Более традиционны для кон. 18 — нач. 19 в. барочные композиции алтаря: " Снятие с креста " на восточной стене и " Иже херувимы " в конхе. Масляная живопись на евангельские темы на стенах основного объема типична для позднеакадемической манеры. Главный иконостас сер. 19 в. — выразительное произведение в духе классицизма. К этому же времени относятся иконы, подражающие древнерусской живописи 17 в. Во 2-й пол. 19 в. были заменены царские врата и некоторые детали резьбы. Высокое трехъярусное сооружение с выступающей центральной частью и пониженными боковыми отличается парадностью и торжественностью облика, а также выраженным вертикализмом. В нижнем ярусе колонны по сторонам царских врат несут антаблемент, над которым расположена конха с розетками и кессонами. В среднем ярусе между двухколонными портиками, соединенными аркой, помещены три иконы Деисуса, над ними — небольшая овальная " Тайная вечеря " в богатом резном обрамлении. В центре верхнего яруса две колонки несут небольшой фронтон. Иконостас увенчан скульптурным Распятием с предстоящими. Своеобразно расположение икон в двух верхних ярусах: в боковых частях они завышены или занижены по отношению к иконам в центре. В разнообразной, но довольно сдержанной резьбе обрамлений, фризов и капителей прослеживаются отголоски барокко. Резьба геометрического рисунка на царских вратах и постаментах колонн выполнена в эклектической манере. Одноярусный иконостас 3-й четв. 19 в. в южном приделе трапезной тяготеет к стилю барокко. Его иконы (19 в.) в центральной части разделены гладкими коринфскими колонками на выступающих постаментах; образованные " прясла " завершены полуциркульными архивольтами, обрамляющими небольшие праздничные иконы в форме трифолиев. Над слегка дугообразно выдвинутыми царскими вратами помещено резное изображение Св. Духа в виде голубя и возвышающаяся над ним высокая фигурная арка. Северная боковая часть иконостаса завершена в центре килевидной аркой. Иконостас декорирован пластичной барочной резьбой. Сохранилось паникадило и прочая церковная утварь.

http://sobory.ru/article/?object=05058

Продольно-осевую композицию кирпичной, оштукатуренной церкви составляют храм типа восьмерик на четверике с пятигранной апсидой, обширная трапезная со скругленными восточными углами придельных алтарей, небольшой притвор и многоярусная колокольня. Высокая столпообразная колокольня с четырьмя постепенно убывающими ярусами-четвериками включает между первым и вторым четвериками низкий полуярус. Фасады храма и апсиды отличаются плоскостным характером декора. Углы объемов обработаны рустованными и гладкими пилястрами. Фасады четверика в три оси проемов в соответствии с расположением окон в два света разделены карнизом. Окна оформлены рамочными наличниками с клинчатыми замками, обработанными на четыре грани. Вертикальные членения усилены накладными щитами, помещенными в простенках между проемами второго света. Грани восьмерика прорезаны арочными окнами с рамочными наличниками. Над восьмилотковой кровлей храма возвышается глухой восьмигранный барабан с луковичной главой и ажурным кованым крестом. Декор фасадов трапезной очень лаконичен. Стены разделены пилястрами на три равных прясла с арочными окнами. Декоративное убранство колокольни отличается разнообразным набором элементов, почерпнутых в архитектуре 17 в. Большие арочные проемы первого яруса оформлены перспективными порталами с колонками и килевидными архивольтами. Такие же архивольты завершают арочные окна остальных ярусов, украшенных угловыми колонкамии ширинками. Храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом; переход от четверика к восьмерику осуществляется при помощи ступенчатых тромпов. Апсида перекрыта коробовым сводом, соединяющимся на востоке с тремя лотками. Двустолпное помещение трапезной с системой крестовых сводов включает в западной части нижний ярус первоначальной колокольни. В помещения придельных алтарей выходят заложенные окна первого света четверика храма, хорошо сохранившие свое оформление (рамочные наличники, профилированные подоконники и замки). В северо-восточном пилоне первоначальной колокольни осталась внутристенная кирпичная лестница, по которой через чердак притвора находился проход во второй ярус новой колокольни. Восточные пилоны старой колокольни рустованы, а западные со стороны притвора обработаны парами полуколонн по сторонам проема. Первые ярусы обеих колоколен перекрыты крестовыми сводами.

http://sobory.ru/article/?object=01838

Буддизм . Основатель этой религии – Сиддарта-Гаутама, живший в Индии (Непале) в 7-ом столетии до Р.Хр. и названный «будда», что значит – «просветленный». После своего возникновения буддизм распространился по многим странам Востока: в Индии, Бирме, Сиаме, Тибете, Китае и Японии. Буддизм не признает Творца, но верит в вечность материи, в круговое движение и смену явлений. Буддизм учит, что мир, страдания и наслаждения – это «видимость», кажущееся бытие. Отрешением от воли – от эгоизма и всех его следствий – человек погружается в нирвану, т.е. состояние полного душевного спокойствия, отсутствие желаний, мыслей, словом – в психическое небытие. По учению Будды, жизнь – это зло. Человек должен стремиться к нирване (небытию). Блаженство достигается самоотрицанием воли, аскетизмом, отрешением от злобы и дурных побуждений, любовью ко всем и готовностью пожертвовать собой для других. Высокая мораль с вытекающим из нее социальным учением, способствовала распространению буддизма. Буддизм, кроме того, учит, что полной смерти нет, но после смерти души людей переселяются из человека в человека, и даже в животных. Буддистское учение о переселении души идет вразрез с христианским учением. (Христианство же учит, что душа вместе с телом составляет единую человеческую природу. В момент смерти душа временно отделяется от своего тела, чтобы в момент воскресения снова соединиться с ним на вечность). Вот несколько правил буддизма: не уничтожать жизнь, не обманывать, не красть, не эксплуатировать, не насиловать и не пить опьяняющие напитки. Жертвовать всем для блага людей. Быть спокойным и добрым, жить скромно, не увлекаться роскошью, ни на кого не сердиться, никого не обижать, стараться всюду создавать мир, препятствовать войнам и всему, что уничтожает жизнь. Учение буддизма не одинаково во всех странах, но в каждой стране имеет свои специфические особенности. Следует указать, что учение о нирване не способствует развитию способностей в человеке. Буддизм – религия пессимизма, призывающая к упразднению своей личности. Отрицая бытие личного Бога, буддизм в сущности является своеобразным атеизмом. Атеизм

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Грани подглавных барабанов украшены прямоугольными нишками и завершены профилированными карнизами. В центральном барабане по странам света прорезаны арочные окошки. Пять окон алтаря (три с восточной стороны и по одному на боковых стенах) и окна трапезной (по три с боковых фасадах) декорированы аналогично нижним проемам храма. В отличие от барочного декора храма и трапезной убранство колокольни и паперти выдержано в формах классицизма. Стены паперти членятся трехчетвертными колоннами, на западных углах парными. Антаблемент, имеющий деревянный архитрав, не раскрепован, а его карниз декорирован мелкими сухариками и крупными плоскими зубцами-дентикулами. Окна с пологими перемычками, помещенные между колоннами, заключены в рамочные наличники с треугольными сандриками и подоконными досками с лежачими филенками. Арка западного входа в колокольню фланкирована двумя трехчетвертными тосканскими колоннами, поставленными с выпуском углов и несущими дорический ан-таблемент. Аналогичным образом украшен и средний ярус колокольни, где над антаблементом возвышаются треугольные фронтоны. Арки верхнего яруса оформлены пилястровыми портиками. Круглые проемы люкарн в основании кровли украшены фигурными фронтонами. Фонарик в завершении прорезан арочными окнами, а его углы подчеркнуты диагонально поставленными пилястрами, крепующими профилированный карниз. Высокий и светлый четверик храма перекрыт четырехлотковым сводом с квадратным со срезанными углами отверстием светового барабана в шелыге. Три арки, средняя из которых более широкая и высокая, ведут в алтарь, завершенный коробовым сводом с граненой конхой и распалубками над окнами. Трапезная, соединенная с храмом широкой аркой, перекрыта сомкнутым сводом с небольшими распалубками над проемами. В восточной стене южнее прохода в трапезную находится глубокая ниша-сейф с металлической кованой створкой. Паперть изначально имела плоское деревянное перекрытие, а нижний ярус колокольни завершен крестовым сводом. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 166; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 231; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 206; Белоруков Д.Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 268; Памятники архитектуры Костромской облас-ти. Вып. 11: Нерехта и Нерехтский район. Кострома, 2009. С. 258-260.

http://sobory.ru/article/?object=14859

—514— лает последний поворот. Он обрисовывается во всём своём величии перед зрителем и картина, которой мы любуемся с парохода, не столько красива, сколько эффектна. Босфор разветвляется: один рукав его – Золотой Рог – синей лентой перепоясывает город, отделяя турецкую часть его – Стамбул от европейской – Пера и Галата; другой – греки называют Пропонтидой – впадающей в Мраморное море, омывает южную часть Стамбула, разделяет Европу от Азии. На холмах, опоясанной голубой лентой Пропонтиды и Золотого Рога, амфитеатром раскинулся древний город, столько же европейский и христианский, сколько и азиатский и мусульманский, и в настоящее время одинаково дорогой, как для тех, так и для других. Среди громоздящихся друг на друга восточных зданий с плоскими крышами, красивые мечети с высокими круглыми куполами и тонкими, стройными минаретами царят над городом. На азиатском берегу – Скутари – город кладбищ, тонущих в зелени кипарисов, уходящих своими стройными вершинами в далёкое небо. В отдалении за Стамбулом обрисовываются тёмные силуэты Принцевых островов, купающихся в бирюзовых водах Мраморного моря. Золотой Рог загружен сотнями судов и издали виднеется лишь лес мачт. Среди домов Стамбула выделяется громадное, белое здание Сераля, а за ним, словно согнувшаяся под тяжестью лет старушка, Св. София. На правой стороне бросается в глаза высокая, круглая генуэзская башня, господствующая над Галатой. Около 4 часов вечера наш пароход бросил якорь против Золотого Рога и довольно далеко от берега Галаты, где находится турецкая таможня. Турецкие каики, давно уже кружившиеся, как стая воронов над трупом около парохода, окружили его со всех сторон и, отталкивая друг друга, торопились занять место ближе к трапу; а некоторые лодочники карабкались на сам пароход. Для человека, не привыкшего к восточным нравам, всё кажется интересным и своеобразным, начиная с оригинальных костюмов гребцов. Некоторые сцены так и просятся на полотно. Пользуясь отсутствием хозяина, один лодочник отталкивает каик от трапа; как коршун налетел сверху на него хозяин лодки и фреска первого с шумом

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За основу планировки Покровской церкви в соответствии с особенностями её русско-византийской стилистики взята форма римской базилики. Поэтому на её фасадах отсутствуют древнегреческие колонны и портики, столь привычные в храмах русских усадеб - " дворянских гнёзд " XIX века. Приметы стиля - крестообразность в плане, большой центральный купол, как правило, имеющий две пары внутренних опор, и характерная форма оконных проёмов. Они арочные, с округлённым верхом, нередко сужены и группируются рядом, по два-три окна, как на фасадах основного объёма Покровского храма. Важная особенность зданий в русско-византийском стиле - более скромный внешний декор, нежели оформление внутреннего убранства. Однако фасады Покровской церкви отличаются изобилием декоративных деталей - лопаток, ложных окон, наличников, но при общей моноцветности здания они скрадываются на белом фоне стен. Верхние части фасадов украшены килевидными кокошниками; они расположены ярусно и по всему периметру основного объёма. Щедрый декор Покровской церкви связан со временем её постройки, для которого характерны усложнение стилей, внесение эклектических деталей и, как следствие, - большее декорирование. Казалось бы, византийская структура большого здания Покровского храма требует пятиглавия, ведь одна глава устанавливалась лишь на небольших церквях этого типа. Однако основной объём церкви во Власове увенчан одиночной главой, поскольку нет правил без исключений. Вдобавок одинаковые размеры глав барабана четверика и колокольни визуально уравновешивают довольно-таки протяжённый храмовый " корабль " . Современники сравнивали колокольню церкви во Власове со свечой - она действительно имеет схожую форму. К тому же вся постройка имеет несколько ярусов, поэтому она достаточно высокая и видна издалека, являясь архитектурной доминантой окрестностей. Дополнительное сходство со свечой придаёт ей венчающее " златоглавие " : в свете солнечных лучей купол ярко сияет, и издалека кажется, что он действительно горит, как свеча. Известно, что в русско-византийской стилистике внутренняя красота интерьеров и богатство церковного убранства зачастую превалировали над более скромным оформлением фасадов.

http://sobory.ru/article/?object=04517

Тем самым Иеремии удалось укрепить влияние Патриархии КПЦ на польско-литовских землях и одновременно сформировать церковно-политический союз с Москвой. Воспрепятствовать дальнейшим планам польско-литов. шляхты по заключению Брестской унии в 1596 г. КПЦ не смогла, хотя учрежденный Иеремией Экзархат сыграл свою роль в консолидации правосл. общин и противодействии католикам. Визит католических монахов к Константинопольскому патриарху. Рисунок (Б-ка Булес, Афины) Визит католических монахов к Константинопольскому патриарху. Рисунок (Б-ка Булес, Афины) По мере нарастания стагнации Османской империи Высокая Порта постоянно испытывала все большую нехватку средств; внутри правящей элиты обострилась борьба различных группировок, и все они легко воспринимали КПЦ как один из источников денежных поступлений и в государственную казну, и для личного обогащения османских чиновников. Восприятие КПЦ как важной общественной силы в империи, по-видимому, вскоре было утрачено. Оказалось выгодным смещать и поставлять патриархов одного за другим ради получения новых и новых выплат. В связи с этим кон. XVI - XVII в. стал временем наиболее частой «чехарды» на престоле. В XVII в. патриархи менялись 53 раза и большинство из них находились на престоле по неск. раз. Так, Кирилл I Лукарис становился патриархом шестикратно (в 1612, 1620, 1623, 1633, 1634 и 1637); по 5 раз - Парфений IV (в 1657, 1665, 1671, 1675 и 1684) и Дионисий IV (в 1671, 1676, 1682, 1688 и 1693); Иоанникий II - 4 раза; Матфей II, Кирилл II и Каллиник II - по 3 раза. Мн. периоды таких Патриаршеств продолжались всего неск. недель или дней. Низложенные патриархи, как правило, получали в управление ту или иную архиерейскую кафедру, т. е. становились ее проэдрами, управлявшими делами и доходами без возведения на архиепископский престол. Они, как правило, оставались жить в К-поле, что сохраняло им возможность при случае вновь вернуться на Патриаршество. Вместе с тем в кон. XVI-XVII в. под влиянием контактов с западноевроп. церковными деятелями КПЦ предпринимались усилия к выработке нового катехизиса, уточнению мн. богословских, экклезиологических и др. вопросов, постоянно возникавших в ходе споров греч. иерархов и богословов с католиками и протестантами. Первые опыты на этом пути были сделаны патриархом Иеремией II, к-рый вел активную переписку с протестантами в 70-80-х гг. XVI в., но не систематизировал свои взгляды и по этим вопросам не публиковал офиц. заявлений от имени КПЦ.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

политике России. Высокой Порте был предъявлен ультиматум, касающийся упорядочения русско-тур. отношений, нарушенных в период восстания. Его результатом стала Аккерманская конвенция (25 сент. 1826), согласно к-рой Высокая Порта обязывалась охранять права христ. населения Молдавии и Валахии, российское правительство получило право наблюдать за соблюдением условий через дипломатических представителей; привилегии устанавливались и для серб. народа. В 1827 г. было заключено соглашение между Россией, Великобританией и Францией, согласно к-рому эти страны приняли на себя посредничество в примирении османских властей с греками. Отказ султана подчиниться требованиям держав имел следствием разгром союзной эскадрой турецко-егип. флота в Наваринском морском сражении 8 окт. 1827 г. Последовавшая затем русско-тур. война 1828-1829 гг. закончилась Адрианопольским мирным договором 2 сент. 1829 г., упрочившим положение христиан Молдавии, Валахии и Сербии и влияние России на внутренние дела Османской империи. Подписание 22 янв. 1830 г. Россией, Великобританией и Францией Лондонского протокола означало офиц. признание Греции независимым гос-вом. В условиях восстания К-польские патриархи Евгений II (1821-1822), Анфим III (1822-1824) и Хрисанф (1824-1826) фактически были лишены возможности управлять Церковью. Им оставалось только посылать по указке тур. правительства увещевательные послания к христианам той или иной области с призывами к спокойствию, к-рые, конечно, не имели никакого результата. Соотечественники еще при жизни обвиняли патриарха Агафангела (1826-1830) в сотрудничестве с турками; ярким проявлением его туркофильской политики было окружное послание к архиереям 1829 г., возлагавшее на них полицейские функции, а на священников - обязанность доносить о появлении бунтовщиков. Из-за того что К-польский патриарх являлся заложником политики османских властей и был вынужден принимать решения под давлением Высокой Порты, стала очевидной необходимость создания на освобожденной от османского господства территории независимой греческой церковной организации.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Поставлена на возвышенном участке главной улицы села, вертикальная доминанта его застройки. Возведена в 1896 г. на месте прежней 1733 г., пришедшей в ветхое состояние. Бревенчатые стены рублены без остатка, снаружи и внутри обшиты тесом, цоколь кирпичный. Деревянный храм крупных размеров, выполненный в характерном для этого времени русском стиле. Сложная пространственная композиция здания с крещатым построением объемов во многом восходит к зодчеству 17-18 вв. Высокий центральный четверик окружен более низкими прямоугольными пристройками (двумя боковыми рукавами с приделами, пятигранным алтарем и удлиненной трапезной), в углах между которыми встроены меньшие квадратные в плане прирубы. Четверик несет световой восьмерик с пологим шатром, завершенным луковичной главой на вытянутой двухъярусной шейке. Над угловыми прирубами расположены поставленные на глухих четвериках декоративные восьмерики, также увенчанные шатрами с главками; они образуют своеобразное пятиглавие храма. Им как бы противопоставлена высокая и стройная колокольня, примыкающая к трапезной. Она расчленена на пять ярусов: два четверика (нижний с входным крыльцом служил папертью) и три восьмерика (первый низкий и глухой, второй с окнами и третий с проемами звона), завершенные шатром с главой на двухъярусной шейке. Нарядное убранство фасадов включает накладные лопатки на углах объемов, карнизы с фронтонами, а также треугольные щипцы и килевидные кокошники, врезанные в шатровые кровли. Главный, западный и боковые входы выделены высокими крыльцами с портиками и широкими лестницами. Богатство внешнего облика дополняют наличники разных по форме окон: одностворчатых и трехстворчатых, с частой сеткой тонких переплетов и остроугольными завершениями, — а также окраска стен масляной зеленой краской с белыми деталями. В интерьере все помещения соединены друг с другом широкими арками, благодаря чему достигается ощущение единства внутреннего пространства. Обособлена лишь паперть с узкими боковыми помещениями по сторонам. Храм имеет простой иконостас с иконами кон. 19 - нач. 20 в., украшенными на украинский манер расшитыми крестьянскими полотенцами, и церковную утварь кон. 19—20 в.

http://sobory.ru/article/?object=07445

Однако румынская администрация не ожидала такого большого количества заключенных. Лагеря Транснистрии были переполнены, в них часто не хватало построек и пропитания, в связи с чем часть евреев погибла от голода и холода. Особенно высокая смертность среди заключенных наблюдалась зимой 1941–1942 гг. Умерших не хоронили, что приводило к новым вспышкам заболеваний. Кроме того, зимой 194–1942 гг. в лагерях жудеца (округа) Голта произошли масштабные массовые расстрелы евреев. На берегу Южного Буга всего за несколько дней расстреляли 40 тысяч узников, еще 5 тысяч было сожжено заживо в лагере Богдановка. Румынские власти проводили в Транснистрии массовые акции по уничтожению еврейского населения до февраля 1942 г. С наибольшей жестокостью они вели себя в Одессе, где 16 октября 1941 г., в день оккупации города, оставалось около 100 тысяч евреев. Уже 22–25 октября от 19 до 25 тысяч евреев были загнаны, а потом сожжены заживо на девяти артиллерийских складах. 8 ноября в местной печати был опубликован приказ командующего войсками города Одессы: «1. Все мужчины еврейского происхождения, в возрасте от 18 до 50 лет обязаны, в течение 48 часов с момента опубликования настоящего приказа явиться в Городскую тюрьму... 2. Все жители гор. Одессы и его предместий обязаны сообщить в соответствующие полицейские части о каждом еврее вышеуказанной категории, который не выполнил этого приказа. Укрывающие, а также лица, которые знают о том и не сообщают, караются смертной казнью» 616 . В дальнейшем евреев «других категорий» депортировали в концентрационные лагеря Доманевка, Ахмечетка, Богдановка и Печера, где они в основном были расстреляны, сожжены заживо или погибли от голода и холода (в феврале 1942 г. Одесса была объявлена свободным от евреев городом). Лишь несколько сот депортированных одесских евреев остались в живых. К концу февраля 1942 г. в Транснистрии оставались в живых 20–25 тысяч уцелевших местных евреев, 120 тысяч депортированных из Бессарабии и Румынии и 55 тысяч из Буковины 617 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010