36 Несовершенство формул догматических в известную эпоху принимая за невыработанность, неясность идей догматических, они приходят к заключению, что в это время догматические истины находились еще в зародыше, что их содержание было еще не ясно и неполно. 38 И здесь опять все дело зависело от невыработанности и не достаточной условности богословского языка. Довольно припомнить, как постепенно вводятся в догматические определения и получают условное значение важнейшие догматические термины: Троица, существо (o-isia), ипостась, единосущный, первородный грех , промысл и т. п.; каких иногда трудов стоило отцам первых веков, при невыработанности тогдашнего богословского языка, дать сколько-нибудь точное определение известной догматической истины. 39 Эта разность, кроме невыработанности языка, развитию которого нужно бы дать необходимую для того свободу, прежде чем налагать санкцию на первые попавшиеся под руку выражения, – зависели от многих внешних причин, напр. в первые три века от гонений, делавших невозможными вселенские соборы и вообще весьма много затруднявших сношения между церквами. 40 Церковь достаточно утвердила неизменяемость Никео-константинопольского символа своими запрещениями делать в нем какие-либо изменения, выраженными в определениях вселенских соборов. Далее, она достаточно доказала твердость принятого ею решения тем, что доселе не сделала никакого в нем изменения, хотя случаи к тому представлялись. На IV вселенском соборе была очень, по-видимому, настоятельная нужда добавить символ православным учением о соединении двух естеств в И. Христе; составлена была весьма точная и весьма краткая формула, которую, казалось бы, было весьма удобно и полезно включить в символ (напр. в таком виде: верую – в неслитное, непреложное, нераздельное и неразлучное соединение двух естеств в Господе нашем И. Христе) и – однако, церковь осталась верна своему запрещению. Наконец, в спорах с латинянами об исхождении св. Духа православная церковь постоянно укоряла их не только за неправоту их учения, но и за нарушение ими прямых постановлений вселенских соборов о безусловной неизменяемости буквы символа веры . Вот почему мы не можем согласиться с мнением почтенного автора сочинения: Древн. формы симв. веры, стр. 187.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Стефан Савваит , прп., творец канонов (28 октября/10 ноября) Стефан Сербский , Бранкович, прав. (9/22 октября) Стефан Сербский , Щилянович, князь (4/17 октября) Стефан Сурожский , архиеп., исповедник (15/28 декабря) Стефан Урош V , царь Сербский (2/15 декабря; 30 июня/13 июля) Тавифа Иоппийская , прав. (25 октября/7 ноября; в Неделю о расслабленном) Тамара Грузинская , блгв. царица (1/14 мая; в Неделю св. жен-мироносиц) Тамбовских святых собор (28 июля/10 августа) Тарасий Глушицкий , чудотворец, прп. (13/26 мая) Тарасий Константинопольский , архиеп. (25 февраля/10 марта) Тарах Тарсийский , мч. (12/25 октября) Татиана Римская , дева, диакониса, мц. (12/25 января) Терентий Петрийский (Африканский), Карфагенский, мч. (13/26 марта; 10/23 апреля) Терентий , мч. (28 октября/10 ноября) Тертий (Терентий), ап. от 70-ти, еп. Иконийский, сщмч., ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 21 июня/4 июля; 30 октября/12 ноября; 10/23 ноября) Тимолай (Тимофей) Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Тимон , ап. от 70-ти, из 7 диаконов, еп. Бострийский, сщмч. (4/17 января ап.]; 28 июля/10 августа; 30 декабря/12 января) Тимофей Олимпийский (в Симв!олех), пустынник, прп. (21 февраля/6 марта) Тимофей Фиваидский , чтец, мч. (3/16 мая) Тимофей , ап. от 70-ти, еп. Ефесский, сщмч., ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 22 января/4 февраля) Тит , ап. от 70-ти, еп. Критский, ученик ап. Павла (4/17 января ап.]; 25 августа/7 сентября) Тит , иеромонах, чудотворец (2/15 апреля) Тит Печерский , бывший воин, в Дальних (Феодосиевых) пещерах, прп. (27 февраля/12 марта; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Тит Печерский , пресвитер, в Ближних (Антониевых) пещерах (27 февраля/12 марта; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Тихон Амафунтский , еп. (16/29 июня) Тихон Воронежский , Задонский, еп., чудотворец (13/26 августа) Тихон Луховской , Костромской, прп., чудотворец (16/29 июня; 26 июня/9 июля) Тихон Медынский , Калужский, прп. (16/29 июня) Тихон Московский и всея Руси, патр. (25 марта/7 апреля; 26 сентября/9 октября; в воскресенье после 25 января/7 февраля [новомуч.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что касается темы, меня смущает, когда читают " Господи помилуй " 40 раз, без пауз. Когда чтец делит на 4-5 или хотя бы на 10-12, молюсь вместе с ним. А когда 40 подряд, ощущение, что идет стрельба из пулемета. Сонастроиться не получается, как ни старался. Сергей 12 мая 2017, 10:32 Есть ещё один интересный момент в жизни каждого из нас, это смерть. Я, бывая на отпеваниях в храме, морге и крематории, не перестаю удивляться " безразмерности " чина отпевания. Рекордсменом явился Питерский крематорий - около 3(трёх) минут!Кстати,стоимость не зависит от длительности и составляет 5-6 тыс.руб. В среднем 10-15 мин.Отпевали маму приятеля,старообрядца - около 1,5 часов. Спросил батюшку -старообрядца, а он ответил, что чин у нас с вами один и тот же. Пикантность ситуаци в том, что являясь " требоприемником " никак не повлияешь на ситуацию. Навести бы в этом, хоть какой то порядок. Советую, при возможном приближении данной требы, озаботиться самому о её должном исполнении. Авраам 12 мая 2017, 08:24 Интересное замечание было высказано о порядке слов в Богослужебных текстах. Те, кто читали Октоих (прежде всего - там) знают, что если не в том месте сделаешь паузу (не хватает дыхания), или не ровной интонацией произнесёшь, то смысл, действительно, может потеряться или обрести противоположный, а то ещё и развеселишь кого :( Думаю, что стоит обсуждать перевод церковно-славянских текстов на ... церковно-славянский! Когда их переводили в древности, использовали прямую кальку с греческого (разумеется), и чтобы сейчас докопаться до смысла - иногда легче заново переписать текст с грамотным порядком слов: переставить на своё место вводные слова, обороты, но при этом не поменяв ни одного слова! Наталья 11 мая 2017, 23:54 Дополн.про «косяки».Дорогие клиросные,хотелось бы больше здравого смысла при разделении стихир и тропарей(сама клиросная).Наприм.:во многих храмах на Введение в конце тропаря праздн.поют:радуйся,смотрения/Зиждителева исполнение.Попытайтесь осмыслить и это тоже! Правильно поют в Оптине:радуйся,/смотрения...и т.д. Это хорошо,что Вы исправляете своих клириков,спасибо Вам за это.Кто скажет чтецу,что на середине шестопсалмия не положено поклонов,в тексте часослова прямо там написано это красными буквами.?Зачем,дирижируя на Симв.веры дьяконы кланяются вообще и паче на словах «во единую..церковь..»? Но,наверное,как и в любой профессии,люди всегда будут ошибаться.Помоги Господи нам всем исправиться!

http://pravoslavie.ru/103323.html

Стихи 1–2. Молим же вы, братие, о Пришествии Господа, не скоро подвизатися от ума. Разумеется второе Пришествие во славе, с ангелами и святыми, для Всеобщего Суда над ангелами и людьми. Учение о Втором Пришествии Иисуса Христа на землю, как Судии, ясно выраженное Им Самим в Евангелии ( Мф.24:29–31; 25:31 →), есть необходимая часть веры в Него, как Спасителя всех людей, Ходатая пред Богом за людей, Главы всех верующих, и не только их, но и всех созданий. Тот, кто даровал спасение всем Своей кровью и смертью, кто сообщает необходимые благодатные дары всем верующим, тот естественно имеет право и должен прийти, и требовать отчёта в том, как воспользовались Его заслугами и Его дарами. Таким естественным выводом всего домостроительства Божия представляется Последний Суд ещё ветхозаветным пророкам ( Иоил.2:31 ; Мал.4:5 ), и со времени апостолов учение о Вечном Суде сделалось постоянным членом Символа веры христиан ( Евр.4:2 – Симв. Апост., Никео-Царегр. и другие). Стих 2. Ни ужасатися ниже духом, ниже словом, ни Посланием, аки от нас посланным. В Солуни появились лица, которые старались доказать, что Пришествие Христово должно последовать очень скоро; и это делали, конечно, с целью или подорвать веру во всё христианское учение, когда бы солуняне, истомлённые напрасным ожиданием, разубедились в Скором и действительном Пришествии Иисуса Христа или, как некоторые догадываются, лжеучители распространяли такое мнение с целью, чтобы возбудить в христианах презрение к земным благам и самим воспользоваться ими. В подкрепление распространяемого мнения приводилось доказательство или из откровения δι μνεματος, Самого Иисуса Христа (может быть из Мф.24:29,34 ); или из мнимых откровений лиц, известных в Солуни как пророки. В этом же мнении старались убедить и словом ( δι λγου πιθανολογα), красноречием, каким отличались и колосские лжеучители ( Кол.2:4 ). Наконец, обольщали и подложным Посланием, присланным будто от имени апостола Павла или его сотрудников Тимофея и Силуана. Догадываются, что лжеучители воспользовались первым Посланием апостола для того, чтобы в виде списка с него или дополнительного Послания распространить своё Послание, заключавшее определённо высказанное учение о наступлении Дня Пришествия Господня. На это Послание и указывает здесь апостол.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Иуда Маккавей принес жертву за умерших воинов ( 2Мак.12:43 ). Молитва за усопших всегда была непременною частию Божественной Литургии, начиная от Литургии св. Апостола Иакова. Святый Кирилл Иерусалимский говорит: «превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, когда святая предлежит и истинная жертва». Тайновод. поуч. 5, гл. 9. Святой Василий Великий в молитвах пятидесятницы говорит, что Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы о иже во аде держимых с надеждою для них мира, ослабления и свободы» (Простран. Христ. Катехиз. Правосл. Кафолич. Вост. Ц. Чл. II Симв.) Таково верование и учение Православной Кафолической Восточной Церкви. Но Лютеране не принимают такого учения. Они говорят: благотворений за усопших, чтобы облегчить их от наказаний в неземном мире не должно делать, молиться о них с тою же целию не следует, a совершать за них, с тою же опять целию, бескровную жертву есть грех тяжкий. Такую речь они думают оправдать тем, что в Священном Писании нет заповеди молиться за усопших и что моление за них противоречит будто бы ему. Подлинно, о молении за усопших особенной заповеди в Священном Писании не дано. Но в нем дана заповедь молиться за всех, – стало быть – и за усопших ( Еф.6:18 ; Иак.5:16 ; 1Тим.2:1 ). Догмат о поминовении усопших содержится в Священном Писании по духу. Оно, утверждая что, по исходе из сей жизни, христианин несовершенный не может сам собою умилостивить Бога ( Ин.9:4 ; сн. Еккл.9:5, 10; 2:3 ), – вместе с сим однако же внушает нам, что отшедший несовершенным в загробную жизнь христианин, не могущий сам собою умилостивить Бога, может быть помилован благодатию Его ( Ин.5:26, 27 и Мф.12:31, 32 ). Ключи ада и смерти, а следовательно и силу отверзать затворы адовы и освобождать оттуда узников, имеет не другой кто, но по милосердию Своему давший Себя в избавление за всех Иисус Христос, явивший уже миру силу эту во время воскресение Своего из мертвых ( Апок.1:18 ; Мф.27:53 ). Каким же образом освободит Правосудный Господь Иисус узников из ада, могущих быть освобожденными из него, как не имеющих за собою греха к смерти, но подлежащих узам ада не очищенными здесь грехами своими не к смерти и не имеющих возможности самолично умилостивить за себя Царя Славы, если не по молитве праведных, не по дарам алтарю или благодеяниями, приносимыми живыми за усопших, и не по силе бескровной жертвы, совершаемой в оставление грехов? ( 1Тим.2:1 ; сп.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Отдел второй. О Боге троичном в лицах § 29. Богооткровенность догмата о Пресвятой Троице. Особенная его важность и непостижимость Понятиями о совершенствах Бога, единого по существу Своему, не исчерпывается вся глубина богопознания, какое даровано нам в божественном откровении. Оно вводит нас в глубочайшую тайну жизни Божества, когда изображает Бога единым по существу и троичным в лицах. Знание этой глубочайшей тайны дает человеку только откровение. Если до некоторых познаний о свойствах божественной сущности и до признания единства Божия человек доходит путем собственных размышлений, то до такой истины, что Бог един по существу и троичен в лицах, что есть Бог Отец, есть Бог и Сын, есть Бог и Дух Святый, что „в сей Св. Троице ничтоже первое или последнее, ничтоже более или менее, но целы три ипостаси, соприсносущны суть себе и равны“ (симв. св. Афанасия), – до этой истины не может возвыситься естественными силами никакакой человеческий разум, измыслить ее не в состоянии никакая человеческая мудрость. Догмат о троичности лиц в Боге есть догмат богооткровенный в особенном и полнейшем значении этого слова, догмат собственно христианский. Исповедание этого догмата отличает христианина и от иудеев, и от магометан, и вообще от всех тех, которые знают только единство Божие (что исповедывали и лучшие из язычников), но не знают тайны о триипостасности Божества. В самом христианском вероучении этот догмат есть догмат коренной или основной. Утверждение его служит основанием всего христианства и христианского вероучения. Без признания трех лиц в Боге нет места ни учению о Боге Искупителе, ни учению о Боге Освятителе, так что, можно сказать, христианство как в целом своем составе, так и в каждой частной истине своего учения опирается на догмат о Св. Троице. Вот почему изложение учения о Св. Троице составляет главное содержание всех символов, какие употреблялись и употребляются в православной церкви, равно как и всех частных исповеданий веры, написанных по разным случаям пастырями церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Александр 18 июля 2017, 23:00 Олег Стожков Вика Ирина Анна Светлана - я контакты свои скинул давайте скооперируемся и поможем. Кстати счет Дианы есть в статье. Также обращаюсь к редакции Православие. Ру и Сретенскому монастырю - есть ли у Вас возможность оказать правовую и социальную помощь Диане Денисенко? Александр 18 июля 2017, 22:49 Мой эл . адрес: almajdanovich@yandex.ru. Александр г. Пермь. Тел. 89641898006. Был на отдыхе в г. Домодедово, случайно прочитал статью. Диане нужны детские вещи на осень зиму Богдану 5 мес . комбинезон шапка и т.д. у кого есть возможность сдать комнату квартиру за симв.плату - Прошу рассмотрите вариант. Проблема в отделе опеки который может забрать малыша из-за условий. Более подробно - звоните Диане, можно мне. ДАВАЙТЕ НЕ ПРОСТО ОБСУДИМ СИТУАЦИЮ А ПОМОЖЕМ человеку встать на ноги после пережитого. Диана (в крещ. Анна) по настоящему смиренно несет свой крест, никого не обвиняя. Верущая и очень добрая девушка. Богдан в крещ. Трифон. Помоги Господи Анне и всем нам. Александр 18 июля 2017, 22:17 Уважаемые читатели статьи про Диану - сообщаю свежую информацию. Диана действительно живет в этом бараке который построил " для нее " черный " риэлтор Алексей с украинским паспортом. Доля в соседнем доме (это деревянная полуразрушенная хибара) по ДАРСТВЕННОЙ. 0,66 СОТЫХ от жилой части этого дома (составляет 52 м2). Диана действительно живет в бараке с малышом. В выходные ей за повторную оплату (предыдущую указанный Андрей присвоил, ничего не сделав) провели воду и канализацию.Этот деревянный вагончик не утеплен, сейчас думаем привлечь отделочников помочь Диане собрать деньги на утеплитель. Диана воцерковленнвя девушка, мечтает о поездке в Дивеево (к сожалению, не получилось подвезти). Арина 18 июля 2017, 21:45 Иоанна, извините, а Вам какое дело до них, до чужих мам и бабушек? Вы свидетель обвинения? Они ответят сами за то, что делали и не делали, что думали и не думали, чему и кого учили. Совершенно с Вами согласна, кто установил Закон, тот и будет судить. Даже светский суд вершится от имени государства, потому что государство устанавливает законы. Остальное самосуд и фальшь. В статье выше пример, Диана простила свою маму и всех остальных за дела и за советы, сделала что в ее власти, остальное дело Божье. Вот Вам современный проповедник. Или только сертифицированные-дипломированные с мегафоном и с разрешением от государства нужны, чтобы услышать глас Божий?

http://pravoslavie.ru/104987.html

323). Во священном символе Богоноснии отцы веровати нас научиша: и в Духа, реша, Святого Господа животворящего» (л. 310 об.). В Кирилловой книге в статье: „истолкование молитвы: Господи Исусе Христе Боже наш» напечатано: святое изображение веры нашей христианомрече: и в Духа Святого Господа животворящего (л. 554). Что касается принятого раскольниками чтения 8 члена символа веры: «И в Духа Святого Господа истинного и животворящего“, то нужно заметить, что в нем слово „истинного“ составляет прилог. В греческом тексте, как мы видели, стоит слово „то кирион“. Хотя оно имеет разнообразные значения: господь, господень, господственны и я истинный, но все-таки – одно слово и потому должно быть переведено одним каким-либо значением, а раскольника переводят его двумя, что уже несправедливо. Правда, прибавка слова „истинного» нисколько не изменяет учения о Святом Духе, но тан как святые отцы и соборы повелевают хранить никеоцареградекий символ неизменно, то прибавляющий к нему хотя одно слово виновен в несоблюдении буквального постановления соборов. Как произошел прилог „истинного?“ Так как в греческом тексте стоит слово „кирион“ с членом „то“, то одни переводчики принимали его за имя существительное и переводили словом Господь, другие-же – за имя прилагательное и переводили прилагательными – господень, господственный (Мак. мин. дек. 4 д. л. 69, ст. 1, Макс. Гр. сл. 68, ч. 1, гл. 12, стр. 226, Богосл. 1 Дамаск.), а третьи, приняв во внимание, что Бог Отец и Бог Сын во 2 чл. симв. веры называются истинными, что в Евангелии от Иоанна (15,26) Дух Святой называется духом истины и что слово κριος значит, между прочим, истинный, нашли вполне естественным перевести в 8 члене τ κριον словом „истинный» (Сост. по кн.: „Руководство по изучению русского раскола»... Изд. 2-е К. Плотников, стр. 74 – 78). 206 Примеч. Изложим здесь учение о церкви другого приснопамятного святителя, Филарета, митроп. московского. 1. Благодатию Божию, действующею чрез многоразличные посредства, а наипаче чрез слово Божие и таинства, человек должен быт пересоздан, так чтобы от был, по слову Писания, новою тварию (2 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Чрез таинство крещения человек вводится в Церковь , прививается к телу Христову и получает начаток новой жизни, облекается в новое право сыноположения Богу и таким образом становится новым человеком. Поэтому крещение называется банею пакибытия, то есть, новорождением ( Тит. 3, 5 ) и облечением во Христа ( Гал. 3, 27 ). Поэтому же оно не повторяется: исповедую едино крещение (10 чл. Симв. вер.). – Миропомазание есть как бы посвящение новокрещённого на первую степень церковную, или сообщение ему того звания в Церкви, которое принадлежит всем членам еёвообще и по которому все они цари и иереи, все помазанники Божии ( 1Петр. 2, 9 ; Амок. 5, 10), имеющие на себе печать Духа Святого и в себе вся божественныя силы яже к животу и благочестию ( 2Петр. 1, 3 ). Подобно крещению, и это таинство, очевидно, не может быть повторяемо. – Подаяние есть постоянное врачевство в Церкви от духовных болезней, то есть, от грехов, семя которых остается в природе нашей и по крещении и составляет того ветхого человека, полное совлечение которого, вместе с полным облечением в нового, есть главная задача земной жизни христианина ( Еф. 4, 22–24 ). Врачуя грешников таинством покаяния, Церковь постоянно восстановляет нарушаемый ими союз с Богом и возвращает им право сыноположения, полученное в крещении. Поэтому покаяние называют иногда вторым крещением. – Причащением тела и крови Христовой Церковь соединяет членов своих со Христом телесным образом, помня слова Господа: аще не снесьте плоти Сына человеческого, ни пиете крови Его, живота не имате в себе ( Иоан. 6, 53 ). – Чрез таинство священства сообщается власть пастырская, или право и сила руководить верующих, питать их словом Божиим и преподавать им благодать Духа Святого. В силу миропомазания, все мы делаемся иереями Богу, но не пастырями в Церкви; пастырство преподается только избранным лицам в таинстве священства. По самому значению своему, и это таинство неповторяемо. – В таинстве брака благословляется союз двух лиц различного пола, после чего они уже не просто мужчина и женщина друг для друга, но – муж и жена и – плоть едина. От благословенного союза их, как от освященного корня, могут возникать и ветви святые; то есть: дети от христианского брака, в самом происхождении своём получают уже освящение. – Чрез елеосвящение Церковь врачует самые телесные немощи членов своих. Если не всегда чрез это таинство возвращается здоровье и сохраняется жизнь больному, то это нисколько не отрицает благодати таинства; потому что оно простирается не на одно тело, но и на душу, и молитвы верующих никогда не могут остаться бесплодными для немощного телом брата их по вере, оживет ли он для настоящей жизни, или перейдет в другую. Лица совершающие и принимающие таинства

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

13, 15), – но что происходит помимо их самих относительно их судьбы, – это иное дело. Православное учение говорит, что гнилые и мертвые члены Церкви до поименного и гласного отсечения их от тела Церкви, которое совершается „видимым действием церковной власти“, отсекаются от него „невидимым действием суда Божия“ (Правосл. Катих. 9 чл. Симв. веры). А такой суд Божий обнаруживается не в мыслях чьих-либо, или словах, но в действительных событиях жизни, в общественном расстройстве и бедствиях. Посмотрите на эти современные волнения в христианском мире, на различные и крайние заблуждения ученых, на помрачение умов в правителях, по местам уже обращающихся в гонителей христианства, на бесплодность и ошибочность современных планов и проектов общественного благоустройства, на затемнение чувства истины и правды в судах, на отупение совести в искателях обогащения, на неразборчивость в выборе удовольствий, на чрезвычайное развитие чувственных страстей, на упадок духовной жизни, бодрости, силы и ревности в делах истинной добродетели,– подумайте обо всем этом тщательно и вы убедитесь, что ток благодати Божией из источника ее, открытого Господом для человечества в Его Церкви, заграждается для неверующих и развращенных, – и действие силы Божией, просвещающей умы и очищающей сердца человеческие, в них прекращается. Христос в Церкви. Здесь раскрывает Свою божественную жизнь Он, – Лоза истинная. Здесь „виноградарь“ Отец небесный нас, как ветви, прививает к этой Лозе и очищает благодатно Святого Духа. И только прирастая духом к этой Лозе и пребывая на ней, как ветви, мы, христиане, можем приносить плод мног. „Кто не пребудет во Мне, говорит Господь, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь и они сгорают; ибо без Меня не можете делать ничего“ ( Иоан. 15, 1–6 ). Но Церковь , и поражая отлучением непокорных, молится о них: „Пресвятая Троице! сотвори, да приидут в познание вечныя Твоея истины“. Мы же ныне, молясь за всех вместе со всею Церковью, усугубим нашу молитву, да подаст Господь здравие и долгоденствие „христианского благочестия ревнителю, защитнику и покровителю Христовы Церкве“, Благочестивейшему Государю нашему Императору Александру Александровичу. Да поможет Ему Господь в Его великом царстве благопромыслительно привести просвещение наших молодых поколений в единение с верою Христовою, законы и порядки государственные озарит светом заповедей Божиих, нравы и обычаи своего народа наклонит к соглашению со спасительными уставами Святой Православной Церкви. Аминь. Читать далее Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903./Т. 3. - 1902. - VI, 558 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010