В то время римский император Август издал указ сделать перепись во всех известных тогда странах, подвластных Риму. Август приходился племянником Юлию Цезарю и в то время, победив всех соперников, стал единственным полноправным правителем обширной Римской империи. Теперь он захотел сосчитать своих подданных, в том числе на окраинах и в провинциях, в одну из которых входил Израиль. Все должны были явиться в город, откуда происходил их род, и там записаться у учетчиков. Иосиф с Марией жили в Галилее, в городе Назарете, но они происходили из рода царя Давида, и потому должны были придти в Вифлеем. Вифлеем – это маленький город недалеко от Иерусалима, к югу от него. Он находится по дороге к Хеврону, городу священников, в котором недавно Мария гостила у своей родственницы Елизаветы и священника Захарии – родителей Иоанна Предтечи. Вифлеем расположен примерно на полпути от Иерусалима до Хеврона, а от Назарета до него было три дня пути или немного больше. Предок Иосифа, пророк и псалмопевец Давид, родился в Вифлееме и здесь же был помазан на царство. К востоку от города был Давидов колодец, а напротив него – пещера в каменной горе, на которой стоял сам Вифлеем. Рядом с пещерой находилось поле, принадлежащее Саломии, родственнице Марии и Иосифа. Когда святые путники приблизились к городу, пришло время Марии родить. Иосиф стал искать места, которое было бы для этого удобно, но не нашел. Из-за переписи множество народа съехалось в Вифлеем. Общая гостиница была переполнена, и во всех домах были постояльцы. Мария и Иосиф вернулись к пещере, потому что им негде было больше остановиться, а день клонился к вечеру. Эта пещера была местом, куда загоняли на ночь скот, и здесь должен был родиться Спаситель мира. Здесь ночью, молясь Богу, Дева Мария безболезненно родила Господа нашего Иисуса Христа 66 . Никто не помогал Ей, да в этом и не было необходимости. Мария Сама спеленала новорожденного Младенца. По преданию, Рождество Христово было в полночь между субботой и воскресением. Во Вселенной же во время Рождества происходили великие чудеса. В самый момент рождения Спасителя внезапно в пещере образовался источник воды, текущий прямо из камня, а далеко от нее, в Риме, из земли тоже стал бить источник благовонного масла и стекать в реку Тибр. Языческий храм, который назывался вечным, разрушился, идолы в нем попадали, а на небе возникли три солнца. В Испании в ту ночь появилось облако, сиявшее ослепительным светом, в Израиле же расцвели виноградники, несмотря на то, что стояла зима.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В подлиннике это пророческое место у Михея ( Мих.5:2 ) несколько отлично от приведенного книжниками, или евангелистом, но в главном – в указании на место рождения Мессии – они совершенно одинаковы. По подлиннику так: Вифлеем Ефрафа, ты мал, чтобы быть тебе в ряду с тысячами Иудиными, но из тебя произойдешь у меня Владыка Израиля; Его начало – дни вечности. Ефрафа значит плодоносное поле, название, выражающее то же, что и Вифлеем – дом хлеба. Так назывался Вифлеем Иудейский еще в патриархальное время (ср. Быт.35:19, 48:7 ; Руф.4:11 ). Ты мал, чтобы быть в ряду с тысячами Иудиными (ничем не меньше больших городов Иудиных): Вифлеем был городок немноголюдный, который по внешней силе никак не мог равняться с городами многолюдными вроде Иерусалима, с городами, которые были сильны, которые могли давать много способных носить оружие; но пророк указывает на преимущество его пред прочими городами другое, несравненно важнейшее, чем внешняя сила или богатство. Произойдет Владыка (Вождь) Израиля: «Хорошо сказано: произойдет, а не останется в тебе; ибо Христос не остался в Вифлееме, но по рождении вышел из него и жил большею частью в Назарете» ( Иоанн Златоуст и Феофилакт). Владыка: это – существенная черта Мессии – владычество духовное над всем миром. Израиль (Еврейское царство) употребляется здесь частью потому, что пророчество изречено было народу еврейскому, которому и обещан был Мессия, частью потому, что Израиль употребляется здесь для обозначения избранных всего человечества, «уверовавших во Христа как из евреев, так и из язычников» ( Иоанн Златоуст и Феофилакт). Исходища Его начало, дни вечности: «Пророк указует этими словами на Божество Владыки, имеющего родиться в Вифлееме. Хотя Он и родится по плоти во времени, но по Божеству Своему Он вечен. Первосвященники же и книжники, сказав о Вифлееме, что из него произойдет Пастырь Израилев, не присовокупили (сих) слов из лести к царю» ( Иоанн Златоуст ). Упасет: образ пастыря в отношении Иисуса Христа к верующим в Него прилагает к Себе Он Сам ( Ин.10:11 и дал.). Смысл образа тот, что Христос, как пастырь, стадо Свое охраняет от врагов, питает на избранных лучших местах – словом Своим и таинствами, напаяет во время Своими благодатными дарами и приводит для вечного успокоения к Отцу Своему (Михаил, Толковое Евангелие).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

«Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» ( «Иисусу же рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода..., се, волсви от восток приидоша..., глаголюще: где есть рождейся Царь Иудейский? видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися ему») ( Мф. 2:1–2 ). Увы! Я поражен чудом, угнетен зрелищем, и мой язык не находит, что прежде сказать или что опустить. Если я займусь Его рождением, то изумляюсь, что дитя прежде, чем родиться, совершает знамения. Разве не величайшее знамение, что Дева по рождении осталась девой, и молчаливое небо говорит через звезду? Жаждущим увидеть родившегося Он посылает в спутницы звезду, и показывает желаемого младенца. Матвей вспоминает о волхвах, пришедших с востока, а Лука об ангелах; он говорит: «Были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего» ( «и пастырие беху... бдяще и стрегуще стражу нощную о стаде своем») ( Лк.2:8 ). И ангела Господнего они увидели, «и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь… И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» ( «и слава Господня осия их: и убояшася страхом велиим. И рече им ангел: не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь... Христос Господь, во граде Давидове. И внезапу быстъ со ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение») ( Лук. 2:8–11, 13–14 ). Христос родился: земное с небесным сочетается, ангелы с людьми составляют хоры, пастыри на поле бодрствуют, волхвы поклоняются, небо светит, земля приносит в яслях свой блестящий плод.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В базилике-М. (basilica ad corpus) собственно памятное место оформляется обычно в виде крипты или пастофория, к-рые могли быть закрыты для посещения верующими. Самый ранний пример - базилика ап. Петра в Риме, построенная при имп. Константине Великом, где гробница апостола была отмечена эдикулой с нишей, перед ней, вероятно, располагался престол (при папе Римском Григории Великом над гробницей апостола был повышен алтарь, и она оказалась в крипте); в кон. IV в. был перестроен и храм ап. Павла в Риме (при папе Римском Григории Великом по образцу базилики ап. Петра). М., возможно, были и базилики IV в. с обходом вокруг алтаря у стен Рима. В константиновской базилике поучения апостолов Христом на Елеонской горе близ Иерусалима сама пещера располагалась также под вост. частью храма. Сходным образом было организовано памятное место в базилике Рождества в Вифлееме: пещера Рождества была оформлена как крипта, но над ней находились не апсида и пресбитерий, а октагон, выполнявший, вероятно, одновременно и функцию алтаря. Появление алтаря с престолом над криптой с реликвиями (не без влияния Откр 6. 9) Ф. В. Дайхманн связывал с Римом и относил ко времени не ранее VI в. ( Deichmann. 1970). Однако такой вариант организации пространства появляется не позже V в. (Халкопратийская и Студийская базилики в К-поле). Ученый справедливо отметил, что крипта с реликвиями (confessio) в источниках не обозначается термином «мартирий» (это ошибочное отождествление восходит к Ш. Дюканжу), однако нельзя считать термин «мартирий» синонимом термина «церковное здание», т. к. М. может быть названа и его часть. Вход в крипту обычно устраивали сбоку, реже - позади престола (напр., в Халкопратийской и Студийской базиликах в К-поле); алтарная часть часто была приподнята, и гробницу в крипте можно было видеть через окошко. Крипта могла иметь апсиду и быть различной формы: центрической, колонного зала (с обходом вокруг апсиды) и др. Крипты-М. получили большое распространение, в т. ч. в К-поле V в., но прежде всего на средневек. Западе. Имеются и другие варианты М.-базилики рядом с почитаемым местом: базилика (перестроенная в VI в. в купольный храм) рядом с Силоамской купелью в Иерусалиме; базилики с обходом вокруг апсиды у стен Рима; над находящимися «под спудом» мощами вмч. Димитрия в его базилике в Фессалонике; мозаика с надписью над мощами в ц. св. Кандида Трапезундского в Хадере (Израиль). М.-базилика могла воздвигаться и над почитаемыми катакомбами (напр., Сан-Лоренцо в Риме).

http://pravenc.ru/text/2562446.html

Установить место и время составления «Е. о н.» достаточно сложно, поскольку, согласно одним редакциям текста, «Е. о н.» была обнародована на Западе (в Риме), по другим - на Востоке (в Иерусалиме, Вифлееме или К-поле). В вост. версиях иногда встречается дата 1057 г. эры Селевкидов (Александра) (746 г. по Р. Х.). Послание было прочитано народу неким «патриархом Афанасием» или «патриархом Иоанникием» (однако в предполагаемый период составления текста патриархов с такими именами на Иерусалимской кафедре не было). Первое свидетельство существования текста «Е. о н.» - Послание Лициниана, еп. Нов. Карфагена (ныне Картахена, Испания) ( 602), Викентию, еп. о-ва Ивиса, написанное в 584 г. (PL. 72. Col. 699-700), в к-ром Лициниан призывает не доверять «посланию Христа», якобы упавшему с неба. Предписания, согласующиеся с заповедями «Е. о н.», встречаются в 28-м прав. III Орлеанского Собора (538) и в проповедях свт. Кесария Арелатского ( Caes. Arel. Serm. 13, 280). Папа св. Захария ( 752) также относил «Е. о н.» к еретическим писаниям. На II Латеранском Соборе 745 г. в распространении этого текста в Галлии был обвинен еп. Альдеберт Верденский (PL. 89. Col. 830-834). В кон. VIII в. «Е. о н.» упоминается в § 78 Admonitio generalis (789) Карла Великого, где называется «наихудшим и самым ложным» (MGH. Capit. T. 1. P. 60). Тем не менее «Е. о н.» пользовалась огромной популярностью в народе и ходила в списках вплоть до нач. XIX в. Ее текст мог использоваться в качестве амулета или оберега. В XIV в. «Е. о н.» распространяли флагелланты ( Delehaye. 1899. P. 189). На Востоке отношение к «Е. о н.» было неоднозначным. Но иногда ее текст, вероятно, мог использоваться в качестве учительного чтения за церковным богослужением. В частности, в одной из греч. рукописей встречается пометка, что текст «Е. о н.» читался в храме во 2-е воскресенье Великого поста (Vat. Barber. gr. III 3. Fol. 55-65), а в начале др. рукописи содержатся слова «Благослови, Владыко», также указывающие на литургическое чтение «Е. о н.» (Paris. gr. 925. Fol. 22v - 26).

http://pravenc.ru/text/190053.html

Это пророчество Михея упомянуто у Иеремии (26:18–19 1176 ) по тому случаю, что за подобное предсказание запустения Иерусалиму народ потребовал смертной казни Иеремии; только указание на это пророчество Михея, оставшегося неприкосновенным во дни благочестивого Езекии, дало возможность судьям защитить Иеремию от злобы его согражДан 3. Третья пророческая речь Содержится в четвертой и пятой главах. В противоположность вышеозначенному плачевному состоянию, до которого довели Иудеев их руководители, здесь излагается обетование лучших времен, которые пошлет им Сам Бог после возвращения из предстоящего плена. Указав высокое назначение Церкви ветхозаветной касательно хранения и распространения истинного Боговедения в последние дни и касательно утверждения новых животворных начал общежития или цивилизации в мире (4:1–5 1177 ), пророк говорит, что некогда Господь соберет Свой теперь сокрушенный и отринутый народ под Своей державой на Сионе или в Церкви Своей отныне и до века (4:6–7 1178 ). Эта держава прикроет и тебя, башня стада ( Быт 35:21 1179 ), холм дщери Сионской; но предварительно предстоит тебе тяжкое наказание. Вот ты уже страдаешь; нет у тебя царя, и совет твой погиб. Но мужайся. Хотя выйдешь из града (Иерусалима) и будешь жить в поле без крова и жилища и дойдешь до Вавилона, но и там будешь спасена, там искупит тебя Господь от руки врагов твоих (4:8–10 1180 ). В этом может уверить тебя ближайший опыт. Ибо вот собрались многие народы (армия Сеннахиримова) с намерением взять тебя и разрушить, но на этот раз не та цель предположена у Господа; он собрал их, как снопы на гумно: встань же, вымолоти их, дочь Сиона (4:9–13 1181 ). Они вооружены против тебя и бьют по ланите судию Израилева (5:1; 1182 ср. Ис 36:18–20 ; 1183 37:4 1184 ). Вифлеем Ефрафа мал сам по себе; но из него произойдет старейшина или Владыка безначальный – вечный, Который упасет паству Свою крепостью и принесет мир (5:2–4 1185 ). Когда Ассур придет на землю вашу и когда вступит на страну вашу, мы выставим против него семь пастырей и восемь князей (начальников).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Поле принесло плод, а плод не знал земледельца; жатву Ты принесла, а семени не принимала; Ты родила как жена, но не истлела как жена; Ты чревоносила по закону природы, но Ты и зачала помимо, законов природы. Другой назвал Тебя вратами заключенными и на восток лежащими (Иезек. 44:2), и вводящей Царя затворенных врат; также назвал Тебя и вратами изводящими, поскольку Ты соделалась для Единородного вратами настоящей жизни. Ты – врата на восток лежащие: ибо из чрева Твоего, как из царского чертога, исходит Свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир; Ты ввела Царя затворенных врат, но и опять извела; не зачинаясь и совершенно не рождаясь Царь славы отверз врата Твоих чресл, и не разорвал связи девства. Вертоградом заключенным и Источником запечатленным назвал Тебя происшедший из Тебя Жених и предрек (Песн. песн. 4:12); Садом затворенным, поскольку не коснулся Тебя серп тления, или время жатвы; Источником запечатанным, потому что происшедшая из Тебя река жизни наполнила вселенную, и ветвь брачная не почерпала из Твоего источника. О Тебе Давид не перестает взывать: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея ( Пс. 131:8 ). Воскресни, откуда? – из лона Отца, не для того, чтобы отделиться от Отца (не законно мыслить и говорить это!), но для того, чтобы совершить домостроительство, прежде веков и родов определенное. Воскресни для того, чтобы поднять павших, восстановить сокрушенных, воспринять Твою тварь, от врага доныне мучимую. Воскресни, Господи, в покой Твой, который Ты определил на земле и устроил в Вифлееме (пещеру, ясли, пелены): ибо на небесах Ты не нуждаешься в покое; Ты Сам – успокоение всей твари, на земле же за нас телесно страдаешь (ибо хотя Ты и алкал, но Ты – хлеб жизни; и хотя Ты испытывал жажду, но Ты – жаждущих молитва). Воскресни, Господи, в покой Твой Ты и кивот святыни Твоей – Дева Богородица. Поскольку Ты – Солнце, то по справедливости Дева именуется небом; поскольку Ты – цвет неувядающий, то, стало быть, Дева – рай бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Предсказывая эти беды, пророк Михей презирал всякие земные почести, не боялся сильных мира сего, слушая только Господа и надеясь, что Бог, вначале наказав Свой народ, потом спасет его. Несомненно, «Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих. 3: 12), но после этого испытания Господь примирится со Своим народом и будет вечно царствовать в обновленном Сионе: «И будет в последние дни: гора дома Господня поставлена будет во главу гор… и потекут к ней народы» (Мих. 4: 1). Вернувшиеся из изгнания иудеи, «оставшийся» Израиль, а также народы многие, все поднимутся к дому Славы Божией. И «перекуют они мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Но каждый будет сидеть под своею виноградною лозою и под своею смоковницею, и никто не будет устрашать их» (Мих. 4: 3–4). Эта новая эпоха всеобщего мира и согласия начнется в Вифлееме – доме Ефрафы, меньшем между тысячами иудиными, во времена, когда родит Та, Которая должна родить, чтобы произвести на свет Царя-Мессию, Которого происхождение из начала от дней вечных (см.: Мих. 5: 1–3). Ясно и четко объявляя о предстоящем рождении Мессии, пророк говорит, что именно Он будет пасти обновленное стадо силою Господа, ибо Он будет велик до окраин страны. В этом новом Сионе духовный Иерусалим, обозначающий Церковь, границы которой простираются до края света, соберет все народы из Ассирии и городов Египетских, и от Тира до реки Евфрата, и от моря до моря, и от горы до горы (Мих. 7: 12), потому что Богу будет угодно еще раз явить Свою милость. Пророк Михей заканчивает книгу, предсказывая милосердие Мессии: «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7: 19). Неизвестно, умер пророк Михей своей смертью или же был убит иудеями, которых обличал. Известно лишь, что он был похоронен около родного селения. Его мощи, вместе с мощами пророка Аввакума, были обретены в царствование Феодосия Великого по откровению, полученному епископом Елевферопольским, и в честь пророка Михея был построен храм.

http://pravoslavie.ru/55589.html

В то же время в Палестине возвысилась арм. община, опиравшаяся на поддержку влиятельных единоверцев в Стамбуле и в окружении Мухаммада Али. Они добились уравнения в правах с др. конфессиями на проведение богослужений у Св. Гроба Господня. После землетрясения 13 мая 1834 г., когда пострадали мн. храмы, армяне получили право на ремонт купола храма Св. Гроба и на постройку церкви на Елеонской горе. А. обращался к К-польскому Патриарху Констанцию I с просьбой провести сборы средств для спасения св. мест. В пожертвованиях приняли участие серб. кн. Милош Обренович и рус. имп. Николай I. Настойчивые требования греков и католиков, поддержанные европ. и рус. дипломатами, привели к тому, что в 1837 г. Порта отменила привилегии, данные армянам. После долгих судебных проволочек в сент. 1839 г. арм. храм на Елеоне был разрушен. В нач. 40-х гг. XIX в. христ. конфессии соперничали за обладание участками Вифлеемского храма, что явилось началом тяжбы, к-рая впосл. послужила предлогом к началу Крымской войны (1853-1856). В 1840 г., после восстановления власти султана, в Палестине заметно усилилось европ. присутствие, были открыты консульства, активизировалась миссионерская пропаганда, в первую очередь протестант. Увеличение количества рус. паломников и активное вовлечение России в ближневост. проблемы поставили на очередь вопрос о создании рус. Духовной миссии в Палестине (учреждена в 1847). С этими планами связана первая поездка на Восток архим. Порфирия (Успенского) , оставившего яркое и весьма нелицеприятное описание состояния Иерусалимской Церкви в 1843-1844 гг. После этой поездки Русская Церковь видела свою задачу не только в том, чтобы оказывать денежную поддержку Иерусалимской Церкви и защищать ее от посягательств тур. правительства, но гл. обр. в просвещении палестинского духовенства. В К-поле архим. Порфирий встречался с А., к-рый уже отошел от дел ввиду преклонного возраста. Лит.: Норов А. Путешествие по Св. земле в 1835 г. СПб., 1844. Т. 1-2; Неофит Кипрский. Рассказ о находящихся в Иерусалиме христианских исповеданиях и о ссорах их между собой по поводу мест поклонения//Мат-лы для истории Иерусалимской Патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1901. Т. 1; он же. Двадцатилетие или продолжение всего случившегося в Православной Иерусалимской Церкви с 1821 до настоящего 1841 г.//Там же; Материалы для биографии еп. Порфирия Успенского. СПб., 1910. Т. 1-2; Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. СПб., 1875. Т. 2; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимских Патриархов с русским правительством. СПб., 1898. Т. 2; Лебедев А. П. История Греко-восточной Церкви под властью турок. Серг. П., 1901. Т. 2; Безобразов П. В. О сношениях России с Палестиной в XIX в.//СИППО. 1911; ИПЦ в XIX в. Т. 1: Православный Восток. С. 271-274. К. А. Панченко, Б. А. Нелюбов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/76968.html

Не убеждает! Значит, пора обратиться к источникам. — Откуда этот текст? — Книга Исаии. Тут целый ряд предсказаний, в которых говорится о Божественном Младенце. Самое знаменитое мы помним благодаря евангелисту Матфею, который цитирует седьмую главу пророчества: «се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф 1: 23). В книге Исаии не даётся расшифровки имени Еммануил, но оно снова звучит в следующей главе, где мы и встречаем восклицание «с нами Бог!» (Ис 8:10). А в девятой главе – тот самый текст, который поют на повечерии: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела» (Ис 9:6-7). Исаия пророчествовал по конкретному поводу: Иерусалим находился под угрозой захвата и уничтожения со стороны царей, имена которых уже никому ничего не скажут. А вот имена, которыми называет пророк Младенца, точно свидетельствуют, что речь идёт не о наследнике престола или полководце, а о Боге Воплощённом и Его грядущем Царстве. Что это за Царство, которого так все ждут? Это царство покоя, мира и справедливости. Предсказание о наступлении этой эпохи были так важны, что сами по себе стали знаком Мессии. Вот почему пастухи на вифлеемском поле так легко и быстро поняли, о ком им говорят явившиеся ангелы, потому что малопонятный для нас гимн «Слава в вышних Богу» прославлял наступление Царства мира и безопасности, так что современный читатель может перевести его так: «Богу – хвала в небесах, а земле – покой, потому что людям Бог благоволит». Пророка Исаию многие знают благодаря его знаменитой фразе: «перекуют мечи на орала» (Ис 2:4) – это одно из предсказаний о грядущем Царстве Мессии, и я бы сказал, одно из изящнейших пророчеств, потому что книга Исаии это океан красоты и утешения. Одно из самых моих любимых мест этого шедевра тоже описывает Царство Спасителя: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком;

http://pravmir.ru/vestnik-rozhdestva-№-1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010