Крестный ход состоится к 1030-летнему юбилею Православия на Белорусских землях 18.08.2022 16:15:34 МИНСК В Белоруссии с 19 по 26 августа пройдет большой крестный ход из Успенского Жировичского монастыря в столичный Свято-Духов кафедральный собор к Минской иконе Божией Матери, сообщает Седмица.ru со ссылкой на сайт Православная жизнь . По маршруту, пролегающему через 4 епархии и 18 храмов, паломники за 8 дней пройдут 250 км, сообщает «Православная жизнь» со ссылкой на сайт Белорусской Православной Церкви. Крестный ход приурочен к 1030-летнему юбилею Православия на Белорусских землях. Крестный ход начнется 19 августа, на Преображение Господне, и завершится 26 августа торжественным шествием по городу Минску, после которого патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин совершит Божественную литургию и молебен перед чудотворной иконой Божией Матери «Минская» в Свято-Духовом кафедральном соборе. Принять участие в крестном ходе могут все желающие, как из Беларуси, так и из зарубежья, присоединиться можно на любом отрезке пути. Маршрут движения опубликован на сайте church.by. Паломникам советуют иметь с собой все необходимое для многодневного похода с ночлегами в палатках и под открытым небом: запас продуктов, походную посуду, спальный мешок, теплую одежду, а также удобную обувь, в которой не сложно будет проходить по 30-40 километров в день. Жировичский монастырь, где начнется паломничество, расположен недалеко от города Гродно. Это один из главных центров белорусского православия. Он основан в XVI веке вокруг небольшой церкви на месте явления чудотворной Жировичской иконы Богоматери. Ныне она находится в Успенском соборе обители. Паломничество завершится в столичном кафедральном соборе Сошествия Святого Духа у Минской иконы Божией Матери. Согласно церковному преданию, авторство этого образа восходит к святому апостолу и евангелисту Луке. Как полагают, икона находилась в византийской Корсуни (ныне часть Севастополя, Крым), затем ее привезли в Киев, где святыня хранилась до XVI века. После набега крымских татар икона чудом уцелела и была перенесена в Минск, где и пребывает сегодня. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/08/18/krestnyy-h...

Виленское братство имело членов и приверженцев во всех частях Литвы. В братской типографии были напечатаны: Часослов (Евье, 1612), Анфологион (Евье, 1613), Молитвы повседневные (Евье, 1615), Евангелие учительное (Евье, 1616), Молитвенник (Вильно, 1617), Служебник (Вильно, 1617), Требник (Вильно, 1618), Требник со статьями для иноков (Вильно, 1618), Букварь славянский (Евье, 1618), «Грамматика словенская» Мелетия (Смотрицкого) (Евье, 1619), «Вертоград душевный...» Фикария Святогорца (Вильно, 1620). Осенью 1615 г. Л. подготовил к печати свои проповеди на Преображение Господне и на Успение Пресв. Богородицы. Под рук. Л. в 1613-1617 гг. возвели каменное здание для братской школы, уч-ще было реформировано и стало 5-классным. В 1620 г. Речь Посполиту посетил Иерусалимский патриарх Феофан IV , к-рый должен был рукоположить для правосл. Церкви епископов. Л. не смог поехать в Киев, поскольку был, по выражению Мелетия (Смотрицкого), «надломлен во всех телесных силах». 24 сент. преподобный скончался. Л. был погребен в Свято-Духовской ц. 2 нояб. 1620 г. (через 6 недель после кончины). Отпевание совершил Полоцкий архиеп. Мелетий (Смотрицкий), вернувшийся из Киева после епископской хиротонии и ставший настоятелем Виленского монастыря. На погребении архиеп. Мелетий произнес проповедь, вскоре опубликованную. Архиерей отметил нетление честных останков Л. О нетленности мощей преподобного говорится в «Мнемозине славы, дел и трудов преосвященнаго в Бозе отца Петра Могилы» (К., 1633). После постройки в Свято-Духовом монастыре в 1634 г. каменного храма останки Л. были перенесены туда. Современники высоко оценивали заслуги Л. По словам Мелетия (Смотрицкого), он «церковь Виленскую, охладевшую в благочестии, сотворил благодатию Христовой способной на прежнюю, привычную для благочестивых христиан плодовитость, соделал урожайной и многоплодной… возродив в ней святые обычаи первозажженной Церкви... Падшую из-за проклятого отступления святыню Церкви нашей Русской счастливо вознести сподобился». В соч.

http://pravenc.ru/text/2463471.html

С 1934 г. член Гродненской духовной консистории, наместник гродненского Борисоглебского мон-ря. В 1935 г. в связи с предложением экзарха Московского Патриархата в Америке архиеп. Алеутского и Североамериканского Вениамина (Федченкова) о назначении на викарную епископскую кафедру И. обратился к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя Сергию (Страгородскому ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) с просьбой о своем принятии в юрисдикцию Московского Патриархата, но в связи с болезнью был вынужден отказаться от выезда в США. В 1936-1937 гг., оставаясь членом Гродненской духовной консистории, был настоятелем Жировицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В кон. 1937 г. пребывал в Свято-Духовом монастыре в Вильно. Осуждал деятельность «Союза православных поляков», пытавшегося при поддержке польск. властей осуществить полонизацию церковной жизни в Гродненской и Виленской епархиях, был сторонником сохранения в богослужении церковнослав. языка. По словам И., «претерпел немало огорчений и неприятностей от польских духовных и гражданских властей». В кон. 1937 г. вынужден был покинуть Свято-Духов мон-рь, проживал как частное лицо в Гродно. Осенью 1939 г. перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. В нач. 1941 г. экзархом Московской Патриархии в зап. областях Украины и Белоруссии Волынским и Луцким митр. Николаем (Ярушевичем) назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Ковеле. Был награжден правом ношения панагии. С началом Великой Отечественной войны и нем. оккупации противостоял сторонникам укр. автокефалии, к к-рым тогда присоединился Камень-Каширский еп. Антоний (Марценко) . И. вошел в Ковельский церковный совет, к-рый объединял сторонников сохранения единства с Московским Патриархатом. Совет возглавлял проживавший в Ковеле до дек. 1941 г. Черновицкий и Хотинский еп. Дамаскин (Малюта) . Вместе с еп. Дамаскином И. присоединился к остававшейся в каноническом общении с РПЦ автономной Украинской Православной Церкви (УПЦ) во главе с Волынским и Житомирским митр. Алексием (Громадским) .

http://pravenc.ru/text/469500.html

Одноглавая трехпрестольная церковь, окруженная каменной оградой, была возведена в барочном стиле. Четверик имел купольное завершение. В 1887 году теплая церковь была расширена, с западной стороны к ней примыкала трапезная, над которой возвышалась круглая колокольня с высоким четырехгранным шпилем. С западной стороны к колокольне сделали пристройки. Холодный храм примыкал к теплому с восточной стороны. Екатерининская церковь имела одноапсидный алтарь, пятигранный с отдельной главой. Трапезная с двумя главами над приделами во имя Феодоровской иконы Божией Матери и Иоанна Воина несколько выдавалась по бокам главной части храма. Храм был богато убран карнизами и полуколоннами. Если первоначально Екатерининская церковь была малоприходной, то в XIX - начале XX веков она становится одной из самых известных и престижных. Росту числа прихожан способствовали удобное местоположение храма (в центре города, в непосредственной близости от Свято-Духова монастыря) и застройка Екатерино-Дворянской улицы большими дворянскими домами. Снаружи, на восточной алтарной стене храма, в раме под стеклом висела большая икона Спасителя, пред которой горела лампада. По воспоминаниям современников, 7 декабря, в день великомученицы Екатерины, храм был полон народу. На колокольне устраивалась " иллюминация " из разноцветных электрических лампочек. В Екатерининском храме в качестве священника в течение всего 1901 года и в период с 1927 по 1930 год служил епископ Вельский, викарий Вологодской епархии сщмч. Николай (Караулов) (+ 1932). Холодный храм Екатерининской церкви был закрыт одним из первых в Вологде - 24 декабря 1918 года. Службы в теплом храме прекращены 31 декабря 1929 года. В газете " Красный Север " от 11 февраля 1930 года был опубликован репортаж с субботника по снятию колоколов с храмов города, в число которых вошла и Екатерининская церковь. В апреле 1930 года специальная комиссия в составе представителей Городского коммунального административного отдела, Окрпрофсоюза, Техностроя, Губмузея нашла возможным признать подлежащей к слому Екатерининскую церковь. Однако госучреждения остро нуждались в помещениях. По этой причине в 1930-х годах Вологодское управление НКВД, размещавшееся по соседству, в Свято-Духовом монастыре, перестроило опустевший храм под ведомственную столовую и магазин. В начале 1950-х произведена частичная разборка церкви, признанной не имеющей исторической, художественной и архитектурной ценности – храм лишился колокольни и алтаря. В 1960-х годах в помещении располагался клуб и спортзал КГБ-МВД.

http://drevo-info.ru/articles/13672668.h...

Алексий, архиепископ Литовский и Виленский (Лавров-Платонов Александр Федорович) Родился в 1829 году в селе Семеновском Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье священника. В 1850 году окончил Ярославскую духовную семинарию (в РБС т. 2. – С. 19 ошибочно указана дата окончания семинарии – 1830 г.) и поступил в Московскую духовную академию. В июне 1854 года окончил курс Московской духовной академии; 9 октября определен при академии бакалавром по кафедре церковного красноречия и законоведения. 31 августа 1855 года удостоен степени магистра. С 1862 года – преподаватель греческого языка. С 10 февраля 1864 года – экстраординарный профессор на кафедре греческого языка и библиотекарь академии. В 1870 году перешел на кафедру церковного законоведения. В 1877 году овдовел. 9 января 1878 года принял монашество; 17 марта возведен в сан архимандрита и определен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. 30 апреля 1878 года хиротонисан во епископа Можайского, второго викария Московской митрополии. С 22 января 1883 года – епископ Дмитровский, первый викарий Московской епархии. С 9 марта 1885 года – епископ Таврический и Симферопольский. 11 мая 1885 года назначен епископом Литовским, священноархимандритом Свято-Духова Виленского монастыря. С 20 марта 1886 года – архиепископ. Скончался 9 ноября 1890 года в Вильне, погребен в Свято-Духовом монастыре в пещерной церкви, у левой стороны. Архиепископ Алексий приобрел всеобщую известность своей ученостью и глубоким знанием канонического права. Его труды всегда отличались глубокой обоснованностью, строгостью взгляда относительно Православия и истинного патриотизма. Однако он не искал славы и популярности, но старался скрыть свое имя при издании трудов. Как архипастырь, преосвященный Алексий показал себя непоколебимо твердым поборником веры и благочестия, ревнителем истины, защитником Православия и русского населения от польско-католических интриг. Замечательные духовно-нравственные качества архиепископа Алексия снискали ему любовь и уважение среди окружающих. Он отличался кротостью нрава, ласковостью, доступностью, честностью и спокойствием в исполнении своих архипастырских обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

з нагоди кончини пройшли в 2 2017 р. 12:54 1 апреля 2017 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботу Акафиста), день памяти святой праведной княгини Софии Слуцкой, митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, совершил Божественную литургию в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. Его Высокопреосвященству сослужили управляющий делами Минской экзархии архимандрит Сергий (Брич), секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков и клирики кафедрального собора. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Виталия Соболевского. Проповедь перед причастием произнес клирик Свято-Духова кафедрального собора протоиерей Сергий Гордун. По заамвонной молитве Патриарший экзарх и сослужащие священнослужители совершили славление празднику. По окончании богослужения митрополит Павел обратился к прихожанам и духовенству собора со словом назидания. Владыка Павел поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. Всем именинникам было провозглашено многолетие, и Патриарший экзарх вручил им просфоры и розы. В этот же день в городе Слуцке состоялись общеепархиальные торжества по случаю 405-й годовщины блаженной кончины праведной Софии Слуцкой. Торжества возглавил епископ Слуцкий и Солигорский Антоний . Архипастырь совершил Божественную литургию в храме бессребреников Космы и Дамиана Римских женского монастыря в честь праведной Софии Слуцкой. Перед началом праздничного богослужения в обитель был принесен список иконы Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение» из монастыря Ватопед. Копия образа была создана на Афоне специально для строящегося в Слуцке храма преподобного Паисия Святогорца. Служению Литургии предшествовал крестный ход с честной стопой праведной Софии Слуцкой, который возглавил секретарь Слуцкого епархиального управления протоиерей Николай Лабынько. Крестный ход проследовал от кафедрального собора Архангела Михаила к Софийскому монастырю. Участие в шествии приняли духовенство и паломники из всех благочиний Слуцкой епархии: Слуцкого, Солигорского, Несвижского, Копыльского, Клецкого, Любанского, Стародорожского.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4852351...

Митрополит Минский Вениамин совершил литию по новопреставленному протоиерею Феодору Кривоносу 4 июня 2021 г. 13:55 3 июня 2021 года, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, день памяти равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков возглавил Божественную литургию, после которой было совершено отпевание заштатного клирика Минской епархии протоиерея Феодора Кривоноса . В Свято-Духов собор пришли проститься с отцом Феодором родственники, ряд священнослужителей, преподаватели и студенты Минской духовной академии , прихожане собора и миряне, знавшие усопшего. Также в храм прибыл Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин . Он обратился к собравшимся с кратким надгробным словом и затем совершил заупокойную литию. Патриаршему экзарху сослужили: первый проректор Института теологии БГУ протоиерей Сергий Гордун, секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, ключарь собора протоиерей Владимир Уваров, клирики кафедрального собора, благочинные, настоятели и священнослужители Минской епархии. Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Назаров. По окончании литии владыка Вениамин прочел разрешительную молитву над усопшим. Затем был совершен чин отпевания протоиерея Феодора Кривоноса, который возглавил протоиерей Сергий Гордун в сослужении клириков Минской епархии, прибывших на заупокойное богослужение. По окончании отпевания протоиерей Сергий Гордун огласил соболезнование Патриаршего экзарха родственникам почившего. Отец Феодор будет погребен 3 июня в Жировичах на братском кладбище Успенского монастыря. Протоиерей Феодор Кривонос скончался вечером 1 июня. Будущий священнослужитель родился 18 августа 1962 года. В 1985 году окончил исторический факультет Белорусского государственного университета. Крестился в сознательном возрасте в храме святого Александра Невского города Минска в 1987 году. 26 августа 1994 года Патриаршим экзархом всея Беларуси митрополитом Минским и Слуцким Филаретом был рукоположен в сан диакона, 4 ноября — в сан священника.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Преосвященнейшему Антонию, архиепископу Волынскому и Житомирскому, Священноархимандриту Почаево-Успенской Лавры, Милостивейшему архипастырю учителя Житомирского духовного училища Петра Лясковского Прошение Познав мирскую суету, смиреннейше прошу Ваше Высокопреосвященство сподобить меня малого ангельского образа 21 мая 1911 года Вашего Высокопреосвященства смиреннейший послушник Петр Лясковский » . Прошение Петра Лясковского о постриге В Государственном архиве Житомирской области сохранилось дело о постриге: само прошение, беседа со ставленником, которая проводилась по регламенту перед постригом, различные справки и гражданский паспорт Петра Лясковского. Паспорт, видимо, был сдан в канцелярию духовной консистории как мирской документ, ничего общего не имеющий с новым именем и новой жизнью, ожидающей будущего монаха. То, что выбор монашеского пути был для Петра Александровича осознанным и неизбежным, очевидно из статьи в «Волынских епархиальных ведомостях» за 1911 год. Автор отмечает: «Любовь к Церкви, предпочтительный пред всеми прочими интерес к религиозным вопросам, склонность к монашескому подвигу всегда заметно выделяли Петра Александровича и делали его близким и родным монашеской братии. Вопрос о постриге для него был только вопросом времени» . Постриг будущего архиерея состоялся в Свято-Успенской Почаевской Лавре. В одной из своих проповедей владыка с огромной любовью описывает чувства, которые испытывал к Почаевской Лавре, ведь там он не только принял монашеский постриг, но и подвизался перед постригом в Свято-Духовом скиту, а в 1912 году стал архимандритом Лавры. Вскоре архиепископ Антоний (Храповицкий) послал ходатайство в Святейший Синод о поставлении иеромонаха Памфила в учители Волынской семинарии. 7 июня 1911 года иеромонах Памфил стал преподавателем гомилетики, литургики и практического руководства в Волынской духовной семинарии. В «Волынских епархиальных ведомостях» сохранилась замечательная статья о паломничестве семинаристов во главе с иеромонахом Памфилом в Тригорский мужской монастырь в окрестностях Житомира. Искренние слова учеников, приведенные в статье, как нельзя лучше характеризуют их учителя: они любили его. Ведь учитель – это не только тот, кто преподает некие предметы, но и тот, кто теплом своей души способен пробудить в учениках стремление к хорошему, светлому и доброму.

http://pravoslavie.ru/89894.html

‘В связи с трауром призываем всех православных помолиться о упокоении душ усопших рабов Божиих, во граде нашем преступным деянием невинно убиенных, а также о скорейшем исцелении пострадавших и утешении родных и близких’ Фото: Пресс-служба ЦПУ 21 октября. ПРАВМИР. После вечернего богослужения в Свято-Духовом монастыре Волгограда преподаватели и студенты Царицынского православного университета преподобного Сергия Радонежского совместно с насельниками Свято-Духова мужского монастыря вознесли молитвы о пострадавших во время теракта в Волгограде 21 октября. Об этом сообщает на  пресс-служба ЦПУ . Были совершены молебен о здравии страждущих и лития о упокоении усопших. «В связи с трауром призываем всех православных помолиться о упокоении душ усопших рабов Божиих, во граде нашем преступным деянием невинно убиенных, а также о скорейшем исцелении пострадавших и утешении родных и близких», — говорится в обращении в блоге Макара Кулькова  «Православие на берегах Волги» . Сообщается, что на Богоявленском приходе поминовение состоится на ближайшей службе в память преподобного Амвросия Оптинского — за вечерним богослужением во вторник 22 октября, а также утром в среду 23 октября за Божественной Литургией и после нее. Напомним, 21 октября в результате взрыва в автобусе в Волгограде погибли по меньшей мере шесть человек, десятки получили ранения. Как установили правоохранители, взрыв в автобусе совершила смертница — 30-летняя уроженка Дагестана. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 5 января, 2014 2 января, 2014 18 мая, 2017 29 декабря, 2015 21 октября, 2014 9 июня, 2014 7 мая, 2014 13 февраля, 2014 3 февраля, 2014 5 января, 2014 2 января, 2014 18 мая, 2017 29 декабря, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-volgograde-molyatsya...

295 Святые мученики Виленские (Литовские) Антоний, Иоанн и Евстафий служили при дворе Великого князя Литовского Ольгерда (1345 – 1377). Они приняли смерть за Христа в 1347 г. Память святых мучеников – 14 (26) апреля. Их мощи хранились в Виленском Свято-Духовом монастыре. В 1915 г., при наступлении немцев, эти святыни, как самые драгоценные реликвии православия в Прибалтийском крае, были взяты в Москву митрополитом Тихоном, будущим Патриархом. Там их застала революция, мощи были «арестованы» и помещены в музей атеизма. Лишь в 1946 г. они вернулись в Виленский Свято-Духов монастырь. 296 Виленская-Остробрамская Икона Божией Матери. Святыня хранится в часовне над воротами в Вильнюсе, в старой части города, рядом с костелом святой Терезии и православным монастырем Святого Духа. Она почитается как православными, так и католиками. Название ее – Островоротная или Остробрамская происходит от народного названия ворот «Острые ворота» или «Острая брама» (от польск. «Брама» – ворота). В прошлом икона также именовалась Корсунская Благовещенская. День памяти ее – 26 декабря/8 января. 300 27 ноября (10 декабря по новому стилю) день памяти иконы Божией Матери «Знамение». Престольный праздник в Царском Селе. 301 Покровская община – основана в 1858 г. Великой княгиней Александрой Петровной. Впоследствии – монахиня Анастасия киевского Покровского монастыря. Община была основана для попечения приходящих больных и для воспитания бедных бесприютных детей. В 1914 г. в ней был оборудован госпиталь. Находилась на Васильевском острове – Большой пр. 85, сейчас здесь находится больница, куда вошло несколько зданий бывшей общины. 305 Сарыкамыш – ныне город в Турции. 9 декабря в районе Сарыкамыша началось наступление 3-й турецкой армии. К 4 января 1915 г. русским войскам в результате так называемой Сарыкамышской операции удалось полностью разгромить наступавшие турецкие части. 306 В доме генерал-губернатора (Тверская 13) находились состоящие под покровительством Императрицы Александры Федоровны мастерские комитета Великой княгини Елизаветы Федоровны. Для шитья белья для раненых работало более 1000 жен запасных. Всего там было изготовлено свыше 1 миллиона вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010