Вильна. План части города с показанием существоваших и ныне находящихся в нем православных храмов, монастырей и часовен " . Литография. 1874 г. (ГИМ) В 1839 г. униатская семинария в жировицком Успенском мон-ре была преобразована в православную, в авг. 1845 г. переведена в виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, настоятель к-рого являлся ректором семинарии. В 1839-1915 гг. в ней ежегодно училось 170-195 чел. Поначалу преподавание велось на польск. языке; после появления в ДС рус. преподавателей рус. язык стал доминировать в учебном процессе, хотя нек-рые богословские дисциплины в течение долгого времени преподавались на латыни в целях подготовки семинаристов к диспутам с католич. священнослужителями. В 40-х гг. XIX в. при ДС работал этнографический комитет, под наблюдением к-рого составлялись описания обычаев жителей Западного края, публиковавшиеся Российским географическим об-вом. Библиотека ДС в 1885 г. насчитывала 12500 томов, среди них были редкие издания XV-XVII вв. 8 сент. 1861 г. в Вильне открылось епархиальное 3-классное жен. училище, к-рому имп. Мария Александровна завещала капитал. В 1867-1872 гг. в епархии действовали 5 ДУ: Березвечское, Виленское, Жировицкое, Кобринское и Супрасльское, находившиеся в ведении семинарского правления. В 1872 г. 3 уч-ща были закрыты, действующими остались уч-ща в Жировицах и в Вильне, в 1895 г. в них обучалось 307 учеников. 25 окт. 1894 г. было учреждено виленское Свято-Андреевское попечительство для оказания пособий бедным ученикам ДУ. После издания в 1884 г. «Правил о церковноприходских школах» в Литовской епархии стал создаваться этот новый для нее тип учебных заведений (ранее в епархии преобладали народные уч-ща). В 1886 г. открылась образцовая церковноприходская школа при ДС. В 1885 г. по предложению архиеп. Александра (Добрынина) совет Виленского братства принял на себя обязанности епархиального училищного совета, его отделения были организованы во всех уездах Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В 1888 г. совет учредил учительские 2-годичные школы в Вильне и в Гродненской губ. для подготовки преподавателей церковноприходских школ (состоялись 2 выпуска - в 1890 и 1892). В 1895 г. на территории епархии действовало 148 церковноприходских школ с 6205 учениками, 693 народных начальных уч-ща с 43385 учениками и 1288 школ грамоты с 24445 учениками. Существовали школы при виленском Свято-Духовом, Борунском (приписном к Свято-Духову), Пожайском, Сурдегском, Березвечском, Анталептском мон-рях. Миссионерская, просветительская, издательская деятельность

http://pravenc.ru/text/158622.html

Икона Оршанская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Оршанская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Оршанская Икона была явлена чудесным образом в 1631 году при основании мужского Кутеинского Свято-Богоявленского монастыря близ города Орши (Белоруссия) на берегу реки Кутеинки. Считается Небесной заступницей этой обители. Имеется множество свидетельств конкретной помощи после молитв к Божией Матери перед Оршанской иконой, в частности, такую помощь получал преподобномученик Афанасий Брестский. Чудотворный список (копия) иконы хранился в Оршанском Успенском женском монастыре. В 1842 году, в связи с многочисленными исцелениями больных от Оршанской иконы Пресвятой Богородицы, монастырь был переведён в реестр первоклассных. С XIX века местночтимое празднование иконы проводится в один день с памятью преподобномученика Афанасия Брестского (18 сентября и 2 августа по новому стилю), который удостоился особого водительства и заступничества от Царицы Небесной через её Оршанскую икону. В Минском Свято-Духовом соборе находилась копия Оршанской иконы Богородицы, написанная в XVIII столетии. 13 июля 2001 года Митрополитом Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, святыня была передана в дар Витебской епархии. В настоящее время икона пребывает в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря города Орши. Включена в официальный месяцеслов с 2013 года. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2014-08-26. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Оршанская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-437

20 ноября 1888 г. Священным Синодом был подписан Указ о преобразовании мужского Тадулинского монастыря в женский. Принимать монастырь прибыли монахини из Спасо-Евфросиниевского Полоцкого монастыря. Настоятельницей была назначена монахиня Александра (Твёрдая), которая отказалась приступить к этой должность ввиду крайней бедности и запустения обители. В этом же году настоятельницей Тадулинского женского монастыря стала монахиня Аристоклия (Маевская), которая 10 июня 1889 г. была возведена в сан игумении. Под руководством игумении Аристоклии обитель возродилась и духовно, и экономически. Обитель брала на себя расходы на содержание девичьей сиротской школы, находившейся при Витебском Свято-Духовом женском монастыре. В период настоятельства игуменьи Аристоклии в монастыре производились ремонты Успенского собора и храма святого благоверного князя Александра Невского, дома для священнослужителей и сестринского корпуса. Было построено новое здание для 3-хклассного Тадулинского женского училища и образцовой церковно-приходской школы. После кончины игуменьи Аристоклии настоятельницей Свято-Успенского монастыря была назначена игумения Анфиса (Кузмицкая) (до этого она с 7-летнего возраста в течение 30 лет подвизалась в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре), продолжившая традиции своей предшественницы. В 1910 г. в монастыре находилось 58 сестёр. В монастыре была большая библиотека, в которой хранились книги на латинском, французском, польском и русском языках. Всего насчитывалось более 1000 сочинений, около 2000 томов. Главным храмом Тадулинского монастыря являлась каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная на месте прежней деревянной в 1769 г. (по другим источникам, 1772 г. или 1774 г.) Большое прямоугольное продолговатое здание в несколько ярусов имело высокую гонтовую двускатную крышу с двумя башнями-колокольнями на главном фасаде и треугольный фронтон, посреди которого был изображён огненный столп, с надписью вокруг него на латинском языке «Таков Василий Великий». Вверху, над столпом, был изображён крест, а рядом с крестом – сердце. Справа от столпа находилось изображение святителя Василия Великого , а слева – святителя Николая Чудотворца. За главным престолом храма, в обширной нише под голубой, выполненной из дерева и украшенной короной из золота сенью, располагалась главная святыня храма – Тадулинский образ Божией Матери. Под алтарём Свято-Успенской церкви находился склеп с захоронениями.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенски...

В 1918 году монастырь был закрыт, и вскоре богослужения в Свято-Духовом храме прекратились. После этого многое из церковной утвари бесследно исчезло. В самом храме новые власти распорядились устроить спортивный зал для пожарной команды, затем архив. По некоторым свидетельствам, криптовая часть храма в конце 1920-х – начале 1930-х годов была приспособлена под пересыльную тюрьму, в которой содержались «раскулаченные» крестьяне. Как свидетельствуют минские сторожилы, новые хозяева храма сняли с башен собора кресты и водрузили на их место красные флаги. Однако порывами ветра они были сорваны и сброшены вниз. В 1943 году, после освящения собора, которое совершил архиепископ Филофей (Нарко), богослужения в нем были возобновлены. Накануне в храме был установлен заново изготовленный трёхъярусный иконостас и внесены иконы. Жертвователем храма стал один горожанин, который предоставил на ремонт собора средства, вырученные им от продажи двух собственных домов. Одновременно с храмом возродился и Свято-Духов мужской монастырь, в котором жило трое монахов. Настоятелями собора и монастыря были одни и те же священнослужители из монашествующих. Один из них, архимандрит Серафим (Шахмуть), пользовался широкой известностью, поскольку принимал участие в открытии многих церквей. В 1944 году с приходом Красной Армии он был арестован и в 1946 году скончался, находясь в заточении в минской тюрьме. Ныне он причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских XX века. Очередной настоятель Свято-Духова собора протоиерей Серафим Баторевич в 1951 году также был арестован и осуждён на 25 лет заключения. В 1945 году из закрытого Петропавловского собора в Свято-Духов храм была внесена древняя святыня — Минский образ Божией Матери. В 1947 году над собором были воздвигнуты кресты. В первой половине 1950-х годов был осуществлён капитальный ремонт внутренней части храма, на что была израсходована значительная по тем временам сумма в 500 тысяч рублей. В 1953 году с северной стороны храма был устроен придел в честь великомученицы Варвары, котором была помещена частица святых мощей этой святой. В 1968 году в южном приделе собора был утверждён престол в честь Казанской иконы Божией Матери. У северной стены храма установлена рака с мощами праведной Софии, княгини Слуцкой, а в криптовой части собора устроен придел в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, который действует как крестильная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=07812

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора г. Минска (регент — В.И. Соболевский). За богослужением молились настоятельницы монастырей Минской епархии . В храме присутствовали: уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь А.А. Румак; государственный секретарь Союзного государства Д.Ф. Мезенцев; Чрезвычайный и Полномочный посол Российской Федерации в Республике Беларусь Б.В. Грызлов; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , временно исполняющий обязанности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси В.Р. Легойда , заместитель государственного секретаря Союзного государства В.И. Сиренко, начальник главного управления идеологической работы и по делам молодежи Мингорисполкома О.Н. Чемоданова. Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканала «Спас» , на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru и УоиТиве-канале Белорусского экзархата . Трансляция была выведена на большие экраны, установленные на площади перед собором.  По окончании богослужения митрополит Минский и Заславский Вениамин от лица епископата, монашествующих, священнослужителей и мирян приветствовал Святейшего Патриарха и преподнес Его Святейшеству старинный список Оршанской иконы Божией Матери и факсимильное издание Жировичского Евангелия XVI века.  Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом .  В память о богослужении Святейший Патриарх Кирилл передал митрополиту Вениамину крест и две панагии, для Свято-Духова собора — искусно вышитые покровцы, для приходов Белорусского экзархата — 21 напрестольное Евангелие. Верующим были вручены иконки преподобной Евфросинии Полоцкой с Патриаршим благословением. Свято-Духов кафедральный собор — украшение исторического центра белорусской столицы. В архитектурном отношении храм представляет собой двухбашенную трехнефную базилику в стиле виленского (белорусского) барокко. Место, на котором расположился собор, издревле принадлежало Православной Церкви. Здесь размещался православный мужской монастырь в честь бессребреников Космы и Дамиана, первые сведения о котором относятся к началу XV века.

http://patriarchia.ru/db/text/5933739.ht...

Преставился ко Господу духовник Волгоградской епархии игумен Владимир (Перевертайло) 19 февраля 2024 г. 13:52 16 февраля 2024 года, на 61-м году жизни, после продолжительной болезни преставился ко Господу духовник Волгоградской епархии , настоятель храма преподобного Силуана Афонского г. Волгограда. 18 февраля в Свято-Духовом мужском монастыре города Волгограда молитвенно простились с новопреставленным священником. После поздней Божественной литургии был совершен чин отпевания, который возглавил наместник архимандрит Гавриил (Головко). За богослужением молились священнослужители Волгоградской епархии, братия обители, прихожане, родные и духовные чада почившего. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Карины Солодовниковой. С прощальным словом к молящимся обратился благочинный монастыря игумен Христофор (Казанцев). По окончании отпевания духовенство и все собравшиеся простились с новопреставленным священнослужителем. Игумен Владимир (Перевертайло) был похоронен у стен храма преподобных Сергия и Германа Валаамских на Красноармейском кладбище. Виктор Перевертайло (будущий игумен Владимир) родился 3 апреля 1963 года. Вырос в многодетной учительской семье в селе Лемешкино Руднянского района Волгоградской области. В 1987 году окончил Волгоградский государственный университет по специальности история. В 1987-1991 гг. работал в школе. Святое крещение принял в 1991 году. В том же году поступил в Волгоградское духовное училище, которое окончил в 1992 году. 25 октября 1993 года принял монашеский постриг, был рукоположен в сан иеродиакона 5 декабря 1993 года, в сан иеромонаха — 6 декабря 1993 года. В 1994-2002 гг. нес послушание духовника братии Свято-Духова мужского монастыря г. Волгограда, директора епархиального духовного училища. Вел широкую духовно-просветительскую и педагогическую работу: преподавал катехизис в училище, заведовал оглашением и крещением в Свято-Троицком храме Свято-Духова монастыря, еженедельно проводил катехизаторские беседы с народом на вечерних чтениях при обители, руководил воскресной школой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

По свидетельству Сильвестра (Косова) , в 1616-1617 гг. Смотрицкий исполнял обязанности ректора Киево-Братской школы (см. в ст. Киево-Братский в честь Богоявления мужской монастырь ), где преподавал латинский язык. В 1618 или в 1619 г. Смотрицкий принял монашеский постриг с именем Мелетий в виленском Свято-Духовом мон-ре. В «Обороне Оправдания...» (1621) он писал, что «почти что с детских лет» симпатизировал монахам. (К. Студинский в неопубликованной работе «305-лimmя cмepmi Meлemiя Смотрицького» на основании латиноязычной глоссы на одном из экземпляров «Треноса...» предположил, что причиной пострижения был разрыв с невестой Алисией Гулевичевной, дочерью волынского правосл. шляхтича,- ЦДIAYЛ. Ф. 362. Оп. 1. Д. 60. С. 2.) В Свято-Духовой обители М. был нек-рое время послушником архим. Леонтия (Карповича). Он имел возможность посещать униат. виленский во имя Святой Троицы монастырь , встречался и беседовал с лидерами униатов. В окт. 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV возглавил в Киеве хиротонию М. во епископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского с возведением в сан архиепископа. На Полоцкую кафедру изначально был определен архим. Леонтий (Карпович), но из-за его болезни, а затем и скорой смерти архиепископом Полоцким стал М. После хиротонии М. вернулся в Вильно (вероятно, в кон. окт. 1620) и был избран архимандритом Свято-Духова мон-ря. На похоронах своего наставника Леонтия (Карповича) М. прочитал пламенную проповедь, напечатанную на «простой мове» с посвящением Киевскому митр. Иову (Борецкому) (Казанье на честный погреб пречестного и превелебного мужа, господина и отца Леонтия Карповича. Вильно, 1620) и на польск. языке (1621). Это единственная опубликованная проповедь М. Характеризуя благочестие и подвижническую жизнь архим. Леонтия, автор делает акцент на деятельности почившего в защиту Православия, обличает унию. Леонтий (Карпович) изображен как деятель, труд к-рого был посвящен общему благу. Сочинение М. оказало влияние на проповеди архим. Иоанникия (Галятовского) .

http://pravenc.ru/text/2562844.html

Отошел ко Господу клирик Саратовской епархии протоиерей Александр Пестряков 18 декабря 2022 г. 17:02 17 декабря 2022 года, на 61-м году жизни, вследствие осложнения хронических заболеваний отошел ко Господу клирик Митрофановского храма города Саратова протоиерей Александр Пестряков. Митрополит Саратовский и Вольский Игнатий выразил сердечные слова соболезнования супруге, дочери отца Александра, его родным и близким. В своем послании владыка Игнатий отметил, что почивший совершал служение в сложные годы начала церковного возрождения, когда это требовало огромной самоотдачи и мужества, и оставался верен Церкви и пастырскому призванию более 30 лет, до самой кончины. Последнее богослужение отец Александр совершил вечером 14 декабря. Отпевание протоиерея Александра Пестрякова состоится в понедельник, 19 декабря, после Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Саратова. Отец Александр родился 11 сентября 1961 года в Саратове, в семье врачей. Семья была неверующей, к Богу пришел в детстве благодаря своей няне Варваре Тимофеевне, с которой был очень близок. В 1983 году окончил Саратовский медицинский институт, работал на «скорой помощи». 6 ноября 1984 года втайне от родных крестился в Свято-Троицком соборе Саратова. В 1988 году тайно от родителей, пока они были в отъезде, уехал в Москву и поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил с отличием. 11 августа 1991 года был рукоположен архиепископом Саратовским и Вольским Пименом во диакона, 18 августа того же года — во иерея. Преподавал в Саратовской православной духовной семинарии. В 1997 году был назначен первым и.о. настоятеля первого на постсоветском пространстве армейского храма в честь вмч. Димитрия Солунского в г. Саратове (ныне храм Спасо-Преображенского мужского монастыря). В октябре 1999 года при участии отца Александра было возвращено Церкви здание саратовского храма Рождества Христова (в 1974-1999 годах там размещался кожвендиспансер), и на Рождество 2000 года он совершил там первую Литургию. Служил во многих храмах Саратовской епархии : в Покровском, Серафимовском храмах, Алексиевском женском монастыре, Никольском мужском монастыре, Георгиевском храме, храме Архистратига Михаила с. Донгуз, Сергиевском храме п. Сергиевский, Свято-Духовом соборе, храме священномученика Космы Саратовского г. Саратова. Последним местом служения стал храм святителя Митрофана Воронежского г. Саратова. Награжден набедренником, скуфией, камилавкой, наперсным крестом и палицей . Саратовская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Новости 21 августа, 2012 В Калининградской области задержаны поджигатели Свято-Георгиевского Морского собора Балтфлота Сотрудники УВД по Калининградской области задержали двух жителей Балтийска, которые подожгли и осквернили православный храм. 21 августа, 2012 В Тамбовской епархии прокомментировали открытое письмо диакона Сергия Баранова Скорее всего, прошение диакона Сергия Баранова о лишении его священного сана будет удовлетворено, поскольку быть священнослужителем против своей воли невозможно. 20 августа, 2012 Протодиакон Андрей Кураев: Единство и раскол Церкви в связи с PR Пресса и блоггеры с радостью употребляют слово раскол. Вряд ли они внятно понимают его значение. Раскол и разномыслие – совсем не одно и то же. 20 августа, 2012 20 августа, 2012 Тамбовская епархия сведениями о местонахождении диакона Сергия Баранова не располагает - официальная информация Однако уже 23.09.2005 года митрополит Герман попросил не присылать личное дело диакона Сергия, «так как состояние его здоровья и нравственности не позволяют ему быть православным священнослужителем. Это открылось в его разгульном поведении во время краткосрочного пребывания в Свято-Духовом монастыре». 20 августа, 2012 Прот. Всеволод Чаплин: Выбор диакона Сергия Баранова честный, но почему он продолжает именовать себя православным? Совершенно непонятно, почему этот человек отождествляет Церковь и светский суд и забывает о том, что с духовной точки зрения происшедшее в храме Христа Спасителя – акт кощунства и богохульства. 20 августа, 2012 Прот. Всеволод Чаплин: Аборты и предел прогресса + ВИДЕО Наказание за преступление против беременной женщины - более тяжкое, чем за преступление против любого другого человека. Значит, государство все-таки признает определенную ценность за неродившимся человеком? Значит, есть разница между куском материи и человеческим плодом, который еще не родился? 20 августа, 2012 Храм в Псковской области разрисовали граффити в поддержку группы " Pussy Riot " Утром в понедельник на стене Свято-Вознесенского кафедрального собора города Великие Луки была обнаружена надпись " Свободу Pussy Riot " . На данный момент она уже закрашена. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

http://pravmir.ru/category/news/page/488...

И. Назимов. 285 Переселившись в месяце мае, по обыкновению, в Тринополь, митрополит Иосиф передал 1 июня в Свято-Духов монастырь, для хранения, написанное им еще в 1852 году завещание и при нем завещанные суммы, и в тот же день написал, в виде прибавления к завещанию, нижеследующее письмо на имя Государя Императора: «Прошло уже десять лет, как я приготовил себе гроб под ракою св. Виленских мучеников, в управляемом мною Свято-Духовом монастыре. Смерть для меня не страшна; и бывали частые минуты, в которые я принял бы смерть, как благодеяние. Она была бы для меня даже счастьем, если бы была последствием и запечатлением святого дела, которого я удостоился быть орудием. это счастье не невозможно для меня при настоящих волнениях и беспокойствах. Если я сподоблюсь пострадать за доброе дело, то прошу покорнейше Ваше Императорское Величество иметь доброе о мне памятование и приказать: тело мое похоронить в приготовленном мною гробе, и, в единственное возмездие и напоминание виновным, Остробрамскую (некогда русскую) икону Божией Матери поставить в церкви Свято-Духова монастыря, над царскими вратами главного алтаря – да обе Виленские святыни освящают и украшают сию святую обитель. Смею надеяться, что просьба моя не будет отринута. Смею думать, что она имеет на сие некоторое право и по заслугам моим церкви и отечеству, и потому самому, что предвидимый случай произойдет, вероятно, вследствие вины правительства. По долгу моему, я раскрывал здешние обстоятельства даже перед Вашим Величеством. Надеялся, что будут приняты соответственные меры. Вместо того, несколько уже лет поощряется здесь иноверие и инородие, и ослабляется русский элемент. Если я покорился обстоятельствам и сделался наконец безмолвным свидетелем этого направления, то это произошло от верноподданнической преданности моему Государю. Я по всему полагал, что направление это дано собственною волею Вашего Величества, в видах испытания, не возможно ли покорить сердца здешних жителей милостью и снисхождением». Характерное письмо митрополита, имевшее быть отправленным по назначению в случае его смерти, показывает, что Иосиф, посвятив всю свою жизнь на служение православной церкви, хотел быть полезным ей и самою своею смертью, в том случае, если бы она последовала от руки врагов православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010