Если же не должно быть общения у света небесного с мраком подземным, преисподним, адским; то старайтесь, причастницы Света светов, общницы света Христова, удаляться, по слову святого ап. Павла, дел бесплодных тьмы ( Еф.5:11 ). Ходите во свете лица Божия – во свете Христовом, яко чада света и дне ( 1Фес.5:5 ), искушающе, что есть воля Божия, и вся искусивше, добрая держите (– ст. 10), не взирая ни на что. Тогда просветится свет ваш пред человеки так, что при виде ваших добрых дел невольно прославит Господа ( Мф.5:16 ) даже и неведущие Его. Если в скинии свидения постоянно, неугасимо горел огонь: в грешных ли душах наших, восприявших истинный свет в страшных тайнах Христа, не гореть и не греть ему?.. О, будьте, другини Христовы, светом для мира во зле лежащего ( 1Ин.5:19 ); ходите во свете лица Божия постоянно: чрез богомыслие, чрез память о Господе частую, благоговейную, чрез размышление о судьбах Его дивных, чрез чтение слова Божия, а также чрез молитву, моление, благодарение ( 1Тим.2:1 ). Христе свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека грядущего в мире! Да знаменается на нас свет лица твоего, да в нем узрим свет неприступный. (Продолжение будет.) Письма астраханского епископа Герасима к игуменье (симв. Спасск. Монастыря) Евпраксии 7 1855 г. 12 июня. Слава Господу Богу, что и ты под крестом, чадо мое, и носишь безропотно мертвенность Господа нашего в теле своем ( 1Кор.4:10 ). Претерпевши до конца, – не раскаешься. Нетленный венец уже готов для тебя: теки поприщем жизни с верою живой, с терпением любви – и Бог любви ( Ин.4:9 ) украсить тебя им, как и всех идущих тесным путем ( Мф.7:14 ). Матери игуменье не говори ни слова в свое оправдание: тогда с радостию будешь читать и со сладким умилением слова псалмопевца: «онемех и смирихся до зела». Господь оправдает тебя невинную. Прости мое о Господе чадо... Да укрепит тебя Господь в святом подвиге терпения, и соделает тебя обручницу Его причастницею страстей своих. Сего тебе всем сердцем желает бедный инок Герасим.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Особенности эти издревле называются в Церкви личными свойствами Божиими. По учению Православной Церкви, выраженному ею в своих символах, различительные свойства лиц Святой Троицы таковы: Отец ни от кого не рожден и не происходит ни от какого другого начала, – безусловно безначален, но Сам служит началом или виною по личному бытию Сына и Духа Святаго, Сына – чрез рождение из Своего Существа, Духа – чрез изведение; Сын вечно рождается от Отца, а Дух Святый вечно исходит от Отца. Личные свойства Лиц Святой Троицы суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежат тому или другому из Божеских Лиц. Нерожденность и отечество, принадлежавшие Отцу, уже не принадлежат Сыну и Духу Святому, равно как и рожденность, принадлежа Сыну, не принадлежит Отцу и Духу Святому; подобно этому и нахождение – свойство Ипостаси Духа Святаго, только и принадлежит Духу, но чуждо Ипостаси Отца и Сына. «Личное свойство непреложно, – учит св. Григорий Богослов , – иначе, как оно осталось бы личным, если бы прелагалось и переносилось?» Личные свойства Бога Отца Первое отличительное свойство Отца есть то, что Он «ни от кого есть сотворен, ни создан, ниже рожден» (Симв. св. Афанасия), иначе – Его безначальность или нерожденность, т. е. независимость по бытию от другого начала. Такая безначальность принадлежит только Ему одному, но не принадлежит другим Лицам Св. Троицы. Сын и Дух, хотя так же безначальны, но не по отношению к происхождению, а только по отношению к времени; оба Они имеют Свое начало в Отце, только не во времени, следовательно, безначальны относительно и в известном смысле. В Откровении яснейшее положительное свидетельство о безусловной безначальности Отца в словах Спасителя: «Якоже бо Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе» ( Ин.5:26 ). Богу Отцу, кроме безначальности, принадлежат еще отчество по отношению к Сыну и изведение Духа Святаго. Бог Отец называется Отцом по отношению к Сыну: «Никтоже знает Сына, токмо Отец; ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф.11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Богооткровенность догмата о Пресвятой Троице, особенная его важность и непостижимость Понятиями о совершенствах Бога, единого по Существу Своему, не исчерпывается вся глубина богопознания, какое даровано нам в Божественном Откровении. Оно вводит нас в глубочайшую тайну жизни Божества, когда изображает Бога единым по Существу и троичным в Лицах. Знание этой глубочайшей тайны дает человеку только Откровение. Если до некоторых познаний о свойствах Божественной Сущности и до признания единства Божия человек доходит путем собственных размышлений, то до такой истины, что Бог един по Существу и троичен в Лицах, что есть Бог Отец, есть Бог и Сын, есть Бог и Дух Святой, что «в сей Св. Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три Ипостаси, соприсносущны суть себе и равны» (Симв. св. Афанасия), – до этой истины не может возвыситься естественными силами никакой человеческий разум, измыслить ее не в состоянии никакая человеческая мудрость. Догмат о троичности Лиц в Боге есть догмат Богооткровенный в особенном и полнейшем значении этого слова, догмат собственно христианский. Исповедание этого догмата отличает христианина и от иудеев, и от магометан, и вообще от всех тех, которые знают только единство Божие (что исповедовали и лучшие из язычников), но не знают тайны о триипостасности Божества. В самом христианском вероучении этот догмат есть догмат коренной или основной. Утверждение его служит основанием всего христианства и христианского вероучения. Без признания трех Лиц в Боге нет места ни учению о Боге Искупителе, ни учению о Боге Освятителе, так что, можно сказать, христианство как в целом своем составе, так и в каждой частной истине учения опирается на догмат о Св. Троице. Вот почему изложение учения о Святой Троице составляет главное содержание всех символов, какие употреблялись и употребляются в Православной Церкви, равно как и всех частных исповеданий веры, написанных по разным случаям пастырями Церкви. Являясь краеугольным догматом христианства, догмат о Святой Троице в то же время есть и самый непостижимый из не откровенного учения о Св.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Ев. 2:10,12), как и, будучи первенец из умерших ( 1Кор. 15:20,23 ), в воскресении сделался залогом нашего будущего воскресения и для царства славы в вечную жизнь 142 . – Вместе с тем, как от Адама было естественное рождение человечества, так и от Христа сверхъестественное, благодатное возрождение ( Иоан. 3:3,5,7,8 – срав. 1:12–13; 1Иоан. 3:9  и др. Рим. 6 г. и др. Еф. 2:1  и дал. Колос. 2:13  и д., Иак. 1:18 ; 1Петр. 1:23 143 ). Далее св. апостол проводит соотношение и между потомством перстного т. е. Адама и потомством небесного т. е. – Христа ( 1Кор. 15:48,49 ). И, таким образом, «Адам есть естественно глава всего человечества, которое составляет одно с ним по естественному происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатью соделался новой, всемогущей главой человеков, которых соединяет с Собой посредством веры», по исповеданию нашей православной церкви, (смотр. Простр. Кат. 4 чл. Симв. вер. стр. 54 144 ). Наконец, первозданного человека Господь поместил в раю, среди которого росло дерево жизни ( Быт. 2:8,9,15 ), которого плодами питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен» 145 . Св. тайновидец Иоанн, под раем разумея царство небесное, под вкушением от древа жизни ( Апок. 2:7  сн. 22:12,14) разумеет таинственное общение верующих в царстве славы со Христом, Который Сам называет Себя жизнью и источником жизни ( Ин. 11:25 , срав. 1, 4, 5, 26 и 10:10,28 и др.). 2) Во втором отношении т. е. в истолковании св. апостолом истины Богоучрежденного союза между первым мужем и женой ( Быт. 1:27; 2:18,21 и дал. Мф. 19:4–5 и парал.) во образ тайны союза Христа с церковью, мы главное учение этого апостола находим в послании к Ефесеям 5 главе. Нам уже раньше приходилось упоминать об этом. Теперь мы раскроем лишь самое преобразовательное отношение по апостолу, которое не есть нечто «субъективное», как полагают многие западные ученые, основываясь лишь на неправильном толковании выражения св. апостола: «γ δε λγω» ( Еф. 5:32 146 ), а лежит в существе дела и подтверждается еще ветхозаветными отношениями Иеговы к церкви Своей – ветхозаветной – Израилю как мужа к своей жене или жениха к своей невесте, смотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

II. Спаситель, оставляя мир, дал апостолам, а в лице их и всем спасаемым, такое обетование: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам; Утешитель (Παρκλητος, от παρακαλεν – призывать кого-нибудь, в частности – на защиту, на помощь, отселе – заступник, защитник, утешитель, заместитель или наместник; равняется латинскому –advocatus) – Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое ( Иоан. 14:16. 26 ; сн. Деян. 1:4. 8 ). И это обетование исполнилось. В день Пятидесятницы Дух Святой явился в мир с дарами спасающей благодати, – явился видимым образом и ощутительно для души человеческой ( Деян. 2:1–4 ), подобно тому, как и обитание среди людей воплотившегося Бога Слова было ощутительно для внешних чувств. Пребывая со дня Пятидесятницы и имея пребывать вечно в церкви, Дух Святой – Животворящий, Завершитель творчески – промыслительных действий Божиих при первоначальном творении и благоустроении тварного бытия, – устрояет и завершает на основе дела Христова и наше спасение. Он, «Дух Святой, от Бога исходящий, посредством Сына (δ Yo) явившийся людям, Жизнь, в которой причина живущих, Святой Источник, Святыня, подающая освящение” (симв. св. Григория), привлекает (конечно, при соучастии Искупителя и Бога Отца) нас ко Христу, усвояет нам все потребное для нашего спасения, уготованное нашим Искупителем, производит воссоздание и каждого человека, переливает в нас, так сказать, струи животворящей жизни Христовой, прививает нас к Нему, как диких маслин, и чрез Христа всех приводит к Отцу. С явлением в мир Духа Святого таким образом окончился один порядок в истории домостроительства нашего спасения и откровении лиц Святой Троицы и начался новый. Окончился порядок, исходящий от Отца чрез Сына к Духу Святому, начавшийся творением мира и ветхозаветными откровениями Сына чрез Духа пророческого, затем приведший к полному богооткровению Сына Божия с Его воплощением и совершенным Им искуплением и завершившийся ниспосланием на апостолов Духа Святого. Открывшийся новый порядок есть порядок, восходящий от Духа Святого чрез Сына к Отцу. Начавшись нисшествием в мир иного Утешителя, Духа Святого, этот порядок продолжается приведением всех чрез Святого Духа ко Христу Спасителю, воплотившемуся Сыну Божию, и завершится приведением всех чрез Сына к Богу Отцу, Которому Сын и предаст Свое царство 353 ). Мы живем в царстве по преимуществу Духа Святого или в периоде приведения всех Духом Святым ко Христу и чрез Христа к Отцу 354 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Верование церкви . – Церковь христианская неизменно с самого начала содержала и преподавала своим членам догмат о творении мира Богом. Во всех символах древнейших церквей находится член, научающий веровать в Бога «Вседержителя, Творца неба и земли» (симв. антиохийский и кесариепалестинский, а в символах иерусалимском и кипрском с добавлением), „всего видимого и невидимого» 22 . Требовали веры в эту непостижимую для разума истину от всех членов церкви и пастыри церкви, как веры в догмат богооткровенный, принятый церковью от Иисуса Христа и апостолов. «Прежде всего веруй, наставляет верующего «Пастырь» Ерма , что един есть Бог, все сотворивший и совершивший, приведший все из ничего в бытие» (ex nihilo omnia fecit) 23 . « Церковь », свидетельствует св. Ириней, «приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них» 24 . По свидетельству Тертуллиана , правило веры, которое произошло от Христа, и которому обязаны следовать все народы, требовало от каждого веры «в единого Бога, Творца мира, извлекшего его из ничтожества Словом Своим, рожденным прежде всех век» 25 . Исповедание той же истины содержится и во всех других древнейших общественных образцах веры и вероизложениях представителей церкви. В IV в. учение о Боге Творце мира вселенскою церковью внесено и в символ никеоцареградский, сделавшийся образцом веры на все времена и для всего христианского мира. Усвоив учению о Боге – Творце мира значение общеобязательного для христиан члена веры, церковь тем самым отвергла и осудила, как ложные, все учение о происхождении мира (и древние и новейшие), которыми объясняется происхождение бытия конечного как-либо иначе, а не через творение из ничего, т. е. учение дуализма, пантеизма, а тем более – материализма. Древние же отцы и учители церкви в своих разъяснениях принятого церковью учение о миротворении показывали несостоятельность и самых лжеучений, разрешавших вопрос о происхождении мира несогласно с учением откровения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Конечно, с точки зрения того представления о способе соединения, при котором соединение являлось бы присоединением старокатолической церкви к русской православной церкви на положение её составной части, понятие старокатоликов о церкви и о своём отношении к ней служит помехой к осуществлению соединения. Помеха эта ещё более представляется серьёзной, если само понятие старокатоликов о церкви правильно. Является естественный вопрос, правильно ли оно? „Церковный Вестник“ 1902 года оставил своих читателей почти в неизвестности по этому вопросу. Этот пробел самым лучшим образом восполнен был в другом академич. органе (– Правос. Собес. 1903, 1, 100–130) проф. А. Гусевым в последнем его энергическом ответе старокатолическим богословам. Вышеизложенное нами понятие старокатоликов о церкви решительно и прямо называется в статье проф. Гусева „чисто еретическим учением“. Ересью против догмата о единстве церкви (чл. симв. веры 9) объявляется мысль о —291— каком-либо действительном разделении вселенской церкви на какие-то две половины с православными в той и другой: было не разделение, а выделение западной церкви из состава церкви вселенской, подобное обычному выделению из тела ненужных и чуждых ему элементов. Вселенская церковь единой и себе равной осталась в православной восточной церкви, всё же, что вне восточной церкви, всё то вне спасения... Под тяжёлым впечатлением этого „православного“ учения г. Гусева о церкви как-то сама собой вылилась в качестве протеста ей моей христианской совести и христианского чувства статья в органе Московской дух. академии – в Богослов. Вестнике 1903, май, под заглавием: „О новом мнимом препятствии к единению старокатоликов и православных“ (вышедшая и отд. брош. 1–17 стр.). Здесь я старался показать, что в суровом приговоре проф. Гусева над западным христианством и его понятия о церкви вселенской не нашло себе выражения действительное воззрение православной церкви. Воззрение, выданное за еретическое и усвоенное старокатоликам, в действительности разделяется православными богословами и высказывалось людьми несомненно, думаю, православными, как митр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

356) и этим отличается от прочих именующихся, но не истинных церквей, которые иногда и не имеют всех седми таинств (л. 360 об.) Что же мог сказать на все это Перетрухин? Конечно, ответ здесь один: так как в обществе старообрядцев, по отделении от св. церкви, не было полноты церковной иерархии, ни богоустановленного числа таинств, то оно и не было никогда св. Христовой церковью, а потому все старообрядцы наследуют не спасение, а вечное мучение, как пребывающие вне спасительного ковчега св. церкви. Но сказать так, сказать, что митрополит Амвросий пришёл не к св. церкви, а к самочинному, безблагодатному обществу и, как еретик, освятить это общество, облагодатствовать его не мог, как равно и сам от этого общества не мог быть облагодатствован, – сказать, говорю, так правдиво Перетрухину – не выгодно, поэтому он и начинает зачитывать вас мнимыми доказательствами! Но доказал ли он хоть что-нибудь в свою пользу? Прежде всего обращаю ваше внимание на то, что Перетрухин ни слова не сказал о таинствах церковных; этим он ясно доказал, что оправдать своё общество в лишении некоторых таинств он не может. Далее Перетрухин вопрос о церкви и таинствах – называет измышлённым мной. Неправда. Церковь создана, таинства установлены Самим Господом, следовательно, и вопрос о церкви и таинствах, вне которой и без которых нельзя получить спасения и божественного всыновления, не самоизмышлённый мной, а вопрос серьёзный, о котором говорится и в Евангелии и в постановлении 2 вселенского собора (9 чл. симв. веры). Посмотрим теперь, что доказывал Перетрухин. Он говорит, что их общество, до принятия м. Амвросия, было частной церковью, а частная церковь может быть некоторое время и без епископа. Но говорит это Перетрухин только потому, что нужно же что-нибудь сказать. Частной церковью называется частица вселенской церкви, церковь какой-нибудь известной местности. Например: Екатеринославская, Донская, Киевская и др. епархии – суть церкви частные; каждая из них порознь может быть некоторое время без епископа, но в это же время в единоверных им других частных церквах (из которых, вместе взятых, состоит церковь вселенская), этого недостатка случиться не может.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§ 5. Новоявившееся учение, будто «Дух Святый исходит от Отца и Сына» измышлено вопреки ясному и нарочитому о сем предмете изречению Господа Нашего: иже от Отца исходит ( Иоан. 15, 26 ), и вопреки исповеданию всей соборной Церкви, засвидетельствованному седмью Вселенскими Соборами в словах: иже от Отца исходящего (Симв. Веры). 1 . Оно нарушает хотя единочное ( νιχν) от одного начала, но иновидное ( τεροειδ) происхождение божеских лиц блаженной Троицы, подтверждаемое свидетельством Евангелия; 15 2 . Приписывает равносильных и споклоняемым Лицам (Божества) разнородные и не равные отношения; сливает их или смешивает; 3 . Представляет как бы несовершенным, темным и неудачным состоявшееся прежде него исповедание единой, соборной и апостольской Церкви; 4 . Унижает святых отцев первого Вселенского никейского Собора и второго константинопольского, как будто они о Сыне и Духе Святом богословствовали не совершенно, будто т. е. умолчали о столь важной особенности двух лиц Божества, между тем как необходимо было изложить все божественные свойства их против ариан и македониан; 5 . Оскорбляет Отцов третьего, четвертого, пятого, шестого и седьмого Вселенских Соборов, которые в слух всей вселенной провозгласили божественный Символ во всех отношениях совершенным и полным, и страшными прещениями и неразрешимыми заклятиями воспретили как себе, так и всем другим, всякое прибавление к нему и убавление, или изменение, или переставление в нем хотя бы одной йоты, – между тем как нужно было исправить его и дополнить, и таким образом изменить все богословское учение вселенских отцев, как будто открылось новое отличительное свойство в самых трех лицах блаженной Троицы; 6 . Прокрадывалось в церквах западных сначала как волк в коже овчей, т. е. под наименованием не исхождения ( τς χπορυσες), по греческому выражению, употребленному в Евангелии и Символе, но под именем послания ( τς αποσ τολς), как оправдывался папа Мартин пред Максимом исповедником и как изъяснял это Анастасий, библиотекарь при Иоанне VIII;.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В некоторых раскольнических рукописных цветниках, так изображается самый чин крещения простолюдинам: «зри о крещении простолюдина. Крещаем его сим образом. Повелит христианину приходящему и хотящему креститися, предочистив себе, и срачицу чисту приготовить и тако приходит к купели приготованней ему, или где случится, на реце или во езере. Глаголет умеющий грамоте, 3-ды Симв. Прав. Веры, еже есть: Верую во единаго Бога. Инок или простолюдин троичный состав, сице глаголет: крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца, аминь, и Сына, аминь и Св. Духа ныне и присно и во веки веков аминь, и тако приемлет его от купели. Инок или простолюдин крещаемаго от него в воде, и подает ему животворящий крест Господень с гойтаном и по сем познавается православный христианин и глаголет крещаемый 3-ды Псал. 31 : Блажени имже отпустишася беззакония; весь до конца, и тако приемлет церковь святая от проста инока, или христианина, яко и в церкви от священника, таже бо едина благодать Св. Духа действует. Нужды бо ради крещены суть от простых и от жен благочестивых искусных». 2. Миропомазание Совершается ли где-нибудь и как совершается таинство миропомазания у Пермских раскольников, неизвестно. Хотя они уверяют, что имеют миро освященное и переданное им от благочестивых первых епископов, бывших до Никона, о чем будто бы пишет отец епископ Катрожческий; 174 однако те же раскольники, руководствуясь поморскими ответами, уверяют, что «за нужду и кроме мира крещение совершается, надежно и известно и спасительно может быти» (поморск. отв.). По всей вероятности, миропомазание теперь вовсе не совершается у Пермских раскольников. В некоторых местах у поповцев совершается так называемое размовение. Оно состоит в том, что, по рождении младенца, бабка умывает руки родильнице, а родильница бабке, и обе делают «начало». (Так в Верхот. уезде). По рождении младенца, родильница, в продолжении 40 дней не участвует с домашними своими ни в молитве, ни в других занятиях, пьет и ест отдельно, каждодневно кладет 12 и более земных поклонов; в 40-й же день кладет младенца пред иконами, читает молитвы с земными поклонами, делает отпуск, после чего считается уже чистою. В некоторых местах (напр. в Быньговском заводе, Екат. уезда) родильница вместо молитвы, положенной читать родильнице в 40 день, читает сама, если грамотна, или другой за неё 40 раз «Богородице». 3. Причащение

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010