Из Иерусалима идет в Вифлеем прекрасное шоссе, по которому мягко и почти бесшумно катится экипаж, легко взбираясь на пологие подъемы. Путь не длинный – всего семь-восемь верст; выехав в третьем часу дня, в семь часов вечера вы уже можете быть обратно 4 . Кругом – волнообразная местность и ряд урочищ, связанных с воспоминаниями о библейских событиях и с массой местных преданий. Замечательная вещь, что Палестина изобилует преданиями и разсказами о событиях, которых нет в Евангелии; некоторые из них дополняют евангельские события новыми подробностями... Вот, несколько в стороне от дороги село Скудельничье и гора Злого Совещания, приводящая на память Иуду и «тридцать сребренников», дом Тайной Вечери; а далее за монастырями, католическим, вновь строящимся, и Катамонским (гора Катамон) – греческая обитель св. Ильи, окруженное преданиями Гороховое Поле и примечательная для евреев могила Рахили. Наконец, колодец Давида – и вы въезжаете в Вифлеем, хранящий ценные библейские воспоминания. Нынешний Вифлеем – это мертвый город или город мертвых – как хотите, так и называйте: будет одинаково верно. Представьте себе ряд узких, кривых переулков, изборожденных ямами и рытвинами; по обе стороны – белые домики без окон, с плоскими кровлями и длинные каменные заборы. Все покрыто вековой пылью, обросло травой, кругом – ни души, ни единого признака жизни. Тишина, словно в могиле. Над безлюдным городом, с высоты безоблачного неба, изо всех сил палит знойное солнце, от которого негде укрыться, ибо кругом ни деревца, ни кустика. Прошло полчаса, час, пока ходили мы по городу – и ни души не встретили. Камень, пыль, жгучее солнце – вот что неизменно было перед нами. Один раз показалась из-за угла какая-то убогая собака, и та, чтобы не нарушать общего впечатления, тотчас же скрылась в первой попавшейся яме. Однако, бок о бок с этим безлюдьем бьется пульс жизни. Вскоре мы вошли в богатый и многолюдный католический монастырь св. Екатерины. В большом, просторном монастырском храме шла служба. Присутствовало множество молящихся. Следует отдать справедливость здешним католикам: во время службы у них большой порядок, образцовая тишина, отсутствие давки и толкотни. Превосходный орган разливался под высокими сводами храма плавными, тягучими звуками, стройными раскатами гремело пение сотен голосов... Все погружены были в молитвенное настроение. Сквозь высокие окна играли последние алые лучи заходящего солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рекомендуется и такое созерцание: «Обозреть путь от Назарета до Вифлеема, представляя себе его длину, ширину, ровен ли он был или шел по горам и долинам. Точно так же обозреть место или пещеру Рождества, обширная она была или маленькая, низкая или высокая и как устроена… Видеть участвующих лиц: Святую Деву, Иосифа, служанку и Младенца Иисуса…» При этом нужно «вкушать и обонять бесконечную благость и сладость Божества… Дотрагиваться мысленным прикосновением, например, обнимать и целовать те места, на которых эти лица пребывали, всегда стараясь получить от этого какой-нибудь духовный плод». Лойола советует также размышлять «о двух знаменах, одно – Иисуса Христа – наивысшего Вождя и Господа нашего, другое – Люцифера – смертельного врага человеческого рода». Сначала необходимо «представление места; тут видеть огромную поляну в окрестностях Иерусалима, где находится… Иисус Христос ; и другое поле в окрестности Вавилона, где предводительствует врагам Люцифер». «Представить себе на этом огромном поле вавилонском начальника всех врагов как бы сидящим на престоле из пламени и дыма, и сам он страшного, отвратительного вида». «Заметить, как Христос, Господь наш, стоит на огромном поле в окрестностях Иерусалима, на ровном месте, красивый и благостный». Все это рассматривается Православной Церковью как тяжелейшая, в силу ее неизлечимости, духовная болезнь. Вот несколько высказываний тех древних отцов, опыт которых совершенно забыт в Католической Церкви. Преподобный Нил Синайский (V в.) предупреждает: «Не желай видеть чувственно Ангелов, или Силы, или Христа, чтоб с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам – демонам». Преподобный Симеон Новый Богослов (X–XI вв.), рассуждая о тех, кто на молитве «воображает блага небесные, чины Ангелов и обители святых», прямо говорит, что «это (то есть так думать о сем образе молитвы) есть знак прелести». «На этом пути стоя, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и подобное», – добавляет преподобный Симеон.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Osipov...

Особенностью почитания И. О. в большинстве древних вост. Церквей является наличие особого праздника Благовещения И. О. (явления ему ангела - Мф 1. 20-21). Эфиопская Церковь отмечает его в 16-й день месяца сане (10 июня), Халдейская - в 1-е, а Сирийская яковитская и Маронитская - во 2-е воскресенье перед Рождеством. Армянская Апостольская Церковь отмечает память И. О. в 6-й понедельник после Воздвижения Креста. Сохранилась сирийская поэма V в., входившая в состав вечерних богослужений церквей, расположенных в районе Юго-Вост. Турции, Сирии и Сев. Ирака. Поэма представляет собой обширный эмоциональный диалог между Пресв. Богородицей и И. О., обвиняющим Ее в супружеской неверности, но в конце поверившим в Ее целомудрие ( Brock S. P., transl. Bride of Light: Hymns on Mary from the Syriac Churches. Kottayam, 1994. P. 146-160). В том же веке похожий диалог был введен свт. Проклом К-польским в проповедь, посвященную Пресв. Богородице ( Proclus CP. Or. VI 9//PG. 65. Col. 736-737). Храмы, построенные во имя Иосифа Обручника Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1798 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. Нач. XX в. Собор прав. Иосифа Обручника в Могилёве. 1798 г. Архит. Н. А. Львов. Фотография. Нач. XX в. Сооружение известного древнейшего храма во имя Иосифа Обручника церковное Предание относит к 20-м гг. IV в. В одном из Житий равноапостольных Константина и Елены (VIII в.; BHG, N 364) говорится, что на Поле Пастушков ( Бейт-Сахур ) эта святая построила ц. во имя Пресв. Богородицы и И. О. (Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест/Пер.: В. Г. Васильевский//ППС. 1886. Т. 4. Вып. 2. (Вып. 11). С. 261). В нач. XII в. игум. Даниил описал руины базилики св. Иосифа Обручника на Поле Пастушков («Хожение» игум. Даниила. 2007. C. 70). К визант. периоду относится сооружение приделов И. О. в базилике Рождества Христова в Вифлееме и в ц. Благовещения в Назарете. В это же время начинают возникать храмы, отмечающие места пребывания Св. Семейства в Египте - в особенности в Гермополе и Гелиополе ( Filas. 1944. P. 94). О существовании храмов или часовен И. О. в К-поле ничего не известно.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Между тем служба окончилась, все исповедывались и получили отпущение грехов. Затем патриарх Кирилл отслужил соборне обедню и приобщил Святых Таин Великого Князя и православную братию его дружины. На Гробе Господнем совершалась жертва, а вместо алтаря служил камень в часовне Ангела, покрытый серебряным столом, пожертвованным Мазепой. Рисунок образа сделан чернью, должно быть, итальянским художником. Во время службы на Гробе Господнем лежали четки наши и крестики, набранные в подарок родным и знакомым. Служба окончилась в три часа. На следующий день шел проливной дождь; тем не менее Великий Князь и большинство из нас поехали в Вифлеем. Дорога, по случаю проезда Его Высочества, была уравнена и приспособлена так, что можно было ехать по ней довольно быстро. Во весь путь шел дождь и, несмотря на то, что мы были в гуттаперчевых плащах, многие совершенно промокли. Теперь мне стало понятно, каким образом в три-четыре дождевых месяца цистерны города так наполняются, что снабжают жителей водой на целый год. У нас таких ливней, в полном смысле слова, почти не бывает. Чтобы уяснить себе всю силу этого дождя, стоит припомнить, что в Петербурге дождя и снегу выпадает в году до семнадцати дюймов на квадратный фут и дождевых дней почти полгода; в поясе зимнего дождя, в котором лежит Иерусалим, падает сорок пять дюймов воды и притом в течение только трех или четырех зимних месяцев. После часа с четвертью езды в гору, мы увидали Вифлеем. Он, как Назарет, лежит в долине, лепясь своими постройками к горе, возделанной по террасам плантациями масличного дерева. Наружная сторона города идет как бы набережною вдоль дороги и около лежащих внизу садов; в конце этой набережной громоздится масса высоких каменных стен без окон – это монастырь Рождества Христова. Дождь на время перестал; воздух был насыщен парами, по свинцовому фону тяжелых туч проносились с неимоверною быстротой легкие как дым облака; природа будто забавлялась, отрывая клочья туманов и пуская их вперегонку по ветру между землей и нависшими тучами. Близ города, влево от дороги, стоит старое масличное дерево на Гороховом Поле, названным «гороховым», потому что богомольцы собирают на нем кругленькие камушки, величиной и формою похожие на горох. Легенда рассказывает, что однажды Богоматерь, проходя этим местом, попросила у земледельца, убиравшего с поля горох, несколько зерен, но он жестокосердно отказал, и вся жатва его обратилась в камушки. Недалеко от Горохового Поля, вправо от дороги, стоит каменный склеп: это могила Рахили.

http://ruskline.ru/opp/2020/06/10/putesh...

Посещение Их Высочествами Вифлеема и соседней с ним деревушки Вифсахур (или Бет-Сахур) в долине пастушков на месте, где явились ангелы с радостной вестью о рождении Спасителя пастухам, стерегущим в поле свои стада ( Лк.2:8–16 ) и безотрадно тяжелые впечатления, вынесенные августейшими паломниками от весьма убогой и крайне запущенной находящейся здесь подземной греческой церкви, основание которой положено было еще св. царицей Еленой, внушили Их Высочествам великодушную готовность создать на этом месте новый храм на свои средства. «Его Императорское Высочество Государь великий князь Константин Николаевич, после посещения Св. Града исполненный благодарности Господу за ниспосланные на него и августейшее семейство Его благословения, – писал Б.П. Мансуров еп. Мелитопольскому Кириллу от 8/20 ноября 1859 г., – возымел желание оставить в Святой Земле видимый и вечный знак паломнического подвига Его Императорского Высочества и основать там на одном из освященных Евангелием мест православный храм, коего ктиторами были бы Их Императорские Высочества Государь великий князь, Государыня великая княгиня и августейший их сын» 21 , т. е. «выстроить на собственные средства церковь » 22 , а при ней «дом для причта со службами и садом» 23 . Несколько позже, 29 июля 1860 г., великий князь Константин Николаевич писал тому же Мелитопольскому епископу Кириллу, что «Государю Императору благоугодно было изъявить желание, чтобы православная церковь , предполагаемая к постройке близ Вифлеема у деревни Вифсахур в долине, ознаменованной явлением ангелов пастырям, сооружена была иждивением Его Величества и всего Императорского Семейства» 24 не только «к вящему возвеличению православного исповедания в Святой Земле» 25 , но чтобы и служила «для восточных братий наших предвестником спасения от тяжких скорбей их окружающих» и «видимым выражением союза и сыновней любви Государя и всего Его Семейства и всей России к общей нашей Матери – Православной Церкви». И, конечно, не вина в Бозе почивших великого князя Константина Николаевича и великой княгини Александры Иосифовны, что «их искреннее участие в этом святом деле» так и не осуществилось и Бет-Сахурский храм доселе остается в том же жалком плачевном состоянии. Происки и интриги католиков при поддержке французского консула в Иерусалиме де-Барейра и французского посла в Константинополе г. Тувенеля 26 , а главным образом неискренность и опасения русского влияния со стороны Патриарха и святогробского духовенства встали на пути этого благого намерения Их Высочеств и лишили настоящий храм подобающего ему великолепия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В базилике-М. (basilica ad corpus) собственно памятное место оформляется обычно в виде крипты или пастофория, к-рые могли быть закрыты для посещения верующими. Самый ранний пример - базилика ап. Петра в Риме, построенная при имп. Константине Великом, где гробница апостола была отмечена эдикулой с нишей, перед ней, вероятно, располагался престол (при папе Римском Григории Великом над гробницей апостола был повышен алтарь, и она оказалась в крипте); в кон. IV в. был перестроен и храм ап. Павла в Риме (при папе Римском Григории Великом по образцу базилики ап. Петра). М., возможно, были и базилики IV в. с обходом вокруг алтаря у стен Рима. В константиновской базилике поучения апостолов Христом на Елеонской горе близ Иерусалима сама пещера располагалась также под вост. частью храма. Сходным образом было организовано памятное место в базилике Рождества в Вифлееме: пещера Рождества была оформлена как крипта, но над ней находились не апсида и пресбитерий, а октагон, выполнявший, вероятно, одновременно и функцию алтаря. Появление алтаря с престолом над криптой с реликвиями (не без влияния Откр 6. 9) Ф. В. Дайхманн связывал с Римом и относил ко времени не ранее VI в. ( Deichmann. 1970). Однако такой вариант организации пространства появляется не позже V в. (Халкопратийская и Студийская базилики в К-поле). Ученый справедливо отметил, что крипта с реликвиями (confessio) в источниках не обозначается термином «мартирий» (это ошибочное отождествление восходит к Ш. Дюканжу), однако нельзя считать термин «мартирий» синонимом термина «церковное здание», т. к. М. может быть названа и его часть. Вход в крипту обычно устраивали сбоку, реже - позади престола (напр., в Халкопратийской и Студийской базиликах в К-поле); алтарная часть часто была приподнята, и гробницу в крипте можно было видеть через окошко. Крипта могла иметь апсиду и быть различной формы: центрической, колонного зала (с обходом вокруг апсиды) и др. Крипты-М. получили большое распространение, в т. ч. в К-поле V в., но прежде всего на средневек. Западе. Имеются и другие варианты М.-базилики рядом с почитаемым местом: базилика (перестроенная в VI в. в купольный храм) рядом с Силоамской купелью в Иерусалиме; базилики с обходом вокруг апсиды у стен Рима; над находящимися «под спудом» мощами вмч. Димитрия в его базилике в Фессалонике; мозаика с надписью над мощами в ц. св. Кандида Трапезундского в Хадере (Израиль). М.-базилика могла воздвигаться и над почитаемыми катакомбами (напр., Сан-Лоренцо в Риме).

http://pravenc.ru/text/2562446.html

Он во время паломничества игумена Даниила находился в развалинах. Но путешественник не говорит, когда именно был разрушен этот монастырь «от поганых», при халифе Хакиме или же после взятия Иерусалима сельджуками. 1278 Близ Гроба Господня находился «великолепнейший» монастырь Св. Троицы с крестильней, 1279 а на пригорье к западу от Голгофы – монастырь Спудий, или Студий, во имя Богоматери. 1280 В окрестностях Иерусалима существовали монастырь св. Феоктиста, лежавший во времена Даниила в развалинах, 1281 и монастырь св. Евфимия, к востоку от Вифании; последний, по словам Даниила, был «градом (стеной) оделан» и хранил в своих стенах мощи св. Евфимия и многих его учеников; церковь его была «добра вверх». 1282 В Вифлееме в начале XII в. были три монастыря – два во имя Богоматери, а третий во имя Иосифа Обручника. Впрочем, из них от погрома врагов уцелел только один – во имя Богородицы. Это был «большой и великолепный монастырь», хранивший в своих стенах много христианских святынь. 1283 Два же остальных монастыря лежали в развалинах. 1284 «На полудне лиц от Вифлеема, на реце Афамьстей, близ моря Содомского, в горах камених» терялся монастырь св. Харитона. Он был «весь градом оделан» и имел две церкви, в которых покоилось до 700 праведников. 1285 Рядом с ним помещалась знаменитая лавра св. Саввы. Лавра, по словам Даниила, «уставлена от Бога дивно и несказанно: поток бе некако страшен и глубок зело и безводен, стены имя бе высоки, и на тех стенах лпят келии прилеплены и утверждены от Бога некако дивно и страшно; на высоте бо той стоят келии по обема странама потока того страшного и лпят на скалах, яко звезды на небеси утверждены. Суть же три церкви...» 1286 Лавра св. Саввы имела в своем владении один иерусалимский мо- настырек к востоку от Давидовой башни, 1287 а также поле близ Вифлеема. 1288 Братство ее некогда состояло из 300 монахов, но большая часть их была перебита сарацинами. 1289 Тем не менее лавра и при латинянах продолжала занимать первенствующее место среди палестинских монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Можно сказать и иначе. Так как цари Вавилонские, некогда разрушившие Иерусалим, ограбили божественные сокровища, прекратили жертвоприношение и истребили народ, а Вавилонское царство вместе со своими сокровищами перешло к персам, – то наследники Вавилонских царей персы приносят теперь Владыке некогда обесчещенного храма – золото, вместо отнятых сокровищ золота, ладан – вместо жертв, и смирну – вместо убитых. Ты же знай, что как волхвы не увидели бы Христа, если бы не ушли далеко от своей страны, так и ты не увидишь Его, если не уйдешь далеко от земных страстей. Оставь и ты задумывающего козни царя и смутившийся город, т.е. злоумышляющего князя мира сего и смятение города, – и спеши ко Христу. Будешь ли ты любознательным волхвом, или простым пастухом, ничто тебе не воспрепятствует, только бы ты, делая себя достойным такого видения, шел для поклонения, а не для бесчестия. А бесчестит Христа тот, кто недостойно Его принимает. И так принеси Ему, вместо золота, блеск чистых дел и слов; вместо ладана – молитву: «да исправится молитва моя», говорит, «яко кадило пред Тобою» ( Пс.140:2 ); вместо смирны – умерщвление страстей, которое наиболее сохраняет существо души и наполняет благоуханием. Обрати внимание на то, что когда волхвы пришли в Иерусалим и сказали о звезде, тотчас весь город смутился, были приведены слова пророка и объявлено место рождения и случилось многое другое, как относительно пастухов, обитавших на поле, как относительно Ангелов, хвалящих Бога, так и относительно Симеона и Анны, о чем написал Лука ( Лк.2:8–38 ). Все же это совершилось, чтобы, как мы сказали выше, иудеи не могли впоследствии сказать, что они не знали, когда Христос родился. Ибо, как говорит Златоуст, Младенец оставался в Вифлееме до исполнения дней очищения, т.е. до сорока дней. И если бы они нарочито не закрывали своих ушей и глаз к тому, что было говорено и видено, то, конечно, пришли бы в Вифлеем и увидели бы Его. Персы пришли из пределов своей страны в Вифлеем, а евреи, живя кругом Вифлеема, не захотели войти в него и увидеть то, о чем говорили видевшие.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

А как он не говорит, чтобы главный вход был прямо с запада, и нет причины предполагать, чтобы его изменили впоследствии, то весьма справедливо можно заключить, что и во времена Евсевия, вход сей, по расположению местности, находился как теперь, с полуденной стороны. «Благочестивая царица 22 не могла видеть окончание заложенного ею храма; она украсила только пещеру Св. гроба и соорудила два других храма: один над тою пещерою, где родился Эммануил (с нами сущий Бог), другой же на той горе, отколе вознесся на небо к пославшему Его Отцу; ибо Господь, нашего ради спасения, благоволил явиться миру в Вифлееме, и сию священную пещеру украсила, со всевозможным великолепием, Елена, а немного спустя император почтил ее царственными дарами, златыми и серебряными сосудами, и драгоценными тканями, не уступая в щедрости своей боголюбивой матери. Она же, в память вознесения Спасителя нашего, воздвигла величественные здания на самой вершине горы Масличной, вместе с церковью. Правдивое предание свидетельствует, что близ сего места находится та священная пещера, в которой Спаситель наставлял учеников своих тайнам Царствия небесного, и благочестивый император также почтил в ней Царя всех многими дарами. (Здесь нельзя опять угадать, о какой пещере говорит Евсевий: о той ли, которая в полугоре, или о Гефсиманской у её подошвы?) Сии два великолепные памятника над двумя святыми пещерами, в бессмертную славу своего имени и в залог пламенной любви к общему всех Спасителю, оставила по себе царица, и немного спустя, по счастливом возвращении в объятия своего семейства, достигнув крайнего предела старости, хотя и в совершенном здравии тела и духа, перешла она от временной жизни к вечной». Позднейший историк Никифор приписывает еще царице строение многих других церквей в Палестине, как то: в Гефсимании и Вифлееме, и на том поле, где пастыри слышали пение Ангелов, славословивших новорожденного Младенца, и на Иордане, одну в честь Предтечи около его пещеры, а другую в честь Илии Пророка; в Тивериаде, во имя Апостолов, также и в Капернауме на Фаворе и на Сионе, где была тайная вечеря 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

е) Киновия Иеремии, в сухом потоке к северу от пещерной киновии, около пяти стадий расстоянием от нее. Следы этой обители саввинские иноки указывают при пути из лавры к Иордану. ж) Киновия для новоначальных была на север от лавры не в дальнем от нее расстоянии, при верховьях ущелья плачевной юдоли. з) Киновия блаженного Иоанна в пятнадцати стадиях от лавры к югу, образовалась из пустынной кельи, построенной некогда самим преподобным Саввою. Место не известно. и) Киновия Перикапарвариха (др. Кафар-Баруха), в окрестностях Хеврона, основанная учеником преподобного Саввы Северианом, в Енгадди. Место это не известно 14 . К этой же группе следует присоединить три обители близ Вифлеема: киновию аввы Маркиана, который был до преподобного Саввы и Феодосия общим начальником всех обителей пустыни Святого Града; монастырь Св. Сергия, называемый Кепропотам, находившийся в двух верстах от Вифлеема 15 ; а также монастырь Анастасиев, процветший в VII веке под управлением аввы Иустина. Развалины его показывают на северо-восток от Вифании на половине часа пути от нее. Из монастырей второй группы, то есть расположенных на Иерихонской долине над Иорданом, упоминаются древними писателями следующие: 1) Лавра и монастырь Пр. Герасима. Место их указывает блаженный Иоанн Мосх , говоря, что она отстоит почти на одну милю от Иордана. Кирилл в житии преподобного Евфимия об основании этих обителей пишет: «Великий Герасим, житель и покровитель иорданской пустыни, построив там великую лавру не менее как для семидесяти отшельников, устроил на средине ее монастырь и установил, чтобы только вступившие в монастырь (новоначальные) жили в монастыре». Видимые ныне на Иерихонской долине развалины суть остатки этого монастыря Герасимова, в котором наш игумен Даниил, паломник XII века, еще застал двадцать монахов. 2) Лавра Каломон или Каломонская, по толкованию одних, значит тростниковая, а по другим доброе пристанище, потому что была построена на месте, где останавливалось Святое Семейство, во время бегства в Египет (через Иерихонское поле пролегает дорога из Галилеи в Газу).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010