368 Отрочь Успенский второклассный монастырь находится в Твери, основан до XIII века. Место заключения и мученической кончины святителя представляет собою сырой мрачный подвал, где всегда господствует сырость, мрак и затхлость. Когда в XVII веке хотели устроить в память страстотерпца-святителя престол, то устроили его во втором этаже, и только в 1833–34 гг. нашли возможным устроить и внизу придельный храм во имя св. великомученицы Варвары; алтарь этого придельного храма находится там, где под полом было место заключения святителя. Близ соборного храма в Северо-Западном углу, на месте могилы святого Филиппа устроена часовня. В соборном храме находится рака святителя Филиппа с изображением его и частицею св. мощей. 369 Это был скорее опустошительный набег Грозного на Новгород, о жителях которого было донесено царю, что они готовы передаться польскому королю. В продолжение шести недель царь совершал в Новгороде страшные казни, от которых погибло несколько тысяч новгородцев и окрестных поселян; ограблены были не только жилища граждан, особенно богатых, но и все монастыри и церкви. 371 Архиепископ Новгородский Пимен сведен был с кафедры спустя только две недели после кончины святого Филиппа и подвергся крайнему надруганию, после чего заточен был в Веневский монастырь, где вскоре и скончался. Любимец царский Малюта Скуратов вскоре после своего злодейства был убит при городе Торжке пленными крымцами, причем сам царь едва избежал смерти. Игумен Паисий заточен был на остров Валаамский и там скончался; монах Зосима и еще десять иноков, тоже клеветавщих на святого Филиппа, были разосланы по разным монастырям. Такая же кара Божья постигла некоторых других врагов святителя. 373 Это было в 1591-м году. Тело святого Филиппа сначала было поставлено под папертью созданного им храма, где, в бытность свою игуменом Соловецким, он сам выкопал себе могилу рядом с могилою наставника своего старца Ионы, а в 1646-м году оно было перенесено в самый храм. 376 Перенесение мощей св. митрополита Филиппа было совершено в 1652-м году. Память перенесения установлено праздновать 3 июля. Кроме того, память святого Филиппа празднуется еще 5 октября совместно с памятью святителей Московских: Петра, Алексия и Ионы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Особый ряд Тверских святых составляют учители, просветители и проповедники Христова учения, которые на протяжении многовековой истории Тверской епархии поддерживали благочестие и святость на этой земле. Среди них основатель Борисоглебского монастыря преподобный Ефрем Новоторжский († 1053; память 28 января/4 февраля и 11/24 июня); преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский († 1053; память 13/26 декабря); блаженный Константин Новоторжский (предположительно XVI в.), основатель Сретенского монастыря преподобный Саава († 1467) и его брат преподобный Варсонофий († ок. 1459); основатель Свято-Троицкой обители преподобный Макарий, игумен Калязинский († 1483; память 17/30 марта, 26 мая/8 июня); основатель Введенского монастыря преподобный Нектарий Бежецкий († 1494); основатель Сретенского монастыря преподобный Савватий († ок. 1434); основатель Оршинского Савватиева монастыря преподобный Евфросин († ок. 1460); основатель Столобенской пустыни преподобный Нил, Столобенский чудотворец († 1554; память 7/20 декабря, 27 мая/9 июня); святитель Акакий, епископ Тверской и Кашинский († 14 января 1567 г.); святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский († 1575; память 11/24 апреля, 4/17 октября); убитый поляками святитель Феоктист, архиепископ Тверской († 1609); основатель Николо-Антониевого Краснохолмского монастыря преподобный Антоний Краснохолмский († 17 января 1642 г.). Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Патриарх Кирилл: Мы по праву считаем святителя Филиппа символом внутренней духовной свободы Я сердечно приветствую Вас, Ваше Святейшество и Блаженство. Вы неслучайно избраны в качестве лауреата. В своем служении Вы многократно отобразили подвиг святителя Филиппа. 23 января, 2013 Я сердечно приветствую Вас, Ваше Святейшество и Блаженство. Вы неслучайно избраны в качестве лауреата. В своем служении Вы многократно отобразили подвиг святителя Филиппа. 22 января 2013 года, в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II  совершили Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся со словом:  Ваше Святейшество и Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Превосходительство, господин Президент Республики Ливан! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с особым для города Москвы и Церкви Русской праздником — днем памяти святителя Филиппа, митрополита Московского. Того самого великого святителя, который, стоя на месте, где мы сейчас стоим, отказался благословить царя Ивана Грозного — из-за крови, которую тот проливал. Тогда это неблагословение имело огромное значение, потому что авторитет царя во многом основывался на авторитете Церкви и веры; и если митрополит не благословлял царя, то это означало, что Церковь не поддерживает царскую власть в тех деяниях, которые не соответствовали Божиему закону. Это дорого обошлось святителю Филиппу — он был унижен, с него были сорваны архиерейские одежды, он был незаконно лишен сана и сослан в Отрочь монастырь в Твери, где, прожив несколько лет в подвале как узник, был в конце концов по приказу Ивана Грозного задушен Малютой Скуратовым. Мы вспоминаем этого святителя и по праву считаем его символом внутренней духовной свободы человека от внешних, даже самых мощных, политических и иных влияний. В его лице мы видим образ нашей Церкви, которая, оставаясь всегда с народом и поддерживая власть во благо народа, находила в себе силы либо не давать благословения, как то было при митрополите Филарете, либо не поминать власть за богослужением, как в августе 1991 года.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-my-po-...

5, 5). Ищите Царствия Божия, всеми силами стараясь творить все то, что угодно Богу, что заповедано Им, творить те дела, которые именуются делами света, плодами Духа Божия в нас, яже суть, по Апостолу: любовь, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, умерщвление в себе страстей и похотей плотских, уподобление Богу, якоже подобает чадам Его возлюбленным, бывши друг ко другу блази, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть нам, и ходя в любви, якоже и Христос возлюбил есть нас и предаде Себе за ны приношение и жертву Богу, и друг друга тяготы нося, да тако исполните закон Христов. Елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика достохвальна, сия помышляйте – и Бог мира будет с вами, Царствие Божие внутрь вас будет» (См. Четьи Минеи, «Уроки и примеры христианской любви», свящ. Г. Дьяченко, М. 1894 г., стр. 581, и «Проповеди» Антония, архиепископа Казанского, стр. 332). III. Да поможет нам Господь усвоить уроки, предлагаемые нам житием ныне празднуемого св. мученика Полиевкта! Будем помнить, что это уроки и наставления не какого-либо простого человека, но мученика, всего себя предавшего Христу, и за это получившего небесное отечество. И если мы с великим вниманием слушаем учение и истины, преподаваемые нам наставниками нашими или людьми учеными, то не тем ли паче мы должны внять тому, что вещается здесь, в храме Божием, от имени св. мученика Полиевкта! (Составлено по указанным источникам). Поучение 2-е. Св. Филипп, митрополит Московский (О взаимных отношениях пастырей и пасомых) I. Npocлabляeмый ныне Св. Церковью святитель Божий Филипп, митрополит Московский и всея России чудотворец, происходил из рода бояр Колычевых, в молодости служил при дворе великого князя Василия, отца Иоанна Грозного; 30-ти лет от роду постригся в Соловецком монастыре, где потом был игуменом. Будучи строгим подвижником, он усердно трудился над благоустроением обители, которой отдал все свое состояние: построил два храма, устроил скит и больницу для иноков, провел дороги, осушил болота. В 1566 г., по желанию царя Иоанна Грозного, он был поставлен в митрополита Московского и всея России, в то страшное время, когда Грозный положил свою опалу на бояр. Окружив себя опричниками, царь, по наветам их, казнил всех заподозренных в крамоле. Святитель ходатайствовал пред царем за людей осужденных на смертную казнь, противодействовал ложным наветам опричников, обличал самого царя в жестокости и несправедливости и тем навлек на себя гнев царский. Нашлись клеветники с обвинениями святителя в крамоле, и он, в 1568 г., был лишен сана, заключен в темницу и, наконец, сослан в тверской Отрочь монастырь, где через год был задушен опричником Малютою Скуратовым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Житие его было столь примерно, что в скором времени его из простых монахов перевели настоятелем в Тверской Отрочь монастырь, а затем назначили и во епископа; лю­бовь к людям была такова, что он всего себя отдавал на служение своей пастве, сам указывал священникам их обязанности, строго следил за исполнением их, писал наставления для духовенства. В Воронеже проявилась и пла­менная вера его, которую он умел сообщать и другим. Узнав, что толпа предается на площади поклонению языче­ского идола Ярилы и творит всякие непристойности, святи­тель сам вышел на площадь и столь красноречиво увеще­вал прекратить дикий разгул, что народ тут же разорил шалаши, лавки и все чинно разошлись по домам. Свидетельством глубокой его веры и основательного знания Писаний остались его сочинения. А нежность и чистота его сердца проявлялись в отношениях ко всем и в понима­нии даже того, что они желали иногда от него скрыть. С благоговейною любовию относился святитель к своей вдовой старшей сестре, лишь только получил возможность помо­гать ей. Впрочем, она прожила всего год после назначения его во епископа; святитель сам отпевал и хоронил ее. Чистота его сердца, смирение и близость к Богу были таковы, что он всю ночь проводил в слезной горячей молитве к Богу, так что келейники слышали его вздохи и до них до­носились его молитвенные возгласы: «Господи помилуй! Господи пощади! Кормилец, помилуй!» и частые удары головою об пол. А в полночь, по словам келейника, певал тихо и умиленно псалмы святые и всегда со слезами и сердечным воздыханием. Святитель говаривал, что милостыня высока, но миротворение выше и милости, ибо милостивые только сами помилованы будут, а миротворцы сынами Божиими нарекутся. Будучи уже на покое, он часто приезжал в знакомые дома без зова и как раз в такое время, когда присутствие его оказывалось особенно желательным – при семейных раздо­рах, или разделах, при неприятности с детьми, каких-либо ссорах и т. под. Его встречали, как посланника с небес, лобызали, как благодетеля и друга и слушали, как отца и наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Тогож года Января 9 дня Филипп, Митрополит Моековский, в соборной Московской церкви разоблачен и поносно изгнан из первопрестольной Столицы, и в то же время, отправлен на заточение в Тверской Отрочь монастырь. 7077 (1569) Года Царь Иоанн Васильевич, почувствовав угрызение совести по изгнании Святаго Филиппа, обратил гнев свой на весь Соловецкий монастырь, за клевету на сего праведного мужа. Монах Зосима и с ним других десять человек из братии Соловецкой взяты к суду в Москву, откуда они разосланы под начал в разные монастыри, а Игумен Паисий отправлен в Валамский монастырь. Тогож года, по Указу Великого Государя, послан для управления Соловецким монастырём из соборных Кириллова Белозерского монастыря старцев Строитель Меркурий; а по нем на будущий 7079 (1571) год произведён из того же монастыря: 26) Варлаам Игумен, определенный по Указу Великого Государя вместе; с упомянутым строителем Меркурием, настоятельствовал в Соловецком монастыре по 7089 (1581) год, а потом за старостью от настоятельства отказался. 7078 (1570) Года Декабря 23 дня Филипп Митрополит в заточении скончался насильственно, будучи задушен возглавием, от начальника опричников Малюты Скуратова, и погребен в том же Отроче монастыре. 7079 (1571) Года на голомяни (то есть на открытом море) близ Соловецких островов появились военные Немецкие корабли, которые покушались напасть на монастырь; почему в сие же лето приезжал к студеному морю некто посланный от Царя Семен Лупанднн для учинения поиска над вышеупомянутыми кораблями. 7081 (1573)      Года, по грамоте, Леонида. Архиепископа Великого Новаграда и Пскова, послано из Соловков в Москву на сооружение соборной Успения Пресвятыя Богородицы церкви из монастырскаго имущества 2 стакана, 2 ковша и чара серебряные, и 3 червонных золотых. Сегож лета Иаков взят с Соловков и произведён во Игумена в Палеостровский монастырь. 7085 (1577) Года Мая в 9 день заложено на Соловках каменное строение церкви Святаго Николая Чудотворца. 7086 (1578) Года Великий Государь Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич пожаловал Игумену Варлааму с братиею в монастырь 4 огпестрельные медные пищали разной величины, и к ним ядер железных 400, ручниц 100, да пороху 115 пуд.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Через шесть лет преподобного Максима освободили от тюремного заключения и послали с запрещением священнослужения в тверской Отрочь монастырь. Там он жил под надзором добродушного епископа Акакия, который милостиво обходился с невинно пострадавшим. Преподобный написал автобиографическое произведение «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Лишь через двадцать лет пребывания в Твери святому греку разрешили проживать свободно и сняли с него церковное запрещение. Последние годы своей жизни преподобный Максим Грек провел в Троице-Сергиевой Лавре. Ему было уже около 70 лет. Гонения и труды отразились на здоровье преподобного, но не сломили его духа; он продолжал трудиться. Вместе со своим келейником и учеником Нилом преподобный усердно переводил Псалтирь с греческого на славянский язык.Преподобный скончался 21 января/3 февраля 1556 года и был погребен у стены Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры. Мощи его ныне открыто почивают в лаврском Успенском соборе. Преподобный Андрей Рублев День памяти 17 июля О ведения о святом иконописце Андрее Рублеве очень немногочисленны. Родился он предположительно в 1360 году, в какой семье – неизвестно. Его прозвище «Рублев», которое сохранилось и в монашестве, можно считать фамилией. В XIV–XV веках и значительно позже фамилии носили только представители высших слоев общества, поэтому предполагают, что его родителями были образованные и именитые. Обучение Андрей Рублев начал с детских лет и вскоре достиг немалого умения. Возможно, что в молодости он учился и работал в Византии и Болгарии. Преподобный Андрей жил в эпоху тяжелых для Руси исторических событий: уже полтора столетия Русь томилась под гнетом завоевателей татаро-монгол. Жизнь каждого русича ежедневно висела на волоске, беспощадно разорялись дома и нивы. Вероятно, это и определило уход святого Андрея из мира в монастырь. Наиболее вероятно, что он принял постриг в московском Спасо-Андрониковом монастыре, с которыми была связана его жизнь. Второй его родной обителью стал Троице-Сергиев монастырь. Андрей Рублев застал то время, когда был жив «игумен земли Русской» Сергий, и проникся высоким духом Радонежского чудотворца. После его смерти святой иконописец продолжал тесно общаться с его учениками во время поездок, связанных с выполнением заказов. Кроме преподобного Никона, второго игумена Сергиевой Троицкой обители, Андрей Рублев знал святого Савву Сторожевского и племянника преподобного Сергия – Ростовского архиепископа святителя Феодора, который некоторое время был игуменом в соседнем с Андрониковым Симонове монастыре. Сам преподобный Андроник, основатель и первый игумен Спасо-Андроникова монастыря, был непосредственным учеником преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/fiction/detskaya-pravos...

В феврале 1522 г. митрополитом по воле великого князя стал игумен Иосифо-Волоцкого монастыря Даниил. Он быстро удалил из рядов высшего духовенства всех проникших туда нестяжателей. Так закончился краткий период расцвета нестяжательства, этого оригинального, смелого по тем временам течения русской общественной мысли. Будущее сулило нестяжателям одни лишь гонения и расправы. В 1523 г. митрополит Даниил доказал свою преданность великому князю; он согласился взять на себя ту неблаговидную роль, от которой с негодованием отказался Варлаам. Поклявшись обеспечить неприкосновенность Василия Шемячича, Даниил позволил Василию III схватить приехавшего в Москву новгород-северского князя. Внук отравленного по приказу Василия Темного Дмитрия Шемяки кончил свои дни в московской тюрьме. В 1525 г. Даниил признал сомнительный с точки зрения церковных канонов развод Василия III с первой женой, Соломонией Сабуровой, а затем и его брак с Еленой Глинской. На деле убедившись в преимуществах сотрудничества с иосифлянами, Василий III дал согласие на расправу с последователями Нила Сорского. В 1525 г. перед церковным судом предстал Максим Грек. Его обвиняли в различного рода преступлениях. Однако подлинной причиной расправы были нестяжательские взгляды Максима. Последующие 30 лет своей жизни Максим провел в опале и ссылке. Он был отправлен «на послушание» к своим злейшим врагам — монахам Иосифо-Волоцкого монастыря. Впоследствии Максим был переведен в тверской Отрочь монастырь, затем — в Троице-Сергиев. Там он и умер в глубокой старости в 1555 г. Его похоронили возле Духовской церкви. Со временем троицкие монахи отметили могилу Максима, причисленного к «лику святых», особой надгробной «палаткой». Несколько лет спустя Вассиан Патрикеев разделил участь своего друга-«философа». В 1531 г. он был судим по обвинению в превратном толковании церковных канонов. Признанный виновным, князь-инок был сослан в Иосифо-Волоцкий монастырь. Не довольствуясь физической расправой с идеологами нестяжательства, митрополит Даниил позаботился об историческом обосновании иосифлянских взглядов. Он подготовил грандиозный свод бытовавших на Руси церковно-юридических актов (так называемую «Сводную Кормчую»), который давал возможность нейтрализовать собранные Максимом Греком высказывания церковных авторов, осуждавших «владение селами». Одновременно Даниил организовал составление нового летописного свода, в котором иосифлянские идеи были подкреплены историческими примерами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

О посещении Пскова читаем в житии другого праведника, святого Николая (Саллоса), Христа ради юродивого, а также, что весьма важно, в богослужебных текстах. Он сказал царю: «Мяса не ешь, а людей губишь, и кровь христианскую пьешь, и суда Божия не боишься!» В древнем кондаке ему сказано: «Чудотворец явися Николае, цареву державу и смысла свирепство на милость обратив». Грозный, устрашенный пророчествами юродивого, оставил Псков в покое и отправился в обитель Псково–Печерскую, которая при игумене Корнилии сделалась неприступной крепостью на западных рубежах России. Царь, увидев эти твердыни, заподозрил в них измену, мысль отделиться от Москвы. По свидетельству летописи и монастырскому преданию, царь собственноручно умертвил игумена Корнилия и ученика его Вассиана, почему и сказано в службе им (Минея, 20 февр.): «От тленного сего жития земным царем к Небесному Царю мученически предпослан был еси в вечное жилище к лику святых» (икос). «Святым изыде в сретение грозному владыце пред враты обители со славою, воздавая земному царю должное, той же побежден быв гнева наступлением, добраго пастыря зле смерти предаде…» (стихира на «Хвалитех»). «…Земное шествие скончавая славно, царем неправедно убиен быв, с мученики венчався, Корнилие» (стихира на «Господи, воззвах»). Здесь перечислены только те факты, которые важны для православных людей, которые почитают святых и в дни их памяти прославляют на службах с определенным содержанием и смыслом текстов, а вне службы узнают о них из одобренных Церковью житий. По приказанию Грозного был ввержен в темницу, сослан в Отрочь–монастырь и затем умучен священномученик Филипп. Свирепство царя (сотни убитых и замученных монахов и священнослужителей), святотатственное ограбление Божиих церквей обличали и считали, что он «пьет кровь христианскую», два праведника – преподобный Арсений в Новгороде и праведный блаженный Николай Псковский. Братия Псково–Печерского монастыря были свидетелями убиения царем преподобномученика Корнилия и его ученика Вассиана. Монахи не читают «Самодержавие духа», а потому в Службе Собора Псково–Печерским святым, написанной по благословению Духовного собора старцев уже в наше время, следуя монастырскому преданию, в истине которого ни у кого нет оснований сомневаться, мы читаем: «К безумию склонися Царь грозный и смерти тя предаде: тем же и освятися твоею кровию обитель Псково–Печерская».

http://azbyka.ru/apokalipsis/iskusheniya...

М. вновь не поехал в Москву, что объясняется или пролитовской позицией кн. Бориса Александровича, в т. ч. в церковных вопросах (тем не менее очевидно, что М. не присоединился к унии), или, по Э. Клюгу, тем, что «Борис не хотел, чтобы под московское влияние попал тот человек, которому он доверил столь важную роль на случай регентства при малолетнем княжиче (Михаиле Борисовиче.- М. П.)» ( Клюг. 1994. С. 332). Без участия М. в дек. 1459 г. в Москве состоялся Собор рус. епископов, к-рый отверг претензии Григория на епархии Сев.-Вост. Руси (ПДРКП. 83. С. 627-632; РФА. 2008. 14. С. 108-110). После кончины кн. Бориса Александровича ( 10 февр. 1461) и вокняжения 15 февр. 1461 г. в Твери его несовершеннолетнего сына Михаила Борисовича (род. в 1453) М. вынужден был (очевидно, под давлением боярского окружения нового правителя, в т. ч. братьев С. З. и Б. З. Бороздиных) оставить кафедру и удалиться на покой в Отрочь мон-рь. Это было сделано с целью улучшить отношения с Москвой. 22 марта в Москве (впервые в истории новгородско-тверских церковных отношений) новым архиепископом Тверским и Кашинским свт. Иона поставил Геннадия (Кожина) (1461-1477), младшего брата прп. Макария Калязинского и преемника М. в качестве архимандрита Отроча мон-ря. Геннадий в отличие от М. сразу дал присяжную грамоту о верности московскому митрополиту и непризнании униат. митр. Григория (РФА. 2008. 2. Стб. 82-83; 55. С. 201-202). М. скончался и был погребен в Отроче мон-ре. Согласно писцовой книге П. Д. Норбекова 1626 г., гробница М. (к-рый погребен под спудом) находилась за правым клиросом соборного Успенского храма, на нем имелась крашеная плащаница с образом М. и надписью «Епископ Тверскии Моисеи» ( Чередеев. 1859. С. 49). Ист.: АИ. Т. 1. 271. С. 502; ПСРЛ. Т. 15. Стб. 496, 497; ПДРКП. 82. Стб. 625-626. Лит.: Строев. Списки иерархов. Стб. 452; Чередеев К. К., прот. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры в г. Твери и доныне. Тверь, 1859. С. 48-49; Первухин Г. П., прот. О Тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 51-53; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 506-507; Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994 (по указ.); Лурье Я. С. Две истории Руси XV в.: Ранние и поздние, независимые и офиц. летописи об образовании Московского гос-ва. СПб., 1994. С. 137; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 1. С. 31.

http://pravenc.ru/text/2563984.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010