Арх.: РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 6375; Ф. 280. Оп. 1. Ч. 1. 2238; Оп. 3. 237; Оп. 7. 260; Оп. 14. 302; Оп. 20. 85, 94, 1208, 1692; Ф. 281. Грамоты по Клину и Можайску. 1667-1686 гг. 5681, 5712, 7640, 7644, 7648, 7664, 7666, 7669, 7672, 7681. Ист.: Рапорт Винценгороде от 26 сент. 1812 г.//Моск. вед. 1812. 97; Платон (Левшин), митр. Путешествие в Киев и по др. российским городам в 1804 г. СПб., 1813. С. 8; Глинка Ф. Н. Письма рус. офицера. М., 1870. С. 20; ПКМГ. 1872. Ч. 1. Отд. 1-2. С. 626; Пимен (Мясников), архим. Воспоминания//ЧОИДР. 1877. Кн. 1. Отд. 2. С. 409; Холмогоров В. И. Исторические мат-лы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1901. Вып. 10: Можайская десятина. С. 6, 8, 10, 82; ПСРЛ. 1846. Т. 1. С. 221-223; 1913. Т. 18. С. 347; Татищев В. Н. История Российская: В 7 т. М.; Л., 1965. Т. 5. С. 303-304; Древнерус. предания (XI-XVI вв.). М., 1982. С. 309-317; Из воспоминаний Э. Лабома//Бородино в воспоминаниях современников. СПб., 2001. С. 269-274. Лит.: Бакмейстер. Известия. 1771. Т. 1. Ч. 1. С. 17; ИРИ. Т. 4. С. 577-578; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 1. С. 152-153; Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 359-363; Шереметев С. Д. Бородино. СПб., 1891. С. 7; А. С. Колочский муж. мон-рь Гжатского у. Смоленской губ.//Смоленские ЕВ. 1896. 3. С. 427-435; Любинецкий Н. А. Землевладения церквей и монастырей Российской империи. СПб., 1900; Малицкий Н. В. История Переславской епархии. Владимир, 1912. Вып. 1. Прил. C. CLXXII, CLXXIII; 1917/1918. Вып. 2. С. 35-37; От Смоленской духовной консистории//Смоленские ЕВ. 1912. 11. С. 233-235; Феодосий (Феодосиев), архиеп. Слово, произнесенное в Успенской ц. Колочского мон-ря, Гжатского у., 9 июля сего года, в день 500-летия мон-ря//Смоленские ЕВ. 1913. 15. С. 669-675; Водарский Я. Е. Церк. организации и их крепостные крестьяне во 2-й пол. XVII - нач. XVIII в.//Ист. география России XII - нач. XX в.: Сб. ст. к 70-летию проф. Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 70-96; Памятники архитектуры Московской обл.

http://pravenc.ru/text/1841794.html

94) А. Отзыв паломника-очевидца последних событий в Иерусалимской Патриархии//Русь. СПб., 1883. 2. с. 61., 3. с. 56. 1884 95) Слово на Голгофе: Разбойник, распятый со Христом//душеполезное чтение. М., 1884. 6. с. 170–179. Отд. оттиск: М., 1884. 10 с. 96) Раскопки на Русском месте близ храма Воскресения в Иерусалиме//Палестинский Сборник. СПб., 1884. Вып. 7. с. 1–30, 31–35. 1885 97) Из Иерусалима. Впечатления поклонника. Письмо в редакцию//Церковный вестник. СПб., 1885. 14. с. 238. 98) Слово на Голгофе. Уроки с Голгофы//душеполезное чтение. М., 1885. 5. с. 94–102. Отд. оттиск: М., 1885. 9 с. 1886 99) Надгробное слово при погребении И. Дм. Левитова//Русский паломник. СПб., 1886. 19. с. 172. 100) Слово на Голгофе: Грех неведения//Душеполезное чтение. М., 1886. 6. с. 206–213. Отд. оттиск: М., 1886. 8 с. 101) Из Румелии. СПб., 1886. Т. 2. 650+2 с.: XVIII л. ил. 1887 102) Слово на Голгофе: Неизвинительные укоризны//Душеполезное чтение. М., 1887. 6. с. 129–134. 1888 103) Слово на Голгофе: Царство Божие//Душеполезное чтение. М., 1888. 6. с. 202–208. 1889 104) Слово на Голгофе: Происхождение зла и врачество против него//Душеполезное чтение. М., 1889. 6. с. 202–210. 1890 105) Слово на Голгофе: Понятие о спасении в Ветхозаветном и Новозаветном мире//Душеполезное чтение. М., 1890. 6. с. 133–141. 1891 106) Слово на Голгофе: Страх пред Господом//душеполезное чтение. М., 1891. 6. с. 259–266. 1893 107) Слово на Голгофе на текст: «Иисус же, пущ глас велий, издше»//Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1893. 5. с. 3–14. В рукописи 1) Каталог на греческом языке рукописей Синайской библиотеки, в монастыре на Синае. 2) Дневник его, 14 больших тетрадей, в 4-ю долю, имеющий несомненную важность для уяснения современной нам истории Церкви Афинской, Константинопольской, Иерусалимской и Русской. 3) В бумагах Преосвященного Порфирия (Успенского) , находящихся в Императорской Академии наук, сохранилось десять писем архимандрита Антонина, от 1859–1863 гг., преимущественно из Константинополя, весьма интересных, по свидетельству П. Сырку: в них заключается весьма много данных по археологии, истории и литературе христианского Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

720 Мельницкий М.Ф. Указ. соч. С. 82. В сноске у Мельницкого: «Справка в экспедиции о ссыльных в г. Томске». 725 См., например: ГАРФ. Ф. 677, Император Александр III. On. 1. Д. 4. Шифры, дешифранты для переписки членов императорской семьи с 1857 г. 728 РГАДА. Ф. 1208. Оп. 3. Д. 72. Л. 12об. Автограф. Письмо от 19 января 1837 г. (Переписанный текст без этого постскриптума – Д. 70. Л. 84.) 729 Там же; Епископ Петр. Сибирский старец Феодор Кузьмич. 1837–1864 гг.//Русская старина. 1891. Октябрь. С. 233. 732 Село Краснореченское (Красная Речка) Боготольской волости, Ачинского округа, на р. Чулым. (Ныне – Боготольский район Красноярского края.) 735 Епископ Никодим (Казанцев) отмечал в своих «Путевых записках» 1870 г.: «Приехали в станицу Белоярскую. Это – сибирские земские казаки, полукрестьяне и полувоенные, обрабатывают землю и на сроки по очереди, служат в Сибири же, в своих городах» (Путевые записки епископа Никодима//Русский архив. М., 1903. Кн. 1. Вып. 2. С. 237; далее – Путевые записки…). 736 РО РГБ. Ф. 23. К. 8. Д. 1 (1 а). Л. 7об., 9об.; РГАЛИ. Ф.487. Оп. 1. Д. 137. Л. 9; Мельницкий М.Ф. Указ соч. С. 84, 95. 738 Громыко М.М. Жизнеописания неканонизированных подвижников благочестия XIX в. как источник для изучения массового религиозного сознания//Этнографическое обозрение. 2000. 6. С. 48–50; Она же. О единстве православия в Церкви и в народной жизни русских//Традиции и современность. 2002. 2. С. 21–22. 755 Епископ Петр. Сибирский старец Феодор Кузьмич. 1837–1864//Русская старина. 1891. Октябрь. С. 234. 760 См., например, Асташевых в фонде князя Алексея Васильевича Оболенского – директора-распорядителя золотопромышленной компании: РГИА. Ф. 1107. 761 Юдин П.Л. Император Александр I в Оренбургском крае в 1824 г. Из дел Оренбургского центрального архива//Исторический вестник. 1891. Сентябрь. С. 714. 767 Мельницкий М.Ф. Указ. соч. С. 85. В другом месте этого жизнеописания пребывание Феодора Кузьмича в келье около пасеки И.Г. Латышева датируется 1848–1851 гг. – Там же. С. 94. Пасека И.Г. Латышева в 12 верстах от деревни Зерцалы. – РГАЛИ. Ф. 487. Он. 1. Д. 137. Л. 8об.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другая, не менее важная работа А. — «Синопсис четырех Евангелий» («Synopsis Quammuer Evangeliorum», Stuttg., 1964, 19738). В ней текст греч. Четвероевангелия расположен в виде параллельных столбцов, к–рые наглядно показывают сходства и совпадения у евангелистов. Подстрочно даны не только примечания, касающиеся рукописных вариантов, но и цитаты из раннехрист. авторов, близкие к тем или иным местам Евангелий. Выступая на Оксфордском съезде, посвященном НЗ, А. подчеркнул гармоническое единство книг, внесенных в НЗ, к–рое поражает, если сравнивать его с и учитывать постепенный процесс канонизации. «В этом изумительном отборе, — сказал А., — можно видеть Промысл Божий, руководивший Церковью». Своего рода обобщающим итогом исследований А. можно назвать его кн. «Церковная история в жизнеописаниях» («Kirchengeschichte in Lebensbildern dargestellt», 1. Tl, В., 1954). 1–й том ее (48 биографий) посвящен раннему периоду — от евангельских времен до эпохи отцов Церкви (кон. 7 в.). Популярная по своему характеру книга А. основана на глубоком изучении первоисточников и дает широкую историч. панораму, на фоне к–рой действовали великие мужи Церкви. Конфессиональные особенности его «Истории» были отмечены правосл. богословами (см. рецензию еп. М и х а и л а в ЖМП, 1955, 12). Kurzgefasste Liste der griechischen Handschriften des Neuen Testaments. Gesamtubersicht, B., 1963; The Problem of the New Testament Canon, L., 1962. RGG, Bd.7, S. 3. АЛЕКСАНДР (Андрей Иванович Светлаков), еп. (1839–94), рус. правосл. церк. писатель. Род. в Симбирской губ., в семье пономаря; окончил Симбирскую ДС (1860) и был рукоположен в священники. После десяти лет приходской работы поступил в Каз. ДА, к–рую окончил в 1875. Защитил магистерскую дисс. «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана» (Каз., 1875). В этом исследовании А. отметил, что Магомет «сам выдавал себя не за нововводителя, а лишь восстановителя веры Авраама». По мнению автора, упрощенное законничество ислама генетически связано с ВЗ, и (см. ст. Коран и Библия). В 1883 принял иночество с именем Александр, а в 1885 хиротонисан во еп. Можайского. «Добрый, благожелательный, кроткий, всем доступный, своей церковно–административной деятельностью приобрел уважение со стороны московского духовенства и искреннюю любовь всех москвичей» (митр. Мануил). С 1894 управлял Калужской епархией. Большинство сочинений относятся к области нравств. и догматич. богословия, а также к истории Церкви. Из библ. трудов А. наиболее известна работа «Иисус Христос по Евангелию» (вып. 1–4, М., 1891–94). Книга эта не столько экзегетическая, сколько назидательная и апологетическая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

О его любви к подвижникам благочестия и о недоверии своему разуму говорит тесная или, лучше сказать, духовная дружба с преподобным Варлаамом Хутынским (память 6/19 ноября), которого владыка Антоний часто посещал, долгое время проводил в беседах и почти ничего не делал без его совета. К местному почитанию архиепископ Антоний был причислен, вероятно в 1439 году, когда Новгородский святитель Евфимий установил празднование новгородским князьям и святителям, погребенным в Софийском соборе. Местная канонизация была подтверждена включением имени архиепископа Антония в Собор Новгородских святых, установленный 10 июля 1981 года по благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова). Труды: Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского, в 1200 г./Под ред. X. М. Лопарева//Православный палестинский сборник. – СПб., 1899, вып. 51. – С. 1–39, 71–94. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891. – С. 116. Порфирьев И. Я. История русской словесности: в 2 т. – Казань, 1870–1891, т. 1. – С. 391–392. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 36. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. – 3-е изд. – Новгород, 1902. – С. 92. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 597, 599. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 34. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1406. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 636–637. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 40. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 38. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1863, тт. 1, 3, 4, 5, 7 (по указат. С. 36).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Лазарев 1963 – Лазарев В. Н. Древнерусские художники и методы их работы//Древнерусское искусство XV – начала XVII веков. М, 1963. С 7–21. Лазарев 1966 (1) – Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966. Лазарев 1966 (2) –Лазарев В. Н. Об одной новгородской иконе и ереси антитринитариев//Культура Древней Руси. М, 1966. С. 101–112. Лазарев 1983 – Лазарев В. Н. Русская иконопись: От истоков до начала XVI века. М., 1983. Лебедева 1956 – Лебедева К. А. Два памятника древнерусского шитья XVI века в собрании Русского музея//Сообщения Гос. Русского музея, л.; М., 1956. Вып. 4. С. 54–57. Лебедев 1880 –Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. Левинсон-Нечаева 1954 – Левинсон-Нечаева М. Я Одежды и ткани XVI–XVII вв. Ц Гос. Оружейная палата Московского Кремля. М., 1954. С. 305–386. Леонид, архим. 1881 – Леонид, архимандрит. Надписи Троице-Сергиевой лавры. СПб., 1881. Лидов 1996 –Лидов А. М. Византийский антепендиум. О символических прототипах высокого иконостаса Ц Иконостас. Происхождение – Развитие – Символика: Тез. докл. (Международный симпозиум 4–6 июня 1996 г. Москва. ГТГ/Центр восточно-христианской культуры). М., 1996. С. 26–30. Лицеев 1891 –Лилеев И. В. Симеон Бекбулатович, хан Касимовский, великий князь всея Руси, впоследствии великий князь Тверской, 1567–1617 гг. Тверь, 1891. Лифшиц 1998 – Лифшиц Л. И. Иконография Явления Богоматери преподобному Сергию Радонежскому и мотивы теофании в искусстве конца XIV – начала XV в.//Древнерусское искусство: Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С. 79–94. Лихачев, Азиатов, Ильин, Мнева, Гончарова 1956 – Лихачев Д. С., Алпатов А. В., Ильин M. А, Мнева И. Гончарова А. А. Художественные памятники Московского Кремля. М., 1956. Лихачева 1977 – Лихачева Л. Д. Покров Пафнутия Боровского из Государственного Русского музея//ПКНО. 1977. М., 1977. С. 269–273. Лихачева 1979 – Лихачева Л. Д. О хоругви из Никитской церкви в Новгороде Ц ПКНО. 1978. М., 1979. С. 406–412. Лихачева 1980 – Лихачева Л. Д. Древнерусское шитье веков в собрании Государственного Русского музея: Каталог выставки/Авт. ступ. ст. и со ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

1306 Там же. 1307 Тертуллиан. О молитве Господней, XXII. 1308 Свт. Иосиф Волоколамский//Цветник духовный. Ч. I. С. 55. 1309 В житии схиархм. Гавриила. 1310 Помещается в Большом Требнике и в некоторых старых изданиях Молитвослова Киево-Печерской Лавры. 1311 Игум. Антоний. Письма, п. 88. С. 98; см. у него же о молитве в скорбях (п. 11. С. 12); еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 1. С. 275—276; свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 102. 1312 Часослов Тропарь, гл. 8-й на 3-м часе. 1313 Триодь Постная. Среда 1-й седм. Тропарь на 6-м часе. 1314 Ирмосы 4-й и 5-й Воскресные, 8-го гласа. 1315 Игум. Антоний Оптинский советует читать эту молитву, находясь в унынии (п. 2. С. 34). 1316 Тропарь праздника в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». 1317 Тропарь иконе Божией Матери Казанской. 1318 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к монашествующим. С. 330, 53; свт. Тихон Задонский. Творения T. I. Изд. V, п. XIX. С. 236 и 223. 1319 Он же. Письма к мирянам, п. 94. С. 192. 1320 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 202. С. 194; ср.: п. 25. С. 36. 1321 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 20. С. 32—33. 1322 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 183. С. 180. 1323 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 163—164. 1324 Там же. С. 463. 1325 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I. С. 336. 1326 Еп. Феофан Затворник. Письма.//Санкт-Петербурский Духовн. Вестник. 1891. 41. С. 812—813. 1327 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 11 на Матф. С. 108—109; см. также: Беседа 39 на Быт. 1328 Филарет, митр. Московский. Сборник мыслей и изречений. М., 1897. С. 42. 1329 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XII. С. 131. 1330 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 36—37. 1331 Там же. T. VII. С. 419. 1332 Свт. Климент, еп. Римский. Первое посл. к Коринф., гл. 46//Писания мужей апостольских. С. 147. 1333 Филарет, митр. Московский. 1334 Преп. Нил Синайский. 1335 Иннокентий, митр. Московский. 1336 Иером. Арсений. Маргарит. С. 164; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 411. С. 128.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

28 февр. 1669 г. он присутствовал на похоронах царевны Евдокии Алексеевны, 4 марта отпевал царицу Марию Ильиничну. На Рождество в 1669 и 1670 гг. И. приходил к царю «славить» Христа. 17 янв. 1670 г. отпевал царевича Алексея Алексеевича. 6 апр. 1670 г., на Светлой неделе, патриарх посетил Алексея Михайловича. В янв. 1671 г., решив повторно вступить в брак, Алексей Михайлович приходил к патриарху с просьбой благословить супружество. И. «к сочетанию святого супружества благословил и говорил речь», к-рая воспроизведена в «Чиновнике» свадьбы Алексея Михайловича с Наталией Кирилловной Нарышкиной ( Сазонова Л. И. Лит. культура России: Раннее Новое время. М., 2006. С. 155; РГАДА. Ф. 135. Отд. IV. Рубр. II. 29). 7 февр. 1671 г. патриарх был с подарками у царя и молодой царицы, 28 апр., на Светлой неделе, И. был у царя и царицы с «золотыми». В 1671 г. на праздник Успения Пресв. Богородицы Алексей Михайлович присутствовал на праздничной трапезе у патриарха. 25 нояб. 1671 г. боярин кн. Я. Н. Одоевский, один из влиятельных членов Боярской думы, свидетельствовал у патриарха духовную своей матери ( Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006. С. 48). Лит.: Евгений. Словарь. 1827. Т. 1. С. 296-297; Н. А. А. Иоасаф II, патр. Московский//ЧОИДР. 1848. 6. Смесь. С. 75-82; Филарет (Гумилевский). Обзор. 219; Татарский И. А. Симеон Полоцкий. М., 1886. С. 94-98; Каптерев Н. Ф. Сношения Иерусалимского патр. Досифея с рус. правительством, 1669-1707 гг. М., 1891. С. 63-64; Громогласов И. Иоасаф II//ПБЭ. 1906. Т. 7. Стб. 174-177; Дмитриев Ю. Н. Теория искусства и взгляды на искусство в письменности Др. Руси//ТОДРЛ. 1953. Т. 9. С. 96-116; Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв. М., 1958. С. 96-100; Ухова Т. Б. Каталог миниатюр, орнамента и гравюр собраний ТСЛ и МДА//Зап. ОР ГБЛ. 1960. Вып. 22. С. 131; Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синод. собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева). М., 1970. Ч. 1. С.

http://pravenc.ru/text/578114.html

420 Цит. по: Византийский Временник, приложение к XX тому, 1//Акты Филофеева монастыря, СПб., 1913.С. 40. 421 См.: Каптерев И. Ф. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI и XVII столетиях, издание 2-е. Сергиев Посад, 1914. С. 247–275. 426 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 580. 428 Цит. по: Петровский Н. Путешествие В. И. Григоровича по славянским землям. ЖМНП, 1915, ч. 59, октябрь. С. 244. 434 Дмитриев-Петкович К. П. Обзор афонских древностей//Приложение к 4-му тому «Записок Императорской Академии Наук», СПб., 1865. С. 20. 442 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 641. 443 Описание путешествия отца Игнатия в Царьград, на Афонскую гору, во Иерусалим, в Египет, в Александрию и в Аравию//Православный Палестинский сборник. Т. XII, вып. 3. СПб., 1891. С. 10. 444 Успенский Порфирий, en. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1845 году. Киев, 1877. С. 94. 445 См.: Гранстрем Е. Э. Греческие рукописи ленинградских хранилищ//Византийский Временник 23, М., 1963. С. 195. 454 Цит по: Дестунис Г. С. О каталоге греческих афонских рукописей, составленном летом 1880 года. ЖМНП, 1881, часть 213. С. 170. 456 См.: Смирнов И., свящ. Значение Афона в истории Сербской Церкви//Богословский Вестник, 1911, 11, ноябрь, Сергиев Посад. С. 597. 457 См.: Вздорное Г. И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже XIV–XV вв. ТОДРЛ, 23, Л., 1968. С. 178–179. 463 Пешеходца Василия Григоровича-Барского Плаки-Албова, уроженца Киевского, монаха Антиохийского, путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке. СПб., 1778. С. 739. 464 Цит. по: Щепкина М. В. Болгарская миниатюра XIV века. Исследование Псалтири То-мича. М., 1963. С. 30.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

132  См. Theodoretus Cyr. Hist. Religiosa – PG LXXXII, col. 1288–1289, 1292; русский перевод 5–8, 9–10 стр. 133  Характеристику блаженной, но и полной добровольных лишений и трудов жизни сирийского монашества можно читать в упомянутых же гомилиях св. Иоанна Златоуста , а затем в многочисленных, специально аскетических творениях Ефрема Сирина, например, в слове о скончавшихся отцах, о добродетели – к младшему подвижнику, о том, как приобретается человеком смиренномудрие, в советах новоначальному монаху о духовной жизни, на слова „вонми себе”, обличение самому себе (Творения св. Ефрема Сирина ч. 1), в поучительных словах к египетским монахам (ч. 2), также – семь деланий у монаха, наставления монахам (3 часть Творений св. Ефрема); у Феодорита Кир. Historia Religiosa – PG LXXXIII; русский перевод СПБ. 1853. Последний труд особенно показывает, какое громадное культурно-просветительное значение выполняло тогда монашество. 135 Личность Афраата в истории остаётся не уяснённой. Известно, что он носил, как часто в древнее время, два имени – Афраат и Иаков, был мудрецом из Персии. На этом основании его отождествляют с Иаковом Низивийским (Геннадий Массилийский, Wright W), с Афраатом и с учеником Юлиана Сабы, Иаковом, упоминаемыми у Феодорита Кир. (Hist. Eccl. IV, 25 . Ed. Parmentier 264–266 стр.; русский перевод 290–295; Historia Religiosa III и VIII cap. PG LXXXII, col. 1305–1309, 1317–1368, русский перевод 30–94 стр.) a также в сирийском житии Юлиана, изданном Беджаном в Acta sanctorum et martyruia (Nestle – RE 3 B. I 611 S. ср. В. XIX, 302 S.; Moeller–Schubert. Lehrbuch d. Kirchengesch. Cit. ed. 500 S). Разбор этих мнений о личности Афраата см. Parisot I, Praefatio к гомилиям Афраата – PS. I р. XIII-XIV, Bert – предисл. к нем. перев. гомилий Афраата – Texte und Untersuchungen. В. III, Η. 3–4. XX. S. Schwen. Afrahath, seine Person und sein Verständnis des Christentums. Berlin, 1907. 8. S. Иером. Анатолий (ныне епископ) цит. произв. „Историч. очерк о Сирийском монашестве”. Стр. 16–17. Климюк Ив. Иаков Афраат . Его жизнь, творения и учение – Учёно-богословские и ц.-проповеднические опыты студ. Киевской Дух. Ак. LXIII курса. Вып. VIII. Киев, 1911, 255–263 стр. Кроме указанных сочинений, при дальнейших сведениях об Афраате, его монашеской общине, мы имели самые произведения Афраата – гомилии, изд. в Patrologia, Syriaca, I. p. Paris, MDCCCXCIX-MCMVIII. Funk S. Die haddadischen Elemente im den Homilien des Aphraats der persischen Weisen. Wienn, 1891. Burkitt. Early eastern Christianity St. Margaret’s lectures 1904 on the Syrian Speaking church London 1904. Нот Connoly. Aphraates und monasticism. – The journal of theological Studies 1905. October. Parisot. DTC. V. I, col. 1458 и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010