Позднее эту мысль развил апостол Павел. Он сам оставался холостым, да и какая семья выдержала бы такие странствия и опасности, через которые довелось ему пройти! Он объяснял это так: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (1 Коринфянам 7:32-33), – и потому советовал тем, кто хочет всецело посвятить себя служению Богу, оставаться холостыми. Впрочем, для него и епископ мог быть женатым, лишь бы только это был «муж одной жены», т.е. человек, проявивший верность в браке. Последние полтора тысячелетия, правда, епископы избираются из числа монахов, как раз решивших стать «скопцами ради Царствия». Брак и для апостола Павла есть образ отношений Бога и человека. Ему принадлежат удивительные слова, над глубиной смысла которых мы редко задумываемся: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Ефесянам 5:22-25). Да, с одной стороны, апостол Павел говорит о подчиненном положении жены (что в том обществе было совершенно естественно), но с другой – указывает на источник этой внутрисемейной иерархии. Она отражает отношения между Богом и Церковью, а главное, мужьям вовсе не дозволяется самодурствовать и пользоваться своей властью для самоуслаждения. Они призваны любить своих жен, и не только так, как жених любит невесту, но и той любовью, которую на Кресте явил Сам Христос. Прочитав такие слова, поневоле придешь к выводу, что роль мужей в семье апостол описывает куда строже, чем роль женщин: повиноваться не так уж и трудно, а вот повторить подвиг любви, явленный на Кресте… А что же интимные отношения? Как и в Ветхом Завете, у апостола Павла они есть неотъемлемая часть супружеской жизни и только ее: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Коринфянам 7:4-5). Как мы видим, здесь предложен главный принцип христианской аскетики: время молитвы и особого духовного сосредоточения, называемое постом, требует от человека отказа от привычных радостей жизни. И вместе с тем он уточняет, что в супружеских отношениях такое должно происходить только по взаимному согласию, иначе «высокая духовность» одного из супругов может стать тяжким искушением для другого.

http://bogoslov.ru/article/1188437

Похвала апостола Послание к Римлянам (как и другие послания апостола Павла) начинается приветствием, обращенным ко всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (Рим. 1, 7). Павел хвалит римских христиан за то, что их вера возвещается во всем мире (Рим. 1, 8). Это очень высокая похвала, ведь апостол Павел до того не бывал в Риме и не видел римских христиан, хотя давно и очень сильно желал посетить столицу и лично познакомиться с чадами Римской Церкви (см.: Рим. 1, 11–12). Очень интересно то, как апостол представляется адресатам своего послания. Он пишет: Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию (Рим. 1, 1). К какому же благовестию апостол считал себя призванным? К тому, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом (Рим. 1, 2–6). В этих словах послания мы читаем древнейший символ веры христианской Церкви. Церковь верует, что Бог открыл Себя в Своем Сыне, родившемся из рода царя Давида и явившем Свою Божественность в воскресении из мертвых. Именно в принятии этой благой вести апостол Павел полагает спасение для верующих. Нельзя спастись, не веруя в Сына Божия, ставшего ради спасения грешников человеком. Современное послание Апостол продолжает мысль о том, что благовествование Христово есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину (Рим. 1, 16). Вера во Христа объединяет теперь некогда разделенных иудеев, хранивших веру в единого Бога, получивших обетования Божии о Спасителе, и еллинов — язычников, не знавших истинного Бога, уклонившихся на путь беззакония. Вера во Христа делает и первых, и вторых праведными. В этом открывается правда Божия от веры в веру (Рим. 1, 17).

http://pravoslavie.ru/72832.html

Св. Церковь , прославляя в своих песнопениях Крест Господень, берет черты для изображения славы его из опыта жизни. Исходною точкою прославления Креста выставляется в церковных песнях следующее противоположение: «Древо преслушания миру смерть прозябе: древо же креста живот и нетление; темже Ти поклоняемся распеншемуся Господу: да знаменается на нас свет лица Твоего» (служба Честному Кресту). Отсюда и все остальные похвалы Креста Господня, а именно: «Всесильный Крест Христов – апостолов похвала и благолепие, преподобных утверждение и верных знамение, мучеников крепость, иерархов и мучеников слава, победа и утверждение всех хвалящих его, немощных здравие, болящим исцеление и заступление, мертвым воскресение, падающим воздвижение. Крест – основание благочестия, бесом – губитель, Церквам благолепие, нечестивым погибель, врагом посрамление в день судный. Живоносный Крест – бесом отгнание, и помыслом погашение и ума сохранение. Крест – великое оружие Христово и непобедимое победительство всесильное. Крест – небесная лествице, Христова высота и слава. Крест – освящение водам, очищение воздуху, освящение и просвещение всякому, знамение мужества и Христов скипетр непреложный; противныя в землю попирая. Крест – всех воскресение, падших исправление, страстей умерщвление, и плоти пригвождение, крест душам слава, и свет вечный. Крест – врагов губитель, злочестивых язва и пленение, верных держава, благочестивый хранитель и бесов отгонитель. Крест – страстей пагуба, помыслов отгнание и духовом ловительство. Крест – древо жизни и спасения, древо бессмертия, древо разума, древо трилюбезно, нетленно и неизнуряемо». Вот какими чертами характеризуется слава Креста Господня! И мы видим, что слава Креста соответствует уничижению на нем Христа: крест есть крайняя ступень уничижения Христа и самая высокая лестница к славе, достигающая одесную Престола Божия на небе! В настоящей жизни крест, который мы несем по заповеди Христа ( Мф. 16:24 ; Мк. 8:34 ; Лк. 9:23 ), есть выражение наших бедствий, скорбей и страданий за Христа. Неся свой крест, мы сраспинаемся Христу ( Гал. 2:19 ), мы умираем со Христом, чтобы жить нам с Ним ( Рим. 6:8 ; Кол. 2:20 ). Отсюда, крест, как выразитель всех скорбей и страданий, символизирует собою наше уничижение: «будьте ненавидимы всеми за имя Мое... Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу... претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 10:22 ; Ин. 16:2 ). Но вы «блаженны, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша неграда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» ( Мф. 5:11, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Причины были не только церковно-канонического свойства, но и политического: Высокая Порта вообще неохотно давала разрешение на переход в иностранное подданство, а брак был удобным средством для этого. Под давлением правительства патриарх Анфим предпочитал убеждать иностранцев переходить в османское подданство, если они хотели жениться на гречанках (о чем свидетельствуют послания 1847 г. к митрополитам Софронию Хиосскому, Мелетию Иконийскому, Иерофею Анкирскому и Хрисанфу Критскому). В случае успеха подобных увещаний епархиальные архиереи получали за это правительственные награды и поздравления от патриарха (напр., Герасим Адрианопольский удостоился чести целовать ногу султана и получил орден; награжден был и Иероним Фессалоникийский). Несмотря на издание хатт-и шерифа, колокольный звон в греч. церквах в 40-х гг. XIX в. был почти повсеместно запрещен (письма патриарха к Милитинскому митр. Каллинику от 8 сент. 1846 с требованием снять медное било в храме на о-ве Тенедос; к епископам Рефимнскому и Кидонийскому на Крите о снятии колоколов от 13 июля 1848). В задачи патриарха входило ограничение любых проявлений антиправительственных настроений: напр., 5 июня 1848 г. он обратился к греч. консулу в К-поле, чтобы тот запретил чиновнику Апостолидису сочинять сатиры на почтенных лиц. Принятие инославными Православия могло также вызвать жалобы иностранных консулов: 12 апр. 1847 г. патриарх предупреждал Фессалоникийского митрополита Иеронима о мерах предосторожности при крещении некой инославной девицы и советовал отправить новообращенную в далекое и безопасное место. В 1849 г., несмотря на протесты патриарха, Высокая Порта настояла на изгнании из греческих школ учителей, имеющих иностранное подданство, к-рые распространяли среди греков патриотические настроения (это распоряжение вскоре пришлось отменить за недостатком учителей тур. подданства). Период с 1830 по 1853 г. для внутренней жизни Патриархата был временем борьбы церковно-политических группировок: партии патриарха Григория VI (архонт и великий логофет Аристархис, С.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Высокое, монументальное здание прежде всего поражает своей декоративностью и устремленностью всех форм вверх. Обычный тип бесстолпного и пятиглавого храма в два этажа (внизу — теплый, вверху — холодный), с пятигранной алтарной частью, короткой трапезной с притвором и колокольней трактован здесь с удивительным мастерством и своеобразием. Основной кубический объем с тремя рядами высоких окон свободно взмывает вверх. Венчают его высокая кровля и пять изящных глав на стройных двухъярусных восьмериках, центральный из которых является более крупным и световым. Динамичный взлет форм вверх особенно заметен с востока, где пониженный двухъярусный алтарь, также завершенный главкой с граненым барабанчиком, как бы начинает общее вертикальное движение, передавая его собственно храму. Необычно высокая трапезная во втором этаже имеет дополнительный ряд окон верхнего света вычурной, типично барочной формы. С запада к ней примыкает колокольня с крыльцом, два четверика которой венчает массивный и глухой восьмерик, к настоящему времени потерявший свое прежнее завершение. Особенно выразителен нарядный декор Входоиерусалимского храма с его характерными для местного барокко формами. Тонкие, ничем не перебиваемые пилястры на углах объемов и между окон вытянуты во всю высоту здания. Широкие завершающие карнизы с зубчиками дополнены полукружиями в центре каждой из сторон основного объема и четверика колокольни. Основной эффект производит живописное оформление оконных проемов, виртуозно выполненное из довольно ограниченного набора специально формованных кирпичных деталей, по-разному скомбинированных и создающих благодаря этому многообразие форм. На фасадах между тремя ярусами окон, заключенных в простые прямоугольные многоступенчатые рамки, расположены фигурные, вычурные картуши и над верхним рядом проемов не менее пышные фронтоны. Особенно роскошны картуши между нижними и средними окнами, а также на гранях колокольни, где они помещены в два яруса. Их рельефный рисунок из дуг, завитков и криволинейных элементов слегка выступает из плоскости стен и, оказываясь как бы наложенными на них, не нарушает четкие и ясные границы объемов здания. Подобный подход к решению внешнего убранства свойствен всем барочным храмам Тотьмы второй половины XVIII века. Они отличаются друг от друга лишь разнообразием комбинаций и сочетаний одних и тех же кирпичных фигурных деталей. Эти формы, явно исходящие в основном из столичной барочной лепнины середины столетия, образовали здесь свой собственный набор декоративных элементов.

http://sobory.ru/article/?object=06400

Аналогичное изменение Высокая Порта хотела внести в законодательство по брачному праву и разделу имущества между супругами после развода. Активные действия греч. агентов и патриотическая пропаганда со стороны греч. учителей в подведомственных КПЦ школах вызвали ряд правительственных мер, как цензурных (попытки запрета печатного органа Патриархии Εκκλησιαστικ Αλθεια в 1881, книги А. Паспатиса «Осада и взятие Константинополя» в 1882), так и направленных на контроль над начальным образованием (в первую очередь это относилось к школьным учебникам по географии, истории, катехизису и программам по этим предметам, а также слежке за учителями). Высокая Порта стремилась ввести изменения в бераты, выдаваемые архиереям,- основной документ, определяющий права местных митрополитов. Теперь правительство претендовало на право самостоятельно подвергать аресту священнослужителей, обвиненных в политической неблагонадежности (прежде право ареста принадлежало патриарху). Все эти требования Высокой Порты вызвали многочисленные протесты со стороны патриарха. На 1-м этапе борьбы за привилегии активную помощь Иоакиму III оказало российское посольство, чем и был обусловлен ее благоприятный исход для КПЦ. Тем не менее партия противников патриарха, поддерживаемая греч. правительством, одержала верх, и в 1884 г. Иоаким III заявил об отречении от Патриаршего престола. Российское правительство продолжало поддерживать с Иоакимом контакты и ждало удобного момента, чтобы снова способствовать его возведению на кафедру. В 1887 г. начался 2-й этап борьбы КПЦ за свои права и привилегии, вызванный очередной попыткой правительства конфисковать недвижимое имущество, полученное путем завещаний или наследства от монахов, под предлогом отсутствия правильно оформленных документов на владение этой собственностью. В 1888 г. снова встал вопрос о подсудности архиереев гражданскому суду, к-рый был спровоцирован активной деятельностью митрополитов и учителей греч. школ в Македонии (дело учителя А. Пихеона и Касторийского митр.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

С другой стороны, существенной реформы всего уклада жизни православных христиан и в частности строя церковного управления по началам западной культуры хотели и многие греки. Поветрие XIX столетия – национализм вызвал у многих греков-мирян, подчинённых Турции, стремление участвовать в управлении всеми делами, имеющими отношение к греческой нации, и в том числе и делами церковными. Мы уже знаем, что в 1847 году усиленно хотели проникнуть в Синод трое мирян. И стремление добиться активного участия в делах церковного управления либеральным грекам могло казаться осуществимым. Дело в том, что существовавшим строем церковного управления были недовольны почти все. Были недовольны им народ и низшее духовенство, которое тяготилось экономическим гнётом высшей греческой иерархии. Так, в 1848–1850 гг. многие провинции подавали правительству жалобы на насилия епископов и просили прекратить такой порядок вещей 1514 . Недовольны были им и большинство из епархиальных архиереев, которым не нравилось господство геронтов. 18 февраля 1856 года турецкое правительство издало гатти-гумаюн, на который смотрело, как на начало новой эры – эры благосостояния и счастья для всех своих подданных без различия национальности и религии. Гатти-гумаюн извещал всех подданных султана о предстоящих существенных социальных и административных реформах в смысле начал западной культуры и к участию в совершении их призывал все вероисповедания общества империи 1515 . Соответственно обещанию гатти-гумаюна, в апреле 1857 года патриарх константинопольский получил от турецкого правительства предписание приступить при посредстве особой комиссии к выработке проекта реформ касательно жизни православных христиан патриархата. «Мудрейший патриарх греческий, – говорилось в правительственном указе, доводится до твоего сведения, что высочайшее повеление, касающееся вновь возвещённых реформ, предписывает, чтобы все привилегии и духовные преимущества, дарованные христианским и другим немагометанским обществам османской империи, были в определённое время обследованы нарочито составленными для этой цели комиссиями в патриархатах. Поскольку важность этого дела не терпит никакой отсрочки, то не останутся ненаказанными те, которые посредством хитрых увёрток захотят обойти это, официально возвещённое, решение правительства или ослабить его. Словом, высокая Порта не потерпит, чтобы не вполне исполнен был принцип, спасительное действие которого так очевидно для всего народа» 1516 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

Успеху агитации катакомбников способствовала высокая доля единомышленников среди сельского населения Тамбовской области – 10–15%, а также их лучшее по сравнению с колхозниками экономическое положение. В 1947–1948 гг. на Тамбовщине сложились 3 основных очага деятельности ИПХ в 13, в основном северных районах. На первом этапе большинство руководителей, были выходцами из Липецкой области: В. Титов. П. Мордасов, П. Половинкин, Е. Прибыткова и др. Священнослужителей было очень мало, и в качестве пастырей выдвинулись «проповедники» и «старшие братья по духу», странствовавшие по области. Группы ИПХ включали, как правило, жителей одного населенного пункта и состояли из 10–15 человек. Во главе их находились «старший брат» или «старшая сестра» (только в 2 случаях). Общим руководителем «истинно-православных» Тамбовской и Липецкой областей считался В. Д. Титов, от которого исходила большая часть обращений и воззваний, широко расходившихся в списках. Но в его «Беседах о разных вопросах к сомневающимся на пути спасения» подчеркивалось: «Мы получили слова наставления от наших пастырей... Слово-проповедь было сказано во храмах ко христианам из уст епископа Уара и архимандрита Митрофана» 698 . Существенной особенностью тамбовских ИПХ являлось присутствие в их составе значительного количества молодежи. Так, в Мичуринском районе в конце 1940-х гг. из 83 руководителей 53% были младше 30 лет, а старше 50 лишь 14,5%. В 7 районах области возникли так называемые группы «юношей» в основном из детей «истинно-православных» или сочувствовавших им единомышленников. На них «проповедниками» возлагалась пророческая миссия, изложенная в «Новом Завете»: «И будет в последние дни... пророчествовать сыны ваши и дочери ваши и юноши будут видеть видения...» 699 Молодые ИПХ, по свидетельству советских исследователей, были даже более нетерпимыми к установившемуся в обществе порядку, чем большинство старых. Часть их них приняла обет безбрачия. Во многих отношениях они пересматривали прежнюю умеренную политику и в некоторых смешанных по возрасту группах брали на себя руководство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1880 года роздано, таким образом до 142 р. 11. Преображенский собор в Копорской крепости Крепость Копорье находится в 50-ти верстах от Петергофа, в 90-ти от Петербурга и в 12-ти от Финского Залива. С прилежащим селением она некогда называлась городом и была уездным до того времени, как уездным городом сделан Петергоф. Во время войн России с Литвою и Швециею крепость эта имела важное значение и, сохранившаяся доселе, стоит несколько подробного описания 6 . Крепость имеет форму сегмента, которого выпуклая сторона обращена к югу, ровная – к северу, а концы – к западу и востоку. На ровной стороне четыре башни. Крепость находится во рве, который, начинаясь сажень за 200 на восток, сливается с низменностью, идущею до Финского Залива. Ров, окружая крепость, делает ее как бы островом. Берег рва, на котором расположено село Копорье, возвышается сажени на четыре и таким образом основания домов в селе стоят выше основания крепости на 4 сажени. На южной стороне от основания стен до дна рва – сажень 15, и так как эта крутизна сама по себе служит защитою крепости, то и башни находятся только на северной стороне. Остров, занимаемый крепостью, на западе оканчивается узким мысом, имеющим очень крутые берега. От села к крепости сделан плитный мост, в виде толстой стены, в средине которой сделан проезд в полторы сажени ширины. Самый мост – деревянный, с деревянными перилами. Крепость сделана из плиты и окружающий ее ров образовался тогда, когда взятая отсюда плита вошла в состав стен. Берега рва почти отвесны; на южной стороне они покрыты мелким кустарником, а на северной – травою. Плита, из которой сделана крепость, связана известью с алебастром. Башни отстоят одна от другой на 3 сажени. Между башнями – ворота в крепость, сделанные аркою. Ширина ворот 4 арш., высота – полторы сажени. В арке было трое ворот, от которых сохранились рамки в виде железных обручей. Над первыми воротами – железная решетка, которая могла, особым механизмом, опускаться и заграждать вход. Соседняя с воротами арка, с правой стороны, разделяется на две части капитальною стеною. Часть арки, обращенная к крепости, открыта и потому неизвестно назначение этой местности. Отсюда небольшая четыреугольная дверь ведет во вторую, заднюю половину арки и тут находится высокая, со сводами и с одним окном, комната. Отсюда, небольшою дверью, входят к крутому спуску и потом в невысокую, также со сводами, темную комнату. Так как эта комната темна и в стене ее сделан массивный железный крюк, то ее считают тюрьмою. Впрочем, под башнями есть комнаты еще более темные. В упомянутой выше комнате есть черная русская печь, но тут нет ни трубы, ни сажи, ни угольев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

После бабинца центральный участок выглядит как просторный зал, у которого ширина больше длины. Также вытянутая в направлении Юг - Север форма восьмерика. Центр залит светом, щедро льющимся из 24 окон. Поражает центр и своей высотой. При одинаковой с бабинцем высоте сруба стен верх центра имеет не один, а два залома; кроме фонаря, которые имеют алтарь и бабинец, центр имеет еще восьмерик. Реальную высоту участка в 25 м мастер иллюзорно увеличил выработанными веками средствами. Резкое сужение всех граней сруба стен - первое из этих средств. Если в притворе наклон граней стен внутрь давал 4 см на 1 м высоты, то в центре восточная грань дает 5, а западная даже 8 см на 1 м высоты. Ровные плоскости граней сруба стен центра возвышаются спокойно, без напряжения. Широкие грани, ориентированные по сторонам света, почти незаметно переходят в грани сруба первого залома. Они выполняют роль цезура в процессе развертывания вверх объема участка. Первый залом низенький. Южную и северную его грани преломлены под углом 57°, тогда как восточную – под углом 70°, а западную – даже 80°. Восточная и западная грани первого залома в начале продолжают направление граней стен и лишь вверху четче обнаруживают наклон внутрь. Высота и углы залома обусловлены установкой: чтобы у восьмерика длина равнялась длине плана бабинца, а ширина – длине западной грани плана центра. Таким образом, объем сруба стен участка переходит в раскидистый восьмерик, сохраняющий соотношение сторон плана участка и составляющий как бы продолжение граней сруба стен. Ширину простенков восьмерика в значительной степени скрывают окна, а их высокая узкая форма усиливает элемент стройности. Верх восьмерика обозначен сплошным венцом резных ригелей. Второй залом - высокий, стремительный. Он имел задачу свести объем верха к размерам фонаря, что в натуре незначительно больше фонаря бабинца, а с виду воспринимается, как одного с ним размера и к тому же равносторонний в плане. Поэтому Южная и Северная грани второго залома дают углы 53 и 50°, а Восточная и Западная преломлены под углом 60°, то есть как стороны равностороннего треугольника (равносторонним треугольником мастер пользовался и при построении залома бабинца). Во всем остальном второй залом центра построен так же, как и залом бабинца, и грани залома составляют в проекции также звездчатый узор. Завершает центральный участок фонарь, прорезанный 4 узенькими и высокими окнами. На вид он имеет форму срезанной пирамиды.

http://sobory.ru/article/?object=53379

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010