Митрополит был заточен в Богоявленский монастырь, а потом свезен в Тверской Отрочь монастырь. Здесь, по приказу Ивана Грозного, 3 декабря 1569 года он был задушен главой опричников Малютой Скуратовым. После мученической кончины святителя Филиппа (+23 декабря 1569 года) тело его было погребено в Отроче монастыре, в Твери. Иноки Соловецкой обители, где он прежде был игуменом, испросили в 1591 году позволение перенести его мощи в свой монастырь. Многострадальное нетленное тело было положено в могилу, приготовленную епископом Филиппом для себя еще при жизни, под папертью храма преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, около гроба старца Ионы (Шамина), любимого наставника его в монашеских подвигах. 29 апреля 1646 года игумену Соловецкой обители Илии послана была грамота Патриарха Иосифа о торжественном открытии мощей святителя и чудотворца Филиппа. 31 мая мощи переложили в новую раку и поставили в Преображенском соборе. В 1652 году Никон, тогда еще митрополит Новгородский, предложил перенести в Москву мощи трех святителей-мучеников: митрополита Филиппа, Патриархов Иова и Ермогена. По благословению Патриарха Иосифа митрополит Никон отправился в 1652 году в Соловки за мощами святителя Филиппа и торжественно перенес их в Москву. В руки святого была вложена покаянная грамота царя Алексея Михайлович в которой он молил о прощении грехов своего прадеда Иоанна Грозного, «склоняя» свою власть перед властью церковной. 3 июля святые мощи встречали в Москве: «пастырь, невинно изгнанный, был возвращен на свой престол». В Успенском соборе «на самой средине стоял он 10 дней» и во все дни с утра до вечера был звон, как в Пасхальную неделю. Затем святые мощи были поставлены в Успенском соборе у южной двери алтаря. Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

http://patriarchia.ru/db/text/28729.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Моисей, архиепископ Новгородский (+ 1362) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 25 янв. в день преставления и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых. Святитель Моисей происходил из знатной новгородской семьи. С детства отличаясь религиозностью, он, едва выйдя из отроческого возраста, ушел в Тверской Отрочь монастырь. Родители нашли его там и умоляли перевести его в один из новгородских монастырей, поближе к ним. Со временем он стал настоятелем Юрьевского монастыря и оттуда был избран на Новгородскую кафедру. Это было тяжелое время: пожары, чума, нашествие татар, недород хлеба разоряли Русь, а особенно Новгород. В эти годы святитель Моисей прославился своей благотворительностью. Кроме того, он сооружал церкви и монастыри, заботился о переписке рукописей и богослужебных книг, с успехом борясь с ересью стригольников и с еще не вымершими в Новгороде языческими обычаями. Патриарх Константинопольский Филофей наградил его «крещатыми ризами», которые носил только он сам и его экзархи, а император Иоанн Кантакузен — грамотой с золотой печатью. В 1330 г. архиепископ Моисей удалился ради подвижничества в основанный им Воскресенский Деревяницкий монастырь (с 1875 г.— женский), но через 22 года вынужден был вернуться на свою кафедру. Он пробьш на ней еще 7 лет, а затем ушел окончательно на покой в Михайловский-Сковородский монастырь. Только раз святитель покинул его, чтобы остановить кровопролитие во время столкновения Софийской и Торговой сторон. Скончался он в этом монастыре 25 января 1362 г. и был там погребен. Известны его троекратные явления в виде величественного старца одному новгородскому купцу; два раза он спасал его: раз из рук разбойников, а в другой — от потопления; в третье свое явление он повелел возложить покров на свою гробницу, Был случай (после его кончины), когда он завел шайку разбойников, желавших ограбить монастырь, в болото, грозя их потопить, но, когда они покаялись, он вывел их на дорогу.

http://sedmitza.ru/lib/text/436853/

магистр богословия, преподаватель КДС. В 1877 г. рукоположен во иерея. В 1883 г. пострижен в монашество, назначен ректором Киевской ДС свозведением в сан архимандрита. 09.05.1888 г. хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии. С 12.07.1890 г. епископ Чигиринский, викарий Киевской епархии. С 19.12.1892 г. епископ Могилевский и Мстиславский.С 17.07.1893 г. епископ Тульский и Белевский. С 02.11.1896 г. епископ Подольский и Брацлавский. С 29.03.1900 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский.С 28.03.1902 г. епископ Орловский и Севский. В 1904 г. внезапно скончался от разрыва сердца. Издавал и редактировал журнал «Воскресное чтение». Редактировал журнал «Руководство для сельских пастырей». Подробнее о епископе Иринее см.: Мануил (Лемешевский) , митр. 1986. Т. 4. С. 49–51.) (Он теперь занимается... изучением сочинений Максима Грека и думает написать в «Богословском вестнике» целый ряд статей « Максим Грек как публицист». – В начале 1903 г. профессор Н.Ф. Каптерев опубликовал статьюо взглядах прп. Максима Грека на монашество, см.: Каптерев Н.Ф. В чем состоит истинное монашество по воззрениям преп. Максима Грека ?//БВ. 1903. Т. 1, С. 114–171. Других статей Н. Каптерева о прп. Максиме Грекев журнале опубликовано не было. Максим Грек (Триволис Михаил, ок. 1470–1556) – церковный деятель, преподобный. Из семьи крупного греческого чиновника. Учился в Италии, во Флоренции. 14.06.1502 г. постригся в монахи доминиканского монастыря во Флоренции. Затем покинул его, возвратился в Грецию. В 1505 г. прибыл на Афон, где в 1507 г. принял православный монашеский постриг с именем Максим в монастыре Ватопед. В 1518 г. по просьбе московского Великого князя Василия III прибыл в Россию для исправления переводов церковных книг. Благодаря широкому образованию, блестящемууму занял заметное положение при великокняжеском дворе и в кругах русскогодуховенства. Обличал сильных мира сего в пороках и злоупотреблениях. Принял деятельное участие в спорах между нестяжателями и иосифлянами. Осудил действия митрополита Даниила во время развода Великого князяВасилия III с Соломонией Сабуровой. Был заключен в Симонов монастырь. На Соборах, специально созванных в 1525 г. и 1531 г., осужден за преднамеренную порчу книг и государственную измену в пользу Турции (фактически за поддержку взглядов нестяжателей). Содержался в Иосифо-Волоколамском монастыре, затем в Успенском Отрочь монастыре в Твери. В 1551 г. освобожден. Последние годы провел в Троице-Сергиевом монастыре. Митрополит Макарий включил ряд его сочинений в «Великие Четьи-Минеи». Максим Грек признавал божественное происхождение царской власти, считая, что царь обязан действовать в согласии с духовенством и боярами. Канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 г. День памяти 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля. Подробнее о нем см.: Синицына Н.В. Сказанияо преподобном Максиме Греке вв.). М., 2006; Она же. Максим Грек . М., 2008.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

ко мне бедному священную любовь…» (14,  2,  373).  Опальный митрополит не пойдет на примирение. Шесть лет заточения в Иосифо–Волоколамском монастыре — самые тяжелые годы в жизни Михаила Триволиса. Выросший в знатной семье, впитавший дух вольности «Италии велицей», окруженный прежде почетом и уважением, он брошен в холодную, мрачную камеру–келью. У него отобраны постоянные спутники жизни — книги, перо и бумага. Он потрясен свершившейся несправедливостью, но не падает духом, хотя и теряет здоровье: «А был от великия тесноты темничьныя вельми скорбен очьми и ногами» (24, прил., XVI). Тяжкие мучения плоти просветляют его дух: «…узы в темницы тело держащей, а душа просвещающей». Его состояние напоминает состояние Достоевского, оказавшегося на каторге в «пограничной ситуации» и, по признанию писателя, именно там обдумавшего свои наиболее сокровенные мысли, те мысли, которые нельзя обрести в комфортной обстановке, но можно лишь выстрадать в тяжелых испытаниях, получить как плату за неимоверные страдания души и тела. Быть может, это жестоко, но история показывает, что многие ценные для человечества идеи родились в прошлом в суровых жизненных испытаниях. Максим прошел и через это. Он пишет, по преданию, углем на стене одно из самых страстных и искренних своих творений — канон Параклиту, подлинный гимн истине, ради которой он жил и страдал всю свою нелегкую жизнь. В 1531 г. созывают новый собор на Максима Грека. Обвинением служат его нежелание признать свою вину и новые, найденные позднее «порчи» в переводимых  им  книгах. После разбирательства собор постановляет признать старые и новые вины узника и отправить его на последующее заточение, но уже в Тверской Отрочь монастырь, что было некоторым послаблением. На этот раз его судят с потерявшим государево покровительство Вассианом Патрикеевым, который в отличие от внешне смирившегося Максима ведет себя вызывающе, за что и посылается в тот же Волоколамский монастырь «презлых иосифлян», которых он обличал и которые «уморили» его (см. 78, стлб. 164).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=886...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского 22 января 2010 г. 17:00 22 января, в день попразднства Богоявления и памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, посвященную духовному подвигу святителя Филиппа. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского. Его мощи находятся в этом святом соборе, у правого клироса. Память о святителе бережно сохраняется не только в Москве, где он служил, но и по всей Руси. Эта память, в первую очередь, связана с обстоятельствами его смерти. Святитель Филипп был умерщвлен по приказу царя Ивана Грозного. Царю показалось, что митрополит участвует в некоем заговоре против него, что он может возглавить оппозицию, что он может поднять людей на борьбу с ним. Это впечатление усугубилось после того, как святитель Филипп отказался преподать царю свое благословение, укоряя его за многие жертвы, которые тот приносил, укрепляя свою единоличную власть. История эта хорошо известна: в день Благовещения в том самом соборе, где мы с вами находимся, к святителю подошел царь и попросил у него благословения. Но митрополит благословения не дал. Это было молчаливое, но очень ясное выражение осуждения Церковью всего того, что совершал царь неправедного. Ибо личность Ивана Грозного весьма противоречива — наравне с делами греховными он совершал и много полезного для Отечества и Церкви. Но не за доброе митрополит отказал в благословении царю, а за злое. Дальше события развивались стремительно. Царь собирает собор, и собор епископов — не царь, а собор епископов! — осуждает митрополита Филиппа и лишает его сана. С него снимаются архиерейские одежды, он заточается в Отрочь монастырь в Твери и живет там как государственный преступник, под неусыпной стражей.

http://patriarchia.ru/db/text/1047493.ht...

Когда некоторые политики говорят «в этой стране», это оскорбительно для людей, которые любят свою Родину, знают свою историю и культуру, потому что это не «эта страна», а «наша страна», в которой мы живем. Есть у нас и трудности, и недостатки, но это наша страна и наша история, и мы должны знать свою историю. Тогда мы будем любить гораздо больше свою Родину и в трудностях и в испытаниях. — Нам говорят, что история развивается циклами, и, в принципе, можно найти аналогию почти любому событию в предыдущих веках. Можно ли найти где-то в предыдущих веках аналогию ситуации, в которую попали вы с вашим временем патриаршества? — Может быть, некоторые первые иерархи Русской Православной Церкви сталкивались даже с большими трудностями, чем я. Например, патриарх Гермоген, который умер в польском заключении в Кремле, митрополит Филипп Московский, который был сослан в Отрочь монастырь и там задушен Малютой Скуратовым, патриарх Иов, который был отстранен от своего патриаршего престола, а ведь это первый патриарх российский, он тоже умер в Старице, в монастыре. Сегодня, по милости Божьей, с Церковью и ее мнением все-таки считаются. Вот вы смотрите на телефоны — да, я не беспокою понапрасну, но если нужно поставить какой-то вопрос перед государством, Президентом, премьер-министром или какими-то министрами, я это делаю, потому что моя роль — защищать и быть печальником за тех, кто иногда попадает в трудные обстоятельства. — Вы привели в пример целую плеяду трагических и драматических персонажей русской православной истории. Вы действительно сравниваете свой патриарший путь с их судьбами? — Мне пришлось установить совершенно новые отношения между государством и Церковью, каких не было в истории России, потому что Церковь была не отделена от государства, император был главой Церкви, и все решения, которые принимались по церковным вопросам, исходили из его кабинета. А сейчас устанавливались совершенно новые отношения, когда Церковь сама принимает решения и сама отвечает за свои действия перед своей совестью, историей, народом.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Соловецкий монастырь. Гравюра XIX b. Расцвет обители в следующем веке связан с деятельностью игумена Филиппа (Колычева), возведенного в сан в 1548 г. Происходивший из знатной боярской семьи, он молодые годы провел при царском дворе, а в тридцать лет ушел в Соловецкий монастырь. Спустя 10 лет он стал уже настоятелем обители. Благодаря его неутомимой деятельности монастырь превращается в богатейшую северную обитель. При нем многочисленные озера соединяются сетью каналов, ставятся многочисленные мельницы, соляные варницы, организуются промыслы, даже ведется добыча железа. Строятся кирпичный завод, пекарня, водопровод, проводятся дороги. Образцовое благоустройство обители и праведная жизнь игумена снискали ему всеобщее уважение. Поступают большие пожертвования от царя и других благотворителей, которые помогают активно осуществлять каменное строительство. Возводится трапезная, объединенная с Успенской церковью и келарским корпусом (1552–1557), мощный пятиглавый Спасо-Преображенский собор (1558–1566), на строительство которого сам Грозный присылает тысячу рублей, келейные корпуса и другие постройки. В 1566 г. Филипп вызывается на митрополичью кафедру в Москву, от которой он долго отказывается, явственно представляя кровавые деяния опричнины. Да и в монастыре проживал сосланный бывший духовник царя Сильвестр. Но он был вынужден подчиниться воле грозного государя и принять митрополичий сан. Уже при посвящении он взывал к царю: «Облекись одеждою правды… подражай смирению отца твоего… Не смогу искренне благославлять тебя, видя скорбь Отечества». Иоанн IV сдержал себя, и полтора года в стране царило затишье. Но скоро опять начались безрассудные кровавые казни. И ничем Филипп не мог вразумить безжалостного царя. В 1568 г. Филипп отказался в Успенском соборе Кремля благословить государя: «…не узнаю царя православного. Мы здесь приносим жертвы Богу, а за алтарем льется невинная кровь…» Это уже не простилось, и в ноябре 1568 г. покорный Собор епископов лишил Филиппа митрополичьего сана и отправил в ссылку в Тверской Успенский Отрочь монастырь, где через год его задушит Малюта Скуратов.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Святитель Казанский Гурий, избранный на митрополию в 1566 году, был введен на митрополичий двор, однако спустя два дня изгнан оттуда. Наконец, по воле царя митрополитом был избран Соловецкий игумен Филипп, из боярского рода Колычевых, посаженный на митрополичий престол в июне 1566 года. Сначала наедине с царем, а потом и публично святитель Филипп начал высказывать свое несогласие с разделением страны на опричнину и земщину, протестовать против жестокостей самодержца. В марте 1569 года, в Крестопоклонную неделю, когда царь с опричниками вошли в Успенский собор, митрополит, стоявший на своем месте, отказался дать благословение царю и обратился к нему с обличительной речью: «Сколько страждут православные! У татар и язычников есть закон и правда, а у нас нет их; всюду находим милосердие, а на Руси и к невинным нет жалости». Это привело Грозного государя в бешенство, и он распорядился о начале судебного преследования святителя. Осенью 1569 года, во время совершения святителем литургии, в Успенский собор вошла группа опричников. Богослужение было прервано, зачитали обвинительный приговор, со святителя сорвали облачение и на дровнях вывезли из Кремля. Святитель был заточен в Тверской Отрочь монастырь (в прошлом место ссылки преподобного Максима Грека ), а род Колычевых был подвергнут пыткам и казням. Отрубив голову племяннику святителя, Грозный отправил ее митрополиту со словами: «Вот голова твоего сродника, не помогли ему твои чары». В декабре 1569 года святитель был задушен опричником Малютой Скуратовым по личному распоряжению Грозного. Еще одной жертвой кровавого правления Ивана Грозного, в котором патологическая жестокость сочеталась с мрачной, но искренней религиозностью, стал преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (1501–1570). При посещении царем Псково-Печерского монастыря игумен Корнилий вышел к нему навстречу, держа в руках крест. Разгневанный ложным наветом, Грозный в припадке ярости собственноручно отсек игумену голову, однако, тотчас раскаявшись, взял его тело и на руках понес в монастырь: с тех пор дорога от ворот до Успенского собора монастыря называется «кровавым путем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Со временем Максим выучил русский язык и втянулся в спор между «стяжателями» и «нестяжателями», решительно став на сторону последних. Кроме того, он высказывался против автокефалии Русской Церкви и выступал против второго брака великого князя Василия III. Деятельность Максима вызвала недовольство при дворе, в его переводах начали искать ошибки, а в его высказываниях – ереси. Все это привело к осуждению Максима на Соборе 1525 года и его повторному осуждению, вместе с Вассианом Патрикеевым, на Соборе 1531 года. Максим просил отпустить его обратно в Ватопедский монастырь, но вместо этого был отлучен от причастия и сослан сначала в Иосифо-Волоцкий монастырь (главный оплот «стяжателей»), а затем, после Собора 1531 года, в Тверской Отрочь монастырь под домашний арест. Лишь в 1553 году ему было разрешено поселиться в Троице-Сергиевой лавре, где он и скончался. Несмотря на столь трудную и трагическую судьбу, Максим не переставал, даже будучи в заточении, заниматься переводами и составлением оригинальных сочинений. Его перу принадлежат многочисленные публицистические работы, в том числе «Стязание о известном иноческом жительстве» и «Слово душеполезно зело внимающим ему», в которых он доказывает недопустимость монастырского землевладения. Некоторые сочинения Максима, в частности «Главы поучительны начальствующим правоверно», «Слово пространно излагающе с жалостию нестроения и бесчиния царей и властей последнего жития», посвящены вопросам церковно-государственных отношений. Перу Максима принадлежат многочисленные полемические сочинения, в том числе «Слово обличительное против еллинского заблуждения», «Слово обличительное против агарянского заблуждения», «Слово против армянского зловерия», «Против латинян о том, что не следует ничего ни прибавлять, ни убавлять в божественном исповедании христианской веры», «Против лютеран – слово о поклонении святым иконам». В сочинении под названием «Повесть страшная и достопримечательная» Максим с восхищением рассказывает русскому читателю о порядках, царящих в католических монастырях Франции и Италии, о различных монашеских орденах, об избрании игуменов собором братии, об образованности и благочестии латинских иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Благодарные владыке за исцеления крестьяне вскоре стали привозить его в церковь на устланных ковром санях и, приходя в больницу, всегда брали у него благословение. Председатель Туруханского краевого совета, бывший красный партизан, герой гражданской войны и ярый безбожник Бабкин потребовал от епископа Луки, чтобы тот перестал проповедовать, ездить в церковь в покрытых ковром санях и давать благословение больным. Епископ ему предложил, чтобы тот сам повесил на дверях больницы объявление, что больным просить благословение и подавать сани, покрытые ковром, запрещается. После этого епископа Луку вызвали в ОГПУ, перед входом в которое уже стояли запряженные парой лошадей и без всяких ковров милицейские сани, и милиционер-конвоир велел ему собираться, дав на сборы всего полчаса. Когда епископ спросил уполномоченного ОГПУ, куда его высылают, последовал раздраженный ответ: «На Ледовитый океан». Милиционеру, который сопровождал владыку, была не по сердцу роль сурового стражника, и он как-то сказал епископу: «Я чувствую себя в положении Малюты Скуратова, везущего митрополита Филиппа в Отрочь монастырь». «Путь по замерзшему Енисею в сильные морозы был очень тяжел для меня, – вспоминал впоследствии владыка. – Однако именно в это трудное время я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня» . Дети епископа, узнав из его телеграммы, что он переведен на новое место, обратились с запросом к туруханским властям, но не получив от них ответа, в марте 1925 года послали ходатайство председателю ВЦИКа Калинину. «Судьба нашего отца, – писали они, – окутана какой-то, повидимому, преднамеренной тайной, и он, окончательно изолированный, поставлен сейчас в исключительное по своей беспомощности и беззащитности положение. Ему, например, как видно из прилагаемого удостоверения директора ушной клиники... может потребоваться немедленная операция в специальной ушной больнице. Но, не говоря уже об этом, не говоря и о том, что полярный холод губителен для его больных легких, нам доподлинно известно, что отец не имеет ни теплой одежды, ни средств на приобретение и на прожиток. И никто извне не может прийти ему на помощь.

http://fond.ru/kalendar/453/luka/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010