К концу XIII и в 1-й четверти XIV столетий возникли еще монастыри: а) в Москве: Даниилов, созданный московским князем Даниилом Александровичем († 1303), и, как некоторые думают, Богоявленский, основанный тем же князем, а оконченный (1304) сыном его — Иоанном Даниловичем Калитою ; б) в Ярославле: Спасо-Преображенский — из прежних, где погребен святой ярославский князь Феодор Черный († 1299) и откуда взят (1311) на Ростовскую епископию архимандрит Прохор, и Толгский, основанный (ок. 1314 г.) в семи верстах от города на месте, где явилась икона Божией Матери епископу Ростовскому Прохору (в схиме Трифону), известная под именем Толгской ; в) в Твери: Отрочь-Успенский, построенный (ок. 1265 г.) отроком, или одним из придворных, тверского великого князя Ярослава Ярославича Григорием; Богородичный на Шеше, из которого (1289) игумен Андрей возведен был на кафедру епископии Тверской, и Архангельский, где встретили жители Твери (1319) тело убитого в Орде своего святого князя Михаила Ярославича ; г) в Юрьеве Польском: Архангельский, в котором погребен (1269) местный князь Димитрий Святославич . Во второй, более легкий период монгольского ига над Россиею, когда достоинство великого князя перешло в Москву и утвердилось в потомстве Иоанна Даниловича Калиты, когда Москва, постепенно возвышаясь над другими городами, сделалась постоянным местопребыванием и Русских митрополитов, средоточием духовной власти, число обителей начало быстро возрастать в средней полосе России, особенно в Москве и ее окрестностях. Сам Иоанн Данилович, едва сделавшись великим князем русским (1328), нарочно отправлял посольство к митрополиту Феогносту, находившемуся тогда в Волыни, чтобы испросить у него благословение на создание Спасского монастыря в Москве. Как большой любитель иноческого жития, князь назначил место для обители на собственном великокняжеском дворе, чтобы постоянно видеть ее, чаще посещать и удобнее иметь общение с ее черноризцами. Через год каменная церковь во имя Спаса-Преображения была уже окончена, монастырь сооружен и в него была переведена архимандрития из Данилова московского монастыря, из Заречья. Первым архимандритом в новом монастыре был Иоанн, «муж сановитый, словесный, любомудрый, учительный и добродетельный», который впоследствии (1346) за свои достоинства поставлен был епископом Ростову. Иоанн Данилович любил свою обитель более всех монастырей, наделил ее иконами, книгами и священными сосудами, постоянно снабжал пищею и одеждою, обогатил вкладами и доходами. Сын его великий князь Симеон расписал монастырскую церковь, и хотя обитель в нашествие на Москву Тохтамышево была предана огню, но вскоре была возобновлена попечением Димитрия Иоанновича Донского и продолжала пользоваться вкладами как великих, так и некоторых удельных князей .

http://sedmitza.ru/lib/text/435891/

660 ...про Иосифовъ манастырь... – Монастырь Успения Богородицы основан преп. Иосифом в 1479 г. Иосиф Волоцкий (1439/1440–1515) – крупный церковный деятель и писатель, ученик Пафнутия Боровского. Иосиф Волоцкий был сторонником сильной великокняжеской власти, защитником монастырского землевладения и строгого общежительного устава, идеологом «воинствующей Церкви» в борьбе с еретическими движениями конца XV – начала XVI в. Местное почитание Иосифа Волоцкого как святого началось с 1579 г., повсеместное празднование было установлено собором 1591 г. Основанный им монастырь был центром иосифлянской школы монашества, книгописной культуры XV–XVI вв. Здесь в заточении находились Вассиан Патрикеев и Максим Грек . Постриженниками монастыря были крупнейшие церковные иерархи, писатели и книжники XVI столетия (митрополит Даниил, казанский архиепископ Гурий Руготин, Досифей Топорков, Нифонт Кормилицын, Евфимий Турков и др.). О волоколамском Успенском монастыре и его основателе см.: Волоколамский патерик Досифея Топоркова (наст. изд., т. 9, с. 487–501). 661 ...Печерьскаго монастыря старцем киевьским... – Киево-Печерский монастырь основан в сер. XI в. преп. Антонием (ум. в 1073 г.). Игумен Феодосии (ум. в 1074 г.) ввел в монастыре общежительный устав. Жития и подвиги монахов этого монастыря описаны в Киево-Печерском патерике (см. наст. изд., т. 4, с. 296–481). 662 Стихиры – песнопения, содержание которых составляет воспоминание события или прославление святого. Существует несколько родов стихир: стихиры каждого рода составлены по определенному размеру и приспособлены к определенному напеву. 663 ...феодоровъской архимандритъ Ефремъ... – Федоровский Училищный монастырь в Твери находился на острове в устье реки Тьмаки. Здесь была церковь Феодора Стратилата, построенная в 1323 г. Монастырь упразднен в 1724 г. 664 ...отрьческой архимандрит Вавила... – Тверской Отрочь Успенский монастырь находился при впадении реки Тверцы в Волгу. Основан он был в 1265 г. при князе Ярославе Ярославиче княжим отроком Григорием. В 1569 г. в этом монастыре Малютой Скуратовым был убит митрополит Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1855 . Острогский – Степанский – Честного – Креста, мужской, ныне село Монастырек, Волынской губ., Острогского у., в 3 вер. к сев. от Острога, на левом берегу р. Острога. Здесь в древние времена существовал право­славный монастырь, из которого одна икона доселе еще хранится в Николаев­ской церкви г. Острога. В 1572 г. он называется «Монастырек Честного Кре­ста Митрополита Степанского». В 1596 г. упоминается игумен Степанский Исаакий, принимавший участие в делах унии. “Полн. собр. лет.”, II, 372 (о начале унии); “Волын. губ. вед.”, 1855 г., 37 (мест. Степань, в примеч.). 1856 . Отрочь, мужской, совсем уни­чтоженный, в гор. Смоленске, или его окрестностях. О нем упоминается в Лаврентьевской летописи под 1206 г., когда игумен его Михаил присутство­вал при погребении Вел. кн. Суздальской Марии, супруги Всеволода. «И погребоша ю с рыданием и плачем великим, ту сущу над нею князю великому и с детми своими, и епископ, и игумени, и черньци и черници, и множество народа, и епископу Смоленскому и игумену Ми­хаилу Отрочьего монастыря в то время приидшема има к вел. кн. Всеволоду молится о мире от Мстислава, свата его». В варианте это передается несколь­ко иначе: « .... и Смоленскому епископу Михаилу, и игумену Отрочего монастыря, зане беста приехала из Смоленьска от Мстислава молиться о извинении его». Из этих слов ясно видно, что Отрочь монастырь находился где-то около Смо­ленска и приурочивать его к Тверскому Отрочь-Успенскому мон. нельзя. Не есть ли это м-рь Смедынский Борисоглебский, который назывался также «Втомычий». “Полн. собр. лет.”, I, 178; VII, 112; XV, 302; По­кровский, “Ист.-стат. опис. Твер. губ.”, I, Отд. I, 32, в примеч. 4; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 603, Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 64. 1857 . Павлов – Варежский (в Новгор. была улица Вареская, в других изданиях назван Варецким), женский, совсем уничтоженный, в Новгороде, близ церкви ап. Филиппа, в бывшем Словенском конце, по Варежской улице. Под годом 6732 (1224) в 3-ьей Новгород. летописи записано: «Заложиша цер­ковь каменну Семен Борисов святого исповедника Павла патриарха Царяграда, и с приделы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Начальник отдела ГПУ Самсонов сделал, однако, свою приписку: " Из-под стражи освободить под подписку о том, что они безвыездно будут проживать по месту жительства и по первому требованию будут являться в губотдел и объявлять о перемене своего адреса. Дело следствием продолжать в Твери с тем, чтобы о результатах было сообщено в СО ГПУ " . В мае священники были освобождены и уехали в Тверь. Захват обновленцами церковной власти в Твери под возглавием епископа Александра не состоялся, и последний был переведен обновленцами в Олонецкую епархию, но и здесь на уездном съезде паства отвергла его. 24 июня архиепископ Тверской Серафим направил послание благочинному города Твери протоиерею Василию Владимирскому. " Долгом почитаю уведомить Вас как благочинного, – писал он, – что я, по освобождении гражданской властью из тюремного заключения, вступаю в управление Тверской епархией, а посему по делам прихода города Твери, как и по другим, предлагаю непосредственно обращаться только ко мне. Вам же поручается управление как благочинному всех приходов и церквей города Твери, принимая в общение тех (имеются в виду ушедшие в раскол обновленцы. – И. Д.), кто заявит вам о своем желании и кои останутся или будут верными сынами Православной Христовой Церкви " . Вскоре циркуляр, который архиепископ Серафим выслал благочинным Твери и Тверской епархии, попал в ГПУ, и оно стало требовать от протоиерея Василия дать ответ – на каком основании он считает себя благочинным. Встав на сторону обновленцев, ГПУ все распоряжения епархиальных управлений Православной Церкви почитало нелегальными и незаконными. В своем объяснении протоиерей Василий писал: " Довожу до вашего сведения, что я благочинным назначен не архиепископом Серафимом, а избран на общем собрании духовенства и мирян, бывшем с разрешения Губисполкома 30 июля еще прошлого, 1922 года, когда архиепископа Серафима не было в Твери " . Сразу же после освобождения из заключения Патриарха Тихона и архиепископа Серафима на имя последнего стало поступать множество писем и заявлений от обновленческих священников с просьбой принять их в молитвенное общение, и таким образом, несмотря на поддержку ГПУ и государства, обновленческое движение в Тверской губернии стремительно рушилось, не оставляя никаких надежд на свое восстановление в будущем. Между тем планы гонителей по созданию новой церкви, раскола и уничтожению православия в России были восприняты Тверским ГПУ как государственное задание, требующее непременного и скорого исполнения. Но его невозможно было осуществить без решительной поддержки ГПУ в Москве, без новых арестов Патриарха Тихона и его ближайших помощников-архиереев, а также и всех православных епархиальных епископов, но это и для московской власти было непосильно в то время исполнить.

http://fond.ru/kalendar/1526/iliya/

202. О посылке из Новгорода [воеводы] в Торжок. Послал князь Михаил Васильевич из Новгорода в Торжок воеводу Корнило Чоглокова с ратными людьми. Корнило же пришел в Торжок, и привел [жителей] к кресту, и осаду укрепил. 203. О посылке из Новгорода [Семена Головина] в Торжок. Писал из Торжка воевода Корнило Чоглоков к князю Михаилу Васильевичу, что идут из Твери под Торжок литовские люди многие, и послал князь Михаил Васильевич в прибавку в Торжок Семена Головина с ратными людьми. И Семен под Торжком сошелся с Ивельгором, и пришли вместе под Торжок, а литовские люди в ту пору пришли под Торжок. Немцы же пешие пошли вперед, выставив копья, а иные встали позади них. Литовские же люди наступали на них тремя ротами, и немецкие люди две роты перебили литовских людей, а третья рота проехала сквозь полки, и конных людей немецких и русских литовские люди потоптали до города; едва, выйдя из города, отбили [их]. Немцы же и русские люди выправились, литовских людей от города отбили и пеших людей отбили. Литовские же люди из-под Торжка пошли к Твери. Семен же с немцами стал дожидаться князя Михаила Васильевича в Торжке. 204. О походе князя Михаила Васильевича из Новгорода, и о взятии тверского острога, и о повороте немцев, и о приходе в Калязин монастырь. Князь Михаил Васильевич, прося у Бога, и у Софии Премудрости Божией, и у новгородских чудотворцев милости, велел петь молебны, и взял благословение у митрополита Исидора, и пошел на очищение Московского государства, и пришел из Новгорода в Торжок. Отдохнув в Торжке и повелев отслужить молебны Пречистой Богородице и Ефрему новоторжскому чудотворцу, пошел со всеми людьми к Твери. И, не доходя до Твери десять верст, перешел Волгу в пустом месте, и пришел к Твери. Литовские же люди вышли навстречу против них, и был с ними бой велик. И литовские люди русских людей и немецких столкнули, и опрокинули немало немецких людей. Князь Михаил Васильевич с немецкими людьми отошел и встал, отойдя, недалеко; и стоял тут день и ночь. На другую же ночь пошел со всеми людьми к Твери и, придя, тверской острог взял; литовских людей побили наголову, а остальные сели во городе. Немцы же хотели приступать ко граду, но князь Михаил Васильевич, жалея людей, не велел им приступать к городу, а сам пошел на Городню. А немецкие люди, осердясь, повернули назад и пошли к Новгороду. Князь Михаил Васильевич пришел на Городню и Волгу перешел под Городнею, а немцев послал уговаривать Иваниса Ододурова. И Иванис немецких людей встретил и их уговаривал, и один только воротился Христошум с небольшим отрядом. А Яков [Пунтусов] пошел к Новгороду, и князь Михаил Васильевич послал за ним уговаривать дворян; и дворяне его встретили в Крестцах и едва его уговорили; и он возвратился со всеми людьми, а сам князь Михаил Васильевич пошел к Калязину монастырю, а немцы пошли за ним же. И пришел в Калязин монастырь, и встал в монастыре, и укрепил осаду, а к Москве послал станицу из Твери, Елизария Безобразова с товарищами.

http://sedmitza.ru/lib/text/439336/

Завещание Архиепископа Саввы Выпись из актовой книги Тверского Нотариуса Лебедева, для актов не относящихся до недвижимых имений за 1896 год. Лист 11 Тысяча восемьсот девяносто шестого года Сентября пятнадцатого дня, по приглашению, отправился я, Николай Ильич Лебедев, Тверской Нотариус, контору имеющий по Миллионной улице, в доме Нечаева, под сорок шестым, к лично мне известному и имеющему законную правоспособность к совершению актов Высокопреосвященнейшему Савве, Архиепископу Тверскому и Кашинскому, в местожительство его в г. Твери, в Архиерейском доме, по прибытии куда в пять часов пополудни где он, Высокопреосвященнейший Савва, в присутствии лично мне известных свидетелей: Протоиереев: Петра Александровича Соколова, Дмитрия Матвеевича Константиновского и Петра Георгиевича Покровского, живущих в Твери: первый в Духовной Семинарии, второй по Ревякиной улице, в своем доме, а последний в Архиерейском Доме, объявил мне, Нотариусу, что, будучи в здравом уме и твердой памяти, совершает, на случай своей смерти, нотариальное духовное завещание следующего содержания: Я, нижеподписавшийся, Архиепископ Савва в дополнение к совершенному мной до сего Тверского Нотариуса Лебедева восемнадцатого Января тысяча восемьсот девяносто четвертого года за по актовой книге двадцать четвертым и реестру сто шестьдесят третьим духовному завещанию, настоящим нотариальным духовным завещанием, делаю следующее распоряжение: 1) Все святые иконы, находящиеся в Тверском Архиерейском Доме завещаю на память оставить в этом же Архиерейском Доме. 2) Кресты и панагии должны быть разделены на три части, первая часть и более ценная должна поступить в Тверской Кафедральный Собор, вторая часть в Крестовую Домовую церковь Архиерейского Дома, а третья часть в Отрочь монастырь, для употребления Викариями. 3) Облачения, саккосы, митры, мантии и все другие принадлежности, относящиеся к облачению, также разделить на три части и поступить должны: одна часть в Тверской Кафедральный Собор, другая часть в Домовую церковь Архиерейского Дома, а третья часть в Отрочь монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

2. Церковное управление и состояние духовенства. Зависимость митрополитов от иноземной власти патриарха была слаба. Со времени Ионы митрополиты постоянно уже поставлялись своими епископами и сделались вполне своими людьми в России. Все более н более усиливавшаяся подозрительность русских к чистоте православия Греческой церкви побуждала их даже нарочно отстраняться от близких отношений к грекам. Около 1480 года в архиерейскую присягу было включено клятвенное обещание не принимать греков ни на митрополию, ни на епископии, как находящихся под властью неверного царя. Но понятно, что, сделавшись независимой от внешней, заграничной власти, русская иерархия должна была очутиться в большем подчинении своей местной государственной власти. С этого времени мы наблюдаем такое явление. Если раньше митрополиты ставились «его-же укажет Бог и восхощет князь и людие», то теперь людие оставлялись в стороне, а избирался «его-же восхощет князь». Великий князь, по своему желанию, назначал и удалял митрополитов без соборного согласия. В малолетство Грозного постоянное участие в гражданских делах втянуло их в распри и подвергло насилию партию Шуйских. Несколько митрополитов один за другим были жертвой партийной борьбы. Только митрополит Макарий был осторожнее и сумел удержаться на кафедре целых 22 года. Макарий был близким советником царя (Грозного) вместе с священником Сильвестром, но потом Сильвестр не сумел удержаться на своей высоте. Царь поставил его на одну доску с крамольниками – боярами. Митрополит Макарий не дожил до учреждения опричнины и умер в 1563 году. Филипп был вызван царем из Соловецкого монастыря, где был игуменом. Чрез несколько месяцев при виде жестокостей и бесчинства опричников Филипп не захотел молчать, он решился приступить к обличениям всенародным. Начались столкновения Филиппа с царем, Нашлись клеветники с тяжкими обвинениями на святого, и царь решился, наконец, свергнут митрополита с кафедры. Собор подобострастных епископов осудил его на лишение сана. 8 ноября 1568 года опричники буйной толпой ворвались в храм, где Филипп служил последнюю литургию, сорвали с него святительские одежды, одели в лохмотья и с позором выгнали из церкви. Он был заточен в Отрочь монастырь (в Твери). Через год, проезжая мимо Твери, Иоанн заслал в Отрочь монастырь Малюту Скуратова взять благословение у Филиппа. Когда он благословения не дал, Малюта задушил его. Последующие митрополиты, Кирилл и Антоний, были только безмолвными свидетелями дел Грозного.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Козмодемьянский Новгородский монастырь). Отрочь Успенский монастырь Мужской 2 класса, Тверской Губернии и Епархии, находящийся в Губернском городе Твери на устье реки Тверцы, построен в 1265 году при благоверном Великом Князе Ярославе Ярославиче Тверском, отроком, т. е. одним из придворных его, Григорием, почему и назван Отроч 127 . Повод к построению этого монастыря был следующий: однажды Григорий поехал в деревню, недавно Государем ему подаренную, в селе Эдимоново. Там дочь Эдимоновского церковника Афанасия, именем Ксения, обратила на себя его внимание. По взаимной склонности друг к другу, решились они вступить в супружество с дозволения самого Государя и Отца Ксении. Уже всё было к тому изготовлено, но Ксении предназначена Промыслом другая, возвышеннейшая участь быть Княгиней. Посему, тогда как чета сия располагалась идти к храму в брачном одеянии, Князь Ярослав, приехав к селу Эдимонову, хотел разделить радость отрока своего, но при виде Ксении, его невесты пленившись ею, предложил ей руку свою. Отрок, лишившись невесты своей, решился удалиться от света в уединенную пустыню и, поселившись близ Твери, принял иноческий чин и, по соизволению Государеву, соорудил обитель, которая по имени его названа Отроческой или Отрочь монастырь. В настоящее время в этой обители здания все каменные. Примечательнейшие же из оных есть следующие: 1) ЦЕРКВИ а) во имя Успения Пресвятой Богородицы, построена в 1732 году; б) Святых Петра и Филиппа, Московских Чудотворцев, построена в XVI веке, о двух престолах; 3) КОЛОКОЛЬНЯ с боевыми часами; 4) КЕЛЬИ Настоятельские о двух этажах; 5) КЕЛЬИ братские и службы; 6) ОГРАДА с 4 башнями на 190 саженях. В сем монастыре был в заточении Митрополит Московский Св. Филипп, который тут в 1570 году и лишён жизни по повелению Царя Ивана Васильевича опричником его Скуратовым. Св. нетленные мощи его из монастыря сего перенесены были в Соловецкий монастырь, а оттуда в Москву и опочивают ныне в Московском Успенском Соборе. С 1727 года заведена была в этом монастыре Преосвященным Феофилактом Лопатинским Семинария, в коей священно- и церковнослужительские дети Тверской Епархии, человек до 700, обучались Российской Грамматике, Географии, Арифметике, Латинскому и Греческому языкам, также Поэзии, Риторике, философии и Богословию; а ныне при монастыре сем находятся уездное и приходское духовные училища, открытые в 1809 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

26 . BAPCOHOФUЙ III в 1682 году переведён из Митрополитов Крутицкой Епархии на Митрополию же, вновь учреждённую Патриархом Иоакимом в Твери вместо Крутицкой; но поскольку Крутицкая Митрополия вскоре восстановлена, то Варсонофий в том же году и переведён обратно на оную, а в Твери опять учреждена по-прежнему Архиепископия. 27 . СЕРГИЙ хиротонисан в 1682 году из Архимандритов Борисоглебского Новоторжского монастыря; оставив Епархию, отошёл в Отрочь монастырь, и там скончался. 28 . КАЛЛИСТ Поборский в 1703 году, Февраля 21, хиротонисан из Архимандритов Спасо-Ярославского монастыря. В) Тверские и Кашинские 29 . АЛЕКСИЙ Титов, Епископ, хиротонисан в 1713 году из Архимандритов Знаменского Московского монастыря, но скрижали велено носить ему Архиепископские зелёные, хотя Архиепископия в Твери того же года, Ноября 9, и прекращена. В 1714 году переведён на Крутицкую Епархию. 30 . ВАРЛААМ Косовский, Епископ, в 1714 переведён из Епископов Иркутских, и велено ему носить скрижали такие же, какие и предшественнику. В 1720 году, Июня 9, переведён в Смоленск Митрополитом. 31 . СИЛЬВЕСТР, Митрополит. Переведён в 1720 из Смоленска, и велено ему носить клобук чёрный. В 1723 году переведён в Рязань Епископом. 32 . ФЕОФИЛАКТ Лопатинский в 1723 году хиротонисан из Архимандритов Чудовских в Епископа; а в 1725 году, Марта 9, пожалован Архиепископом. В 1735 году взят в Петербург, и там содержался под стражей, из коей освобождён уже в 1740 году. В 1741 году скончался. 33 . МИТРОФАН Слотвинский в 1738 хиротонисан из Архимандритов Московского Заиконо-Спасского монастыря сперва в Епископа, а потом, в 1744 году, Июля 27, пожалован Архиепископом. При нём в 1739 году, Февраля 17, заведена в Твери Латино-Греческая Семинария. В 1752 году, Декабря 7, скончался. 34 . ВЕНИАМИН Пуцек-Григорович в 1753 году, Марта 2, переведён из Епископов Нижегородских. В 1758 году, Апреля 2, переведён в Псковскую Епархию. 35 . АФАНАСИЙ Вольховский в 1758 году, Апреля 23, хиротонисан из Архимандритов Троицкой Сергиевой Лавры и Ректоров тамошней Семинарии в Епископа. В 1763 году, Мая 26, переведён в Ростовскую Епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Грамоты, действительно, отыскались. Чудовищно развитое воображение Ивана и любовь к злу не допустили его до каких-нибудь сомнений в действительности этой проделки. В декабре 1569 года предпринял Иван Васильевич поход на север. С ним были все опричники и множество детей боярских. Он шел как на войну: то была странная, сумасбродная война с прошлыми веками, дикая месть живым за давно умерших. Не только Новгород и Псков, но и Тверь была осуждена на кару, как бы в воспоминанье тех времен, когда тверские князья боролись с московскими предками Ивана. Город Клин, некогда принадлежавший Твери, должен был первый испытать царский гнев. Опричники, по царскому приказанию, ворвались в город, били и убивали кого попало. Испуганные жители, ни в чем не повинные, не понимавшие, что все это значит, разбегались куда ни попало. Затем царь пошел на Тверь. На пути все разоряли и убивали всякого встречного, кто не нравился. Подступивши к Твери, царь приказал окружить город войском со всех сторон, и сам расположился в одном из ближних монастырей. Малюта Скуратов отправился, по царскому приказу, в Отрочь-монастырь к Филиппу и собственноручно задушил его, а монахам сказал, что Филипп умер от угара. Иноки погребли его за алтарем Иван стоял под Тверью пять дней. Сначала ограбили всех духовных, начиная с епископа. Простые жители думали, что тем дело и кончится, но, через два дня, по царскому приказанию, опричники бросились в город, бегали по домам, ломали всякую домашнюю утварь, рубили ворота, двери, окна, забирали всякие домашние запасы и купеческие товары: воск, лен, кожи и пр., свозили в кучи, сжигали, а потом удалились. Жители опять начали думать, что этим дело кончится, что, истребивши их достояние, им, по крайней мере, оставят жизнь, как вдруг опричники опять врываются в город и начинают бить кого ни попало: мужчин, женщин, младенцев, иных жгут огнем, других рвут клещами, тащут и бросают тела убитых в Волгу. Сам Иван собирает пленных полочан и немцев, которые содержались в тюрьмах, частью помещены были в домах. Их тащат на берег Волги, в присутствии царя рассекают на части и бросают под лед. Из Твери уехал царь в Торжок; и там повторялось то же, что делалось в Твери. В помяннике Ивана записано убитых там православных христиан 1490 чел. Но в Торжке Иван едва избежал опасности. Там содержались в башнях пленные немцы и татары. Иван явился прежде к немцам, приказал убивать их перед своими глазами и спокойно наслаждался их муками; но, когда оттуда отправился к татарам, мурзы бросились в отчаянии на Малюту, тяжело ранили его, потом убили еще двух человек, а один татарин кинулся было на самого Ивана, но его остановили. Все татары были умерщвлены.

http://sedmitza.ru/lib/text/435609/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010