127. Кан. Ипп. 246. 247. 128. Егип. кан. гл. 62. 129. Тураев Б. Абиссинская церковь, в «Православной богословской энциклопедии», Спб 1900, столб. 65. 130. См. выше, стр. 89. 131. Ориг. Бес. 2 на 1 Цар. гл. 28. 132. Eschenburg. Gesch. der öffent. Relig. Vorträge. Iena 1785, S. 129. Binterim Denkwürdig. VI, 227. 133. Ориг. На Иов. кн. 1. 134. Кипр. Письмо 33. 135. Кипр. Пис. 34. 136. См. выше, стр. 86. 137. Кипр. Об единстве церкви 17. 138. Клим. Педаг. II, 4. 139. Клим. Стром. VI, 11. 140. Клим. Педаг. II, 4 141. Там же, выше 142. Клим. Стром. VI, 11. 143. Металлов В., свящ. Очерк истории православного церковного пения в России, изд. 2. М. 1896, стр. 7. 144. Клим. Ал. Увещания к язычн. 12. 145. Терт. О зрелищах 29. 146. Ориг. Пр. Цел. 8, 37. 147. Евсевий. Церк. Ист. VII, 30. Некоторым извинением Павлу, который в данном случае присваивал себе прерогативу на оды и энкомии, принадлежавшую только высшим сановникам (он, между прочим, любил называть себя не епископом, а дуценарием, об.-прокурором), может служить то, что епископу принято было петь «Осанна», обычай, упоминаемый и одобряемый блж. Иеронимом (комм. на Мф. 21; Augusti, Denkwürdigkeiten, V, 169); ср. наше «исполла». 148. Текст древнейших полных символов встречается только у писателей IV–V b. и в «Завещании Госп. нашего Иисуса Христа» (конца III b.). Отсюда предание у Руфина (в Коммент. на апост. симв., предисл.), что апостолы запрещали записывать символ. 149. Евс. Церк. ист. VII, 24. 150. Интересно сопоставить с этими гимнами современную им «песнь» офитов, приводимую у Оригена (пр. Цел. VI, 31). «Приветствую Тебя, единообразного Царя, узы слепоты, первую силу, сохраняемую Духом провидения и мудростью; остаюсь чистым, причастным Сыну и Отцу; да будет благодать со мною». 151. Василий Великий О Св. Духе, 29. 152. См. выше на стр. 49 свидетельство Плиния («поют Христу как Богу») и увещание св. Игнатия Бог. «воспевать Отца в Сыне» (Римл. 2). 153. Иппон. соб. Пр. 21. 154. См. выше, стр. 58. 155. «Скажите мне вы, которые только в праздничные дни ходите в церковь, — прочие дни разве не праздники? Разве они не воскресенья (κυριακα)? Свойственно иудеям наблюдать известные, редко чередующиеся, дни праздничные. Именно к ним говорит Господь: «новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть… ненавидит (их) душа Моя». Итак Бог ненавидит тех, которые думают, что только один день есть праздник, что только один день есть «день Господень» (Ориг. на Быт. бес. 10.). «Только те, которые не хотят или не могут проводить все дни, как праздники, должны праздновать хотя один день Господень в неделю». (Ориг. Прот. Цел. VIII, 23.)

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

467 Тертуллиан. О венце воина, 3. Начертание пальцем креста на челе, как простейшая форма крестного знамения, должно быть, и была, как видно из настоящего места, первоначальной его формой (ныне сохранилась в римско-католической литургии: священник – пред чтением Евангелия). Об этой форме упоминает и Иоанн Златоуст (беседа о том, что Христос Бог); но ему известно уже и крестное знамение на устах и груди (Бес. 87 (88) на Мф.), как и блж. Иерониму (Надгр. сл. Павле, пис. 108 (27). Формула «Во имя Отца...» впервые у св. Ефрема (О всеоруж.); возникла из заповеди о крещении ( Мф.28:19 ). Schmid X. Kultus der chriskatholischen Kirche, Passan, 1840, I, 245. 473 Eschenburg. Gesch. der öffent. Relig. Vorträge. Iena, 1785, S. 129. Binterim Denkwürdig. VI, 227. 484 Металлов В., свящ. Очерк истории православнаго церковнаго пения в России, изд. 2. М., 1896, с. 7. 488 Евсевий. Церковная История. VII, 30. Некоторым извинением Павлу, который в данном случае присваивал себе прерогативу на оды и энкомии, принадлежавшую только высшим сановникам (он между прочим любил называть себя не епископом, а дуценарием, обер-прокурором), может служить то, что епископу принято было петь «Осанна», – обычай, упоминаемый и одобряемый блж. Иеронимом (комм. на Мф.21 ; Augusti, Denkwürdigkeiten, V, 169); ср. наше «исполла». 489 Текст древнейших полных Символов встречается только у писателей IV-V в. и в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа» (конца III в.). Отсюда предание у Руфина (в Коммент. на апост. Симв., предисл.), что апостолы запрещали записывать Символ. 491 Интересно сопоставить с этими гимнами современную им «песнь» офитов, приводимую у Оригена (Пр. Цел. VI, 31). «Приветствую Тебя, единообразного Царя, узы слепоты, первую силу, сохраняемую Духом провидения и мудростью; остаюсь чистым, причастным Сыну и Отцу; да будет благодать со мною». 496 «Скажите мне вы, которые только в праздничные дни ходите в церковь , – прочие дни разве не праздники? Разве они не воскресенья ( κυριακαì)? Свойственно иудеям наблюдать известные, редко чередующиеся, дни праздничные. Именно к ним говорит Господь: «новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть... ненавидит (их) душа Моя». Итак, Бог ненавидит тех, которые думают, что только один день есть праздник, что только один день есть «день Господень» (Ориген. на Быт. бес. 10.). «Только те, которые не хотят или не могут проводить все дни, как праздники, должны праздновать хотя один день Господень в неделю». (Ориген. Прот. Цел. VIII, 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

И все средства, предпринимаемые пастырями Римской церкви к вознаграждению этой потери, – как то: составление молитв приспособленных к действиям мессы, изъяснение обрядов ее и т. под., – не вознаграждают оной вполне. Мы видим, что сами католики, чувствуя не выгоду от совершения литургии на языке не понятном для народа, частно переводят, даже издают в свет, для частного употребления, мессу на своем природном языке, и читают ее во время совершения ее в храме. Таково происхождение разностей, которыми Римская литургия существенно отличается от нашей! Вот причины, коими западная церковь старается оправдать свои нововведения! Позднее происхождение этих разностей, неважность, можно сказать ничтожность предлогов и причин, по которым возникли и доселе остаются они в западной церкви, ясно показывают их неосновательность. Как же Римская церковь доселе удерживает такие нововведения! Неужели не знает она, что поступает в этом случае неверно?.. Не беремся решать этих вопросов; для нас довольно видать, что Римская церковь, в совершении божественного священнодействия тела и крови Христовой, во многом уклонилась от чистоты и православия святой, соборной и апостольской церкви, примешивая к делу Божию мудрования человеческие. – Благодарим Господа нашего Иисуса Христа, сподобившего нас быть участниками святых таин во святой православно-кафолической церкви восточной, – слышать, на родном языке, совершение божественного священнодействия литургии, переданного нам чистыми руками св. Василия и Златоуста! Да просветит Он светом своим и тех братий наших, которые, по неведению или упорству и навету вражию, удаляют себя от общения с православною церковию, да не бывают ктому младенцы, влающеся и скитающеся всяким ветром учения, во лжи человечестей (Эфес.4:14)! Приложение к стр. 83-й Дневные чтения, из Евангелия и Апостола, на Литургии: Греко-Российской Церкви: 1 Неделя Пасхи, Ев. Иоанн. зач. 1. Апост. зач. 1. Понедельник « Иоанн. « 2. Апост. « 2. Вторник « Лук. « 113. Апост. « 4. Среда « Иоанн. « 4. Апост. « 5. Четверток « Иоанн. « 8. Апост. « 6. Пяток « Иоанн. « 7. Апост. « 7. Суббота « Иоанн. « 11. Апост. « 8. 2 Неделя – Фомы « Иоанн. « 65. Апост. « 14. 3 Неделя Мирон. « Марк. « 64. Апост. « 16. 4 Неделя о Рассл. « Иоанн. « 14. Апост. « 23. 5 Неделя о Самар. « Иоанн. « 12. Апост. « 28. 6 Неделя о Слеп. « Иоанн. « 34. Апост. «38. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа: Ев. Лук. зач. 114. Апост. зач. 1. 7 Нед. Св. Отец « Иоанн. « 56. Апост. « 44. Нед. Пятидесят. « Иоанн. « 27. Апост. « 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1361 ...на камне место, где прежде спал пророк Варух... и послал его в Вавилон к Даниилу пророку, известил, что оне в том году будут отпущены из плену. – См. коммент. 828. 1363 ...в нем росло древо на крест Господень на Адамове могиле. – Далее паломник приводит вариант легенды о Крестном древе. См. также коммент. 829. 1366 Егда же жидове, емше Христа и Пилату на распятие предавше, искаше древа тяжчайшаго на крест... И задеша Симону Киринейску понести крест Господень... – См. 802. 1368 На пути монастырь Илии пророка... иде в путь четыредесять дней и нощей, не взалка. – См. коммент. 831. 1369 ....есть монастырь на том месте, где Христос родился в вертепе... ход в вертеп, где Христос родился. – О Вифлеемской церкви Рождества Христова см. коммент. 834. 1371 И от того места на восток, с версту или болше, под гору есть долина... Идите в Вифлеем и поклонитеся рождшемуся Христу, в вертепе лежащему (во яслех)». – См. коммент. 843. 1373 ...монастырь на самом потоке, в горе, Саввы Освященнаго... выносили в ящиках мощей, главы Ксенофонта и супруги его Марии и детей их – Аркадия, Иоанна... – См. коммент. 845. 1376 ...гора Саранданская, на которой Христос после Крещения постился 40-к дней и 40-к нощей, и ту искушаем был от диавола. – См. коммент. 871. 1378 ...течет от ночи на полдень из двух озер Пора и Дана. – Паломник отсылает читателя к апокрифической легенде о происхождении имени реки Иордан от названий составляющих ее рек Иор и Дан. Впервые в русской паломнической литературе ее привел игумен Даниил (см. наст. изд. Т. 4.). 1381 Есть гора прекрутая, где Елисавет, жена Захариева, съпрятавшись в расьселину каменную... Ирод царь начал побивать младенцев. – См. коммент. 854. 1383 ...недели Православия. – Торжество Православия совершается в первую неделю (воскресенье) Великого поста. 1386 ...Великой четверток... – Четверг Страстной недели, в который вспоминается Тайная вечеря в установление Иисусом Христом таинства евхаристии. 1387 ...два листа печатные в лицах изображения Христа и апостолов... класть во гроб в руку тому человеку, кто сподобился принять. – См. коммент. 861.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

271. Предисловие//Киприан (Керн), архимандрит. Восхождение к Фаворскому свету. М., 2007. С. 5-16. 272. Счастье Победы//Московская перспектива 17. 8 мая 2007. С. 1. 273. Один народ - одна Церковь//Московская перспектива 19. 22 мая 2007. С. 4. 274. Зреет час Преображенья//Московская перспектива 31. 21 августа 2007. С. 4. 275. Афон - языческий, мирской, монашеский. Гениальный научный проект XIX века вышел в свет//Церковный вестник. 18 июля 2007. (Рец. На кн. " История Афона " еп. Порфирия (Успенского), изданную в 2007 г. под ред. П.В. Кузенкова). 276. Если вынуть из России стержень православия - ничего не останется. Интервью.//РФ сегодня. 2007. Вступительные статьи, комментарии, публикации, переводы. 1. Публ.: Иеросхимонах Амвросий (Гренков). Письма/Сост. и подг. текста//Журнал Московской Патриархии. 1971. 11. С. 68-77. - Публикатор не указан. 2. О Священном Писании Нового Завета//Новый Завет. М 1976. С. 593-611. - Автор не указан. 3. Публ.: Розанов В.В. «Торжество Православия» в служении Антиохийского Патриарха. Впечатления мирянина/Публ. и предисл.//Московский строитель. 27 февраля-6 марта 1990. 8. С. 14. 4. Публ.: Шульгин В.В. Азбука. Мария Владиславовна Захарченко-Шульц//Московский строитель. 6-13 марта 1990. 9. С. 12-13. 5. Публ.: Шульгин В.В. Рассказ о Г.И. Гурджиеве/Публ. и предисл.//Московский строитель. 20-27 марта 1990. 11. С. 12. 6. Публ.: Бугаев Б.Н. Штемпелеванная культура/Публ. и предисл.//Московский строитель. 12-19 июня 1990. 23. С. 13. - Автор предисловия не указан. 7. Публ.: Шульгин В.В. Деникин и Врангель/Публ. и предисл.//Московский строитель. 20-27 декабря 1990. 51. С. 13. 8. Публ.: Меньшиков М.О. Лев и Серафим/Публ. и предисл.//Домострой. 22 января 1991. 2. С. 14-15. - Автор предисл. не указан. 9. Публ.: Шульгин В.В. Опыт Столыпина/Публ. и предисл.//Домострой. 19 февраля 1991. 6. С. 8-9,12. - Автор предисл. не указан. 10. Публ.: Князь Д.А. Хилков об армии, Церкви и государстве. (Мысли бывшего толстовца и диссидента)//Домострой. 26 февраля 1991. 7. С. 12-13.

http://bogoslov.ru/person/249099

бес. на 14 посл. Колос., 9 нравоуч.), что не по евангелию входящие во двор овчий суть тати и разбойницы (Кирилл. лист. 363) и что та только истинная Церковь Христова, которая верует всему Евангелию, – следовательно, она истинная Церковь . Раскольник читает Еванг. Иоанна ( Ин.1:5 ), сопоставляет его со словами Скрижали «лучше Бога именовати тьму, нежели свет» (л. 665) и делает заключение, что правосл. Церковь отменила якобы евангельское учение. Против этого читается: втор. чл. Симв. веры, «Свете тихий», «Христе, свете истинный»; «Ныне отпущаеши» и пр. Да и в Скрижали Бог называется светом (л. 350). В указанном раскольником месте Скрижали объясняется, почему «лучше Бога называти тьму и неведение, нежели свет» – «зане ум но может домыслитися, каков есть Бог», – т.е. Он не постижим для нашего ограниченного ума («Жезл правления», ч. 1 возобл. 2). И таких выражений в творениях св. отцов очень много, например: у Иоанна Дамаскина в Богословии (гл. 4 и 16), у Дионисия Ареопагита «о божественных именах» (Макар. велик. чт мин. 30 октября), у св. Кирилла (в толк. на 12 ст. 17 псалма), у Блаженного Феодорита (ч. 2, стр. 90), в Больш. Соборн. (св. Григор. Богосл. слово 2 на пасху, стих. 11), Толк. Апост. (л. 1034), в кн. Кирилла (л. 368) и в Альфе и Омеге (гл. 1). Раскольники видят нарушение евангельского учения в чтении 8 члена Символа веры без слова «истиннаго», так как Дух Св. в Евангелии называется истинным (Ин. зач. 48), а в кн. о вере (л. 43) и Кирилл. (л. 87 об.) подвергается проклятию изменение хотя бы единой йоты Символа веры . Но православная Церковь верует, что Дух Св. есть истинный Бог (молитва Духу Св., Прост. Катих. об 8 чл. Симв. веры, Увет Дух, гл. 13). Что же касается до чтения 8 чл. Симв. веры без слова истиннаго, то такое чтение встречается в старопечатных и старописьменных книгах (Выписки Озерского ч. 2). Раскольники настаивают, чтобы был показан древний полный Символ веры без слова истиннаго, уверяя, что такого нет. Следует показать, что полные символы без слова истиннаго имеются в «Хрисовуле» Константинопольского собора 1593 года и на саккосе митр.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

2793 1) «Русская беседа»: История славянофильского журнала: Исследования. Материалы. Постатейная роспись/Под ред. Б. Ф. Егорова, А. М. Пентковского и О. Л. Фетисенко. СПб.: Пушкинский Дом, 2011; 2) Разумевающие верой. 2794 Аксаков И. С., Аксаков К. С. Литературная критика/Сост., вступ. статья и коммент. A. С. Курилова. М.: Современник, 1981; Аксаков И. С. 1) И слово правды… Стихи, пьеса, статьи, очерки/Предисл., сост. и коммент. М. А. Чванова. Уфа: Башкир. кн. изд-во, 1986; 2) Письма к родным, 1844–1849/Изд. подгот. Т. Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1988; 3) Письма из провинции; Присутственный день в уголовной палате/Авт. предисл. Т. Ф. Пирожкова. М.: Правда, 1990; 4) Письма к родным, 1849–1856/Изд. подгот. Т. Ф. Пирожкова. М.: Наука, 1994; 5) Биография Федора Ивановича Тютчева/Репр. воспр. изд. 1886 г. М.: АО «Кн. и бизнес», 1997; 6) Еврейский вопрос. М.: Изд. дом «Социздат», 2001; 7) Отчего так нелегко живется в России?/Сост., вступ. статья, примеч. B. Н. Грекова. М.: РОССПЭН, 2002; 8) Иван Сергеевич Аксаков в его письмах: Эпистолярный дневник 1838–1886 гг. с предисл., коммент. и воспоминаниями А. Ф. Аксаковой: В 3 т./Сост., подгот. текста, примеч., указ. имен Т. Ф. Прокопова. М.: Русская книга, 2003–2004; 9) У России одна-единственная столица…: Стихотворения и поэма. Пьеса. Статьи, очерки, речи. Письма. Из воспоминаний и мнений об И. С. Аксакове. Венок И. С. Аксакову. Москва И. С. Аксакова (путеводитель)/Сост., вступ. ст., путеводитель, примеч. Г. В. Чагина. М.: Pycckiй мipъ, 2006; 10) И. С. Аксаков – Н. Н. Страхов. Переписка/Сост. М. И. Щербакова. , 2007; 11) Наше знамя – русская народность/Сост. и коммент. С. Лебедева. М.: Ин-т рус. цивилизации, 2008; 12) О державности и вере. Минск: Белорус. правосл. церковь , 2010; Аксаков К. С., Аксаков И. С. Избранные труды/Сост., авт. вступ. ст. и коммент. А. А. Ширинянц, А. В. Мырикова, Е. Б. Фурсова. М.: РОССПЭН, 2010. 2795 Цимбаев Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни России 1860-х годов: Дис. канд. ист. наук/Моск. гос. ун-т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

мощей: Иоанна Предтечи и преп. м. Анастасии Рамляныни. Этот ковчег, украшенный камнями и имеющий весу 83 зол., пожертвован графинею Анною Толстою, которой, в свою очередь, досталась эта святыня от предков – Грузинских царей. Рака с частицами свят. мощей: 1) часть волоса Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа; 2) Иоанна Предтечи; 3) Апост. и Еванг. Матфея 4) Апост. и Еванг. Марка; 5) Апост. и Еванг. Луки; 6) Апост. Петра; 7) Апост. Павла; 8) Апост. Филиппа; 9) Апост. Варфоломея; 10) Апост. Варнавы; 11) Андрея Первозванного; 12) Апост. Иакова, Брата Господня; 13) Апостола Тита; 14) Апостола Иакова; 15) Царя Константина; 16) Кн. Владимира; 17) Кн. Александра Невского; 18) Кн. Даниила Московского; 19) Князя Федора Ярославского; 20) Кн. Давида Ярославского; 21) Князя Константина Ярославского; 22) Кн. Андрея Боголюбского; 23) Князя Бориса; 24) Кн. Глеба; 25) Кн. Николая Черниговского; 26) Царевича Димитрия Московского; 27) Василия Великого ; 28) Григория Богослова ; 29) Иоанна Златоуста ; 30) св. Николая Мирликийского; 31) Григория Неокесарийского ; 32) Никифора Патриарха; 33) Иоанна Милостивого; 34) Климента Агкирского; 35) Василия Агкирского; 36) Петра Александрийского ; 37) Петра Московского; 38) Алексия Московского; 39) Ионы Московского; 40) Филиппа Московского; 41) Никиты Новгородского; 42) Гурия Казанского; 43) Варсонофия Казанского; 44) Германа Казанского; 45) Исаии Ростовского; 46) Игнатия Ростовского; 47) Симеона Суздальского; 48) Варсонофия Тверского; 49) Арсения Тверского; 50) Ефрема Переяславского; 51) св. Богоотец: Иоакима и 52) Анны; 53) пророчицы Анны; 54) свящ.-м. Василия Александрийского; 55) Харлампия; 56) Василия Порийского; 57) Поликарпа Смирнского ; 58) Исповедника Харитона; 59) Архидиакона Стефана; 60) Архидиакона Евпла; 61) Св. великомуч. Георгия Победоносца; 62) Максима Блаженного; 63) неизвестного Святого; 64) св. Исаакия; 65) св. в.-мч. Феодора Тирона; 66) св. мч. Феодора Стратилата; 67) муч. Адриана; 68) м. Ипатия; 69) преп. м. Анастасия Перского; 70) м.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

352. Симеон Новый Богослов , прп . Послание об исповеди/Пер. с греч.: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1999. 2(9). С. 209–230. 353. Стефан из Фиваиды, прп. Слово аскетическое/Пер. с греч., предисл., примеч.: Т. А. Миллер//АиО. 1995. 4(7). С. 65–80. 354. Тертуллиан . Апология: [Новый пер. с лат.]/Вступ. ст. « Тертуллиан и его «Апология " » и коммент.: А. М. [митр. Антоний (Мельников)]; Примеч.: В. А. Никитин, В. Л. Шленов//БТ. 1984. Сб. 25. С. 169–225. 355. Тертуллиан . О покаянии: [Новый пер. с лат.]//БТ. 1985. Сб. 26. С. 224–233. Тихон Задонский , свт. – см. 3105, 3106. 356. Тихоний Африканский , св. Книга о семи правилах для исследования и нахождения смысла Священного Писания: [Переизд. пер. с лат.]//АиО. 1999. 3(21). С. 57–81; 4(22). С. 77–102; 2000. 1(23). С. 51–66. 357. [Установления, данные через Климента, и] Каноны святых апостолов/Пер. с греч., предисл., примеч.: А. Р. Фокин//АиО. 1998. 2(16). С. 101–107. 358. Феолипт Филадельфийский , свт. Послания к монахине Евлогии/Пер. с греч., предисл., примеч.: А. И. Сидоров //АиО. 2000. 3(25). С. 89–114. 359. Феостирикт, прп. Слово надгробное преподобному отцу нашему и исповеднику Никите, писанное Феостириктом, учеником самого блаженнейшего/Пер. с греч., предисл., примеч.: Д. Е. Афиногенов//АиО. 1997. 3(14). С. 212–238. 360. Феофан Затворник , свт. Четыре слова о молитве//ХЧ. 1992. 7. С. 7–15. 361. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, свт. Толкование второго псалма/Предисл.: иером. Ианнуарий (Ивлиев) //БТ. 1986. Сб.: 175-летие ЛДА. С. 281–294. См. также 3107, 3108. 362. Фотий, патр. Константинопольский, свт. Амфилохии/Пер. с греч., предисл., примеч.: Д. Е. Афиногенов//АиО. 1997. 2(13). С. 76–95; 3(14). С. 76–97; 1998. 1(15). С. 78–100; 2(16). С. 87–100; 3(17). С. 56–79; 4(18). С. 78–88. 363. Фотий, патр. Константинопольский, свт. Слово на Рождество Пресвятой Богородицы/Пер. с греч.: свящ. М. Е. Козлов//АиО. 1998. 3(17). С. 47–55. 364. Фотий, патр. Константинопольский, свт. Окружное послание/Пер. с греч., вступ. ст.: П. В. Кузенков//АиО. 1999. 3(21). С. 82–102.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Между «Апостольскими Постановлениями» и «Правилами Святых Апостолов» есть несколько почти буквальных совпадений: «А я, Симон Кананит, постановляю, сколькими должен рукополагаться епископ. Епископ да рукополагается тремя или двумя епископами. Если же кто рукоположите одним епископом, то да будет извержен и он и рукоположивший его» (Ап. Пост. 8, 27) и «Епископа да поставляют два или три епископа» (Апост. 1). Ряд списков содержит в себе «Апостольские Постановления» вместе с «Правилами Святых Апостолов.» Из этого обстоятельства профессор Н. С. Суворов делает вывод, что составителем обоих сборников было одно и то же лицо. Во всяком случае, текст сборника «Правил Святых Апостолов» сирийского происхождения. В 37-м правиле употреблено сиро-македонское название месяца октября - υπερβεταιον. Первое вполне ясное упоминание о сборнике «Правил Святых Апостолов» встречается в постановлении Константинопольского Собора (394 г.), председателем которого был архиепископ Нектарий, родом из сирийского города Тарса, входившего в состав Антиохийской церковной области. В церковно-исторической, канонической и патрологической литературе много внимания уделено тому обстоятельству, что некоторые Апостольские правила обнаруживают поразительное сходство с правилами Антиохийского собора (Апост. 32 и Ант. 6; Апост. 33 и Ант. 7; Апост. 34 и Ант. 9; Апост. 36 и Ант. 18; Апост. 37 и Ант. 20; Апост. 38 и 40 и Ант. 24; Апост, 41 и Ант. 25). Большинство западных ученых нашего времени и некоторые русские авторы, в том числе профессора Н. С. Суворов и А. С. Павлов, склоняются к выводу, что заимствования внесены в «Правила Святых Апостолов» из канонов Антиохийского Собора. Но согласиться с этим значило бы принизить авторитет Апостольских правил, отвергнуть их апостольское происхождение и войти в грубое противоречие с традиционным отношением Церкви к этому сборнику. Издревле Апостольские правила рассматривались как часть апостольского предания. Ими и поныне открывается канонический кодекс Православной Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/432353/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010