Решение о возрождении духовного училища было принято в канун 150-летия со дня его основания. Училище расположится в Свято-Духовом монастыре города, а затем его планируется присоединить к Витебской духовной семинарии. Фото: kudapostupat.by 14 ноября. ПРАВМИР. Синодом Белорусской Православной Церкви принято решение о восстановлении духовного училища для девушек в Витебске. Возглавит учебное заведение архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, сообщает Патриархия.ru . Решение о возрождении духовного училища было принято в канун 150-летия со дня его основания. Училище расположится в Свято-Духовом монастыре города, а затем его планируется присоединить к Витебской духовной семинарии. Воспитанницы будут обучаться очно на двух отделениях: церковного искусства и регентском. Полный курс обучения займет три года, возраст поступающих — от 17 до 35 лет. История Витебского женского духовного училища началась в 1864 году, в то время срок обучения в нем составлял шесть лет. Во время Первой мировой войны в здании училища находился военный госпиталь. Здание  сохранилось до наших дней, сейчас в нем находится областной исполком. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 26 мая, 2020 1 февраля, 2019 7 июля, 2017 28 марта, 2016 25 января, 2016 12 октября, 2015 17 сентября, 2015 17 сентября, 2015 17 сентября, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/zhenskoe-duxovnoe-uchi...

Архив Пн В Минске прошли торжества по случаю дню тезоименитства митрополита Филарета и 35-летия его служения в Белоруссии 15 декабря 2013 г. 14:27 14 декабря 2013 года, в день памяти праведного Филарета Милостивого, в Минске прошли торжества, посвященные дню тезоименитства Предстоятеля Белорусской Православной Церкви митрополита Минского и Слуцкого Филарета и 35-летию его служения на Минской кафедре . Накануне праздника викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин совершил всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. В день торжества Божественную литургию в Свято-Духовом соборе возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин , архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий , архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан , архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий , управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий , архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий , епископ Могилевский и Мстиславский Софроний , епископ Брестский и Кобринский Иоанн , епископ Гомельский и Жлобинский Стефан , епископ Бобруйский и Быховский Серафим , епископ Туровский и Мозырский Леонид , епископ Борисовский Вениамин, епископ Смоленский и Вяземский Исидор , наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), а также сонм духовенства из епархий России, Украины и Белоруссии. В храме молились настоятельницы монастырей Белорусского экзархата, многочисленные гости и прихожане собора. На богослужении присутствовал уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко. По окончании Литургии епископ Смоленский и Вяземский Исидор огласил поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой о Господе владыка! В день памяти Вашего небесного покровителя — праведного Филарета Милостивого — примите сердечные поздравления вкупе с пожеланиями крепости сил и бодрости духа на многая и благая лета.

http://patriarchia.ru/db/text/3441377.ht...

В Минске прошли торжества по случаю дня тезоименитства митрополита Филарета Минск, 15 декабря 2013 г. 14 декабря 2013 года, в день памяти праведного Филарета Милостивого, в Минске прошли торжества, посвященные дню тезоименитства Предстоятеля Белорусской Православной Церквимитрополита Минского и Слуцкого Филарета и 35-летию его служения на Минской кафедре, сообщает Патриархия.ru . Накануне праздника викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин совершил всенощное бдение в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска. В день торжества Божественную литургию в Свято-Духовом соборе возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин, архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий, архиепископ Пинский и Лунинецкий Стефан, архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий, управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий, епископ Могилевский и Мстиславский Софроний, епископ Брестский и Кобринский Иоанн, епископ Гомельский и Жлобинский Стефан, епископ Бобруйский и Быховский Серафим, епископ Туровский и Мозырский Леонид, епископ Борисовский Вениамин, епископ Смоленский и Вяземский Исидор, наместник Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарев), а также сонм духовенства из епархий России, Украины и Белоруссии. В храме молились настоятельницы монастырей Белорусского экзархата, многочисленные гости и прихожане собора. На богослужении присутствовал уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко. По окончании Литургии епископ Смоленский и Вяземский Исидор огласил поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Ваше Высокопреосвященство, дорогой о Господе владыка! В день памяти Вашего небесного покровителя — праведного Филарета Милостивого — примите сердечные поздравления вкупе с пожеланиями крепости сил и бодрости духа на многая и благая лета.

http://pravoslavie.ru/66738.html

Иосиф, епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский (Бобрикович-Анхожский) Был ректором Братской школы и проповедником в Виленском Свято-Духовом монастыре. В начале 1633 года он был избран на Могилевскую кафедру и в конце того же года митрополитом Петром (Могилой , † 1646) хиротонисан во епископа. В этом же году 14 марта король Владислав пожаловал ему грамоту, согласно которой Иосифу подчинялись православные, жившие в пределах обширной Полоцкой епархии; ему разрешалось свободно посещать в ней все города и местечки для обозрения православных церквей и монастырей, а всем желающим разрешалось свободно переходить из Православия в унию и из унии в Православие. Эта грамота быстро дала положительные результаты. Многие из перешедших в унию возвратились в Православие. Эта цель и преследовалась при назначении на кафедру епископа Иосифа. Это был человек умный, образованный, ревностный. Он много потрудился для Православия. Но жизнь его была слишком кратковременна; 9 апреля 1635 года он скончался в Вильне (Вильнюсе). При известии о кончине преосвященного Иосифа митрополит Петр (Могила) воскликнул: «Ах, правая рука у меня отсечена!» – и сам приехал для его погребения. Погребен преосвященный Иосиф в Свято-Духовом Виленском монастыре. Литература: Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 11. – С. 525–527. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884. Виленский Свято-Духов монастырь. Историческое описание/Сост. Ф. Смирнов. – Вильна, 1888. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1404. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 493, 538. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 55. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911. – Т. 8. – С. 447–450. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– Вас назначили в родную Клайпеду? – Нет, я переместился в Вильнюс и стал служить в Свято-Духовом монастыре. 9 месяцев диаконом, а потом владыка Хризостом рукоположил меня в иерея. Уже будучи священником, я поступил на заочный сектор Московской духовной семинарии, где и проучился 5 лет. Когда я учился, была прекрасная возможность окунуться в мир Троице-Сергиевой лавры и молиться своему небесному покровителю, преподобному Сергию Радонежскому. Я действительно чувствовал его духовное заступничество. Обучаясь в семинарии, параллельно я в 2010-м году защитил в Шяуляе докторскую диссертацию. Когда я учился, была возможность молиться своему небесному покровителю, преподобному Сергию Радонежскому – На литовском языке? – Да, моё обучение шло на литовском. Такая вот парадоксальная ситуация: я заканчивал школу на русском языке, но уже со школьной скамьи прекрасно овладел литовским. Затем написание диссертации, преподавание и в немалой степени общение проходило на литовском. Это помогло приблизить коренных литовцев, помогло им узнать о Православии. Хотя у некоторых людей возникало недоумение, как можно сочетать светскую работу и духовное служение. Но на самом деле я чувствую и вижу, что это две неотъемлемые составные части моей жизни, так как служение на светском и на духовном поприще – это общение с людьми. Моя светская работа – это служение, просвещение и миссионерство. Свято-Духов монастырь в Вильнюсе – Всё это время, начиная с 2005 года, вы продолжали служить в Свято-Духовом монастыре в Вильнюсе? – Через 4 года владыка Хризостом предложил мне перейти в Пречистенский кафедральный собор, в том числе и для того, чтобы я мог там руководить воскресной школой. Я воспринял это с духовным утешением, поскольку предложение было озвучено на День Святой Троицы. В Пречистенском кафедральном соборе я прослужил 6 лет. И уже при новом архиерее, владыке Иннокентии, меня назначили руководить Комиссией (сейчас это Отдел) религиозного образования и катехизации епархии. После появления этой структуры мы начали проводить регулярно различные мероприятия. Например, наши традиционные Рождественские чтения, а также Республиканские олимпиады по Основам православной культуры.

http://pravoslavie.ru/130086.html

Архив Пн На белорусскую землю прибыл ковчег с мощами великомученика Георгия Победоносца 18 июля 2023 г. 11:38 16 июля 2023 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска по завершении Божественной литургии Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Вениамин возглавил встречу ковчега с мощами великомученика Георгия Победоносца. Принесение святыни организовано Комиссией Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь и Синодальным паломническим отделом Белорусской Православной Церкви при поддержке ряда общественных организаций. Глава Белорусского экзархата возглавил молебное пение перед ковчегом. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков, председатель Наградной комиссии Белорусского экзархата, председатель приходского совета Свято-Духова кафедрального собора иерей Дионисий Ковалев и клирики кафедрального собора. Богослужебные песнопения исполнил архиерейский хор под управлением Виталия Соболевского. В своем слове Патриарший экзарх отметил, что каждому есть о чем помолиться великомученику Георгию. «Будем вникать в житие святого и просить его благодатной помощи, — призвал митрополит Вениамин. — Помолимся здесь, в кафедральном соборе, чтобы с большой пользой эта святыня путешествовала по городам и весям нашего Отечества, поднимала молитвенный дух людей, призывала их во множестве в храмы и монастыри, где будет останавливаться ковчег с мощами». Также Его Высокопреосвященство высказал слова благодарности в адрес Святейшего Патриарха Кирилла, по благословению которого совершается принесение святыни, и сопровождающей группы, которая прибыла с ковчегом. Поклониться святыне в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска можно было до 17 июля включительно. Затем ковчег с мощами отправится в Витебскую епархию (18-21 июля). Дальнейший график принесения святыни: Святой великомученик Георгий Победоносец (II-III вв) вырос в Каппадокии (Малая Азия) в христианской семье. Вступив в римское войско, святой Георгий своими ратными подвигами заслужил внимание императора Диоклетиана и был назначен одним из старших военачальников. Получив поручение императора о преследовании христиан, Георгий открыто провозгласил себя христианином и сознательно пошел на страдания ради Христа. После восьмидневных тяжелых пыток с требованием отречься от Христа был обезглавлен в 303 (304) году. Почитание Георгия как святого сразу распространилось по всей империи и подтвердилось многими чудесами.

http://patriarchia.ru/db/text/6042708.ht...

поиск:   разделы   рассылка Свято-Духов монастырь в Боровичах нуждается в помощи Источник:  Ваши Новости (Новгород) В редакцию интернет-газеты " Ваши новости " позвонила главный редактор боровичской газеты " Для Вас " Любовь Семенова. " Совсем недавно Новгородская епархия по благословению Патриарха Кирилла разделилась на Новгородскую под окормлением митрополита Льва и Боровичскую и Пестовскую, где епископом стал отец Ефрем, – рассказала Любовь Семенова. – Владыку Ефрема я знаю 20 лет, как мудрого пастыря и великого труженика. Но его архиерейское подворье в Боровичах в Свято-Духовом монастыре в данный момент напоминает послевоенную разруху: груда кирпичей, пустые глазницы келий, обвалившаяся штукатурка стен, где уже видимо пробивается святой образ Николая Чудотворца – всё кричит о помощи " . " С миру по нитке – и обитель возродится! " – говорит журналист и обращается ко всем, кто мог бы оказать любую посильную помощь в восстановлении Свято-Духова монастыря. Точная дата основания Свято-Духова монастыря не установлена, так как монастырские архивы погибли во время пожара. Известно, что обитель была основана в начале XIV века, во время царствования Ивана Калиты. Большую известность монастырь получил во второй половине XV века, в связи с перенесением в него мощей святого Иакова Боровичского. Иван Грозный, имея большую любовь к новоявленным святым и чудотворным иконам, наделил монастырь пахотными землями и угодьями. В 1613 году, в период смутного времени, Свято-Духов монастырь был разграблен шайками шведов и поляков. В 1654 году Патриарх Никон основал Иверский монастырь на Валдае и повелел туда боровичскую святыню. Свято-Духов монастырь, в котором была оставлена частица мощей святого Иакова, был приписан к Иверскому-Валдайскому. В 1724 в монастыре некоторое время находились мощи святого благоверного великого князя Александра Невского при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, в Санкт-Петербург. С 1741 года Боровичский Свято-Духов монастырь был приписан к Александро-Невской Лавре.

http://religare.ru/2_95528.html

Известен следующий анекдотический факт, действительно имевший место. Однажды В. С. Беер приходит ко всенощному бдению в субботу в Троицкий монастырский храм и спрашивает у уставщицы-монахини: «Матушка София! Какой сегодня у нас глас?» – Восьмой, – отвечает она. – Скажите, какое совпадение! В Духовом монастыре тоже восьмой глас. При В. С. Беере слава семинарского хора совсем поблекла. Очень плохо и нестройно исполняли даже гласовое пение, не говоря уже о партесном. Следующий после епископа Антония ректор семинарии протоиерей Николай Тучемский не знал действительного положения вещей и, по-видимому, сам был не очень музыкальным, ибо мирился с плохим пением. Я же первую половину учебного года не был в семинарии и приехал только в конце января. Ректор не знал, что я считаюсь помощником регента хора. И вот в связи с хором у меня с ним произошел любопытный казус. Дело было после Пасхи во время экзаменов в первом богословском классе. Я уже был диаконом. В субботу на всенощном бдении я получил распоряжение ректора завтра служить литургию в Знаменской церкви в помощь больному настоятелю протоиерею Александру Сосновскому. Вдруг во время канона о. ректор получает записку от инспектора семинарии Льва Александровича Белявского с просьбой выделить часть семинарского хора на завтра в кладбищенскую Ефросиниевскую церковь пропеть архиерейскую службу. Владыка Феодосий почему-то не хотел дома в Свято-Духовом монастыре служить государственный молебен и решил ехать в Евфросиниевскую церковь – там по новому стилю как раз был престольный праздник. Л. А. Белявский числился псаломщиком этой церкви (за занимаемую при церкви квартиру), хора же там не было. Отец ректор вызвал из хора в алтарь поочередно трех моих товарищей, лучших певцов: Имшенника, Каминского и Комара, предлагая им завтра с частью семинарского хора провести литургию в Евфросиниевской церкви. Они все категорически отказались. Кого же я пошлю, – чуть ли не с плачем сказал он (такова была его манера говорить). О. Евстафия Баслыка, – ответили они ему.

http://pravoslavie.ru/30044.html

Монастырь основан при деревянной церкви в честь Святого Духа, построенной в первой половине XIV в. в западной части Заручевья (Заручевской слободе). Вторая жена князя Ольгерда, тверская княжна Иулиания, основала при церкви женский монастырь, где, согласно преданию, сама приняла монашеский постриг под именем Марфы. Вскоре умерла и была похоронена в Свято-Духовом же монастыре. После заключения церковной унии 1596 г. Свято-Духов храм, как и другие, переживал притеснения, особенно усилившиеся после убийства витебчанами униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. Монастырь пострадал во время войны между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 г.г., но уже в 1661 г. был отстроен на пожертвования горожан. Женский монастырь при Свято-Духовой церкви был восстановлен в 1697 г. как униатско-базилианский. В 1796 г. вместо деревянного был построен каменный храм Иоанна Богослова в стиле барокко. После возвращения раскаявшихся униатов в лоно Православия в 1839 г., женский Свято-Духов монастырь вновь стал православным, ему возвращено древнее название. Но к середине XIX в. обитель приходит в запустение. В 1855 г. здесь оставалось только шесть престарелых монахинь. Вскоре монастырь вовсе закрыли и превратили в женскую тюрьму. Благодаря ревности витебской общественности, в конце XIX в. тюрьма была переведена в другое место, а в стенах монастыря разместилось женское Духовное училище. В 1898 г. на средства Полоцко-Витебской епархии было возведено новое трехэтажное монастырское здание. Одновременно была перестроена в стиле московской архитектуры и церковь в честь Святого Духа. После революции 1917 г. духовное училище было ликвидировано, а церковь закрыта. В 1936 г. был уничтожен архив Свято-Духова монастыря. При перепланировке Витебска в 1947 г. здание церкви было снесено «как ненужное». 3 мая 2001 г. Синод Белорусской Православной Церкви благословил возродить Свято-Духов женский монастырь. Сегодня монастырь располагается в здании центра духовно-культурного возрождения Витебской епархии, где находится Свято-Ольгинская церковь и келии монахинь.

http://sobory.ru/article/?object=11825

Место, на котором расположился собор, издревле принадлежало Православной Церкви. Здесь размещался православный мужской монастырь в честь бессребреников Космы и Дамиана, первые сведения о котором относятся к началу XV века. В начале XVII века Космо-Дамиановский монастырь перешел к униатам, а в 1633 году — к католикам латинского обряда. В зданиях обители поселились монахини ордена бернардинок. Через некоторое время в бывшем монастыре произошел пожар, уничтоживший храмовые и иные постройки. В период с 1633 по 1642 годы на землях бывшего Космо-Дамиановского православного монастыря был возведен храм бернардинок — здание нынешнего Свято-Духова собора. В дальнейшем храм не раз горел и подвергался перестройкам. В 1852 году из-за сокращения количества монахинь обитель была ликвидирована. В 1860 году собор был передан Православной Церкви и после небольшого ремонта освящен в честь равноапостольных Мефодия и Кирилла. Особую роль в истории храма сыграл архиепископ Александр (Добрынин), занимавший в 1868-1877 годах Минскую кафедру. Согласно отзывам, это был всесторонне образованный человек, отличавшийся замечательными личными качествами — кротостью, сердечностью, простотой и приветливостью в общении, доступностью для всех. По ходатайству владыки Александра из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок для устройства мужского монастыря. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Святейшего Синода именовать его Свято-Духовым. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящен правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Братию составили бывшие насельники древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. Приехав в Минск, монахи возложили на престол Свято-Духовой церкви Евангелие, переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько, отцом святой праведной княгини Софии Слуцкой. Монастырской Свято-Духова церковь оставалась до начала 1918 года.

http://patriarchia.ru/db/text/4126813.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010