бб) Высокая торжественность выражается и в пасхальных антифонах, заимствованных из псалмов (65,66 и 67-го). Вся земля и все народы возбуждаются славить и чтить Господа Спасителя. «Воскликните Господеви вся земля! Вся земля да поклонится и поет Тебе! Да исповедятся Тебе людие, Боже, да исповедятся Тебе людие вси!» Здесь же слышим и песнь победы над врагами спасения нашего: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!» Лик к пророческому пению славословия весьма прилично присовокупляет молитвенные песни новозаветные: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас. Спаси нас, Сыне Божий, воскресый из мертвых поющия Ти: аллилуия!» А к победной песни пророческой – победную песнь воскресения: «Христос воскресе из мертвых!» вв) Апостол читается ныне из книги Деяний. Церковь предположила с первого дня Пасхи начинать круг чтений апостольских а вследствие того 1-ое зачало (начало книги Деяний апостольских) и надлежало усвоить 1-ому дню Пасхи. Но не трудно видеть, что повествование, доставшееся настоящему празднику, соответствует его величию. Это – описание последнего явления воскресшего Господа ученикам, когда Он обещал им даровать силу для возвещения Его воскресения по всей Иудее и Самарии и даже до последних земли. Что иное есть настоящее торжество наше, как не произведение сей Божественной силы, распространившей веру в Воскресшего до последних земли? гг) Еще приличнее торжеству читаемое ныне Евангелие, – начальное благовестие сына громова, Иоанна Богослова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин.1:1 ). Где яснее и возвышеннее изображено Божество Спасителя нашего? Иоанн указывает на славу Его, которую Он имел прежде мир не бысть: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» ( Ин.1:3 ). Он видел и поведает нам и славу Его воскресения: «И мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин.1:14 ). Чтение столь высокого Евангелия в соборных церквах бывает на разных языках, для означения того, что слава Господа нашего прошла во все народы и поведается на всех языках мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В частности, сотворённым в пятый «день» морским животным Бог повелел: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях» (Быт. 1:22). Очевидно, что высокая оценка «хорошо весьма» не могла быть дана «родам» животных, которые оказались неспособными исполнить повеление Творца и рассыпались на части. В первозданном мире нет места для глобальных катастроф и массовых вымираний . Последовательность событий в наблюдаемой Вселенной иная: звёзды возникли за миллиарды лет до появления Земли и растений, палеонтологическая летопись свидетельствует о непрерывной последовательности хищнических отношений в истории живой природы, большинство видов животных (вероятно, более 90% ) вымерло в глобальных катастрофах задолго до появления на Земле человека. Так как у нас нет оснований сомневаться в достоверности источников – Священного Писания и научного естествознания, следует полагать, что обе последовательности имели место в действительности. Поскольку взаимоисключающие события не могли произойти одновременно, две последовательности предполагают два различных времени (два пространства-времени), соответствующих первозданному и падшему состояниям мира. В умирающей Вселенной нет места для бессмертного человека Третий аргумент в поддержку двухвекторной модели следует из того обстоятельства, что потенциальное бессмертие первого человека было бы невозможно в умирающей (наблюдаемой) Вселенной. По православному вероучению Адам имел возможность жить бесконечно долго, если бы не согрешил: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 2:23); «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих» (Прем. 1:13). Но вследствие непослушания он мог стать, и фактически стал, смертным: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16-17). На Карфагенском соборе в 419 г. Церковь провозгласила: «Признано всеми епископами карфагенской церкви яко Адам не смертным от Бога сотворен.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/11/shesto...

Второе, о чем часто забывается: «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» ( Еф.5:22 ). Другими словами, брак имеет иерархическую структуру: муж – глава семьи. Это тоже не было придумано людьми, а учреждено Богом с самого начала. Причем это установление не следует принимать в примитивном виде, как у некоторых азиатских народов. Это не означает, что муж может сидеть на диване и повелевать женой как прислугой. Быть главой семьи – значит любить, нести ответственность: кормить, обеспечивать всем необходимым и даже в крайнем случае – быть готовым умереть за жену и детей, вот что значит быть главой семьи. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее ( Еф.5:25 ). К сожалению, сегодня во многих семьях сам муж является виновником того ненормального положения, когда жена вынуждена брать на себя обязанность главы семьи и зарабатывать деньги, ходить по магазинам, носить тяжелые сумки, и проч. Итак, иерархическое устройство семьи является не просто благочестивой рекомендацией, а заповедью Божией, обязательной к исполнению как для мужа, так и для жены. Эта сторона семейной жизни имеет другую, не менее важную сторону. Дело в том, что дети, видя послушание матери по отношению к отцу, учатся у нее и наоборот, когда жена не слушает мужа, дети берут с нее пример, вырастая своевольными, неуправляемыми. И третье, не менее важное условие счастливого брака: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь ( Быт.1:27 ). Одна из целей брака (далеко не единственная) – рождение и воспитание детей. Родители, которые искусственно с помощью различных ухищрений ограничивают число детей, безусловно, согрешают перед Богом. Может возникнуть вопрос: «Но ведь Земля едва может прокормить те миллиарды уже живущих людей, ресурсы нашей планеты ограничены!». Это, вне всякого сомнения, великая ложь ХХ-го века. Чтобы не быть голословным, давайте обратим внимание на один факт. Нидерланды – страна, в которой самая высокая в мире плотность населения. На один квадратный километр здесь приходится 369 человек (для сравнения в России – 8 человек на 1 кв.км). 2/5 территории ниже уровня моря, почва малопригодна для земледелия. При этом страна является крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции. Даже мы, в нашей богатой всеми природными благами стране, едим голландские продукты. При такой высокой заселенности, там достаточно высокий уровень жизни. Если бы в Австралии была бы такая же плотность населения, как в Нидерландах, то на этом (самом маленьком) материке поместилось бы население в 2,8 миллиарда человек.

http://azbyka.ru/semya/kak-sdelat-brak-s...

Греческое «Стефанос» означает венец. Воистину, это имя имеет символическое значение. Через мученическую кончину Стефан получил венец славы на небе, став началом череды славных христианских мучеников. Когда мы говорим о первом христианском мученике, невольно возникает вопрос, как выглядим мы в сравнении с этим святым. Речь идет о мирном времени, ибо во время войны и среди нас были мученики за Святую Православную Веру. Если взглянуть на жизнь сегодняшнего общества, нельзя не заметить распространения безразличия к вопросам духовной жизни, к делам веры. А ведь Христос говорит: «Ты ни холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и нехолоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15-16 ). Дорогие! Сегодня мало только ходить в церковь. Христос требует от современного человека бдительности, осведомленности в Его учении, требует свидетельства о Нем миру. Все мы: стар и млад, богатый и бедный, ученый и простой человек — должны быть истинным подобием Христа из Назарета. Христос вознесся на небеса, а здесь, на земле, оставил Своих учеников. Они, как архидьякон Стефан, должны свидетельствовать о пришедшем в мир «Солнце Правды». Туда, где сегодня нет Христа во плоти, должны прийти Его ученики, неся всем любовь и мир, о котором благовествовали ангелы в ночь Рождества Христова. Наша самая высокая и ответственная задача — поступками и примером своей жизни явить современному миру Христа, не забывая Его слов: «и се Я с вами во вся дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Христос присутствует в нашем мире в сердцах христиан, которых избрал Себе в ученики. В настоящее время истинное Православие — это Православие действия и примера. Человеку наших дней недостаточно слов и обещаний. Необходим пример. Это миссия современного православного человека. А все это можно достичь только с Богом. Как прекрасно сказал французский ученый Паскаль: «Как цветок на солнце получает свое совершенство, так мы в Боге получаем свое развитие». Дорогие братья и сестры! Восстановим в своей памяти содержание сегодняшнего Евангелия, в котором мы слышали такие слова: «Камень, который отвергли строители, сделался главою угла. Это от Господа, и есть дивно в очах наших» ( Пс.117:22-23 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Дивный образ Церкви Христовой рисуется нам здесь. Ладья, как бы изображает Церковь, ее борты – это все правила и каноны церковные, ученики – это все мы, христиане, а море бушующее – это наше море житейское. Христос и теперь “взошел на гору,” т.е. воссел одесную Отца. Он видит наш корабль церковный и направляет его. Ведь Евангелие говорит, что ученики не сами по своей воле отправились на другую сторону, а “Христос тотчас понудил их войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону.” Значит они делали это из послушания Христу. А когда они оказались в опасности, Он пошел к ним по воде. “И ученики, увидевши Его идущего по морю, встревожились и говорили: Это призрак, и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: “Это Я, не бойтесь.” Петр сказал Ему в ответ: “Господи, если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.” Он же сказал: “Иди.” И выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу.” Заметьте этот момент: Христос не позвал Петра, а только разрешил Петру. Тут послушание перешло в дерзновение, это исходило от самого Петра. Он почувствовал такой прилив веры, такой подъем, что все казалось ему возможным. Но тут произошло что-то. Волна, высокая волна заслонила на секунду Христа от Петра. Он очутился один. Сразу заработал холодный рассудок. Он как бы пришел в себя и сразу подумал, что же он делает? Безумие… Разум отнял у него легкость веры в которой он шел, и он начал тонуть. Раздался отчаянный крик: “Господи, спаси меня.” И тотчас Христос простер ему руку. Что же случилось с Петром? А случилось то, что с каждым из нас может случиться: он испугался, его вера поколебалась. А случилось это потому что он переступил за борт ладьи. Какой здесь таится глубокий урок для нас: в христианской жизни должна быть равномерность, должна быть тихость. А чтобы это было, никогда не надо переступать за борт корабля Церковного. Надо хранить уставы Церкви, надо жить жизнью Церкви. И тогда, если нам даже и придется очутиться в бушующем море жизни, мы сможем вскрикнуть: Господи спаси меня… И Он, Милостивый, прострет и нам, как Петру, Свою спасающую руку, и мы очутимся опять в корабле церковном, и наступит великая тишина. 10я Неделя по Пятидесятнице

http://azbyka.ru/propovedi/edinoe-na-pot...

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю ( Рим. 7:19 ). Брань эта во сто крат более трудная и мучительная, чем если бы ты не принял Крещение. Крестившись во Христа, человек тем самым открыто, сознательно (по крайней мере, так мыслится) декларирует высочайшую цель – уподобиться Христу. Цель же декларируется не только для самого себя, и даже не только перед Богом и перед Церковью, но и в лицо сатане. Открыто «объявляется война». Цель выглядит подчас совершенно недостижимой: как быть безгрешным, свободным от греха, святым, и в конечном итоге обрести подлинную (вечную) жизнь? Действует принцип: чем более высокая ставится цель, тем более трудным оказывается к ней путь. Трудности духовного роста в жизни христианина – именно христианина, ставшего на этот путь сознательно, в надежде обрести радость и смысл жизни, – оказываются настолько серьезными и порой «непредвиденными», что впору впасть в отчаяние и сожалеть о содеянном приобщении к столь дорогостоящей, «жестокой» радости. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? ( Рим. 7:24 ) И здесь вновь надежда только на Христа и Его благодать: Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха ( Рим. 7:25 ). Поэтому «мы спасены в надежде» ( Рим. 8:24 ). Как бы ни была жестока внутренняя, личностная брань человека со своим грехом, с плотскими похотями, залогом победы является тот факт, что Бог на стороне человека (гл. 8): Если Бог за нас, кто против нас? ( Рим. 8:31 ) Он принял человека в качестве сына, усыновил (см. Рим. 8, 14–17 ; ср. Гал. 4, 6–7 ), так что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» ( Рим. 8:18 ). Здесь Павел доводит свою же мысль о всеобщности спасения уже поистине до космических масштабов: он говорит не только о человеке, который обретает во Христе свою утраченную первозданную богообразную славу (ср. 3, 23 452 ), но и о всей твари: 19 Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, 20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, 21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. 22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне ( Рим. 8:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Елеем отец Александр не помазывает – «Умащает!» Широкой кисточкой полил голову от макушки до брады. От уха до уха. Масляными руками я растер елей и пригладил мокрые волосы. Вот как оно было когда-то. Церковь, приняла меня как дорого гостя. Как в Библии: Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его; (Пс. 132, 2) …и возлил [Моисей] елей помазания на голову Аарона и помазал его, чтоб освятить его ( Лев. 8:12) Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? (Пс. 115, 3) На клиросе собрались все певческие силы во главе с отцом Александром. Тонкий благовонный аромат редкого особенного ладана, видно, припасенного к празднику, заполнил весь храм. Пели долго так, что дым из кадила успел превратиться в струящийся белый ручей, втекающий в алтарь через Царские врата. Там он поднялся над Престолом и стал выкруживать над ним диковинные фигуры. Я потом говорю Кире: — Видела? — Молчи, — отвечает, — а ты ничего не видел, когда исповедовалась бабушка, которая разносила просфоры? Ох, и не знаю… — Да что такое?! — Ох-ох. Когда батюшка склонился над ней, крестя ей главу, то показалось мне, что светлый ангел обнял ее своими крыльями. Привиделось, однако. — Иже Херувимы… – запел клирос: две старушки и молодой парень. И из–за фанерного закутка, освещенного голой лампой, послышалось истинно ангельское славословие. Я всегда как сладчайшего дара жду этого сельского исполнения. Волны нежнейшей любви,  как золото, выплавившейся в горниле жизней русских страдалиц, заполнили храм, словно невидимый фимиам. Сколько горя, сколько трудов нужно поднять душе, что голос очистился до такой прозрачности и нежности! Как море, ласково плещущее теплыми волнами, пение ласкает сердце. Каждая высокая нота колет и до краев наполняет сердце блаженством. Тишина в храме тончайшая. Заплакали. Я почти перестал чувствовать себя в теле. Осталась только скорлупа, придавленная кольчугой свитера. Руководит хором Нина Афанасьевна. Хочешь поглядеть на живого святого – смотри на эту высохшую, ссутулившуюся старушку в громадных очках на веревочке. На Пасху во время народного пения она высовывается из певческого закутка и дирижирует, показывая пальцами, сколько раз еще надо пропеть «Христос воскрес!»

http://pravmir.ru/dary-zadnepilevskix-pa...

И оправдалась в них предсмертная молитва Спасителя нашего: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и я в Тебе, так и они да будут в Нас едино; да уверует мир, что Ты послал Меня. Я в них, и Ты во Мне: да будут совершены во едино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17:21, 23 ). И увидел, и познал мир, что эти безмолвные и безответные страдальцы – избранники, любимцы Божии, и, склонившись перед их проповедью, уверовали в голгофского страдальца. Литургия В христианской православной Церкви приняты и навсегда усвоены две божественные литургии: « Василия Великого и Иоанна Златоустог о». Из выше приведенных слов св. Прокла видно, что литургии не сочинены этими великими мужами, а в существе своем те же самые божественные вечери, которые, по примеру первой Тайной вечери, были совершаемы апостолами и их ближайшими преемниками. Высокая заслуга этих святых мужей состоит в том, что они навсегда установили внешний порядок совершения этого таинства, величайшего из христианских таинств, и представили божественную литургию в таком совершенном виде, что после них самые богомудрые, богопросвещенные мужи не нашли иоты, подлежащей какому-либо изменению. Явный признак, что их действиями руководил не обыкновенный человеческий разум, а тот высший ум, который, где положит свою печать, то уж там всем умам и разумам человеческим делать нечего. Поэтому название божественная литургия, кроме самого таинства, принадлежит ей вполне всей – от первого и до последнего слова. Она вся божественная – в существе и во внешнем составе. Св. Василий родился в Кесарии, столице каппадокийской области (в Малой Азии). Год его рождения не известен. Родители его – Василий и Емилия – были строго христианской жизни (римская Церковь чтит их святыми и празднует 30 мая). Отсюда и вся семья вышла великих угодников Божиих. Братья Василия: св. Григорий, епископ Нисский (супруга его блаженная Феозва, диаконисса, память обоих 10 января), преп. Навкратий и св. Петр, епископ Севастийский (9 января), и сестра – пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Из апостолов только Иоанн получил имя Богослова, что свидетельствует о необычайной высоте его духа. В похвалу апостолу Церковь читает евангельское зачало, рассказывающее о том, как Господь Иисус Христос, в страданиях умирая на Кресте, усыновил Иоанна Своей Матери. Похвалы, большей этой, быть не может. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (ст. 25–27). Любимейший ученик Спасителя, который даже возлежал на персях Его во время Тайной вечери и дерзнул спросить о том, о чем никто не дерзал спрашивать: «Господи, кто предаст Тебя?» (см. Ин.13:23-25 ), стал теперь сыном Божией Матери. Так Господь утешил и Матерь, оставив Ей вместо Себя ближайшего Ему по духу апостола Иоанна, так утешил и своего любимейшего ученика, ибо он с тех пор до самого Успения Богородицы пребывал с Ней, наслаждаясь общением с этим избранным сосудом Божиим. Божия Матерь была самой верной, самой последовательной ученицей Своего Божественного Сына, исполнившей все заповеди и приявшей всю полноту благодати, и от Нее апостол учился всему прекрасному и возвышенному, что и сам потом исполнил в своей жизни и что проповедал нам. Любовь есть самая высокая христианская добродетель. Может быть, поэтому мы и почитаем апостола Иоанна Богослова, как проповедника любви, более других апостолов, хотя только один Бог знает, кто больший и кто меньший среди них. Мы принимаем его как проповедника любви, внимаем его писаниям, но, к сожалению, не всегда понимаем, что есть любовь, и спекулируем этим понятием. Мы якобы пытаемся исполнить эту добродетель, а на самом деле лишь напускаем на себя ее вид. Апостол Иоанн говорит: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» ( 1 Ин.4:12 ). Святитель Григорий Палама рассуждает, что любовь — это некая единая энергия (то есть действие), которая проявляется тем или иным образом в зависимости от того, к какому предмету она направлена.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Имя Сосфена было в большом употреблении, и потому многие лица могли носить его. 36 В первый раз, по рассказу Деяния Апостольских, он является в городе Ефесе после того, как выбыл отсюда Св. Павел по прибытии своем из Коринфа. Встрече их помешало то обстоятельство, что тогда нужно было Св. Павлу спешить в Иерусалим на праздник Пасхи, хотя Ефесяне и просили его побыть у них долее. Обещавши опять к ним возвратиться, если будет угодно Богу, Св. Павел отправился все-таки из Ефеса, остались же вместо него Акила и Прискилла ( Деян. 18:19–22, 24 ). Когда Апостол в отсутствие Павла пришел в Ефес, то «был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно, зная только крещение Иоанново. Он начал смело говорить в синагоне. Услышав его Акила и Прискилла приняли его и точнее объяснили ему путь Господень. А когда он вознамерился идти в Ахайю, столицей которой был Коринф, то братья ефесские послали к тамошним ученикам, располагая их принять его; и он, прибыв туда, много содействовал уверовавшим благодатью. Ибо они сильно опровергал иудеев всенародно, доказывая писанием, что Иисус есть Христос». Так говорит книга Деяний об апостольской ревности знаменитого сотрудника Павлова Аполлоса на утверждение церкви Христовой в Коринфе, насажденной трудами великого Апостола языков! ( Деян. 18:24–28 ). 39 По всей вероятности, остановило его благородное опасение, как бы своим возвращением не послужить еще к большему раздору Коринфян, ибо одни из спорщиков и состязателей стали уже открыто прикрываться в своих мнениях именем ученого и красноречивого Аполлоса ( 1Кор. 1:12 ). 40 Нельзя было тотчас же идти самому Апостолу Павлу на место коринфских нестроений, хотя, по его же сознанию, не грядущу ему там разгордешася нецыи ( 1Кор. 4:18 ). Ибо, с одной стороны, в Ефесе продолжала быть для него отверстой великая и высокая дверь благовестия, и противников было много, так что церковь тамошнюю оставить было нельзя; наскоро же и мимоходом побывать в Коринфе Апостолу совсем не хотелось, по малополезности такого путешествия ( 1Кор. 16:9, 7 ). С другой же стороны, и свидание его с Коринфянами при текущих обстоятельствах могло быть только крайне тягостным – как для него, так и для них самих. «Я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу… Чего вы хотите? с жезлом ли прийти к вам» ( 1Кор. 4:19, 21 ). Вот каково было настроение Апостола.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010