Arhiva La cea de a 25-a aniversare din ziua hirotoniei arhiereti a mitropolitului de Minsk i Zaslavl Pavel în catedrala episcopal „Sfântul Duh” din Minsk a avut loc slujba dumnezeiasc svârit de un sobor de arhierei 23 martie 2017 11:28 22 марта 2017 года, в среду четвертой седмицы Великого поста, митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, в сослужении архиепископов: Гродненского и Волковысского Артемия и Новогрудского и Слонимского Гурия ; епископов: Могилевского и Мстиславского Софрония ; Гомельского и Жлобинского Стефана ; Бобруйского и Быховского Серафима ; Туровского и Мозырского Леонида ;  Борисовского и Марьиногорского Вениамина ;  Слуцкого и Солигорского Антония совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. Архипастырям сослужи­ли: управляющий дела­ми Минской экзархии а­рхимандрит Сергий (Бр­ич); наместник Свято-Никольского мужского монастыря города Гомеля, благочинный монастырей Гомельской епархии архимандрит Амвросий (Шевцов);­ секретарь Минской епа­рхии протоиерей Андре­й Волков; первый прор­ектор Минской духовно­й академии протоиерей­ Владимир Долгополов;­ настоятели храмов Ми­нской епархии; клирик­и Свято-Духова кафедр­ального собора и друг­ие приглашенные гости­ в священном сане.  Богослужебные песнопе­ния исполнил архиерей­ский хор под управлен­ием Виталия Соболевск­ого. Проповедь перед при­частием произнес клир­ик собора прото­диакон Николай Авсиев­ич. По заамвонной молитв­е архипастыри и сослу­жащие священнослужите­ли совершили славлени­е и поклонение Животв­орящему Кресту Господ­ню.  По окончании богослу­жения архиепископ Нов­огрудский и Слонимски­й Гурий огласил поздр­авительный адрес Сино­да Белорусской Правос­лавной Церкви митропо­литу Павлу по случаю ­25-летия со дня его а­рхиерейской хиротонии­ и преподнес в дар св­ятую просфору и цветы­.  В ответном слове Патр­иарший экзарх поблаго­дарил архипастырей, п­рихожан и духовенство­ собора за поздравлен­ие, добрые благопожел­ания и обратился ко в­сем присутствующим в ­храме со словом нази­дания.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4842200...

После пожара 24 июля 1774 г. Спасо-Каменный мон-рь был упразднен, братия переведена в вологодский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь , куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и мощи И. С этого времени Свято-Духов мон-рь стал именоваться Спасо-Каменным. Сначала мощи святого находились в соборе в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, откуда 27 нояб. 1867 г. были перенесены в ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», с юж. стороны к-рой был освящен придел во имя И. В 1801 г. Спасо-Каменный мон-рь был восстановлен с наименованием его Спасо-Преображенской Белавинской пуст. В 1892 г. ковчег с мощами И. был перемещен из Свято-Духова мон-ря в Белавинскую пуст., к-рая с того времени стала вновь называться Спасо-Каменным мон-рем. Крест с частицами мощей преподобного остался в Свято-Духовом мон-ре. В 1925 г. Спасо-Каменный мон-рь был закрыт. В наст. время ковчег с мощами И. находится в верхнем храме кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Вологде. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Ист.: Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//ПС. 1861. Ч. 1. С. 197-216; То же//Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 407-417; РИИР. Вып. 2. С. 104; Описание о российских святых. С. 251; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 330-349; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 42-76; Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2007. С. 5-11, 37-78, 88-89; Минея (МП). Сент. М., 2003. С. 318-329; Тропари и кондак прп. Иоасафу Каменскому//ЖМП. 1978.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ (Бобрикович (Бобрикович-Анехожский, Бобрикевич); † ранее 9.04.1635, Вильно), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский ( Западнорусская митрополия ). Из старинного мелкошляхетского рода Виленского повета, относившегося к гербу Pókozic. Отчество И.- Левонович дает основание предположить, что его отцом был настоятель виленской Воскресенской ц. свящ. Леонтий Бобрикович, пострадавший в 1609-1610 гг. от униат. митр. Ипатия Потея (Могилёвская епархия. 1905. Т. 1. Вып. 1. С. 125). В виленском братском уч-ще И. был учеником архим. Леонтия (Карповича) . И. принял монашеский постриг в виленском Свято-Духовом монастыре (см. Вильнюсский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастырь ), по-видимому, не позднее 1620 г. Как предполагает А. Миронович, И. был пострижен в монашество настоятелем Свято-Духова мон-ря Леонтием (Карповичем), скончавшимся в 1620 г. (его преемником стал архим. Мелетий (Смотрицкий) ). В нач. 20-х гг. XVII в. И. стал ректором школ и проповедником Виленского православного Свято-Духовского братства . Для «духовных намов» неск. раз в год он ездил в Киев; входил в окружение свт. Петра (Могилы) . В 1622 г. И. пригласил преподавать «свободные науки» в виленском братском уч-ще таких близких к Петру (Могиле) людей, как Исаия (Трофимович-Козловский) и Сильвестр (Косов) . Уровень преподавания в виленском уч-ще был столь высоким, что сюда приезжали ученики даже из Острога. В 1624 г. униат. Киевский митр. Иосиф Рутский обвинил И. вместе с др. руководителями Виленского братства в том, что они дали приют Мелетию (Смотрицкому) и печатали книги в защиту поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном IV правосл. иерархов. Причастность И. к выпуску этих изданий представляется вероятной, но определить его личный вклад нет возможности. Перу И. исследователи определенно приписывают лишь одно произведение: «Kazanie na znakomity pogrzeb... pana Bohdana Martimiana Ogiskiego z Kozielska, podkomorzego trockiego etc., odprawowane przez oyca Jozepha Bobrykowicza, zakonnika monastera bractskiego wileskiego cerkwi w. Ducha, w cerkwi kroskiej ruskim jzyku, a po tym za daniem wielu na polski przeoone. 1625, maij 15» (Проповедь на известных похоронах... пана Богдана Мартиниана Огинского из Козельска, подкомория трокского и т. д., произнесенная Иосифом (Бобриковичем), монахом церкви Св. Духа виленского братского мон-ря, в кронской церкви на русском языке, а затем по просьбам многих на польский переведенная. 1625, 15 мая). Проповедь была напечатана в 1625 г. в типографии Успенского муж. мон-ря в мест. Евье близ Вильно (ныне г. Вевис, Литва), основанного кн. Б. Огинским в 1600 г. И. писал, в частности, о важности сохранения Православия белорус. дворянскими родами в условиях гонения со стороны униатов.

http://pravenc.ru/text/578493.html

В 1323 г. при литовском князе Гедимине впервые назван столицей Великого княжества Литовского. В период пребывания там Димитрия Ростовского город входил в состав государства Речи Посполитой. 502 ...в монастыре Сошествия Святаго Духа... – Основание Свято-Духова монастыря относится к рубежу XVI–XVII вв. После заключения Брестской Унии братия Виленского Свято-Троицкого монастыря переходит и постепенно обосновывается в новом монастыре при Свято-Духовом храме, построенном в 1597 г. Первым настоятелем монастыря был Леонтий Карпович (1580–1620) Во время пребывания в монастыре Димитрия Ростовского он подчинялся Константинопольскому патриарху, под юрисдикцию Московского патриархата монастырь перешел в 1686 г. 503 ...сказывал два поучительныя слова. – Димитрий Ростовский приехал в Вильно по приглашению настоятеля Свято-Духова монастыря Климента Тризны (?–1685). Проповеди, произнесенные святителем в монастыре, не сохранились. 504 Таже, егда по прошению духовенства братства Слуцкаго из Вильни преселися в Слуцк... – Святитель Димитрий приехал в Слуцк по приглашению Феодосия Василевича (Баевского). православного епископа Слуцкого (?–11.03.1678). и братии Слуцкого Преображенского монастыря. Слуцк – город в Белоруссии, в 105 км к югу от Минска. Первые упоминания относятся к нач. XI в. Город входил в состав Великого княжества Литовского. 505 ..Братском Преображенском монастыре... – Имеется в виду Слуцкий православный Преображенский монастырь, основанный в 1611 г православным братством при Спасской церкви на берегу реки Случи. Возможно, заказчиком и автором проекта монастыря был Богуслав Радзивилл (03.05.1620–31.12.1669). Монастырь сгорел в конце XVIII в. 506 …благочестиваго гражданина Иоанна, по именованию Скочкевича... – Об Иоанне Скочкевиче известно только из «Диариуша» Димитрия Ростовского , он также был ктитором Слуцкого Преображенского монастыря, дата смерти Иоанна Скочкевича отмечена в «Диариуше». – 29 ноября 1678 г. 507 Батурин – город, расположенный на левом берегу реки Сейм, основан в 1575 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скопин. Свято-Духов Скопинский мужской монастырь. Церковь Сошествия Святого Духа. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью История монастыря берет свое начало в 1385 г., когда была заложена Троицкая пустынь в честь замирениния Московского и Рязанского князей. Это одна из заветных обителей преподобного Сергия Радонежского. По одному преданию, раненный на Куликовской битве воин, испив из местного источника, получил исцеление и остался подвизаться в этом месте. Его в видении посетил преподобный Сергий и благословил основание обители: «Пусть воля Божия тут сотвориться». С конца 1620-х известно первое документальное свидетельство о Свято-Духовом монастыре, который именовался как монастырь Святой Живоначальной Троицы. Был небогат, в 1764 указом императрицы Екатерины II упразднен. На его месте устроена богадельня. В 1786 г. в его постройки переведена братия сгоревшего рязанского Духова монастыря, в связи с чем восстановлен и назван Свято-Духовым. В монастыре имелись две церкви. Первая во имя Владимирской иконы Божией Матери – более древняя. По преданию, она была домовою в усадьбе бояр Романовых. Вторая — церковь Сошествия Святого Духа, основанная не позже начала XVII в. 1880 г. – дата постройки последнего здания. Это пятиглавый храм в псевдорусском стиле с трапезной, с Никольским и Ильинским приделами. Надвратная колокольня построена в начале XIX в. К этому времени в обители были следующие строения: настоятельские покои с братской трапезой и садом, братский двухэтажный корпус, выстроенный из камня в 1818-1830 г.г., состоявший из 24 келий, каменная баня, амбар, деревянный ледник, каменный скотный двор. Все эти сооружения построены при игуменах Аркадии и Павле в 1830-1832 годах. В XIX в. монастырь немноголюден. Обитель закрыта в 1918 г. вскоре после революции. Постройки частично сломаны, частично переделаны. В 1921 г. в монастыре организована первая в городе советская профсоюзная школа, затем агротехнический пункт. С 1937 г. – партийная школа. Начиная с военного времени, бывшие монастырские постройки использовались как детский дом, а после как школа-интернат.

http://sobory.ru/article/?object=41679

Не все дожидаются этого света - уходят обратно в мирскую жизнь. Я был пострижен много лет назад в иночество в Свято-Духовом монастыре, был здесь послушником. Позднее служил в приходской церкви А.Невского в Рижском монастыре, в женском - под Елгавой. Служить трудно, но радостно. В Свято-Духову обитель поставлен на службу в апреле этого года. Во многом благодаря стараниям епископа Даугавпилсского Александра монастырь постепенно укрепляется, в нем возрождается иноческая жизнь " . Один из реставраторов монастыря - схимник Игорь, сказал: " При новом настоятеле внешний вид обители обновляется. За два месяца удалось позолотить первый купол, крест Никольской церкви, отреставрировать часовню, памятную чугунную доску, некоторые иконы. Город отдал монастырю, по сути, его же здание, в котором раньше размещалось приходское Владимиро-Мариинское училище. После ремонта здесь появится реставрационная студийная мастерская - идею настоятеля Алексия поддержал митрополит Рижский и всея Латвии и епископ Даугавпилсский. Огромная заслуга в возрождении монастыря принадлежит благочинному протоиерею отцу Георгию, прекрасному организатору " . " СВЯТЫНИ НУЖНЫ ДЛЯ СЕРДЦА " И вот уже Крестный ход под торжественное пение икосов, обращаясь к Пресвятой Богородице со словами " На путь покаяния, Дева, настави нас " , направляется из ворот Свято-Духова мужского монастыря к городской площади, где в 15.00 прибытие Якобштадтской иконы благоговейно приветствуется высокими и не очень высокими чинами православного духовенства, прихожанами, горожанами и гостями города. Драгоценную святыню при соблюдении всех почестей устанавливают на специальные носилки с резными ручками. Славя Богородицу, Крестный ход начинает шествие в сторону монастыря, распространяя вокруг аромат церковного ладана. Вернувшаяся в этот день к людям Якобштадтская чудотворная икона Пресвятой Владычицы Богородицы степенно плывет мимо мирской суеты: мимо магазинов и парикмахерских, мимо ремонтных мастерских и современных офисов, озаряя привычные жителям Екабпилса будни своим неповторимым чудодейственным светом.

http://sobory.ru/article/?object=09083

Стали известны города России в которые пребудет честная глава св. преп. Силуана Афонского Афон, 11 августа 2016 г.      Обнародован график принесения мощей преподобного Силуана Афонского из Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе в пределы Русской Православной Церкви, – сообщает корреспондент портала «Русский Афон» . Честная глава выдающегося русского афонского подвижника и святого впервые будет доставлена с Афона в Беларусь и Россию по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в рамках празднования 1000-летия русского монашества на Афоне. 20 августа состоится торжественная встреча чудотворных мощей в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска (Беларусь), куда они будут доставлены в сопровождении святогорских монахов из Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В Минске святыня пробудет с 20 по 31 августа. Здесь перед мощами преподобного Силуана будут регулярно совершаться акафисты и молебные пения. Все эти дни верующие Беларуси смогут совершить паломничество к святыне, поклониться и помолиться пред чудотворными мощами. После Беларуси мощи преподобного Силуана Афонского будут доставлены для поклонения верующих в Россию. Российский этап принесения мощей включает следующие города: Брянск (31 августа — 3 сентября), Орел (3-6 сентября), Елец (6-9 сентября), Тамбов (9-12 сентября), Екатеринбург (12-15 сентября), Москва (15-24 сентября). Принесение мощей Силуана Афонского станет частью торжеств по случаю 1000-летия русского присутствия на Афоне, отмечаемого в 2016 году. По всей стране проходит множество мероприятий, инициированных Русской Православной Церковью. Основные торжества состоятся с 21 по 24 сентября в Храме Христа Спасителя. Они включают Международную Конференцию, посвященную торжественной дате, выставку «Русь и Афон», а также праздничный концерт. Родился прп. Силуан Афонский в 1866 году в селе Шовском Лебединского уезда Тамбовской губернии. В 19 лет решил поступить в Киево-Печерскую Лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в сапёрном батальоне. Осенью 1892 года он приехал в паломничество на Святую Гору Афон, где и остался, поступив в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1896 году был пострижен в мантию. Послушания проходил на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в старом Нагорном Руссике. В 1911 года по пострижении в схиму с именем Силуан нёс послушание монастырского эконома. Стяжал умную сердечную молитву, за свои молитвенные подвиги был удостоен явления Самого Господа. Скончался 11 (24) сентября 1938 года. После смерти оставил свои записки, опубликованные в 1952 году его духовным сыном архимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их «Новым Добротолюбием».

http://pravoslavie.ru/96091.html

ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 80 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском посещении Республики Беларусь. Справка: С 25 по 28 сентября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Республику Беларусь. В поездке Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда и другие. В ходе поездки Святейший Патриарх Кирилл побывал в Минской, Полоцкой и Витебской епархиях. Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Минское епархиальное управление, Минский Свято-Духов кафедральный собор, храм-памятник в честь Всех святых, храм Минского дома милосердия в честь святого праведного Иова Многострадального, Спасо-Евфросиниевский женский монастырь и собор Софии, Премудрости Божией, в Полоцке, Свято-Покровский кафедральный собор Витебска, строящийся Успенский собор и храм Воскресения Христова в том же городе. Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего экзарха всея Беларуси, архиереев из Беларуси, России, Украины, а также сонма священнослужителей совершил накануне праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста утреню с чином Воздвижения Креста Господня, а в самый день праздника — Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. За богослужениями молились многие тысячи православных верующих, присутствовали представители государственной власти. Патриарх Кирилл также совершил молебны и молитвословия в Минском Свято-Духовом кафедральном соборе, в Крестовой церкви в честь Собора Белорусских святых, у обелиска на площади Победы в Минске, у мемориального креста в витебском концлагере на месте гибели жертв нацизма, в Свято-Покровском кафедральном соборе Витебска.

http://patriarchia.ru/db/text/810642.htm...

Иногда мы ездили в Псково-Печерский монастырь, общались с отцом Иоанном (Крестьянкиным). К нам в Вильнюс часто, по нескольку раз в год, приезжал отец Николай Гурьянов – он служил на приходах Вильнюсской епархии. Были старые монахи – насельники самого Свято-Духова монастыря, например, живо помню пожилого, помнящего прежние времена отца Предислава… То были люди старой закалки, полностью посвятившие свою жизнь Богу и не мыслившие возможности покинуть обитель, в которую пришли трудиться. Они были для нас очень авторитетны – их совет, их жизненный опыт сильно влиял на нас, молодых послушников и монахов. Я вообще считаю, это жизненно полезно: попасть в монастырь, где есть старые монахи, пришедшие в обитель в молодости. Приходить в монастырь после жизни в миру и семейного опыта, с настроением: «Иду спасаться», – гораздо сложнее, потому что семейная жизнь – совершенно другая, перестроиться с нее невероятно трудно. Вильнюсские монахи в большинстве своем пришли в монастырь сразу после семинарии, совсем молодыми. Конечно, в те времена было меньше искушений. Не было компьютеров с интернетом и общением со всем миром. Если уж попадал в православную среду, тем более монашескую – даже желания что-то другое попробовать не возникало. Верующие, а тем более – монахи спасались вместе, друг друга поддерживали. За все время своего пребывания в Вильнюсском монастыре я не видел ни одного человека, который бы покинул обитель. Сейчас это явление нередкое, даже говорят о таком явлении, как «выгорание» – сгорают люди, теряют силы. Наверное, нет у наших современников такого стержня, который мы видели у монашествующих прошлых десятилетий… Свято-Духов монастырь. Вильнюс. Фото с сайта pravlife.org Вильнюс – Киев В Свято-Духовом монастыре жилось интересно. Во-первых, полноценная духовная жизнь. Службы у нас совершались ежедневно, утром и вечером (тем более, в праздники). Во-вторых, обитель находилась в городе – старом, красивом, наполненном гостями. А ведь это советское время, люди в целом жили закрыто. В монастырь приходили туристы, было много молодежи, стремившейся к общению с насельниками. Братия была небольшая (всего двенадцать человек), но очень хорошо образованная: все монахи закончили семинарии или академии.

http://pravmir.ru/mitropolit-mogilev-pod...

В результате пожара были полностью уничтожены святые ворота и церковь св. Иакова. В 1792 г. на том же месте были построены новые монастырские святые ворота уже из кирпича, а над ними каменная церковь св. Иакова. Этот храм, построенный продолговатым четвероугольником, был расписан внутри и снаружи. Завершала его архитектуру каменная четырехугольная одноярусная колокольня с красивым металлическим крестом. На ней в начале ХХ было 10 колоколов, некоторые из них были очень древними.  В 1872 г. церковь св. Иакова была переосвящена в честь иконы Божией Матери Иверской, потому что было закончено строительство нового величественного храма во имя св. Иакова в северо-восточной части монастыря. Иверская икона Божией Матери была очень почитаема в Боровичах, т.к. явление мощей Боровичского чудотворца произошло в праздник иконы Иверской Божией Матери. Длительное время с 1654 г. Свято-Духов монастырь был приписан к Валдайскому монастырю, построенному в честь Иверской иконы патриархом Никоном.  Новый храм, в честь св. пр. Иакова Боровичского чудотворца, был построен из красного кирпича, имел прямоугольную форму, был теплым, двухэтажным. Его украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на улицу, которая так же называлась в честь боровичского чудотворца Яковлевской (ул. Александра Невского). Храм имел престолы: главный – во имя св. пр. Иакова, с южной стороны – во имя св. блг. влк. кн. Александра Невского, т.к. мощи св. князя некоторое время находились в Свято-Духовом монастыре при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из г. Владимира в г. Санкт-Петербург. Св. Александр Невский стал покровителем новой российской столицы. Тогда, 30 августа 1721 г., Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей блг. кн. Александра Невского из Владимира в новую столицу – г. Петербург. 30 августа 1724 г. Петр I встретил святые мощи у устья реки Ижоры, они были поставлены на галеру, сам император правил рулем, а чиновные особы сидели за веслами. Торжественно, в окружении русских генералов, Петр I поднял раку и перенес в Александро-Невскую Лавру, воздвигнутую в честь св. кн. Александра.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010