Он родился в 1480 году в Арте (Греция) и получил блестящее образование в Италии, в Венеции, Падуе, Ферраре, Болонье и Флоренции, у самых знаменитых ученых того времени. Он сблизился с доминиканским монахом Саванароллой, а после его сожжения покинул Италию (1504), переселился на св. Гору Афон и стал ближайшим советником константинопольских патриархов. В 1518 году он прибыл в Москву по настоянию инока Вассиана и стал во главе переводчиков Св. Писания и богослужебных книг. В Москве он написал свои догматические, филологические и исторические труды, боролся с невежеством, суевериями и увлечением апокрифами и ратовал за восстановление добрых отношений между константинопольским патриархатом и московской митрополией. Вокруг него сгруппировались все, кто искал истинного просвещения, и он вызвал в московском культурном классе большое умственное движение. Его непосредственными учениками были игумен Сергиевской Лавры Артемий и кн. Курбский. Максим Грек оказал также сильное влияние на митрополита Макария, свящ. Сильвестра и Адашева. В 1525 году преп. Максим осудил развод вел. князя и по интригам врагов был сослан в Волоколамский монастырь. В 1531 году, после пристрастного процесса, его перевели в Отрочь монастырь, где он провел в очень тяжелых условиях много лет. Только в 1551 году ему было разрешено поселиться в Сергиевской Лавре. Там он прожил в почете 5 последних лет своей жизни. Одновременно с Максимом Греком , собором 1525 года был осужден другой деятель просвещения, инок Васиан, из древнего рода князей Патрикеевых, ученик преп. Нила Сорского , который боролся с вмешательством государства в церковные дела и требовал реформ в жизни и нравах духовенства, попавшего целиком в подчинение светским властям. Митрополит Макарий и его дело В царствование Василия III и в правление во время малолетства Uoahha IV его матери Елены Глинской, отношения между Церковью и государством были ненормальными. От этого страдало в первую очередь духовное просвещение. Только благодаря авторитету и исключительной энергии избранного в 1542 году в митрополиты архиепископа новгородского Макария, Церковь вновь заняла в государстве подобающее ей место, и церковное просвещение нашло себе защитника.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Царь созвал лже-собор из трех епископов, низверг св. Филиппа с митрополичьей кафедры и лишил его сана. Опричники ворвались в собор, когда святитель Филипп совершал литургию, сорвали с него облачения и увезли в цепях в тюрьму, а потом в тверской Отрочь монастырь. Год спустя, Иоанн Грозный, проезжая мимо монастыря, послал опричника Малюту Скуратова за благословением к св. Филиппу и, когда тот отказал, Малюта задушил его. Церковь причислила митр. Филиппа к лику святых и признала его священномучеником (память 9 января). Даже после смерти Uoahha IV , отношения между Церковью и государством не сразу исправились. Хотя царь Федор Иоаннович был благочестив и кроток, Борис Годунов настоял на низвержении митрополита Дионисия, как приверженца кн. Шуйских. Учреждение московского патриаршества Русская Церковь была уже, начиная с митрополита Ионны (после Флорентийской унии), самостоятельной, и, хотя митрополиты поставлялись по-прежнему в Константинополе до конца 15 века, митрополиты 16 века возводились на престол по настоянию вел. князей, без благословения патриарха. Русская Церковь , с другой стороны, помогала бедствующим восточным Церквам и Афону. В 1586 году царь Федор Иоаннович собрал в Москве собор и было решено просить восточных патриархов о даровании московскому митрополиту титула патриарха. Антиохийский патр. Иоаким, бывший в то время в Москве для сбора «милостыни», поддержал это ходатайство, а через два года в Москву прибыл константинопольский патр. Иеремия. Ему было предложено стать патриархом Московским и всея Руси, но с условием, что он будет жить во Владимире. Последний не согласился и поставил в патриархи митрополита Иова 25 января 1589 года. В грамоте, подписанной всеми восточными патриархами, присланной в Москву через два года, московскому патриарху определялось 5-е место после патр. иерусалимского, и русской Церкви давалось право избрания патриарха собором русских епископов. Новгород, одно время почти независимый от Москвы, в церковном отношении был подчинен московскому патриарху. Судьба новгородской кафедры была трагична. В 1470 году последний архиепископ из новгородцев, Феофил, был заточен, и после него архиепископы присылались из Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Он же рече: " чары, чары сотворил мой изменник " .. и медведя лютого, заморивши гладом, повелел к митрополиту в темницу пустити и затворити (сие воистину слышах от самовидца) и наутрие сам прииде и повелел отомкнута темницу — и об-ретоша его цела, на молитве стояша: зверя же, в кротость овчу преложившись, во едином угле лежаща " . Житие Филиппа ничего не сообщает об этих покушениях и чудесах. Таубе-Крузе пишут, что царь велел давать на содержание узника по 4 алтына в день. В противоречие с Курбским, житие приурочивает к этим дням московского заточения трагический эпизод с присылкой святому отрубленной головы одного из Колычевых. Царь велел сказать страдальцу: " Се твой любимый сродник, не помогли ему твои чары " . Филипп взял голову, поклонился ей до земли и, поцеловав, сказал: " Блажени яже избрал и приял еси Господи, память их в род и род " . Житие ошибается только, называя ее головой брата Филиппова, Михаила Ивановича. Окольничий М. И. Колычев был казнен только в 1571 г. Гонимый царем, преданный пастырями, святой страдалец мог находить утешение в любви народной. От ворот Никольского монастыря, места его заточения, не отходила толпа: старались взглянуть на келью узника, передавали друг другу его последние слова. Царь решил убрать своего все еще опасного врага подальше от Москвы. Местом ссылки был избран Отрочь монастырь в Твери. Переезд в Тверь постарались сделать для старца как можно более тягостным. По словам жития, " святой на пути многу пакость и унижение прият, на мсках (мулах) везения и нужнаго лишения " . Много пришлось потерпеть страдальцу и от приставленного стеречь его " пристава неблагодарна " , имя которого история сохранила нам: его звали Степан Кобылин. Здесь в Твери для святого потянулись дни тесного келейного заключения, согреваемые молитвой. Монах, настоятель обители пастырь и печальник всей русской земли — во всяком сане и поприще он явил себя верным рабом Христовым, и скоро должен был раздаться призывающий голос: " Вниди в радость Господа твоего " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2441...

Уже Сто­гла­вый собор 1551 г. указал на его творчество как на образец, к которому должны стремиться все православные иконописцы. Преподобный Максим (в миру Михаил Триволис) родился в греческом городе Арта на территории Османской империи в знат­ной семье. Его родители, Мануил и Ирина, отправили его для обучения в Италию, бывшую тогда центром классической образованности. Ми­хаил учил­ся в университетах Падуи, Феррары, Болоньи, Фло­ренции и Милана, дружил с такими деятелями куль­туры, как Альд Мануций и Пико делла Мирандола. Под впечатлением деятельности Савонаролы юно­ша решил поступить в доминиканский монастырь, где пробыл с 1502 по 1504 г. Духовные искания привели его на Афон, где в 1505 г. в Ватопедском монастыре он принял постриг с именем Максим. В 1516 г. великий князь Василий III выписал трех ученых афонских старцев, в числе которых был Максим, для перевода Толковой Псалтири. Они прибыли в Москву 4 мар­та 1518 г. Еще Максим перевел отдельные статьи из “Номоканона”, некоторые беседы святителя Иоанна Златоуста, ряд ветхозаветных текстов с толкованиями и три сочинения преподобного Симеона Метафраста. Одновременно он занимался исправлением Тол­ко­вого Евангелия, Апостола и богослужебных книг. Максим постоянно просил великого князя отпустить его на Афон, но безрезультатно. В Москве вокруг него сформировался кружок образованных людей. Через инока Вассиана (князя Патрикеева) он познакомился с традицией “не­стя­жа­те­лей”. Максим активно включился в полемику по поводу актуальных вопросов церковной жизни. В 1524 г. он обличил великого князя Василия за незаконный развод с женой, вследствие этого в 1525 г. был обвинен в ереси, в сношениях с турецким правительством, отлучен от причастия и заточен в Иоси­фо-Во­лоц­кий монастырь. Условия содержания старца были ужасны, но Господь укреплял его: Максим составил и написал углем на стене келии канон Святому Духу-Уте­ши­те­лю. В 1531 г. он был вторично вызван на собор. Ему предъя­вили новые обвинения, в частности, в порче богослужебных книг. Страдальца сослали в Тверской Отрочь монастырь под надзор Тверского епископа Акакия, который предоставил ему возможность читать и писать, но только в 1541 г. Максиму было разрешено причащать­ся Святых Тайн. В 1551 г. (или 1547 г.), после неоднократных обращений Восточных Патриархов и святителя Макария, Максима Грека перевели на покой в Троице-Сергиев монастырь. Святитель Макарий внес часть его поучений (всего перу преподобного принадлежит до 365 текстов) в Великие Четьи-Минеи. Старца почитали многие писатели XVI в., в частности, инок Зиновий Отенский. Максим Грек преставился в Троице-Сер­гиевой Лавре в день памяти своего небесного покровителя преподобного Максима Исповедника.

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Сретенский монастырь при архимандрите Никоне (1772–1778) Об архимандрите Никоне сохранились следующие сведения. Он происходил из служащих дворян, обучался в московской Славяно-греко-латинской академии. В монашество пострижен архимандритом Дорофеем в 1741 году в Пафнутьево-Боровском монастыре. В этом же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха, а в 1743 году произведен игуменом Тверской епархии в Малицкую пустынь. В архимандрита произведен в 1748 году архиепископом Тверским Митрофаном в Селижарову слободу (Селигерова монастыря) этой же епархии . В книге протоиерея Н.А. Скворцова находим дополнительные сведения об архимандрите Никоне: в 1749 году он переведен в Отрочь монастырь, в 1752 году в Трифонов монастырь Вятской епархии, в 1760 году в Тамбовскую епархию, потом остался за штатом и определен в Нилову пустынь, в 1770 году – в московский Богоявленский монастырь . В 1772 году по указу конторы Святейшего Синода определен в Сретенский монастырь. «До произведения в настоятельские чины проходил послушания по должностям разные; а с произведения в архимандрита находился присутствующим в консисториях тверской, вятской и тамбовской; и в архиерейском доме экономом, а по определении в Московскую епархию присутствовал в московской духовной консистории» . Архимандрит Никон 5 апреля 1772 года по указу консистории принимал по описи Сретенский монастырь, причем в связи с предшествовавшей в 1771 году эпидемией чумы, от которой погибла вся братия обители, было предписано: что окажется «сомнительно или в зараженных местах состоит, то по очищении их из данных на то узаконений освидетельствовать». Освидетельствование монастыря проводилось по описи, еще составленной 12 сентября 1765 года настоятелем Сретенского монастыря архимандритом Антонием. Архимандрит Никон по освидетельствовании писал, что поскольку «бывшие монашествующие все без остатка в прошедшее время от заразительной болезни померли, то… и взыскание учинить уж не с кого» по не оказавшемуся в наличии при описи . За время управления Сретенским монастырем архимандритом Никоном была проведена и другая опись – в 1776 году . По этим описям можно отчасти представить, как выглядел монастырь и его храмы в то время.

http://pravoslavie.ru/33766.html

Так он записал о жабе, которая будто, ходя по улицам, пожирала людей, или о метлах, которые будто сами мели на улицах. Важнее всего известие Стефана о том, что из Студийского монастыря посылалось в Русь много книг, уставов, триодей, и что нашел он там двух новгородцев, которые занимались списыванием книг. «Ту виде нас св. патриарх Царяграда, ему имя Исидор». Это Исидор, бывший патриархом 1347–1350 г. и известный по любви к церковному пению и по сочинению акафистов. 69. Св. Моисей , архиепископ Новгородский. Сын богатых родителей, он с юности возлюбил Господа; обучась грамоте, усердно посещал храм, и тайно от родителей удалился в Отрочь монастырь, где и постригся. По просьбе родителей, перешел потом в Колмов монастырь к благочестивому игумену Макарию. В 1325 г. избран он был в архиепископа. В 1329 г. удалился на покой; но в 1352 г. упросили его снова принять на себя управление епархиею. Он основал несколько монастырей: в 1335 г. Деревяницкий, в 1351 г. Успенский на Волотове, в 1355 г. Михайлов на Сковородке, в 1357 г. женский Св. Духа и в Радоковицах Богородичный. (Собр. летоп. III, 73, 74, 77, 85, 86, 1 80). В 1359 г. опять удалился он на покой и скончался в 1360 г., созревши в духовной жизни. Летопись говорит о нем: «Добре пасяше свое стадо, многы писцы изыскав и книгы многы исписав... многы утвердив учением своим; прихождаху к нему, поучающеся от него день и нощь... Скончася много писание оставив» (там же, 182). К сожалению, ныне не известны назидательные наставления святителя. Известно только Евангелие, писанное по его воле в 1355 г. (Синод. библ.). О тексте сего Евангелия см. в Опис. Слав. рукоп. Синод. библ., М., 1855 г., стр. 221–223, 235, 251, 252, и у Буслаева (Материалы для ист. письменности, М., 1855 г.), стр. 32 38. В Псковской летописи, в конце описания мора, под 1352 г., читаем: «се же ми написавшу от многа мало, еже худый мой ум, в худости же и память, принесе». Очевидно, это говорит современник мора, но говорит уже по воспоминанию, и следовательно после мора. Под 1360, 1368 и 1369 г. видим также очевидца событий. По этим признакам можно положить, что в 1370 г. окончилась Псковская летопись того современника св. Моисею, который подробно описал мор 1352 г. Подтверждением служит и то, что около того же времени начинаются разности между Синодальным и другими списками Псковской летописи (Собр. летоп. т. V, предисл.). 70. Св. Алексей , митрополит всей России 1354–1377 г. Сын боярина Баконта (родоначальника Плещеевых); с 18-ти лет он был иноком Богоявленского Московского монастыря, где и получил духовное образование. С 1350 г. он был епископом Владимирским и помощником митрополиту Феогносту по управлению митрополиею. Молитвою веры своей исцелил он царицу Тайдулу и силою слова унизил гордого защитника Магометанской веры (Опис.муз. 275). Скончался в 1378 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Трифиллий в 1697 году – митрополит Нижегородский; Феофан в 1753 году – епископ Нижегородский; Ириней в 1675 году – епископ Вологодский; Лаврентий в 1820 – году епископ Черниговский, после (1826) – архиепископ; Евгений (Казанцев) в 1818 – епископ Курский, архиепископ Псковский (1822), Тобольский (1825), Рязанский (1831) и Ярославский (1837). Иннокентий (Смирнов) в 1819 – году епископ Пензенский и Саратовский; Игнатий (Брянчанинов) в 1857 году – епископ Кавказский и Черноморский. Пятнадцать из настоятелей были впоследствии архимандритами, и шесть из Угрешских братий были настоятелями в других обителях, именно: 1) Феофил, Угрешский постриженик в 1810 году, был казначеем в Иосифовом Волоколамском монастыре, Троицким ризничим, Знаменским архимандритом, переведен в Тверь в Отрочь монастырь в 1831 году, скончался на покое в Троицкой Лавре. 2) Арсений, родом из Тульских купцов, полагал начало на Угреше в 1808 году, пострижен в Арзамасском Спасском монастыре, в 1820 году – строитель Арзамасской Высокогорской пустыни, в 1826 году – строитель Оранской Богородицкой пустыни в 50 верстах от Нижнего Новгорода, где и скончался в 1829 году. 3) Галактион, Старицкий уроженец, пострижен на Угреше в 1844 году, в 1848 году поступил в Саввино-Сторожевский монастырь, где ныне наместником в сане архимандрита. 4) Сергий (Свешников) из Московского купечества, Угрешский постриженник, с 1853 по 1867 – казначей, с 1867 по 1871 год – настоятель Старо-Голутвинский, ныне архимандрит. 5) Нил, уроженец Скопинский, постриженник Угрешский, с 1867 по 1870 год – казначей, с 1870 – строитель Берлюковской пустыни. 6) Каллист, постриженник Угрешский, эконом архиерейского дома во Владимире, с 1870 по 1873 год – казначей Угрешский, с 1873 года – строитель Коломенского Бобренева монастыря. 7) Николай, полагал начало в Угрешском монастыре, в миру назывался Гавриилом, пострижен в Угрешском монастыре, впоследствии – ризничий Новогородского Юрьева 1-классного монастыря, ныне игумен Николо-Беседного монастыря, в 4 верстах от города Тихвина.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Игумен Филипп усердно заботился о братии. Подвижничество игумена служило для братии лучшим руководством. Он не сокращал своих молитвенных бдений и часто уединялся в избранное им место, известное как Филипповская пустынь. В 1558 году был заложен главный храм обители – Спасо-Преображенский собор с приделом преподобных Зосимы и Савватия, который был освящен уже в отсутствие игумена Филиппа. В 1566 году игумен Филипп принял сан митрополита Московского и всея России. Святитель Филипп заступался за невинных людей, жертв опричнины, и обличал царя. Не страшили митрополита ни угрозы, ни попытки опорочить его имя. Неугодного святителя сослали в Тверской Отрочь монастырь, а в 1569 году он принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова и был погребен в этом монастыре за алтарем соборной церкви. Мощи святителя Филиппа были перенесены в Соловецкий монастырь по прошению игумена Иакова, которое было представлено от имени всей братии царю Феодору Иоанновичу в 1591 году. В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582–1594 годах из природного камня вокруг монастыря были построены мощные крепостные стены и башни, о которых упомянуто выше. Очертания этих стен обители напоминают корабль. Вел строительство старец Трифон (Кологривов). Волны многих военных бурь разбивались потом о них, стихая перед их непоколебимой твердыней. Тогда же, вместе с многочисленными иноками и паломниками-богомольцами, на главном соловецком острове стали размещаться и служащие царского воинского гарнизона. Поэтому в то время наиболее ревностные искатели пустынной жизни избрали для своих духовных подвигов самый удаленный из соловецких островов – Анзер. Он самый северный из прочих. Это край земной тверди, за которым только студеный Ледовитый океан. Так, подражая подвигам первожителей-чудотворцев Савватия, Зосимы и Германа, в XVII веке на Анзерском острове появились монахи-отшельники под предводительством преподобного Елеазара. Ими был основан Свято-Троицкий скит. А позже, в начале XVIII столетия, миру открылась вторая Голгофа со скитом, основанным величайшим аскетом – преподобным Иовом, бывшим духовником государя–императора Петра I, – в схиме Иисусом. Позднее эта святая соловецкая гора обагрилась кровью многочисленных СЛОНа, созданного богоборческой властью, обратившей храмы и кельи подвижников в места пыток и тюремные камеры. Здесь приняли мученическую кончину многие православные христиане, среди которых сотни священнослужителей. Множество из них прославлено Русской Православной Церковью в лике святых новомучеников XX века ко вселенскому общецерковному почитанию. В их числе священномученик Петр (Зверев) , архиепископ Воронежский и Задонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Патриарх Алексий совершит богослужение в честь святителя Филиппа Москва, 16 июля 2004 г. В пятницу Русская Православная Церковь отмечает день перенесения мощей святителя XVI века митрополита Московского Филиппа. В это утро Патриарх Московский и всея Руси Алексий возглавит Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, где покоятся мощи святителя, передает РИА " Новости " . Как сообщили в Церковно-научном центре Московского Патриархата " Православная энциклопедия " , митрополит Филипп (в миру Федор) родился в 1507 году в знатной семье бояр Колычевых. Юность он провел при царском дворе и был любимым другом малолетнего Ивана Грозного. Жажда подвигов духовных привела Филиппа в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море. В 1546 году он стал игуменом этой обители. Митрополичью кафедру он занял 20 лет спустя, в 1566 году, по настоянию царя Ивана Грозного. Однако вскоре из-за ужасов опричнины отношения между святителем и царем стали портиться. Окончательный разрыв произошел в 1568 году. Митрополит Филипп отказался благословить царя, который пришел в монашеском одеянии с опричниками в Успенский собор. Более того, митрополит начал открыто порицать беззакония, творимые опричниками. Участь святителя-исповедника была решена. Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Боярская дума послушно вынесла решение о суде над предстоятелем Русской Церкви. Нашлись лжесвидетели, которые обвинили святого Филиппа во множестве мнимых преступлений, вплоть до колдовства. Его долго томили в подвалах московских монастырей, а затем отвезли в заточение в Тверской Отрочь монастырь. Там год спустя, зимой 1569 года, святитель принял мученическую кончину от руки Малюты Скуратова. Мощи его были преданы земле первоначально там же, в монастыре, за алтарем храма. Летом 1591 года их перенесли в Соловецкую обитель, а 16 июля 1652 года - в Москву. Память святителя Филиппа празднуется Русской Церковью с 1591 года. 16 июля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10489.html

Здесь нам приходится вспомнить и о Максиме Греке, которого вспомнил сам царь по случаю ереси Башкина и на которого ссылались последователи ереси Косого для подкрепления некоторых своих мыслей. Мы уже знаем, что Собор 1531 г. осудил Максима на заточение в тверской Отрочь монастырь. Но это новое заточение, продолжавшееся около двадцати лет, совсем не походило на то, какое терпел Максим прежде в волоколамском монастыре. В Твери в течение всего означенного периода епископствовал добродушный Акакий, который оказывал Максиму не только участие, но и честь, часто приглашал его к себе и разделял с ним свою трапезу . Правда, в 1537 г., когда страшный пожар истребил в Твери и собор, и архиерейский дом, Максим сильно огорчил было своего покровителя резкою обличительною статьею, написанною против жителей Твери и всего местного духовенства без всякого исключения. Но вскоре, когда Акакий возобновил собор, Максим поспешил написать другую статью — похвальное Слово, в котором, обращаясь к Богу, между прочим, говорил: «Благодарим, Владыко, от всея души Твою благость... яко Твоего верного архиерея, нашего же пастыря и отца Акакия, господина нашего, исполняеши всегда благости и духовныя премудрости и разума в славу Твою и в снабдение нам... Аще бо и праведным твоим негодованием опечалил еси нас немале, огнем истребив древнюю доброту покланяемаго храма твоего, но паки отдал еси ю нам не хуждьшу первыя тщанием и прилежанием вернаго Ти угодника Акакия, боголюбиваго епископа Твоего, нашего же пастыря и отца любезнейшаго» . И впоследствии Максим называл Акакия не иначе как своим «промысленником» и писал к одному из его приближенных, брату Григорию: «Слышал есмь стороною, что государь наш владыка Тверской смущается о мне, бедном... Жаловал государь, упокоил мене всяким довольством многа лета, пожаловал бы и до конца поберег по Бозе... Я всегда в любви духовней пребываю к его святительству, и его многолетнее брежение и жалование забыти не мощно ми есть» . Другое важное удобство, которым пользовался Максим в Твери, состояло в том, что ему не возбранялось писать.

http://sedmitza.ru/lib/text/435975/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010