 г. близ колонии Сатунов (ныне с. Новосельское Ренийского р-на) был построен приходский храм сщмч. Ферапонта, еп. Кипрского (в честь спасения имп. Николая I Павловича во время перехода рус. войск через Дунай, происшедшего, по преданию, в день памяти сщмч. Ферапонта, 27 мая 1828). В 1857 г. при храме был открыт монастырский скит. В 1859 г. в рамках проводимой политики секуляризации церковных имений господарь Соединённых княжеств Молдовы и Валахии Александру Йоан Куза закрыл Никольский и Успенский мон-ри. С присоединением в 1878 г. Бессарабии к России Н. И. м. был восстановлен как Крепостной Успенский мон-рь, построены 2 каменных келейных корпуса, трапезная. Фактически территории Н. И. м. и существовавшего до 1859 г. Успенского мон-ря, к-рые ранее были разграничены высокой каменной стеной, объединили. В состав Н. И. м. вошел также новый участок - т. н. Крестовоздвиженское отд-ние Крепостного мон-ря, включавшее бывш. приходский храм - Крестовоздвиженский собор у Киликийских ворот Измаильской крепости, перестроенный из тур. мечети и освященный в 1810 г. Главной достопримечательностью этого храма стали установленные на звоннице в его дворе 8 колоколов (дар имп. Николая I Павловича), крупнейший из них весил 140 пудов. В 1909 г. Крестовоздвиженский храм был капитально отремонтирован и реконструирован.

http://pravenc.ru/text/2566172.html

26 авг. 1923 г., после того как глава обновленческого синода «митрополит» Евдоким (Мещерский, бывш. архиеп. Нижегородский) заявил о желании «примирения», И. принял участие в переговорах с обновленцами об условиях их возвращения в Патриаршую Церковь. Из-за провокационного поведения лидеров обновленцев 29 авг. решением архиерейского совещания в Донском мон-ре переговоры с обновленческим синодом были прекращены. В результате активных действий И. в Патриаршую Церковь из обновленчества вернулось подавляющее большинство московских приходов. К осени 1923 г., по данным ГПУ, у обновленцев в Москве оставалось всего 30 храмов и 10-20% приходов в Московской губ. Представляя Патриарха, И. вел переговоры с начальником 6-го отд-ния Секретного отдела ГПУ Е. А. Тучковым, добивался смягчения политики гос-ва в отношении Церкви. Успешная деятельность И. и рост его авторитета среди верующих вызывали обеспокоенность властей. 27 окт. после допроса в ГПУ у И. была взята подписка о невыезде из Москвы. Главным обоснованием необходимости осуждения И. следователи считали то, что «гр. Троицкий является ярым приверженцем контрреволюционера Тихона». 15 нояб. 1923 г. И. был арестован. Арест ближайшего помощника Патриарха был воспринят верующими как давление на свт. Тихона в связи с требованиями властей о переходе Русской Церкви на григорианский календарь. 7 дек. Комиссией НКВД по адм. высылке И. был приговорен к 3 годам концлагеря. Был отправлен в Кемский лагерь, а потом на Соловецкие о-ва. В лагере трудился сетевязальщиком, рыбаком, лесником, сторожем. Ходатайствовал перед лагерным начальством о смягчении режима для др. заключенных - духовных лиц - и часто добивался этого. Воспринимал Соловецкий лагерь для себя как школу добродетели. Являл собой пример монашеского нестяжательства, в общении с другими всегда проявлял добрый характер и бодрый дух. Пользовался всеобщим уважением у отбывающих заключение архиереев, священников и профессоров духовной академии, др. соузников. После кончины свт. Тихона власти делали попытки использовать имевшего высокий авторитет в Церкви И.

http://sedmitza.ru/text/1732837.html

Архитектурная поверхность барочной К. могла быть трактована гротескно: напр., в ц. Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме (1634-1667, архит. Ф. Борромини) в изогнутые кессонированные К. вписаны фронтоны. Живописная декорация, дематериализующая архитектурную форму, также была популярна в эпоху барокко: в К. придворной капеллы в Версале (1698-1710, архитекторы Ж. Ардуэн-Мансар, Р. де Котт) было написано «Вознесение Господне»; иллюзионистическая фреска украсила К. капеллы епископской резиденции в Вюрцбурге (1719-1753, архит. Б. Нойман). Для К. эпохи классицизма характерны антикизированная форма и декор в виде кессонов. Они получили широкое распространение в церковной архитектуре, напоминая об имп. храмах раннего христианства, а именно о базиликах в Риме и Иерусалиме. К. с декором в виде кессонов встречается в низких иконостасах, царские врата которых стилизованы под триумфальную арку (иконостасы по проектам М. Ф. Казакова для дворца имп. Екатерины II на Пречистенке, для архиерейского дома в Чудовом мон-ре на территории Московского Кремля, 70-е гг. XVIII в., не сохр.). К. над царскими вратами иконостаса Троицкого собора Александро-Невской лавры (проект И. Е. Старова, 1774-1776; исполнен Л. Пинкетти в 1786-1790) напоминает о рим. имп. базиликах. От этих произведений, вероятно, ведут свое происхождение необычные фальшь-К. из дерева, к-рые сохранились в конструкциях провинциальных рус. иконостасов: в ц. Преображения дер. Никола-Высока (1820, Весьегонский р-н Тверской обл., см.: СПАМИР. 2013. С. 92), в ц. Всех святых в Туле как имитация каменного свода в интерьере (1776-1825, иконостас - 1820); в ц. Св. Троицы в с. Пятине Инзенского р-на Ульяновской обл. (бывш. Симбирская губ., 1823-1832, архит. М. П. Коринфский (?)). К. широко применялась и в светском строительстве, напр. в зале с лестницей в Холкем-холле, графство Норфолк, Англия (30-е гг. XVIII в., архит. У. Кент); в кабинете «фонарик» Павловского дворца под С.-Петербургом (1807, архит. А. Н. Воронихин ). Применение К. прекратилось с упадком классической традиции в архитектуре, а также с появлением новых технологий на рубеже XIX и XX вв.

http://pravenc.ru/text/2057166.html

В Симоновом мон-ре И. знакомился с новой богословской лит-рой, принимал участие в деятельности МДА. 5 дек. 1908 г. Синод освободил И. от должности члена Московской синодальной конторы и от управления Симоновым монастырем без выдачи пенсии. Он остался жить в обители, где ему была предоставлена низкая и темная келья. 11 февр. 1909 г. над И. было совершено таинство Елеосвящения. 14 февр. состоялось отпевание И., к-рое возглавляли епископы на покое Мисаил (Крылов), бывш. Олонецкий, Иоанникий (Казанский) , бывш. Архангельский, и Григорий (Полетаев) , бывш. Омский, в сослужении многочисленного духовенства. Похоронен в склепе зимнего храма Симонова мон-ря. И. был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1879), св. Анны 3-й (1883), 2-й (1891) и 1-й (1896) степени, св. Владимира 3-й степени (1894). Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 440; ГА Саратовской обл. Ф. 1132. Оп. 1. Д. 35, 218. Соч.: Слово на день рождения Государя Имп. Александра Александровича//ВиР. 1885. Т. 1. 6. С. 331-339; Речь при наречении... во еп. Сумского//Там же. 1893. 9. С. 201-203; Речь при вступлении на Саратовскую епархию//Саратовские ЕВ. 1899. 5. С. 199-204. Лит.: Буткевич Т. И., прот. Высокопреосв. Амвросий, архиеп. Харьковский: Биогр. очерк. Х., 1902; Глубоковский Н. Н. Преосв. Иоанн (Кратиров), бывш. еп. Саратовский, ректор СПбДА//ХЧ. 1909. 3. С. 421-440; Малиновский Н., прот. Памяти преосв. еп. Иоанна (Кратирова)//БВ. 1909. Т. 1. 3. С. 486-507; К биогр. еп. Иоанна (Кратирова): [Переписка К. П. Победоносцева и Н. И. Субботина]/Сообщ. прот. С. Марков//Там же. 3-я паг. С. 663-670; Багалей Д. И. История г. Харькова за 250 лет его существования (с 1655 по 1905-й г.). Х., 1912. Т. 2; Смолич И. К. Рус. монашество. М., 1997 (указ.); Арсений (Стадницкий), митр. Дневник. М., 2006. Т. 1; Мраморнов А. И. Церковная и общественно-политическая деятельность еп. Гермогена (Долганова, 1858-1918). Саратов, 2006. А. И. Мраморнов Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/469496.html

Это трехнефная базилика с одной апсидой, над центральным нефом возвышается восьмигранный купол. с запада к храму была пристроена деревянная открытая галерея, от к-рой сохранились только остатки фундамента. Кроме главных зап. дверей в церковь есть вход с севера. Стены сложены из камня и снаружи оштукатурены. Кровельное покрытие выполнено из дранки. Внутри церковь перекрыта полуциркульными сводами, купол несут 4 массивных пилона. Первоначальная роспись (70-е гг. XVI в.), исполненная местными мастерами, хорошо сохранилась. Храм был обновлен в 1688 г., на средства П. Раконца, здесь хранится часть руки сщмч. Харалампия , еп. Магнезийского. ризница богата рукописями и печатными богослужебными книгами XIV-XVIII вв. Подврх муж. мон-рь находится в 20 км от Биело-Поле. Основан в 1606 г., сохранилась ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского. церковь расписана в 1613-1614 гг. серб. иконописцем свящ. Страхиней из Будимли, сохранилось Евангелие Дивоша Тихорадича нач. XIV в. (в наст. время в ризнице мон-ря в Цетине). Волявац (Богородицы на Бистрице), бывш. муж. мон-рь, в низовье р. Лим, примерно в 30 км от Биело-Поле, с ц. в честь Введения Пресв. Богородицы во храм. Мон-рь основан, вероятно, Стефаном Неманей в XII в. Храм сложен из тесаных квадров известняка. С юго-зап. стороны находится высокая колокольня. Церковь представляет собой однонефное сооружение с апсидой, притвор с запада перекрыт полуциркульным сводом. В этой части храма сохранились фрагменты фресок, известно, что они были созданы в XIII в. по заказу кор. Стефана Уроша I. Среди изображений в верхней части зап. стены можно различить фрагменты композиций «Рождества Христова», «Введения во храм», фигуру арх. Михаила. На зап. стене наоса сохранились портреты кор. Стефана Уроша I, его супруги, кор. Елены, и игум. мон-ря Евстафия. Церковь восстановлена в 1995 г. и действует как приходская. Майсторовина (Равна-Риека), муж. мон-рь на берегу р. Лепешница с ц. в честь Св. Троицы. Первое упоминание о мон-ре относится к XVI в., но уже в XVII в., видимо, обитель пришла в упадок.

http://pravenc.ru/text/149171.html

В 1893 г. Коноплёв в качестве подрядчика поставил на Белой горе первые хозяйственные постройки буд. миссионерского мон-ря, 28 сент. собралось духовенство окрестных заводов и сел для служения благодарственного молебна, освящения колоколов и колодцев. Еп. Петр обратился к народу с проповедью, в к-рой говорил о преданиях и обрядах, т. е. о том, что является камнем преткновения для старообрядцев. Выслушав его, Коноплёв упал на колени, отрекся от раскола, просил прощения и благословения участвовать в молитве. 17 окт. в кафедральном соборе Перми еп. Петр присоединил Коноплёва, а вскоре и 19 его родственников во главе с 75-летним отцом к правосл. Церкви; их примеру последовали мн. старообрядцы Пермского края. 5 нояб. Коноплёв стал послушником при пермском архиерейском доме, 6 нояб. еп. Петром, возложившим на бывш. старообрядца собственный иноческий клобук, был пострижен в рясофор, 1 февр. 1894 г.- в мантию, на следующий день рукоположил во иеродиакона. 22 февр., в день освящения первого монастырского храма во имя свт. Николая, В. был рукоположен во иеромонаха и назначен управляющим мон-рем на Белой горе. Прежде всего он ввел в обители уставное богослужение (сам читал и пел на клиросе), на должную высоту поставил проповедь. Уклад монастырской жизни был очень строг, благодаря чему обитель сразу приобрела высокий авторитет в глазах народа; самоотверженная деятельность иноков привлекала многочисленных благотворителей, развернулось широкое строительство. 20 янв. 1897 г. Белогорский мон-рь был утвержден штатным общежительным, а В. назначен его настоятелем. Обитель благоустраивалась и процветала. За 4 года в ней появились все необходимые промыслы и ремесла - от выделки кирпича до золочения утвари и риз на иконах. В 1898 г. В. вместе с письмоводителем послушником Георгием Кузнецовым совершил паломничество по известным российским мон-рям и пустыням, позже посетил Афон и Св. землю. В 1902 г. в Белогорском мон-ре состоялась закладка престола величественного Крестовоздвиженского собора (освящен летом 1917).

http://pravenc.ru/text/154157.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010